Понятие и значение толкования норм права. Официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование

1) Официальное – осуществляют специальные органы (суды) или органы, принимающие их (Федеральное собрание). Официальное толкование подразделяется на аутентическое и легальное .

- аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции. Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

- легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.

2) Неофициальное – когда расталковывание ведется юристами, ученными и т.д. (лица не уполномоченные официально). Неофициальное толкование подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное .

- Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого «житейского» толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.

- Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

- Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктринального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.

В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.

В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.

Приказуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.

Виды толкования различают и по объекту толкования, которым может быть либо нормативный акт в целом, либо отдельная норма.

Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Оно дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями), имеет обязательное значение для других субъектов и содержится в специальном акте. Такой вид толкования вызывает юридические последствия, ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления. Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приёма должностными лицами посетителей. Официальное толкование ещё часто называется легальным, те официальное разъяснение, имеющее общественный характер и обязательное для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормы.

Официальное нормативное толкование может даваться в форме инструкций, разъяснений также особыми органами в силу предоставленных им специальных постоянных либо разовых полномочий (легальное толкование). Оно должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

Можно выделить три основные группы субъектов официального толкования права.

В рамках официального толкования различаются два его основных вида: нормативное и казуальное толкование:

1) Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу, производящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается. Такое толкование применяется, в случаях, когда толкуемые нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясные места, неточности. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

И распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Термин "нормативное" здесь условен. На самом деле нормативное толкование никаких новых норм не создает, а разъясняет лишь действующее. Это, как правило, судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел.

Нормативному толкованию подвергаются акты, которые с точки зрения компетентного органа нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения или в силу иных причин.

Оно не содержит и не должно содержать самостоятельные правовые нормы. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения, права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (разумеется, в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения в отрыве от толкуемого акта и полностью разделяют его судьбу: его отмена или изменение должны, как правило, приводить к отмене или соответствующему изменению нормативного разъяснения.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

  • а) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа. Слово «аутентичный» в переводе, с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике. Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной думой, Президентом и другими правотворческими органами. Акт аутентического толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, что и разъясняемый акт. Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы;
  • б) легальное толкование (разрешенное, делегированное) -- это такой вид толкования, при котором разъяснение осуществляется теми субъектами правовых отношений, которым это поручено, разрешено. Субъектами, которые не являются правотворческими органами. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики. Для судебной деятельности особенно важны разъяснения Верховного суда, Высшего арбитражного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.
  • 2) Казуальное толкование - это разъяснение, обязательное только для данного конкретного случая, оно неотделимо от него и не имеет значение для других дел. Оно разъясняет нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Цель такого толкования - правильное решение дела. Оно имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму (например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону).

Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование). Формально судебное толкование касается лишь тех судов, которые участвовали в рассмотрении дела, и осуществляется в пределах конкретного дела. Однако оно немаловажно для улучшения работы судов, для унификации судебной практики. Большое значение в связи с этим имеют судебные решения, которые публикуются в специальной периодической печати.

Результаты казуального толкования имеют обязательную силу только для рассматриваемого дела и не имеют значения при рассмотрении других юридических дел. В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова "казус", конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.

Официальное толкование - это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями), закрепленное в специальном акте и влекущее определенные юридические последствия. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М., 1976 Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Данный вид толкования выражается в устной и письменной форме. Последняя форма выражения толкования представляет собой документ в виде письменных актов официального толкования со всеми соответствующими реквизитами. В юридической практике применительно и устное официальное толкование. Такой характер имеет, например, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрения гражданских и уголовных дел. Аналогичное значение имеет устное официальное толкование, осуществляемое должностными лицами во время приема посетителей по юридическим вопросам (прием граждан работниками суда, прокуратуры).

В силу того, что многие ученые в своих трудах отражают различные взгляды на классификацию видов официального толкования, мы имеем право выбрать наиболее приемлемую и понятную точку зрения.

