Структура правовой системы общества. Национальная правовая система. Национальная правовая система общества: понятие, структуры, функции

Правовая система (от англ. legal system) - правовая организация общества, совокупность институтов, согласованных и взаимосвязанных юридических средств, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых государственная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение человечества. Методами этого воздействия есть закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение, принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция и др. В таком смысле правовую систему можно разбирать как совокупность составляющих: норм права, правовых принципов и институтов (нормативный элемент); правовых учреждений; правовых идей, взглядов, традиций правовой культуры. Так же система права может быть одним из слагаемых правовой системы. Определение правовой системы в данном значении больше понятия права в объективном смысле, они относятся друг к другу как целое и часть.

Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. Правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

· правотворчество;

· правосудие;

· юридическая практика;

· нормативные правовые акты;

· правоотношения;

· субъективные права и обязанности;

· правовые учреждения;

· законность;

· правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Понятие и структура правовой системы связаны между собой, потому что именно понятие показывает основные элементы всего механизма. Можно выделить ряд основных составляющих правовой системы, а именно:

1. Национальная система права. Она может быть разной в каждом государстве, но её структура неизменна. Любая национальная система права складывается из отраслей, подотраслей, институтов (отраслевых, межотраслевых) и юридических норм. В данном случае система права – это те рамки, согласно которым происходят внутренние процессы государства.

2. Правореализацией можно назвать процесс использования юридических норм в реальной жизни. Благодаря ей нормы права не только существуют на страницах нормативно-правовых актов, но ещё и влияют на общественные отношения. Основными формами реализации можно назвать исполнение, соблюдение и использование.

3. Правовая культура – это совокупность соответствующих идей, ценностей и убеждений, которые приняты в среде какой-либо общности, нации. Правовая культура показывает осмысление права, реакцию сознания. Этот элемент системы выражается в процессе использования индивидом своих личных прав.

Элементы правовой системы

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента:

· Отрасль права - совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования (по этим критериям отличают одну отрасль права от другой);

· Подотрасль (суботрасль) права - совокупность нескольких близких по характеру правовых институтов. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права;

· Правовой институт - представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Чаще всего регулирует определённый вид общественных отношений, причём это регулирование имеет достаточно законченный характер.

· Отраслевой правовой институт - объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

· Межотраслевой правовой институт - к нему принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

· Норма права - регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности.

Для многонациональных и мультирелигиозных обществ характерно одновременное существование в рамках одного государства нескольких правовых культур. Например, Россия является многонациональным государством, поэтому в нём одновременно существуют элементы русской, мусульманской и других этнических правовых культур. Также выделяется правовая культура как общества в целом, так и отдельной личности (индивидуума). Разные виды правовых культур несопоставимы между собой, каждая из них имеет свою определённую самоценность.

Выделяются четыре разновидности проявлений правовой культуры:

· правовые идеи;

· правовые нормы и институты;

· правовые поступки;

· правовые учреждения.

Правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правотворческой и правореализуещей), и уровня развития всей системы законодательства.

Правовая культура человека выражается в способности пользоваться своим правом, действовать в рамках права, а также в наличии правовой грамотности.

Правореализация

Реализация права - возложение предписаний правовых норм в поведение людей и осуществление данных предписаний в реальной жизни.

Формами реализации права являются:

· Использование - активная реализация субъектами: гражданами, организациями, государственными органами тех возможностей, которые заключены в праве, то есть использование тех субъективных прав, которые закреплены в праве.

· Исполнение - это воплощение в жизнь обязывающих норм, когда субъект совершает какое-либо действие, которое ему вменялось законом в обязанность.

· Соблюдение - реализация пассивной обязанности, заключающейся в воздержании от совершения каких-либо действий, которые были запрещены.

Особой формой реализации права является его применение, спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель воплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неопределённый круг лиц.

Соотношение правовых массивов: правовая система, правовая семья, группы правовых систем.

Структура правовой системы стран мира:

Правовые семьи;

Группы правовых систем;

Национальные правовые системы.

Группы правовых систем

Общая характеристика:

Общность исторических, политических, экономических, духовно-культурных корней;

Единство в системе форм права, правовых принципов (например, принципов римского права, доктрины естественного права или принципов ислама);

Особенности эволюции правовой системы, своеобразие юридиче­ского мышления, наличие специфических правовых институтов, способов толкования права и др.

