Риски нового этапа реформы системы бюджетных учреждений. Новый закон о реформировании бюджетных организаций Платные услуги и госзаказ

МОСКВА, 23 апр - РИА Новости. Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем окончательном чтении закон, который реформирует сеть бюджетных учреждений в РФ, части из них предлагается придать статус казенных.

Реформа

Изменяется правовой статус бюджетных учреждений, а также создаются условия и стимулы для сокращения внутренних издержек, повышения эффективности работы и привлечения внебюджетных источников финансирования.

Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.

Сейчас Гражданский кодекс РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть или бюджетным, или автономным. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. В рамках первого чтения переходный период предлагалось завершить 1 января 2011 года. Таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.

Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 - в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Новый тип

Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным обязательством зачислять все дополнительные доходы в соответствующий бюджет. Согласно принятой поправке, исключением станет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая доходы от своей деятельности сможет оставлять себе.

Перевод учреждений в казенные должен быть сведен только к внесению изменений в устав учреждения.

Документ предлагает установить закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казенные учреждения. Это управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками и войсками гражданской обороны.

Также в казенные учреждения будут преобразованы следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России, МВД, МЧС, психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.

Платные услуги и госзаказ

Закон уточняет положения о возможности оказания платных услуг сверх установленного государственного и муниципального заказа.

Вводится норма, что уменьшение субсидий, предоставленных на выполнение государственного заказа, возможно только при соответствующем уменьшении государственного задания. На бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, - о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений.

Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Определяется, что автономное учреждение, как и бюджетное, не вправе отказаться от государственного или муниципального задания. После принятия закона не потребуется переназначения руководителей и работников казенных и существующих бюджетных учреждений.

Первоначальные нормативы затрат по оказанию услуг федеральными бюджетными учреждениями будут определяться исходя из базы 2010 года.

Культура и образование

Определяется, что имущество архивных, музейных и библиотечных фондов, включая недвижимость, должно сохраняться, использоваться и ликвидироваться только в соответствии с федеральными законами.

Учредители бюджетного автономного учреждения культуры обязываются в полном объеме финансировать расходы на содержание и пополнение государственных музеев, библиотек, архивных фондов, а также на сохранение и использование объектов культурного наследия.

Согласно закону учредителями вузов могут быть как российские, так и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные, а также их объединения (ассоциации и союзы). Образовательные же учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только государством на федеральном уровне.

Речь идет о том, что бюджетные учреждения - детсады, больницы и школы - планируется перевести на самоокупаемость, то есть сделать коммерческими; означает ли это, что бесплатного лечения и образования в России вскоре просто не будет?

Совет Федерации сегодня одобрил законопроект о реформировании бюджетных организаций. Речь идет о том, что бюджетные учреждения - детсады, больницы и школы - планируется перевести на самоокупаемость, то есть сделать коммерческими. Предполагается, что государство будет оплачивать лишь часть услуг - например, в школе - несколько учебных часов по ряду предметов. Означает ли это, что бесплатного лечения и образования в России вскоре просто не будет?


В названии закона ни слова об образовании и здравоохранении, документ со сложным заголовком - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений", он через Госдуму прошел тихо. В минувшую пятницу депутаты приняли его в третьем чтении. Закон почти не обсуждали, но вот почему на Охотном Ряду документ принимали в спешке, стало понятно уже на этой неделе. Теперь школам, больницам, санаториям и домам культуры разрешено зарабатывать. Причем не просто разрешено, закон обязывает бюджетников стать предпринимателями. По сути школы и поликлиники будут выполнять определенный государственный заказ, за это получать субсидии, а вот за то, что государству не нужно придется платить клиентам, то есть родителям, пациентам или их родственникам. Ну, например два урока русского языка в неделю - это бесплатно, а вот еще два уже за деньги. Совет Федерации, так же как и Госдума закон одобрил, но при этом сенаторы, то ли специально, то ли случайно называли вещи своими именами.


Вячеслав Новиков, член Совета Федерации:
- Строго говоря, через 2 года мы получим 330 тысяч новых менеджеров и одновременно предпринимателей, которые будут руководить нашими школами, больницами, домами культуры, при этом вся их предпринимательская деятельность до этого опиралась только на поборы с родителей и возможно с посетителей больницы. Представляете, что это будет за команда предпринимателей?



Николай Рыжков, член Соета Федерации:
- Татьяна Геннадьевна вы скажите, будет бесплатное образования или нет?


Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко долго отвечала, но, по сути, так и не ответила. И родителей и педагогов, а пока только они отреагировали на законодательную инициативу, больше всего возмутила даже не суть документа, а то, что закон не обсуждали с заинтересованной стороной, людьми, которых в первую очередь коснется монетизация.


