Организация работы органов социального обеспечения. Организация работы органов социальной защиты. Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения

Текущая страница: 4 (всего у книги 13 страниц)

2.4. Государственная система социальных услуг (социального обслуживания)

Наряду с денежной формой социального обеспечения граждан – в виде пенсий и пособий – в России действует и широко разветвленная натуральная форма государственной системы социального обеспечения – в виде социальных услуг, социального обслуживания.

Тема: Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства

Одним из примеров является два промежуточных европейских соглашения о схемах социального обеспечения, один из которых касается старости, инвалидности и выживания, а второй - других других схем защиты, помимо тех, которые упомянуты, с самого начала считавшихся временными и с целью к будущему принятию более широкой европейской конвенции.

Это развитая и полная система координации, а также гибкая, поскольку она не применима непосредственно ко всем отраслям социального обеспечения. Действительно, применение большинства положений, касающихся краткосрочных выгод от глав по болезни и материнству, безработице и семейным пособиям, подлежит последующему заключению соглашений между сторонами, за исключением правил о равном обращении и агрегировании периодов.

В федеральных законах, регулирующих отношения по социальному обслуживанию граждан, не было однозначного указания на формы и виды социального обслуживания и социальных услуг. Лишь с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Закон о социальном обслуживании) определены формы социального обслуживания. К таковым относятся: социальное обслуживание на дому; полустационарное социальное обслуживание; стационарное социальное обслуживание.

Португалия в качестве договаривающегося государства ратифицировала ряд инструментов, контроль над которыми контролируется за счет отчетов об осуществлении, периодически составляемых договаривающимися сторонами, которые затем направляются в контролирующие органы, которые анализируют их и представляют замечания и запросы правительствам.

Регулирующие инструменты в области согласования, ратифицированные Португалией. Международные координационные инструменты. Более подробную информацию можно найти на веб-сайте Совета Европы. Европейский союз, состоящий из 28 государств-членов, является наднациональной организацией, целью и структурированием которой являются мир, демократия, соблюдение прав человека, справедливость, равенство, верховенство закона и устойчивость.

Перечисленные формы социального обслуживания граждан осуществляется в следующих типах учреждений: стационарные учреждения социального обслуживания; комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних); центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Среди его обязательств - борьба с отчуждением и социальной дискриминацией, содействие правосудию и социальной защите, а также содействие защите прав человека. Некоторые из этих прав закреплены в Договорах, устанавливающих Европейский Союз, другие закреплены в директивах о защите трудящихся и в основных стандартах социального обеспечения.

Для осуществления этих прав существуют законодательные механизмы - нормативные акты, которые координируют национальное законодательство на уровне Сообщества, что позволяет предоставлять льготы, когда граждане перемещаются в Европе. Эти выгоды вытекают из определения защитных мер со стороны беременных работников, работников, которые недавно родили или кормят грудью, либо по причине отпуска по беременности и родам, либо в результате отказа от ночной работы или воздействия на агентов, которые считаются опасными.

С 1 января 2015 года законодательно определена государственная система социальных услуг, которая может быть представлена в следующем виде:

– социально-бытовые;

– социально-медицинские;

– социально-психологические;

– социально-педагогические;

– социально-трудовые;

– социально-правовые;

– услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

Следует также отметить три важные рекомендации, которые, хотя и являются гибкими и необязательными, возглавляют государства-члены для принятия предлагаемых мер. Хотя цели Договора о социальном обеспечении и социальной защите трудящихся достигаются в соответствии с правилом единогласия, в области координации меры принимаются в соответствии с обычной законодательной процедурой.

Инструменты, координирующие на международном уровне законодательство государств-членов Европейского союза, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии в области социального обеспечения, заключаются в следующем. Наконец, следует упомянуть прецедентное право Суда, которое обеспечивает единообразное толкование и применение как Договоров, так и вторичных правовых актов, в частности положений Правил социального страхования, которые, не меняя характеристик различных национальных Социальное обеспечение, координирует их применение к лицам, перемещающимся при осуществлении их права на свободное передвижение.

– срочные социальные услуги.

Данный перечень услуг предоставляется разным категориям граждан: пожилым, инвалидам, семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Конкретный вид оказываемых услуг зависит от типа учреждения (или формы) социального обслуживания.

Набор услуг, оказываемых гражданам, законодательно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно предоставляемые услуги закрепляются в перечне гарантированных услуг, утверждаемых в регионе. Перечислим наиболее типичные из них: материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские услуги; санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; реабилитационные услуги; ритуальные услуги.

Иберо-американская организация социального обеспечения

Двусторонние инструменты социального обеспечения, заключенные между Португалией и другими странами, подлежат автономному обращению. Он разрабатывает учебные мероприятия в области людских ресурсов, сотрудничества, помощи и технической поддержки для модернизации системы управления социальным обеспечением, стимулирования развития социального обеспечения в иберо-американском регионе, в исследованиях, дебатах и ​​исследовательской деятельности, в области технического сотрудничества, постоянных институциональных технических комитетов, специализированных рабочих групп и распространения информации и публикаций.

Некоторые из них могут предоставляться гражданам в разных сочетаниях и комбинациях.

В свою очередь используя вышеуказанные классификационные критерии, названные системы социального обслуживания могут иметь свои соответствующие подсистемы.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов включает в себя три основные подсистемы:

Одним из международных документов, которые должны быть освещены в контексте деятельности, осуществляемой этой международной организацией, является Иберо-американская конвенция о социальном обеспечении. В настоящей Конвенции рассматривается необходимость защиты индивидуальных прав миллионов трудящихся-мигрантов и их семей путем обеспечения экономической безопасности в пожилом возрасте, инвалидности или выживания путем возможности накопления периодов взносов в разных государствах для получения выгод и возможности их получения в другой стране, следуя основному принципу равного обращения со всеми лицами независимо от их гражданства.

– стационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

– полустационарное социальное обслуживание пожилых и инвалидов;

– социально-медицинское обслуживание на дому пожилых и инвалидов.

В системе срочного социального обслуживания можно выделить подсистемы:

– временного приюта;

– бесплатной социально-консультативной помощи.

Это основополагающий правовой инструмент, который связывает подписавшиеся государства иберо-американского сообщества в области социального обеспечения. Таким образом, классические отрасли добавляют социальные услуги. Кроме того, принятые обязательства могут быть последовательно выполнены как на этапах прогрессивного личного применения, так и на количественных уровнях выгод.

Международная ассоциация социального обеспечения

Некоторые инструменты, с которыми связана Португалия. Международная ассоциация социального обеспечения является международной организацией, объединяющей службы, учреждения или руководящие органы одной или нескольких отраслей социального обеспечения, базирующейся в Женеве.

Систему социальной реабилитации инвалидов можно определить как состоящую из следующих подсистем:

– медицинская реабилитация инвалидов;

– профессиональная реабилитация инвалидов;

– трудовое устройство инвалидов;

– протезно-ортопедическая помощь инвалидам;

– обеспечение инвалидов средствами передвижения.

Общая характеристика органов, осуществляющих государственное социальное обеспечение

В этом смысле он информирует, проводит расследования, предоставляет экспертные консультации и предоставляет международные платформы своим членам, собирает и обменивается передовым опытом, а также поддерживает и передает знания, с тем чтобы, вопреки тому, что было упомянуто ранее, оно не создает международного права.

Вышеупомянутая динамика предполагает структурирующую роль в деятельности Ассоциации, связывая улучшения в результатах социального обеспечения с возможностями ее институтов. Эта динамика касается содействия инновационному использованию комплексных, активных и ориентированных на будущее мер социального обеспечения с целью создания высокоэффективных организаций социального обеспечения в краткосрочной перспективе.

Система социального обслуживания детей может быть представлена в виде таких подсистем:

– социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях;

– социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– социальное обслуживание детей в приемной семье.

Как видим, четко выраженной дифференциации общегосударственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную нет. Вместе с тем существует такой вид обязательного социального страхования, как страхование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний14
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с последующими изменениями и дополнениями).

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими правами и обязанностями обладают лица, пребывающие в учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства

Это намерение основано на том, что хорошо управляемые и эффективные организации имеют основополагающее значение для доверия и устойчивости социального обеспечения. Интегрируя этот первый шаг, динамичное социальное обеспечение предполагает долгосрочную цель обеспечения всеобщего доступа, по крайней мере, базовым финансовым услугам, а также первичной медико-санитарной помощи во всех странах.

Логично было бы предположить, что отдельно существует страховая система социального обслуживания пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Но такой самостоятельной страховой системы нет. Социальное обслуживание и социальные услуги таким пострадавшим гражданам предоставляются учреждениями в формах и видах, изложенных выше. Фонд социального страхования РФ как страховщик производит страховое возмещение стоимости обслуживания и социальных услуг по правилам, нормам и в порядке, установленным в действующем законодательстве о данном виде социального страхования.

Следующие цели являются частью текущей программы деятельности: операционная и административная эффективность и эффективность; Расширение охвата социальным обеспечением; Динамичное социальное обеспечение: необходимое условие для инклюзивных обществ и экономический рост.

Он также имеет Центр передового опыта, который предоставляет организациям-членам набор инструментов и методов для содействия эффективному управлению и развитию и качеству услуг социального обеспечения. Организации-члены имеют статус Членов и Ассоциированных членов. Филиалы - это учреждения, правительственные учреждения, агентства или другие органы, а также негосударственные федерации этих организаций, которые управляют любыми аспектами социального обеспечения.

2.5. Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения

Конституция РФ устанавливает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 20, 41).

Общественные отношения в сфере охраны здоровья между медицинскими учреждениями и гражданином являются сложными по своему составу, поэтому в правовой литературе нет единой точки зрения об их отраслевой принадлежности. Однако многие исследователи считают, что такие отношения регулируются нормами гражданского и административного права.

Первоначально предназначенные для сотрудников и их семей, общая схема медицинского страхования постепенно распространялась на другие категории населения. В результате система медицинского страхования позволяет людям получать помощь в соответствии с их потребностями независимо от их возраста и уровня ресурсов. Сегодня он гарантирует доступ к уходу почти для 55 миллионов человек.

Эти таинства объединяют все старые страховки и представляют собой разрыв со старой формой социальной интеграции, которая относится к довоенному периоду и предусматривает принцип «управления учреждениями социального обеспечения заинтересованными лицами».

В этой связи целесообразно рассматривать медицинскую помощь и лечение, предоставляемые гражданам бесплатно либо за частичную оплату, в рамках предмета права социального обеспечения. Такие виды медицинской помощи и лечения мы называем социальными, так как медицинские организации предоставляют их гражданам в порядке алиментарности, т. е. без каких-либо обязанностей со своей стороны.

