Основные причины развития социальных услуг. Понятие сущность и классификация услуг в социальной сфере. Рынок социальных услуг: сущность, особенности, классификация

Введение

Концепция социального менеджмента, основана на следующих положениях:

Социальный менеджмент понимается как управление в сфере социальных услуг (включая социальную работу);

Основной целью социального менеджмента является организация эффективной деятельности по удовлетворению потребностей клиентов;

Социальная сфера является в настоящее время одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности, что заставляет по-новому взглянуть на задачи управления в этой области;

Название публикации, представленное Рудольфом Бауэром, является многообещающим. В конце концов, дискуссия об услугах и особенно социальных услугах, их значимости, их финансировании, их качестве и их реорганизации в социальной работе находится в центре специализированного обсуждения преподавания и исследований. Адресаты публикации должны быть не только «инсайдерами», но и «аутсайдерами», как автор, сформулированный во введении. Цель состоит в том, чтобы преодолеть «вавилонскую путаницу слов» и исправить «большие упрощения», которые, как правило, перевозятся некритически в «академических, технических и общественных дискуссиях».

В настоящее время в России складывается и интенсивно развивается новый рынок социальных услуг, что в свою очередь ставим новые задачи перед социальным менеджментом;

Роль государственного управления социальной сферы должна не уменьшаться, а скорее видоизменяться и реализовываться, прежде всего, через развитие нового законодательства в сфере социальных услуг и социальной защиты населения, и развития механизмов обеспечение реализации принятых законодательных актов;

Обзор отдельных глав: широкий спектр связанных с контентом аспектов

Только последовательно Бауэр назвал первую основную главу «личными услугами: распространение вместо определения и классификации». Бауэр начинает с обзора существующих типологий или существующей путаницы в соответствующей литературе. Даже слабые технические энциклопедии участвуют в путанице. Тем более, что автор приписывает концептуальные элементы нескольким уровням действий.

На уровне функциональной гарантии, т.е. связанной с процессом общественного производства и воспроизводства, говорят о «социальных услугах». На институционально-организационном уровне, то есть в случае деятельности ассоциаций караванов или муниципальных социальных или молодежных отделений, термин «социальные услуги» является подходящим. Даже если трудно понять формализацию размеров и уровней действия предлагаемого концептуального разъяснения, представленного автором в кратком намерении, эта часть книги представляет собой выигрыш.

Наряду с государственными социальными службами все более значительную роль играют организации негосударственного сектора, в том числе и международные. В этой связи среди управленческих задач на одно из первых мест выходит задача обеспечения конкурентоспособности организаций и, вместе с тем, обеспечения качества оказываемых социальных услуг;

Две другие части книги вызывают любопытство читателя: модернизация социальной системы посредством инновационных услуг и глава по обсуждению качества. Особенно интересен критический анализ инструментальной концепции качества. Как уже известно из других публикаций автора, он критически критикует Донабедиана и вместо этого использует четырехуровневое понимание качества.

Субъективная концепция качества, которая относится к немедленному действию и клиенту, объективной концепции качества, которая влияет на рамочные условия действия, инструментальную концепцию качества, которая учитывает организационные требования, нормативно-функциональную концепцию качества, которая ставит вопрос о том, что в контексте системы социальных пособий через Действие должно быть направлено. В этой главе автор рассматривает практику управления качеством, сертификации и «гнев количественной оценки» многих перевозчиков.

Таким образом, социальный менеджмент, ориентированный, прежде всего на благополучие клиента, должен в тоже время учитывать и вопросы экономической эффективности;

Процессы управления социальными службами имеют свои особенности, связанные со спецификой этих организаций (неприбыльный характер, производство социальных услуг, а не продукта, особые требования к персоналу и др.);

Сущность социальных услуг

В конце этой главы создается впечатление, что автор по-прежнему виновен в том, чтобы называть читателя на практико-эмпирическом уровне альтернативой «квалификационной ярости», которую он иногда по праву критиковал. Практический обзор способов, с помощью которых основные перевозчики начинают руководство качеством, отсутствует, равно как и критический анализ многочисленных усилий по сертификации. Здесь обсуждение стало бы захватывающим и могло бы помочь избежать неправильных путей и указать новые способы практического определения качества персональных социальных услуг.

