Закон 48 фз об опеке и попечительстве. Опека и попечительство согласно Федеральному закону: основные положения

Для признания основания возникновения опеки (попечительства) договором, в сущности, не требуется специального указания об этом в законодательстве. По мнению автора, переход данных отношений в плоскость договорного регулирования уже состоялся, вне зависимости от желания законодателя. То, как будут именоваться отношения сторон, не играет значительной роли, поскольку более важным моментом является распространение на данные правоотношения действия норм договорного права. В настоящее время у представителей цивилистической науки, как правило, не вызывает сомнений договорная природа "платной" опеки. Непривычность предлагаемого нами подхода может повлечь оспаривание гражданско-правовой принадлежности отношений безвозмездной опеки (попечительства), однако представляется, что с течением времени такая принадлежность станет очевидной.

По договору об опеке (попечительстве) одна сторона (гражданин) обязуется охранять права и интересы указанного в договоре недееспособного или не полностью дееспособного лица (подопечного), совершая все необходимые юридические и иные действия в пользу этого лица и за его счет или за счет другой стороны договора (публичного субъекта, от имени которого выступает орган опеки и попечительства).

Спецификой обладает возникновение правоотношений "предварительной" опеки (попечительства), о необходимости введения которой уже говорилось *(145) . Для установления опеки (попечительства) в данном случае не требуется проверки установленных законом условий возникновения правоотношений. Достаточно заявления (оферты) опекуна и постановления органа опеки и попечительства (акцепта). Установление предварительной опеки (попечительства) должно рассматриваться как исключение, а не правило и допускаться только в тех случаях, когда интересы недееспособного или не полностью дееспособного лица требуют его немедленного устройства.

Данный договор должен содержать отменительное условие о прекращении его действия в случае если по истечении двух месяцев органу опеки и попечительства не будут предоставлены необходимые для установления постоянной опеки сведения, а также в случае, если до истечения двух месяцев выявится незаконность назначения опекуном или попечителем именно данного лица.

Положения о предварительной опеке могут быть сформулированы следующим образом: "В случаях, когда в интересах недееспособного или не полностью дееспособного лица требуется осуществить его немедленное устройство, орган опеки и попечительства вправе произвести временное назначение опекуна (попечителя) без соблюдения порядка, установленного Гражданским кодексом.

Такая опека (попечительство) прекращается, если до истечения двух месяцев со дня вынесения акта о временном назначении опекуна (попечителя) не будет произведено установление опеки (попечительства) в общем порядке. Если в указанный срок орган опеки и попечительства производит такое назначение, то права и обязанности опекуна (попечителя) считаются возникшими с момента вынесения акта о временном назначении".

Преимущества договорной конструкции опеки перед административно-правовой изложены в работе далее, после освещения содержания обязательства из договора об опеке (попечительстве).

Завершая анализ возникновения правоотношений опеки и попечительства, хотелось бы остановиться и на роли в заключении названного договора воли родителей несовершеннолетнего подопечного. К сожалению, действующее законодательство не предполагает ее учета при назначении ребенку опекуна или попечителя, что, на наш взгляд, необходимо исправить *(146) .

Орган опеки и попечительства, совершая действия по устройству нуждающегося в социальной заботе лица, замещает полностью или частично волю последнего. Имея в виду то, что такую же возможность замещать волю несовершеннолетнего лица или воздействовать на ее формирование в соответствии с законом имеют его родители и, более того, эта возможность в первую очередь предоставлена именно им *(147) , необходимо закрепить механизмы учета воли родителей в отношении устройства их детей.

Согласно ч. 3 комментируемой статьи возможна ситуация, когда по просьбе опекуна или попечителя, в случае добросовестного исполнения ими своих обязанностей, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах (например, проживать совместно с подопечным в квартире подопечного, пользоваться автомобилем, принадлежащем на праве собственности подопечному).

В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного (например, квартира, комната, садовый участок, ценные бумаги (акции, облигации) автомобиль и др.), в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного. Например, если органы опеки и попечительства обнаружат факт сдачи опекуном или попечителем квартиры опекаемого или подопечного в наем, в то время как сам опекаемый или подопечный живет в жилищных условиях, не отвечающих законным нормативам и требованиям и (или) деньги, получаемые опекуном или попечителем от сдаваемой в наем квартиры идут не на нужды опекаемого или подопечного.