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, что представляет собой дом ночного пребывания для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий и какие задачи и функции такие дома выполняют

С увеличением ожидаемой продолжительности жизни, развитием медицинских достижений и улучшением пенсий система социального обеспечения теперь сталкивается с финансовыми трудностями, и каждая отрасль несет ответственность за свои ресурсы и расходы. Он гарантирует всем, включая ребенка, мать и стариков, защиту здоровья, материальную безопасность, отдых и досуг. Каждый человек, который из-за своего возраста, физического состояния или умственной, экономической ситуации, неспособна работать, имеет право получить от сообщества подходящие средства существования.

Следовательно, медицинскую помощь, оказываемую гражданам, и их лечение можно представить как государственную систему, состоящую из следующих частей:

– социальная медицинская помощь;

– социальная лекарственная помощь;

санаторно-курортное лечение.

В свою очередь каждая из перечисленных частей общегосударственной системы охраны здоровья может рассматриваться как подсистема с соответствующим набором своих элементов.

Независимо от возраста и состояния здоровья каждый застрахованный получает выгоду от защиты, которую он финансирует в соответствии с его ресурсами, от риска и последствий заболевания. Подтверждение обязательного характера защиты от старости, болезни, материнства, несчастных случаев на производстве, семейных обязанностей для работников коммерции и промышленности. Финансирование за счет доходов принцип расширения сферы социального обеспечения для других категорий населения. Принцип социальной демократии: управление для самих людей, то есть совместное управление часами социальных партнеров в совете директоров. Национальный пенсионный фонд для работающих работников Национальный пенсионный фонд для работающих работников Национальный фонд льгот для детей. Центральное агентство учреждений социального обеспечения для совместного управления ресурсами схемы. Цель создания «Универсальной схемы медицинского страхования», позволяющей автоматически открывать право на социальное обеспечение любому лицу старше 18 лет, регулярно проживающему на территории Франции. Изменения в управлении страховыми фондами Заболевание, в частности, возвращение паритаризма в правление администрации Контроль за расходами на уход Реформа государственной и частной госпитализации Создание вклада в возмещение социального долга, применимого к доходам от деятельности, замена, богатство, инвестиции, а также другие доходы, такие как азартные игры, ставки и казино. Основание общей схемы социального обеспечения. . Распространение персональной карты Витале для бенефициаров в возрасте 16 лет и старше.

К социальной медицинской помощи, которая оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно, относятся следующие ее виды:

– первичная медико-санитарная помощь;

– скорая медицинская помощь;

– специализированная медицинская помощь;

– медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

– медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Подсистема социальной лекарственной помощи гражданам включает в себя:

– бесплатную лекарственную помощь;

– лекарственную помощь, предоставляемую со скидкой от полной стоимости лекарств и препаратов медицинского назначения.

Принимая во внимание финансовый источник, за счет которого осуществляется санаторно-курортное лечение, можно говорить о двух основных подсистемах:

– санаторно-курортное лечение за счет средств обязательного социального страхования;

– санаторно-курортное лечение за счет средств государственного бюджета.

В зависимости от круга лиц и вида заболеваний система санаторно-курортного лечения состоит из следующих подсистем:

– санаторно-курортное лечение в санатории общего профиля;

– санаторно-курортное лечение в специализированных санаториях;

– санаторно-курортное лечение в санатории-профилактории;

– санаторно-курортное лечение в пансионате с лечением;

– санаторно-курортное лечение в пансионате с курортно-амбулаторным лечением.

2.6. Система государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь по признаку формы социального обеспечения как способа удовлетворения потребностей граждан может быть определена в денежной и (или) в натуральной форме.

Государственная социальная помощь в денежной форме включает в себя следующие компоненты: помощь в виде пособий; помощь в виде субсидий; помощь в виде компенсаций и других социальных выплат.

Государственная социальная помощь в натуральной форме включает в себя набор социальных услуг:

а) дополнительную медицинскую помощь (обеспечение граждан бесплатными лекарствами по рецепту врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение);

б) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

Помимо указанных систем относительно самостоятельную систему составляют льготы и преимущества, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы присутствуют во многих видах социального обеспечения. Точно определить признаки или критерии выделения льгот и преимуществ, как и их классификацию, довольно сложно. Более отчетливо проявляются три признака, с помощью которых их можно разграничить, – субъектный состав их получателей, цель и условия их предоставления. Кроме того, в законодательстве последнего времени сам термин «льготы» стал заменяться термином «меры социальной поддержки», и многие ранее существовавшие льготы заменяются денежными выплатами. (Об этом см. учебную литературу по дисциплине «Право социального обеспечения».)

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой социальная защита населения?

2. Какие виды общественных отношений входят в понятие социального обеспечения?

3. Дайте характеристику пенсионной системы в России. Какие признаки ее дифференциации существуют?

4. Охарактеризуйте систему социальных пособий и компенсационных выплат.

5. Какие элементы входят в систему социальных услуг, предоставляемых гражданам?

6. Что представляет собой система охраны здоровья граждан?

7. Что отличает государственную социальную помощь от других видов социального обеспечения?

Глава 3
Характеристика органов социального обеспечения и понятие об организации их работы

3.1. Общая характеристика органов, осуществляющих государственное социальное обеспечение

Государственная система социального обеспечения населения по видам обеспечения, как отмечалось выше, включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи; систему социальных льгот и преимуществ.

Логично предположить, что каждой из названных систем должна соответствовать аналогичная, органично связанная с ней государственная система органов, непосредственно предоставляющих населению перечисленные виды социального обеспечения. Но этого нет. Причин множество: различия в финансовых источниках социального обеспечения, субъектном составе, в организационно-правовых формах обеспечения граждан и др. Нет и единого нормативного правового акта, в котором бы содержался конкретный перечень органов, предоставляющих те или иные виды социального обеспечения. Указание на такие органы можно найти только в результате анализа норм многочисленных правовых актов, так или иначе касающихся вопросов социального обеспечения граждан.