В социальной сфере могут и должны быть использованы принципы и технологии управления из других сфер, прежде всего экономической, но только через процесс адаптации;

Социальный менеджмент должен быть направлен также на стимулирование деятельности индивидов в решении социальных проблем (через различные механизмы, включая механизмы самоуправления, самопомощи и др.).

Главы «Традиции помощи и культуры благосостояния Европы» и «Свободные носители социальных услуг в Европе: третий сектор или третий сектор» представляют интересный обзор, но не ожидаются в книге «Персональные социальные услуги». Кроме того, глава о традициях помощи и культурах благосостояния Европы в основном ограничена аспектом миграции.

Последняя глава «Будущее социальных услуг» представляет собой интересную перспективу и предоставляет материалы для текущей дискуссии о социальных услугах. Единственное, что можно подчеркнуть, - это требование автора «предоставлять социальные услуги в качестве общественных благ, существование которых необходимо в современных обществах». Скептицизм по поводу реализации рыночных критериев в управлении социальными услугами может быть только общим.

> Рынок социальных услуг: сущность, особенности, классификация

> Сущность социальных услуг

Кардинальные преобразования экономики, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования, затронули все сферы хозяйственной жизни страны, оказали и продолжают оказывать неоднозначное воздействие на развитие народного хозяйства страны. После демонтажа основных элементов прежней административной системы запущены рыночные механизмы -- свободные цены, разгосударствление собственности, демонополизация экономики, реформирование финансово-банковского сектора экономики и др. В условиях формирования российской рыночной экономики развиваются и углубляются структурные и функциональные взаимозависимости не только в материальной и производственной сфере, но и в сфере услуг. Все возрастающее воздействие отраслевой сферы услуг на производственные и хозяйственные процессы, на общество в целом и жизнедеятельность человека связано с серьезными изменениями в системе потребностей и ценностей рыночной экономики. Мировые тенденции социально-экономического развития экономики показывают постоянное усиление ориентации общества на все большее развертывание масштабов развития сферы услуг, направленных на удовлетворение усложняющихся социальных потребностей человека. Для современной системы хозяйствования в многоукладном общественном производстве характерно превращение нематериальных ресурсов, таких как интеллектуальный и образовательный потенциал общества (образование, культура, квалификация, информация и др.), а также результатов деятельности других отраслей сферы услуг в решающий фактор развития общества с развитой рыночной экономикой. И это не только потому, что отрасли сферы услуг являются приоритетной базой развития и могут динамичнее трансформироваться в рыночную экономику, но и в связи с тем, что роль и значимость сферы услуг в жизнедеятельности человека и в развитии производства неизмеримо возрастает и превращается в ведущую сферу занятости.

Реферат: 230 страниц с различным качеством

Работа, представленная Бауэром, составляет важные аспекты текущей дискуссии о социальных услугах и личных социальных услугах. Однако читаемость и общее впечатление страдают от того, что автор ставит слишком много отдельных аспектов, а происхождение частей работы давно и вряд ли совместимо с сегодняшней дискуссией. В книге нет обзоров социальных услуг в Германии, их организации, практики, качества и проблем развития. Ввиду рыночных «новых концепций управления», уже реализованных во всем важном социальном законодательстве, возникает вопрос, является ли это правильным способом дальнейшего развития социальных услуг.

Необходимость социального развития общества принимает характер объективной закономерности вне зависимости от политического и экономического его устройства, что усиливает государственное воздействие на последовательное расширение данной сферы приложения труда, путем различных методов стимулирования деятельности по оказанию услуг, имеющих не только социальную направленность и значимость непосредственно для общества в целом, а также для удовлетворения развития и непосредственно производства. Особое место в системе социально-экономического развития общества занимает сектор социальных услуг.

