Иностранные граждане как субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных отношений. Земельная правосубъектность физических и юридических лиц

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности , и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР) (земли общего пользования в населенных пунктах).

Земельные правоотношения в сфере управления использованием и охраной земель составляют особый правовой институт. Независимо от того, находится ли земля в частной или публичной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель в стране, исходя из публичных интересов.

Эти земельные правоотношения, в свою очередь, подразделяются на правоотношения, связанные с выполнением соответствующих функций управления: государственного земельного кадастра; территориального планирования использования и охраны земель; предоставления и изъятия земель; землеустройства, мониторинга земель; государственного контроля за использованием и охраной земель.

Данная группа земельных правоотношений делится на правоотношения общего управления в сфере использования и охраны земель, осуществляемого исполнительными органами государственной власти общей компетенции, органами местного самоуправления и правоотношения специального управления, которое осуществляют исполнительные органы государственной власти специальной компетенции, и правоотношения ведомственного управления, выполняемого иными органами.

Особым видом земельных правоотношений являются охранительные земельные правоотношения. Их цель — обеспечить охрану права собственности на землю, иных прав на земельный участок и обеспечить сохранность земли как природного объекта. Основные формы реализации этих правоотношений — регулирование порядка использования и охраны земель путем закрепления в законе прав и обязанностей лиц, использующих землю, соответствующих функций управления, установления ограничений прав на землю и применение санкций к правонарушителю: мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях нарушения земельного законодательства.

Характер земельных правоотношений зависит от того, в составе какой категории земель находится земельный участок, т.е. от правового режима соответствующей категории земель. В связи с этим выделяются виды земельных правоотношений по поводу использования и охраны соответствующих категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Наконец, земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные — предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений по поводу земли. Процессуальные — нормами, устанавливающими порядок возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. В качестве примера процессуальных земельных правоотношений можно привести правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, правоотношения по поводу ведения государственного земельного кадастра, осуществления землеустроительных работ и т.д.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований , т.е. быть объектами муниципальной собственности . Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США . В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений . Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты . Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права , собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью .

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости , как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки , а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация . Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий ; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога , арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Субъекты земельных правоотношений - понятие и виды


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


ЗК РФ, Статья 5. Участники земельных отношений. Правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии гос. собственности на землю, появлением многообразных форм земельной собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами Федерации, - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты - обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений - органы гос. власти и местного самоуправления, граждане и юр. лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юр. лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю.

Органы гос. власти и местного самоуправления выполняют в пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

Охрану земельных прав осуществляют гос. правоохранительные органы - суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.

Субъекты - лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством.

Участники земельных отношений (субъекты) - граждане, юр. лица, РФ, субъекты РФ, муницип. образования (граждане в данном случае - граждане как РФ, так и иностранные граждане и лиц без гражданства (т. е. физич. лица)):

  • - собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • - землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • - землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • - арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • - обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Субъективные земельные права и обязанности юр. лиц определяются в соответствии с уставом и являются специальными.

Субъективные права и обязанности иных участников правоотношений – физ. лиц – зависят от наличия либо отсутствия гражданства РФ.

На иностранных граждан и юр. лиц распространяются все нормы земельного законодательства, кроме случаев установления для них особого режима. Например, согласно ФЗ об обороте земель с/х назначения земли с/х назначения могут быть предоставлены иностранным субъектам только в аренду. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юр. лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗКРФ, ФЗми.

Полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований определяются в соответствии с ЗКРФ и иными нормативными актами, регулирующими земельные отношения. В ст. 9-11 ЗКРФ установлены основы полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в земельных отношениях. Вступление публичных образований в отношения собственности на землю, в том числе по совершению сделок, осуществляется с учетом особенностей, установленных гражданским законодательством.

