Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов» (международное гуманитарное право)

25. Правовой статус иностранных граждан

Исходя из понятия термина «иностранец», принятого в современной международно-правовой практике, он включает в себя каждое лицо, которое не является гражданином страны пребывания. По признаку гражданской принадлежности, иностранцы делятся на 2 категории: иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Режим иностранца устанавливается внутренним законодательством государств с учетом их международных обязательств.. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Существуют три вида режима иностранцев: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим.

Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области собственными гражданами государства пребывания.

Режим наибольшего благоприятствования с означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Клаузула о наибольшем благоприятствовании встречается обычно в торговых договорах. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего устанавливается на основе взаимности. В действительности он носит отсылочный характер и в конечном счете выражается в установлении либо специального, либо национального режима.

Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства.

Наиболее важные аспекты влияния международного права на режим иностранцев проявляются в тех случаях, когда это касается: а) политических прав иностранцев; б) военной службы иностранцев; в) регулирования въезда и выезда иностранцев; г) установления пределов уголовной юрисдикции государства в отношении иностранцев; д) дипломатической защиты, оказываемой иностранцам государством их гражданства.

Иностранные граждане в РК

В РК правовой статус иностранных граждан регулируется Закон РК «О правовом положении иностранных граждан». от 19 июня 1995 г

В РК иностранные граждане бывают: постоянно проживающие и временно пребывающие

Постоянно проживающими в РК признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК иностранного гражданина либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел.

Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в РК является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, своей платежеспособности в период пребывания в РК в порядке, определяемом Правительством РК.

Иностранные граждане, находящиеся в РК на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РК. Они обязаны зарегистрироваться в установленном порядке и выехать из РК по истечении определенного им срока пребывания.

Конституция РК закрепила основной принцип, определяющий правовой статус этой категории лиц. В нашей стране установлен такой правовой режим иностранцев, при котором они в большинстве сфер общественных отношений, за исключением, в основном, сферы политики, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК. Такой режим называется национальным режимом.

Иностранцы в РК пользуются следующие права

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, имеют право на получение образования наравне с гражданами РК в порядке, установленном законодательством РК.

Иностранным гражданам в РК гарантируется неприкосновенность жилища, чести и достоинства личности.

Иностранные граждане облагаются налогами и сборами в РК на общих основаниях с гражданами РК,

Иностранные граждане в РК имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им имущественных и личных неимущественных прав.

Иностранные граждане, находящиеся на территории РК, в сфере охраны здоровья имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РК, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в РК на основании и в порядке, установленными законодательством и международными договорами РК.

Ограничения в следующих правах

Иностранные граждане не могут поступить государственную. службу.

У иностранцев нет избирательных прав. Иностранные граждане в РК не могут избирать и быть избранными в представительные и другие выборные государственные органы и должности, а также принимать участие в республиканских референдумах.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РК, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РК, за исключением случаев, установленных международными договорами.

Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы РК: а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц; в) если он нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в РК, таможенное, валютное или иное законодательство. г) в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином РК явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в РК.

Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

Вербовка лиц для участия в военных действиях.

С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.

Муниципальное образование Динской район станица Динская

Урок по обществознанию

в 9 классе на тему:

« Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов ».

Лукина Наталья Николаевна

АОУ СОШ № 4

станицы Динской

Тема урока: Международно – правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

«Священно не общество, не государство, не нация, а Человек…»

Н. Бердяев.

Дата: ___________________________________

Цели урока: - способствовать пониманию учащимися необходимости регулирования действий и участия в вооружённом конфликте нормами международного гуманитарного права;

Познакомить учащихся с механизмами защиты прав человека в военное время;

Помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;

Способствовать формированию активной гражданской позиции;

Содействовать формированию у учащихся отрицательного отношения к войне, насилию, произволу;

Воспитывать правовую культуру;

Формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение;

Формировать навыки работы в группе, умение высказывать своё мнение, умение анализировать источники, сопоставлять факты, работать с таблицами, понятиями.

Оборудование: Раздаточный материал

Презентация по МГП

Компьютер

Интерактивная доска

Основные термины и понятия: Человек

Защита прав человека

Конвенция

Ратификация

Международное гуманитарное право

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания по теме: Социальные права.

