Основные термины по административному праву - файл n1.doc. Юридические термины по административному праву

По горизонтали
2. Участник административно-правовых отношений, выступающий носителем субъективных прав и обязанностей
3. Пожелание юридического характера как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой
4. Воздержание субъекта от совершения запрещенных действий
5. Процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигаются ее упорядоченность и развитие в соответствии с поставлеными целями и задачами

7. Юридическое разрешение совершать определенные действия либо воздержаться от их совершения по-своему усмотрению
8. Функция административного права, проявляется в воздействии администр. права на субъекты общественных отношений, побуждающием их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы
9. Часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения провой нормы
10. Санкция, которая указывает один вид взыскания и в строго определенном размере
11. Часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой субъектам права
13. Подзаконная, юридически властная, организующая деятельность особой группы субъектов, состоящая в практическом исполнении задач и функций государства в процессе руководства кономической, административно-политической и социально-культурной областями
14. Диспозиция, которая не только называет деяние, но и указывает его признаки
15. Метод юридической обязанности совершить определенные действия
16. Самостоятельная отрасль права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе организации и осуществления государственного управления
17. Издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм
19. Подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия
20. Арминистративно- правовые нормы, которые закрепляют комплекс прав и обязанностей, меру ответственности участников управленческих отношений
21. Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, изложенной в административно-правовых нормах
22. Источник административного права, который содержит общее разъеснение о порядке проведения в жизнь того либо иного акта, а также устанавливает дополнительные правила к этим актам
23. Источник административного права, закрепляющий компетенцию одного органа гос. управления или группы таких органов
По вертикали
1. Принцип административного права, который заключается в обязанности органа ипол. власти осуществлять управленческую деятельность только в пределах своей компетенции и в соответсвии с законодательством
3. Функция административного права, выражается в воздействии на обществен. отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов субъектов административного права
6. Установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере исполнительной власти и обеспечиваемые государственным принуждением
12. Конретное жизненное обстояьельство, с которым нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений
18. Активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовой норме

Глоссарий по Административному праву

(Основные понятия и категории курса)

Административное право – отрасль публичного Российского права, совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления (организации и реализации исполнительной власти).

Административно-правовая норма – определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, исследующихся в сфере государственного управления.

Административно–правовые отношения – общественные отношения, возникающие на основе административно-правовых норм, участники которых наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления.

Административные наказания – установленные государством меры ответственности за совершенные административные правонарушения и применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые формы – правовые акты нормативного или индивидуального характера, принимаемые компетентными органами государственного управления в целях совершения на их основе юридически значимых действий.

Административно-правовой метод управления – прямое управляющее воздействие субъекта управления, осуществляемое на основе прямых предписаний (команд, указаний и т.д.) и являющееся обязательным для исполнения объектами управления.

Административный процесс – деятельность компетентных органов исполнительной власти и их должностных лиц, урегулированная административно-процессуальными нормами по разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления.

самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, предусмотренный Кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях в целях защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная юрисдикция – урегулированная законодательством деятельность компетентных органов государственной власти и их должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях и применению к правонарушителю мер административной ответственности (административных наказаний).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административный арест – мера административного наказания, которая заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до тридцати суток. Административный арест назначается судьей и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам 1 и 2 группы.

Административный штраф – мера административного наказания, представляющая денежное взыскание с правонарушителя в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом; стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов, подлежащих

уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо суммы незаконной валютной операции. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на

должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Администрация – 1) деятельность государства (исполнительно- распорядительных органов) по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления;

2) должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, организации, предприятия.

Административно-территориальное деление – система территориальной государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лиц без гражданства – мера административного наказания, которая заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административная правоспособность – способность гражданина вступать в конкретные административно-правовые отношения (иметь права) и выполнять возложенные на него обязанности.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и реализовывать представленные ему права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.

Административное задержание – мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания не должен превышать три часа совершения и отдельных административных правонарушений – не более 48 часов.

Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, – военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, а также ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Административная ответственность должностных ли ц – должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц – указанные категории граждан и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Акт управления юридический акт, издаваемый в одностороннем порядке специально уполномоченными на то органами и должностными лицами для регулирования управленческих отношений или рассмотрения конкретного управленческого дела (вопроса), определяющий поведение конкретного адресата и обладающий государственно-властным творческим характером.

Административные комиссии – коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Административный надзор – деятельность органов государственного управления по контролю над соблюдением организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами установленных государством правил поведения в отдельных областях и отраслях управления.

Административное производство – деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

Акты Президента Российской Федерации – правовые акты (указы и распоряжения), издаваемые Президентом Российской Федерации.

Аттестация – определение квалификации работника, уровня знаний учащегося; отзыв, характеристика.

Безопасность – состояние правовой защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а также противоправных посягательств.

Ведомство – отрасль государственного управления и система обслуживающих его учреждений.

