Иные акты содержащие нормы гражданского права понятие. Комплексные нормативные акты. Иные правовые акты

Для того, чтобы раскрыть сущность и особенности каждого из источников гражданского права, важно представлять себе их систему в целом.

Нормативные правовые акты как источники гражданского права

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.

Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права и зависит от конституционных полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший.

Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов «…конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами…», ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно…».

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20--25 Конституции РФ.

Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное. Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, довольно широк, и действующий ГК РФ предполагает принятие целого ряда федеральных законов, развивающих те или иные положения Кодекса.

Часть первая ГК РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Первая часть ГК РФ охватывает общие положения права собственности и другие вещные права, общую часть обязательственного права.

Часть вторая ГК РФ принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Часть третья ГК РФ принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., подписана Президентом 26 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.

Часть четвёртая ГК РФ Принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года, подписана Президентом РФ 18 декабря 2006 года и введена в действие с 1 января 2008 г.

Структура ГК РФ опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК РФ имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

ГК РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК РФ закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, имеющие значение для всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой ГК РФ является то, что он заложил основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и имеется немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

Наряду с кодифицированными нормативными актами источниками гражданского законодательства являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.

Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации;

не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

В качестве примеров можно привести такие законы как, Патентный закон РФ, регулирующий «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов», Закон РФ «О защите прав потребителей», который «…регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который «…определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК РФ, имеют чрезвычайно важное значение в период рыночной экономики, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходившие и происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Кроме того, в качестве источников гражданского права следует рассматривать подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ «…2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Также Президентом могут издаваться указы при несовершенстве какого-либо отношения до принятия соответствующего Федерального закона.

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах», «О выпуске в обращении жилищных сертификатов», «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» и др.

Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) -- в этом случае они не являются источниками права.

Постановления Правительства РФ также относятся к числу подзаконных нормативных актов. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Указанные постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему источников гражданского законодательства, например: «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием», «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и др.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты).

Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами».

Однако следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Примерами актов федеральных органов исполнительной власти могут служить: Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.1999 г. № 276 « Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Инструкция Министерства юстиции РФ «О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» и др.

Таким образом, можно сделать вывод что нормативные акты Российской Федерации выступают важнейшими источниками гражданского права и выполняют существенную роль в регулирование гражданских правоотношений.

Понятие источников права и гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права.

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

§1.Понятие источников права. Понятие гражданско-правовых нормативных актов как главного источника гражданского права. §2. Гражданское законодательство и подзаконные гражданско-правовые акты.

§3. Состояние современного гражданского законодательства.

§4. Толкование гражданско-правовых норм.

Дополнительная литература:

1. Богатых Е. Гражданское и торговое право (схемы). Ч.1. М. 1996.

2. Брагинский М.И.. Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М.:«Статут»,2004.

3. Зивс С.Л. Источники права. М.., 1981.

4. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976.

5. Канашевский В.А. Международные договоры РФ и акты гражданского законодательства. Казань, 2000.

6. Маковский А.Л. О концепции первой части Гражданского кодекса // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. №4.

7. Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М., 1959.

Источник права – это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. Источниками права являются нормативные правовые акты, правовые обычаи, правовые прецеденты и нормативные договоры. Однако в российском гражданском праве гражданско – правовой нормативный акт является основным источником гражданского права. Кроме того, источником гражданского права могут быть обычаи делового оборота (в предпринимательских отношениях). Другие отношения, а так же судебные прецеденты в России не являются источниками гражданского права.

Гражданско-правовой нормативный акт - это акт компетентного органа государства, содержащий нормы гражданского права.

Норма права - общее правило поведения, установленное правовым актом, то есть адресованное неопределенному кругу лиц (а не одному конкретному лицу), рассчитанное на многократное применение и обеспеченное возможностью государственного принуждения. Правовые акты (и соответственно нормы права) необходимо отличать от актов применения норм права (они не устанавливают общие правила повеления, а носят индивидуальный и разовый характер).

Гражданско-правовые нормативные акты- это акты, содержащие нормы гражданского права.

Их основой является Конституция Российской Федерации.