К примеру, Т.В. Кашанина делит официальное толкование на два основных вида: аутентичное и судебное, которое в свою очередь распадается на нормативное и казуальное. Профессор Керимов Д.А. предлагает поделить официальное толкование на четыре вида: легальное, аутентическое, делегированное и каузальное. Я же разделяю мнение профессора Вопленко Н.Н. и мнение, выраженное в совместных трудах, профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько («Теория государства и права. Курс лекций»), которые в своих работах выделяют нормативное и казуальное официальное толкование. Нормативное толкование они делят на аутентичное (авторское) и легальное (делегированное) толковании правовых норм.

Исходя из обозначенных выше видов официального толкования, рассмотрим каждый из них более подробно.

Итак, официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий делится на нормативное и казуальное. В этих понятиях выражается различная степень широты воздействия толкования на общественные отношения.

Нормативное толкование

Нормативное толкование характеризуется государственной обязательностью, рассчитанной на широкий круг общественных отношений и возможностью неоднократного использования в юридической практике. Такое значение имеют акты толкования Президента Российской Федерации, парламента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также аналогичных органов и должностных лиц субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Оно применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Данный вид толкования призван обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения, они полностью разделяют судьбу толкуемой нормы. Отмена или изменение нормы права нередко приводит к отмене или соответствующему изменению акта толкования.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Президент РФ, Государственная Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по делам применения законодательства при рассмотрении дел. Такие руководящие разъяснения (в форме постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. Они являются результатом их обобщения. В них разъясняются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судебных органов, которые порождают ошибки и неправильные решения. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами. В пример этому можно привести толкование, которое Верховный Суд РФ дал Постановлению Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о залоге». Постановление отвечает на многие вопросы, возникшие в арбитражной практике в отношении внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество и ипотеки. Данные в нем разъяснения существенно корректируют сложившиеся подходы к определению добросовестности в залоговых правоотношениях.

Казуальное толкование

Казуальное толкование имеет ту особенность, что исходит от судебных или иных (административных) компетентных органов в связи и по поводу рассмотрения и решения конкретного судебного (или административного) дела. Следовательно, казуальное толкование не имеет общеобязательной силы и применительно только к конкретному случаю и к конкретным лицам.

Казуальное толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора судебных или административных органов.

Казуальное толкование могут давать все судьи в связи с рассматриваемыми делами. Однако если казуальное толкование дает суд высшей инстанции, оно в силу особой авторитетности толкователя может приобрести характер судебного прецедента, то есть учитываться и другими правоприменительными органами при рассмотрении аналогичных дел.

Неофициальное толкование

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид интерпретации не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов. Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Стоит отметить, что оно оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.

Признаки неофициального толкования:

1) субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и непрактикующие юристы, отдельные граждане;

2) между указанными субъектами нет четкой координации, и они осуществляют деятельность по толкованию автономно;

3) толкование права осуществляется субъектами права по доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это;

5) оно является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы;

6) оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме;

7) его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а так же функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Виды неофициального толкования

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. В нем выражается уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества. Такое толкование имеет большое значение для соблюдения гражданами запретов, исполнение юридических обязанностей, а также при осуществлении ими субъективных прав.

Профессиональное (компетентное) толкование исходит от сведущих в области права лиц, хотя их действия по толкованию норм права не приобретают обязательного значения. Лазарев В.В. Применение советского права. - Казань, 1972., стр. 89.

К примеру, разъяснение норм права адвокатом, прокурором во время приема граждан.

Доктринальное толкование. Оно так же не имеет юридической силы, но более чем другие оказывает влияние на реализацию права в целом и применение права в частности. Доктринальное толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях и т.д. Основывается этот вид толкования на знании закономерностей воздействия права на общественные отношения, создании законодательства, на обобщении практики применения правовых норм.

Практическое значение неофициальных форм толкования определяется авторитетом субъектов такого толкования, компетентностью и высоким уровнем достоверности соответствующих толкований.