Рассмотрим, что в общих чертах представляют собой органы, функционирующие в сфере социального обеспечения, и каковы их различия.

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой – компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения и которые определены законодательством.

Прежде выясним, о каких именно органах пойдет речь, если существуют две основные организационные формы социального обеспечения – обязательное социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных ассигнований.

Вот два конкретных участника пенсионных отношений – застрахованный по обязательному пенсионному страхованию работник завода и военнослужащий из числа лиц офицерского состава. Предположим, что оба они имеют право на страховую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет.

Как было сказано ранее, пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем – страховой и бюджетной. Значит, работник завода по поводу своей пенсии должен будет обратиться в местный орган ПФР. А если у него есть накопительная пенсия (накопительная часть страховой пенсии), которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и к данному фонду. Военнослужащий в свою очередь обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. На этом примере отчетливо видно различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями здесь выступают формы организации пенсионного обеспечения – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий – страховая и бюджетная; источники финансирования – бюджет ПФР и бюджетные ассигнования и др.

Можно предположить, что такой подход можно использовать в отношении всех видов государственных пенсий, которые сгруппированы по двум пенсионным системам. Но это не так. Например, выплата социальной пенсии производится органом ПФР, хотя такая пенсия входит в состав бюджетной пенсионной системы.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии, например формы и виды социального обеспечения, могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, какими могут быть компетентные органы в зависимости от такого вида социального обеспечения, как социальные пособия, и каковы категории их получателей. Наиболее типичный пример – предоставление пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам, подлежащим социальному страхованию; обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего составов в органах внутренних дел и в других случаях.

По действующим правилам указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в следующих случаях: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы. Таким образом, в дело вступят различные органы, обязанные выплачивать это пособие. Другой пример. Теперь речь пойдет о таком разграничивающем критерии, как финансовые источники выплаты пособия по беременности и родам. Они могут быть разные. Так, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, эти пособия выплачиваются работодателем за счет средств ФСС России. Этим же фондом финансируются расходы на пособия женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования. Непосредственную же выплату такого пособия осуществляет администрация образовательного учреждения. Женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего составов в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах, получают это пособие за счет средств государственного бюджета в соответствующем органе.

Как видно из примера, один и тот же вид социального обеспечения может осуществляться за счет одних и тех же денежных средств, но выдаваться разными органами. Или, наоборот, один и тот же орган может предоставлять несколько видов социального обеспечения за счет разных финансовых источников.

Итак, существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее.

Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Не все из перечисленных органов напрямую соприкасаются с гражданами и предоставляют им тот или иной вид обеспечения. Они могут прямо или косвенно (опосредованно) иметь касательство к сфере социального обеспечения населения. Примером косвенного отношения к сфере социального обеспечения может служить деятельность федеральных органов законодательной власти. Так, Федеральное Собрание как высший орган законодательной власти нельзя назвать органом социального обеспечения, так как он не имеет непосредственной связи с конкретным гражданином. Но от принимаемых этим законодательным органом федеральных законов зависит само социальное обеспечение российских граждан.

Правительство РФ является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который следует считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же федеральное правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по поводу непосредственного предоставления им социального обеспечения.

Следовательно, имеются органы, на которые возложены вопросы осуществления (и общего управления) сферой социального обеспечения15
О чем говорилось в первой главе настоящего учебного пособия.

Правительству РФ подчиняются центральные органы федеральной исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. п.

Через них правительство проводит всю работу по выполнению возложенных на него законодательством задач, в том числе по социальному обеспечению. Так, в структуру федерального правительства входит Минтрудсоцзащиты. Через это министерство правительство обеспечивает осуществление государственной политики в области социального обеспечения. В свою очередь нижестоящие органы, подведомственные Минздравсоцразвития России, например районные или городские отделы (комитеты, управления, службы) социальной защиты населения16
Так официально именуются данные органы.

Или занятости населения, напрямую связаны с гражданами, поскольку предоставляют им тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы, входящие в систему государственной исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали – сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, т. е. отношений подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права. Они складываются в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.)

Подобную аналогию можно проследить и во взаимоотношениях между органами, входящими в систему каждого социального страхового фонда (ПФР, ФСС России, ФФОМС). Эти фонды не являются органами государственной исполнительной власти. Содержание же отношений между органами внутри структуры каждого фонда носит административный характер. Иными словами, во внутренних взаимосвязях указанных органов наблюдаются также отношения подчинения и власти, поэтому такие отношения могут также регламентироваться нормами административного права. Следовательно, четко выраженные отношения административно-правового характера по вертикали имеются внутри самой системы некоторых органов, предоставляющих тот или иной вид социального обеспечения. Такие отношения есть между органами, входящими в структуру ПФР, ФСС России, ФФОМС. Между самими органами (по вертикали) действует принцип подчинения и власти.

Как было сказано выше, в отдельных случаях предоставление некоторых видов социального обеспечения осуществляет работодатель в лице администрации организаций и учреждений. Тем самым государство делегировало им часть своих полномочий. В этом проявляется действие основного принципа права социального обеспечения – создание максимальных удобств гражданам при реализации ими своего права на тот или иной вид социального обеспечения.