Опрос рассчитан на 5- 7 минут и проводится устно по вопросам:

а). Что означает понятие «социальное государство»?

б). Кто и почему, согласно нашим законам, имеет право на социальное обеспечение?

    Изучение нового материала по плану:

а). Жертвы вооружённых конфликтов;

б). Международное гуманитарное право;

в). Особенности и значение международного гуманитарного права.

    Жестокое лицо войны.

Война – это всегда трагедия. Сколько безмерных страданий и горя связано с ней! Война лишает человека крова, тепла, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за своих близких. Разрушительная сила войны беспредельна. Война калечит и убивает людей. Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 миллиарда человек, в военных действиях участвовали свыше 65 млн. человек. Погибло в боях около 10 млн. человек, было ранено свыше 21 млн. человек. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов.

За 6 лет второй мировой войны погибло свыше 62 млн. чел. Количество погибших среди гражданского населения почти сравнялось с числом погибших в боях, достигнув катастрофических цифр – 28 млн. человек. В войну вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. человек. Война нанесла колоссальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизни свыше 26 млн. человек.

Потрясённое последствиями второй мировой войны международное сообщество в Уставе ООН объявило противоправным использование государствами силы для разрешения споров.

Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит «Все члены Организации Объединённых наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения …»

(Однако государство вправе прибегнуть к силе в случае вооружённого нападения на него - право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятых в целях поддержки или восстановления международного мира и безопасности.)

Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия, но не смотря на то, что международное сообщество прилагает серьёзные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооружённых конфликтов в мире увеличилось. Ежегодно в мире их происходит более 30. Они унесли свыше 30 млн. человеческих жизней. И это не только солдаты и офицеры, но и мирные жители – дети, женщины, старики…

По данным военных историков за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (это гражданское население) или уже не могут воевать (раненые, больные, военнопленные).

Опыт, накопленный человечеством, содержит и отрицательный, и положительный ответ на эти вопросы.

Отрицательный опыт

Положительный опыт

1. История также даёт немало примеров мучительной смерти раненых, пыток и расстрелов военнопленных, грабежей мирного населения, страданий женщин, детей, стариков от голода и холода…

Приведите пример:

Но история знает и другие примеры.

1. Археологи, изучавшие памятники древнего Египта, нашли запись, датируемую II тысячелетием до нашей эры «Накорми врага своего»

2. В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.

И таких примеров, как отрицательных, так и положительных в истории немало.

Рассмотрим ситуацию, стр. 193 учебника.

1. Кто такой Анри Дюнан?

2. Каков главный результат деятельности Анри Дюнана?

Благодаря деятельности Анри Дюнана позднее были сформулированы нормы, защищающие:

Раненых и больных в действующих армиях;

Военнопленных;

Лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение;

Гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

В 1860 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного креста.

В 1864 году принята женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

В России подобная организация, оказывающая помощь раненым во время военных конфликтов, была основана великой княгиней Еленой Павловной в Санкт- Петербурге во время Крымской войны в 1854 году. Во время обороны Севастополя сёстры милосердия под руководством выдающегося хирурга Н.И. Пирогова оказывали помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли.

Назовите имя прославившейся в годы Крымской войны сестры милосердия?

Анри Дюнан позднее напишет, что пример этой общины сестёр милосердия повлиял на его деятельность.

В 1867 году Россия ратифицировала Женевскую конвенцию.

Объясните значение термина ратификация?

В 1899 и 1907 годах была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Назовите известные вам из истории три закона сухопутной войны?

В 1949 году приняты Женевские конвенции о защите жертв войны.

Почему?

Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.

Так что же такое международное гуманитарное право?

II . Международное гуманитарное право.

МГП – это правовые нормы, закреплённые в международных документах о защите жертв войны.

Кто такие жертвы войны?

Давайте познакомимся с документом, стр. 194-195 учебника. Читаем. Определяем – права военнопленных.

Права военнопленных:

1. На уважение их жизни и достоинства;

2. На гуманное обращение с ними.

Помимо военнопленных и раненых МГП защищает и мирное население.

Презентация.

Субъектом МГП, участником международных правоотношений главным образом является государство.

III . Особенности и значение МГП.

