Гражданско правовые нормы разновидность правовых норм. Виды гражданско – правовых норм и их толкование. Структура нормы, регулируемой гражданским правом

Социальные нормы общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Социальные нормы это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие возникают, видоизменяются, третьи навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Понятия «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные, взаимозаменяемые. В литературе, справочных изданиях они обычно определяются друг через друга: норма это правило, а правило это норма. Между тем при более внимательном анализе выясняется, что «правило» все же более узкий термин, чем «норма», и следовательно, они не всегда и не полностью совпадают. Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Норма это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И понятно, что «поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее патология».

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений предмета регулирования. В науке они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие). Исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность выделяются: 1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Юридическая норма - первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего именно правовые нормы это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. (В специальной литературе вокруг понятия права ведется полемика, но будем придерживаться мнения, согласно которому право это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества).

Норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности. Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право - это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.

В то же время норма права - относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения. Поскольку нормы права - одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования было связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как «особого природно-биологического и общественного существа». Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет. О происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».

Таков генезис социальных норм, в том числе правовых. «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти». В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции.

Можно сформулировать следующее определение нормы права. Норма права - это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное (моделируемое) в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, составляют его предмет. К ним относятся две группы отношений.

Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества - материальных благ, имеющих экономическую форму товара.

Во-вторых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними.

Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права.

Имущественные, а также и неимущественные отношения, не отвечающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами. Прежде всего это касается имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы действия норм гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами.

Трудно не согласиться с предложенными выше характеристиками нормативности. Однако нормативность правовых явлений связана прежде всего с их закрепленностью в законодательстве. Поэтому все правовые явления, нашедшие закрепление в статьях закона приобретают свойство нормативности, что отнюдь не превращает их в нормы права.

Обоснованность «узкой» трактовки понятия правовой нормы весьма убедительно аргументируется рядом представителей теоретико-правовой и цивилистической науки. Они исходят из того, что для правовых норм характерно «…четкое и однозначное описание варианта поведения (в императивных нормах) или четкое описание границ поведения (в диспозитивных нормах); наличие ясно обозначенной санкции - штрафной, правовосстановительной или стимулирующей; обеспечение соблюдения силой государства». Значительное внимание данной проблеме в работах последних лет уделяет С.С. Алексеев. Автор, в частности, пишет, что первичное, исходное подразделение любой национальной правовой системы - единичное нормативное положение, то есть норма права. Норма права - центральное, организующее ядро всей системы правовых средств.

Сами по себе нормы права не единственный компонент содержания права. Материю права наряду с юридическими нормами на их основе образуют многообразные явления правовой действительности, многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридический организм. Соединить правовые средства во взаимосвязанные комплексы, в целостные системы можно при помощи нормативных документов. Определенность по содержанию (формальная определенность) является важнейшим свойством правовых норм, которое выражается в их способности строго фиксировать, формально, в писанном виде закреплять требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований. Когда мы говорим, что право есть система юридических норм, то даже оставаясь в плоскости нормативного видения права, мы упрощаем проблему, обрисовываем первичные частицы правовой материи в урезанном, «обескровленном» виде. Рассмотрение явлений правовой действительности сквозь призму комплексности права позволит поднять осмысление логики права на более высокий теоретический уровень.

Обоснованность «узкой» трактовки понятия нормы гражданского права весьма детально аргументирует В.И. Бородянский. Автор, в частности, отмечает, что отнесение содержания всех статей закона к различным видам правовых норм в гносеологическом плане связано с доктриной и догмой позитивного права, в соответствии с которой все содержание права рассматривается через систему норм. В действительности, будучи закрепленными в статьях закона различные элементы содержания гражданского права (принципы, дефиниции и т.д.) приобретают нормативный характер, но не трансформируются в собственно правовые нормы, а задействуются в структуре законодательного акта в качестве средств нормативно-правового регулирования наряду с нормами-предписаниями. Сведение же содержания всех статей гражданского законодательства к нормам права необоснованно сужает регулятивную функцию гражданского права, оставляет за рамками нормативно-правового регулирования целый ряд важнейших элементов его структуры, дезориентирует как законодателей, так и правоприменителей, поскольку нормативное закрепление и реализация различных правовых феноменов имеет свою специфику.

