Рассмотрение дел о банкротстве. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом

Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы закона о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики дел.

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом можно условно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт - несостоятельность или состоятельность должника.

Как и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.28).

Задачей второй стадии - процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) - является реализация судебного акта. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда.

В статье 29 закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК).

Подача заявления кредитором

Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику - юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда; во-вторых, - указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.42).

Особенностью данного процесса является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем, нет и ответчика.

Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление, закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания.

Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела (статья 33 закона). Здесь стоит обратить внимание на то факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 33 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.

Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле (статья 33). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 34 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе РФ и является исчерпывающим.

Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора - юридического лица, но и его представителем (статья 35). В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов.

Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый - те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй - документы, названные в законе о банкротстве.

В отличие от предыдущего закона настоящий не предусматривает обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, поэтому пункт 3 статьи 104 АПК не применяется.

Заявление кредитора - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст.38), налогового или иного уполномоченного органа (ст. 39), прокурора (ст.40), должны отвечать требованиям предъявляемым к заявлению кредитора.

Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 20 минимальных размеров оплаты труда.

В случае не выполнения при подачи заявления, как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».

При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. В определении при введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих; меры по обеспечению требований кредиторов.

Понятие несостоятельности.

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

История развития законодательства о банкротстве. В целях предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

Богатую историю имеет и законодательство России о банкротстве. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

Начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три федеральных закона о банкротстве (в 1992 г., 1998 г., 2002 г.) и два федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

Институт банкротства. Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь, по определению, институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

Арбитражные суды РФ, создание которых в 1992 г. практически совпало с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде. Ими, особенно с учетом положений АПК РФ 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК РФ. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК РФ и законодательства о банкротстве.

Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК РФ: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК РФ и нормами закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Такое многообразие стоящих перед судом при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание на уровне нормативного регулирования соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта. Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич*(186). Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

Рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве : возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство , вынесение судебного акта , производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов .

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции . Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлений лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве .

1. Подведомственность – специальная . Только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин.

2. Подсудность - исключительная : заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

- для юридического лица - местом его государственной регистрации;

- для гражданина - местом его жительства.

3. Состав суда . Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ч. 2 ст. 17 и ч. 2 ст. 223 АПК РФ). Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения ходатайств о продлении и введении процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично . В частности, единолично судья принимает заявление о признании должника банкротом (ст. 42 Закона), проводит заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и о введении наблюдения (ст. 48 и ч. 1 ст. 49 Закона), проводит подготовку дела к судебному разбирательству (ст. 50 Закона), рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы (ч. 1 ст. 60 Закона).


4. Состав лиц, участвующих в деле - 2 группы: лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона), и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона). Законодательство о банкротстве вкладывает в деление участников процесса следующий смысл: к лицам, участвующим в деле, т.е. имеющим полный объем процессуальных прав, предоставленных АПК РФ и Законом, оно относит тех лиц, чьи интересы (прежде всего имущественные) затрагиваются рассмотрением дела. Это кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти) и должники , а также арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства .

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства , его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора , заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 Закона), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 Закона).

Особым статусом , определяемым спецификой дел о банкротстве, обладает такой важнейший участник дела, как арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий). Это профессиональный антикризисный управляющий , назначаемый арбитражным судом, действующий под контролем суда и кредиторов, для которого проведение процедур банкротства является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве во многом наряду с арбитражным судом, определяющим успешность решения задач арбитражного процесса при рассмотрении дел о банкротстве.

5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 Закона составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом . Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

6. Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные - Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве - исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция - арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц - к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

  • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) - юридические лица, ИП, физические лица.
  • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
  • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей - фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
  • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
  • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
  • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
  • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства - необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников - финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае - индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может - только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры : реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему - 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные - ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона - в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов - их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель - кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение - начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела - 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение - начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство - для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества - для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса - введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство - это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства - вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса - это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур - должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда - это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда - рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это - добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда - рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос - действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда - рассмотрение вопросов:

  • о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
  • о взыскании убытков при банкротстве;
  • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
  • об отстранении управляющего, его замене;
  • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда - влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве - завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.

