Бюджетное право понятие и система. Предмет, метод и источники бюджетного права. бюджетные правоотношения

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Нина Ивановна ХИМИЧЕВА

ПРЕДМЕТ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА1

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.36.8.222-229

Образование и использование через посредство государственного бюджета общегосударственного денежного фонда влечет возникновение обширного круга общественных отношений, участники которых чрезвычайно разнообразны. Такая характеристика этих отношений обусловлена самой целью вступления в них. Она определяется также особенностями национально-государственного устройства СССР принципами социалистической демократии.

В соответствии с Конституцией СССР наличие единого государственного бюджета страны (ст. 73) не исключает самостоятельности государственных бюджетов союзных и автономных республик, а также местных бюджетов (ст. 137, 143, 146). Средства государственного бюджета, оставаясь частично в непосредственном распоряжении Союза ССР, распределяются между союзными, автономными республиками и административно-территориальными единицами, централизованное руководство аккумулированием этих ресурсов в едином денежном фонде и использованием их сочетается с инициативой и широкими правами республик и местных Советов. В этом проявляются обоснованные В. И. Лениным принципы организации финансов Советского государства. В. И. Ленин указывал: «Я за самую широкую автономию местных советских организаций, но вместе с тем я думаю, что для плодотворности нашей работы по сознательному преобразованию страны необходима единая, строго определенная финансовая политика и исполнение предписаний сверху донизу»2. XXV съезд КПСС подтвердил значение укрепления обоих начал в управлении экономикой на современном этапе3.

Использование государственного бюджета обусловило необходимость в правовых нормах, регулирующих возникающие при этом отношения. Важнейшая роль в данном случае принадлежит определенной части финансово-правовых норм, которые в своей совокупности представляют бюджетное право.

Если обобщенно определить основное содержание предмета регулирования бюджетного права, то можно сказать, что им охватываются общественные отношения, возникающие при образовании и использовании общегосударственного денежного фонда. Однако участники этих отношений настолько разнообразны и многие из них обладают такой спецификой, что это обусловило выделение регулирующих данные отношения правовых норм в особые финансово-правовые институты (обязательные платежи государственных предприятий, налоговое право и др.). Помимо того, в этой области возникают отношения, регулируемые и другими отраслями права4. Все сказанное говорит о необходимости более конкретной характеристики круга отношений, охватываемых предметом бюджетного права.

1 Химичева Н. И. Субъекты советского бюджетного права: монография / под ред. В. М. Манохина. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. С. 12-22.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 351.

3 См.: Материалы XXV съезда КПСС. С. 60.

4 О соприкосновении бюджетного права с другими финансово-правовыми институтами и отраслями права см.: ПискотинМ. И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50-56.

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Изучение литературы по бюджетному праву показывает, что при наличии основных, достаточно четких, общепризнанных положений о его предмете имеются и различия в мнениях.

Существенный вклад в разработку этого вопроса внес Е. А. Ровинский. Высказанные им положения5 были отражены в предложенных впоследствии конструкциях предмета и понятия бюджетного права. Ранее в учебниках по финансовому праву бюджетное право характеризовалось как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета6, то есть не учитывалась материальная часть его предмета. Более полные понятия бюджетного права, охватывающие материальную и процессуальную его стороны, были приведены в экономической литературе7.

Е. А. Ровинский, подчеркнув наличие в бюджетном праве материальных и процессуальных норм, отразил это в определениях его понятия и предмета регулирования. В предмет бюджетного права СССР он включает закрепление бюджетного устройства СССР, регулирование отношений по поводу распределения средств между бюджетами различных видов и их расходования, а также порядка и сроков формирования и исполнения бюджетов (бюджетный процесс)8.

Большое значение имеют работы М. И. Пискотина и В. В. Бесчеревныха по данному вопросу. В. В. Бесчеревных считает, что предметом регулирования бюджетного права охватываются отношения, возникающие в процессе: а) установления бюджетной системы СССР и распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; б) составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; в) составления и утверждения отчетов об их исполнении9. Впоследствии В. В. Бесчеревных уточнил высказанные положения. «Советское бюджетное право, - пишет он, - включает в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы СССР, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок распределения их между различными бюджетами, а также нормы, устанавливающие бюджетный процесс, т. е. порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и утверждения отчетов об их исполнении»10.

