Использование лесов не может быть следующих видов. Разрешено ли строительство на землях лесного фонда, что можно и нельзя делать на такого рода участках? Специальное использование лесов. Виды специального использования лесов

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ , – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Виды разрешенного использования

Классификатор ВРИ лесных земельных участков:

Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

Право пользования

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

  1. концессии;
  2. на безвозмездной основе;
  3. не длительного пользования.

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать .

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.


Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласование границ земельного участка

Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности» , согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу .

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:


Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок , при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Использование лесов

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Например, п. 8 ст. 29 ЛK РФ устанавливает, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений. Если же говорить об использовании лесов без изъятия лесных ресурсов, можно привести пример использования лесов для научно-исследовательской деятельности, осуществления религиозной деятельности и т. д.

Видами использования лесов являются:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности и др.

Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г .

В сравнении со ст. 80 Лесного кодекса РФ 1997 г. перечень видов использования лесов носит открытый характер (не исчерпывающий перечень). Кроме того, среди перечисленных видов использования лесов имеются принципиально новые, не установленные прежней редакцией (например, п. 11–13). Использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами. До 1 января 2012 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета (ст. 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), После 1 января 2009 г. запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами (ст. 14.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, должны составлять проект освоения лесов. Заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов является лесной декларацией. Граждане и юридические лица, осуществляющие в соответствии с Лесным кодексом РФ использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, сдают отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении.

Основой для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Субъекты РФ должны составлять лесные планы, где определяются цели и

задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 8. 27. Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений Нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 8. 31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов 1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности –наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч

автора Сазыкин Артем Васильевич

Статья 8.31. Нарушение требований к охране лесов 1. Нарушение требований санитарных правил в лесах –влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

34. Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны В соответствии с ЛК РФ объектами лесных отношений являются: лесной фонд РФ; участки лесного фонда; права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими;

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

38. Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов Основные требования к ведению лесного хозяйства:1) лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Статья 8.12. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования 1. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, а равно порядка предоставления лесов

Из книги автора

Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков -влечет

Из книги автора

Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов 1. Нарушение правил заготовки древесины -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от

Из книги автора

Статья 23.24. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов 1. Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1

Из книги автора

Тема X. Охрана и рациональное использование лесов Лесное законодательство России. - Лесной фонд. - Организация лесного хозяйства. - Управление лесным фондом. - Древесно-кустарниковая

Из книги автора

Глава XIII Охрана и рациональное использование лесов Леса покрывают свыше 30 % суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное

Из книги автора

Классификация лесов В соответствии с Лесным кодексом РФ 1997 г. все леса в лесном фонде делились на группы. В основу деления были положены экономические, экологические и социальные функции лесов. При разделении лесов на группы учитывались их местоположение,

Из книги автора

Использование лесов Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с

Из книги автора

Охрана лесов Леса нуждаются в особой охране. «В связи с антропогенным воздействием за последние 10 тыс. лет планета лишилась 2/3 лесов. Леса занимают 3,9 млрд га (около 30 % суши без Антарктиды) с запасом древесины 386 млрд м3. В лесах сосредоточено около 80 % всей растительной

1. Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 180-ФЗ.

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Комментарий к статье 25 ЛК РФ

1. В ЛК РФ применяется термин "использование лесов". На первый взгляд термин "использование лесов" совпадает по своему значению с термином "лесопользование". В качестве аргумента к данному тезису можно привести выводы, следующие из сравнения ЛК РФ (2006 года) и ЛК РФ 1997 года: значительная часть видов использования лесов (ст. 25 ЛК РФ) является видами лесопользования, которые были предусмотрены ст. 80 ЛК РФ 1997 года. Таким образом, часть видов использования лесов является видами лесопользования, поэтому следует исследовать проблему понятия "использование лесов" подробнее.

Ученые определяли понятие лесопользования следующим образом: "под правом пользования лесами следует понимать обеспеченную законом возможность их хозяйственной эксплуатации и извлечения из них полезных свойств и доходов". Можно привести и другое определение лесопользования. Как было отмечено Г.Н.Полянской, "лесопользованием <...> следует признать извлечение материальных и нематериальных благ ("невесомых полезностей" - по лесохозяйственной терминологии), которые приносит лес как особый природный объект. Именно поэтому законодатель говорит о лесных пользованиях, а не о пользованиях в лесу".

________________
Горбовой В.Ф. Лесное право. Свердловск, 1977.

Полянская Г.Н. Актуальные вопросы лесного законодательства. М., 1985.