Толкование права по объему

Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Но иногда словесное выражение его воли может не совпадать с ее действительным содержанием.

Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с этим различают буквальное (адекватно), расширительное (распространительное) и ограничительное толкование.

Буквальное толкование - наиболее типичный вид толкования, когда словесное выражение нормы права и её действительный смысл идентичны.

В силу объективных и субъективных обстоятельств, словесное выражение воли законодателя и действительное содержание воли, выраженной в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях применяют расширительное и ограничительное толкование.

Примером буквального толкования является толкование ч. 3.1 ст. 51 АПК РФ (определение об отказе во вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции), которое применялось Федеральным арбитражным судом московского округа в марте 2011 года при рассмотрении дела по заявлению конкурсного управляющего ООО "Респект" о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности. ttp://base.consultant.ru/

При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем её словесное выражение. Предполагает применение этого способа толкования наличие в тексте нормы таких оборотов, как «другие», «прочие», «иные» и т.п.

Например, в гражданском праве есть термин "утрата", содержание которого значительно шире, чем буквальное значение слова, а именно: как гибель, разрушение, а также все другие случаи прекращения существования предмета.

Однако не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем её словесное выражение. Следовательно, этот вид толкования свидетельствует о том, что толкуемую статью следует применять к более узкому кругу судебных и административных дел, чем это вытекает из буквального смысла ее текста. Недопустимо ограничительное толкование законченных перечней в статье закона (подзаконного акта).

Способы токования права

Языковое (грамматическое) толкование.

Уяснение смысла толкуемой нормы необходимо начинать с ее текста, его морфологической и синтаксической структуры. Этот вид предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста.

Правила языкового толкования весьма многочисленны. Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. - М., 2003, стр. 139-143. Вот некоторые из них.

Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет оснований для иной интерпретации.

Если имеется легальная дефиниция термина или законодатель иным образом определил его значение, то в этом значении и должен пониматься термин, несмотря на его отличное значение в обыденном языке.

Значение термина, установленное законодателем для одной отрасли права или одного закона, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли или другой закон.

Если в законе не определено тем или иным способом значение юридических терминов, им следует придавать значение, в котором они употребляются в юридической практике и науке.

Если в законе использованы технические или иные специальные термины с не определенным законодателем значением, следует придавать им смысл, который они имеют в соответствующих отраслях знаний.

Нельзя без достаточного основания разным терминам придавать одно и то же значение. Недопустимо толкование значения нормы права, при котором ее отдельные слова и выражения толковались бы как излишние. Идентичным формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя придавать разные значения, если из этого акта не следует иное.

Значение сложных выражений следует устанавливать в соответствии с синтаксическими правилами языка, на котором сформулирована данная норма.

Языковое толкование состоит из следующих стадий:

1) выясняется значение отдельных слов;

2) производится грамматический разбор предложения;

3) устанавливаются связи слов в предложении;

4) определяется структура предложения в целом и роль знаков препинания, союзов.

Языковое толкование предшествует применению других способов толкования.

Логическое толкование

Логическое толкование основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического построения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение‚ умозаключение, закон логики, аксиома и др. Юрист производит дедуктивные действия, для того чтобы расположить согласно этим правилам нормативные предписания, принципы и аксиомы, вытекающие из всех норм, которые ему поручено применить или объяснить. В этом случае юридические умозаключения будут использоваться постоянно, часто в инстинктивной или подразумеваемой форме.

Правила логического толкования вырабатывались веками. Вот некоторые из них:

1) логическое преобразование. Проведение этой логической операции отнюдь не редкость в процессе толкования. Дело в том, что законодатель не всегда выражает мысль, следуя всем языковым правилам. Отсюда и возникает необходимость дополнить мысль законодателя:

а) восстановить все части нормативного предложения;

б) вывести из него логические следствия;

в) из общего положения выделить частные нормы;

г) на основе отдельных положений вывести общее.