М. И. Пискотин, очерчивая предмет регулирования норм бюджетного права, отмечает, что они определяют бюджетное устройство СССР и союзных республик, устанавливают бюджетные права Союза ССР, союзных, автономных

5 См.: Ровинский Е. А. Советское финансовое право. М., 1957. С. 66.

6 См.: Гурвич М. А. Советское финансовое право. М., 1952. С. 111 ; Он же. Советское финансовое право. М., 1954. С. 116.

7 См.: Александров А. М. Указ. раб. С. 321-322. □

8 См.: Финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. М., 1971. С. 103-104

тором говорится об установлении нормами бюджетного права структуры бюджетной системы (см.: Советское финансовое право / отв. ред. В. В. Бесчеревных и С. Д. Цыпкин.

9 См.: Советское финансовое право / отв. ред. Е. А. Ровинский. М., 1961. С. 99. Р

Аналогичным в сущности является и более позднее определение В. В. Бесчеревныхом Т

предмета бюджетного права. С некоторым уточнением им дано первое положение, в ко- н

Изд. 2-е. М., 1974. С. 112). I

10 Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. С. 35.

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

республик и местных Советов и порядок их осуществления, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета СССP11.

Несмотря на различия в формулировках, мы видим, что мнения названных авторов о предмете бюджетного права сходны по основным, принципиальным вопросам. Они относят к нему бюджетное устройство, распределение доходов и расходов между бюджетами и бюджетный процесс. Следует отметить, что различия в формулировках в определенной мере объясняются отсутствием в литературе единого и четкого понятия бюджетного устройства.

Неодинаковое содержание в понятие бюджетного устройства вкладывается как в экономической, так и в юридической литературе. Некоторые авторы под бюджетным устройством понимают организационное построение бюджетной системы, а под бюджетной системой - совокупность отдельных видов бюджетов12. Аналогичный взгляд высказан и в юридической литературе. Е. А. Ровинский пишет, что «бюджетное устройство представляет собой совокупность бюджетов разных видов, которые объединяются в единую бюджетную систему СССР»13.

Другие авторы толкуют это понятие более широко. В. В. Бесчеревных полагает, что для характеристики бюджетного устройства СССР «необходимо, во-первых, показать, из каких звеньев (бюджетов) состоит бюджетная система нашего государства, и, во-вторых, показать, какие доходы и расходы и в каких объемах включаются в каждый отдельный бюджет»14.

М. И. Пискотин считает, что к бюджетному устройству, помимо построения бюджетной системы и взаимной связи ее составных частей, относится порядок установления налогов, доходов, поступающих на образование бюджетов, и нормы, предусматривающие принцип ежегодного установления размеров отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов в бюджеты республик и местные бюджеты15. А остальные нормы, касающиеся доходов и расходов бюджета, он выносит за рамки бюджетного устройства, выделяя их в два (о доходах и о расходах) раздела материального бюджетного права16. Таким образом, сближаясь в какой-то мере с точкой зрения В. В. Бесчеревныха, М. И. Пискотин предлагает более узкое понятие бюджетного устройства. Однако он включает и новый элемент - порядок установления налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов.

И, наконец, имеется взгляд, что в это понятие, помимо названных элементов, включается и бюджетный процесс, то есть весь предмет бюджетного права17.

11 См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 51-52.

12 См.: Финансы и кредит СССР. М., 1967. С. 39.

13 Финансовое право / под ред. Е. А. Ровинского. М., 1971. С. 93.

14 Советское финансовое право. М., 1974. С. 127.

15 См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 62-63.

16 См.: Указ. раб. С. 62-63.

17 Так, Э. А. Вознесенский пишет, что бюджетное устройство социалистического государства выражает построение бюджетной системы, ее подразделение на отдельные виды бюджетов, взаимоотношения между ними, организацию бюджетного процесса (см.: Александров А. М., Вознесенский Э. А. Финансы социализма. С. 171).

УНИВЕРСИТЕТА Предмет бюджетного права

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Было высказано мнение, что такое содержание присуще и термину «бюджетная система»18.