Бурные рыночные преобразования, приведшие к развалу прежней системы социальной защиты населения оставили некоторые слои общества на грани нищеты. Значительно усложнились социально-демографические процессы в современном обществе, в частности, увеличилось число людей престарелого возраста, что ведет за собой рост объемов услуг системы здравоохранения и социального обеспечения. Расчеты показывают, что расходы на медицинские и социальные услуги в расчете на одного человека пенсионного возраста возрастают более чем в три раза по сравнению с лицами трудоспособного возраста, чего нельзя сказать о доходах. В России развитие сферы услуг идет самотеком, государство практически самоустранилось от активного, целенаправленного воздействия на этот процесс. Следствием этого, в условиях перехода российского общества к рынку было вытеснение бесплатных услуг платными. При этом одновременно, не только сократилось количество, но и ухудшилось качество предоставляемых услуг, и процесс коммерциализации отдельных отраслей сферы услуг идет неодинаковыми темпами. В системе иерархии значимости на первое место ставят медицинские услуги, осуществляющие профилактику и охрану здоровья населения, на второе образовательные, обеспечивающие профессиональное мастерство, увеличение конкурентоспособности. Высокая чувствительность объемов предоставления платных услуг к колебаниям потребительского рынка и отсутствие возможности их накопления и складирования вызывает необходимость широкого использования гибких графиков работы учреждений социальной сферы. При этом финансирование государственных учреждений социальной сферы зависит в большей степени от состояния государственного и местного бюджетов. Поэтому социальную сферу принято называть бюджетной, и рынок имеет ограниченные возможности для формирования спроса и предложения на услуги социальной сферы. Услуги социальной сферы отличаются от услуг в других отраслях непроизводственной сферы тем, что они создаются и предоставляются в интересах всего общества путем применения преимущественно умственного труда на основе его оценки с помощью использования показателей морально-этического характера. Поскольку социальные услуги как важнейшие социальные ценности требуют одинакового доступа всех членов общества, независимо от платежеспособного спроса на эти блага, требуется соблюдать принцип социальной справедливости в сфере социальных услуг, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности. Поэтому соотношение платных и бесплатных (а точнее оплачиваемых государством) услуг в данной сфере привело к тому, что социальные издержки и отношение к ним отдельных социальных групп не всегда носят справедливый характер. В медицинских учреждениях на территории России граждане сталкиваются с довольно искаженным проявлением понятия платных услуг. Наблюдается процесс фактического замещения бесплатных медицинских услуг платными, развитие теневой системы оплаты. Большая часть расходов населения на медицинскую помощь имеет полуофициальный характер соплатежей. Основной причиной подобного положения является низкий уровень финансирования социальных услуг из бюджета. Назрела проблема пересмотра системы социального обеспечения. В сложившейся ситуации, когда за получение формально бесплатной медицинской помощи приходится платить, в худшем положении оказываются менее обеспеченные слои населения и живущие вне крупных городов. Несмотря на утверждение, что социальная услуга является сферой интересов государственных структур, и большая часть расходов в данной сфере должна финансироваться из государственного бюджета в сфере социальных услуг значительная доля рынка принадлежит частному сектору, что оказывает благотворное воздействие на развитие данной сферы. Изучение социально-экономической природы социальных услуг и их классификация на основе системы существенных организационно-экономических признаков помогает лучше понять специфику и сущность отдельных классов и видов услуг, уточнить их характерные особенности, оптимизировать стратегию социально-ориентированного рынка. Большинство социальных услуг относятся к сфере нематериального производства и обладают следующими общими свойствами: - неосязаемость (нематериальный характер); - неразрывность процессов предоставления и потребления; - неотделимость от источника; - неоднородность (изменчивость качества); - недостаточная объективность оценки качества, результативности, эффективности, стоимости. Процессы предоставления и потребления большинства социальных услуг неотделимы друг от друга. В отличие от товаров социальные услуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Учитывая это обстоятельство, одним из необходимых условий высокой экономической эффективности работы коммерческих организаций следует считать соответствие их мощностей реальному спросу на них (желательно, чтобы предложение не слишком превышало спрос, иначе мощности будут простаивать). Услуги, предоставляемые отраслями сферы социальных услуг, такие как, медицина, образование, культура - представляет собой творческий процесс, который невозможно оценить однозначно. Качество социальных услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает. Безусловно, внутри каждой отрасли действуют свои определенные стандарты качества, которые необходимо учитывать как минимально приемлемую норму, способную удовлетворить потребности покупателя. Например, согласно формулировке, предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), качество медицинских услуг - это совокупность характеристик и свойств, имеющих эмпирическую природу и способных соответствовать установленным требованиям. Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, в здравоохранении нет и не может быть единого (обезличенного подхода) к лечению всех больных, даже при наличии одних и тех же видов болезней. Характеризуя сущность социальных услуг, следует отметить, что рынок социальных услуг представляет собой сферу специфических экономических отношений, возникающих как в ней самой, так и во взаимосвязи с окружающим социально-экономическим пространством. При этом социальная услуга является формой продукта особого рода, она обладает чертами смешанного общественного блага. Социальная услуга как социально-значимое благо может представляться не только общественным, но и частным образом, поэтому возможно использование рыночных форм организации предоставления социальных услуг в сочетании с государственными. Так потребность в продукте сферы социальных услуг как общественном благе выражается через механизм государственно-рыночного выбора и опосредуется мотивами и интересами субъектов экономических отношений, что позволяет сделать вывод о том, что выгоду на рынке социальных услуг получают и частные лица, и общество в целом. В частности, образование ведет к повышению производительности труда работников, возрастанию их вклада в национальный доход, что отражается в повышении заработной платы. Государство зачастую, является одним из покупателей социальных услуг, наряду с отдельными гражданами, предприятиями, общественными организациями. К примеру, покупка государством, образовательных услуг, дает ему значительные косвенные выгоды, выражающиеся в повышении общего уровня культуры людей, сокращении преступности, распространении технологических инноваций и т.д. Социальные услуги представляют собой совокупность различных отраслей, общей чертой которых является то, что все они используются для удовлетворения многообразных потребностей, как отдельного человека, так и общества в целом, государства. Приведенная характеристика позволяет отнести к сфере социальных услуг: - услуги здравоохранения; - услуги, предоставляемые учреждениями культуры; - образовательные услуги; - рекреационные услуги.

