Инкорпорация как форма систематизации законодательства. Инкорпорация и правила ее проведения

Это упорядочение права путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов.

1 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства.

Госюриздат, 1962. С. 21.

Официальная инкорпорация содержит в себе известные правотворческие моменты.

Она осуществляется компетентными государственными учреждениями по поручению и под контролем правотворческих органов1, которые определенным образом санкционируют сборник инкорпорированных актов. Поэтому опубликованные в сборнике нормативные акты имеют характер официально-достоверного изложения (в официальной редакции на момент издания сборника). Хотя сборник и не является источником права, его издание является специфическим актом, имеющим правотворческое значение. На сборник можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Причем результатом официальной инкорпорации является не только новое издание действующих нормативных актов, но и наряду с этим издание, например, таких правотворческих актов, как перечень нормативных актов, утративших силу.

Правотворческий момент в официальной инкорпорации состоит также в том, что она сопряжена с обработкой и упорядочением действующих нормативных юридических актов. Как правило, она носит внешний характер. Степень такого рода внешней обработки может быть различной. Иногда она состоит только в установлении строгого порядка расположения изданных актов. При других, более высоких видах инкорпорации внешняя обработка носит более существенный характер. Она включает опущение подписей под актом, исправление опечаток, грамматических и синтаксических ошибок, внесение в текст актов всех последующих официальных изменений, исключение из текста статей временного значения, а также допускает в принципе укрупнение, консолидацию близких по содержанию актов. Наконец, инкорпорация может быть связана и некоторыми изменениями содержания и формы нормативных актов (которые, однако, производит не сам инкорпоратор, а по его представлению компетентный правотворческий орган)2.

Таким образом, при официальной инкорпорации в определенной мере происходит достижение более глубоких целей систематизации – придание с помощью внешней обработки (и определенных изменений

1 В литературе наряду с официальной и неофициальной инкорпорацией выделяется также официозная (полуофициальная) инкорпорация – подготовка и издание сборников по поручению, но без санкции правотворческих органов. Официозные инкорпорационные сборники по своей природе ближе к сборникам неофициальной инкорпорации.

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодатель-

ства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 7–11.

в форме и в содержании) известного единства всей системе нормативных актов, известное «осовремененье» ее, выведение актов, включенных в инкорпорационные сборники, на общий уровень системы нормативных актов в целом.

Наличие в официальной инкорпорации некоторых правотворческих элементов не устраняет ее коренных отличий от кодификации, выражающих принципиальное своеобразие функций того и другого. Главная функция кодификации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования (при котором «попутно» достигаются и цели упорядочения нормативного материала). При официальной же инкорпорации функция иная: не изменить содержание правового регулирования, а упорядочить, привести в строгую систему действующие нормативные акты, деятельность, в процессе которой в некоторых случаях оказывается необходимым «попутное» подключение правотворческой работы. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации представляет собой такой специфический правотворческий акт, ко-

действующих нормативных актов, притом в обработанном (по крайней мере внешне) и упорядоченном виде1. Это, следовательно, санкционированный компетентным правотворческим органом официальный источник законодательства, форма «упорядоченного бытия» действующих нормативных актов.

Существуют два основных вида официальной инкорпорации: хронологическая и систематическая (предметная).

Х р о н о л о г и ч е с к а я и н к о р п о р а ц и я. Сюда прежде всего относится приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. В настоящее время выработаны формы официального опубликования нормативных актов, которые и служат своеобразным способом официальной инкорпорации.

Значение указанных изданий в инкорпорации состоит в том, что нормативные акты помещаются в них в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей, причем каждый норматив-

Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. С. 7–11.

Глава XXVII. Систематизация в праве

ный акт обозначается в качестве «статьи», которой присваивается порядковый номер. Таким образом, все нормативные акты данного вида, опубликованные в течение года, обозначаются четырьмя показателями – наименованием издания, годом издания, номером выпуска и номером статьи. Это не только облегчает нахождение нужного акта и обеспечивает сокращенное обозначение источника, но и свидетельствует о том, что нормативные акты данного вида, опубликованные в течение года, образуют известное единство.

Годовой комплект выпусков нормативных актов в указанных изданиях оснащается алфавитно-предметным указателем.