Особенности:

1. Цель МГП – защита жизни и достоинства человека в условиях войны;

2. МГП регулирует отношения между государством и гражданами государства противника;

3. МГП не может исключить войну из жизни человечества, не может ограничить бедствия, вызываемые войной;

4. МГП включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными военной необходимостью.

Значение:

1. МГП содержит нормы, предусматривающие санкции за нарушение установленных правил;

2. МГП содержит понятие военные преступления – действия, которые включают в себя применение запрещённых международными соглашениями средств и методов войны.

Работа с учебником – стр. 198

Вывод:

По подсчётам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания Второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира По другим расчётам с менее строгими критериями, в среднем за год, начиная с 1945 года, насчитывается только три дня без войны.

В последнее время, военные конфликты стали более частыми и продолжительными. Но самое страшное, основными жертвами войны в большинстве своём, становится гражданское население, т.е. страдают самые незащищённые слои населения. Войны в жестокой слепоте своей соединяют несоединимое – детей и смерть, поэтому так актуальна, сегодня международно-правовая защита жертв в условиях вооружённых конфликтов.

Проводится рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок


Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непо­средственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и боль­ные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, граждан­ское население, в том числе оккупированных территорий.

В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава воо­руженных сил на море;

Конвенция об обращении с военнопленными;

Конвенция о защите гражданского населения во вре­мя войны.

По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.

Военнопленными являются:

· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

· партизаны;

· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;

· личный состав организованных движений сопротивления;

· некомбатанты;

· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;

· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.

Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.

Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.

Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.

Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.

Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.

Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.

Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.

Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.

За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.

Полный список военнопленных воюющие сообщают:

Своему справочному бюро;

Державе-покровительнице;

Международному Комитету Красного Креста в Женеве.

Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.

Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.

Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.

В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:

· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

· взятие заложников;

· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.

Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.

После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.

Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.

Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.

Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.

Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".

Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:

1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.

2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.

3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.

4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.

5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.

6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.

7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.

Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:

· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;

· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;

· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.

Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.

Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:

· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;

· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;

· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите источники международного гуманитарного права.

3. Перечислите средства ведения войны.

4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?

5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.

Литература:

1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.

3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.

5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.

6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm

7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.

8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.

9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.

11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.

12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.

13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.

14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.

15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.

16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.

17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.

18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.

19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском про­странстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.

20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.

21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.

Предисловие........................................................................................... 4

Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6

Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32

Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58

Тема № 4. Право международных договоров................................... 82

Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99

Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124

Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138

Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162

Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188

Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219

Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240

Тема № 12. Международное морское право.................................... 265

Тема №14. Международное право прав человека........................... 312

Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331

Тема №16. Международное экологическое право........................... 350

Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380

Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407

Грипп Эльвина Харисовна

Патрикеев Виктор Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент;

Козлов Александр Павлович

кандидат юридических наук, доцент;

Иванов Павел Васильевич

кандидат юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ;

Яхина Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент;

Коряковцев Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, доцент;

Сарсенов Карим Маратович

кандидат юридических наук, доцент;

Захаренко Ирина Сергеевна

кандидат юридических наук;

Жильская Людмила Валентиновна

доктор юридических наук, доцент;

Андрейцо Сергей Юрьевич

кандидат юридических наук, доцент;

Скрипкина Юлия Григорьевна

кандидат юридических наук.

Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

Источники современного международного гуманитарного права

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  • Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  • гуманизация вооруженных конфликтов - всеобщий и основополагающий принцип МГП;
  • защита жертв войны;
  • защита гражданских объектов;
  • охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;
  • защита интересов нейтральных государств;
  • ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
  • ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов , в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий.

Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения.

Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам.

Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права. Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов.

Сражающиеся (комбатанты) - лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях.

Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

  • личный состав регулярных вооруженных сил;
  • ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  • личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  • лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  • члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  • население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  • принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  • носят отличительные знаки;
  • открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  • Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  • Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  • Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  • От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  • за ними признается право применять военное насилие,
  • к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  • комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.

Режим военного плена - это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных.

Согласно Женевской конвенции 1949 г. удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих.

Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие.

Пытки - запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание. Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным.

Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  • Ф.И.О.;
  • Номер жетона;
  • Адрес родственников.

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя. На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма.

За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанты имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.