Сущность лесопользования заключается в использовании полезных природных свойств лесов, а не в использовании земельной поверхности, занимаемой лесами. Поскольку леса выполняют чрезвычайно важные экологические функции (климаторегулирующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, защитные, оздоровительные, рекреационные и имеет иные полезные свойства), то лесопользование обладает экологической сущностью.

________________
Крассов О.И. Современные проблемы лесного права // Советское государство и право. 1990. N 2.

Комментируемая статья прямо предусматривает 16 видов использования лесов, причем этот перечень не является исчерпывающим.

Виды лесопользования сами по себе представляют собой различные направления использования "полезностей" леса как природного объекта и как природного ресурса. При осуществлении лесопользования земельной поверхности принадлежит второстепенная роль.

Далеко не все виды использования лесов согласно ЛК РФ являются видами лесопользования. Совершенно ясно, что, например, разработка месторождений полезных ископаемых не имеет никакого отношения к использованию полезных природных свойств лесов как природного объекта и ресурса. Наоборот, при разработке полезных ископаемых зачастую происходит уничтожение лесов.

________________
См. Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование / URL: http://www.booksite.ru/fulltext/byuk/ovs/kiy/1.htm
К видам лесопользования следует относить те виды деятельности, осуществление которых непосредственно связано с извлечением полезных свойств лесных ресурсов.

Как справедливо отметил профессор О.И.Крассов, "на покрытых лесом землях право лесопользования обычно неразрывно связано с правом землепользования: нельзя пользоваться лесом, не используя землю, которая служит в качестве пространственного операционного базиса и средства производства. Когда осуществление права лесопользования невозможно без пользования землями государственного лесного фонда (при рубке леса, побочных лесных пользованиях, кроме общедоступных), право землепользования носит служебный характер".

________________
Крассов О.И. Право пользования землями государственного лесного фонда // Советское государство и право. 1978. N 2.

При осуществлении лесопользования право землепользования самостоятельного характера не имеет, поскольку подчинено праву лесопользования.

Отнесение некоторых видов деятельности к лесопользованию вызывает споры. По поводу отнесения деятельности по созданию лесных плантаций и их эксплуатации к видам лесопользования можно отметить следующее. Профессор О.И.Крассов данную деятельность не только не относит к лесопользованию, но также и к использованию лесов. Он отмечает, что "...нельзя также признать создание лесных плантаций и их эксплуатацию использованием лесов хотя бы потому, что в самом начале такой деятельности леса не существует". Представляется, что создание лесных плантаций относится к лесопользованию, поскольку выращивание лесных насаждений определенных пород непосредственно связано с восстановлением (выращиванием, созданием) леса. Впоследствии в таких лесах осуществляются различные виды лесопользования.

________________
Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-43776.html?page=54
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты на первый взгляд относятся только к пользованию животным миром. Однако у использования лесов для ведения охотничьего хозяйства и лесопользования можно найти много общего. Оба этих вида природопользования осуществляются в лесу, который является экосистемой, включающей в себя животный мир. Широкое понимание леса включает в себя понятие "животный мир". Состояние животного мира зависит от состояния лесов, являющихся для него питательной базой. Ведение охотничьего хозяйства связано с деятельностью по освоению лесов. Так, на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков (ч.4 ст. 36 ЛК РФ). Согласно п.1, 2 ч.5 ст. 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется организация использования лесов, а также создание и эксплуатация объектов лесной инфраструктуры. Таким образом, ясно, что фактически ведение охотничьего хозяйства подпадает под деятельность по освоению лесов.

Ряд видов использования лесов согласно ЛК РФ являются фактически видами землепользования: например, ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений и др. Поэтому их сложно признать видами лесопользования. Лесопользование - это, прежде всего, использование полезных свойств леса как природного объекта. При вышеуказанных видах деятельности происходит уничтожение лесов ввиду осуществления строительной деятельности.

________________
См. Быковский В.К. Указ. соч./ URL: http://www.booksite.ru/fulltext/byuk/ovs/kiy/1.htm
2. В соответствии с комментируемой статьей леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Однако ЛК РФ не предусматривает возможности предоставления одного и того же лесного участка для нескольких видов использования несколькими арендаторами. Положения ст. 606, 609 ГК РФ исключают возможность государственной регистрации более одного договора аренды, подписанного с разными арендаторами в отношении одного объекта аренды.