Таким образом, группа правовых систем - это комплекс взаимосвя­занных и взаимодействующих на основе общих принципов и целей юри­дических явлений, свойственных ряду государств, в рамках определенной правовой семьи. Примеры:

В рамках романо-германской правовой семьи существуют, например, группы романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Пор­тугалия, Румыния) и германского права (ФРГ, Австрия, Венгрия, Хорватия и др.);

В рамках англосаксонской правовой семьи существуют группы английского права (Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) и американского права (США);

В рамках славянской правовой семьи выделяются группы россий­ского права (Россия. Беларусь, Украина, Казахстан) и западнославянского права (Бол­гария, Сербия, Черногория);

В рамках религиозной правовой семьи существуют группы му­сульманского права (суннитской и шиитской направленности), индусского и иудейского права.

Для всестороннего познания отечественного права необходимо знать не только внутренние принципы его действия, но и правовые традиции, оказавшие влияние на процесс его формирования, ведь право развивается не только на уровне отдельных государств, но и в глобальном масштабе. Все познается в сравнении, правовой опыт других стран нередко является полезным. Поэтому в правоведении выделяют специальный раздел, посвященный изучению правовых систем различных государств, их основных принципов и категорий, который получил название "правовая компаративистика".

Центральными понятиями в этой сфере сравнительного правоведения выступают понятия "правовая система" и "правовая семья".

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных элементов правового регулирования, включая источники и механизмы реализации права, и его результатов в виде правоприменительной практики, правовой культуры и правосознания, которые свойственны для отдельного государства.

Правовой семьей принято называть группы правовых систем, объединенные сущностными критериям, проявление которых свидетельствует об их относительной схожести. В юридической литературе в качестве таких критериев называют общность исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

Ввиду того, что правовых систем очень много, предпочтительнее рассматривать особенности зарубежных правовых семей, используя классификацию, получившую наибольшее распространение и международное признание. Речь идет о классификации Репе Давида, который на основе комбинации юридико-технических и идеологических критериев систематизировал большинство правовых систем в следующие правовые семьи: романо-германскую (континентальную); англо-американскую (система общего права) и социалистическую; наряду с этим самостоятельно существуют самостоятельные типы религиозного и традиционного права (мусульманское; иудейское; каноническое; индусское; дальневосточное (японо-китайское); африканское право).

Если говорить о соотношении термина «правовая система» с иными терминами, то, в первую очередь, следует определить соотношение понятий «правовая система» и «правовая семья ». Под правовой семьей понимают совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных черт и признаков. Таким образом, несколько национальных правовых систем, обладающих схожими признаками, объединяются в одну правовую семью. Единого подхода к критериям объединения в настоящее время в юридической науке нет. В качестве критериев объединения можно указать: общность правовой идеологии, в соответствии с которой строятся общие начала права в той или иной семье; близость правовой методологии как совокупности средств и приемов воплощения права в жизнь, включающих, в частности, источники права, его структуру, юридическую технику, юридическую терминологию; сходство систем юридического образования и подготовки юридических кадров; правовые традиции, общие для государств, входящих в правовую систему и т.д. Какой бы подход к объединению правовых систем в группы мы бы не выбрали, суть соотношения категорий «правовая система» и «правовая семья» остается одинаковой: некоторая совокупность правовых систем объединяется по какому-либо выбранному критерию в группу, которая и называется правовой семьей. На этом основании путем сравнения устанавливается, в чем проявляется сходства и различия отдельных правовых систем, а также способы улучшения качества национальных правовых систем.

Таким образом, понятия «правовая система» и «правовая семья» не являются идентичными. Правовая семья шире, чем правовая система, так как включает в себя их совокупность.

В то же время внутри основных правовых семей выделяются иногда группы родственных правовых систем. Так, в романо-германской семье выделяют системы романского и германского права, а в англосаксонской семье - системы английского и американского права и т.д.

В рамках той или иной возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которого входят правовые системы таких стран, как Франция, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и другие.

Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права , поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества , социальную группу (или класс, как раньше было принято это называть). Нормы права устанавливаются всегда единым субъектом — государством . Безусловно, политические партии и иные организации влияют на него и даже участвуют в государственной власти . Но принимают эти правовые нормы они все равно от имени и в интересах государства, а не как политические силы. Если же происходит наоборот, тогда налицо доминирование политических норм над правовыми, чего быть не должно. Политические нормы фиксируются в праве. В таком случае они перестают быть политическими и становятся нормами права, рассчитанными на все общество, а не только на отдельную его часть. В этом заключается отличие правовых норм от политических.

Взаимодействие норм права с религиозными нормами

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали , которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

  • они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;
  • документально зафиксированы и оформлены (нормы права — в законах , религиозные нормы — в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

  • сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;
  • правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным — добровольно и осознанно;
  • различен механизм действия этих норм. Религиозные нормы неизменны, непреложны и всегда ссылаются на «высший авторитет».

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Сходство правовых и корпоративных норм заключается в следующем:

  • их тексты всегда закрепляются в соответствующих документах (правовых — в законах и подзаконных актах, корпоративных — в локальных актах руководителя предприятия , организации);
  • всегда принимаются по определенной процедуре;
  • всегда систематизированы.

Различия правовых и корпоративных норм.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство, однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда», наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы, право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах.

На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом, в этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе.

Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества, к тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы, все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:

  1. Санкционирование обычаев;
  2. Юридическая практика;
  3. Прямое нормотворчество государства;

Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая практика - При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости, на эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов, так формируется юридическая практика, в результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право.

Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел, этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратим внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже, способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования », «система права », «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как «правовая система» показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, «правовая же система» охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Противоречия и закономерности развития правовой системы

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:

  • право на жизнь, собственность , личную независимость, счастье;
  • обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:

а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах ;

в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики , политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом , между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом , между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия». В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права ; усиление роли правового регулирования ; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики , подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества

Здесь на первый план выходят следующие моменты.

1. Социальное значение конкретной правовой системы зависит прежде всего от того, как разрешается ее главное противоречие между естественно-правовыми и государственно-правовыми началами. То общество , которое смогло создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества .

2. Важное значение для нормального функционирования общества в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов и идеалов, свободного развития личности имеет система специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах . Это придает гражданам и общественным структурам качество правовой защищенности, уверенности в беспрепятственном и полном осуществлении своих прав и свобод, несении обязанностей.

3. Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство , используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность оощества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

4. Правовая система аккумулирует в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Даже наиболее жестокие тоталитарные режимы, появляющиеся в силу разных причин на исторической сцене, вынуждены считаться с этим и помимо прямых ограничений, закрепленных в законе , декларируют общесоциальные правовые ценности. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации - свободу человека , упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

5. Правовая система, благодаря своим внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

6. Весьма важное общественное значение имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой - в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества. Освященные нравственно-гуманистическими идеями правды и справедливости, правовые ценности органично вписываются в человеческое бытие, выступая важной частью межчеловеческих отношений.

Правовая система общества - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативное воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство) - система общеобязятельных, формальноопределенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством.

2) юридическая практика- деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

3) господствующая правовая идеология - система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву.

4) правотворчество процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов.

5) законность.

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества, отражающий его социально-экономические, политические и культурные особенности.

Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности источников, юридической техники, структуры права и исторического пути его формирования.

Англосаксонскую (источником является судебный прецедент, то есть судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которого для других (нижестоящих) судов является образцом решения аналогичных дел)

− романо-германскую (право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение в виде закона или кодекса, а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и находит в ней решение дела)

Религиозную

Семья традиционного права

Россия относится к странам континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.

2. Юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;

3. Источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Иджме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману ;

4. Тесное переплетение юридических положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юридические положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;

5. Отсутствует деление права на частное и публичное;

6. Законодательство имеет вторичное значение;

6. Семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.

4. Семья традиционного права (Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.).

Признаки :

1. Главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;

2. Обычаи и традиции являются своеобразным юридическим предписанием, которые складываются естественным путем и в последствии признаются государством;

3. Традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;

4. Нормативные акты имеют вторичный характер;

5. Судебная практика не выступает в качестве источника права,

6. При разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;

7. Юридическая доктрина не играет роли в жизни общества.