Финансовые органы публично правового образования. Правосубъектность публично-правовых образований. Участие ППО в обязательственных отношениях

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – публично-правовые образования как юридические лица. Данный вопрос является актуальным и достаточно интересным, т. к. наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте, хотя они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Цель написания данной работы – рассмотреть публично-правовые образования с точки зрения юридического лица. Выявить сходства и обозначить различия между ними.

Для этой цели в данной работе ставятся следующие вопросы:

Статус публично-правовых образований;

Российская федерация как субъект гражданского права;

Государственные образования как субъекты гражданского права;

Муниципальные образования как субъекты гражданского права;

Статус унитарных предприятий.

Курсовая работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и списка используемой литературы.


Глава I Статус публично-правовых образований

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права (sui generis), существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следователъно, гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т. е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника. От имени публично-правовых образований по их специальным поручениям могут выступать различные государственные органы и органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК). Но в этом случае речь идет о гражданско-правовых отношениях представительства, в которых перечисленные субъекты выполняют функции представителей, а не органов публичной власти.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение, прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников (п. 2 ст. 126 ГК). В частности, в соответствии со ст. 2 Закона о Центральном банке РФ (Банке России) Российская Федерация не отвечает по обязательствам Банка России, а этот Банк не отвечает по обязательствам федерального государства (если только он специально не принял на себя такое обязательство либо оно прямо предусмотрено федеральным законом). По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам (п. 1 ст. 126 ГК) и которая составляет понятие "казны" (нераспределенного государственного и муниципального имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т. е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ср. ст. 107 ГК).

Все просторы земли кому-то принадлежат. Очень многими участками владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих ее в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования. Но, согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах. Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но могут присутствовать ограничения.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17 этой главы.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. В первую очередь среди правоотношений с участием публично-правовых образований выделяют правоотношения публичной собственности . Объектом здесь выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной и частной собственности является использование первой формы только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательство и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности заключаются в следующем:

  1. Защита от мошеннических действий . Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог . Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену . Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания . При увеличении семьи и несоответствии жилплощади санитарным нормам по квадратным метрам на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях.

При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично­правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся: Российская Федерация (федеральное государство) в целом, ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции), являющиеся

государственными образованиями. Согласно ст. 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ (ст. 72 Конституции) последние "обладают всей полнотой государственной власти".

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Публичные образования (Российская Федерация -РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

Российская Федерация - государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично­правового характера - организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ - политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности. Публично-правовой
самостоятельностью отличаются и муниципальные образования - города, сельские поселения и др., являющиеся органами местного самоуправления.

Все эти публичные образования, выполняющие государственные и иные публичные функции, имеют также и гражданскую правосубъектность, т.е. обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер.

Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство и другие публично­правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Все они (в том числе - образующие его учреждения, другие управленческие подразделения) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, не охватываемых регулированием конституционным, административным правом, другими отраслями, обладают также гражданско-правовым статусом, соответствующим статусу юридического лица, если иное не вытекает из закона и особенностей данного субъекта (ст. 124 ГК РФ).

В том числе могут своими действиями и от имени соответствующего публичного образования приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, возлагать на себя и исполнять гражданско-правовые обязанности, выступать в суде и др.

В соответствии с федеральными нормативными актами, актами субъектов РФ и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы; по имущественным вопросам - главным образом финансовые органы, охватываемые понятием «казна».

Казну (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Государство участвует как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение
государственной собственностью осуществляется через Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государство участвует в следующих обязательственных правоотношениях:

1) отношениях займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных или муниципальных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных или муниципальных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Среди субъектов гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами выделяют государство и муниципальные образования. В правоотношения государство и муниципальные образования не вступают единым лицом, а отличаются множественностью субъектов, объединенных в категорию "публично-правовое образование" (ППО) со специальным статусом, но при этом без тех особых властных полномочий, как это присуще в публичных (административных) правоотношениях.

Понятие публично-правового образования

В ГК РФ напрямую не раскрывается понятие "публично-правовое образование" (ППО).
В гл. 5 ГК РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Все вышеперечисленные образования (государственные и муниципальные) обладают особым публичным статусом и образованы в соответствии с Конституцией РФ и иными законами, устанавливающими их статус и регулирующими их деятельность.
Таким образом, публично-правовое образование - это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта.

