Основные функции государства. Основные функции современного государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

    Политическая функция . Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

    Экономическая функция . Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

    Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

    Социальная функция . Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

    Правоохранительная функция . Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

    Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

    Экологическая функция . В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

    Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Понятие государства - объект изучения и дискуссий политологов, философов, историков, социологов. Первые государства известные официальной науке появились в древние времена на территории современной Индии, Китая, Ирана, Египта. За все это время ученые так и не пришли к единому, четкому и общепризнанному определению «государства».

Единственный документ во всей истории международного права , где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства :

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение ).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН - не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай. Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы , чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония и Эстония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония - непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой - спорных) определений понятия:

  1. Государство - это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство - это сила поддержания порядка.
  3. Государство - это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство - это воплощение права в обществе.
  6. Государство - это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство - это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.

Чтобы лучше понять определение государства, рассмотрим его признаки.

Признаки государства.

  1. Наличие организационных документов (цели и задачи государства), например, конституция, законодательство.
  2. Управление и планирование:
  3. Наличие подчиненных организаций (правоохранительные органы, армия, административные органы).
  4. Государственный язык (или языки), гражданство, символы государства (флаг, герб, гимн).

Формы государства.

Формы государственного правления :

  1. Монархия :
    • абсолютная (в настоящее время пример - халифат - Саудовская Аравия);
    • ограниченная - конституционная, дуалистическая (Монако), парламентская (Великобритания).
  1. Республика - парламентская (Германия), президентская (США) или смешанная (Российская Федерация).
  2. Смешанные формы:
    • республиканская монархия (Ангола и, по сути, Беларусь);
    • монархическая республика (Ватикан).

Существует также три формы государственного устройства :

  1. Унитарное государство , с единой правовой системой, которое может быть:
    • централизованное (Украина);
    • децентрализованное (Испания);
    • сложное (КНР с разноуровневыми автономиями);
    • простое (Польша);
    • национальное (Израиль).
  1. Федерация (РФ, США, Германия).
  2. Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств (в истории - Речь Посполитая, Швейцария до 1848 года, США в период 1861-1865гг; сейчас конфедераций практически нет, разве что Босния и Герцеговина, а также неофициальной конфедерацией является Евросоюз и - не поверите - ДНР и ЛНР в виде Новороссии).

Функции государства.

Внутренние функции:

  • правовая (правопорядок);
  • политическая (стратегия развития);
  • организаторская (контроль);
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • культурная ;
  • образовательная .

Внешние функции:

  • дипломатические отношения;
  • национальная безопасность;
  • обеспечение мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами .

Напоследок стоит привести неофициальную классификацию государств. Итак, в повседневной жизни, например, в средствах массовой информации , выделяют такие виды государств :

  • карликовое государство - Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Люксембург и т.д.;
  • государство-середнячок - Швеция, Дания, Ирландия, Венгрия и т.д.;
  • великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие серьезным превосходством над другими государствами (страны большой семерки и РФ);
  • ядерные державы - члены ядерного клуба (государства, разрабатывающие, производящие и испытывающие ядерное оружие - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея);
  • космические державы (Россия, США, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, Украина, Иран, Северная и Южная Кореи).

Понятие государства очень часто упоминается как синоним понятия «страна». В общих чертах это верно, так как оба понятия описывают практически одно и то же явление, только «государство» - более правовой, политический и экономический термин, а «страна» - географический, общеисторический, культурный и более повседневный.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - подразделяются на внутренние, т.е. осуществляемые в пределах территории данного государства, и внешние, осуществляемые за пределами его территории. По продолжительности Ф.г. подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений и т.д.). Таким образом, функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов населяющих его граждан и народов, на споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Ф.г. взаимосвязаны и дополняют друг друга. См. т.ж. .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" в других словарях:

    Функции государства Энциклопедия права

    Функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение в общественной жизни. По сути функции государства есть устойчиво сложившаяся,… … Большой юридический словарь

    Функции государства - основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Функции государства объективно обусловлены системой социально экономических, социально политических и других факторов и природой данного… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Функции государства - (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, обусловленные его социально классовой сущностью, содержанием, основными целями и задачами, стоящими перед ним, выполняемой им в обществе ролью и назначением. В зависимости от направленности… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Юридическая энциклопедия

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция, направленная на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… … Юридическая энциклопедия

    Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… …

    Основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Теория государства и права , Коллектив авторов. В учебнике рассматриваются основные проблемы теории государства и права: происхождение государства и права, форма государства, содержание и сущность государства, функции государства, механизм… электронная книга

Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?

Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.

Понятие функций государства

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые , а именно основные, главные направления его деятельности , каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение . Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами , которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

Классификация функций государства

Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.

По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).

По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.

По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)

Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения . В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).

Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.

Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности . В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.

Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений , свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.

Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.

Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.

В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.

К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция . Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.

Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.

С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка . Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.

Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.

Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.

Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.

Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.

Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.

Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.

Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.

Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).

В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.

Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.

Вопросы для самопроверки

1) В чём суть понятия «функции государства»?

2) Какие классификации функций вам известны?

3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?

4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?

5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?

Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения иод воздействием внутренних и внешних факторов.

Функции государства – это основные направления его деятельности по реализации стоящих перед ним задач, определенная работа, круг государственной деятельности, очерченный установленными законами нормами.

Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. В деятельности по осуществлению функций государства участвуют все его органы в той или иной степени. Функции же определенного государственного органа не может подменять никакой иной государственный орган. В свою очередь составные части государственного органа (управления, департаменты, отделы и т.п.) через свои непосредственные обязанности обеспечивают общие функциональные задачи органа.

В целях предметного рассмотрения функций государства их следует классифицировать, подразделять на виды. В свое время А. Смит ("Исследование о природе и причинах богатства народов") назвал три функции государства:

  • – оборона;
  • – определение меры свободы каждого посредством установления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов между членами общества;
  • – организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые им необходимы (полиция, почта и др.).

В современной политико-правовой литературе имеют место различные варианты деления функций государства на виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей всего общества) и классовые (обусловленные интересами определенного класса, слоя людей); постоянные (на всех этапах развития государства) и временные (осуществляемые при решении задач временного или чрезвычайного характера); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения деятельности государства). Встречается мнение, что существует генеральная функция государства, направленная на реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования (Л. Спиридонов), которая осуществляется, опять же, посредством реализации его внешних и внутренних функций. На наш взгляд, целесообразно весь объем функций государства делить на две большие группы: внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

  • 1. Функция защиты существующей экономической, политической и социальной системы. Только государство способно реализовать данную функцию.
  • 2. Обеспечение национальной безопасности государства, общества и личности. Данную функцию также способно осуществить лишь государство, обладающее для этого необходимыми возможностями и соответствующими структурами (ФСБ России и др.).
  • 3. Функция охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, провозглашается обязанность государства признавать, защищать и соблюдать их.
  • 4. Экономическая функция. Данная функция направлена на создание максимально благоприятных экономических условий для развития и роста страны. Государство при осуществлении данной функции выполняет управляющую и регулятивную социальную роль, устанавливает правовые основы экономической деятельности, осуществляет хозяйственно-организаторскую деятельность, регулирование рынка, планово-программное воздействие на экономику, управляет предприятиями государственной формы собственности, борется с монополизмом и недобросовестной конкуренцией, обеспечивает учет меры труда и меры потребления, защищает права потребителей и т.п.
  • 5. Функция охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями. В целях выполнения данной функции государство устанавливает меры юридической ответственности за совершение правонарушений и применяет их к правонарушителям. Для обеспечения выполнения этой важной для жизнедеятельности общества функции привлекаются государственные органы – МВД России, прокуратура и др. (см. гл. 10 учебника).
  • 6. Функция налогообложения и финансового контроля. Для формирования и пополнения государственной казны, прежде всего государственного бюджета, государство осуществляет сбор налогов – главного источника финансирования всей государственной деятельности, а также осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств.
  • 7. Социальная функция. Осуществляя данную функцию, государство решает вопросы поддержания уровня и качества жизни, здравоохранения, определяет правовые основы охраны труда (см. параграф 14.4 учебника), поддержки семьи, материнства и детства (см. гл. 13 учебника), выплачивает пенсии и социальные пособия, регулирует социальные отношения (межнациональные, межклассовые, межпрофессиональные).
  • 8. Образовательная и культурно-воспитательная функция (см. параграф 15.5 учебника).
  • 9. Функция охраны внешней среды или экологическая функция. Государство, защищая права и свободы человека, в том числе защищает права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закрепленные в ст. 42 Конституции РФ (см. параграфы 17.1, 17.2 учебника).

