Императивный метод регулирования общественных отношений характерен. Предмет и метод правового регулирования

Общественно-правовые отношения постоянно находятся в динамичном развитии. Каждую минуту в мире возникают, укрепляются и исчезают различные связи между субъектами права. Ни для кого не секрет, что рамки любых отношений устанавливаются какими-либо нормами. Правоотношения в этом случае не являются исключением.

В праве принято понятие метода правового регулирования, содержание которого составляют определенные нормы, относящиеся к той или иной отрасли права. Можно выделить два главных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный метод. Оба метода используются во всех отраслях права, однако где-то преобладающим является диспозитивный, а где-то – императивный.

Кратко о диспозитивном методе

Диспозитивный метод призван согласовывать действия различных субъектов, прямо не обязывая их к совершению какого-либо деяния. Отличительной особенностью данного метода является то, что субъекты правоотношений являются между собой равными, то есть в отношениях отсутствует аспект власти и подчинения. Диспозитивный метод наиболее часто используется в таких отраслях права, как гражданское право. Так, неотъемлемой частью гражданско-правовых отношений являются различные договоры, существование которых призвано согласовывать действия и цели тех или иных лиц. Диспозитивный метод здесь является своеобразным регулятором составления договора и неоговоренных в нем аспектов.

Авторитаризм императивного метода правового регулирования

Императивный метод – это некий метод субординации, которые ставит четкие рамки дозволенных правоотношений, установленных обязывающими и запрещающими нормами.

Сущность данного метода состоит в невозможности альтернативного выбора приемлемого варианта поведения. Выбор определенного поведения является невозможным, поскольку оно регулируется четкими законодательными рамками как запрет или обязанность. Субъектам правоотношений остается лишь исполнять эти предписания, так как уклонение от них влечет за собой наложение ответственности. Из этого вытекает главная разница между императивным и диспозитивным методами. Императивный запрещает все, что не разрешено законом, а диспозитивный, наоборот, разрешает все, что не запрещено законом.

Императивный метод правового регулирования характерен, прежде всего, для отраслей публичного права, к которым, к примеру, относятся конституционное и административное право.

Итак, подводя итоги выше сказанному, выделим основные признаки императивного метода:

  1. Выражается в нормах-запретах и нормах-обязанностях.
  2. Устанавливается в нормативно-правовых актах, регулирующих полномочия одних лиц и обязанности других.
  3. Базируется на государственном принуждении, осуществляемом различными органами государственной власти.
  4. Неисполнение предписанных норм влечет обязательное наложение ответственности.

Императивный метод

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения ) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности . В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Императивный метод" в других словарях:

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

    Метод муниципального права - способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

    Совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    Способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… …

    Императивный или властно-побудительный метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

Императивный метод

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения ) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности . В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Creep
  • Бородин, Михаил Маркович

Смотреть что такое "Императивный метод" в других словарях:

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

    Метод муниципального права - способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… …

    Императивный или властно-побудительный метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.7

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается метод правового регулирования

как совокупность способов воздействия на субъектов общественных отношений. Рассмотрены обстоятельства, предопределяющие метод правового регулирования: целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; свойств субъектов правового отношения; характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями; различных средств обеспечения и охраны правовых норм; оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор). Автор дает классификацию методов и способов правового регулирования. Императивный метод раскрыт через обязывание и запрещение. В статье рассмотрены способы диспозитивного правового регулирования: поощрение, рекомендация. Автор формулирует дефиницию индифферентные диспозитивные нормы. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении без поощрения и рекомендаций.

Ключевые слова: метод правового регулирования, способы правового регулирования, правомочие, обязывание; запрещение, диспозитивный метод правового регулирования, императивный метод правового регулирования, индифферентное диспозитивное регулирование, поощрение, позитивная ответственность, рекомендация, сверх нормы деятельность, правомочие.

1. Понятие метода правового регулирования

Право призвано активно воздействовать на поведение людей. Именно для этой цели оно создается, и именно по ее достижению оценивается его эффективность. Право может воздействовать на участников общественных отношений достаточно разнообразными приемами, которые зависят от вида отношения, свойств его участников и ряда других обстоятельств.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов воздействия на субъектов общественных отношений.