Таким образом, единственно, в чем мнение названных авторов сходится,-это обязательное наличие в понятии бюджетного устройства такого элемента, как «совокупность различных видов бюджетов. Этот элемент выдвигается единодушно на первое место, является основой всего понятия. Но несмотря на такое весьма существенное различие в мнениях, дискуссий по данному вопросу в литературе не было. Не приводилось, как правило, и обоснований позиций. Исключение представляет работа М. И. Пискотина, уделившего специальное внимание этому вопросу19 и высказавшего по нему ценные соображения.

В данном случае целесообразно исходить из того, какое содержание в понятие бюджетного устройства вкладывается законодательством. Изучение Закона СССР о бюджетных правах, а также республиканского (союзных и автономных республик) законодательства показывает, что в этих нормативных актах применяется выражение «бюджетное устройство» и дается его характеристика, в содержание которой Закон СССР включает: а) закрепление государственного устройства в качестве основы бюджетного устройства СССР; б) определение составных частей (видов бюджетов), объединяемых в едином государственном бюджете СССР; в) задачи и принципы объединения бюджетов в государственном бюджете СССР (ст. 2)20. Законы о бюджетных правах союзных и автономных республик, характеризуя бюджетное устройство этих республик, содержат соответствующие положения21. Из этого следует, что под бюджетным устройством понимается определяемая государственным устройством система бюджетов и взаимная связь между ними. С этим согласуется точка зрения авторов, рассматривающих бюджетное устройство СССР как объединение в определенную систему совокупности бюджетов.

Вряд ли целесообразно расширять содержание этого понятия, включая в него полную (или частичную) характеристику доходов и расходов бюджета, а тем более бюджетного процесса. Неоправданно широкие понятия затрудняют формулирование правовых норм, влекут нечеткость теоретических положений.

В определенной мере применение данного термина в расширенном значении обусловлено предлагаемыми конструкциями системы бюджетного права. Так, В. В. Бесчеревных, отмечая, что нормы бюджетного права разделяются на материальные и процессуальные, к первой группе относит нормы, которые устанавливают «материальное содержание бюджета, т. е. структуру бюджетной системы, источники и суммы доходов, поступающих в соответствующий бюджет, размеры

18 См.: Бюджетная система Союза ССР: сб. законодат. материалов / сост. С. С. Глезин. М., ^ 1947. Р Однако в современной литературе установилось и стало общепринятым понимание р бюджетной системы как совокупности разных видов бюджетов. ГП

19 См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 61-63. н

20 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 44. Ст. 221.

21 См., например: ст. 3 Закона РСФСР о бюджетных правах // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. № 48. Ст. 674; ст. 3 Закона Башкирской АССР о бюджетных правах // Сб. норм, актов по советскому финансовому праву. М., 1967. С. 97.

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

и направление расходов, осуществляемых за счет средств данного бюджета, общие суммы доходов и расходов, превышение первых над вторыми, размеры резервных фондов и т. д.». При этом он считает, что «материальные нормы в своей совокупности образуют правовой институт "бюджетное устройство СССР", входящий в бюджетное право»22. Сходные взгляды высказали и другие ученые. Однако предлагаемое наименование в данном случае не лишено искусственности.

М. И. Пискотин, как отмечалось выше, к бюджетному устройству относит, в частности, порядок установления налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов, что не бесспорно. В литературе такие нормы принято включать в институт правового регулирования государственных доходов23, что представляется вполне обоснованным. К сожалению, аргументации этой перестановки М. И. Пискотин не приводит. Думается, что из упомянутых лишь некоторые (основные) нормы относятся к бюджетному праву, а именно те, которые закрепляют исключительное право Союза ССР устанавливать налоги и доходы, поступающие на образование всех видов бюджетов. Они конкретизируются в других финансово-правовых институтах. Вместе с тем мнение М. И. Пискотина о том, что доходы и расходы бюджета выходят за рамки понятия бюджетного устройства, по нашему мнению, является правильным.

Однако вопросы системы бюджетного права требуют специального внимания, в частности применительно к проблемам настоящей работы. Поэтому они будут рассмотрены в соответствующем ее разделе.