При этом отметим главную особенность. Между субъектами материальных отношений по социальному обеспечению – гражданами и органами (организациями) – нет отношений подчинения и власти. Следовательно, административно-правовых отношений между гражданами – получателями материального блага, т. е. того или иного вида социального обеспечения, и органами, их предоставляющими, нет.

Таким образом, в сфере социального обеспечения существуют различные органы и организации. Условно мы их выделим в два основных типа. Первый тип – это органы, непосредственно предоставляющие соответствующие виды социального обеспечения. Ко второму типу отнесем органы, имеющие опосредованное отношение к социальному обеспечению. И те и другие так или иначе связаны друг с другом. Их деятельность одинаково важна, поскольку является гарантией осуществления прав граждан на социальное обеспечение.

Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить пять основных классов органов, осуществляющих свои функции по социальному обеспечению.

Первый класс – органы государственной власти и органы муниципальных образований. О них говорилось выше. Под ними также подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств, например Минтрудсоцзащиты России, МВД России, Минобороны России и пр.

Второй класс – органы обязательного социального страхования. В данном случае речь идет об органах, входящих в структуру ПФР, ФСС России, ФФОМС, начиная с федерального уровня и заканчивая местным уровнем.

Третий класс – негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям(накопительной части трудовой пенсии).

Четвертый класс – общественные организации: это профсоюзы, общественные организации инвалидов, например Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих.

Пятый класс – это работодатели (администрация организаций и учреждений), которые непосредственно осуществляют выдачу гражданам отдельных видов социального обеспечения.

Участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различна и зависит от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у них есть одна общая и объединяющая их цель – социальное обеспечение граждан. Названные выше органы и осуществляют в целом социальное обеспечение в стране17
Общие понятия и характеристика механизма осуществления социального обеспечения и его управления могут отдельно изучаться на факультативных занятиях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

вариант 1

Дисциплина:

Тема:

Цель:

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

Литература:

Ход работы

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Методические указания

Индивидуальные задания

Решение практической задачи

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

ЗАДАНИЕ 1

С использованием лекционного материала и справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта», определите, на основе каких нормативно-правовых актов государство осуществляет социальную политику в отношении групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке. Ответ оформите в виде следующей таблицы:

Группы и слои, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке

(основные социальные объекты)

Нормативно-правовые акты, определяющие социальную политику государства в отношении конкретных групп и слоев, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке

инвалиды

безработные

участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица

труженики тыла во время Великой Отечественной войны

одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям)

вдовы и матери военнослужащих, погибших в войнах

бывшие несовершеннолетние узники фашизма

лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные

беженцы и вынужденные переселенцы

лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний

лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений

лица без определенного места жительства

семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики

семьи, имеющие детей-инвалидов

семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

семьи с низким уровнем доходов

многодетные семьи

семьи несовершеннолетних родителей

молодые семьи (в том числе студенческие)

матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком

беременные женщины и кормящие матери

самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости)

осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети

безнадзорные дети и подростки

дети и подростки девиантного поведения

дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию

разводящиеся семьи

семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители психологически несостоятельны

лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам

ЗАДАНИЕ 2

состояние здоровья

пожилой, пенсионный возраст

особое положение детей

бродяжничество, бездомность

Контрольные вопросы

  1. Укажите основные субъекты социальной работы
  2. Охарактеризуйте федеральный уровень регламентации социальной работы
  3. Укажите основные черты социальной работы как учебной дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №1

вариант 2

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний об элементах социальной сферы и основных направлениях социальной политики государства, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

С использованием справочной правовой системы «Консультант Плюс» или «Референт Дельта» определите нормативно-правовые акты, регламентирующие различные уровни социальной работы (не менее 3-х по каждому уровню) и заполните следующую таблицу:

Уровень социальной работы

Нормативно-правовые акты

Какие вопросы регламентируют

Федеральный уровень

Образец:

Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденные Постановлением ВС РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1

Содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Локальный уровень

ЗАДАНИЕ 2

Распределите перечисленные объекты социальной работы по строкам таблицы:

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; безнадзорные дети; семьи, имеющие на попечении детей-сирот; лица, склонные к суицидальным поступкам; семьи, в которых имеются дети-инвалиды; вынужденные переселенцы; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; одинокие пожилые люди; граждане-инвалиды; реабилитированные лица; разводящиеся семьи; многодетные семьи; дети, имеющие психологические затруднения; кормящие матери; вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время; лица без определенного места жительства; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом; дети и подростки девиантного поведения; осиротевшие дети; семьи, состоящие из одних пенсионеров; молодые семьи; семьи с низким уровнем доходов; неполные семьи; беременные женщины; беженцы; члены семей лиц, подвергшихся политическим репрессиям; участники Великой Отечественной войны; семьи несовершеннолетних родителей; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; несовершеннолетние узники фашистских лагерей.

Основания классификации объектов социальной работы

Группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации

состояние здоровья

служба и труд в экстремальных социальных условиях

пожилой, пенсионный возраст

девиантное поведение в его различных формах и видах

трудное, неблагополучное положение различных категорий семей

особое положение детей

бродяжничество, бездомность

положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии

правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных

Контрольные вопросы:

  1. Укажите основные объекты социальной работы
  2. Охарактеризуйте муниципальный уровень социальной работы
  3. Укажите особенности социальной работы как вида профессиональной деятельности

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №2

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологический процесс социальной работы

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний о технологическом процессе социальной работы, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

Наталье 52 года. Возраст предпенсионный. Три года назад она стала вдовой. На ее иждивении две дочери-студентки и престарелая мать. Издательство, в котором она работа, закрылось. Работу в ее возрасте найти трудно, специальность у нее только одна, да и та не очень ходовая – редактор. Но Наталья – женщина решительная. Она поставила перед собой цель: найти работу. Однако она понимает, чтобы достичь этой цели, нужно разработать конкретный план действий, разделенных на определенные этапы.