Глава 4. Правовой режим имущества подопечных

Статья 17. Имущественные права подопечных

Традиционно слово "имущество" рассматривается как омоним и трактуется в различных значениях: как вещь или совокупность вещей; как вещи и права на них; как первое и второе значения плюс имущественные обязанности и исключительные права *(148) . Естественно, что ни второе, ни тем более третье значение термина "имущество" для нас не подходит, ибо в этих значениях уже присутствуют имущественные права и определение "имущества" через "имущество" невозможно. Следовательно, речь должна идти об "имуществе" как вещи или совокупности вещей. Логично предположить, что имущественные права - это права на вещи или на их совокупность.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что в цивилистике уже давно существует понятие имущественных прав как прав на вещи, но только не с точки зрения объектов гражданских прав, а с точки зрения содержания гражданских правоотношений. Пункт 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ определяет, что гражданское законодательство регулирует, прежде всего, имущественные отношения. В свою очередь имущественные отношения можно было бы разделить как минимум на три группы: вещные, обязательственные, наследственные. При этом субъект любого имущественного правоотношения уже является носителем субъективного имущественного права.

Таким образом, использование термина "имущественные права" само по себе не выражает сущности данного объекта. Представляется, что их сущность как объектов гражданских прав может быть выявлена из характера отношений, в которых используются данные объекты.

Отнесение имущественных прав к объектам гражданских прав в обязательственных отношениях затрагивает сложный теоретический вопрос о понятии объекта обязательства. Учитывая различные точки зрения по данному вопросу, имущественные права в обязательственном правоотношении можно определить либо как объект, либо как предмет обязательств. В первом случае имущественные права представляют собой благо, "на которое направлены субъективные права и юридические обязанности" *(149) участников обязательства. Во втором случае имущественные права являются тем благом, по поводу которого кредитор приобретает "право на чужие действия" *(150) . Законодатель определяет имущественные права в качестве предмета обязательства (п. 1 ст. 336 ГК). По всей видимости, указанная теоретическая проблема важна именно для характеристики обязательственного правоотношения, поскольку независимо от того, являются ли имущественные права объектом или предметом обязательства, эти блага имеют непосредственное отношение к гражданским правам в подобных имущественных отношениях, а потому и должны рассматриваться в качестве объектов таких прав.

В вещных правоотношениях имущественные права как объекты гражданских прав используются только в качестве юридической фикции. Объяснение этому следует искать в исторически сложившемся противопоставлении вещных и обязательственных правоотношений, которое предполагало наличие четких критериев разграничения этих категорий. Одним из признаков вещных правоотношений, вытекающих из признаков вещных прав, является неразрывная связь субъекта вещного права с вещью. В контексте нашего вопроса это означает, что объектом вещных прав, а значит, и вещных правоотношений могут быть только вещи, т.е. пространственно ограниченные предметы материального мира. Интересно отметить, что еще Д. Мейер высказал предположение о том, что "вещные права заменятся впоследствии правами на действия" *(151) .

Возможно, именно этим следует объяснить тот факт, что гражданское законодательство фактически уже сейчас оперирует понятиями телесной (res corporales) и бестелесной (res incorporales) вещи. Примером использования бестелесных вещей могут служить ценные бумаги. В статье 142 Гражданского кодекса РФ этот объект определяется как документ, удостоверяющий имущественное право. Существо этого блага составляет вовсе не документ, а именно имущественное право, им подтверждаемое. Другое дело, что с точки зрения законодательного регулирования удобнее использовать опосредованную конструкцию права собственности на документ, нежели говорить о прямом использовании и распоряжении конкретным имущественным правом.

Общим моментом для рассмотренных примеров является тот факт, что субъекты этих правоотношений приобретают права требования на действия других лиц, в отличие от обычных ситуаций, где субъект становится владельцем конкретных вещей. Таким образом, во всех имущественных отношениях в качестве объектов используются обязательственные права.

Следовательно, нынешнее законодательное регулирование имущественных прав как объектов гражданских прав основано на признании в качестве таковых обязательственных имущественных прав или, по крайней мере, имущественных прав, имеющих невещный характер. При этом имущественные права как объекты могут использоваться в узком и широком смысле такого термина. В первом случае к ним следует относить только права требования (например, ст. 336 ГК РФ), во втором случае имущественные права представлены суммой прав требований и обязанностей совершения определенных действий (например, ст. 132 ГК РФ).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 245 Гражданского кодекса РФ если доли участников долевой собственности (опекуна и опекаемого, попечителя и подопечного) не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.

Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество. Отделимые улучшения общего имущества, если иное не предусмотрено соглашением участников долевой собственности, поступают в собственность того из участников, который их произвел.

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 Гражданского кодекса РФ.

Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (ст. 247 ГК РФ).

В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия. Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 комментируемого Федерального закона.

Статья 18. Охрана имущества подопечного

Комментируемая статья предусматривает специальную процедуру принятия опекуном или попечителем имущества - опись, по которой опекуну или попечителю лицами, осуществляющими хранение имущества подопечного, данное имущество передается в определенный законом срок - не позднее трех дней с момента возникновения у опекуна или попечителя законных прав и обязанностей в отношении опекаемого или подопечного, а также их имущества.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи процедура проведения описи имущества подопечного такова: она составляется органом опеки и попечительства в обязательном личном присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. Помимо перечисленных выше лиц закон не запрещает в процессе проведения описи имущества опекаемого или подопечного присутствие иных заинтересованных лиц. Опись имущества подопечного составляется в двух экземплярах и подписывается всеми лицами, участвующими в ее составлении. Один экземпляр описи передается опекуну или попечителю, другой экземпляр описи подлежит хранению в деле подопечного, которое ведет орган опеки и попечительства.

Согласно Правилам управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (утв. Минпросом РСФСР 30 октября 1969 г.), применяющимся в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, при выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, подлежащего устройству в детское учреждение или установлению над ним опеки (попечительства), органы опеки и попечительства обязаны выяснить наличие у него имущества, перешедшего к нему в порядке наследования или дарения, и принять надлежащие меры к охране имущественных прав несовершеннолетнего и сохранности этого имущества.

Под охраной имущественных прав подразумевается: выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; взыскание и возмещение причиненных несовершеннолетним убытков и т.п.

Меры к охране имущества несовершеннолетних, оставшихся без родителей или близких, которые их воспитывали и содержали, должны быть приняты органами опеки и попечительства немедленно по получении сведений о смерти родителей или близких.

Опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем органа опеки и попечительства. Если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем органа опеки и попечительства по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт.

Опись составляется во всех случаях, если после смерти родителей (усыновителей) к несовершеннолетнему должно перейти по наследству имущество, независимо от того, будет ли он помещен в детский дом, школу - интернат, другое воспитательное, лечебное учреждение или над ним назначается опека, попечительство в лице родственника или постороннего лица.

В опись заносятся предметы домашней обстановки, хозяйственные и носильные вещи с указанием отличительных признаков каждой из них, степени ее изношенности. Если в составе имущества имеется дом, скот, предметы роскоши, ценности, денежные суммы и т.п., то право несовершеннолетнего на это имущество оформляется через нотариальную контору. Если несовершеннолетний является владельцем, совладельцем дома, где он проживает, или наследником владельца, совладельца, застройщика, сведения о том, за кем зарегистрировано строение и оценка его, также должны быть указаны в описи.

Опись имущества составляется в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в органах опеки и попечительства (в личном деле несовершеннолетнего), второй - передается лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр также находится в личном деле подопечного и в каждом отдельном случае вручается лицу, производящему проверку имущества. После проверки этот экземпляр с отметками о результатах проверки возвращается органам опеки и попечительства.

Подписывается опись всеми лицами, присутствовавшими при ее составлении. На ней должна быть расписка лица, принявшего имущество на хранение до утверждения над несовершеннолетним и его имуществом опекуна (попечителя). Если у несовершеннолетнего, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества и при необходимости им может быть назначен опекун над имуществом.

При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним опекун (попечитель) на содержание подопечного расходует суммы, следуемые подопечному в качестве пенсий, пособий, алиментов, стипендий, заработка подопечных и других текущих поступлений.

Денежные суммы и ценные бумаги подопечного, кроме денег, необходимых на его содержание и управление имуществом, помещаются в сберегательную кассу и не могут храниться у опекуна (попечителя) на руках. При наличии у подопечного имущества расходы, признанные органами опеки и попечительства необходимыми и полезными, возмещаются из доходов от имущества, а при бездоходности этого имущества или недостаточности доходов с него - из самого имущества.