Различают два понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений, во втором – как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей. Субъектам земельных правоотношений закон может присваивать специальные наименования. Так, субъектами отношений собственности выступают собственники земельных участков, пожизненного наследуемого владения – владельцы, постоянного (бессрочного) пользования – землепользователи, аренды – арендаторы и арендодатели, ограниченного пользования – обладатели сервитутов.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. По отношению к физическим лицам в российском законодательстве в целом и в земельном в частности используется понятие "гражданин". Юридическое лицо – коллективное образование или организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Особым участником земельных правоотношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Особенность их положения заключается в том, что в реальных правоотношениях данные участники представлены различными органами государственной власти и местного самоуправления, которые уполномочены выражать интересы соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии с Конституцией РФ в России правомочия в области регулирования земельных отношений распределены между законодательными и исполнительными органами. В свою очередь, полномочия по обеспечению исполнения законодательства распределены между различными органами исполнительной власти, которые они реализуют через выполнение закрепленных за ними функций.

Современное земельное законодательство с учетом происходящих политических и экономических преобразований развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц – субъектов земельных правоотношений, включая в их число российских и иностранных физических лиц и любые виды организаций. Вместе с тем не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками всех видов земельных правоотношений. В силу различного рода причин у государства возникает необходимость ограничить круг субъектов. В ряде случаев, установленных федеральными законами, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут быть субъектами правоотношений собственности на отдельные земельные участки.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией нрава определяется как правоспособность , т.е. способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Понятие субъекта земельных правоотношений имеет второй аспект, когда речь идет о реальных участниках фактически имеющих место земельных правоотношений. В этом случае недостаточно обладать только потенциальным правом участвовать в земельных правоотношениях. Каждый потенциальный субъект должен дополнительно отвечать определенным требованиям, предъявляемым к его субъективным качествам. Здесь возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Дееспособность юридических лиц возникает с момента их образования (государственной регистрации). Организационная форма юридического лица, хозяйственная или профессиональная ориентация, цели и задачи деятельности учитываются в качестве дополнительных условий для участия в земельных правоотношениях. К примеру, субъектами правоотношений пользования землями обороны могут быть организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил РФ, а субъектами правоотношений постоянного (бессрочного) пользования – государственные и муниципальные органы и учреждения, а также казенные предприятия.

Прежнее законодательство не предусматривало условий, ограничивающих дееспособность юридических лиц. Сейчас таковые имеются. Например, в порядке признания предприятия несостоятельным (банкротом) оно, оставаясь определенное время юридическим лицом, теряет право отчуждать принадлежащий ему земельный участок и совершать иные сделки.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Государственно-правовое соотношение и отношения Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований предусматриваются в ст. 5, 12, 71-73, 76, 131-133 и др. Конституции РФ. Их имущественное положение и полномочия регулируются ст. 124-126 ГК РФ, где предусматриваются также понятия, имущественные права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:

1) как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;

2) как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены. Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. и в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др.

Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В ГК РФ раскрываются понятия граждан (физических лиц) с их именем, местом жительства, правоспособностью, дееспособностью, предпринимательской деятельностью и имущественной ответственностью; с учетом этого можно говорить о земельной правоспособности и дееспособности граждан. Для характеристики юридического лица применяется обозначение их участия в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях (ст. 48 ГК РФ).

Земельная правоспособность – определенная законом способность субъекта быть носителем земельных прав и обязанностей. Граждане обладают земельной правоспособностью от рождения. Юридические лица - с момента государственной регистрации.

Земельная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять земельные права права и создавать для себя земельные обязанности и исполнять их.

Дееспособность граждан может быть полной (по достижении ими совершеннолетия, а в отдельных установленных законом случаях - до него) и ограниченной (дееспособность граждан в возрасте от 16 до 18 лет).

Дееспособность юридических лиц наступает одновременно с правоспособностью.

Дееспособность включает в себя и деликтоспособность (деликт - ответственность), т.е. способность самостоятельно нести ответственность за совершенные правонарушения.

Субъекты земельных правоотношений в зависимости от того, на каком праве принадлежит им земельный участок, могут именоваться собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельных участков – это лица, которые владеют, пользуются и распоряжаются земельными участками на праве собственности.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

Землевладельцы - лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;

Арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды;

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами).

3. Объекты земельных правоотношений

Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

Земля как природный объект и природный ресурс;

Земельные участки;

Части земельных участков.