Она предлагает следующий детальный план:

1. Критерии выбора работы.

Наталья не хочет получить любую работу. Ей нужна такая работа, которая соответствовала бы определенным критериям.

2. Резюме.

Для того чтобы предложить себя на рынке труда, она должна подготовить резюме, которое соответствовало бы всем стандартам и содержало бы и подчеркивало те особенности подготовки Натальи, ее опыта и личных качеств, которые помогли бы ей заинтересовать работодателя.

3. Информация.

Наталья должна иметь информацию о том, где можно узнать о различных вакансиях, изучить рынок спроса на рабочую силу и выбрать наиболее подходящие для себя направления для рассылки своего резюме.

4. Выбор наилучших и наиболее подходящих фирм и организаций.

Рассмотрев различные направления, Наталья предполагает просеять предлагаемые вакансии и отобрать наиболее привлекательные для себя.

5. Встречи с работодателями.

6. Выбор наиболее подходящего предложения. Если будет предложено более одной работы, то ей придется делать выбор. Для выбора также необходимо разработать определенные критерии, такие как: престижность,

Возможность роста, заработная плата, рабочий день, удаленность от дома, коллектив, начальство и пр.

7. Разработка нового плана в случае, если она не сможет найти работу таким образом.

Дайте оценку логике представленного плана. Укажите, насколько полно он отражает стремление к достижению поставленной цели.

ЗАДАНИЕ 2

Ирина – 48-летняя разведенная женщина. У нее есть взрослая замужняя дочь и престарелая мать. У всех – отдельные квартиры. Каждая живет своей собственной жизнью. Ирина была замужем за художником. Ей казалось, что он обязательно будет знаменитым. Но его талант сгубило пристрастие к спиртному, к которому он приучил и Ирину. В доме часто собирались молодые художники, много пили и много говорили. Утром трудно было разобраться, где кто и кто с кем. Для Ирины такая жизнь была непривычной. Но муж часто говорил ей: «Хочешь быть женой художника – терпи и привыкай. Мы – народ свободный и не любим условностей». На глазах Ирины ее муж стал устраивать свою личную жизнь с другой женщиной. В отместку Ирина вступила в близкие отношения с молодым художником-авангардистом. Потом она сломалась и стала пить, не переставая. Она не могла простить себе своей слабости. Родители вначале забрали к себе ее дочь. А потом ее, насильно уложили в клинику на лечение. В клинике он поняла, что жизни не будет, если она останется со своим художником. Их развели.

Прошло уже много лет, но Ирина так и осталась одинокой. Мужчинам она не верит. Спиртное употребляет один раз в год, но запоем. Пьет недели две беспробудно, из-за этого не может удержаться на постоянном месте paботы.

Укажите на те причины, которые не позволили Ирине сопротивляться в жизни и сохранить свою целостность. Какие черты характера Ирины привели к печальному исходу?

ЗАДАНИЕ 3

У Игоря обнаружили серьезное заболевание. Врачи порекомендовали ему прежде всего бросить курить. Игорь начал курить еще в подростковом возрасте, несколько раз пытался бросить эту привычку, но безуспешно. На этот раз сами обстоятельства, связанные с угрозой для его жизни, вынуждают его на этот шаг. Он разработал для себя следующую стратегию, направленную на то, чтобы покончить с курением: 1) постепенно снижать количество сигарет, выкуриваемых за день; 2) каждый день сокращать количество сигарет на одну.

Приведет ли план Игоря к достижению поставленной цели? Предложите свой план.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите основные принципы технологии социальной работы
  2. Определить сущность технологии социальной работы
  3. Представьте классификацию В. И. Банерушева

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

вариант 1

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема:

Цель:

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

Понятие

Определение понятия

Социальная адаптация

Адаптационный шок

Добровольная адаптация

Вынужденная адаптация

Адаптационное поведение

Функциональная адаптация

Организационная адаптация

Ситуативная адаптация

ЗАДАНИЕ 2

Владимир, 40 лет, работал водителем-экспедитором на собственной машине. У него довольно большая семья – жена-учительница, дочь – студентка коммерческого вуза и престарелые родители жены. В результате обстоятельств, сложившихся роковым образом, Владимир попал в аварию и лишился ноги. Теперь он находится в депрессивном состоянии и не знает, как ему дальше жить, как кормить семью.

Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Владимиру в сложившейся ситуации и почему.

Укажите, как ему выйти из сложившейся трудной жизненной ситуации.

ЗАДАНИЕ 3

Николай, 12 лет, постоянно убегал из дома и бродяжничал, так как его родители злоупотребляли спиртными напитками, а, напившись, устраивали дома скандалы и погромы. Нередко приводили собутыльников сомнительного вида и рода занятий. Из-за недополучения воспитания Николай рос хулиганом и попал под влияние старших «товарищей», которые стали привлекать его к распространению наркотических средств.

Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Николаю в сложившейся ситуации и почему.

Каким образом можно преобразовать сложившуюся ситуацию, чтобы Николай вырос нормальным членом общества?