Расходование имущества подопечного (независимо от ценности его) допускается исключительно с разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун (попечитель) не имеет права совершить какие бы то ни было имущественные сделки в отношении имущества, принадлежащего его подопечному. Органы опеки и попечительства вправе разрешать опекуну (попечителю) совершать сделки от имени подопечного, выходящие за пределы бытовых, заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению, отказываться от принадлежащих подопечному прав, производить обмен жилых помещений, совершать раздел и отчуждение имуществ.

Кодекс о браке и семье РСФСР утратил силу. В настоящее время вопросы распоряжения имуществом подопечного регулируются ст. 37 Гражданского кодекса РФ. Не допускается выдача разрешений на совершение сделок с подопечным опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам, а также не разрешается опекуну (попечителю) представлять подопечных при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечными и супругом опекуна (попечителя) и их близкими родственниками.

При необходимости защиты интересов подопечного органы опеки и попечительства вправе также ограничить право одного из родителей (усыновителей) или опекуна распоряжаться вкладом подопечного. В этих случаях органы опеки и попечительства, давая разрешение на получение суммы вклада, указывают сберегательной кассе размер суммы, подлежащей выдаче родителю, усыновителю, опекуну. Копия разрешения должна храниться в личном деле подопечного.

Разрешение на отчуждение, продажу имущества и расходование денежных сумм выдается опекуну (попечителю) в письменном виде. Копии документов о разрешении отчуждения, продажи имущества должны храниться в личном деле подопечного. В разрешении указывается, на какие нужды может быть израсходована опекуном (попечителем) полученная сумма. Деньги, вырученные от продажи имущества подопечного, вносятся опекуном (попечителем) в сберегательную кассу на имя подопечного. В этом случае в личном деле подопечного указываются данные о внесенной сумме, номер сберегательной кассы и текущего счета подопечного. При продаже опекуном (попечителем) по разрешению органа опеки и попечительства носильных вещей, мебели и другого имущества подопечного через комиссионные и скупочные магазины копии товарных чеков также должны быть в личном деле подопечного.

В тех случаях, когда опекуну (попечителю) разрешается расходовать средства, вырученные от продажи имущества подопечного на приобретение другого вида имущества (покупка дома, дачи, вступление в ЖСК, приобретение музыкального инструмента, скота и др.), в опись имущества подопечного дополнительно вносятся данные о приобретенном имуществе, и в личном деле подопечного должна быть расписка опекуна (попечителя) о принятии этого имущества на сохранение и под ответственность.

Имущество подопечного, скоропортящееся или которое может обесцениться, прийти в негодность вследствие длительного хранения, может быть продано (реализовано) опекуном (попечителем), но при обязательном составлении об этом акта с участием представителей общественности по месту жительства подопечного и последующего представления отчета о вырученной сумме и ее использовании.

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи в случае, если того требуют интересы подопечного, опекун или попечитель незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.

Статья 19. Распоряжение имуществом подопечных

Правила распоряжения имуществом подопечных регулируются общими положениями гражданского законодательства о распоряжении имущества. Согласно ст. 37 ("Распоряжение имуществом подопечного") Гражданского кодекса РФ доходы подопечного гражданина, в том числе доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Порядок управления имуществом подопечного определяется законом.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации. Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ч. 4 комментируемой статьи опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство.

Закон запрещает опекуну заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.

Отечественное законодательство описывает, что ребенок должен достигать зрелости в полноценных условиях. Идеально, если эти условия может создать его семья. Но бывает так, что воспитание и образование ложатся на плечи опекунов. При этом ребенку полагается законодательная защита и помощь. Информация по этому вопросу может быть получена в процессе общения с представителем органа ОиП. В любом случае, недееспособные граждане не должны оставаться сами, без надлежащего присмотра.

Иногда в жизни встает вопрос о том, на кого будет переложен патронаж за детьми и как регламентируется это буквой закона. Также заботы могут требовать и взрослые люди с определенными ограничениями. На всех этих граждан начисляется некая денежная компенсация. Поэтому, существуют предназначенные для урегулирования отношений в данной сфере, законодательные акты, которые регулируют полномочия сторон, формируют постановление и задачи, которые перед ними ставятся.