Итак, в качестве конкретных предписаний нормы гражданского права представляют собой модель поведения участников экономического оборота. Это свойство гражданско-правовых норм есть производное от сущности и социального назначения нормотворческого процесса, целью которого они являются.

Cтраница 2


В том случае, когда смысл гражданско-правовой нормы шире, чем ее буквальный текст, применяется расширительное толкование. Так, из буквального текста ст. 17 ГК следует, что гражданская правоспособность включает способность иметь гражданские права и нести обязанности. Между тем из подлинного смысла этой статьи вытекает, что за пределы гражданской правоспособности нельзя вынести самое осуществление прав и исполнение обязанностей, хотя для этого и могут быть необходимы юридические акты других лиц.  

Тем самым был закреплен принцип субсидиарного применения гражданско-правовых норм к указанным отношениям.  

Расширительное толкование не допускается и тогда, когда в гражданско-правовой норме дается исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых она применяется. Так, ст. 203 ГК дает исчерпывающий перечень обстоятельств, которые прерывают течение срока исковой давности. Поэтому указанные обстоятельства не подлежат расширительному толкованию.  

Более того, все виды поручений на выполнение конкретных услуг целесообразно каждую классифицировать по ее соответствию той или иной определенной договорной, гражданско-правовой норме и на основе этого находить правильное решение коммерческих и эксплуатационных задач в работе с третьими лицами.  

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения.  

Для правильного понимания содержания гражданско-правовых норм, выявления закономерностей их принятия и последующего изменения необходимо иметь достаточно глубокие представления о тех общественных отношениях, которые регулируются нормами гражданского права. Так, невозможно получить правильное представление о праве собственности без выявления сущности и содержания отношений собственности, регулируемых этим правом. Необходимо также учитывать, что особенности гражданско-правовых норм во многом предопределяются спецификой регулируемых ими общественных отношений.  

Системное расположение норм гражданского права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение как для правотворческих, так и для правоприменительных органов. В случае принятия нового нормативного акта, содержащего гражданско-правовые нормы, необходимо выяснить, насколько их содержание согласуется с уже существующими правовыми нормами. Это легко сделать, если нормы гражданского права расположены в определенной системе, и чрезвычайно трудно, если они находятся в хаотичном состоянии. Отыскать и применить к конкретному случаю соответствующую ему норму гражданского права также легче, если эти нормы систематизированы по определенным критериям.  

Для применения аналогии права кроме двух первых условий, о которых шла речь при аналогии закона, требуется следующее третье условие: отсутствует норма права, регулирующая сходные общественные отношения. Общий же смысл гражданского законодательства вытекает из всей массы гражданско-правовых норм, закрепленных в гражданском законодательстве. Требования добросовестности, разумности и справедливости носят оценочный характер и зависят от конкретной ситуации, при которой приходится прибегать к аналогии права.  

Отсюда источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.  

ГК не исключают их применение к городскому транспорту (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен), условия перевозок на котором определяются правилами, утвержденными органами исполнительной власти соответствующих городов. В настоящее время действуют правила, утвержденные до 1 января 1995 г. В дальнейшем гражданско-правовые нормы об условиях перевозок в таких правилах содержаться не могут, поскольку регулирование гражданско-правовых отношений находится в ведении РФ (ст. 3 ГК) и должно основываться на правилах гл.  

Аналогичный характер носят и некоторые утвержденные на более низком уровне примерные договоры. Обязательность этого акта для заключающих контракты исключается, поскольку он исходит от органа, в компетенцию которого не входит принятие гражданско-правовых норм, кроме тех, которые изданы в пределах, установленных ст. 72 Конституции РФ.  

ГК, обращают на себя внимание определенные ограничения сферы применения правительственных актов. В отличие от общего для всего гражданского права указания относительно компетенции Правительства РФ - то, что принятие им постановлений, содержащих гражданско-правовые нормы, возможно на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента РФ - ст. 426 ГК допускает издание тех же правительственных актов только тогда, когда это прямо предусмотрено вышестоящим актом, роль которого выполняет непременно закон. Таким образом, не основанные на прямом указании в законе акты Правительства РФ, изданные в соответствующей области, не имеют юридической силы.  