Специальными актами инкорпорации являются хронологические

собрания. Эта форма официальной инкорпорации является, по существу, развитием и продолжением инкорпорации, проводимой в процессе опубликования. Однако здесь инкорпорация носит уже не текущий, а последующий характер. Она выражает переопубликование актов и связана с более существенной внешней обработкой накопленного нормативного материала, в частности с внесением в текст актов всех последующих официальных изменений. В Советском Союзе изданы хронологические собрания законов, указов Президиумов Верховных Советов и постановлений Правительства в ряде союзных республик.

С и с т е м а т и ч е с к а я и н к о р п о р а ц и я. Систематические (предметные) акты инкорпорации – это результат более высокой и сложной работы по инкорпорации нормативных актов. Они дают возможность более обстоятельно упорядочить нормативный материал, обеспечивают большие удобства в использовании действующих нормативных актов. Нормативные акты в систематическом собрании располагаются по предметному признаку, в том числе по отраслям народного хозяйства, некоторым сферам государственной деятельности, отраслям права. Опыт составления «Систематических собраний» показывает, что в некоторых случаях здесь производится еще более глубокая внешняя обработка. Так, составителям «Систематического собрания законов УССР» 1929 г. было предоставлено право самостоятельно заменять названия учреждений, которые были переименованы в связи с последующими законами, не включать в собрание законы или их части, формально не отмененные, но утратившие значение, устранять несогласованность между русским и украинским текстами и др.

Согласно методическим указаниям по составлению «Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства

Раздел третий. Нормативные юридические акты

СССР» в собрание не должны включаться статьи, пункты и отдельные части актов, которые хотя формально не отменены, но должны быть признаны утратившими силу; к статьям и пунктам, которые следует применять с учетом последующих изменений в законодательстве, должны быть даны сноски с пояснительным текстом и т.д.1

Специфическим, в высшей степени своеобразным видом систематической инкорпорации является консолидация нормативных актов. Это укрупнение, сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях единого регулирования данных об-

щественных отношений. Указанный вид систематической официальной инкорпорации находится на грани с кодификацией, ибо «укрупненный акт», по существу, является новым актом, хотя он и не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений2, допуская в то же время некоторые элементы кодификации3.

Целесообразность использования для целей систематизации рассматриваемой разновидности официальной инкорпорации (консолидации) находит все большее признание. В тех областях права, где отсутствуют необходимость и возможность для кодификации, вполне оправданно использование консолидации как эффективного средства для объединения нормативного материала, сокращения числа актов, упрощения и улучшения формы правового регулирования. Консолидация нормативных актов может служить также промежуточной стадией в процессе подготовки Систематического собрания законодательных актов и решений Правительства4.

В Советском Союзе начинает накапливаться известный опыт консолидации нормативных актов. Так, в 1967 г. принято пять консоли-

1 Подробнее о теоретических и практических вопросах систематической инкорпорации см.: Подготовка и издание систематического собрания действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969.

В литературе было даже высказано мнение, что консолидация представляет со-

бой особую «форму систематизации» (Ушаков А.А. О кодификации советского законодательства // Ученые записки Пермского университета. Т. 14. Кн. 4. Ч. I. 1959. С. 77–78). Этот взгляд не нашел поддержки в литературе. Большинство авторов пришло к обоснованному выводу, согласно которому консолидация представляет собой прием, который может применяться при инкорпорации нормативных актов (Шебанов А.Ф. Некоторые вопросы теории нормативных актов в связи с систематизацией советского законодательства // Советское государство и право. 1960. № 7. С. 141–142; Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. Госюриздат, 1962. С. 30–31; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. Госюриздат, 1962. С. 27–28).

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971.

Самощенко И.С. О консолидации нормативных актов // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 7. 1966. С. 88–115.