Яков Турбовский, председатель совета директоров школ России:
- Почему вообще из широкого обсуждения не подвергнуть судьбоносные для государства документы, но я очень боюсь, что документ, одобренный Думой, получит подтверждение, как получил подтверждение ЕГЭ!



Любовь Глебова, руководитель Рособрнадзора:
- Я даже не очень представляю, в какой области компетенции моей службы это находится, давайте по заявленной теме...


А в министерстве образования предложили обратиться в экономический блок правительства.


Сотрудник Пресс-службы Министерства Образования РФ (по телефону):
- Ни о каких комментариях речи быть не может.


Предполагается, что все реформы вступят в силу через 2 года. Но уже сегодня многие школы готовят родителей к самым разным переменам. При этом мнение мам и пап никто не учитывает.


Перед директором поставлена проблема, вы, скорее всего, будете автономных учебным заведением, это значит, что какую то часть денег вам будет давать государство, а остальное вы будете зарабатывать сами.


Педагогов уже предупредили, что если они не утихомирят родителей, у них будут проблемы. Разве это укладывается в понятие демократическое государство, или какое государство у нас там строит Госдума?


Закон еще должен подписать президент страны и эксперты полагают, что в Кремле его не одобрят. Хотя, по сути, многое из того, что разрешит документ - уже давно реальность. Ну, покупают же родители учебники и оказывают посильную и такую добровольную спонсорскую помощь школам, во многих больницах разве что уколы делают бесплатно. Но если раньше это было незаконно, то депутаты и сенаторы почему-то решили - не бороться, а узаконить парадокс.

Госдума приняла сегодня во втором чтении законопроект, реформирующий сеть бюджетных организаций в России.

В первом чтении документ, внесенный правительством, был принят еще 12 февраля, после этого к нему поступило более 340 поправок. Основные положения законопроекта неоднократно оказывались в центре достаточно жестких дискуссий.

Законопроект предусматривает разделение бюджетных организаций на два типа — собственно бюджетные /в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других сферах/ и так называемые казенные /в области национальной обороны, обеспечения безопасности государства, психиатрической помощи населению/. Если бюджетное финансирование последних остается фактически прежним, то для первого типа организаций оно изменится кардинально: они будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказ. Эти организации получают право заниматься приносящей доходы деятельностью /платные услуги, сдача помещений в аренду и т.д./ с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. При этом субсидарная ответственность государства по их обязательствам отменяется. Право на приносящую доход деятельность будет и у казенных учреждений, но на них будут налагаться «дополнительные ограничения» — все доходы от нее будут поступать в «соответствующий бюджет» /федеральный, региональный и т.д./. К казенным учреждениям будут отнесены, в частности, Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков. В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические больницы /стационары/ специализированного типа с интенсивным наблюдением, ряд других специфических /инфекционных/ больниц.

Новые правила функционирования вызвали целый ряд опасений и вопросов. Во-первых, члены бюджетного комитета Госдумы выразили обеспокоенность относительно возможного сокращения бюджетных ассигнований на социальные учреждения. Однако Минфин категорически это опровергает. «Такой задачи государство не ставит, — заверила ИТАР-ТАСС заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. — В законе записано, что финансирование госзаданий бюджетных учреждений исходит из объема финансового обеспечения текущего года».

Во-вторых, был поставлен вопрос о том, не приведет ли реформа к полному исчезновения бесплатных услуг для населения. В частности, этот вопрос был задан накануне премьер-министру РФ Владимиру Путину в Госдуме членами фракции КПРФ. Схожие опасения высказал ранее и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который считает, что «коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части населения».

Критикам реформы вчера ответил Владимир Путин. Он опроверг, что реформирование бюджетных учреждений приведет к исчезновению бесплатных услуг. По его словам, речь идет о том, «чтобы было четко и ясно, что является платной услугой, а что обязательно — бесплатно». Кроме того, убежден Путин, благодаря реформе, «база для коррупции сократится», поскольку сами учреждения «получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками». В конечном итоге, по его мнению, это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.

Чтобы снять возникающие вопросы, в законопроекте зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным. «Бюджетные учреждения должны выполнять госзадания, а потом уже оказывать платные услуги, причем они /платные услуги/ должны соответствовать уставной деятельности организации», — пояснил ИТАР-ТАСС замглавы бюджетно- налогового комитета Госдумы Виталий Шуба.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. В частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.

Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.

Предполагаемые изменения затронут порядка 328 тыс бюджетных организаций, в том числе 25 тыс федеральных и свыше 300 тыс региональных и муниципальных.