Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, по локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и эвакуации людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горно-спасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
Неотложные работы проводятся, как правило, в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности, снижения интенсивности, ограничения распространения и устранения действий поражающих факторов в зонах применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ. Их содержанием может являться:
- устройство безопасных проездов в завалах и на заражённых участках местности;
- локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и других сетях в интересах ведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;
- ремонт и постепенное восстановление повреждённых защитных сооружений.
Аварийно-спасательные и неотложные работы характеризуются большим объёмом и ограниченностью времени на их проведение, сложностью обстановки и большим напряжением сил личного состава формирований, привлекаемых для их проведения. Они проводятся, как правило, в условиях сильных разрушений, массовых пожаров, заражения атмосферы и местности и при воздействии других неблагоприятных факторов.
Завалы, образовавшиеся в результате разрушений, могут перекрыть выходы из защитных сооружений, затруднить ввод сил гражданской обороны в очаг поражения, снизить их манёвренность, затруднить выход к объектам спасательных работ.
Заражение атмосферы и местности вызовет необходимость ведения работ в средствах индивидуальной защиты (противогазах, защитных комбинезонах и др.). Это будет затруднять организацию и ведение работ, потребует более частой смены работающих формирований из-за опасности облучения личного состава сверхдопустимыми дозами и повышенной утомляемости.
Проведение мероприятий медицинской защиты
Мероприятия медицинской защиты в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей от воздействия последствий применения средств поражения и опасных факторов стихийных бедствий, производственных аварий и техногенных катастроф.
Эти цели достигаются применением профилактических медицинских препаратов (например, антидотов (противоядий) и др.) и с помощью своевременного оказания медицинской помощи поражённым гражданам.
Первая помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебное учреждение оказывается непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание первой помощи осуществляется с участием заранее сформированных из населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых входят лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.
Первая помощь оказывается пострадавшим непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Её оказывают лица, специально обученные общим приёмам оказания первой помощи.
Выводы
- Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций проводятся с целью срочного оказания помощи населению.
- Аварийно-спасательные работы проводятся для того, чтобы ограничить масштабы чрезвычайной ситуации или локализовать её.
- Задачами других неотложных работ является устранение аварий и повреждений в целях предотвращения увеличения человеческих жертв и материальных потерь от пожаров, аварий, обвалов, обрушений и т. д.
Вопросы
- С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.
- Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?
- Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?
- Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при прибытии в зону чрезвычайной ситуации? Продумайте и обоснуйте свой ответ.
Задания
- Подготовьте устное сообщение на тему «Организация и предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной природной ситуации».
- С помощью Интернета и средств массовой информации подберите примеры вывода (вывоза) гражданского населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Подготовьте сообщение на тему «Неотложные работы в жилом доме после взрыва бытового газа».
- Подготовьте сообщение на тему «Аварийно-спасательные работы в зоне наводнения» (на примере наводнений в Ленске или других местностях).
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «ЗАЩИТА В ЧС»
по дисциплине: ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
«УТВЕРЖДАЮ»
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРЫ
«ЗЧС» КРСУ и МЧС
Б. Ордобаев
Шамырканов Урматбек Муслинович
«____»________________2014 год.
Тема 2 . О сновы организации и проведения аварийно -спасательных и других неотложных работ
аварийная спасательная неотложная работа
Занятие 1. 1 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.
Учебная группа |
Дата проведения |
Учебные часы |
Место проведения |
|
Обсуждена на заседании кафедры
«____»______________2014 г.
протокол № _______
БИШКЕК-2014 г.
Учебные и воспитательные цели:
Довести до студентов основные положения по организации спасательных и других неотложных работ.
Научить студентов правильно в вопросах мероприятий по экстренной защите населения, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий врезультатов применения противником современных средств поражения.
Время 2 часа
Расчет учебного времени:
Литература для самостоятельной работы обучаемых
Наставление по службе штабов ГО (республика, край, город и район). 1990 г. инв. 02780.
«Организация и ведение спасательных работ при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах». Уч. пособие № 46. 868К.
