Значение судебных звеньев и судебных инстанций. Судебное звено и судебные инстанции

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, составляя по этому признаку звенья судебной системы. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов равной компетенции. Звено судебной системы - это совокупность судов с одинаковой структурой и характером полномочий.

С учетом этого признака суды общей юрисдикции - это четырехзвенная система, которая имеет следующий вид:

  • 1) мировые судьи;
  • 2) районные (городские) суды общей юрисдикции;
  • 3) верховные суды в составе Российской Федерации, краевые, областные и соответствующие им суды;
  • 4) Верховный Суд РФ.

Мировые судьи являются низшим звеном системы судов общей юрисдикции. Традиционно основным звеном судов общей юрисдикции принято было считать районные суды, но с развитием мировой юстиции основная нагрузка по гражданским делам перешла мировым судьям. На примере Ростовской области продемонстрируем, что мировые судьи рассматривают свыше 70% всех дел, которые поступают в суды области. Так, за 2013 г. в суды области поступило около 430 тыс. дел, из них 306 тыс. рассмотрели мировые судьи .

Мировые судьи рассматривают дела в качестве суда первой инстанции.

Районные (городские) суды являются вторым звеном системы судов общей юрисдикции. В пределах своей компетенции районный суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и апелляционной инстанции на решения мировых судей, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

К судам третьего (среднего ) звена относятся верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В пределах своей компетенции данные суды рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды третьего звена являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Четвертое (высшее) звено образует Верховный Суд РФ , который является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом о судебной системе и федеральными законами. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Законом о судебной системе и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее - Закон о Верховном Суде РФ).

Военные суды являются частью подсистемы судов общей юрисдикции и состоят из трех звеньев:

  • 1) гарнизонные военные суды;
  • 2) окружные (флотские) военные суды;
  • 3) Верховный Суд РФ.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции военные суды рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды имеют четырехзвенную систему:

  • 1) арбитражные суды субъектов РФ;
  • 2) арбитражные апелляционные суды;
  • 3) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • 4) Верховный Суд РФ.

Арбитражные суды субъектов РФ - это первое (основное ) звено - в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные апелляционные суды, в пределах своей компетенции рассматривающие дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, образуют второе (промежуточное ) звено.

Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды, образующие третье (среднее ) звено системы арбитражных судов, являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, образует четвертое (высшее ) звено, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; дает разъяснения по вопросам судебной практики.

По процессуальной компетенции суды подразделяются:

  • - на суды первой инстанции;
  • - суды апелляционной инстанции;
  • - суды кассационной инстанции;
  • - суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны.

Звено - понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории.

Судебная инстанция - понятие судопроизводства, это стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, согласно которой вышестоящий суд имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять или отменять эти решения.

Суд первой инстанции - суд, рассматривающий дело по существу, уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела (по уголовному делу это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным - о применении или неприменении уголовного наказания; по гражданским делам - это вопросы удовлетворения иска или отказа в иске). Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды и мировые судьи в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, которым не дано право быть судами первой инстанции.

Основной объем гражданских дел рассматривают по первой инстанции мировые судьи, большинство уголовных дел приходится на районные суды, а арбитражных дел - на арбитражные суды субъектов РФ. Суды среднего звена рассматривают по первой инстанции наиболее сложные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, получившие широкий общественный резонанс. Суд высшего звена рассматривает по первой инстанции весьма ограниченное число дел.

Разбирательство дела заключается в исследовании судьей (судьями, присяжными заседателями) доказательств, представленных сторонами, причем доказательства исследуются судом непосредственно. Так, судом могут быть заслушаны показания свидетеля, осмотрены вещественные доказательства и т. д. Суду предоставляется возможность непосредственно проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства гражданско-правового спора). В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решение, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в апелляционном порядке осужденным, истцом или ответчиком либо может быть принесено представление прокурором в суд второй инстанции.