При рассмотрении таких дел арбитражным судам зачастую приходится сталкиваться с проблемами, возникающими на стыке частно-правовых и публично-правовых отношений. С особыми, а часто непреодолимыми трудностями, встречается арбитражно-судебная практика в ситуациях, когда имеются противоречия между публично-правовыми нормами, которыми руководствуются в своей деятельности государственные органы, и гражданско-правовыми нормами, регламентирующими деятельность участников имущественного оборота. Более того, анализ-законодательства и арбитражно-судебной практики свидетельствует о реальной опасности разрушения довольно высокой степени защиты прав участников имущественного оборота, обеспечиваемой гражданским правом, отраслями законодательства, относящимися к публичному праву, и прежде всего налоговым законодательством. Некоторые нормы налогового законодательства способны свести к нулю права организаций и предпринимателей, предоставленные им гражданским правом.  

В соответствии с Конституцией РФ Г.з. находится в ведении РФ. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Отношения, составляющие предмет регулирования Г.з., могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам.  

Правда, ныне действующий ГК не предоставляет федеральному органу по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Если орган по надзору за страховой деятельностью, действуя в пределах своих полномочий, издает акт, регламентирующий публично-правовые отношения, в которых с ним состоят страховщики, то такой акт, в принципе, ГК не противоречит. Но гражданско-правовые нормы в нем закреплены быть не могут.  

Весь спектр принципов, регулирующих общественные отношения в гражданском праве закреплен юридическими нормами, из которых состоит гражданское право.

Норму права можно определить как установленное или санкционированное, т.е. утвержденное и охраняемое государством правило поведения.

За все время своего существование определение нормы права практически не изменилось, однако в различной литературе данный термин имеет разные значения (так норму права можно определить как формально-определенное предписание закона или другого нормативно-правового акта либо же как логическое суждение импликативного типа, где актецедентом (основанием) импликации (гипотезой нормы) являются сведения об определенных фактических обстоятельствах (например, действиях тех или иных лиц), а консеквентом (следствием суждения или диспозицией нормы)- сведения о субъективных правах и юридических обязанностях (правоотношениях), возникающих, изменяемых или прекращаемых соответствующими фактическими обстоятельствами).

Норма гражданского права - это установленная или санкционированная государством типизированная, социально значимая, содержащая конкретные права и обязанности логическая модель поведения участников экономического оборота, имеющая целью обеспечить его позитивное развитие. Объектом гражданско-правовых норм выступают отношения экономического оборота, которые в результате их нормативно-правового моделирования приобретают форму гражданского оборота.

Гражданско-правовой называется правовая норма, регулирующая гражданские отношения. Такое определение касается правовых норм, понимаемых как общеобязательные правила поведения, но не норм-объектов научного юридического изучения.

Логическая структура правовой нормы достаточна очевидна. Еще дореволюционные ученые писали, что «каждая юридическая норма представляет собой условное веление, которое может быть сведено к форме: если- то. Соответственно с этим в составе каждой юридической нормы надо различать два элемента: гипотезу или предположение и диспозицию или распоряжение. Гипотеза или предположение определяет условия применения данного правила. Диспозиция или распоряжение излагает содержание правила».

Некоторые ученые, например О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский отстаивают позицию, что гипотеза и диспозиция - обязательные элементы правовой нормы, однако не единственные.

Существует также концепция трехзвенной структуры правовой нормы. Согласно ее положениям правовая норма слагается не из двух, а из трех элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) и строится по модели «если (гипотеза)- то (диспозиция), иначе (санкция)». В настоящее время эта концепция является господствующей.

Элементами гипотез гражданско-правовых норм могут быть сведения (знания): 1) о юридически значимых свойствах участников фактических отношений, сообщающих им свойства субъектов права; 2) правовом положении (статусе) лиц, участвующих в данном, урегулированном правом, общественном отношении; 3) об объектах этих отношений; 4) о содержании этих отношений; 5) фактах реальной действительности, вызвавших к жизни эти отношения; 6) правовых нормах, в которых отразились перечисленные выше сведения - свойства и характеристики. Общие и наиболее типичные виды гипотез гражданско-правовых норм содержатся в статье 8 ГК РФ - «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей».