«Приложения к учебному пособию № 868К». Инв. № К - 734.
Гражданская оборона области Инв. 02365.
Организационно-методические указания
Перед доведением содержания лекции преподавателю внимательно изучить рекомендованную литературу и определить основные положения лекции, которые необходимо дать студентам под запись и дать соответствующие пояснения.
Акцент в изложении учебного материала сделать на последовательность работы преподавателя по уяснению задачи, оценке обстановки и выработке решения. После изложения содержания лекции ответить на вопросы студентов и дать задание на самостоятельную подготовку.
1 . Учебный вопрос . Аварийно-спасательные и другие неотложные работы , цели и задачи АС иДН Р в очагах поражения
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на ликвидацию зон ЧС, прекращению действия характерных для них факторов.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ является одной из основных задач РСЧС и ГО.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на две группы работ:
Аварийно-спасательные работы;
Другие неотложные работы.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Цели аварийно-спасательных работ:
розыск и деблокирование пострадавших,
оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.
ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий,
загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной
фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в
лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных
животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.
Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т. п.).
В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход.
Другие неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Цели других неотложных работ:
обеспечение (создание условий для проведения) спасательных работ;
предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами;
обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений;
санитарная очистка территории в зоне ЧC;
создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.
В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ различие оказывается чисто условным. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин - аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР).
Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, а в военное время - вида применяемого оружия и масштабов военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материалами, средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
АС и ДНР в зонах ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями. Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается:
заблаговременной и целеустремленной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
экстренным реагированием РСЧС на возникновение чрезвычайной ситуации, организацией эффективной разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону чрезвычайной ситуации, развертыванием систем управления, необходимых сил и средств;
принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последовательным претворением его в жизнь;
непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами (их планирование, координация и контроль) и тесным взаимодействием участников в ходе работ;
непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения, с привлечением способов и технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей аварийно-спасательных формирований;
неуклонным выполнением участниками работ установленных режимов работы и мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;
организацией бесперебойного и всестороннего материального обеспечения работ, жизнеобеспечения населения и участников работ, оказанием им психологической помощи;
высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава.
2 . У чебный вопрос . Этапы проведения аварийно- спасател ьных и других неотложных работ
Организация и подготовка к проведению АС и ДНР проводится в несколько этапов, хотя, в зависимости от создавшейся ЧС конкретное содержание и последовательность проведения отдельных мероприятий может меняться.
Наиболее приемлемой является универсальная схема организации, подготовки и проведения АС и ДНР.
I этап - Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению полномасштабных (при необходимости) АС и ДНР.
II этап - Проведение полномасштабных аварийно- спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.
III этап - Ликвидации последствий ЧС.
На первом этапе решаются три основных блока задач:
1. Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим:
оповещение об опасности;
использование средств индивидуальной защиты, убежищ (укрытий) и применение средств медицинской профилактики;
эвакуация рабочих, служащих и населения из районов, где есть опасность поражения;
соблюдение режимов поведения;
розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им медицинской помощи.
2. Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС:
локализация очагов поражения, перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) ;
приостановка или отключение технологических процессов;
тушение пожаров;
санитарная обработка людей и обеззараживание сооружений, территорий и техники.
3. Подготовка к проведению полномасштабных АС и ДНР:
проведение разведки, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;
приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС;
выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС;
принятие решения на проведение АС и ДНР.
Второй этап - этап полномасштабного проведения АС и ДНР в зонах ЧС, характерен, прежде всего, тем, что на этом этапе окончательно вырабатывается решение на проведение АСДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам, организуется управление, взаимодействие, всестороннее обеспечение действий, проводится весь необходимый комплекс АС и ДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами РСЧС, при этом продолжаются решаться задачи I этапа АС и ДНР.
АС и ДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После окончания этих работ основная часть сил РСЧС может выводиться из зоны ЧС, остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.
Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий ЧС. Работы третьего этапа условно подразделяются на две группы:
1. Первая группа работ проводится в целях создания условий и организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения:
Дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов;
Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения;
Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района;
Организация топливно-энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения (ЖОН) ;
Организация восстановления систем и объектов первоочередного ЖОН;
Организация медико-санитарного обеспечения и др. необходимые меры;
Реэвакуация населения (после создания необходимых условий).
Мероприятия первой группы планируются и проводятся под руководством соответствующих КЧС и ПБ.
Передача объектов и зоны ЧС для проведения восстановительных работ и вывод сил и средств РСЧС из зоны ЧС.
После выполнения аварийно-спасательных работ создается совместная комиссия из представителей МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, соответствующих КЧС и ПБ, местных органов исполнительной власти и руководителей объектов социального и производственного назначения для передачи объектов и зоны ЧС.
Комиссия оценивает объем выполненных АС и ДНР, готовит акт на передачу объектов и зоны ЧС соответствующим органам исполнительной власти или руководителям объектов социального и производственного назначения.
2 Вторая группа работ проводятся в целях восстановления деятельности объектов, пострадавших при ЧС. К ним относятся:
восстановление или строительство зданий,
восстановление производственного оборудования или установка нового,
восстановление энергоснабжения и транспорта,
восполнение запасов материальных средств,
восстановление плотин,
восстановление хозяйственных связей и т. п.
Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и местных (районных, городских, областных) органов исполнительной власти. КЧС оказывает им помощь и контролирует выполнение мероприятий, проводимых силами строительных, монтажных и других специализированных организаций.
Органы управления РСЧС в мирное время, в зависимости от обстановки, работают в режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Режимы их работы устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в зависимости от масштабов прогнозируемой или возникшей на их территории ЧС.
Своевременное и качественное организация и проведение АС и ДНР в значительной степени позволят снизить потери среди населения и предотвратить нанесение существенных ущербов.
Все это будет зависеть как от самой организации работ, так и от взаимодействия всех сил и средств, участвующих от проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3 . У чебный вопрос . Организация взаимодействия органов управления , сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ в районе ЧС
Под взаимодействием органов управления и сил РСЧС понимают согласованные по задачам, способам их выполнения, и времени действия органов управления и сил РСЧС, а также привлекаемых для ликвидации ЧС и воинских частей и подразделений в интересах достижения единой цели - ликвидации ЧС в возможно короткие сроки и с наименьшими потерями.
Организация и поддержание взаимодействия является одной из основных задач руководящего состава и органов управления всех уровней РСЧС при планировании защиты населения, предупреждения и ликвидации ЧС, а также в ходе управления действиями сил при проведении АСДНР.
Основной целью организации взаимодействия является достижение максимальной эффективности ведения АСДНР.
Основные требования к взаимодействию
Участие в предупреждении и ликвидации ЧС разнородных сил с различными возможностями, оснащенных разнообразными техническими средствами, предъявляют к взаимодействию высокие требования.
Оно, прежде всего, должно быть 1) высокоэффективным, то есть иметь такую степень согласованности в действиях привлекаемых сил, при которых достигается максимальное использование их поисково-спасательных возможностей для спасения людей и выполнение других поставленных им задач.
Взаимодействие должно быть 2) тесным, обеспечивающим четкую согласованность при проведении поиска и спасения разнородными силами в соответствии с их спасательными свойствами, своевременное использование результатов поиска взаимодействующих сил, а также взаимное содействие в выполнении поставленных им задач.
Взаимодействие сил и средств в поисково-спасательной операции должно быть 3) непрерывным - только при этом условии возможно своевременное достижение целей операции.
Одним из основных требований к взаимодействию является его 4) устойчивость, предполагающей сохранение способности созданной группировки сил функционировать автономно в любых, в т. ч. в случае условиях и выхода из строя отдельных взаимодействующих звеньев.
В то же время оно должно быть 5) гибким, позволяющим видоизменять его, вносить коррективы в действия сил при резких изменениях погодных условий и обстановки.
В зависимости от масштабов ЧС взаимодействие может быть оперативным, тактическим или оперативно-тактическим или оперативно-стратегическим.