ЗАДАНИЕ 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №3

вариант 2

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологии социальной реабилитации и адаптации

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной адаптации и реабилитации, формирование и развитие профессиональных компетенций, практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

На основе изученного учебного материала заполните следующую таблицу определений:

Понятие

Определение понятия

Социальная реабилитация

Потребность в социальной реабилитации

Социально-медицинская реабилитация

Социально-психологическая реабилитация

Социально-педагогическая реабилитация

Профессиональная и трудовая реабилитация

Социально-средовая реабилитация

ЗАДАНИЕ 2

У молодой 35-летней женщины, совсем недавно вышедшей замуж, обнаружили рак груди. Хирурги сообщили ей о необходимости удаления левой груди. Женщина не боится смерти. Она не знает, как сообщить своему мужу о том, что она будет инвалидом, неполноценной, с ее точки зрения, женщиной. И никогда не сможет иметь детей, о чем они оба мечтали. Жизнь кончилась для нее, как она считает.

Какая информация поможет ей выйти из тупиковой ситуации и увидеть возможности нормальной жизни после операции?

Какой механизм социальной адаптации будет иметь место в данном случае?

ЗАДАНИЕ 3

Ирина, выпускница социального университета, получила работу в одном из роддомов. Ей пришлось очень трудно. Социальный работник - довольно новое и необычное явление в медицинском учреждении. Врачи не высказывали своего большого расположения к ней и не понимали, для чего она здесь нужна без медицинского образования. Некоторые из них не только с недоверием, но и даже с презрением наблюдали за ее общением с пациентками и их родственниками. К тому же она обратила внимание на то, что некоторые мужчины-акушеры неуважительно относятся не только к ней, но и ко всем женщинам, работающим там. Один доктор часто очень обидно подшучивал над ней, рассказывал скабрезные анекдоты, а иногда и просто бросал колкости, ставящие под сомнение ее профессионализм. Одна из медсестер посоветовала Ирине поговорить с этим врачом начистоту и сказать ему все, что она о нем думает. Но Ирина считает следующее: «Я думаю, это не принесет мне ничего хорошего. Лучше я своей работой докажу, что могу помочь несчастным женщинам, в особенности тем, кому некуда податься с ребенком и они хотят отказаться от него. Тогда и врачи поймут, что если они лечат тело женщины и ее ребенка, то я – их душу. Лучше не обращать внимание на глупые шутки и просто не замечать их, чем создавать конфликтную ситуацию, которая ни к чему хорошему не приведет».

Ответьте на следующие вопросы:

Можно ли во всем согласиться с Ириной? Она выступает с позиции так называемого здравого смысла и не хочет ни с кем конфликтовать. Но не прячет ли она, как страус, голову в песок?

Согласны ли вы с предлагаемым видением перспективы развития ситуации?

Какие действия необходимо предпринять для решения подобной ситуации?

Что бы вы предложили Ирине сделать для решения ее проблемы?

Какой вид социальной адаптации будет иметь место в данном случае?

ЗАДАНИЕ 4

Тамара, журналистка, потеряла престижную работу в одной из центральных газет. Хотя ее уволили по сокращению штатов, но многие говорили, что из-за ее неуживчивости и желания постоянно ставить под сомнение распоряжения начальства. В настоящее время Тамара, зарегистрировавшись на бирже труда, получает пособие по безработице, готовит обеды своему взрослому сыну и пишет по заказу статьи в различные газеты и журналы. Ее цель – получить работу в одной из приличных газет. Для этого она должна заняться поисками работы и походами на собеседования. Но часто она просто отказывается ходить на собеседования уже во время телефонного приглашения. Она сама попыталась проанализировать причины этого и обнаружила, что недовольна своим внешним видом – седыми и неухоженными волосами, отсутствием косметики, джинсами, которые она донашивает за сыном. Всякий раз, когда ей нужно идти на очередное собеседование, она обнаруживает, что не готова к нему по вышеперечисленным причинам. Кроме того, в день собеседования у нее обязательно что-то случается - заболевает подруга, текут краны, привозят новую мебель и др.

Определите, какие меры социальной реабилитации необходимы Тамаре в сложившейся ситуации и почему.

Каким образом Тамаре можно выйти из создавшейся трудной жизненной ситуации?

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №4

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологии социальной работы в сфере здравоохранения

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний по основным аспектам применения различных социальных технологий в сфере здравоохранения, формирование и развитие профессиональных компетенций, практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

На основе изученного учебного материала заполните следующую таблицу определений:

Понятие

Определение понятия

Медико-социальная работа профилактической направленности

Медико-социальная работа патогенетической направленности

Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний

Члены семей наркологических больных и их ближайшее окружение

Профилактические программы

Лечебные программы

Специализированные программы

ЗАДАНИЕ 2

С использованием возможностей справочных правовых систем определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами, и заполните следующую таблицу:

№ п/п

Название документа

Виды социальной работы с наркоманами, предусмотренные этим документом

ЗАДАНИЕ 3

От Николая (20 лет) ушла его любимая девушка. С работы его уволили за то, что однажды он появился там в нетрезвом состоянии. С родителями отношения расстроились. Все это стало для Николая ударом, из-за чего он стал искать утешения в спиртных напитках, а затем пристрастился к наркотикам, стал общаться с сомнительными личностями. Жизнь Николая пошла под откос, он нигде не работал, перебивался случайными заработками, которые тут же уходили на приобретение наркотических средств. Часто ночевал в подвале с другими, ведущими такой же образ жизни, лицами. Когда наступало отрезвление, он думал о том, что так жить нельзя, но продолжал злоупотреблять наркотиками.

Как вы считаете, можно ли каким-либо образом наладить жизнь Николая, вернуть ее в нормальное русло?

