Примеры отраслей в которых выделяются подотрасли. Структура правового отношения. По юр силе

Система права - это объективно обусловленная единство и согласованность правовых норм государства и их распределение на отдельные взаимосвязаны между собой составные элементы: отрасли права, подотрасли права и правовые ин титут.

Признаки системы права:

1) объективная обусловленность системы права проявляется в том, что право регулирует все важнейшие общественные отношения, изменяются одновременно с изменениями государства и общества

Это происходит объективно в связи с развитием общества. Государство, устанавливая и санкционируя правовые нормы, объединяет их в различные составляющие правовой системы, с целью облегчения нахождения любой й нормы и реализации;

2) единство системы права проявляется в том, что правовые нормы любого государства, в которых бы объединениях они не были, являются отдельными частями одной системы права, то есть единого целостного правового образований ние

3) согласованность правовых норм в системе права проявляется в том, что нормы тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Так в 42. Конституции Украины закрепляет право каждого на предпр риемницьку деятельность, не запрещается законом и определяет отдельные принципы этой деятельности. Положения настоящей статьи конкретизируются в. Хозяйственном кодексе Украины и в сотнях других нормативно правов их актах, в том числе в отдельном разделе. Особенной части. Уголовного кодекса Украины"Преступления в сфере хозяйственной деятельности"Только взаимодействие всех этих норм обеспечивает регулирование отношений, эт "связанных с предпринимательской деятельностьюою діяльністю;

4) организационная структурированность системы права, т.е. ее внутреннее устройство, неразрывно связаны между собой правовые комплексы, отрасли, подотрасли права, правовые институты и нормы права;

5) разграничения норм права по предмету и методу правового регулирования, именно по этому критерию нормы права делятся на отрасли права

Подводя итог характеристики системы права и ее признаков, нельзя не согласиться с точкой зрения. ВО. Котюка, что каждая система права складывается исторически и она обусловлена??определенными правовыми принципами правового государства и гражданского общества. К ним можно отнести: принцип народовластия, разделения властей, принцип равенства и равноправия граждан, принцип справедливости, принцип единства прав и обязанностей, принцип взаимоуважения и взаимно ответственности и лица, принципы естественного права на жизнь, безопасность, свободу, собственность, мир, социальную защищенность и т.д.. Все эти принципы и загальнол. Иудейские ценности, которые выражаются в нормах права и законодательства, объединяют систему права в единый организм, в единую согласованную систему норм, правовых институтов и отраслейзей"

27 Общая понятие отрасли, подотрасли права и правового института

. Отрасль права - это система правовых норм, объединенных на основании общего предмета и методов правового регулирования, регулирующего определенную сферу общественных отношений

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, регламентируемые нормами отрасли. Многообразие общественных отношений определяет многие предметы регулирования. Так, предметом регулирования нормами си имейного права являются семейные отношения, трудового права - трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, уголовного права - отношения, связанные с преступлением и наказанием за его совершениеня.

Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос - какие общественные отношения регулируются нормами отрасли и дает возможность определить в какой области искать нормы, регулирующие эти отношения

Методом правового регулирования является приемы и способы, с помощью которых нормы отрасли влияют на общественные отношения определенной сферы, упорядочивают их относительно целей и задач правового регулирования. Для ре из них в отрасли права характерны различные методы. Так, основным методом гражданского права является диспозитивный метод, который характеризуетсяя:

Юридическим равенством сторон;

Автономией воли сторон;

Имущественной самостоятельностью сторон;

Особым способом разрешения споров (судебным);

Наличием имущественной ответственности сторон

Для уголовного права характерно императивный метод, связанный с запретом общественно-опасных деяний, определенных как преступления и установлением наказаний за нарушение этих запретов

Следует подчеркнуть, что предмет правового регулирования только вместе с соответствующими методами являются основанием для разграничения правовых норм на различные отрасли права

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, является составной частью отрасли права, которая регулирует определенный вид общественных отношений, характерных для данной отрасли права. Не все отрасли права имеют в ск примере подотрасли права.

