За экологические правонарушения в строительстве предусмотрена ответственность. Экологические правонарушения

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается применение государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами к лицу (физическому, должностному или юридическому), совершившему экологическое правонарушение, соответствующего взыскания.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

Стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

Компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

Превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

Карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в

совершении экологического правонарушения.

Законодательством РФ выделяются 5 уровней ответственности (наказания) за экологические правонарушения:

1. Дисциплинарная ответственность за экологический проступок регламентируется в ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и Кодексом законов о труде РФ. Она выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей в порядке подчиненности организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его служебных обязанностей или взятых на себя по договору, связанных с охраной окружающей среды.

2. Материальная ответственность заключается в обязанности работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. В частности, материальную ответственность несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

3. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. «Субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица» 1 . Например, административная ответственность несется за такие правонарушения, как:

Порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 51) ;

Несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст.52);

Уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст.64);

Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст.72);

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст.76);

Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст.82);

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст.84.4);

Другие правонарушения.

4. Согласно Уголовному кодексу РФ его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воздуха, воды, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в стране в последние 25 лет сократилась с 71 года до 54, в том числе в связи с деградацией природы. Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

    нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246) 3 ;

    нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247);

    загрязнение вод (ст.250);

    загрязнение атмосферы (ст.251);

    загрязнение морской среды (ст.252);

    порчу земли (ст.254);

    нарушение правил охраны и использования недр (ст.255);

    Нарушение правил охраны рыбных запасов (ст.257);

    Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 159);

    Другие преступления.

    За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

    . штраф;

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    Обязательные работы;

    Исправительные работы;

    Ограничение свободы;

    Арест;

    Лишение свободы на определенный срок.

5. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований. Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Ответственность за экологические правонарушения – это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения. Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.

Состав экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправности деяния (как действия, так и бездействия); наличия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения выполняет четыре основные функции:

превентивную – предупреждение новых экологических правонарушений;

стимулирующую к соблюдению экологических норм;

компенсационную – возмещение вреда окружающей среде и здоровью человека;

карательную – наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для

отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ)

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.

Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:

невыполнение экологических требований;

нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;

причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);

несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);

нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);

нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических проступков относятся:

нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);

нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических проступков относятся:

порча земли (ст. 8.6);

незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);

Уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

специальные;

дополнительные.

Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – ст. 246; порча земли – ст. 254; незаконная охота – ст. 258; загрязнение вод – ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид – ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики – ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст. 293; превышение должностных полномочий – ст. 286; служебный подлог – ст. 292 и т. д.).

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

обязательные работы;

исправительные работы;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

ограничение свободы;

лишение свободы на определенный срок.

Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное

заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

    Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

    Под юридической ответственностью за экологические право­нарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окру­жающей среды, правоохранительных органов, иными уполномо­ченными субъектами и совершившим экологическое правонару­шение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущ­ность юридической ответственности заключается в неблагоприят­ных последствиях, наступающих для нарушителя.

    Посредством применения юридической ответственности реа­лизуется государственное принуждение к исполнению экологи­ческих требований. При этом важно иметь в виду, что юридичес­кая ответственность не является единственным инструментом принуждения к их исполнению в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, эколо­гическое лицензирование, экологическая сертификация, эколо­гический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

    Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипоте­зы, диспозиции и санкции. Санкция -- это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного дис­позицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонаруше­ние. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

    Ответственность за экологические правонарушения выполня­ет ряд основных функций:

    Стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

    Превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

    Компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью че­ловека;

    Карательную, заключающуюся в наказании лица, виновно­го в совершении экологического правонарушения.

    Основанием возложения юридической ответственности в рас­сматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

    Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

    Дисциплинарная ответственность за экологические правона­рушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного на­казания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на ви­новного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной ок­ружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требо­ваний должностной инструкции относительно эксплуатации про­мышленного оборудования. В отличие от уголовного и админи­стративного законодательства более или менее систематизирован­ный перечень экологических дисциплинарных проступков отсут­ствует 1 .

    Субъективной стороной дисциплинарного экологического про­ступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть Предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дис­циплинарного взыскания работодатель должен затребовать от ра­ботника объяснение в письменной форме. В случае отказа работ­ника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнару­жения проступка, не считая времени болезни работника, пребы­вания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мне­ния представительного органа работников.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисцип­линарного взыскания объявляется работнику под расписку в те­чение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государствен­ные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуаль­ных трудовых споров.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинар­ное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыс­кания. Работодатель до истечения года со дня применения дис­циплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по хода­тайству его непосредственного руководителя или представитель­ного органа работников.

    По требованию представительного органа работников к дис­циплинарной ответственности может быть привлечен руководи­тель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмот­реть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями зако­нов и иных нормативных правовых актов о труде, условий кол­лективного договора, соглашения и сообщить о результатах рас­смотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан приме­нить к руководителю организации, его заместителям дисципли­нарное взыскание вплоть до увольнения.

    Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при на­личии правовых оснований возможности применения к виновно­му работнику более строгих видов ответственности -- админи­стративной, уголовной, гражданской.