Глава 3. Реорганизационные и ликвидационные процедуры.

Рассмотрение дел о банкротстве и проведение производства по делу о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2006 года № 127-ФЗ.

Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие закона распространяется на все юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Дело о банкротстве возбуждается в том случае, если должник обладает следующими признаками банкротства:

1) гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества; юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

2) требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику – гражданину – не менее десяти тысяч рублей.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Заявление в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом может бать подано сами должником, кредитором, уполномоченными органами, в том числе налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального страхования и т.п.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств в случае, если:

· удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

· органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

· органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

· обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

При рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

2) финансовое оздоровление;

3) внешнее управление;

4) конкурсное производство;

5) мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — гражданина применяются следующие процедуры:

1) конкурсное производство;

2) мировое соглашение.

С момента принятия арбитражным судом к рассмотрению заявления о признания должника банкротом назначается арбитражный управляющий, которым признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

· наличие высшего профессионального образования;

· наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

· сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

· отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

· отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, а также на возмещение в полном объеме расходов, фактически понесенных им при исполнении возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника.

Вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет для:

1) временного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц;

2) административного управляющего — пятнадцать тысяч рублей в месяц;

3) внешнего управляющего — сорок пять тысяч рублей в месяц;

4) конкурсного управляющего — тридцать тысяч рублей в месяц.

Проценты, начисляемые арбитражному управляющему, зависят от балансовой стоимости активов должника, а в случае ликвидации – от размера погашенных требований кредиторам должника.

В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в следующих случаях:

1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления и внешнего управления;

2) заключения мирового соглашения;

3) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных требований кредиторов;

4) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

5) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

6) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.

Кроме этого, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» отражены особенности процедур банкротства отдельных категорий должников. Например, банкротство градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций; банкротство стратегических предприятий и организаций; банкротство субъектов естественных монополий; банкротство гражданина и упрощенные процедуры банкротства.

В целях предупреждения банкротства, до инициирования производства по делу о банкротстве, может быть проведена досудебная санация . В этом случае собственник, учредители, кредиторы предприятия-должника в рамках мер по предупреждению банкротства могут предоставить должнику финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.
3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Комментарий к статье 223 АПК РФ

Комментарий к ч.1

1. Арбитражным судом рассматриваются дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (п.1 ст.32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

2. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, то есть когда при отсутствии оснований для введения внешнего управления:
— гражданин не удовлетворил требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены, и при этом сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;
— юридическое лицо не удовлетворило требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены,
— при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (ст.3, п.1 ст.53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Читайте также: Долг по алиментам узнать сумму по фамилии через интернет бесплатно

3. На практике возникает вопрос, достаточно ли вступившего в законную силу решения суда для отнесения размера денежных обязательств по требованиям кредиторов к установленному или необходимо также наличие исполнительного листа? В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Обязательного представления исполнительного листа Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает. Однако арбитражный управляющий вправе истребовать исполнительный лист у кредитора для проверки произведенных удержаний и своевременности предъявления его к исполнению.

________________
См. Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в судебной практике: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 года N 43 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 1999. N 10.

4. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника-юридического лица и об открытии конкурсного производства должно содержать указания:
— о признании должника банкротом;
— об открытии конкурсного производства.

5. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника-индивидуального предпринимателя должно содержать указание на признание утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

6. В случаях отсутствия признаков банкротства или при иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обстоятельствах арбитражным судом принимается решение об отказе в признании должника банкротом (ст.55 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

7. После принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом все ограничения, являющиеся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения, прекращается (ст.56 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

8. Согласно ст.46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» после введения наблюдения арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с АПК, которые действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. В указанном определении может быть указано, что меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника, принятые на основании ст.46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», отменяются.

9. В решении о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства (п.1 ст.124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), а также в определении о продлении срока конкурсного производства (п.п.2 и 3 ст.124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») арбитражным судом может быть указан срок конкурсного производства, продолжительность которого определяется исходя из обстоятельств дела и с учетом упомянутых требований закона.