Метод правового регулирования зависит от:

Целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы;

Свойств субъектов правового отношения;

Характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов -правоотношения;

Положения субъектов правоотношение друг к другу, опосредованного их правами и обязанностями;

Различных средств обеспечения и охраны правовых норм;

Оснований возникновения правоотношения (государственный акт, договор).

Метод правового регулирования зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы. Деятельность государства на длительный период времени задается его функциями. Цели могут достигаться активными действиями, для достижения которых государство «вынуждает» доступными ему приемами совершать необходимые для него действия. При этом цель может оставаться одной и той же, а способы правового воздействия на граждан изменяться. Существенными факторами, влияющими на выбор приемов в конкретных условиях, являются политический режим, сила и авторитет государства, господствующая идеология. Так, необходимость осуществить крупномасштабное строительство государство вызвала к жизни целый ряд разных правовых решений: 1) сделать это идеологической конструкцией, национальной идеей, и тогда субъекты права под воздействием эмоционального состояния причастности к высоким государственным делам сделают необходимое (стройки ХХ века, например Байкало-Амурская магистраль, освоение целины и др.); 2) заинтересовать участников общественных отношений привлекательными для них стимулами -материальными или идеальными, - под влияниями которых субъект права достигает необходимых государственных целей и получает соответствующее поощрение; 3) запретить альтернативные пути достижения целей субъекта права. Он должен достигать своих целей только в случае совпадения (или хотя бы непротиворечия) своих личных и государственных целей; 4) обязать (заставить) совершить необходимые государству действия под влиянием наказания, или действие совершается как санкция за ранее совершенное правонарушение (принудительные работы).

На методы правового воздействия государства оказывают влияние свойства субъектов правового отношения. Субъекты

права могут быть публичными. Тогда они непосредственно наделяются правами и обязанностями государства для реализации его функций, что и предопределяет особенности воздействия на него со стороны высших органов государственной власти. Публичные субъекты имеют двойственное начало, так как, с одной стороны, по отношению к одним субъектам (гражданам) они являются властными и дают им указания относительно их правомерного поведения, а с другой - получают указания по вертикали органов государственной власти. Граждане же находятся только в горизонтальных связях. Оказывая воздействия на участников общественных отношений, государство использует желаемые и нежелательные для конкретных субъектов последствия, которые имеют для них значение. Например, граждане могут подвергаться лишению свободы, а органы государственной власти - роспуску. Граждане обладают свободой выбора модели правомерного поведения, а публичные органы могут действовать только в пределах их компетенции.

Правовые отношения по общему правилу являются двусторонними, соответственно две стороны этого отношения находятся в определенном положении друг по отношению к другу. Характер и взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношения, отражая их правовую природу, имеют результатом положение субъектов друг по отношению к другу. Субъекты права всегда обладают взаимными правами и обязанностями, но они могут обмениваться ими в равном положении или в положении зависимости одного от другого. Они могут обмениваться правами и обязанностями по собственному желанию или по принуждению. И это их положение может изменяться в разных правоотношениях с одними и теми же участниками. Так, государство и юридическое лицо могут встретиться в гражданско-правовых отношениях. По характеру гражданские отношения

Это отношения равенства, взаимосвязь прав и обязанностей субъектов возникает по желанию участников. Эти же участники могут войти во взаимодействие по привлечению к юридической ответственности. В таких административных отношениях стороны не равны друг другу, а орган государственной власти предъявляет требования к подчиненному ему субъекту. Таким образом, положение субъектов правоотношения друг к другу, опосредованное их правами и обязанностями, характеризует метод правового регулирования. Координация (равенство) и субординация (подчинение одного другому) - два основных положения субъектов друг по отношению к другу.

При реализации прав и обязанностей могут быть использованы различные средства обеспечения и охраны правовых норм. Набор этих правовых средств достаточно определен, он сложился и практически неизменен: наказание, награда. Формирование конкретного инструментария в рамках правового средства, наоборот, изменчиво, реагирует на изменения социальной среды, формы государства, правовую идеологию и ряд других факторов. Так, могут применяться смертная казнь, штраф, лишение специальных прав и широкий спектр санкций, которые как раз детерминированы формой государства. Например, демократическое правовое государство провозглашает принципы индивидуализации и соразмерности наказания, гуманизма, которые существенно влияют на

диапазон тех средств, которые государство может применить к управляемым субъектам. Так, едва ли возможно сегодня обеспечивать правопорядок сжиганием на костре нарушителей правил дорожного движения.