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 года N 2111/10 сформулирована иная правовая позиция, в соответствии с которой заявление о признании недействительным отказа регистрационного органа в госрегистрации договора аренды лесного участка удовлетворено, так как по ч.2 ст. 25 ЛК РФ проведение лесных аукционов по использованию одних и тех же лесных участков для разных видов пользования, заключение арендаторами договоров с учетом установленных ограничений позволяют прийти к выводу о возможности многоцелевого лесопользования как одним заявителем, так и другим. При этом указано, что "содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел".

Однако пользование одним лесным участком несколькими лицами не позволяет строго разграничить ответственность лиц за содержание участка и соблюдение норм о его целевом назначении, что может привести к нарушению основных принципов лесного законодательства, а именно принципов защиты и охраны лесов. Кроме того, некоторые виды лесопользования могут быть практически несовместимыми на одном и том же лесном участке в одно и то же время (например, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений и одновременно использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов или сбор грибов, заготовка древесины и ведение охотничьего хозяйства).

Видимо, предполагается, что такое многоцелевое использование лесов поможет повысить интенсивность лесопользования, увеличить доходы государственного бюджета, улучшить финансовое положение лесхозов, а также обеспечить проведение лесовосстановительных и лесохозяйственных работ.

Но будет ли это соответствовать всему комплексу основных принципов лесного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЛК РФ, и способствовать установлению персональной ответственности лиц, виновных за нарушение лесного законодательства?
В соответствии со ст. 27 ЛК РФ любое ограничение лесопользования возможно в случае и порядке, которые предусмотрены только ЛК РФ, либо другим федеральным законом, но не иным актом или решением.

Установленные федеральными законами ограничения лесопользования действуют непосредственно и не требуют подтверждения либо разъяснения иными органами или должностными лицами.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что лесопользование может и должно быть как совместным, так и обособленным. Но существует практическая необходимость в надлежащем правовом урегулировании сложившейся ситуации, которая должна быть решена законодателем надлежащим образом либо внесением соответствующих изменений и уточнений в ЛК РФ, либо в ином федеральном законе.

________________
Мельникова Ю.В. Проблемы теории и судебной практики о многоцелевом использовании лесных участков // Российский судья. 2011. N 10.

3. В соответствии с комментируемой статьей использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Как известно, предпринимательская деятельность определяется п.1 ст. 2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Требование ГК РФ о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, означает, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации считается правонарушением. В результате государственной регистрации, проводимой в соответствии с правилами ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", физические лица - граждане приобретают правовой статус индивидуального предпринимателя, а коммерческие организации - статус юридического лица.

Предпринимательская деятельность в области использования лесов, как и в других сферах деятельности, должна осуществляться с соблюдением норм ФЗ "О защите конкуренции".

Безусловно, одним из основных и самых распространенных видов предпринимательской деятельности является заготовка древесины.

Консультации и комментарии юристов по ст 25 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 25 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Использование лесов, согласно статье 25 Лесного кодекса РФ, может быть следующих видов:

1) заготовка древесины:

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, обра­зовательной деятельности;

7) осуществление рекреационной деятельности;

8) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

9) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных рас­тений, лекарственных растений;

10) выполнение работ по геологическому изучению недр, разра­ботка месторождений полезных ископаемых;

11) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искус­ственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

12) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электро­передачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

13) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

14) осуществление религиозной деятельности;

15) иные виды, определенные в соответствии с частью второй ст. 6 Лесного кодекса РФ.

Право общего пользования лесами возникает на основании ст. 11 Лесного кодекса РФ, закрепляющей право граждан свободно и бес­платно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять за­готовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недре­весных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о жи­вотном мире Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. Вилы использования лесов, признаваемые предпринима­тельской деятельностью, осуществляются на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответ­ствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О го­сударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно ст. 71 Лесною кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставля­ются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование; гражданам - в безвоз­мездное срочное пользование и в аренду. В аренду лесные участки предоставляются в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, пред­усмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. В постоянное (бессрочное) пользование и без­возмездное срочное пользование лесные участки предоставляются в соответствии с Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.


По договору аренды лесного участка арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмо­тренных Лесным кодексом РФ. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесною участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 10 до 49 лет. В случаях использования лесов, предусмотренных п. 11-13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ, договор аренды лесного участка заключается на срок от 1 года до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка опре­деляется в соответствии со сроком разрешенного использования ле­сов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аук­циона по продаже права на заключение такого договора, за исключе­нием случаев использование лесов для:

Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства,

Выполнения работ по геологическому изучению недр, для раз­работки месторождений полезных ископаемых;

Строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусствен­ных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специ­ализированных портов;

Строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;

Реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

Заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юри­дическим лицам или индивидуальным предпринимателям для исполь­зования лесов в соответствии со ст. 43-46 настоящего Кодекса.