    Административная ответственность за экологические правонарушения

    Административная ответственность выражается в примене­нии компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягаю­щее на экологический правопорядок, экологические права и сво­боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по­рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при­чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность 1 .

    Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законо­дательными актами субъектов РФ об административных правона­рушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собствен­ности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природо­пользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелио­рации земель (гл. 10).

    В области охраны собственности административная ответст­венность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение спе­циальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разре­шением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или поль­зование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гид­ротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооруже­ния, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объек­та, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) сани­тарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях исто­рико-культурного назначения (ст. 7.16).

    В области охраны окружающей природной среды и природо­пользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, тех­нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуата­цию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объек­тов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемио­логических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нару­шение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспер­тизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информа­ции (ст. 8.5).

    Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов:

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния земель предусмотрена за порчу земель (ст. 8.6), невыполне­ние обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использова­ние земель не по целевому назначению, невыполнение обязатель­ных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния вод предусмотрена за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объ­ектов (ст. 8.12), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (ст. 8.14), наруше­ние правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания ресурсов природных комплексов предусмотрена за нару­шение регламентирующих деятельность во внутренних мор­ских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ пра­вил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нару­шение правил проведения ресурсных или морских научных ис­следований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение правил захороне­ния отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19), не­законную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономи­ческой зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил охраны и исполь­зования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);

    Ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в экс­плуатацию механических транспортных средств с превышени­ем нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. (8.22), эксплуатацию меха­нических транспортных средств с превышением нормативов со­держания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесополь­зования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), неза­конную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кус­тарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст, 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), на­рушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничто­жение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселе­ния, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами жи­вотного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных за­пасов (ст. 8.38);

    Ответственность за нарушение требований при осуществле­нии работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязне­ния окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

    Экологическими характеристиками обладают также админи­стративные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйст-е, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение пра­вил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вре­дителями растений, возбудителями болезней растений, растения-ш-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза юдкарантинной продукции (подкарантинного материала, подка-эантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, за-этовки, перевозки, хранения, переработки, использования и ре-шзации подкарантинной продукции (подкарантинного материа-та, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил каран­тина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов живот­новодства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта (ст" 10.9), нарушение правил эксплуатации мелио­ративных систем или отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений (ст. 10.10).

    К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также неко­торые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и за­конами субъектов РФ.

    За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает ад­министративный штраф. Штраф является основным наказа­нием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объек­тов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - - ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как допол­нительное наказание.

    В соответствии с КоАП РФ к административной ответствен­ности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер адми­нистративного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на долж­ностных лиц - от трех до двухсот минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минималь­ных размеров оплаты труда.

    По своим объективным признакам административное право­нарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административ­ной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные призна­ки, которые дают возможность разграничить экологическое пре­ступление и административный проступок, приводятся, как пра­вило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

    В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и ок­ругов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферно­го воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о ра­диационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный эко­логический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных террито­рий, а также знаков, устанавливаемых пользователями живот­ным миром или специально уполномоченными государственны­ми органами по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания, зданий и дру­гих сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требо­ваний при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, со­оружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными ве­ществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

    Возбуждение и рассмотрение дел об административном эколо­гическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

    Привлечение к административной ответственности за эколо­гические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на воз­мещение вреда, а направляются в соответствии с законода­тельством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

    Ответственность за экологические правонарушения по российскому праву

    Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

    Определение 1

    Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

    В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно -принудительного характера.

    Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

    • стимулирование законопослушного поведения;
    • предупреждение последующих правонарушений;
    • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
    • наказание правонарушителя.

    Как следует из ст. 75 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологические правонарушения могут влечь:

    • имущественную ответственность;
    • дисциплинарную ответственность;
    • административную ответственность;
    • уголовную ответственность.

    Основание ответственности за экологические правонарушения

    Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

    Определение 2

    Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

    В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

    • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
    • преступления.

    Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

    1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
    2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
    3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
    4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

    Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

    Замечание 1

    При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

    Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

    • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
    • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
    • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
    • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
    • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

    Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

    Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

    • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
    • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

    Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

    • трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (Трудовым кодексом РФ, другими законами, локальными правовыми актами);
    • служебным законодательством (например, Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

    К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

    Административная ответственность за экологические правонарушения

    Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение , предусмотренное законом.

    Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

    • Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 7 и 8);
    • законами субъекта Российской Федерации, в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

    Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность за экологические правонарушения

    Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

    В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

    Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача – обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры.

    Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

    Общий критерий всех экологических нарушений – причинение вреда окружающей природной среде . В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

    Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическим проступком. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

    Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную.

    Дисциплинарная ответственность

    Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.

    При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

    Административная ответственность

    К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

    Наиболее распространенная мера административного взыскания – денежный штраф. Согласно «Кодексу РФ об административных правонарушениях» (2001) в административном порядке за экологические правонарушения налагаются штрафы -на граждан – 1-25-кратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленной в РФ;

    • на должностных лиц 3-200-кратный размер МРОТ;
    • на юридических лиц 30-3000-кратный размер МРОТ.

    Кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

    Уголовная ответственность

    За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

    К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха , незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

    Имущественная ответственность

    Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут имущественную ответственность.