Перечень публично-правовых образований

К публично-правовым образованиям, выступающим в качестве самостоятельных субъектов, в соответствии со ст. 124 ГК РФ относятся:
а) Российская Федерация;
б) субъекты Российской Федерации;
в) муниципальные образования.
Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции РФ является федеративным государством, т.е. состоит из различных субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, - обладающих равным статусом (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Российская Федерация и субъекты РФ объединены, по сути, единым термином "государство".
Помимо государственных образований, в России признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), но также могут вступать в гражданские правоотношения. Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Как юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), так и ППО вступают в гражданские правоотношения не самостоятельно, а через специальные органы. От имени ППО своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут следующие органы (далее - органы ППО):
от имени Российской Федерации и субъектов РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ);
от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Также согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). В этом плане их властные полномочия не могут применяться и использоваться для достижения односторонних преимуществ, ограничения прав иных участников правоотношений в пользу ППО, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, иными законами.
Однако, несмотря на принцип равноправия, ППО все же обладают особым статусом (специальной правоспособностью). Вот некоторые особенности участия ППО в гражданских правоотношениях:
1) к ППО согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Например, к ним не применяются общие нормы о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, нормы корпоративного права об управлении в органах ППО и т.п. Образование, ликвидация, реорганизация органов ППО, управление в них регулируются специальными нормами ГК РФ, федеральных законов и Конституции РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований;
2) только ППО может иметь в собственности вещи, ограниченные или запрещенные в обороте (например, ядерное оружие, некоторые водные объекты - ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ и т.п.);
3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
Предусматриваются и особые способы прекращения права собственности ППО - приватизация (ст. 217 ГК РФ), в ходе которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам - государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (ст. ст. 214, 215 ГК РФ);
4) ППО могут быть участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на вере (п. 5 ст. 66 ГК РФ), но при этом только ППО могут создавать особый вид юридических лиц - унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ);
5) ППО могут вступать в договорные отношения, однако, в отличие от обычных субъектов, законом могут предусматриваться особые способы установления договорных отношений, например через систему государственных и муниципальных закупок, регулируемых специальными законами (например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Ответственность публично-правовых образований

Особенности ответственности ППО установлены ст. 126 ГК РФ, а именно:
1) Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга (п. п. 4 - 5 ст. 126 ГК РФ).
Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие ППО приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам другого ППО (п. 6 ст. 126 ГК РФ);
2) ППО не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 126 ГК РФ). Так, например, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ППО несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (т.е. ППО).
В свою очередь, созданные ППО юридические лица не отвечают по обязательствам ППО;
3) ППО отвечает по своим обязательствам своим имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, за исключением имущества:
- закрепленного за созданными ППО юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом. По мнению ряда юристов, ученых-цивилистов, это означает фактически запрет на обращение взыскания на земельные участки и природные ресурсы в собственности ППО до тех пор, пока специальные нормы, регулирующие взыскание, отсутствуют (например, Болдырев В.А. Юридические лица - несобственники в системе субъектов гражданского права: Монография / Под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омская академия МВД России, 2010).
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Таким образом, публично-правовые образования - особые субъекты гражданских правоотношений, включающие в себя государство в лице Российской Федерации как федеративного государственного образования, состоящего из субъектов РФ, и муниципальные образования. ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с другими субъектами (гражданами и юридическими лицами), но при этом обладают специальной правоспособностью, в частности приобретают и отчуждают имущество по специальным основаниям, помимо общих, а также могут владеть вещами, ограниченными или запрещенными в обороте.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участниками гражданских правоотношений признаны на равных началах с гражданами и ю.лицами (ст. 2), а их правовой статус определен приме­нительно к статусу ю.лиц – за установленными законодателем изъятиями (то есть на них распространено действие норм, определяющих участие ю.лиц в гражданском обороте, если иное не вытекает из закона или особенностей этих субъектов – п. 2 ст. 124).