Отечественный и зарубежный опыт взаимодействия в поисково-спасательных операциях указывает на многообразие форм его проявления в конкретной обстановке.
С учетом совершенствования поисково-спасательных технических средств взаимодействие наполняется новым содержанием.
Важнейшее значение имеет согласование усилий наземных, воздушных, морских (речных) поисково-спасательных сил для совместного выполнения ими общей задачи.
Согласованные усилия в этих случаях имеют целью достижение единства способов действий и обеспечение эффективного ведения ПСР в одном или нескольких районах.
Важнейшим требованием взаимодействия является 6) обеспечение собственной безопасности поисково-спасательных сил в период проведения работ в сложных погодных условиях и при наличии различных поражающих факторов.
Как известно, к ликвидации ЧС привлекаются органы управления и силы различных министерств, ведомств, организаций РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и других.
Важным способом успешного руководства мероприятиями, проводимыми РСЧС, является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими), подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Основным вопросом взаимоотношения различных органов управления и сил является организация взаимодействия между ними. Взаимодействие организует старший орган управления (координирующий орган РСЧС) с органами и силами, расположенными на подведомственной ему территории (районе ЧС).
Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Нормативно-правое регулирование по созданию и применению аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, их виды, организационная структура. Особенности ведения разведки в очагах и районах возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки.
конспект урока , добавлен 24.11.2010
Цели и организация проведения аварийно–спасательных и восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация управления, взаимодействия, обеспечения действий сил и средств. Особенности проведения спасательных работ в зимнее и ночное время.
контрольная работа , добавлен 21.05.2013
Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.
контрольная работа , добавлен 07.10.2010
Организация связи и оповещения в ходе ведения аварийно-спасательных работ. Порядок действий дежурной смены при ликвидации ЧС. Охрана труда и требования безопасности при проведении аварийно-спасательных работ. Расчет сил и средств на тушение пожара.
дипломная работа , добавлен 25.03.2019
Основные требования к организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне прорыва плотины. Прогнозирование последствий воздействия факторов чрезвычайной ситуации. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации ЧС.
дипломная работа , добавлен 12.08.2010
Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.
контрольная работа , добавлен 19.10.2013
Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации. Меры безопасности при работах на сетях электроснабжения. Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях. Особенности спасительных работ в зимних и ночных условиях.
реферат , добавлен 20.05.2013
курсовая работа , добавлен 17.02.2015
Особенности организации и тушения пожаров на объектах энергетики. Действия работников органов подразделений по чрезвычайным ситуациям при тушении пожаров в электроустановках. Организация проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара.
реферат , добавлен 13.02.2016
Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.
Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.
При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.
Руководитель объекта - начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем -- первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.
Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:
- · приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
- · единоначалие руководства;
- · оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
- · постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.
В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.
Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ .
Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.
Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае -- это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом -- это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем -- быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).
Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.
С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.
Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.
Объем и условия проведения АСНДР во многом зависят от масштабов чрезвычайных ситуаций, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСНДР могут возникать в очаге комбинированного поражения.
В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСНДР. Непрерывность работ достигается современным наращиванием усилий, умелым применением сил и средств, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ17 Титова Галина Геннадьевна
Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника
Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.
Задачи разведки: - определение зоны и характера чрезвычайной ситуации; - определение мест нахождения пострадавших и их состояния; - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения; - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации; - выявление очагов пожаров; - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения; - определение плана проведения поисково-спасательных работ. Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами. Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию. Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.
Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.
Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.
В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки. В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.
Основное содержание аварийно - спасательных работ действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа: поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения
Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения. Санитарная обработка может быть частичной и полной.
Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды. При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 35 ч с момента загрязнения. При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью. При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.
С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении: водой для медицинских, хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых нужд; продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных; жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.); предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.); информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
Медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов; минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно - прачечном и ритуальном обслуживании. Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и некоторых других факторов.
Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией. Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально - психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства
АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтро вентиляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.
Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС
Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.
ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.
Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;
первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;
второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.