Действующее законодательство не раскрывает понятия земли, а также понятие земли как природного объекта и земли как природного ресурса, определяя лишь понятие земельного участка. Вместе с тем согласно п 1. ст. 1 ЗК РФ земля воспринимается законодателем одновременно как природный объект, природный ресурс, используемые как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, основу осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

При определении соотношения понятий земля как природный объект, земля как природный ресурс и земельный участок, в науке и практике встречаются различные подходы. Так в литературе отмечается, что земля как природный объект и как природный ресурс выступает общим объектом земельных правоотношений, а земельный участок непосредственным объектом земельных отношений (См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) 2-е изд., перераб. / Крассов О.И. М.: Норма, 2009. По мнению Крассова О.И. земля как природный объект и природный ресурс не может быть объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких либо ещё отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и значимые признаки объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок.

Дамбиева Т.В. считает, что понятие земли в целом подлежит исключению из числа объектов земельных правоотношений, поскольку все земельные участки на территории РФ подлежат кадастровому учету и в перспективе не должно остаться не учтенной земли.

Однако необходимо признать, что объектом земельных правоотношения является не только земельный участок, но и земля, земли, отдельные категории земель. Вся территория нашей страны не разграничена на отдельные земельные участки. Поэтому в публичной собственности, например, могут быть не только земельные участки, но и земли, а также отдельные категории земель. Например, в государственной собственности находятся земли таких категорий как земли лесного фонда, земли водного фонда.

Понятие земли как объекта правоотношений необходимо выделять также в целях общей её характеристики как объекта государственного и муниципального управления.

Понятие земельного участка закреплено в п.3.ст. 6 ЗК РФ. (знать понятие)

Для того чтобы часть земли была признана земельным участком, он должен отвечать определенным признакам, т.е должен быть индивидуализирован. Под индивидуализацией земельного участка понимается выявление таких его характеристик, с помощью которых возможно однозначно отличить данный участок от других земельных участков.

К уникальным характеристикам объекта недвижимости применительно к земельным участкам ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" относит кадастровый номер, дату внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ, юридический адрес и площадь земельного участка (п. 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 7).

Определение земельного участка, данное в ст. 6 ЗК РФ соответствует ч. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подтверждающей возможность существования и государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества только при наличии у него уникальных характеристик.

Индивидуальные характеристики присваиваются земельному участку при постановке земельного участка на кадастровый учет. Индивидуальные характеристики земельного участка содержатся в документах государственного кадастра недвижимости.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Органом кадастрового учета являетя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и его территориальные органы.

Земельный участок как объект земельных отношений имеет также следующие характеристики. Он принадлежит к одной из категорий земель, названных в ст. 7 ЗК РФ. В отношении земельного участка должна быть определена цель его использования или вид разрешенного использования.

Принадлежность земельного участка к той или иной категории земель, его целевое (разрешенное) использование характеризуют правовой режим земельного участка, то есть особенности его использования и охраны .

В отношении всех правообладателей земельных участков установлена обязанность их использования в соответствии с принадлежностью к категории и разрешенным использованием.

Порядок и особенности перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, а также порядок отнесения земель или земельных участков к определенной категории урегулированы в ФЗ от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

По общему правилу перевод земель или земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании решения уполномоченного органа по результатам рассмотрения ходатайства заинтересованного лица о переводе земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую. Ходатайство о переводе может быть подано и органами государственно власти, органами местного самоуправления, но только с согласия правообладателя земельного участка. Без согласия правообладателей земельных участков подача ходатайства допускается только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 Закона N 172-ФЗ).

Понятия целевого назначения и разрешенного использования в законодательстве не определены. В науке единое мнение по вопросу о том, что понимать под данными понятиями отсутствует.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Вид разрешённого использования земельного участка - это главный параметр, определяющий возможные способы использования земельного участка и объектов капитального строительства на нем расположенных.