Гражданское право Украины состоит из подотраслей:

Личные неимущественные права физического лица;

Право собственности и другие вещные права;

Право интеллектуальной собственности;

Обязательственное право;

Наследственное право

Подотрасли гражданского права легко определить по названию книги. Гражданского кодекса Украины

Отдельные отрасли права Украины имеют в своем составе подотрасли, нормы которых содержатся в кодексах и различных нормативно-правовых актах соответствующего законодательства. Так, финансовое право состоит из следующих х подотраслей права:

Бюджетного права, нормы которого кодифицированы и содержатся в. Бюджетном кодексе Украины от 21062001 г;

Налогового права, нормы которого содержатся в налоговых законах Украины;

Банковского права, нормы которого содержатся в нормативных актах банковского законодательства

. Институт права - это группа правовых норм, является составной частью отрасли или подотрасли права, регулирующих однородные общественные отношения, которые тесно связаны между собой

Различают:

а) отраслевые институты права, состоящие из норм одной отрасли, их легко определить по названию главы кодекса. Так, институтами трудового права:

Коллективный договор;

Трудовой договор;

Рабочее время;

Время отдыха;

Нормирование труда;

Оплата труда и другие

б) межотраслевые институты права, состоящие из норм различных отраслей права, и которые можно определить только по содержанию правовых норм

Понятие системы права и ее значение

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права ».

С философской точки зрения система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права . Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование - институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права , которые в своем единстве и есть система права. Единство системы права - специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования , единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.

Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права - явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Соответственно элементами системы права выступают (рис. 1):

Рис. 1. Элементы системы права

Нормы права

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве - корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.

Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики , признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек , его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права . Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом . Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу . Интеграция России в сообщество европейских государств - Совет Европы - предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США , к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства . Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Административное право

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования . Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
  2. комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;
  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ , охватывается 48 таких отраслей.

Соотношение международного и национального права

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права . Современное международное право активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права , действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка . Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности , придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств. При этом действительность, истинность норм национального права, в понимании Г. Кельзена, определяется нормами международного права.

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека .

В Российской Федерации проблема соотношения международного и национального права юридически решена в федеральной Конституции : «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом , то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности

Отрасли и институты права

Отрасли права являются главным подразделением системы права, представляя собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода. Другими словами, отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу сходных по характеру (однородных) общественных отношений. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, а отношения в сфере управления - административным правом, брачно-семейные отношения - семейным правом и др. Отрасль права строится на единстве предмета и метода правового регулирования. В результате образуется единое образование, являющееся самостоятельным блоком, подсистемой норм внутри системы права.

Отрасль права - наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений требуют формирования определенной отрасли права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли права складываются из подотраслей, институтов и норм права. Подотрасли права являются соединением нескольких институтов в рамках одной отрасли права. Например, в составе гражданского права подотраслями являются: обязательственное, наследственное, авторское, патентное право и др. Финансовое право подразделяется на подотрасли бюджетного и налогового права. Конституционное право подразделяется на такие подотрасли, как избирательное, парламентское право и др. Итак, подотрасли права содержат общие положения, которые присущи нескольким институтам права в пределах одной отрасли права. «Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не поразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является».

Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные.

Материальные отрасли регулируют объем прав и обязанностей субъектов (гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальные отрасли регулируют порядок производства по гражданским и уголовным делам (гражданский, уголовный, арбитражный процессы). Процессуальные отрасли содержательно, функционально связаны с материальными, раскрывают порядок разрешения конфликтов, когда права и обязанности субъектов не могут реализоваться, например, из-за правонарушения. Это двусторонняя и взаимная связь.

В науке также принято деление отраслей права:

  • на профилирующие (главные, базовые отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право);
  • специальные (регулирующие особые сферы отношений: семейное право, земельное право, финансовое право, трудовое право и др.);
  • комплексные (соединяющие в себе разнородные институты специальных и профилирующих отраслей: предпринимательское, коммерческое, экологическое право и др.). Путем создания комплексных отраслей права происходит дальнейшая дифференциация отраслевого регулирования правоотношений.

Система права находится не только в относительно стабильном состоянии, но и в процессе постоянного становления, нахождения определенного баланса в правовом регулировании общественных отношений. Например, в процессе становления находятся такие отрасли права, как конституционно-процессуальное, административно-процессуальное и др.

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений . Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт права - вид отношений. Понятие «род» шире понятия «вид». Тем самым институт права входит в соответствующую отрасль права в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в отрасль уголовно-процессуального права включаются институты возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, применения мер пресечения, предварительного слушания, судебного разбирательства и др. Например, отрасль трудового права включает в себя институты охраны труда, трудового договора, материальной ответственности и др. Институт права регулирует одновидовые отношения. Нормы права, входящие в его состав, образуют внутренне единый и взаимосогласованный комплекс отношений.