Понятие инкорпорации

Инкорпорация — ϶ᴛᴏ менее сложный и по϶ᴛᴏму доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах)

Инкорпорация — ϶ᴛᴏ объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «...в единых сборниках или иных изданиях». В свете зарубежного опыта, о кᴏᴛᴏᴩом речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе кᴏᴛᴏᴩой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро.
Интересно отметить, что там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание будет одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При ϶ᴛᴏм, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некᴏᴛᴏᴩые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов) Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже — практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. Сегодня растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники — ϶ᴛᴏ тематические углубленные словари. Стоит заметить, что они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий ϶ᴛᴏ закон или мнение какого-либо ученого или политика. Отметим, что терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

  • поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;
  • обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

В случае если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и исключительно в некᴏᴛᴏᴩых случаях (об ϶ᴛᴏм см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации :

1. официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Всс авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. Сегодня официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. При этом официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не будут частными. Стоит заметить, что они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в данных изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, по϶ᴛᴏму тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Кстати, эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

3. неофициальная . Стоит заметить, что она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от ϲʙᴏих нужд и целей. Нужно помнить, такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы») Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Отметим, что технико-юридические правила инкорпорации

Отметим, что технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку" юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

  • юридическая сила. Именно ϶ᴛᴏт критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». В случае если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;
  • хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;
  • системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, но бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаше, к подотраслям или институтам права;
  • предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;
  • акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
  • правореализационные акты (их образцы), например договоры;
  • правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам)

Отметим, что текст правового документа оϲʙᴏбождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

В случае если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при ϶ᴛᴏм в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют ϲʙᴏи реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

Инкорпорацию как форму систематизации законодательства классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства выделяют официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную инкорпорацию. Курдюкова З.Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2013/Pravo/8_129326.doc.htm. (Дата обращения: 24.03.2014)

Официальная инкорпорация осуществляется от имени, по поручению или с санкции правотворческого органа, который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание или Свод законодательства. В данном случае Собрание или Свод законодательства носит официальный характер, то есть приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов. Шопина О.В. Основные критерии классификации правовых актов // Вопросы теории государства и права. - 2003. - № 4. - С. 89 На материалы Собрания или Свода можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы.

Составление официальных Собраний, Сводов законодательства сопровождается большой подготовительной работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части. В другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы.

Официозная, или полуофициальная, инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции). В данном случае правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными или частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, то есть теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют данную деятельность по собственной инициативе. Примером тому являются сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, директоров и т.д.

Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства представлены неофициальной инкорпорацией.

Собрания законодательства по расположению в них материала подразделяются на хронологические и систематические документы.

В хронологических собраниях законодательства нормативные акты располагаются последовательно по датам издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях - в «Собрании законодательства РФ», в «Российской газете», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания. В каждом разделе акты располагаются по предметному принципу - по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (например, имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри разделов акты располагаются в хронологическом порядке.

Систематические собрания являются более эффективными для правотворческой, правоприменительной и иной деятельности, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя нормативные предписания.

Инкорпорация может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. В этом случае выделяют генеральную (полную) инкорпорацию и частичную инкорпорацию.

Генеральная (полная) инкорпорация - это вид инкорпорации, при котором в собрание включается все законодательство государства или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации и т.д.

При частичной инкорпорации собрания и сборники нормативных правовых актов составляются по определенным вопросам, по определенной сфере государственной деятельности, отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Издание Свода законов Российской Федерации является необходимой предпосылкой создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства.

6 февраля 1995 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. - 1999. - № 11. - С. 38 В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, нормативно-правовой массив, являющийся объектом инкорпорации, может быть организован и упорядочен различными способами, зависящими от того, какой признак положен в основу инкорпорации, и какая цель при этом преследуется. Все виды инкорпорации преследуют цель - обеспечить пользование законодательством.

Инкорпорация

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Является более простым и распространённым видом систематизации правовых актов.

Инкорпорация может охватывать всё законодательство по данному предмету регулирования - тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с198

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Официальная и неофициальная инкорпорация

Официальная инкорпорация -- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация -- это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации. Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация -- это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. - М.: 2003.

Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации - справочно-информационное. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

  • Юридическая техника
  • Предмет и методы юридической техники
  • Понятие и виды юридической техники
  • Структура юридической техники
  • Средства и приемы юридической техники
  • Правовая семья
  • Юридические документы: понятие и виды
  • Профессия юриста

Понятие инкорпорации

Латинское слово sogroge означает общее, соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Юридические справочники - это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

  • поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;
  • обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.
Субъекты инкорпорации

По субъектам различают три вида инкорпорации :

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку’ юридических документов.