Исходя из сказанного, бюджетное устройство, на наш взгляд, представляет собою внутреннее строение бюджета государства, выражающееся в совокупности бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны.

Конституция СССР (гл. 8-11) определяет Союз ССР как единое многонациональное союзное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик, предусматривает наличие автономных республик, автономных областей и автономных округов в ряде союзных республик, относит к полномочиям союзных республик определение своего краевого, областного, окружного, районного деления и решение иных вопросов административно-территориального устройства. Соответственно этому бюджетное устройство СССР характеризуется предоставлением союзным, автономным республикам и административно-территориальным

22 Бесчеревных В. В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. С. 39.

23 См.: Гурвич М. А. Советское финансовое право. М., 1954. С. 180-181 ; Финансовое право. М., 1971. С. 139 (автор главы - Б. Н. Иванов) ; Советское финансовое право. М., 1974. С. 181-183 (автор главы - С. Д. Цыпкин).

В своей монографии С. Д. Цыпкин обосновал выделение института доходов государственного бюджета СССР в разделе финансового права, регулирующего все государственные доходы СССР. При этом порядок установления доходов он рассматривает в данном разделе, подчеркивая, что для института доходов государственного бюджета характерны общие начала установления всех доходов (см.: Цыпкин С. Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973. С. 17- 26).

УНИВЕРСИТЕТА Предмет бюджетного права ^^^^

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

единицам права на самостоятельные бюджеты и объединением их на основе принципа демократического централизма в единый государственный бюджет СССР вместе с союзным бюджетом.

В определениях предмета бюджетного права в литературе встречаются и некоторые другие различия, которые, однако, не означают отсутствия единого взгляда на его содержание. Гак, В. В. Бесчеревных, раскрывая предмет бюджетного права, особо называет отношения, возникающие в процессе составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов24. А М. И. Пискотин, характеризуя предмет бюджетного права, об этом не упоминает25. Аналогично и Е. А. Ровинский при рассмотрении понятия бюджетного права не отмечает данных отношений26. Однако это не означает, что они исключают их из предмета регулирования бюджетного права, о чем свидетельствует изложение вопросов бюджетного права в работах названных авторов.

Некоторые положения о предмете бюджетного права являются спорными. Например М. И. Пискотин, выявляя особенности бюджетного права, пишет, что оно регулирует организационно-финансовые отношения, которые в силу своей природы могут существовать только между различными государственными органами27.

Прежде всего, остановимся на характеристике отношений, регулируемых бюджетным правом, как организационно-финансовых. Следует учесть, что в правовой науке нет единого мнения относительно понятия организационных норм права и, соответственно, правовых отношений. Одни авторы отождествляют организационные нормы права с процессуальными, отграничивая их от материальных28, другие считают, что организационные нормы могут быть и материальными, и процессуальными, некоторые выделяют из материальных и процессуальных особую группу организационных норм29.

М. И. Пискотин все финансовые правоотношения, в том числе и бюджетные, называет организационными, что представляется правильным. Однако не вполне точным является его положение о том, что бюджетные правоотношения

См.: Советское финансовое право. М., 1974. С. 112. См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 51-52. См.: Финансовое право. М., 1971. С. 103-104.

См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 52-55, а также его статью в Большой советской энциклопедии (изд. 3-е, т. 4. М., 1971. С. 590).

Е. А. Ровинский, например, разделяя позицию проф. А. С. Ангелова (БНР), подчеркивает наличие в финансовых правоотношениях «организационных, или процессуальных, и материальных, или имущественных правоотношений» (см.: Финансовое право. М., 1971. С. 47 ; Ангелов А. С. Финансово право на Народна Република България. София, □

1967. С. 107-108). Р

См.: Горшенев В. М. Организационно-правовые формы деятельности органов государ-

ства и процессуальное право // Материалы конференции по итогам научно-исследова- Г

тельской работы за 1965 год. Свердловск, 1966. С. 202 ; Ким А. И. Государственно-про- н

цессуальная природа норм, регулирующих организацию выборов в СССР // Вопросы государства и права. Труды Томск, гос. ун-та. Т. 199. Сер. юрид. наук. Томск, 1968. С. 75- 76 ; Лучин В. О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. I