Элементами же диспозиций гражданско-правовых норм будут сведения (знания) о возможностях и способностях лиц - субъектах правоотношений, являющихся элементами их гражданской правоспособности, или дееспособности, или компетенции (полномочиями); либо являющихся их секундарными гражданскими правами, или, наконец, их субъективными гражданскими правами.

Общие и наиболее типичные виды санкций гражданско-правовых норм закреплены в статье 12 ГК РФ - «Способы защиты гражданских прав».

Метод гражданско-правового регулирования проявляется в способах воздействия на поведение субъектов гражданских правоотношений. Такое воздействие осуществляется со стороны правовых норм. Сила и характер действия гражданско-правовых норм неодинаковы.

С учетом такой неодинаковости их можно разделить на две части:

Императивные нормы;

Диспозитивные нормы.

Норма гражданского права, содержащая в себе правило, которое участники гражданского оборота могут изменять по своему усмотрению, является диспозитивной. Специфика гражданских правоотношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер, если иное не предусмотрено договором. Так, ст. 223 ГК предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Это диспозитивная норма, так как в ней правило о моменте возникновения права собственности может быть изменено соглашением сторон в договоре. Например, стороны могут договорится о том, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя в момент заключения договора или в момент уплаты покупной цены.

Норма гражданского права, содержащая в себе правило, которое участники гражданского оборота не могут изменять по своему усмотрению, является императивной. Это, например, запреты типа «не допускается», «не могу», «недействительна». Так, только императивными нормами регламентируются вопросы правового статуса субъектов гражданского права. Императивны по своей природе многие нормы вещного и наследственного права. Договорное право наполнено преимущественно диспозитивными нормами, хотя целый ряд договорных обязательств также подчиняется действию императивных норм (вексельные, чековые отношения и др.) Так, ст. 198 ГК предусматривает, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.

Таким образом, различие между ними проходит по линии воли участников гражданских правоотношений. Диспозитивные нормы характерны для сферы частного права, в то время как императивные нормы составляют содержание публичного права.

В литературе на примере международных соглашений, отдельные из которых продолжают применяться в России, отмечалось наличие в гражданском законодательстве так называемых относительно-императивных норм, отступление от которых возможно при наличии названных в законе или в международном соглашении условий, например специфика товара и особенности его поставки. Некоторые такого рода нормы имеются в ГК, в частности, в главе о хранении (Ст.892, п.1 Ст.910 ГК), однако такой прием регулирования используется законодательством нечасто.

В гражданском праве имеет существенное значение деление юридических норм по их функциям, которое точно соответствует двум направлениям воздействия права на общественную жизнь:

Регулятивные;

Охранительные.

К регулятивным (правоустановительным) принадлежат предписания, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Рассматриваемый вид юридических норм является правоустановительным потому, что их роль в регулировании общественных отношений сводится главным образом к установлению субъективных юридических прав и обязанностей.

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав (обобщенно-санкций). Необходимость обособленной и притом дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлены различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере.

Нормы гражданского права подлежат обязательной государственной защите, государство, в данном случае, выступает гарантом законности и безопасности правоотношений в сфере гражданского права.

Гражданское право состоит из юридических норм и выраженных в них принципов (начал).

К источникам гражданского права относятся также правила, содержащиеся в обычаях делового оборота и вырабатываемые в судебной практике (а также, в соответствии с принципом диспозитивности, являющиеся источником прав и обязанностей в правоотношении обязательные правила, складывающиеся на основе договоров и иных сделок субъектов).

Гражданско-правовые нормы, как и все нормы права, представляют собой общие правила поведения, которые распространяются на неопределенный круг лиц ("всякого и каждого") и обеспечиваются государством. При этом государственное обеспечение этих общих правил не сводится к одной гражданской ответственности, а выражено прежде всего в "мерах обеспечения" беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав, главным образом - в юридических гарантиях и путем судебной защиты.