Суд апелляционной инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Основной особенностью апелляционной инстанции является то, что судебное разбирательство представляет собой полное или частичное повторное непосредственное исследование всех или части доказательств, которое может завершиться вынесением нового приговора либо решения по гражданскому делу. После этого обжалованное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу. Термин «апелляционная инстанция» произошел от лат. appellatio - обращение.

В системе судов общей юрисдикции для мировых судей апелляционной инстанцией является районный суд, где судья единолично контролирует законность, обоснованность и справедливость не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским и уголовным делам, вынесенным мировыми судьями. Для районного суда второй инстанцией является областной и соответствующие ему суды, а для областного и равных с ним судов - Верховный Суд РФ. Апелляционная жалоба подается через суд, вынесший решение. Разбирательство дел в апелляционной инстанции осуществляется по апелляционным жалобам и представлениям. Апелляционная инстанция должна проверить законность приговора (решения), т. е. соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права, обоснованность и соответствие выводов суда, изложенных в приговоре (решении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. Проверяется также справедливость приговора, т. е. соответствие наказания тяжести совершенного преступления.

Апелляционная инстанция не связана доводами апелляционной жалобы и вправе проверить законность и обоснованность судебных актов в полном объеме по поводу всех сторон, в том числе и тех, кто жалоб не подавал и в отношении кого они не приносились. В то же время не подлежат рассмотрению требования, которые не были предъявлены в ходе разбирательства дела по первой инстанции.

Суд кассационной инстанции проверяет законность приговоров, определений, постановлений, решений и определений суда первой и апелляционной инстанций, уже вступивших в законную силу. Жалоба подается непосредственно в суд кассационной инстанции. Кассационная инстанция не связана доводами кассационной жалобы или протеста. Она должна проверить уголовное дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в гражданском процессе - вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Термин «кассационная инстанция» произошел от лат. cassatio - отменять, уничтожать.

Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена и судебные коллегии Верховного Суда, на которые возлагается проверка законности уже вступивших в законную силу приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам, выносимых по первой и апелляционной инстанциям. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют арбитражные суды округов и Верховный Суд РФ.

В процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, КАС РФ) предусматриваются особенности обжалования в различные судебные органы, также установлены различные сроки рассмотрения и принятия решений по жалобам. Вместе с тем в процессуальных законах предусмотрен второй уровень кассации. Например, решения, вынесенные арбитражными судами округа (первой кассационной инстанцией), обжалуются в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (вторую кассационную инстанцию). Вторая кассационная инстанция и Президиум Верховного Суда РФ фактически действуют как два судебно-надзорных органа в отношении актов арбитражных судов .

Производство в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной инстанции тем, что кассационная инстанция проверяет лишь законность вынесенного судом решения и не может постановить новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение или вернуть дело на новое рассмотрение в нижестоящие суды.

Суд надзорной инстанции по жалобам и представлениям лиц, указанных в законе, проверяет законность вступивших в законную силу приговоров и решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в Президиуме Верховного Суда РФ.

Надзорная инстанция должна проверить законность приговора, решения, определения, иными словами, соблюдение норм уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права.

Рост доверия к суду во многом зависит от эффективности построения и функционирования системы защиты прав и интересов граждан и организаций, профессионализма судей, квалифицированного подхода к рассмотрению и разрешению споров, позволяющего вынести законное, обоснованное и справедливое решение. Значительным шагом в укреплении названных гарантий будет служить принятие внесенных в Государственную Думу Верховным Судом РФ законопроектов, в соответствии с которыми Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям будет предоставлено право возбуждения надзорного производства в случае фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права при отсутствии жалоб сторон .

Следует отметить, что дело может быть также пересмотрено по новым и по вновь открывшимся обстоятельствам. Это одна из исключительных стадий российского судопроизводства с особым процессуальным порядком выявления и устранения допущенных при рассмотрении дел судебных ошибок, связанных с тем, что при разрешении дела суду не были известны обстоятельства, которые могли повлиять на его выводы, либо они появились после разрешения дела.

Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по делу возобновлено ввиду новых обстоятельств или вновь открывшихся обстоятельств.

Так, в уголовном судопроизводстве вновь открывшимися обстоятельствами являются:

  • - установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего или свидетеля, заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий или заведомая неправильность перевода, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения или постановления;
  • - установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия дознавателя, следователя или прокурора, повлекшие за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, вынесение незаконного или необоснованного определения либо постановления;
  • - установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судьи, совершенные им при рассмотрении данного уголовного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

  • - признание Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ;
  • - установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом РФ уголовного дела.

Возобновление производства по уголовному делу по новым или по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судами надзорной инстанции.

Для административного и гражданского судопроизводства пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, постановлений апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменен обжалуемый судебный акт, постановление или принят новый судебный акт, постановление, производится судом, изменившим судебный акт, постановление или принявшим новый судебный акт, постановление.

  • См.: Ткачев В. Н. За время, прошедшее с момента возрождения мировой юстициина Дону, мировые судьи успешно решают поставленные перед ними задачи // Мироваяюстиция. 2014. № 1.
  • См.: Ярков В. В. Объединение высших судов: ожидания и последствия // Закон.2014. № 3. С. 99-100; Чупилкина А. Ф. Объединение ВАС РФ и ВС РФ: законодательные улучшения или новые проблемы? // Арбитражный и гражданский процесс. 2014.№ 8. С. 61-62.
  • См. постановление IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. № 1.

Понятие звена судебной системы и

понятие судебной инстанции

Звено судебной системы - совокупность судов, обладающих однородными полномочиями и занимающих равное место в судебной системе.

В России система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев:

· Мировые судьи;

· Районные (городские) суды;

· Суды субъектов Федерации (областные, краевые, автономных округов, автономных областей, Верховные Суды республик в составе России);

· Верховный Суд Российской Федерации.

Трёхзвенную систему имеют также военные суды:

· Гарнизонные суды;

· Окружные (флотские) суды;

· Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Судебная инстанция - стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией.

В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Понятие первой инстанции. Суды первой инстанции.

Суд первой инстанции - суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Судебный акт суда первой инстанции, как правило, может быть обжалован в кассационном или апелляционном порядке в вышестоящий суд.

В Российской Федерации судами первой инстанции являются:

Ø Мировой судья

Ø Районный суд

Ø Гарнизонный военный суд

Ø Верховный суд республики в составе РФ, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа

Ø Окружной (флотский) военный суд

Ø Арбитражный суд субъекта РФ

Ø Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

Ø Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Ø Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

Ø Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

– основное звено – районные суды;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:

– основное звено – гарнизонные военные суды;

– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

– среднее звено – окружные арбитражные суды;

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

34. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;

– национальный язык судопроизводства.

35. Квалификационные коллегии судей: порядок формирования,

состав и компетенция

Квалификационные коллегии судей - это предусмотренные зако-

ном выборные, коллегиальные, организующие и осуществляющие те-

кущую деятельность рабочие органы судей, предназначенные для ре-

шения кадровых и внутренних вопросов судейского сообщества.

П о р я д о к ф о р м и р о в а н и я к в а л и ф и к а ц и о н н ых

к о л л е г и й судей

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей

федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественно-

сти и представителей Президента РФ.

В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов

коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов опре-

делены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".

Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются

Десять представителей общественности в состав Высшей квалифи-

кационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федераль-

ного Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президен-

Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъек-

тов РФ закреплен ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ",

где в ч. 4 этой статьи определяются нормы представительства судей от

федеральных судов и судов субъектов. Судьи в состав квалификацион-

ной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конфе-

ренции судей.