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;

Юридическая техника

Инкорпорация и правила ее проведения

Инкорпорация - это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация - это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Юридические справочники - это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

В процессе инкорпорации преследуются две цели: поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии; обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию - более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

Технико-юридические правила инкорпорации

Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов.

Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:

юридическая сила . Именно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;

хронология . Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;

Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:

  • нормативные акты;
  • акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
  • правореализационные акты (их образцы), например договоры;
  • правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).

Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу.

В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения.

Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют.

Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты.

Юридическая сила объединяемых правовых документов остается прежней.

Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на год

Приказ Минюста РФ от 13.10. N 357

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на год.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра Евтухова В.Л.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИНКОРПОРАЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР И РСФСР ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ПО ПРИЗНАНИЮ УКАЗАННЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОД

к Плану мероприятий

по инкорпорации правовых актов СССР

и РСФСР или их отдельных положений

в законодательство Российской

Федерации и (или) по признанию

указанных актов недействующими

на территории Российской

Федерации на год

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР И РСФСР ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИНКОРПОРАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И (ИЛИ) ПРИЗНАНИЮ УКАЗАННЫХ АКТОВ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОДУ

ВС — Верховный Совет;

ВСНХ — Высший совет народного хозяйства; Всероссийский совет народного хозяйства;

ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет;

СЗ — Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР;

СНК — Совет Народных Комиссаров;

СП СССР — Собрание постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

СП РСФСР — Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР;

СТО — Совет труда и обороны;

СУ РСФСР — Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР;

Комментариев пока нет!

Слово инкорпорирование

Слово инкорпорирование английскими буквами(транслитом) — inkorporirovanie

Слово инкорпорирование состоит из 16 букв: а в е и и и к н н о о о п р р р

Значения слова инкорпорирование. Что такое инкорпорирование?

Инкорпорирование радиоактивных веществ

ИНКОРПОРИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (лат. in в, внутрь + corpus, corporis тело) — включение в органы и ткани радионуклидов, попавших в организм извне.

Краткая медицинская энциклопедия. — М., 1989

АКТ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ

АКТ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ. Разрешение компетентного государственного учреждения на создание корпорации. Для получения А.и. необходимо предоставить требуемый комплект документов и оплатить пошлину.

Бизнес-словарь

АКТ ИНКОРПОРИРОВАНИЯ разрешение правительственного органа, ведомства на создание корпорации, выдаваемое на основе предоставления требуемых для регистрации документов и оплаты пошлин.

Словарь экономики и права. — 2005

Закон инкорпорирования

ЗАКОН ИНКОРПОРИРОВАНИЯ (от позднелат.

Инкорпорация (право)

incorporate - включение в свой состав) - ведущий универсальный закон глубинного уровня текста, сущность которого сводится к тому…

Педагогическое речеведение. — 1998

Русский язык

Инкорпори́рование, -я.

Орфографический словарь. - 2004

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 101Следующая ⇒

Инкорпорация законодательства — это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном).
Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации .
Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.
История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

· Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI — XII в., в первом сборнике древнерусского права — Русской Правде.

· Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства.

· Созданное в середине XVII в. Соборное уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России.

· К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М.М.Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г. Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим правительственным синодом.

· В 60-70-х гг. XX в. были подготовлены и изданы Систематическое собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х гг. Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

· Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве.

· законодательства инкорпорация делится на:

o официальную;

o официозную (полуофициальную);

o неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов, и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.
Составление официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.
Официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг.
Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация.

· 2. все собрания законодательства можно разделить на

o хронологические;

o систематические.

В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства РФ", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.).
В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.
Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

· 3. Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в. По этому признаку следует различать:

o генеральную (полную) инкорпорацию;

o частичную инкорпорацию.

Генеральная (полная) инкорпорация означает, что в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д.,
Частичная инкорпорация означает, что составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.
В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов Российской Федерации. Его издание — это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке Свода уже начались. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" . В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.
Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов Российской Федерации. Так, на основе распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание.
Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г.

Вы точно человек?

Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Читайте также:

Инкорпорация как форма систематизации законодательства.

Инкорпорация - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке. Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. По словам Д.А. Керимова, инкорпорация – "это средство "уплотнения" законодательства", так как позволяет не учитывать официально отменённые документы, исключая повторение нормативных актов.