Под опекой подразумевается устройство жизни и уход за малолетними гражданами РФ, которые еще не достигли возраста четырнадцати лет. При этом один или двое их родителей не способны полностью следить за своими детьми, и эта обязанность должна быть переложена на плечи третьих лиц.

1. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

3. По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.

4. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены частью 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

(ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.

Состоит ФЗ №48 из следующих глав:

Номер главы Количество статей и их нумерация Описание
1 5 (1-5) Общие моменты
2 4 (6-9) Задачи и полномочия, назначенных сотрудниками ООП опекунов и попечителей.
3 7 (10-16) Правовой статус лиц, обеспечивающих , и особенности их назначения.
4 7 (17-23) Защита имущества подопечных
5 5 (24-28)
6 2 (29-30) Аннулирование опеки или попечительства
7 1 (31) Государственная поддержка
8 1 (32) Вступление в силу закона

За изменениями в законодательстве можно следить на сайте Государственной Думы. В первой главе 48 ФЗ приведены общие понятия, моменты, связанные со сферой применения данного закона, особенности государственного регулирования . Выяснить подобные нюансы желательно до подачи заявления на оформление опекунства и при возникновении вопросов касаемо прав и обязанностей опекуна и подопечного. Изложенные в правовом акте сведенья относятся не только к уполномоченным ООП представителям, но и к учреждениям, где содержатся люди, нуждающиеся в покровительстве. В законе дано определение нескольким основным понятиям:

  • Опекун требуется малышам до 14 лет и гражданам, признанным судом недееспособными. Он обязан защищать подопечных и действовать от их имени.
  • Попечитель назначается несовершеннолетним подросткам от 14 до 18 лет и людям, частично потерявшим недееспособность. В обязанности уполномоченного лица входит наставление подопечных и защита их имущества от 3 лиц.
  • Подопечный – это человек, которому требуется опека или попечительство. Занимаются назначением лица, обязанного выполнять опекунский или попечительский долг, сотрудники ООП.
  • Недееспособным признается человек, который не в силах принимать взвешенные решения из-за расстройства психики. Степень дееспособности определяется в судебном порядке на основе медицинской экспертизы. Если к человеку отчасти или полностью вернулась возможность здраво мыслить, то сотрудники ООП подают повторное заявление в суд.

После разбирательства над человеком могут оформить патронаж или вовсе признать его полностью дееспособным. Процессы, связанные с опекой и попечительством, контролируются следующими правовыми актами:

  • Отношения, возникающие между уполномоченным органами опеки представителем и подопечным, регулируются Гражданским кодексом.
  • Процесс опеки контролируется Семейным кодексом.
  • Аннулирование прав опекуна или попечителя происходит по статьям 48 ФЗ.



За сотрудниками ООП, утверждающими кандидатов в попечители или опекуны, закреплены законом следующие обязанности:

  • предоставлять опеку нуждающимся;
  • защищать права опекаемых;
  • гарантировать хорошие условия проживания подопечных;
  • следить за действиями выбранных представителей;
  • помогать организациям, содержащим нуждающихся людей.

Уполномоченные органы обязаны следовать таким принципам:

  • охранять интересы и имущество опекаемого;
  • выбирать опекуна по общепринятым критериям;
  • контролировать соблюдение прав опекуна и подопечного.

Задачи и полномочия

Перед органами опеки стоят следующие задачи:

  • Защитить интересы людей, над которыми установлена опека или попечительство.
  • Следить за добросовестным выполнением долга по уходу за нуждающимися гражданами опекунами и попечителями, а также учреждениями, за которыми закреплены аналогичные обязанности (детскими домами, приютами).
  • Контролировать сохранность имущества подопечных.



Перечень полномочий сотрудников ООП выглядит следующим образом:

  • Искать граждан, нуждающихся в опеке.
  • Обращаться с иском в суд для лишения или возвращения дееспособности.
  • Устанавливать опеку (попечительство).
  • Следить за выбранными представителями и учреждениями, где содержаться нуждающиеся в опеке граждане.
  • Отстранять от работы опекунов (попечителей).
  • Одобрять или отклонять сделки между опекающим и подопечным.
  • Составлять договор на управление имуществом опекаемого, согласно статьям Гражданского кодекса.
  • Защищать права подопечных при недобросовестном выполнении долга их опекунами.
  • Давать согласие на проживание в отдельной жилплощади несовершеннолетним детям (старше 16 лет) от своих попечителей.
  • Подготавливать и регистрировать людей, за которыми будут закреплены опекунские права и обязанности.
  • Наблюдать за выполнением долга опекунов или попечителей и предоставлением подопечным необходимых условий проживания.
  • Помогать назначенным представителям.