В ст. 37 Градостроительного кодекса определены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства :

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования ;

3) вспомогательные виды разрешенного использования , допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Понятие "разрешенное использование" четко привязано ЗК РФ к зонированию территорий: упомянутая ст. 7 говорит о разрешенном использовании "в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов". Зонирование же территорий по ЗК РФ относится только к землям населенных пунктов , в которых согласно ст. 85 ЗК РФ в соответствии с градостроительными регламентами устанавливаются территориальные зоны. Иные категории земель в настоящее время не подлежат территориальному зонированию.

(градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6ст 1. ГРдсК);

территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7ст 1. ГРдсК);

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9ст 1. ГРдсК))

Появление в действующем ЗК РФ норм о разрешенном использовании земельных участков (Земельный кодекс РСФСР 1991 г. его не упоминает) связано со вступлением в силу в 1998 г. ГсК РФ, который определял разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве как использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом; ограничения на использование указанных объектов, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также сервитуты.
Разрешенное использование применялось только в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, для которых характерно наличие разнородных по своему назначению зон (сельскохозяйственного использования, производственных, рекреационных), предполагающих различный правовой режим.
ЗК РФ установил обязательность определения разрешенного использования земельного участка при его предоставлении для строительства. Однако строительство может осуществляться не только на землях населенных пунктов, но и на землях иных категорий (в основном промышленности и другого специального назначения), если это соответствует их целевому назначению. Таким образом, разрешенное использование применяется по отношению к земельным участкам, подлежащим застройке, независимо от категории земель. Это подтвердил и принятый в 2004 г. Градостроительный кодекс РФ: виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне . При этом Градостроительный кодекс РФ существенно развил понятие разрешенного использования земельных участков. Кроме того, он установил круг земель, на которые градостроительные регламенты не распространяются, и земель, для которых такие регламенты не устанавливаются. К последним относятся земли лесного фонда, земли, покрытые поверхностными водами, земли запаса, земли особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.
По смыслу норм ГсК РФ при отсутствии градостроительного регламента вид разрешенного использования не устанавливается. И действительно, данный Кодекс не требует определения вида разрешенного использования в отношении названных выше земель и земельных участков. В пункте 7 ст. 36 ГсК РФ указано, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами; а использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Термин "использование" употребляется в данном контексте как режим использования, который может включать, например, ограничения на ведение отдельных видов хозяйственной деятельности.

Однако в последние годы сложилась практика установления вида разрешенного использования при оформлении документов на земельный участок, независимо от категории и вида земель, на которых он расположен . Даже Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в ст. 7 в составе сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке как объекте недвижимости, наряду с категорией земель, к которой отнесен земельный участок, называет разрешенное использование. Причем оговорка о том, что это требование распространяется только на земельные участки, на которых действуют градостроительные регламенты, или на земельные участки в установленных законом случаях, отсутствует.
Но поскольку ни ЗК РФ, ни ГсК РФ не говорят об обязательности определения вида разрешенного использования любого земельного участка, то и порядок такого определения в случаях отсутствия градостроительного регламента они не закрепляют. Соответственно, не ясно, каким образом происходит определение вида разрешенного использования земельного участка.

Наиболее очевидным решением данного вопроса было бы законодательное закрепление для земельных участков, в отношении которых не устанавливаются градостроительные регламенты и на которые такие регламенты не распространяются, порядка определения вида разрешенного использования по принципу, который применяется к остальным земельным участкам: устанавливать актами соответствующих органов власти перечни видов разрешенного использования для каждой территории, на основании чего заинтересованное лицо самостоятельно выбирает вид разрешенного использования земельного участка, права на который он оформляет. Однако поскольку речь идет в основном о землях, предполагающих особый режим использования и охраны, то к расположенным на них земельным участкам должно применяться иное правило - вид разрешенного использования должен выбираться в соответствии с решением уполномоченного органа. Поэтому необходимо установить перечень полномочий органов власти, действующих в отношении тех или иных земельных участков, порядок и сроки принятия ими решений, перечень необходимых для этого документов, способы обжалования принятых решений и т.д. Кроме того, представляется, что принимаемое решение должно согласовываться с лицом, оформляющим права на земельный участок. При этом важно установить, по каким основаниям полномочным органом будет определяться вид разрешенного использования конкретного земельного участка. Должен ли такой орган утверждать перечни видов разрешенного использования по территориям, на которых не действуют градостроительные регламенты, или они утверждаются законом?
Данное правило должно быть четко сформулировано в федеральном законе (поскольку речь идет о правах граждан и юридических лиц) - и это должен быть ЗК РФ (а не ГсК РФ), так как норма будет касаться земельных участков, не предназначенных под застройку.
В 2007 г. Минэкономразвития России разработало Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. В этом документе был установлен перечень видов разрешенного использования для данной категории земель. Аналогичные классификаторы установлены и для земель иных категорий (в том числе земель промышленности, сельскохозяйственного назначения). На местном уровне эти классификаторы использовались органами власти при принятии решений о разрешенном использовании земельных участков; однако методические рекомендации не являются обязательным документом.