Инкорпорация – низкий уровень систематизации и предпосылка для кодификации. В свою очередь, инкорпорация связана с учетом, поскольку базируется на определенном максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить нахождение всех необходимых актов. Особенность инкорпорации состоит в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации (Приложение №3). Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции.

Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы, убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, также вносятся изменения редакционного или технического характера.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям (Приложение №1):

1. в зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства, по субъекту, производящему систематизацию, выделяют следующие виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная:

1.1. официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.

Юридическая техника

е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов, и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности; Примером официальной инкорпорации может служить изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР;

1.2. официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например. Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах;

1.3. неофициальная инкорпорация осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация. В рамках неофициальной различаются профессиональная (осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями) и обыденная (осуществляется любыми субъектами общественных отношений) инкорпорация;

2. по характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические (или предметные) :

2.1. в хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании законодательства РФ», газетах «Парламентская газета», «Российская газета», «Российские вести», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В таких изданиях текст каждого нормативного акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт. Хронологическая инкорпорация, как правило, предшествует систематической инкорпорации;

2.2. в систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты размещаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т. е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т. д.). В такого рода собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы, содержащие основные, принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы. Это более удобный и эффективный вид инкорпорации.

2.3. смешанный вид. При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке;

3. инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную, общую) инкорпорацию , когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д., и частичную (отраслевую) инкорпорацию , когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам;

4. по методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть:

4.1. простой , когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц;

4.2. сложной , когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации норм, действовавших в тот период в Риме. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

Результат инкорпорации – издание инкорпорированных сборников, собраний, сводов (Соборное Уложение 1649 г, Собрание законодательства РФ, Свод законов РФ 1832 г.). Примеры разного рода инкорпоративных изданий и характеристика различных видов инкорпорации представлены в Приложении №1.

Предыдущая59606162636465666768697071727374Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

— это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Наиболее распространены два вида систематизации :

· Первый вид — это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

· Второй вид — это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Необходимость систематизации обусловлена огромным количеством источников права.

Цели систематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отмены или изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективности реализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляется переработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранение коллизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация может быть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельности компетентных государственных органов, во втором — о систематизации, осуществляемой частными лицами в собственных интересах.Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Учет — это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета:

· журнальный или картотечный — это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

· автоматизированный — это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

Более развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация - это способ систематизации, который состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники или собрания действующих правоустановительных актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции. При подготовке таких изданий в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста публикуемого акта (изъятие из текста положений, утративших силу; внесение в текст уже ранее принятых новых правовых положений и т.д.). Но подобная обработка текста акта при инкорпорации не сопровождается изменением или редактированием действующих норм права, содержащихся в инкорпорируемых актах.

Консолидация - это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта.

Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новизной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс РФ и т.д.) или института (например Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

Свод законов - это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в частности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготовленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г.

Инкорпорация правовых актов ссср и рсфср это

в пятнадцати томах «Свод законов Российской империи». В настоящее время готовится Свод законов РФ.В различных национальных системах права и «правовых семьях» имеются свои специфические концепции систематизации источников действующего права, свои особенности в понимании и использовании тех или иных способов и видов систематизации правоустановительных актов.

59. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие права -это совокупность всех форм проявления его юридической силы. Под юридической силой права имеется в виду официальная, государственно-властная общеобязательность и самих норм права, и принятых на их основе правовых актов, отдельных правовых норм, и права в целом как системы норм

Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.

Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами : 1) временем принятия акта;2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта;3) временем официального опубликования акта;4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в законы вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ - по истечении семи дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера - с момента их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации , - по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Многие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ предусматривают их вступление в силу с момента принятия или официального опубликования акта.

В специальных актах о введении в действие принятого нормативного акта могут быть предусмотрены различные сроки вступления в силу различных положений (норм) данного акта.

Момент утраты силы нормативного акта определяется :

1) датой истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается;

2) датой отмены акта;

3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.

По общему правилу, нормативные акты (и содержащиеся в них нормы) не имеютни обратной силы , т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу, ни последующей силы , т.е. после момента их отмены полностью теряют свою силу. Однако допускаются некоторые исключения из этого общего правила, и в ряде случаев в законодательном порядке может быть признана обратная или последующая сила того или иного акта (и соответствующих его норм). Так, обратной силой, как правило, наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

Последующее действие акта (и его отдельных норм) - это так называемое переживание акта, т.е.