Основания возникновения правоотношения определяют набор средств правового взаимодействия на субъектов права. Стороны заключают гражданско-правовой договор по собственному желанию, на свой страх и риск. Правовые нормы предоставляют им свободу выбора при вступлении в эти отношения, они имеют возможность самостоятельно определять свои взаимные права и обязанности в договоре при условии их соответствия законодательству. Договорные отношения равные, санкции призваны обеспечить интересы сторон договора.

Правоотношения, возникающие на основании актов органов государственной власти, имеют властную природу. Государственные документы возлагают обязанности на участников отношений в одностороннем порядке без участия субъектов правоотношений. Именно эти отношения подлежат первоочередной защите со стороны органов государственной власти в силу их публичного происхождения.

Общественные отношения могут регулироваться методом властных распоряжений, например, управление государственной собственностью, уплата налогов. Данные отношения являются неравными: одна сторона обладает правомочиями оказывать воздействие на другую сторону, то есть отношения построены на началах субординации. Отношения могут строиться также на началах равенства и автономии, в их основании чаще всего лежит договор. Именно по такой моделе строятся гражданские правоотношения.

Большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных. Наиболее четко эта грань просматривается при сравнении гражданских и административных отношений. В гражданских отношениях стороны выступают в качестве юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. Однако в правовых отношениях, в которых государственный орган обладает властными полномочиями, их регулятором будут нормы административного права либо другого публичного права. В Гражданском кодексе РФ (п. 3 ст. 2) этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Выделяют императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

2. Императивный метод правового регулирования

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Запрет - это возложенная на субъект права обязанность

воздерживаться от определенного поведения. Реализация запрета осуществляется посредством бездействия субъекта права. Это способ является императивным, так как он не дает альтернатив единственной модели правомерного поведения - бездействию. Запрещающие нормы могут содержать соответствующие слова: «запрещается», «не допускается», «нельзя». Нередко непосредственно в текст не включаются глаголы, но из структуры нормативного правового акта следует, что описывается именно запрещенное поведение. Именно так формулируются нормы Уголовного кодекса РФ. Запрет на совершение описываемых в статьях деяний следует из названия раздела (преступления против личности) и названия главы (преступления против жизни и здоровья). Также запрет можно понять из использования слова «наказывается» после завершения описания собственно состава преступления. Совершение запрещенного деяния является правонарушением и наказывается соответствующими юридическими санкциями. Иногда запрет тесно сливается с обязыванием. При таком положении можно одно и то же по содержанию правило изложить как с использованием запрета, так и с использованием обязывания. Например, статья 125 УК РФ «Оставление в опасности» устанавливает состав преступления: заведомое оставление без помощи лица,

находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Статья УК РФ формулирует правовое требование: не оставлять человека без помощи. Фактически это запрет на бездействие. И в этой же статье указывается обязывание: оказать помощь этому лицу. Запрет бездействовать истолковывается через требование действия.

Обязывание также является способом императивным. Его воздействие проявляется в требовании к субъекту осуществить определенное действие. При этом в правоотношении имеется управомоченная сторона, которой предоставлено право требовать исполнения соответствующей обязанности. Обязанности могут устанавливаться в различных отношениях. В трудовых правоотношениях обязанности приходить на работу в определенное время соответствует право работодателя требовать начать работу в определенное временя. Обязанности платить налоги соответствует право налогового органа требовать уплаты налогов. Алиментарные обязанности одних членов семьи соответствуют правомочиям других. Так, родители платят алименты, а их получателями являются дети, которым принадлежит соответствующее право требования. Неисполнение обязанности является основанием для привлечения к юридической ответственности.

И запрещающее, и обязывающее воздействие как формы императивного метода правового регулирования объединяет то, что они возникают без желания субъекта правоотношения. Возникают эти правоотношения на основании законодательства вне зависимости от интересов обязанного лица. Управомоченное лицо (или лицо, действующее в его интересах) свое намерение использовать принуждение воплощает в

акте (иск о взыскании алиментов, постановление о привлечении к налоговой ответственности, решение суда и т.п.).

Обязывание и запрещение обеспечиваются санкциями правовых норм.

3. Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами. Диспозитивность означает, что стороны обладают правом вступать в эти отношения, но могут и не делать этого. Законодательством может устанавливаться запрет на установление обязанности вступать в диспозитивные по своей правовой природе отношения. Так, трудовые отношения диспозитивны, и, соответственно, принудительный труд не допускается. Однако в рамках другой отрасли права - уголовного права -имеются исключения в регулировании отношений в сфере труда. Так, статья 53.1 УК РФ устанавливает в качестве санкции принудительные работы. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Запрещается принуждение к заключению гражданско-правового договора, вступлению в брак, что предопределяется диспозитивной правовой природой этих отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования может иметь несколько проявлений, которые выявляют отдельные его нормы: информативные (индифферентные), рекомендательные, поощрительные.

Диспозитивные нормы по общему правилу информативные. Они сообщают субъекту права о возможности его правомерной деятельности. В частноправовых отношениях (например, гражданских) граждане вообще свободны, в том числе они могут совершать действия, не указанные в законе. Субъект права самостоятельно определяет потребность в реализации диспозитивных норм и приступает к их осуществлению.

Но может иметь место и определенный вектор намерений от власти. Так, государство в некоторых случаях может быть заинтересовано в определенном поведении субъектов права, но по каким-то причинам не имеет возможности применить обязывание или запрет. Сохраняя намерение оказать на участников общественных отношений воздействие, органы государственной власти применяют рекомендации и поощрения. В отличие от других диспозитивных норм (условно назовем их индифферентными) при использовании рекомендательных норм государство заинтересовано стимулировать определенную правовую активность граждан и использует для этого мотивацию субъектов права.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот способ, могут содержаться слова «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т.п. Реальное воздействие рекомендательного способа зависит от авторитета их источника, автора.

Рекомендация - это предложение совершить определенную деятельность, не имеющее никакого конкретного поощрения. Субъект права выполнит рекомендацию из намерения быль послушным, лояльным, выделиться из числа других субъектов права с желанием позже воспользоваться этим в своих целях. Поощрение может лежать не на поверхности, а быть частью правового статуса и в нужный момент получить положительную оценку со стороны заинтересованных государственных органов.

Государство, формулируя рекомендацию, фактически ждет исполнения, что соответствует обязыванию. Этот способ правового воздействия может быть понят через поговорку - «предложение, от которого нельзя отказаться». И действительно, если устранить это ожидание государства, то норма станет избыточной. Например, рекомендация правотворческим органам привести свои акты в соответствие с вышестоящими документами.

Важным для понимания правовой природы поощрения и рекомендаций является понятие «подвига», «сверх нормы деятельности». То есть субъект права добровольно берет на себя дополнительные обязанности в расчете на положительную оценку своего поведения со стороны государства. При этом рекомендация - это предложение совершить что-то без конкретной награды, а поощрение имеет четко установленную награду.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т.п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели. Поощрение должно представлять для субъекта права желаемую награду в моральной или материальной форме. Выбор конкретной награды имеет культурно-исторические особенности и существенно изменяется в связи с развитием общественных отношений. Преобладание материальных стимулов - знак нашего времени. Эффективным является сочетание моральных и материальных стимулов. Уменьшение ответственности или ее устранение также может выполнять функцию поощрения. Так, ст. 76.1 УК РФ установлено, что по ряду составов правонарушитель освобождается от уголовной ответственности, если он возместил ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления и перечислил в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба либо перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

Большое социальное значение имеют нормы, которые выступают стимулом сверхнормодеятельности в течение длительного периода - 20, 30 и более лет. Субъект права совершает ряд инициативных поступков, зная

о возможной перспективе награды. Такие нормы требуют от законодателя ответственного поведения, так как он не должен менять условия в течение всего срока действия для лиц, выполняющих установленные условия. Так, награда орденом за длительную активность станет невозможной, если законодатель отменит орден. Но это станет наказанием для лиц, сознательно стремившихся к достижению установленных показателей для награды.

Максимальный результат дает «чествование героя». Отсутствие награды лишает поступок героизма и, по сути, сводит на нет все поступки активного правомерного субъекта. Незаслуженное предоставление награды снижает общий позитивный потенциал награды, а может и вообще лишить его. Так, известны истории массовых награждений к каким-то датам, например, 850-летию Москвы. В рамках кампании награды раздаются по спискам, требования к кандидатам снижаются, и в результате награды получают совершенно разные субъекты, а смысл награды исчезает.