В 2010 г. ЗК РФ был дополнен положением о том, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В ст. 6 ЗК РФ в качестве объекта земельных правоотношений выделена часть земельного участка .

Определение части земельного участка ЗК РФ не дает. Вместе с тем вопрос о возможности части земельного участка быть объектом земельных отношений является дискуссионным..

По ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" возможность осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка без возникновения нового земельного участка предусматривается. В таком случае новый земельный участок как объект земельных отношений не образуется, в связи с чем можно говорить о существовании такой части земельного участка, как индивидуально определенной недвижимой вещи.

В частности, допускается учет части земельного участка, на котором расположены отдельные типы сооружений, в том числе линейные сооружения (ч. 10 ст. 25), в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (ч. 12 ст. 25), в связи с установлением ограничения (обременения) (ч. 13 ст. 25). Для указанных целей в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требуется подготовка межевого плана, в том числе определение координат характерных точек границ части земельного участка.

Часть земельного участка может являться объектом земельных отношений, но далеко не во всех случаях. Так, например, в постановлении Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды"*(18) указано, что судам следует иметь в виду, что ГК РФ не ограничивает право сторон заключить договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.

Если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и (или) текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).

Там же отмечено, что судам также необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности - это сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию тоже земельным участком. Данным законом также урегулирован порядок и условия создания на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков.

См. также способы образования земельных участков (п.1 ст. 11.2, а также п.1.ст. 11.4, п.1 ст. 11.5, п.1ст.11.6, п. 1 ст. 11.7,


Похожая информация.


Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей. Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов.

Особым участником земельных правоотношений является Российская Федерация. Государство как участник земельных правоотношений обладает двумя группами функций. Государство регулирует земельные отношения, прежде всего в качестве органа власти, суверена. К такому виду регулирования относится управленческая деятельность государства, осуществление контроля над использованием и охраной земель, установление санитарных, строительных правил.

Органы местного самоуправления выступают в земельных правоотношениях, прежде всего как собственники земельных участков. Кроме того, возможность делегирования им части полномочий государственного управления земельным фондом. Подобное наделение государственными полномочиями негосударственных органов допустимо исключительно посредством федеральных законов.

Физические лица как участники земельных правоотношений должны, прежде всего, отвечать требованиям, установленным гражданским законодательством. Различают особенности участия в земельных правоотношениях физических лиц как граждан и как индивидуальных предпринимателей. Граждане в качестве участников земельных правоотношений наделяются правом использования земельных участков для личных нужд. Так, к личному землепользованию граждан относится садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство и др. Индивидуальные предприниматели вправе обладать земельными участками с целью извлечения прибыли.

Юридические лица как участники земельных правоотношений так же, как и физические лица, обязаны отвечать требованиям правосубъектности, установленным гражданским законодательством. Использование земельных участков осуществляется всеми юридическими лицами, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Земельным законодательством также устанавливается специальный субъект участия в земельных правоотношениях. Это сельскохозяйственный кооператив, который согласно Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. является специализированным производителем сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные субъекты по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

Общие права и обязанности участников земельных правоотношений устанавливаются ст. 40 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое общей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. По общим правилам, полная дееспособность у участников земельных правоотношений возникает у таковых при достижении возраста 18 лет, для юридических лиц после соответствующей государственной регистрации.