Лесной кодекс РФ 2006 г., в отличие от Л К РФ 1997 г., не пред­усматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов и вводит понятие лесная декларация - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в орган исполнительной власти, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осущест­вления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. Граждане осуществля­ют заготовку древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящих­ся в государственной или муниципальной собственности Купля- продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ. К договору купли-продажи лесных насаждений при­меняются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодек­сом РФ. В договоре купли-продажи лесных насаждений указывается местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать 1 год.

Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по ре­зультатам аукциона по продаже права на заключение такого догово­ра, за исключением случаев: осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов: заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Граждане заключают договоры купли-про­дажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установ­ленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. Согласно ст. 94 Лесною кодекса РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Опенка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в со­ответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кадастровая стоимость лесных участков может определяться в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, принятым в 1997 г., в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

  • прямое лесопользование - заготовка древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, лапника, новогодних елок и др.);
  • побочное лесопользование - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и др.;
  • рекреационное лесопользование - пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
  • пользование участками лесного фонда для нужд , для научно-исследовательских целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия. Потребление древесины (ее изъятие из окружающей природной среды) обычно выражается в единицах объема (м3) и включает различные виды рубок леса. Рубки главного пользования - это рубки спелых и перестойных древостоев для заготовки древесины и возобновления леса. Их проводят в лесах III, II и частично I групп (в тех категориях защитности, где они разрешены). Рубки ухода за лесом осуществляются путем удаления из насаждений нежелательных деревьев для поддержания нужного состава, формы насаждений и повышения прироста. Выборочная санитарная рубка проводится с целью улучшения санитарного состояния насаждений, при которой вырубают сухостойные, усыхающие, пораженные болезнями, заселенные вредителями, а также другие поврежденные деревья. Рубка реконструкции касается малоценных насаждений, не подлежащих рубкам главного пользования и сплошным санитарным рубкам. Она обеспечивает удаление малоценных элементов насаждений, подготовку условий для проведения мероприятий по созданию лесных культур.

К прочим рубкам относят сплошные санитарные рубки, очистку леса от вне лесосечной захламленности и другие. Сплошные санитарные рубки имеют целью полную замену насаждений, потерявших биологическую устойчивость в результате массового повреждения деревьев вредными насекомыми, болезнями, пожарами и другими неблагоприятными факторами.

Оптимальный объем рубок главного пользования обеспечивается научно обоснованной нормой – расчетной лесосекой. Ежегодная расчетная лесосека в последние годы составляет свыше 500 млн м3, в том числе по хвойным лесам - более 300 млн м3. Ее постоянное изменение связано, главным образом, с продолжающимся увеличением площадей и уточнением категорий защитности лесов I группы, а также приведением объема расчетной лесосеки в соответствие с принципами непрерывности и неистощительности лесопользования. Наиболее существенное снижение расчетной лесосеки произошло в начале 90-х годов прошлого столетия. Частично это было связано с введением запрета на рубку кедра (в 1991 г.), созданием новых особо охраняемых природных территорий и уменьшением явно завышенного объема пользования для труднодоступных многолесных районов Сибири и Дальнего Востока.

Использование расчетной лесосеки (отношение объема фактически вырубленной древесины к объему расчетной лесосеки) в 1980-е годы в России составляло от 49 до 54 %, в 1993 г. - 33 %, в 1996 г. - 20 %, в 1998 г. - 18 %. В 1999 г. наметился рост объемов заготовки древесины. С тех пор ежегодно вырубается 22–23 % расчетной лесосеки. При этом существенно повысилась доля лесопользователей, получивших лесосечный фонд по результатам лесных аукционов.

В последние годы в лесном секторе России происходит перемещение объемов производства в регионы с высоким уровнем потребления лесоматериалов и в транспортном отношении приближенным к зарубежным рынкам сбыта. В этом плане приоритетными для развития лесопользования становятся северо-западные, северные, центральные и западные районы Европейской части России.

Древесина - хотя и главный, но далеко не единственный продукт . Прижизненное использование лесов открывает большие возможности для пополнения ресурсов пищевого и технического сырья нашей страны.