2) выводы из понятий. Понятие - это свернутое суждение. При толковании происходит развертывание понятия в совокупности детальных суждений: дается анализ его признаков, производится их синтез (формулируется определение), определяется объем понятия, происходит сравнение с другими понятиями, делаются умозаключения относительно интересующего нас предмета, действия;

3) выводы из аналогии. Эта операция производится, когда законодатель дает понятие и указывает лишь приблизительный перечень обстоятельств, под него попадающих, управомочивая толкователя расширить и дополнить его аналогичными обстоятельствами. Само же понятие может и не употребляться, что осложняет применение аналогии, поскольку интерпретатор сначала должен определить общие признаки этих обстоятельств, а затем распространить перечень на другие факты;

4) умозаключение степени. Это правило используется в отношении сравнимых действий, предметов, явлений;

5) выводы от противного. Это правило основано на законе противоречия: два противоположных суждения о содержании нормы не могут быть истинными;

6) доведение до абсурда. Суть данного приема состоит в том, что тезис, предположительно отражающий содержание нормы, доводится до абсурда и этим доказывается его ложность.

Вопрос о логическом способе толкования в юридической науке является спорным. Некоторые авторы не рассматривают применение законов логики в качестве самостоятельного приема, но не отрицают их значение.

Систематическое толкование

Необходимость систематического толкования вытекает из такого свойства, как системность права. Правовая норма - составная часть целостной и единой системы права. Нормы права регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи и взаимодействии. Правовую норму можно понять до конца, если учитывать эти связи и взаимовлияния. Систематическое толкование признается всеми авторами в качестве самостоятельного приема.

Этот способ толкования предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, но и связей между частями нормы права (гипотезой, диспозицией и санкцией), между разными нормами права одного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах.

Главная мыслительная операция здесь - сравнение. Однако сравнивать можно лишь нормативные предписания, регулирующие однородные общественные отношения или выполняющие сходные функции.

Данный способ толкования предопределяется внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей системе правового регулирования связаны между собой многочисленными отношениями. В связи с этим между нормами можно установить три вида связей:

§ субординации, когда одна норма подчиняется другой;

§ координации, когда нормы существуют автономно;

§ конкретизации, когда норма общего плана расшифровывается.

Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.

Систематическое толкование позволяет выявить коллизии между правовыми нормами. Такой способ интерпретации необходим при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти норму, наиболее близкую по своему содержанию наиболее близкую к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

Примеры системного подхода могут быть разными в зависимости от пути нахождения нужной нормы, от способа ее нахождения. Например, от общих положений о статусе судей РФ в законе "О судебной системе РФ" можно перейти к более конкретным нормам в законе "О статусе судей РФ".

А правовая норма, посвященная независимости правосудия в целом и независимости судей в частности, находит свое отражение в главе УК РФ о преступлениях против независимости правосудия и против судей в частности. В пример системного толкования можно привести толкование статьи 36 «Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества», ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества. Так, в итоге толкование позволяет сделать вывод о правильном определении судом первой инстанции Росимущества как органа государственной власти, уполномоченного от имени Российской Федерации на осуществление возврата денежных средств, уплаченных продавцу по договору купли-продажи государственного имущества, признанному недействительным полностью либо в соответствующей части, что подтверждается судебно-арбитражной практикой. http://base.consultant.ru/

Историко-политическое толкование

Этот способ толкования предполагает уяснение смысла нормы права с опорой на знание фактов, связанных с историей возникновения толкуемых норм. Здесь интерпретатор выясняет конкретно-исторические условия, существовавшие на момент принятия толкуемой нормы, экономическую, социальную обстановку, причины, поводы, вызвавшие к жизни нормативные акты, ставшие объектом толкования.

Однако эти сведения полностью нельзя получить из текста толкуемого нормативного акта, следовательно, необходимо использовать источники, лежащие за пределами системы права: проекты нормативных актов, пояснительные записки, протоколы заседаний правотворческих органов, доклады и с содоклады, выступления в прениях по проекту закона.

Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально не отменены, но фактически уже не действуют, т.е. не существует тех общественных отношений, которые регулировала норма.

Специальное юридическое толкование

Специальное юридическое толкование основывается на профессиональном знании юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, оборотов, конструкций. Это обусловлено тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества.

Следовательно, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл юридических понятий, категорий, конструкций.

Требует глубокого понимания содержания реализуемых . Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

  • норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;
  • правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;
  • в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;
  • налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Толкование-уяснение - это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

Толкование-разъяснение - это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

Способы толкования права

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

  • филологический;
  • систематический;
  • логический;
  • исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования - использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Виды толкования

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

  • на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
  • профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
  • доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.

· деятельность компетентных (уполномоченных) органов.

· разъяснение содержания принципов и норм права для установления смысла правовой нормы.

· результат официального толкования - специальный правовой акт (интерпретационный).

· акт носит обязательный характер, т.е. при применении нормы права обязательно применяется и интерпретационный акт, поскольку без него не может быть уяснено содержание норм права.

Виды официального толкования:

  • Нормативное толкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок.
  • Казуальное толкование касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.
  • Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов.
  • Легальное - толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.
  • Судебное толкование - осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным.

Неофициальное толкование - это разъяснение содержания принципов и норм права, даваемое без специального поручения различными субъектами по своей инициативе, которое не имеет обязательного характера.

Признаки неофициального толкования.

· деятельность неуполномоченных лиц и организаций по собственной инициативе

· разъяснении содержания принципов и норм права для устанавлиения смысл правовой нормы.

· результат - комментарий к закону, выступление адвоката в суде и т.д.

· не носит обязательного характера.

Виды неофициального толкования:

  • Обыденное толкование - разъяснение, которое может дать каждый человек.
  • Профессиональное толкование - только то, которое исходит от юристов-практиков (судей, прокуроров, адвокатов и т.п.).
  • Доктринальное толкование - разъяснение учёных, преподавателей, например, в монографиях, научных комментариях практики и т.д.

догматическое (стремление установить и использовать неизменные понятия и основополагающие элементы права)

реальное (исходит из представлений об изменчивости права, отражающего результирующий вектор потребностей и направлений развития общества)

специально-юридическое (оперирует не принципами права или конкретной его отрасли, концептуально регулирующими содержание тех или иных правоотношений, а выработанными теорией (доктриной) права технико-юридическими принципами, правилами и подходами)

Способы толкования права.

Способы толкования - конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя - в целях правильного ее применения.

Языковой способ основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Правила:

  • Словам и выражениям закона следует придавать то значение, которое они имеют в соответствующем литературном языке, если нет основания для иной их интерпритации.
  • Если законодатель с помощью легальной дефиниции (определения, данного в законе) или иным путем определил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять.
  • Значение термина, установленное законодателем для одной отрасли права или одного закона, нельзя распространять для другой отрасли права и другого закона.
  • Если в законе не определено тем или иным образом значение юридических теминов, им следует придавать то значение, в котором они употребляются в юридической практики или науки.
  • Если в законе использованы технические или иные специальные термины, значение которых не определено законодателем, то им следует придавать тот смысл, который они имеют в соответствующих отраслях знаний.
  • Идентичным формулировкам в рамках одного и того же акта нельзя придавать разные значения, если из этого акта не следует иное.
  • Нельзя придавать без достаточного основания разным терминам одно и то же значение.
  • Недопустимо такое толкование текста, при котором его отдельные слова и выражения трактовались бы как излишние.
  • Словам и выражениям закона необходимо придавать тот смысл, в котором они употреблялись в момент их написания.
  • Значение сложных выражений следует устанавливать в соответствии с синтаксическими особенностями языка, на котором сформулирована норма.

Систематический способ вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он предполагает установление смысла норм права на основе использования знаний о логических связях с другими нормами.

  1. Определяется место нормы в системе права, в отрасли права, в институте права.
  2. Устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемой.