продление действия («жизни») отмененного акта на отношения, возникшие до момента его отмены.

Действие нормативных актов в пространстве определяется той территорией, на которую распространяется действие НПА данного государства.

В состав этой территории входят суша, включая недра и континентальный шельф (подводная часть материка); внутренние и территориальные воды государства (в пределах 12 морских миль); воздушное пространство над сушей и водной частью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.

Порядок и правила экстерриториального действия нормативных актов государства на территории его посольств в других государствах определяются международным правом.НПА высших и центральных государственных органов в унитарном и федеративном государстве действуют на всей территории государства, акты территориальных государственных органов - на соответствующих территориях, акты субъектов Федерации - на территории соответствующих субъектов, а акты органов местного самоуправления - на территории соответствующих муниципальных образований. Возможные исключения из этого общего правила устанавливаются в законодательном порядке.

Действие нормативного акта по сфере регуляции определяется объектом правового регулирования, т.е. теми общественными отношениями, на которые распространяется юридическая сила норм данного акта.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).

По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта .

Однако из этого общего правила есть ряд исключений. Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей политического характера (например права избирать и быть избранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, права членства в политических партиях, обязанности нести военную службу и т.д.) могут быть только граждане данного государства.

Особую группу составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностранных посольств и консульств, некоторые другие категории иностранных граждан), которые в соответствии с положениями международного права обладают дипломатическим иммунитетом и в силу этого не подлежат уголовной и административной ответственности на территории и по законам других государств.Адресатами некоторых норм (и актов) являются специальные субъекты, т.е. не все лица, а лишь определенная категория лиц, характеризуемых особыми признаками (ветераны труда, жители Крайнего Севера, субъекты налогообложения, должностные лица, лица призывного возраста, годные к военной службе, и т.д.)

⇐ Предыдущая50515253545556575859Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 402 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Совершенствование действующего законодательства, приведение всех действующих нормативно-правовых государства в единую и целостную систему. Признаки инкорпорации. Виды кодификационных актов: кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Систематизация законодательства: понятие, виды, функции

Систематизация законодательства — это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Виды систематизации: а) внутренняя систематизация; б) внешняя систематизация. Цель внутренней систематизации — внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.

Цель внешней систематизации — внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Функции систематизации:

Позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;

Выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);

Повышает эффективность законодательства;

Делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);

Способствует изучению, исследованию законодательства;

Способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания). ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Формы (виды, способы) систематизации законодательства: учёт законодательства;

Инкорпорация законодательства;

Консолидация законодательства;

Кодификация законодательства. Учёт законодательства — это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, которая обеспечивает розыск необходимой информации среди массива актов, взятых на учёт. Виды учёта: а) журнальный; б) картотечный; в) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; г) автоматизированный учёт законодательства. Автоматизированный учёт законодательства, основанный на применении компьютерной техники, постепенно становится доминирующим.

Компьютерный учёт законодательства во многом смягчает проблему его доступности и обозримости. Инкорпорация законодательства — это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или неофициальном сборнике (собрании). Консолидация законодательства — это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт.

Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим органом и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его особенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, только вносит изменения, относящиеся к форме законодательства. Кодификация законодательства — это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно-качественной переработке формы и содержания законодательства путём создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности.

Виды кодификации: а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства); б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.); в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.).

Главная конечная цель кодификации — создание т.н. кодификационного акта. Формы кодификационных актов:

а) основы законодательства; г) положение;

б) кодекс; д) правила. в) устав;

Виды систематизации нормативно-правовых актов

I. Инкорпорация — это объединение НПА в сборники и собрания без изменения их содеражиня.

Признаки инкорпорации:

1) осуществляется как уполномоченными субъектами, так и любыми лицами, законодательство правовой кодекс устав

2) выражается в издании сборников и собраний НПА,

4) в процессе инкорпорации осуществляется только внешняя обработка НПА, 5) инкорпорируемые НПА сохраняют свою юридическую силу и самостоятельное значение, Виды инкорпорации:

1) По субъектам:

а) официальная (осуществляется уполномоченными субъектами),

б) неофициальная (осуществляется любыми субъектами).