> Классификация отраслей социальных услуг

Для классификации отраслей сферы услуг используются два подхода: функционально-специализированный; производственно-технологический. Согласно функционально-специализированному подходу социальные услуги можно отнести к сфере услуг, нацеленной на обслуживание интересов личности, удовлетворение которых оказывает благотворное воздействие на развитие всего общества. Государство прямо заинтересовано в увеличении уровня образования населения, в поддержании физического здоровья граждан, развитие науки позволит сохранить технологическую независимость страны. Производственно-технологический подход исходит из принципов производственной и технологической общности отраслей сферы услуг, как вертикального структурного образования. Так, выделяя в сфере социальных услуг, пять основных отраслей, следует отметить, что каждая из этих отраслей имеет свои подотрасли. Несомненно, что экономическая деятельность в каждом из секторов сферы социальных услуг, будь-то здравоохранение, образование или туризм, имеет свою специфику, свои механизмы воздействия на предпринимательство. Здравоохранение относится к сфере экономики, связанной с производством общественных благ и платных услуг, направленных на охрану и укрепление здоровья населения. Основными функциями сферы здравоохранения являются: - укрепление здоровья граждан; - диагностика и лечение больных;

Описание:

Общественные потребности в современном обществе удовлетворяются как за счет производства материальных благ, так и услуг. Производство материальных благ и услуг - это две крупные сферы общественного производства.