Вменяемость – способность лица по своему психическому состоянию здоровья отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Верховный суд – высший судебный орган в Российской Федерации, осуществляющий надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции, при рассмотрении последними уголовных, гражданских, административных и др. дел.

Верховенство закона – применительно к Российской Федерации, где основным законом является Конституция РФ, данный принцип означает, что все другие законы и подзаконные акты должны издаваться на основе основного закона и не противоречить ему.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Виды административных наказаний – за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении .

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

а) о назначении административного показания;

б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

а) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные показания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) о передаче дела на рассмотрение по подведомственной, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Вина – психическое отношение лица к своему противоправному действию либо бездействию и наступившим последствиям. Вина характеризует субъективную сторону юридического состава административного правонарушения. В административном праве различают две формы вины.

1. Уменьшенная – т.е. когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия) предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. По неосторожности – т.е. если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность – административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Вооруженные силы военная организация, составляющая основу обороны и осуществляющая защиту, свободу и независимость Российской Федерации от нападений из вне и противоправных посягательств.

Всенародное голосование (референдум ) – принятое непосредственно гражданами управленческое решение по наиболее важным вопросам государственной общественной жизни общества и обладающее высшее юридической силой (например, принятие Конституции).

Государственное управление – это деятельность специально уполномоченных субъектов управления, направленное на практическое осуществление его задач и функций, а также повседневное руководство социально-культурными, социально-политическими отраслями хозяйственными и межотраслевыми средами деятельности.

Государство – организация политической власти, содействующая имущественному осуществлению конкретных интересов общества (классовых, религиозных, расовых, националистических, общечеловеческих и т.п.) в пределах определенной территории.

Гарантия законности – средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, а также беспрепятственное осуществление и реализацию прав граждан, интересов общества и государства.

Глава государства – высшее должностное лицо или коллективное учреждение (в Швейцарии – федеральный совет) в государстве, олицетворяющее всю систему государственных органов и выступающее представителем государства в сфере международных отношений.

Государственная власть – это обусловленное материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.

Государственный аппарат – система органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Гипотеза правовой нормы – элемент нормы права указывающий на условия при которых действует данная норма (время, место и т.д.).

Государственно-правовой режим – система средств, приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственный суверенитет присущее государству верховенство на своей территории, а также независимость в международных отношениях.

Гражданское общество – совокупность национальных, социально-экономических, нравственных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их социальных групп.

Гражданство – устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Глава администрации – должностное лицо, глава исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов, которое осуществляет руководство на основе принципа единоначалия.

Государственный комитет центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий на основе коллегиальности регулирование и межотраслевую координацию по вопросам находящимся в его ведении.

Государственная администрация – орган государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность.

Государственная служба трудовая деятельность работников, выполняющих служебные обязанности в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях и организациях.

Государственная должность – комплекс основных прав и обязанностей, а также ответственность определяющие содержание деятельности государственного служащего, ее роль и место в системе различных государственных структур.

Государственный служащий – лицо, замещающее в установленном законом порядке определенную должность в государственном органе, на предприятиях, в учреждении и иной государственной организации и получающее за свой труд денежное вознаграждение из средств государственного бюджете (федерального либо субъектов РФ).

Демократия – способ осуществления государственной власти, соответствующий интересам большинства общества.

Дееспособность – закрепление за субъектами права возможность своими действиями приобретать прав и выполнять возложенные на них обязанности, предусмотренных действующим законодательством.

Демократический режим – система приемов и методов, с помощью которых население участвует в управлении делами общества и осуществлении государственной власти посредством прямой либо представительной демократии, принимая решение большинством голосов с учетом интересов меньшинства.

Диспозиция правовой нормы – основной элемент правовой нормы, в которой содержится основные права и обязанности субъектов права, модель правомерного поведения, а также устанавливаются возможные, должные варианты их поведения.

Документ, удостоверяющий личность официальный документ, свидетельствующий личность предъявителя (паспорт для граждан РФ).

Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е наделенное в установленном законом порядке распорядительным в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости то него, а ровно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарная ответственность – применение дисциплинарных взысканий на основе норм права субъектами дисциплинарной власти к подчиненным им членам устойчивых коллективов за совершение последними дисциплинарных проступков или иных правонарушений.

Доказательства – любые практические данные, на основание которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушение при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Досмотр транспортного средства – т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр личный – меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, т.е обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, которые осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения.

Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях предусмотренных законодательством РФ. Данное административное наказание назначается судьей.

Естественное право – совокупность неотчуждаемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих от воли конкретного законодателя.

Закон нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения складывающиеся в жизни общества.

Законность – точное и неуклонное соблюдение законов и основанных на них юридических актов, всеми субъектами права.

Законодательная инициатива – право внесения законопроектов законодательные органы, влекущее обязанность этих органов обсудить законопроект и принять по нему решение.

Законодательная власть – деятельность представительных органов государства избранных народом, призванных разрабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Законодательство – система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов.

Законотворческий процесс определенный вид правотворчества, регулирующий порядок деятельности органов законодательной власти по разработке, принятию и изданию законов.