При систематическом толковании важен учет функциональных связей норм права, оказывающих влияние на смысл толкуемой нормы:

  • связь толкуемой нормы с нормой, тем или иным способом раскрывающей смысл термина, который использован в толкуемой норме;
  • связи общих и специальных норм. Правило - специальный закон отменяет действие общего закона применительно к фактам, предусмотренным специальным законом.
  • связи отсылочных статей.
  • связи близких по содержанию, одновидовых норм, не находящихся в соотношении общей и специальной нормы (метод сравнения, сопоставления двух близких по содержанию норм)

· Норме придается тот смысл, который соответствует ее положению в системе права, установленному законодателем.

· Специальная норма, как правило, имеет преимущество перед нормой общего характера, однако принципы-максимы всегда имеют преимущество перед специальными нормами.

· Приоритет отдается нормам источника права, обладающего большей юридической силой.

Логический способ - толкование с помощью логических приемов, когда оперируют только материалом текста нормы, не обращаясь к другим средствам толкования. Приемы:

  • логическое преобразование
  • логический анализ понятий (вычленяются его признаки, определяется его объем- устанавливается круг предметов, мыслимых с его помощью)
  • умозаключения степени (кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему; кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее)
  • доведение до абсурда
  • выведение норм из норм (инструментальное: если законодатель установил норму предписывающую достичь определенную, то из данной нормы вытекает, во-первых, норма, предписывающая совершать все необходимые условия, во-вторых, норма, запрещающая совершать все препятствующее)

· Если в юридической норме содержится определение некоего предмета, то при логическом толковании оно должно быть перенесено на другой предмет, оказавшийся по своим признакам тождественным с первым.

· Законодатель предполагается мыслящим непротиворечиво, поэтому в случае логической коллизионности правовых норм толкователь, по возможности, должен либо разграничивать сферы действия каждой из них либо одну из них считать общим правилом, а другую - исключением из него.

· Из двух контрадикторных суждений или одно, или другое является истинным, и поэтому исключается возможность истинности третьего, среднего суждения.

· Для всякого суждения должно быть приведено достаточное основание его истинности, доказательство того, почему именно дело обстоит так, а не иначе (принцип достаточного основания).

· Блее рациональному толкованию, соответствующему естественному порядку вещей ("золотое правило" толкования).

· Из двух одинаково возможных и рациональных смыслов нормы следует предпочесть тот, при котором норма представляется более справедливой.

· Если все возможные варианты толкования одинаково рациональны и справедливы, следует избрать тот из них, который представляется наиболее милостивым.

Исторический способ обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость. Правила:

· Если из нормы законодателем были исключены либо, наоборот, она была пополнена теми или иными условиями или признаками, то нельзя толковать ее так, будто она все еще подразумевает прежнее содержание

· При толковании норм права должны приниматься во внимание те исторические условия и обстоятельства, в которых они действуют и которые воздействуют на понимание их содержания субъектами правореализации.

Функциональный способ опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, морали и т. д. У норм разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении.

С помощью оценочных терминов обозначаются самые различные явления: ситуации и состояния, действия, результаты действий, исключительность, мотивы и побуждения, причины - уважительные, неуважительные, предметы, вещи, их свойства и т. д.

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области. От грамматического данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.

Социологическое толкование направлено на выявление содержания правовой нормы исходя из предположения о той практической цели, которую мог преследовать законодатель при ее установлении. Оно всегда имеет форму толкования телеологического. Основанием для такого способа толкования является либо практический опыт, либо данные социологических исследований, то есть внешние по отношению к закону источники.

Существует определенная иерархия различных видов юридического толкования. Так, официальное толкование имеет преимущество перед неофициальным. Грамматический, логический и систематический виды толкования (текстуальные виды), являются наиболее достоверными, и, если с их помощью удается выяснить действительный смысл нормы, ему следует отдавать предпочтение перед результатами всех других, не текстуальных видов толкования.