Важными категориями экономики социальной сферы являются категория «потребности» и категория «услуги». Рассматривая термины «потребление», «потребности», следует выделить такие аспекты, как ресурсы для потребления, использование потребительских ресурсов, конечные результаты процесса потребления, эффективность потребления.

Подчеркнем, что конечный результат процесса потребления можно рассматривать как бы с четырех сторон: экономической, социальной, демографической и интегральной. Причем в каждой из них приложимы свои критерии эффективности потребления. К примеру, к социальным критериям можно отнести свободное, всестороннее и гармоничное развитие личности, стремление людей к справедливой социально-общественной опенке результатов их деятельности и др.

К интегральным критериям - показатели роста уровня благосостояния, качества и стиля жизни, удовлетворенностью жизнью и трудовой деятельностью, ценностную ориентацию.

Известный ученый И. В. Бестужев-Лада выделяет пять уровней «иерархии потребностей» человека. Первый уровень - физические потребности, самые простые потребности в питании, одежде и т. д. Второй уровень - те же физические потребности, но уже опосредованные социальными отношениями: они связаны с качеством питания, одежды, жилища, здравоохранения, моды, комфорта. Третий уровень - это социальные потребности (потребность в безопасности, гарантии своего положения, социальной справедливости). Четвертый уровень - интеллектуальные потребности в знаниях и эстетическом сопереживании. И, наконец, пятый уровень - интеллектуальные потребности в содержательном творческом труде, активности, самодеятельности, самовыражении

Услуги - это различные виды деятельности, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере. Услуга - это полезное действие, полезный эффект, который создается в процессе целесообразной деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей людей.

Качество услуг является весьма сложной социально-экономической категорией. Оно отражает эквивалентное соотношение между общественно необходимыми затратами труда производителя и личным индивидуальным временем потребления человека, что, разумеется, способствует высвобождению времени личности, предназначенного для творчества. Иными словами, качество услуг характеризует успешность и эффективность взаимодействия социальной сферы с потребителями услуг.

Отмечая важность изучения социального эффекта услуг с позиций потребителя, многие ученые обращают внимание на два момента. Во-первых, потребительская стоимость услуги определяется способностью удовлетворить конкретные потребности индивида. Во-вторых, потребитель оценивает услугу с точки зрения затрат своего личного времени. С позиций потребителя следует выделить время и на ожидание услуги, время соответственно ее оказания и индивидуальное время потребления услуги.

Взаимодействие личности с социальной сферой с целью реализации интересов и получения услуг (с учетом их качества) называется “социальным фактором”. Социальный процесс включает значительное число социальных факторов, их движение во времени и пространстве.

Изучая социальные процессы, которые проходят в любом обществе, в том числе и в нашей стране, необходимо учитывать, во-первых, степень доступности отдельных видов услуг для различных социальных групп населения; во-вторых, оценку всего комплекса удовлетворения данного вида потребностей на современном уровне развития социальной сферы; в-третьих, процесс взаимодействия личности со сферой услуг, в том числе качество оказываемых услуг; и, наконец, перспективы развития социальной сферы.

В систему ГМСС включаются стандарты медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, требований к результатам, качеству лечения и профилактики заболеваний, травм. На основе ГМСС и федеральных социальных норм и нормативов субъектов РФ должны разрабатывать и законодательно устанавливать региональные социальные нормы и нормативы, которые учитывали бы территориальные особенности и финансовые возможности. Кроме того, федеральная система социальной стандартизации должна включать местные социальные нормы и нормативы, утверждаемые нормативными актами муниципальных образований.

Применение системы стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самодеятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всех субъектов Федерации.

Важным условием создания системы ГМСС является совершенствование государственной статистики, включая паспортизацию объектов социальной сферы с обобщением информации по субъектам РФ, экономическим районам, муниципальным образованиям и, разумеется, в целом по России.