В гражданском праве действуют все разновидности юридических норм, существующие в российском праве. В том числе нормы регулятивные и нормы охранительные, а также запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. В гражданском праве последняя из указанных разновидностей (управомочивающие нормы), являющаяся основой гражданских прав, отличается доминирующим значением, имеет больший удельный вес по сравнению с другими разновидностями норм.

Существенное значение в гражданском праве имеет деление юридических норм на императивные и диспозитивные. Все юридические нормы имеют официальный, государственно-обязательный, категорический характер; и в этом смысле все они - императивные.

Но степень их государственной обязательности различна. И с этой точки зрения существенное значение в гражданском праве имеет то обстоятельство, зависит или нет их действие от усмотрения субъектов (выраженное главным образом в договорах, а также в односторонних сделках).

Норма, которая выражена в категорических предписаниях и действует независимо от усмотрения субъектов права, - это императивная норма.

Вместе с тем для гражданского права характерны диспозитивные нормы - нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. И это обычно предусматривается в тексте нормы в словах - ":если в договоре не предусмотрено иное" (как, например, ñò. 344 ГК РФ: "Залогодатель несет риск случайной гибели или случайного повреждения заложенного имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге") или в иных аналогичных выражениях. Такие нормы называют еще восполнительными: они восполняют те пробелы, по которым нет договоренности между сторонами договора.

Существование большого числа диспозитивных норм и даже целых их групп - характерная особенность гражданского права, отвечающая его основным началам, принципу диспозитивности.

В гражданском праве имеет существенное значение уже отмеченное ранее деление юридических норм по их функциям на:

а) регулятивные;

б) охранительные.

Оно точно соответствует двум направлениям воздействия права на общественную жизнь - непосредственно регулятивному и охранительному.

Виды норм:

1) Диспозитивные,

2) Императивные,

3) Регулятивные,

4) Охранительные,

5) Обязывающие,

6) Управомачивающие.

Содержащиеся в актах гражданского законодательства правовые нормы применяются как самими участниками общественных отношений, так и правоприменительными органами, например, в случае спора, возникшего между сторонами гражданского правоотношения. Характер гражданско-правовой нормы завысит от степени обязательности для участников гражданских правоотношений содержащихся в ней правил поведения. С этой точки зрения необходимо различать диспозитивные и императивные нормы гражданского права.

Если норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота не могут изменять по своему усмотрению, то данная норма является императивной . Если же норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота могут менять по своему усмотрению, то такая норма является диспозитивной. В силу специфики регулируемых гражданским законодательством общественных отношений большинство норм гражданского права носит диспозитивный характер . Так, ст. 223 ГК предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. (Диспозитивная- потому, что содержащееся в ней правило о моменте возникновения права собственности может быть изменено соглашением сторон в договоре.)

Однако в гражданском законодательстве встречаются и императивные нормы. Так, ст. 198 ГК предусматривает, что сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Это означает, что правила ст. ст. 196- 204 ГК носят императивный характер.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ рассматривают обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума ВС РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ. Разъяснения Пленума ВАС РФ обязательны для всей системы арбитражных судов в РФ. Указанные разъяснения являются не нормативными актами, а актами применения права. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Поэтому участники гражданского оборота руководствуются постановлениями судебных пленумов и тогда, когда дело не доходит до суда, что имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного понимания и применения гражданского законодательства на всей территории Российской Федерации.

Толкование - процесс уяснения смысла и содержания конкретной нормы права.

Толкование – это разъяснение содержания и смысла гражданско-правовой нормы.

По объему токования:

Ø Буквальное – толкование в точном соответствии с текстом;

Ø Ограниченное – когда смысл правовой нормы уже, чем его буквальный текст;

Ø Расширительное – предание закону более широкого смысла по сравнению с его текстом.

По субъекту:

Обязательное (легальное) – Толкование осуществляет государственный орган в пределах своей компетенции;

Научное (доктринальное) – толкование законодательства в учебной и научной литературе

Аутентичное – дается органом, который принял правовой акт, содержащий в себе данную норму

Судебное - дается судом, применяющим норму закона при рассмотрении дела.