10. В силу ч.1 к.с. и ст.51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о несостоятельности (банкротстве) должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. В соответствии с ч.2 ст.152 АПК РФ трехмесячный срок рассмотрения дела в суде первой инстанции может быть продлен до шести месяцев, то есть увеличен на три месяца. При этом какие-либо специальные положения, регулирующие продление срока рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве), не предусмотрены ни АПК РФ, ни Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

11. С учетом изложенного, а также принимая во внимание особую сложность таких дел и значительное число участвующих в них лиц, семимесячный срок рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) может быть продлен до десяти месяцев, то есть увеличен на три месяца применительно к ч.2 ст.152 АПК РФ.

12. При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании ч.2 ст.152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

________________
См. О процессуальных сроках: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года N 99 // Вестник экономического правосудия РФ. — 2014. — N 3.

Комментарий к ч.2

13. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть обжаловано (п.2-4 ст.53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

14. Согласно п.12 ст.23.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе. Данное заявление не связано с рассмотрением какого-либо конкретного дела о банкротстве, потому к нему не применяется правило ч.2 к.с. о единоличном рассмотрении дел о банкротстве.

________________
См. О составе суда при рассмотрении заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2013 года N 154 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2013. — N 4.

Комментарий к ч.3

15. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом завершатся принятием одного из следующих актов:
— решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— решением об отказе в признании должника банкротом;
— определение о введении финансового оздоровления;
— определением о введении внешнего управления;
— определением о прекращении производства по делу о банкротстве
— определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
— определение об утверждении мирового соглашения (ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

16. Поскольку согласно п.1 ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указанные в нем судебные акты принимаются судом по результатам рассмотрения дел о банкротстве, то есть этими судебными актами дела о банкротстве заканчиваются по существу, к обжалованию таких судебных актов ч.3 к.с. не применяется. Все вышеназванные и поименованные в п.1 ст.52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судебные акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК РФ.

________________
См. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 года N 4 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2003. N 6.

17. См. также комментарий ст.ст.4, 11, 17, 33, 38, 40, 41, 45, 59, 62, 63, 69, 91, 102, 105, 110, 126, 127, 129-131, 135, 142-144, 148, 150, 152, 158, 182 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 223 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 223 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Правовое регулирование экономических отношений

  • Правовое регулирование экономических отношений
    • Экономические отношения как предмет правового регулирования
    • Понятие и признаки предпринимательской деятельности
    • Хозяйственное право и его источники
  • Правовое положение субъектов предпринимательской (хозяйственной) деятельности
    • Право собственности и другие вещные права
    • Юридические лица
      • Виды юридических лиц
      • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
    • Индивидуальные предприниматели
    • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
  • Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
    • Общие положения о договоре
    • Отдельные виды договоров
      • Договор поставки
      • Договор аренды
      • Договор подряда
  • Экономические споры
    • Понятие и виды экономических споров. Досудебный порядок их урегулирования
    • Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
  • Трудовое право как отрасль права
    • Предмет и структура трудового права
    • Источники трудового права
    • Трудовое правоотношение
  • Правовое регулирование занятости и трудоустройства
    • Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Государственные органы занятости населения
      • Понятие и формы занятости
      • Правовой статус безработного
      • Профессиональное обучение безработных
  • Трудовой договор
    • Трудовой договор: понятие, содержание, виды
    • Заключение трудового договора. Оформление приема на работу
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
  • Рабочее время и время отдыха
    • Рабочее время
    • Время отдыха
      • Отпуска
  • Заработная плата
    • Понятие и системы заработной платы
    • Правовое регулирование заработной платы
    • Тарифная система. Надбавки и доплаты
    • Порядок выплаты заработной платы
  • Трудовая дисциплина
    • Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
    • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие, условия и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Трудовые споры
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судебных органах
    • Коллективные трудовые споры
      • Примирительные процедуры
      • Осуществление права на забастовку
  • Административные правонарушения и административная ответственность

Читайте также: Увольнение декретницы при ликвидации предприятия

Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено на основании заявления с которым вправе обратиться:

Должник . Целью обращения с заявлением для должника является необходимость расплатиться с кредиторами и освободить себя от долгов. Закон предусматривает не только право, но и обязанность должника обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). За неисполнение этой обязанности должник (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или члены ликвидационной комиссии должника) может быть привлечен к ответственности.