Для поиска граждан, нуждающихся в помощи, а также кандидатов в опекуны, сотрудники ООП вправе сотрудничать с учебными и медицинскими учреждениями. Если опекаемый человек вынужден сменить место проживания, то его документы передают в другое отделение органов опеки. Срок передачи составляет 3 дня.

Правовой статус лиц, обеспечивающих опеку или попечительство

Критерии к кандидатам в опекуны закреплены в ГК и СК. При необходимости органы опеки вправе подать запрос на получение дополнительной информации из МВД, больниц и прочих организаций. Требовать с человека, желающего осуществлять опеку над нуждающимися гражданами, сотрудники ООП вправе лишь справки, которые он может взять самостоятельно, согласно законам Российской Федерации. После утверждения кандидата к нему придут представители органов опеки для экспертизы жилищных условий. Если не будет выявлено особых недочетов, то начнется фаза оформления документов для установления опеки. Оплачивает дальнейший процесс государство.

Опекунами первой очереди являются близкие родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки, родители). При наличии разногласий между опекаемым и предполагаемым кандидатом в опекуны сотрудники ООП предоставят попечителя на определенное время (до решения конфликта между сторонами). Всего под опекой одного уполномоченного представителя может быть 1 гражданин. Исключением являются случаи, когда в уходе нуждаются сестры или братья, так как разлучать их запрещено законом.

На поиск опекунов у ООП есть 1 месяц. Если необходимого кандидата не удастся найти, то опекунские права и обязанности возьмет на себя попечительский орган по месту проживания нуждающегося в уходе человека. Опекаемого гражданина передадут на попечение в специализированное учреждение.

Подтверждаются правовые отношения между опекуном и человеком, находящимся под его покровительством, путем составления договора. В документе указывается время предоставления опеки, права и обязанности
сторон и дополнительная информация. Оплата предусматривается при наличии соответствующего пункта или в качестве компенсации затрачиваемого времени. Последний пункт актуален при уходе за инвалидами и пожилыми людьми (старше 80 лет). Расходы на содержание компенсируются доходами (пособиями, алиментами) подопечного. Отдельно можно указать пункт о безвозмездном пользовании имуществом опекаемого в качестве награды за хорошее исполнение обязанностей. Оспаривается договор в судебном порядке. Вправе подать исковое заявление родственники опекаемого гражданина.

Также сотрудники ООП могут подыскать . Стороны составляют соглашение сроком на 2 месяца. Права, обязанности и прочие пункты остаются прежними.

Особенности процедуры назначения опекуна

Согласно 13 статьи ФЗ, назначается опекун по ходатайству подростка или его родителей в таких ситуациях:

Составленное неправильно заявление может быть отклонено уполномоченными органами. Если кандидат уже утвержден и началась процедура оформления документов, то сотрудники ООП не вправе безосновательно останавливать процесс. Уполномоченный представитель будет обязан выполнять свои обязанности, озвученные в договоре, бесплатно и добросовестно.

Защита имущества

Подопечный не вправе претендовать на имущество опекуна, который, в свою очередь, не может стать наследником или вольно распоряжаться собственностью и доходами опекаемого человека. Правомерными являются случаи безвозмездного пользования общим имуществом или собственностью опекуна, давшего свое одобрение. Лица, выполняющие опекунский долг, не могут в личных целях пользоваться имуществом подопечных без соответствующего разрешения от органов опеки.

Собственность ребенка или недееспособного человека описывается с целью ее сохранения. Проводится процедура при участии заинтересованных лиц и сотрудников ООП. По окончании описи стороны подписывают документ. Один из его экземпляров дается опекуну, а второй хранится в органах опеки.

Составление договора доверительного владения имуществом подразумевает использование собственности на благо опекаемого. Если прочие лица неправомерно владеют имуществом подопечного, то опекун может потребовать его вернуть, допускается даже обращение в суд.

