Мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности. Режимы работы рсчс. Режим повседневной деятельности

  • III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  • III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  • III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  • III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  • В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

    Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

    Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

    Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Мероприятия, осуществляемые при различных режимах функционирования РСЧС.

    1. В режиме повседневной деятельности:

    Изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

    Сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    Разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

    Планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    Руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    Осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

    Проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

    Ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

    2. В режиме повышенной готовности:

    Усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

    Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

    Принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

    Уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

    Приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

    Восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

    3. В режиме чрезвычайной ситуации:

    Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    Оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

    Проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

    Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

    Организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

    Таким образом, итоги более чем 20 летнего периода функционирования РСЧС показывают, что РСЧС объединила в единый комплекс органы управления, силы и средства всех государственных и местных структур, объектов экономики на предупреждение и ликвидацию ЧС. При этом в рамках целостной системы сформирована и совершенствуется единая нормативно-правовая база МЧС РФ. Приоритетной в деятельности РСЧС является работа в области предупреждения ЧС и смягчения их последствий. Разработаны и внедрены механизмы государственного и экономического регулирования в вопросах снижения рисков ЧС, создана система их мониторинга и прогнозирования. В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, она в то же время является важным элементов национальной безопасности страны.

    Контрольные вопросы

    1. Когда и с какой целью в Российской Федерации была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) ?

    2. Какие задачи возложены на РСЧС в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

    3. Какова структура РСЧС?

    4. В каких режимах могут работать органы управления и силы РСЧС?

    5. С какой целью и в каком составе на объекте экономики создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности?

    6. Сформулируйте основные задачи, которые могут быть возложены на комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта экономики.

    7. Назовите и охарактеризуйте постоянно действующие органы управления РСЧС.

    8. Назовите и охарактеризуйте силы и средства РСЧС.

    9. Какими силами и средствами располагает МЧС России?

    10. В каких режимах осуществляется функционирование РСЧС?

    Организационная структура РСЧС

    Под структурой системы в общем случае понимается организация системы из отдельных элементов с их взаимосвязями, которые определяются распределением функций, реализуемых системой, по ее элементам. Иначе говоря, структура - это организация целого из составных частей.

    Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами лиц (структурными подразделениями), учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

    Организационная структура системы представлена на схеме (рис. 2.1). Она строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Говоря об уровнях РСЧС, необходимо отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

    Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по 8 регионам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Железноводск), Южный (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Нижний-Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск), и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации.

    К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

    Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Режимы деятельности РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.

    Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии.

    Режим повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ­ления в пределах конкретной территории устанавливается один из сле­дующих режимов функционирования РСЧС.

    При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .

    Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

    а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

    б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

    а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

    б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

    в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

    г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

    д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

    При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

    При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

    Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

    а) в режиме повседневной деятельности:

      изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

      сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

      разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

      планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

      подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

      пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

      руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

      осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

      проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

      ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

    б) в режиме повышенной готовности:

      усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

      непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

      принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

      уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

      приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

      восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

      проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

    в) в режиме чрезвычайной ситуации:

      непрерывный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

      проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

      организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

      непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

      организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

      проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

    В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

      локальной - силами и средствами организации;

      муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

      межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

    Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

    Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:

      проведение эвакуационных мероприятий;

      остановка деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      проведение аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;

      разбронирование в установленном порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей государственного материального резерва;

      использование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      привлечение к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

      привлечение на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;

      принятие других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

    Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в случае крайней необходимости решениях соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.

    Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

    Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

    Выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва, предназначенных для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" и иными нормативными правовыми актами.