Законные представители физического лица – защиту прав и законных интересов физического лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушение или потерпевшего являющихся несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют его законные представители.

Законные представители юридического лица – лица, которые осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушение или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитник и представитель – для оказания юридической помощи лицу, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

Изъятие вещей и документов – изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей находящихся при физическом лице и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанных в статьях 27.2, 27.3, 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц. Инкорпорация – разновидность систематизации нормативно-правовых актов, т.е объединение в сборники или собрания законодательства действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид или группу общественных отношений.

Исполнительная власть – исполнительно-распорядительный орган государственной власти, который осуществляет управление страной.

Источник права – способы выражения и закрепления правовых норм, содержащихся в официальных государственных документах (собрание законодательства, свод законов, сборники нормативно-правовых актов и др.).

Иностранные граждане – лица не являющиеся гражданами данного государства, а имеющие доказательства своей принадлежности к другому государству.

Исполнение постановления о наложении административного штрафа – административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки предусмотренных.

Исполнение постановления об административном аресте – постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления, при этом лицо, подвергнутое административному аресту подлежит личному досмотру и содержится под стражей в месте определенном органами внутренних дел.

Казуальное толкование – разъяснения содержания нормы права, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела.

Кодекс РФ об административных правонарушениях – систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Кодификация – форма систематизации законодательства, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней проработки действующего законодательства, внесения в него новых существенных изменений в целях создания нового, сводного, систематизированного

нормативно-правового акта.

Конституция – основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства.

Конфедерация – временный союз суверенных государств, созданный для достижения экономических, политических, военных и других целей.

Конклюдентные акты управления – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта (дорожные знаки, регулирование дорожного движения с помощью жезла, сигнала светофора и др.).

Комиссии по делам несовершеннолетних – постоянные органы, образуемые при органах исполнительной власти и рассматривающие дела об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними.

Конституционный контроль – контроль за соответствием принятых законодательными (представительными) органами государства, законов положениям Конституции РФ, осуществляемый Конституционным судом РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

права , которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio - управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки

  1. наличие управленческого аппарата;
  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

  • управление различными сферами экономики;
  • выполнение задач по социокультурному строительству;
  • обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
  • реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права , как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации" определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение , выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь , стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон - участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характеристика административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип "власть - подчинения" не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

1. Административная ответственность

2. Административное выдворение

3. Административное задержание

4. Административное наказание

5. Административное право

6. Административное правонарушение

7. Административное принуждение

8. Административное расследование

9. Административно-правовые нормы

10. Административно-правовые отношения

11. Административный арест

12. Административный договор

13. Административный надзор

14. Административный процесс

15. Административный штраф

16. Амнистия

18. Государственная служба РФ

19. Государственное управление

20. Государственный аппарат

21. Государственный орган

22. Государственный режим

23. Государство

24. Дееспособность

25. Дисквалификация

26. Дисциплинарная ответственность

27. Должностное лицо

28. Жалоба

30. Конфискация

31. Лицензирование

32. Лишение специального права

33. Подведомственность

34. Правовые акты государственного управления

35. Правомерное поведение

36. Правоохранительные органы

37. Предупреждение

38. Протокол об административном правонарушении

39. Санкция

40. Умысел


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Административная ответственность: понятие, признаки, значение

2. Административная подведомственность: понятие, виды.

3. Административное наказание: понятие, виды и их характеристика

4. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

5. Административное пресечение: понятие, особенности, значение

6. Административное расследование: понятие, особенности

7. Административно-правовой режим: понятие, признаки, значение

8. Индивидуальные субъекты в административном праве

9. Коллективные и специальные субъекты в административном праве

10. Административно-правовые нормы: понятие, структура, особенности, источники.

11. Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности. Субъекты правоотношений.

12. Административное право: предмет, метод, система

13. Административные и судебные жалобы: понятие, особенности, значение

14. Административный надзор: понятие, субъекты, содержание.

15. Административный процесс: понятие, содержание, особенности, стадии

16. Государственное управление административно-политической сферой.

17. Государственное управление социально-культурной сферой.

18. Государственное управление экономикой.

19. Государственная служба и государственные служащие

20. Государственный контроль: понятие, виды

21. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях.

22. Материальная и дисциплинарная ответственность в административном праве

23. Законность и дисциплина в управлении: понятие, особенности, значение

24. Правовые акты управления: понятие, основные черты

25. Предмет, метод, системы и источники административного права.

26. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, документы

27. Прокурорский надзор: понятие, особенности

28. Управление: понятие, признаки, принципы организации деятельности

29. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

30. Обращения граждан и их виды

31. Паспортная система в Российской Федерации: учет, регистрация

32. Формы и методы государственного управления

33. Процессуальные документы в административном праве и их значение

34. Экспертиза в производстве по делам об административных правонарушениях

35. Доказывания и доказательства в административном процессе

36. Процедура лицензирования отдельных видов деятельности