) УНИВЕРСИТЕТА

L--имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

могут существовать только между государственными органами. Применительно к бюджетному процессу с этим можно, в основном, согласиться. Что касается материальных бюджетных отношений, то участниками их являются прежде всего Союз ССР, республики - союзные или автономные, административно-территориальные единицы. Естественно, что представляют их соответствующие государственные органы. Однако носителями прав и обязанностей выступают именно Союз ССР, республики, административно-территориальные единицы, за которыми закреплено право на государственный или местный бюджет соответственно30. Следует сказать, что их участие в бюджетных отношениях признается и специально отмечается М. И. Пискотиным31, но это не увязано с подчеркнутой им особенностью данных правоотношений.

Таким образом, в отношениях, регулируемых советским бюджетным правом, участвуют государственные образования и административно-территориальные единицы, а не только государственные органы.

На наш взгляд, можно отметить следующие особенности предмета советского бюджетного права: оно регулирует отношения Союза ССР, союзных, автономных республик, административно-территориальных единиц, а также государственных органов; эти отношения возникают в связи с образованием и использованием общегосударственного денежного фонда. К предмету бюджетного права, учитывая сказанное выше, относится:

а) определение бюджетного устройства СССР союзных и автономных республик;

б) определение состава доходов и расходов государственного бюджета СССР;

в) определение принципов разграничения доходов и расходов между входящими в государственный бюджет СССР бюджетами;

г) определение компетенции (прав) Союза ССР союзных, автономных республик и административно-территориальных единиц в сфере бюджета;

д) регулирование бюджетного процесса, то есть порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета СССР в целом и его составных частей, а также порядка составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Соответственно этому понятие бюджетного права можно определить или исходя из общего содержания регулируемых им отношений, или (более подробно) отражая основные элементы, входящие в предмет его регулирования.

В первом случае советское бюджетное право представляет собой институт финансового права - совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые возникают в связи с образованием и использованием общегосударственного денежного фонда СССР. Однако такое понятие нечетко определяет границы предмета бюджетного права. Помимо собственно бюджетных отношений сюда подойдут отношения, возникающие также по поводу образования или

31 См.: Пискотин М. И. Указ. раб. С. 52.

Об этих участниках бюджетных отношений говорят также Е. А. Ровинский (см.: Финансовое право. М., 1971. С. 102), В. В. Бесчеревных (см.: Советское финансовое право. М., 1961. С. 99-101 ; Советское финансовое право. М., 1974. С. 113).

УНИВЕРСИТЕТА Предмет бюджетного права

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

использования общегосударственного денежного фонда, но обладающие иными признаками и потому регулируемые другими разделами (институтами) советского финансового права или даже иными отраслями права. Поэтому в определение понятия бюджетного права необходимо ввести уточняющие признаки, в частности, отразить основные элементы его предмета регулирования. Такие понятия имеются в литературе.

Возможен и другой путь - указать субъектов, с участием которых возникают регулируемые бюджетным правом отношении. В таком случае бюджетное право - это институт (раздел) финансового права, регулирующий отношения Союза ССР, союзных, автономных республик, административно-территориальных единиц, а также соответствующих государственных органов, возникающие в связи с образованием и использованием общегосударственного денежного фонда.

1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права

Бюджетное право России – это подотрасль российского права, часть финансового права, его ведущий институт; совокупность устанавливаемых государством общеобязательных норм, определяющих основы бюджетного устройства страны, составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную систему государства. Бюджетное право России также включает в себя перечень доходов и расходов бюджета, порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня; с разграничением бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления; с организацией бюджетного процесса, т. е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов; с организацией контроля за исполнением бюджетов. Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями (ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145–ФЗ (БК РФ)).

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, бюджетных и внебюджетных фондов, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами ит. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, ее региональных и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Бюджетное право России разделяется на общую и особенную части.

Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие общие принципы и методы деятельности государственных органов РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в бюджетной сфере, основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений. Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части, где детально регламентируются полномочия всех субъектов бюджетных правоотношений, порядок составления и принятия бюджетов всех уровней и т. д.