    Режимы функционирования РСЧС

    Существуют три режима функционирования РСЧС:
    1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
    2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
    3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


    Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


    Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
    в режиме повседневной деятельности:
    1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
    2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
    4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
    5. подготовка населения к действиям в ЧС;
    6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
    8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
    9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
    10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
    11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


    в режиме повышенной готовности:
    1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
    2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
    3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
    4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
    5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
    6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
    7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
    8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


    в режиме чрезвычайной ситуации:
    1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
    2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
    3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
    4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
    5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
    6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
    7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


    При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
    1. локальной - силами и средствами организации;
    2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
    3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
    4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Финансирование РСЧС

    Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


    Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

    Контрольные вопросы

    1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
    2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
    3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
    4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
    5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
    6. Назовите основные задачи РСЧС.
    7. На каких уровнях действует РСЧС?
    8. Как организован каждый уровень РСЧС?
    9. Назовите координационные органы РСЧС.
    10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
    11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
    12. Что относится к силам и средствам единой системы?
    13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
    14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
    15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
    16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
    17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

    6107 0

    В зависимости от обстановки, деятельность ВСМК осуществляется в режимах:
    . повседневной деятельности;
    . повышенной готовности;
    . чрезвычайной ситуации.

    При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях, силы и средства ВСМК функционируют в режиме повседневной деятельности. В тех случаях, когда может возникнуть или возникла ЧС, решением руководителей МЗиСР РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций устанавливаются режимы повышенной готовности или ЧС.

    В режиме повседневной деятельности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
    . наблюдение, оценку и прогнозирование медико-тактической и санитарно-эпидемическои обстановки;
    . сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
    . разработку и реализацию целевых, научно-технических программ и мер по предупреждению или уменьшению медико-санитарных последствий ЧС;

    Планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, участие в повышении уровня защиты населения, а также в обучении населения правилам оказания первой медицинской помощи;
    . предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемической безопасности и охраны здоровья населения, предупреждение распространения массовых инфекционных заболеваний и отравлений среди населения;

    Обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, совершенствования подготовки ее личного состава;
    . руководство созданием, размещением, хранением и освежением запасов материально-технического и медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
    . усиление наблюдения за санитарно-эпидемической обстановкой;
    . прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений по организации медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;
    . оповещение руководителей и должностных лип органов управления функциональной подсистемы, введение при необходимости круглосуточного дежурства на стационарных пунктах управления;

    Постоянный сбор, обработку и передачу органам управления функциональной подсистемы данных о прогнозируемых медико-санитарных последствиях ЧС, информирование населения о приемах и способах медицинской защиты от них;
    . принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития медико-санитарных последствий ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае ее возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в условиях ЧС;
    . уточнение плана медико-санитарного обеспечения и плана взаимодействия в ЧС;

    Приведение сил и средств функциональной подсистемы в готовность к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, фюрмирование оперативных групп и организацию выдвижения их в предполагаемый район действий;
    . восполнение при необходимости резервов материально-технических ресурсов и медицинского имущества, созданных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
    . проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

    В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
    . прогнозирование развития возникших ЧС и их медико-санитарных последствий;
    . оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о возникновении ЧС;
    . непрерывный сбор информации о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС, ее оценку и подготовку предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения;

    Выдвижение в зону ЧС оперативных групп, подразделений и формирований;
    . участие аварийно-спасательных и других формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в оказании первой медицинской помощи пораженным и их эвакуации из зоны (очага) ЧС;
    . организацию и осуществление медицинского обеспечения населения, пострадавшего при ЧС;

    Организацию медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС;
    . организацию и проведение судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации);

    Организацию и осуществление санитарно-противоэпидемиологического (профилактического) обеспечения населения в районе ЧС;
    . осуществление медицинского контроля за состоянием здоровья личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение средствами медицинской защиты;

    Обеспечение непрерывного и оперативного управления силами и средствами функциональной подсистемы;
    . обеспечение сил и средств функциональной подсистемы, участвующих в ликвидации последствий ЧС, необходимыми материально-техническими и другими ресурсами;

    Организацию и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
    . ведение и своевременное представление учетных и отчетных документов.

    Мероприятия режимов повышенной готовности и ЧС организуются и проводятся с учетом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС и могут относиться ко всей ВСМК данного уровня или к ее части (на территориальном уровне — к определенному городу, району; на местном уровне — к району города, объекту экономики).

    О.П. Щепин, В.А. Медик