2) По принципу объединения НПА:

а) хронологическая (осуществляется в хронологическом порядке)

б) систематическая / тематическая (осуществляется по предмету правового регулирования)

II. Консолидация — это объединение нескольких НПА, регулирующих сходные общественные отношения в единый НПА без изменения их содержания.

Признаки консолидации:

2) осуществляется в ходе правотворческой детальности и является приемом правотворчества,

4) ранее действующие НПА прекращают действие со дня вступления в силу нового НПА,

5) новизна в правовое регулирование не вносится, т.к. содержание прежних актов переносится в новый.

По своей юридической природе консолидация занимает промежуточное положение между инкорпораций и кодификацией.

III. Кодификация — это переработка действующих НПА и принятие на этой основе нового НПА.

Признаки кодификации:

1) осуществляется уполномоченными субъектами,

2) осуществляется в ходе правотворческой деятельности и является приемом правотворчества,

3) выражается в принятии нового НПА,

4) ранее действовавшие акты прекращают действие со дня вступления в силу нового НПА,

5) вносится существенная новизна, т.к. нормативный материал перерабатывается и создаются новые нормы права.

Виды кодификационных актов: кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты.

Признаки кодификационных актов / кодексов:

1) сводный характер,

2) широкий охват регулируемых общественных отношений,

3) значительный объем и сложное строение,

4) главенствующее положение среди отраслевых актов,

Виды кодификаций:

1) всеобщая (состоит в полной кодификации всего нормативного материала),

2) отраслевая (состоит в кодификации нормативного материала определенной отрасли права),

3) внутриотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала подотрасли или института права),

4) комплексная / межотраслевая (состоит в кодификации нормативного материала института права).

Размещено на Allbest.ru

Систематизация законодательства

Понятие, виды, значение и необходимость систематизации нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Характеристика и особенности ее основных форм: инкорпорации, кодификации, консолидации. Основные принципы организации учета законодательства.

курсовая работа , добавлен 08.12.2014

Систематизация нормативно-правовых актов

Цель и формы систематизации нормативно-правовых актов. Сущность и признаки кодификации законодательства. Инкорпорация как внешняя обработка действующего законодательства. Официальная и неофициальная инкорпорация. Понятие, особенность и цели консолидации.

реферат , добавлен 09.06.2010

Систематизация законодательства: общая характеристика

Понятие и значение систематизации законодательства, его формы. Инкорпорация и кодификация как основные формы систематизации законодательства. Виды инкорпорации нормативно-правовых актов. Понятие и особенности кодификации, ее технико-юридические правила.

курсовая работа , добавлен 13.04.2014

Систематизация законодательства

Систематизация законодательства как постоянная форма развития действующей правовой системы, деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему. Учет нормативных актов. Инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.

реферат , добавлен 20.05.2010

Систематизация источников права

Исторический и теоретический аспект систематизации права, значение и актуальность данного вида юридической деятельности. Формы кодификационных актов. Понятие и основные виды инкорпорации и консолидации законодательства. Учет правоустановительных актов.

курсовая работа , добавлен 12.05.2014

Систематизация законодательства

Понятие и значение систематизации законодательства, причины ее возникновения. Анализ принципов ее организации. Характеристика кодификации как одного из ее видов.

Инкорпорация как вид систематизации права. Виды инкорпорации

Описание сущности и правил проведения консолидации и инкорпорации. Учет правовых актов.

курсовая работа , добавлен 09.05.2016

Правотворчество и систематизация законодательства

Формы, субъекты и виды правотворческой деятельности. Законотворческий процесс и его основные стадии. Понимание законодательства в юридической теории и практике. Значение систематизации законодательства. Виды систематизации нормативных правовых актов.

курсовая работа , добавлен 23.08.2013

О роли систематизации законодательства в правотворчестве

Обзор особенностей учета правовой базы, ее систематизации для заполнения пробелов и противоречий в законодательстве РБ. Структура классификации правовых актов. Анализ работы по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов.

реферат , добавлен 28.08.2012

Консолидация как систематизация законодательства

Общая характеристика систематизации законодательства, понятие и основное содержание данного процесса, история и этапы его становления и развития. Консолидация как форма систематизации законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов.

контрольная работа , добавлен 25.09.2014

Теория государства и права

Внутренняя и внешняя формы права, виды форм права. Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.