Каждый институт является относительно обособленным блоком отрасли. Правовые институты могут объединяться в подотрасли права. Подотрасль права - это уже не институт, но еще не отрасль права. Например, авторское, патентное, обязательственное право являются подотраслями гражданского права, налоговое право является подотраслью финансового права и т.д. Институт, в свою очередь, может делиться на субинституты (регулирующие конкретную разновидность общественных отношений в рамках определенного института). Суть субинститутов состоит в возможности дальнейшей дифференциации, делении институтов. Например, институт преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности делится на субинституты преступлений - против жизни, против здоровья; институт ренты в гражданском праве подразделяется на субинституты постоянной ренты, пожизненной ренты, пожизненного содержания с иждивением и т.д. Не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

Институты права можно классифицировать по следующим основаниям.

1. По характеру предписаний институты подразделяются на материальные (институт найма, договора, собственности) и процессуальные (институт иска, жалобы, возбуждения уголовного дела).

2. По функциональной роли - на регулятивные (институт договора, мены) и охранительные (институт привлечения к ответственности).

3. По сфере распространения - на отраслевые (институт наследования, дарения, брака) и межотраслевые (институт частной собственности, иска).

4. По своему содержанию институты права подразделяются на простые (составлены из норм одной отрасли права) и сложные (комплексные институты, составленные из норм различных отраслей права, но имеющие единый предмет правового регулирования).

В последнее время принято говорить о проблеме комплексного института права, который может постепенно объединяться с единым институтом в рамках определенной отрасли права или специализироваться и делиться в дальнейшем, соединяясь с институтами родственных отраслей права. Таким образом, создаются комплексные отрасли права. Это во многом обусловливается на современном этапе растущей функциональной взаимосвязью между отраслями права.

Понятие системы права

2.3 Подотрасли права и их характеристика

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Подотрасль права -- это уже не институт, но еще и не отрасль права. Так, авторское, изобретательское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; налоговое право -- подотраслью финансового права; муниципальное -- подотраслью административного права.

Подотрасль права - совокупность правовых норм родственных институтов конкретной отрасли права (например, подо­трасль «обязательственное право» объединяет институты цены, поставки, подряда и др.).

В теории государства и права, а также в отраслевых юридических науках исследователи не раз подчеркивали значимость объединения правовых институтов в подотрасли как существенных структурных подразделений права . В качестве подотрасли в теории права традиционно выделяют совокупность однородных институтов определенной отрасли, крупные подразделения системы права, занимающие промежуточное состояние между институтом права и отраслью права .

Выделение подотраслей права обусловливается тем, что отрасли права, хотя они взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения, а в рамках отрасли различные сферы общественных отношений также далеко не одинаковы по широте и составу. Основное предназначение подотраслей права - регулировать отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью . О. С. Иоффе писал, что подотрасль регулирует комплекс повторяющихся отношений, «подотрасль, как и отрасль права, должна содержать в себе совокупность норм, регулирующих однородные отношения разных видов» .

В. С. Нерсесянц подотрасль права определял как составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов. По его мнению, «складываясь первоначально на основе одного или нескольких правовых институтов, подотрасль права при наличии определенных условий (объективные потребности в правовом регулировании соответствующих новых сфер общественных отношений, существенное обновление основ и принципов самой правовой регуляции и т.д.) постепенно развивается в направлении к обособлению в качестве новой самостоятельной отрасли права» .

Наиболее яркой отличительной чертой подотраслей, выделяющее их из других правовых общностей, является наличие в их составе общего института, группы институтов, законодательно выделенные общие положения для институтов подотрасли или ассоциации общих норм. При этом наличие законодательно выделенных общих положений не всегда может служить определяющим моментом. С. С. Алекссев указывал, что и подотрасли, которые не характеризуются законодательно выделенными общими положениями, в действительности их имеют: либо в виде еще окончательно не сформировавшегося общего института, либо в виде ассоциации общих норм .

Таким образом, о подотрасли права мы можем говорить при условии соблюдения следующих критериев:

Подотрасль объединяет совокупность однородных институтов, интегрируемых в подотрасль в пределах определенной отрасли права, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью;

Наличие в составе подотрасли, как правило, общего института, группы институтов, законодательно выделенных общих положений для институтов подотрасли или наличие ассоциации общих норм;

Однородность общественных отношений, объединяющихся в подотрасль, в то же время должна предполагать различный видовой состав общественных отношений;

Для подотрасли должна быть свойственна высокая степень специализации и дифференциации входящих в ее состав правовых институтов.

Результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера...

Возвращение искового заявления в гражданском судопроизводстве

Законодательство России о социальном обеспечении

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей...

Источники налогового права

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли...

Личность, право и государство

Права человека -- это мера возможного поведения, охраняемая законом и направленная на удовлетворение интересов человека. Права гражданина -- это мера юридически возможного поведения...