Формируется коллегия из числа судей федеральных судов общей

юрисдикции субъектов РФ, судей арбитражного суда, гарнизонных во-

енных судов, районных судов, судей Конституционного (Уставного)

суда субъекта РФ и мировых судей, которые действуют на территории

данного субъекта, а также представителей общественности населения

субъекта РФ и Президента РФ. Нормы представительства от различных

судов и порядок выбора в члены коллегии установлены в названном

В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны пред-

седатели и заместители председателей судов. Судья не может быть из-

бран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей

одного уровня, а также не может быть членом квалификационных кол-

легий судей разных уровней.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят

также семь представителей общественности, которые назначаются за-

конодательным (представительным) органом государственной власти

субъекта РФ, и представитель Президента, который назначается Прези-

Для представителей общественности в квалификационных коллеги-

ях судей установлены определенные требования, которым они должны

отвечать. Ими могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие

высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их по-

ступков, не занимающие государственные или муниципальные должно-

сти, должности государственной или муниципальной службы, не яв-

ляющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от

организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвока-

тами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях

судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образо-

вание, не совершившие порочащих поступков.

Представитель общественности, представитель Президента в ква-

лификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий

должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной

власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.

Если они совершили порочащий поступок или же систематически

не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их

полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органа-

ми, которыми они назначены.

Э к з а м е н а ц и о н н ы е к о м и с с и и. Для определения юридиче-

ской и профессиональной подготовки претендентов на должность судьи

при квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные

комиссии. В ее состав входят наиболее опытные судьи, ученые-

правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам. Количест-

венный состав и персональный список экзаменационной комиссии ус-

Судебное звено

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено - федеральные арбитражные суды округов. И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Суды, действующие в районах или городах (не имеющих районного деления), районах в городе, а также межрайонные (окружные) суды, имеют одинаковое положение и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции.

Такое признание особой роли этих судов, как основного звена, вытекает из того, что:

Они составляют подавляющее большинство судебных органов;

Являются низовыми звеньями, наиболее приближенными к населению;

Осуществляя правосудие, рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, поступающих в эти суды.

К первому звену относится также и межобластной суд.

Вторым звеном судебной системы являются Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды. Эти суды имеют одинаковые функции и занимают одинаковое положение в системе судов в качестве второго звена по отношению к первому звену.

Верховный Суд выступает в качестве третьего звена, являясь высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов первого и второго звена. Таким образом, районный (городской), межрайонный (окружной) суд, межобластной суд является первым звеном; Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные. Киевский и Севастопольский городские суды вторым звеном; третьим - Верховный Суд Украины.

Существует три судебных инстанции:

I. Суды, обладающие очерченными полномочиями, называются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по существу, постановляя:решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам, определения - по любому из этих производств.

II. Суд кассационной (второй) инстанции проверяет законность и обоснованность решений, приговоров и определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу.

III. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах:в порядке судебного надзора;возобновления уголовных и пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее (рис. 2.1).

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:

    основное звено - районные суды;

    среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономнойобласти и автономных округов;

3)высшее звено - Верховный Суд РФ.Военные суды включают следующие звенья:

    основное звено - гарнизонные военные суды;

    среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

    высшее звено - Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

Звенья арбитражных судов:

    основное звено - арбитражные суды субъектов РФ;

    среднее звено - арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;

    высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Рис. 2.1. Судебная система РФ

Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории, то функциональные связи определяются понятием инстанция. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятие решения по существу, проверка законности ранее принятых решений). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Правосудие по первой инстанции ~ это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске - по гражданскому и арбитражному делу. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных - арбитражными судами субъектов РФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также в системе арбитражных судов). Особенность апелляционной инстанции в том, что, отменив решение суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Дальнейшее развитие судебной системы, повышение качества обеспечения правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти.

Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. №)081-р была утверждена Концепция развития судебной системы России на 2007-2011 гг. Предусматривается совершенствование процессуального законодательства; повышение уровня исполнения судебных актов (сейчас - 52%); обеспечение открытости правосудия; борьба с коррупцией внутри судебного ведомства; выделение дополнительных средств на обеспечение судей жильем (2,7 млрд руб.) и ряд других мероприятий.