Диспозитивные нормы, которые не мотивируют на определенное поведение рекомендациями и поощрениями, можно называть индифферентными. Их основной прием воздействия на субъектов общественных отношений - информирование о возможном правомерном поведении. Предложение субъекту права осуществить определенные права по сути своей в частном праве является избыточным, так как субъекту права и так разрешено все, что не запрещено. Фактически законодатель информирует субъектов права о рациональных моделях. Так, граждане могут составить любой гражданско-правовой договор, но им предлагаются договоры купли-продажи, мены, дарения и другие для упрощения их выбора. По сути, диспозитивного правового регулирования не может быть. Фактически оно диспозитивно только на входе в правоотношения. Диспозитивность состоит в праве выбора: вступать в эти отношения или нет. Если выбор сделан, субъект права незамедлительно попадает в действие императивных норм. Так, субъект права, действуя в рамках диспозитивного метода, самостоятельно принял решение заключить сделку на сумму 100 000 рублей. И тут же на него возлагается правовая обязанность совершить сделку в письменной форме, что императивно установлено в ст. 161 ГК РФ.

К диспозитивному методу правового регулирования относится правомочие, которое состоит в наделении субъекта правом требовать от другого субъекта совершения в его пользу определенных действий. Правомочие принадлежит лицу, обладающему правом, и оно будет реализовано только в том случае, если обязанное лицо совершит определенные действия. Законодательством предусмотрено огромное количество гарантий, которые реально могут быть осуществлены только при условии действий других субъектов. Так, для реализации конституционного права на образование должны существовать образовательные учреждения, которые своими действиями трансформируют правомочие в содержательный процесс.

Дозволение реализуется без участия других субъектов права, чем оно отличается от правомочия. Дозволение состоит в предоставлении субъекту права возможности действовать определенным способом и закреплять результаты этой деятельности. Так, законодательство закрепляет право быть автором произведения и гарантирует его. Дозволение обеспечивает

активность граждан, так как, видя правовые гарантии, они развиваются. Лицо в рамках дозволений действует, удовлетворяя свои интересы своими действиями: человек имеет творческие способности быть автором, и он им становится (создает произведение). Законодательство гарантирует его права и уведомляет иных участников общественных отношений о наличии этого права и его защите.

Библиографический список

1. Альференко А.В. Метод регулирования в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2013.

2. ГенрихН.В. Предмет и метод уголовно-правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук.- Рязань, 2011.

3. Долгополова М.В. Актуальные проблемы предмета и метода правового регулирования. - СПб., 2009.

4. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2000.

5. Марченко О.В. Метод муниципально-правового регулирования общественных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2004.

6. Султыгов М.М. Запрет как метод правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1996.

Тема 18. Система права

1. Правовое регулирование.

Правовое регулирование — воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Предмет правового регулирования — та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

властеотношения;

отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.

Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.

4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:

дозволение (управомочивание);

обязывание;

Управомочивание (дозволение) — наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).

Обязывание — предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).

Запрет — возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом — дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет — из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения.

5. Основными типами правового регулирования являются:

общедозволительный;

запретительный.

Смысл общедозволительного типа — разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного — запрещено все, что не разрешено законом.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе — круг полномочий, и т. д.).

6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:

возведение государственной воли в закон;

индивидуализация прав и обязанностей;

реализация права.

При возведении воли государства в закон:

определяется круг участников правоотношения;

устанавливается (указывается) их статус;

определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;

указываются возможные варианты их поведения;

данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в

установленном порядке.

На стадии индивидуализации прав и обязанностей {правоотношения):

наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, — юридические факты;

нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

возникают правоотношения;

участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

На стадии реализации правовая норма начинает "работать" — использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.

2. Механизм правового регулирования.

1. Механизм правового регулирования — это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

2. Средствами правового регулирования являются:

нормы права;

нормативной правовые акты;

акты официального толкования;

правоотношения;

акты реализации права;

акты применения права;

правосознание;

режим законности.

Норма права — правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой.

Правовая норма выступает в качестве первичного элемента ("клетки", "кирпичика") механизма правового регулирования.

Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений.

Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства.

Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм.

Правоотношения — отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности.

Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм.

Акты применения права — форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии).

Правосознание — отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности — соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов — являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование.

3. Система права.

Система права — это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

правовые нормы — базовый, первичный элемент системы права;

правовые институты — совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений;

подотрасли — совокупность родственных правовых институтов;

отрасли права — совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

по сфере распространения — на отраслевые и межотраслевые;

по правовому характеру — на материальные и процессуальные;

по функциям — на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести:

институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);

институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный);

институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);

институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный);

институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);

институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный);

институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут — совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве — субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

4. Отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.

Примером отраслей права являются:

конституционное;

гражданское;

гражданско-процессуальное;

административное.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль — промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право — подотрасль гражданского, налоговое — подотрасль финансового и т. д.).

Отрасли права могут быть:

материальными — регулирующими непосредственно общественные отношения;

процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;

процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными — занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское — между гражданским и финансовым и т. д.)

5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права — публичного и частного.

Публичное право характеризуется тем, что:

имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления;

опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами;

объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.

Частное право:

регулирует общественные отношения между частными лицами;

имеет горизонтальные связи равных субъектов;

объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.

6. Понятие "система права" нетождественно понятию "правовая система". Правовая система включает в себя:

систему права;

традиции правового регулирования;

правовые учения, доктрины, идеологию.

4. Отрасли пpaва в Российской Федерации

1. Отрасль права — совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:

конституционное право;

гражданское право;

гражданско-процессуальное право;

уголовное право;

уголовно-процессуальное право;

уголовно-исполнительное право;

административное право;

трудовое право;

семейное право;

финансовое право;

арбитражио-процессуальное право;

коммерческое право;

предпринимательское право;

земельное право;

экологическое право;

муниципальное право;

право социального обеспечения.

3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право:

регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения;

конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права;

опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования;

имеет в качестве главного источника — Конституцию Российской Федерации — правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право:

регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

Гражданско-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования;

в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).

Уголовное право:

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью — системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Уголовно-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения

приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);

опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК).

Уголовно-исполнительное право:

регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);

опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;

руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Административное право:

регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка;

руководствуется императивным методом правового регулирования;

имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Трудовое право:

регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;

метод правового регулирования — императивно-диспозитивный;

основной источник — Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ).

Семейное право:

охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);

опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

главный источник данного права — Семейный кодекс РФ (СК).

Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений.

Литература

  1. Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. — 1992. — № 4.
  2. Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. — 1993. — № 2.
  3. Алексеев С.С. Структура советского права. — М.: Юридическая литература, 1975.
  4. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. — 1998. — № 2.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. — 2002. — № 4.
  6. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. — 1991. — № 3.
  7. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. — 1995. — № 11.
  8. Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права — правовая или политическая проблема// Юрид. мир. — 1999. — Апрель.
  9. Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. — Саратов, 1998.
  10. Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. — 1998. — № 2.
  11. Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. — 1993. — № 3.
  12. Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. — 1988. — № 8.
  13. Лифшиц Р.З. Отрасль права — отрасль законодательства // Советское государство и право. — 1984. — № 2.
  14. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. — 1999. — № 2.
  15. Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. — 1998. — № 4,5.
  16. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. — 1999. — № 9.
  17. Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. — 1987. — № 4.
  18. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. — 1994. — № 5-6.
  19. Сорокин В.Д.

    Императивный метод правового регулирования

    Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. — М., 1976.

  20. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. — 1998. — № 4-5.
  21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995.

Естественно, что отношения, составляющие предмет правового регулирования, должны и регулироваться по-особому, способом, отличным от регулирования другими социальными регуляторами.

Этот особый характер правового регулирования определяется категориями правового регулирования: методами, способами и типами.

Метод правового регулирования показывает, каким образом государство регламентирует различные виды общественных отношений. В науке различаются два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод предполагает жесткое государственное регулирование, осуществляемое путем прямых предписаний, не допускающих изменений, учета индивидуальных особенностей и т. д.

Диспозитивный же метод основывается на том, что в процессе регулирования учитываются конкретные особенности, которые можно учесть и путем заключения договора осуществить дополнительное индивидуальное регулирование.