Заявление подается в письменной форме на основании решения собственника или органа, уполномоченного руководить имуществом должника. Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, о причинах, по которым должник не выполняет требований, и о сумме требований. К заявлению прилагаются список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс. Заявление должника не может быть отозвано.

Кредитор . Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должником своих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроков исполнения. Правом на подачу заявления обладают только конкурсные кредиторы, т. е. кредиторы по денежным обязательствам. В число конкурсных кредиторов не включаются граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из участия.

От имени Российской Федерации, ее субъектов выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. Заявление о банкротстве может быть подано в арбитражный суд как одним кредитором» так и несколькими. Однако суд принимает указанное заявление и возбуждает дело о банкротстве лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Задолженность на меньшую сумму, не смотря на неплатежеспособность должника, не является основанием для возбуждения дела о банкротстве.

Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлением о вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику в недельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомления и неисполнения обязательств должником у кредитора появляется право обращения в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие требования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями. Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства по делу.

Прокурор . Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и в других случаях, предусмотренных законом. Преднамеренное банкротство - умышленное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу.

Такое заявление может быть подано в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. Данные органы не являются кредиторами по гражданско-правовым обязательствам, а выступают как субъекты публично-правовых отношений, реализуя свои властные полномочия.

Представлять интересы РФ по обязательным платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды может Федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению соответствующей задолженности. Таким доказательством, например, может быть платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете и другие документы.

Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику и в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.

В том случае, если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то наблюдение вводится непосредственно с даты принятия арбитражным судом заявления к производству. (О процедуре наблюдения и иных процедурах, применяемых в отношении должника в процессе банкротства, будет сказано ниже.)

Дела о банкротстве подлежат рассмотрению арбитражными судами в сроки, не превышающие семи месяцев с даты поступления в суд соответствующих заявлений.

Рассмотрев дело о банкротстве, арбитражный суд может принять один из следующих актов:

решение об отказе в признании должника банкротом . Такое решение принимается при отсутствии признаков банкротства, а также в иных случаях, предусмотренных законом;

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Данное решение принимается в случаях установления судом признаков банкротства должника при обоснованности и достаточности требований кредиторов и отсутствии оснований для введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления;

определение о введении финансового оздоровления ;

определение о введении внешнего управления . Оба этих определения выносятся в случаях, если имеется возможность восстановить платежеспособность должника.

определение о прекращении производства по делу о банкротстве . Такое определение выносится в случаях:

  • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнего управления;
  • удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства;
  • заключения мирового соглашения;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Процедуры, применяемые к должнику

Как уже было сказано, приняв заявление о банкротстве и установив обоснованность требований заявителя к должнику, арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения. В ходе банкротства арбитражным судом могут быть применены к должнику также такие процедуры, как финансовое оздоровление (санация), внешнее управление, конкурсное производство.

Для проведения процедур банкротства арбитражным судом назначается арбитражный управляющий

Арбитражным управляющим в силу заинтересованности не могут быть назначены руководитель, а также лица, входящие в состав совета директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

Деятельность арбитражных управляющих подлежит лицензированию. Лицензии выдаются Федеральной службой по делам о несостоятельности (ФСДН).

Лицензирующий орган осуществляет лицензионный контроль за деятельностью лиц, которым выдана лицензия. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирующий орган вправе обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание и комитет кредиторов. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника. Конкурсные кредиторы и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме их требований.

К компетенции собрания кредиторов относятся:

  • принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • принятие решения о заключении мирового соглашения;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • решение иных вопросов, предусмотренных законом.

Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего и конкурсного управляющего. Если количество конкурсных кредиторов менее 50, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Порядок рассмотрения дел о банкротстве

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами в порядке, установленном Законом о банкротстве. При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом. Конкурсное производство включает следующие процедуры: санацию; ликвидационное производство.