С помощью каких методов социальной работы возможно воздействие на Николая, оказавшегося в безвыходной ситуации?

ЗАДАНИЕ 4

С использованием возможностей справочных правовых систем определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с онкологическими больными, и заполните следующую таблицу:

№ п/п

Название документа

Виды социальной работы с онкологическими больными, предусмотренные этим документом

ЗАДАНИЕ 5

У Михаила (35 лет) обнаружили онкологическое заболевание в запущенной стадии. По прогнозам врачей жить ему оставалось недолго. Михаил упал духом, стал отказываться от лечения, мотивируя это тем, что смысла лечиться нет, так как он скоро все равно умрет. У него началась глубокая депрессия, он стал отказываться от общения с друзьями и родственниками, которые всячески хотели поддержать его в сложившейся ситуации и помочь ему, чем могли.

Какая социальная помощь требуется Михаилу в создавшейся ситуации?

Дайте полный мотивированный ответ по существу дела.

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №5

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с пожилыми людьми, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

Министерством экономического развития РФ разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какие социальные меры в сфере социальной работы с пожилыми людьми установлены в этом прогнозе.

ЗАДАНИЕ 2

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» изучите Федеральную целевую программу «Социальное развитие села» и заполните следующую таблицу:

Наименование программы

Основание для разработки программы

Государственный заказчик – координатор программы

Основные разработчики программы

Цели и задачи программы

Сроки и этапы реализации программы

Основные мероприятия программы

Ожидаемые результаты реализации программы

ЗАДАНИЕ 3

С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какая социальная программа развития села действует в Приморском крае и заполните следующую таблицу:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №6

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологии социальной работы с инвалидами

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с инвалидами, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

ЗАДАНИЕ 1

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими нормативно-правовыми актами определяется социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:

ЗАДАНИЕ 2

С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какими нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне Приморского края определяется социальная политика в отношении инвалидов в Приморском крае. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:

Ответ оформите в виде таблицы:

ЗАДАНИЕ 3

Работник-инвалид просил работодателя предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 34 календарных дня, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам должен предоставляться ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Поскольку конкретно такой срок не установлен и не ограничен, по мнению работника, он вправе просить у работодателя предоставление отпуска большей, чем 30 дней, продолжительности.

Определите, действительно ли такой отпуск может быть большей продолжительности?

ЗАДАНИЕ 4

Супруги Н. планируют продать квартиру в целях оплаты лечения и реабилитации ребенка-инвалида за рубежом. Семья является малообеспеченной, супруг - нетрудоспособный инвалид второй группы, супруга не работает, так как ухаживает за ребенком-инвалидом.

Определите, применяется ли освобождение от уплаты НДФЛ по доходам от продажи квартиры в вышеуказанном случае?

Предоставляется ли социальный налоговый вычет по НДФЛ на лечение и реабилитацию ребенка-инвалида за рубежом?

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практической работы №7

Дисциплина: Теория и методика социальной работы

Тема: Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства

Цель: Закрепление и систематизация полученных теоретических знаний в сфере применения технологий социальной работы с лицами без определенного места жительства, формирование и развитие практических умений и навыков обучающихся в процессе работы с нормами действующего законодательства РФ, развитие логического и аналитического мышления студентов.

Норма времени: 2 часа.

Дидактический материал:

1. Методические указания по выполнению практической работы;

2. Тетради для практической работы;

Нормативно-правовая база СПС Консультант+

Литература:

1. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы. М, ИЦ «Академия», 2007

2. Медведева Г.П. Этика и психология деятельности социального работника. ОИЦ "Академия", 2010.

3.. Платонова Н.М. и др. Теория, методика и практика социальной работы. ОИЦ "Академия", 2010.

4.. Теория социальной работы. / Под ред. Е. И. Холостовой. - М., 2008.

5. Технологии социальной работы. /Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М., 2007.

Ход работы

Последовательность выполняемых заданий

Применяемые документы

Вводный инструктаж

Разъяснение последовательности

Ознакомление с методическими указаниями

Методические указания

Записать тему и цель урока в тетрадь

Самостоятельное выполнение заданий

Индивидуальные задания

Выполнить письменно в тетради

Контроль за приобретенными навыками

Решение практической задачи

Выполнить задачу письменно в тетради. Упражнения выполнить в парах результаты зафиксировать письменно в тетради.

Выполнение контрольных вопросов

Методические указания

Выполнить письменно в тетради

Вывод по работе

Методические указания

Записать вывод по цели урока в конце выполненной работы

Задание 1.

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими нормативно-правовыми актами регламентируется социальная работа с лицами без определенного места жительства. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:

Ответ оформите в виде таблицы:

ЗАДАНИЕ 2

С использованием Справочной правовой системы «Референт Дельта» определите, какими нормативно-правовыми актами, принятыми на уровне Приморского края определяется социальная политика в отношении лиц без определенного места жительства в Приморском крае. Кратко охарактеризуйте, какие отношения регламентируют эти нормативно-правовые акты:

Ответ оформите в виде таблицы:

ЗАДАНИЕ 3

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какую социальную работу с лицами без определенного места жительства осуществляет учреждение социальной помощи для таких лиц.

ЗАДАНИЕ 4

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, какими правами и обязанностями обладают лица, пребывающие в учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства.

ЗАДАНИЕ 5

С использованием возможностей Справочных правовых систем «Референт Дельта» или «Консультант Плюс» определите, что представляет собой дом ночного пребывания для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий и какие задачи и функции такие дома выполняют.