Случаи, когда опекун может использовать имущество подопечного

Пользоваться собственностью и денежными средствами опекаемых граждан опекуны могут только после получения одобрения от ООП. Любые осуществляемые с имуществом действия должны быть направлены на удовлетворение нужд подопечного. Получить кредит уполномоченное лицо может лишь на покупку жилой площади гражданину, находящемуся под опекой. В залог допускается предоставить собственность подопечного лишь для ипотеки. Ближе к концу года в уполномоченные органы представляется отчет о растратах и использовании имущества опекаемого гражданина. Сделки по отчуждению, то есть продаже, аренде и обмену недопустимы. Исключением являются следующие случаи:


Получение предварительного разрешения на пользование имуществом подопечного

Действия, направленные на уменьшение доли имущества и ее стоимости, требуют получения предварительного согласия от органов опеки. Получить одобрение или отказ опекун может в течение 2 недель с момента подачи запроса. Отклонение прошения сотрудники ООП должны аргументировать. Их согласие даст возможность осуществить сделку. Оспорить отказ или одобрение может прокурор, лица, имеющие свой интерес в данном деле, или сам человек, назначенный выполнять опекунский долг.

Если уполномоченные лица выявят сделку, совершенную без одобрения ООП, подопечный вправе или напрямую суд (при частичной дееспособности) с ходатайством о возврате имущества. Выявленные в ходе судопроизводства корыстные цели станут основанием для вынесения вердикта о возвращении имущества и денежных средств. Убытки должен будет покрыть гражданин, обязанный ухаживать за подопечным.

Ответственность уполномоченных лиц

Гражданин, которого назначили сотрудники ООП осуществлять опеку или попечительство над ребенком или недееспособным гражданином, отвечает за действия, совершаемые подопечным. Если опекаемый нанесет ущерб имуществу другого человека, то опекун будет расплачиваться своими средствами. Похожая развязка в случаи, когда уполномоченное лицо виновато в уменьшении стоимости или имущественной доли собственности подопечного. Вопросы касаемо наказания и размера штрафов регулируются УК, АК и Гражданский кодекс Российской Федерации. В роли надзирателей выступают сотрудники органов опеки и попечительства. Контролируются такие нюансы:


Для совершения внеочередной проверки подопечные должны пожаловаться сотрудникам ООП. Заметить произвол опекунов или попечителей и подать прошение в соответствующие органы могут также врачи, педагоги, воспитатели, соседи и прочие люди, контактирующие с опекаемым гражданином.

Под особым контролем находятся денежные средства, выдаваемые на содержание ребенка или недееспособного гражданина, и имущество подопечного. До 1 февраля уполномоченное лицо обязано подать отчет о расходах и использовании собственности опекаемого. Документ тщательно проверяется сотрудниками органов опеки. Затем его подтверждает начальник местного отделения и заносит в личное дело опекаемого.

Согласно постановлению правительства от 15 июля 2013 года, контролирует деятельность органов опеки служба по надзору в области образования и науки. Если по вине сотрудников ООП опекаемый гражданин получит ущерб, то они обязаны будут заплатить штраф и компенсировать убытки.

Аннулирование прав

Основания для отстранения уполномоченного лица приведены в 29 статье ФЗ №48:


Отстраненный опекун должен представить отчет о растратах и использовании имущества подопечного в течение 3 дней с момента прекращения исполнения опекунских обязанностей. Сотрудники ООП изучат документ. При выявлении нарушений будет подано исковое заявление.

Государственная поддержка

В 31 статье ФЗ «Об опеке и попечительстве» говорится о праве использования государственной поддержки:

Пункт статьи Описание
1 Лица, назначенные сотрудниками ООП, и опекаемые на законных основаниях могут претендовать на государственную поддержку.
2 Пособия, алименты и прочие выплаты на содержание нуждающегося в опеке гражданина допускается тратить лишь на нужды подопечного.
3 Выплаты, предоставляемые в качестве премии или компенсации времени, опекун или попечитель вправе тратить на свое усмотрение.
4 В некоторых субъектах РФ (городах федерального значения, республиках, областях, округах) устанавливаются свои дополнительные выплаты и формы поддержки.


Информация о вступлении в силу ФЗ №48 представлена в его 32 статье:

  • Действовать закон начинает с 1 сентября 2008 года. Распространяется он на правовые отношения, начиная со дня вступления в силу.
  • По отношению к взаимосвязям, утвержденным до 1 сентября 2008 года, ФЗ №48 применяется в части прав и обязанностей, возникшим после его вступления в силу.
  • Документы, подтверждающие передачу ребенка приемным родителям и на , подписанные до 1 сентября 2008 года, остаются действительны. При желании воспитатели или опекуны могут переоформить заключенный договоры.