Чем же определяется конкретный метод?

Прежде всего, он зависит от политического режима государства. Так, в условиях тоталитарного режима государство в правовых нормах достаточно подробно императивно регламентирует большинство общественных отношений. В условиях же демократии дается свобода действий, в том числе и в правовой сфере. Участники отношений сами выбирают вариант поведения, сами определяют способ действия.

Однако при этом не все зависит от государства. Большую роль для используемого государством метода играет характер общественных отношений. Так, в процессе регулирования имущественных отношений (и близких к ним частноправовых отношений) может использоваться как императивный, так и диспозитивный метод. Регулирование же административных, уголовных и т. д. отношений (они называются публичными), связанное с государственно-властной деятельностью, диспозитивное регулирование недопустимо. Здесь используется императивный метод. Государство властно определяет компетенцию государственных органов, точно определяет меры государственного принуждения к нарушителям и т. д.

Другая сторона, характеризующая правовое регулирование, – способ регулирования. Способ правового регулирования показывает, каким образом правовое предписание, норма права воздействует на человека, побуждая его к действию. Различают три способа правового регулирования: запрет, обязывание и дозволение. Названия способов говорят сами за себя. Запрет предполагает, что государство нормативно запрещает совершение определенных действий. Это предписание словесно выражается словами «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т. д. Путем обязывания предписывается необходимость совершать определенные действия. Здесь употребляются выражения «обязан», «необходимо», «следует» и др. Путем дозволений государство предоставляет субъектам возможность выбора характера поведения. Главным образом, этот способ реализуется через использование выражений «имеет право», «вправе».

Указанные способы объективно предопределены характером поведения субъектов. Если поведение в сфере правового регулирования имеет необходимый характер (оборона страны, уплата налогов и т. д.), законодатель использует способ обязывания. Варианты вредного, опасного для общества поведения законодательно запрещаются. Допустимое же поведение закрепляется с помощью дозволений, прав.

Типы правового регулирования определяют характер правового регулирования в типичных ситуациях, основанный на общих запретах и общих дозволениях. Речь идет о регулировании типичных ситуаций в общественных отношениях, когда либо «все можно», либо «все запрещено». При общедозволительном типе регулирование отношений осуществляется по принципу «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено». Следовательно, при использовании такого типа регулирования законодатель запрещает совершение определенных отдельных действий. Об остальных же вариантах поведения в законе не говорится, ибо они как бы автоматически все разрешены. Например, законодатель запрещает совершение определенного вида сделок (купля-продажа оружия, наркотических веществ). Об этом дается прямое указание в законе. Остальные же виды сделок законом разрешены.

Разрешительный тип предполагает другую формулу регуляции.

Императивный метод в регулировании правовых отношений

Здесь «запрещено все, что прямо не разрешено». Например, закон прямо указывает, в каких случаях разрешено приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия. Об остальных вариантах обращения с огнестрельным оружием в законе ничего не говорится. Следовательно, все они запрещены.

Характер использования того или иного типа также зависит от политического режима государства. В условиях тоталитарного режима государство использует преимущественно разрешительный тип, в условиях демократии – общедозволительный. При этом при регламентации деятельности государственно-властных структур используется разрешительный тип, когда их деятельность ограничена лишь пределами компетенции. Тем самым исключается беспредел, беззаконие в их деятельности. Отношения же, связанные с распоряжением, пользованием, владением собственностью предполагают общедозволительный режим.

Юридической практике и науке известен и такой термин, как «правовой режим». Он предполагает обобщенный характер правового регулирования отдельного вида общественных отношений, основанный на использовании различных правовых средств, способов, типов в их сочетании. В каждом режиме один из способов зачастую выступает как преимущественный, в результате чего в обществе создается определенный порядок, состояние, т. е. режим. Правовой режим включает в себя определенную систему механизмов обеспечения фактической реализации, системы стимулирований, запретов, ограничений, компетентное их использование, применение к правонарушителям мер принуждения и привлечения их к юридической ответственности. Благодаря режиму создаются благоприятные условия для удовлетворения целей участников и достигаются цели правового регулирования.

Метод земельного права — Земельное право (Меденцов А.С.)

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

  1. императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
  2. диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий.

    Императивный метод

    Для диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).