Правоспособность. Участие РФ в гражданском обороте специфично: только государство может выпускать государственные ценные бу­маги, приобретать право собственности в результате конфискации, реквизиции, национализации пользуется иммунитетом; обладать правом собственности на природные ресурсы и объекты, изъятые из гражданского оборота, исключительным правом эмиссии национальной валюты и т.д. При этом содержание гражданской правоспособности определено самим государством, которое установило для публичных образований ограничения, не свойственные гражданам и ю.лицам, запрещая приобретать некоторые права и освобождая от отдельных обязанностей (изъятия из универсального характера правосубъектности). Так, госорганы (и органы местного самоуправления) не могут быть участниками полных товариществ или полными товарищами в товариществах на вере; по общему правилу они не вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере; имеют право обязываться по векселю лишь в специально предусмотренных фе­деральным законом случаях; учрежденные РФ, ее субъекта­ми или муниципальными образованиями акционерные общества должны быть открытыми и т.п. Характер изъятий может меняться тоже государством: ст. 66 проекта ГК позволяет публично-правовым образованиям стать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере.

Государство, участвуя в гражданском обороте, продолжает исполнять публичные функции (поэтому в теории правосубъектность государства именуют еще функциональной), в связи с чем одновременно является носителем конституционной и гражданско-правовой правосубъектности. Итак, правоспособность публично-правовых образований отличается от правоспособности и граждан и ю.лиц, т.к. в одной структуре они объединяют наделенную властными полномочиями политическую организацию и субъекта хозяйствования.



Специфика дееспособности РФ и ее субъектов определена ст. 125 ГК – от их имени приобретают и осуществляют права и обязанности и выступают в суде органы государственной власти в рамках компетенция, установленной актами об их правовом статусе. От имени муниципальных образований в рамках своей компетенции выступают органы местного самоуправления. И те и другие, как и органы ю.лиц, сами по себе не обладают гражданской правосубъектностью и лишь реализуют правоспособность публично-правового образования, поэтому, чтобы обосновать возможность органа действовать от имени публично-правового образования, анализируют содержание его компетенции. Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса органа публичной власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного права.

От имени государства могут выступать как представительные так и исполнительные органы РФ и ее субъектов. Так, казначейство наделено правом размещения заказов и заключения государственных контрактов, иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд. Отношения собственности – важнейшая область Г-П отношений с уча­стием государства, т.к. государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов РФ. В части второй ГК определены особенности участия публичных образований в отдельных видах обязательств, включая обязательств из причинения вреда.

От имени государства могут выступать органы местного самоуправления, юридические лица и граждане, напр., предусмотрено заключение договоров с гражданами, действующими в качестве представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых закреплена в федеральной собственности. При этом нет общих ограничений по видам, форме и содержанию сделок, заключаемых от имени государства уполномоченными лицами.

Муниципальные образования – самостоятельные субъекты ГП, т.к. органы местного самоуправления в РФ не входят в систему органов государст­венной власти и самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправле­ния представляют муниципальные образования в гражданских правоотношениях – передают объекты муниципальной собственности в аренду или в пользование, принимают решение об их приватизации, совер­шают иные сделки с муниципальной собственностью.

Во внутреннем гражданском обороте государство, как следует из норм ст. ст. 124-126 ГК, не пользуется иммунитетом собственности, так как участвует в гражданском обороте наравне с иными субъектами.

По своим гражданско-правовым обязательствам РФ, ее субъекты и муниципаль­ные образования отвечают принадлежащим им на праве собственности имуще­ством казны, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности, а также кроме закрепленного за созданными ими ю.лицами.

По обязательствам друг друга публично-правовые образования ответственности не несут (ст. 126).

Субсидиарная ответственность по обязательствам созданных государственными органами и органами местного самоуправления ю.лиц возможна только в случаях, предусмотренных законом.


Маковский А.Л. Об уроках реформирования Гражданского кодекса России ("Вестник гражданского права", 2013, N 5) {КонсультантПлюс.. Маковский А.Л. – доктор ю.н., профессор, первый зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ.

Гражданско-правовое положение ю.лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК (п. 4 ст. 50). При этом к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила ГК не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное п.6 ст. 50).

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (см ст. 48 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"); саморегулируемая организация управляющих компаний (см ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"); с аморегулируемая организация арбитражных управляющих (см ст. 21 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наталия Владимировна Козлова – к.ю.н., доцент кафедры ГП юрид. ф-та МГУ. Правосубъектность юридического лица. М.. 2005.