Последние правки

С 29 июля 2017 года актуальна новая редакция ФЗ «Об опеке и попечительстве». Коснулись изменения сферы защиты прав детей, не достригших 18 лет. Биологические родители или усыновители теперь вправе заранее выбрать опекуна на случай внезапной смерти. В предыдущих версиях закона подавать подобное ходатайство в органы опеки допускалось лишь одному оставшемуся в живых родителю. Обоснованы изменения частыми случаями смерти матери и отца ребенка одновременно.

Заявление подается сотрудникам ООП. При изменении выбранного кандидата в опекуны необходимо проходить процедуру заново. Вступили в силу изменения с 10 августа 2017 года.

В Федеральном законе №48, утвержденном 24 апреля 2008 года, приведены основные моменты, связанные с установлением опеки и попечительства над нуждающимися гражданами. Состоит он из 32 статей и 8 глав для лучшего восприятия и быстрого поиска информации. Периодически правительство дополняет или изменяет нормативно-правовой акт.

24 апреля 2008 года в целях повышения социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон № 48-ФЗ).

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ, а также множеством подзаконных актов субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом законе нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон № 48-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 1 сентября 2008 года, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с Законом № 48-ФЗ.

Общие положения

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный – гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин – гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин – несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 ГК РФ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 ГК РФ.

Статьей 21 ГК РФ предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

В соответствии со статьей 6 Закона № 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее – органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

Другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

Органами местного самоуправления;

Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

Образовательными организациями;

Медицинскими организациями;

Организациями, оказывающими социальные услуги;

Иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

Выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона № 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а статьей 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в статье 9 Закона № 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, пунктом 1 указанной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2 ст. 9 Закона № 48-ФЗ). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3 ст. 9 Закона № 48-ФЗ).

Правовой статус опекунов и попечителей, установление опеки или попечительства

Правовой статус опекунов и попечителей установлен главой 3 Закона № 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

Определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов и попечителей (ст. 11 Закона № 48-ФЗ);

Предварительной опеки и попечительства (ст. 12 Закона № 48-ФЗ);

Назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13 Закона № 48-ФЗ);

Установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14 Закона № 48-ФЗ);

Наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15 Закона № 48-ФЗ);

Безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16 Закона № 48-ФЗ).

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ.

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные или медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В указанном акте может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При этом Закон № 48-ФЗ допускает установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается на возмездных условиях с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 Закона № 48-ФЗ. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2 ст. 16 Закона № 48-ФЗ). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15 Закона № 48-ФЗ).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15 Закона № 48-ФЗ). В них разрешено:

Указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

Устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 5 ст. 15 Закона № 48-ФЗ установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного – не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен в главе 4 Закона № 48-ФЗ. Данная глава в свою очередь содержит статьи, касающиеся:

Имущественных прав подопечных (ст. 17 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущества подопечного (ст. 18 Закона № 48-ФЗ);

Распоряжения имуществом подопечных (ст. 19 Закона № 48-ФЗ);

Особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20 Закона № 48-ФЗ);

Предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21 Закона № 48-ФЗ);

Охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности (ст. 22 Закона № 48-ФЗ);

Доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23 Закона № 48-ФЗ).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона № 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со статьей 24 Закона № 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

Условий жизни подопечных;

Соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

Обеспечения сохранности имущества подопечных;

Выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых статьей 15 Закона № 48-ФЗ.

В свою очередь опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона № 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о нижеследующем:

Состояние имущества и месте его хранения;

Приобретение имущества взамен отчужденного;

Доходы, полученные от управления имуществом подопечного;

Расходы, произведенные за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона № 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона № 48-ФЗ).

В свою очередь орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26 Закона № 48-ФЗ).


Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона № 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены статьей 29 Закона № 48-ФЗ, а в статье 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона № 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и Законом № 48-ФЗ. В свою очередь суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.


В продолжение темы читайте статью И.Ю. Кузьмина «Заработная плата приемному родителю» в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 2 за 2008 год.