Місце конституційного права в системі пpава Укpаїни

Общая характеристика права собственности и права пользования землями лесного фонда

Понятие и признаки права

Одним из важных отличительных признаков права является его нормативность. По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний...

Право на иск и право на предъявление иска

Право на иск есть право на предъявление иска и право на удовлетворение иска. Понятие права на иск неразрывно связано с понятием иска как средства защиты нарушенных или оспоренных прав или охраняемых законом интересов...

Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

право нормативный унитарный федерация Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой...

Система административного права

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт -- это система норм права...

Система права и система законодательства

Несмотря на возможность частичного совпадения предмета или метода правового регулирования в различных отраслях права, по общему правилу, именно названные основания являются критерием для их разграничения. Таким образом...

Система российского права: становление и современное состояние

Система российского права делится на отрасли. Отрасль права - это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм права...

Совершенствование правоприменительной практики в таможенной сфере

Общая характеристика таможенного права включает рассмотрение помимо предмета и метода правового регулирования системы права, его структуры и принципов, правовых норм, а также соотношения с другими отраслями казахстанского права...

Сущность системы права

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права...

Правовые нормы, закрепленные в законодательстве, регулирующие общественные отношения, подразделяют по отраслям для того, чтобы было проще ориентироваться в многообразии различных правовых предписаний.

Под отраслью понимается система институтов и норм права, регулирующих общественные отношения одного рода. Каждая из отраслей отличается предметом правового регулирования, то есть качественно однородной группой общественных отношений, закрепленных в правовых нормах. Также они отличаются по методу регулирования, то есть по приемам и способам юридического воздействия на человека.

Основными методами являются императивный и диспозитивный. Первый метод содержит строгие предписания, обязательные к исполнению, а второй предлагает право выбора. Императивный метод больше присущ таким отраслям, как административное и уголовное право. Они содержат нормы, за нарушение которых наступает административная или уголовная ответственность. Отрасли права подразделяются на публичные и частные.

Первые регулируют отношения в сферах государственной власти, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности. Вторые направлены на обеспечение и защиту частных интересов.

Основные отрасли права:

  • 1. Базовой отраслью является Конституционное право. Предмет составляют отношения, устанавливающие конституционный строй, форму государственного устройства, общие принципы организации органов государства. Конституционные нормы имеют высшую юридическую силу.
  • 2. Уголовное право. Эта отрасль регулирует отношения, направленные на борьбу с преступностью. Основной источник - УК РФ, состоящий из Общей и Особенной частей. Первая содержит общие правовые нормы, а вторая устанавливает ответственность за совершение разного рода преступлений.
  • 3. Уголовно-процессуальное право. Закрепляет порядок привлечения лиц к уголовной ответственности, начиная с возбуждения дела, и заканчивая вынесением приговора суда. Источник - УПК РФ.
  • 4. Уголовно-исполнительное право. Предмет регулирования - отношения, возникшие в связи с исполнением наказаний. Источник - УИК РФ, в котором закреплен правовой статус судимых лиц, порядок погашения судимости, порядок отбытия наказания и др.
  • 5. Административное право. Предмет регулирования - отношения, возникающие в сферах поддержания общественной безопасности и порядка, государственного управления. Источник - КоАП РФ.

Частные отрасли права:

  • 1. Трудовое право. Его нормы юридически закрепляют отношения работников и работодателей. Главный источник - ТК РФ.
  • 2. Семейное право. Закрепляет нормы в сфере семьи: регулируются отношения среди супругов, родителей, детей и т.д. Источник - СК РФ.
  • 3. Гражданское право. Нормы отрасли регулируют имущественные, личные неимущественные отношения. Источник - ГК РФ.
  • 4. Гражданско-процессуальное право. Закрепляет процедуру гражданского судопроизводства (рассмотрение дела на суде, возможности обжалования и др.) Источник - ГПК РФ.
  • 5. Финансовое право. Предмет регулирования - отношения по формированию бюджета государства, сбору налогов, расходования и распределению государственных средств.
  • 6. Земельное право. Нормы закрепляют отношения, в связи с владением, пользованием, распоряжением землей. Основной источник - Земельный кодекс РФ.
  • 7. Предпринимательское право. Предмет регулирования - отношения, связанные с деятельностью граждан, юридических лиц, направленной на получение прибыли от выполненных работ и услуг, с риском имущественной ответственности. Помимо этого отрасли права подразделяют также на материальные (устанавливают права и обязанности субъекта) и процессуальные (устанавливают процедуру реализации норм).