К основным внешним функциям государства относятся:

  • 1. Функция обороны страны. Для обеспечения выполнения этой жизненно важной для общества функции привлекаются государственные органы (прежде всего Минобороны России, а также СВР России, ФСБ России и др., составляющие согласно Военной доктрине Российской Федерации военную организацию РФ).
  • 2. Функция сотрудничества с другими государствами и защиты интересов данного государства на международной арене.
  • 3. Функция интеграции в мировую экономику и защиты национальных экономических интересов.
  • 4. Функция поддержания мира и мирного сосуществования, а также участия в урегулировании международных конфликтов. Осуществление данной функции проводится под эгидой ООН на основе международно-правовых договоров.
  • 5. Функция участия в международных организациях.
  • 6. Функция участия в борьбе с международной преступностью (терроризмом, распространением наркотиков, торговлей людьми, торговлей оружием).
  • 7. Глобальная функция государства или функция участия в решении глобальных проблем человечества. Данная функция включает в себя защиту прав и свобод человека в международном пространстве, борьбу с голодом на планете, глобальными экологическими проблемами, участие в предотвращении экологических катастроф и ликвидации их последствий, в решении демографических, сырьевых и энергетических проблем, сотрудничество в области освоения космоса, объединение усилий в создании общепланетарного информационного пространства и др.

Функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами.

Существуют две основные классификации форм осуществления функций государства:

  • 1. Законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность.
  • 2. Правовые и неправовые (организационные) формы.

Различие между правовыми и неправовыми (организационными) формами состоит в том, что правовые формы связаны с изданием нормативных правовых актов, а организационные не связаны.

К правовым формам осуществления функций государства относятся:

  • – правотворческая деятельность, которая реализуется посредством принятия, изменения или отмены норм права;
  • – правоприменительная деятельность, связанная с деятельностью по исполнению требований норм права посредством принятия правоприменительных актов. В свою очередь, в правоприменительной деятельности различаются две разновидности – оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность.

К неправовым (организационным) формам относятся:

  • – организационно-регламентирующая деятельность (подготовка проектов нормативных актов и т.д.);
  • – организационно-хозяйственная (в том числе административная) деятельность (организация работы госструктур, экономическое обоснование решений государственных органов, статистика, организация материально-технического снабжения, сбыта и др.);
  • – организационно-идеологическая деятельность (формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых законов, воспитательная работа. Здесь активно используются средства массовой коммуникации).

В реализации функций государства широкое применение имеют такие методы осуществления функций государства, как убеждение и принуждение, материальное стимулирование (премирование, льготное кредитование, предоставление налоговых льгот и др.).

Структурой, обеспечивающей реализацию функций государства, является государственный аппарат (аппарат государства), представляющий собой систему специализированных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства. Такая специальная структурная организация формируется в любом государстве с целью обеспечения выполнения своих функций.

Государственный аппарат (аппарат государства) – это система государственных органов, связанных общими принципами, единством целей, взаимодействующих друг с другом, наделенных властно-принудительными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями, необходимыми для осуществления своих функций. Государственный аппарат образуется на правовой основе, принятием специального нормативного правового акта (как правило, система государственных органов устанавливается конституцией государства).

Государственные органы являются структурными звеньями аппарата государства. Различают три вида государственных органов:

Указанная классификация основывается на традиционной (классической) концепции разделения власти (связываемой, главным образом, с именем Ш.-Л. Монтескье), в соответствии с которой единая государственная власть для удобства функционирования должна быть разделена (распределена) на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Однако сегодня данная теория требует современного взгляда и выверенного переосмысления – практически во всех государствах имеют место такие властные институты (государственные органы), которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо из трех традиционных ветвей власти. Иллюстрацией этого является то, что в некоторых государствах даже на конституционном уровне закрепляются и другие ветви власти – учредительная, избирательная, контрольная, президентская, гражданская и др.

Государственные органы функционируют посредством исполнения профессиональных служебных обязанностей специально подготовленных кадров – государственных служащих, обладающих необходимыми квалификационными профессиональными и нравственными качествами.

Таким образом, государственный аппарат как система государственных органов предназначен для осуществления сильной и эффективной государственной власти, качественного выполнения функций государства.