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

3. Предмет банковского права. Метод банковского права Предметом банковского права являютсяобщественные отношения, возникающие в связи с осуществлением банковской деятельности. Понятие «банковская деятельность» не имеет законодательного закрепления, поэтому можно

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

2. Понятие налогового права и его место в системе российского права Налоговое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов и перечисления в бюджетную систему

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

3. Предмет налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

1. Предмет банковского права Банковская система в условиях рыночных отношений обеспечивает: ?аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц; ?их межрегиональное и межотраслевое перераспределение; ?внутринациональные и международные расчетные

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

автора Белоусов Данила С.

2.1. Понятие налогового права как отрасли права Под термином «налоговое право» понимаются:> отрасль законодательства;> подотрасль науки финансового права;> учебная дисциплина.Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

2.2. Предмет и метод налогового права Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

23.1. Понятие и предмет международного налогового права Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.Развитие международных отношений привело к заключению

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

15. Понятие бюджетного процесса Бюджетный процесс– это совокупность действий органов представительной и исполнительной власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной системы.Бюджетным процессом является регламентированная законодательная деятельность

автора Ярошенко Ф О

УЗАГАЛЬНЕНИЙ КОМЕНТАР ДО РОЗДІЛУ V КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА ТА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ПОРУШЕННЯ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Мета: розкрити зміст відповідальності та особливостей заходів впливу за вчинені порушення бюджетного законодавства; надати

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Глава 17. КОНТРОЛЬ ЗА ДОТРИМАННЯМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАВСТВА Стаття 109. Повноваження Верховної Ради України з контролю за дотриманням бюджетного законодавства 1. Верховна Рада України здійснює контроль за дотриманням бюджетного законодавства у процесі: 1) визначення

Из книги Науково-практичний коментар Бюджетного кодексу України автора Ярошенко Ф О

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

2. Система источников бюджетного права Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2–4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год,

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

2. Предмет, метод и принципы коммерческого права Слово «коммерция» произошло от латинского слова «commercium» – «торговля».Предмет коммерческого права – регулирование профессиональной торговой деятельности, коммерческие отношения, отношения между субъектами по

автора Смагина И А

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Тема 5. Механизм бюджетно-правового регулирования

5.1. Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

5.2. Бюджетные правоотношения: понятие и виды

5.3. Источники бюджетного права

Бюджетное право: понятие, предмет и методы регулирования

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право - это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других - только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института - развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право включается в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.п., не составляют предмета бюджетного права.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит - с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Использованная законодателем кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования.

Следовательно, предмет бюджетного права - это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

Установления доходных источников бюджетов всех уровней;

Расходования бюджетных денежных средств;

Межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;

Осуществления бюджетного контроля;

Установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.

Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования - это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.

Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Поскольку бюджетное право составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права классифицируются на общие и особенные . Общие обусловлены юридической природой бюджетной деятельности государства, ее публичным характером, направленностью на обеспечение общего интереса. Специальные методы используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности. Среди общих методов, применяемых в бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.

Особенность императивного метода в бюджетном праве - расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов Федерации и выделение в их бюджетно-правовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права, и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Кроме императивного метода государство при регулировании бюджетных отношений использует элементы диспозитивного метода . Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования не означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия.

Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом. Следующей группой методов бюджетного права являются специальные методы -- метод дотаций, метод финансирования целевых государственных программ и т. д.

Специфика методов бюджетного права заключается в совокупности особенностей методов финансового права, проявляющихся относительно сферы бюджетных отношений, а также в наличии специальных способов правового воздействия на отдельные стороны бюджетной деятельности. Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с механизмом бюджетно-правового регулирования являются основными элементами юридического режима правового регулирования бюджетных отношений, с помощью которых бюджетное право становится относительно самостоятельным правовым образованием в системе финансового права. Одновременно следует помнить, что бюджетное право использует те же общие методы правового воздействия, что и финансовое право в целом.

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право России. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области финансовых доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств.

Бюджетное право -- это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Особенность бюджетно-правового регулирования состоит в том, что в одних сферах бюджетной деятельности нормы бюджетного права непосредственно и в полном объеме регулируют эти общественные отношения, а в других -- только учреждают, предопределяют финансовые отношения. В результате предмет бюджетного права складывается из двух групп отношений: атрибутивных (исключительных) и примыкающих (смежных).

Важнейшей составной частью предмета бюджетного права выступают группы правовых отношений, регулирующих порядок образования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, опосредующие бюджетный процесс и контроль, а также ответственность за бюджетные правонарушения. Эти отношения преобладают в системе бюджетного права, являясь его неотъемлемым системообразующим атрибутом. Они включаются в предмет бюджетного права полностью и максимально им урегулированы.

Другую группу отношений, образующих предмет бюджетного права, составляют отношения, примыкающие (смежные) к атрибутивным. Эти отношения детально регулируются иными подотраслями или институтами финансового права, создавая, таким образом, объекты совместного правового регулирования. Смежные правовые отношения регулируются нормами бюджетного права и соответствующего финансово-правового института двумя способами: либо одновременно, согласованно, либо по принципу «цепной реакции», когда нормы бюджетного права являются общими, учреждающими для этих отношений, а нормы соответствующего финансово-правового института -- развивающими, уточняющими.

Совпадающим юридическим критерием атрибутивных и смежных бюджетно-правовых отношений следует считать их внешнее закрепление нормами права, включенными в систему бюджетного законодательства.

Примыкающие (смежные) правоотношения не являются обязательным признаком бюджетного права и подпадают под бюджетно-правовое воздействие в силу экономических, политических или иных причин, но в любом случае только тогда, когда в этом заинтересовано государство. Например, образование бюджетов всех уровней в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но это не означает, что налоговое право включается в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.п., не составляют предмета бюджетного права.

Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК РФ эти отношения были исключительно предметом финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в БК РФ как едином нормативном правовом акте было осуществлено государством в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений. Кодификация норм, регулирующих бюджетную деятельность, не означает механическую трансформацию, слияние различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и объединение различных методов их регулирования в специфичный метод правового регулирования.

Включение отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, в сферу регулирования бюджетного законодательства, вызвано практическими потребностями, удобством пользования БК РФ. Механическое включение норм, регулирующих относительно обособленную сферу общественных отношений, в структуру законодательства иного правового института не означает поглощение одного правового института другим или образование таким способом новой правовой общности.

Расширение бюджетного законодательства, его комплексный характер создают функциональное взаимодействие норм бюджетного права и государственного кредита как различных финансово-правовых институтов, но не создают новой подотрасли финансового права и не означают слияния бюджетного права с институтом государственного кредита. Государственные и муниципальные заимствования рассматриваются БК РФ только в качестве источников покрытия дефицита соответствующего бюджета, а государственный и муниципальный долг, государственный кредит -- с позиций доходов или расходов бюджетной системы.

Осуществление государственной и муниципальной кредитной деятельности происходит не только в целях покрытия бюджетного дефицита, но и в качестве самостоятельного направления финансовой деятельности государства.

Таким образом, после кодификации норм бюджетного права и некоторых норм, регулирующих вопросы государственного и муниципального кредита, ни бюджетное право, ни институт государственного и муниципального кредита не утратили своих сущностных признаков в качестве самостоятельных структурных элементов финансового права. Использованная законодателем кодификация бюджетного законодательства не повлекла расширения предмета бюджетно-правового регулирования.

Следовательно, предмет бюджетного права -- это совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Общественные отношения, входящие в предмет бюджетного права, многообразны и классифицируются в обособленные группы, возникающие относительно:

Установления доходных источников бюджетов всех уровней;

Расходования бюджетных денежных средств;

Межбюджетного регулирования; бюджетного процесса;

Осуществления бюджетного контроля;

Установления оснований ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Предмет бюджетного права находится в постоянной динамике. Правовое регулирование бюджетных отношений во многом зависит от воли государства. Так, увеличение роста правонарушений в сфере образования и расходования бюджетных фондов повлекло необходимость включения законодателем в БК РФ охранительных норм, устанавливающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства, и, как следствие, предмет бюджетного права пополнился новым атрибутивным элементом.

Качественную сторону бюджетных отношений отражают методы правового регулирования, поскольку позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод бюджетно-правового регулирования -- это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков бюджетного права, в которых концентрированно выражаются средства и способы регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права обусловлены регулируемыми бюджетными отношениями, которые, в свою очередь, вызваны к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованного фонда денежных средств, т. е. бюджета. Право публичной собственности на централизованные денежные фонды соответствующего территориального уровня принадлежит государству или муниципальному образованию, вступающему в бюджетные правоотношения посредством своих компетентных органов.

Под методом бюджетно-правового регулирования тем самым следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение субъектов бюджетного права.

Поскольку бюджетное право составляет часть финансового права, то задачей бюджетно-правовых методов является выявление сущности, пределов и особенностей «преломления» методов финансового права относительно регулирования бюджетных отношений.

Методы бюджетного права классифицируются на общие и особенные. Общие обусловлены юридической природой бюджетной деятельности государства, ее публичным характером, направленностью на обеспечение общего интереса. Специальные методы используются в процессе реализации определенных функций бюджетной деятельности. Среди общих методов, применяемых в бюджетном праве, наиболее ярко выделяется императивный. Императивный метод воздействия на бюджетные отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве этот метод является «сквозным», присущим всем составным частям данной отрасли права, однако в бюджетном праве он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер бюджетной деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных денежных фондов. В процессе бюджетной деятельности осуществляются реализация правового статуса субъектов бюджетного права, регулирование и охрана общественных отношений бюджетной сферы.

Особенность императивного метода в бюджетном праве -- расширение его внешнего закрепления обязывающими нормами. Названная специфика отражает общую тенденцию бюджетного регулирования, направленного на разграничение бюджетной компетенции субъектов Федерации и выделение в их бюджетно-правовом статусе отдельно прав и обязанностей. Федеративные основы построения государства расширяют сферу самостоятельного решения публичных вопросов на уровне субъектов РФ. В связи с этим четче обозначаются обязанности субъектов бюджетного права, и повышается уровень ответственности за надлежащее выполнение ими своих функций.

Преобладание императивного метода регулирования объясняется публичной природой бюджетных отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом. Содержание значительной части норм бюджетного права составляют императивные отношения. В регулируемых бюджетным правом общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов бюджетного права единой управляющей воле, выразителем которой могут выступать Российское государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования или уполномоченные органы, представляющие государство или муниципальное образование и юридически наделенные властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников бюджетных отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов бюджетного права.

Таким образом, императивный метод правового регулирования не просто представляет собой специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованный денежный фонд, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере бюджетно-правового регулирования.

Кроме императивного метода государство при регулировании бюджетных отношений использует элементы диспозитивного метода. Современное бюджетное законодательство дополнилось возможностью использования согласительных процедур, обсуждения принимаемых решений, договорных методов регулирования межбюджетных отношений, вступления в бюджетные отношения на добровольных основаниях и т. д. Однако применение отдельных аспектов диспозитивного регулирования не означает наличие в бюджетном праве гражданско-правовых методов воздействия.

Диспозитивность как способ правового регулирования бюджетных отношений существенно ограничена приоритетом публичных имущественных отношений. Согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством, а последующее регулирование согласованных форм бюджетной деятельности осуществляется императивным методом. Следующей группой методов бюджетного права являются специальные методы -- метод дотаций, метод финансирования целевых государственных программ и т. д.

Специфика методов бюджетного права заключается в совокупности особенностей методов финансового права, проявляющихся относительно сферы бюджетных отношений, а также в наличии специальных способов правового воздействия на отдельные стороны бюджетной деятельности. Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с механизмом бюджетно-правового регулирования являются основными элементами юридического режима правового регулирования бюджетных отношений, с помощью которых бюджетное право становится относительно самостоятельным правовым образованием в системе финансового права. Одновременно следует помнить, что бюджетное право использует те же общие методы правового воздействия, что и финансовое право в целом.

Основываясь на понимании предмета и метода правового регулирования как классифицирующих критериях отраслей права, можно сделать вывод, что бюджетное право представляет собой подотрасль финансового права. На современном этапе развития финансовой деятельности Российского государства особенности юридической природы предмета и методов бюджетного права показывают невозможность его автономного функционирования. Законченное правовое регулирование бюджетных отношений достигается только в рамках отрасли финансового права и не может быть урегулировано в границах одной (хотя и довольно крупной) подотрасли.