Гражданско-правовые нормативные акты (ст. З ГК РФ) подразделяются на «гражданское законодательство» и «иные гражданско-правовые акты» (подзаконные).

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодательным органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к «иным правовым актам (подзаконным).



Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

«Иные федеральные законы» - в отличие от Гражданского кодекса содержат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского права (например, "О несостоятельности (банкротстве), "Об автономных учреждениях" и др.).

Иные (отельные) федеральные законы должны соответствовать гражданскому кодексу.

Иные нормативно-правовые акты» - это Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского законодательства, а также акты министерств и ведомств.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законодательства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной вла- стью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае про- тиворечия Указа Президента или постановления Правительства за- конодательству (Гражданскому кодексу или другому закону) - при- меняется соответствующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основании и во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между «иными правовыми актами» есть субординация.

К гражданско - правовым актам относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут приниматься лишь в случаях и пределах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами президента или правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конституция в понятие «законодательство» вкладывает более широкое содержание), кроме жилищного, находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы. Жилищное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Особенности гражданско-правовых нормативных актов.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные гражданско - правовые акты.

2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма- это норма, «которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» п.4 ч.2 ст. 421 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед нормой права: стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение аналогии закона и аналогии права (ст.6 ГК РФ).

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если они не противоречат императивным нормам или договору) - ст.5 ГК РФ.

5. В гражданском праве действует особое правило о допустимости обратной силы актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ ).

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

В Российской Федерации нормативный правовой акт является основным источником гражданского права.

Конституция РФ признается основным законом государства, обладающим высшей юридической силой. Данный акт, во-первых, устанавливает основные принципы гражданского права, во-вторых, содержит нормы, относящиеся к основным гражданско-правовым институтам (ст. ст. 8, 34-36, 44 и др. Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, следовательно, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы.

Гражданское законодательство - это основная группа источников отечественного гражданского права, которая представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданское законодательство основывается на тех же принципах и выполняет те же функции, что и гражданское право.

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, являющие предметом гражданского права.

Центральное место среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс Российской Федерации , поскольку является основным нормативным актом гражданского законодательства. Нормы гражданского права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ГК РФ, в противном случае они применяться не могут (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ, других федеральных законах и иных источниках гражданского права, необходимо руководствоваться нормами ГК РФ, если только непосредственно в самом кодексе не предусмотрено иное.

Действующий ГК РФ состоит из трех частей.

Часть первая ГК РФ (Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ) принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. Она включает в себя три раздела:

Раздел I «Общие положения » имеет пять подразделов и двенадцать глав: 1) Основные положения (глава 1. Гражданское законодательство; глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав); 2) Лица (глава 3. Граждане (физические лица); глава 4. Юридические лица; глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством); 3) Объекты гражданских прав (глава 6. Общие положения; глава 7. Ценные бумаги; глава 8. Нематериальные блага и их защита); 4) Сделки и представительство (глава 9. Сделки; глава 10. Представительство. Доверенность); 5) Сроки. Исковая давность (глава 11. Исчисление сроков; глава 12. Исковая давность).



Раздел II «Право собственности и другие вещные права » представлен восьмью главами: (глава 13. Общие положения; глава 14. Приобретение права собственности; глава 15. Прекращение права собственности; глава 16. Общая собственность; глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю; глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения; глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления; глава 20. Защита права собственности и других вещных прав).

Раздел III «Общая часть обязательственного права » имеет два подраздела и девять глав: 1) Общие положения об обязательствах (глава 21. Понятие и стороны обязательства; глава 22. Исполнение обязательств; глава 23. Обеспечение исполнения обязательств; глава 24. Перемена лиц в обязательстве; глава 25. Ответственность за нарушение обязательств; глава 26. Прекращение обязательств); 2) Общие положения о договоре (глава 27. Понятие и условия договора; глава 28. Заключение договора; глава 29. Изменение и расторжение договора).

Часть вторая ГК РФ (Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает в себя Раздел IV «Отдельные виды обязательств », состоящий из 31 главы (глава 30. Купля-продажа; глава 31. Мена; глава 32. Дарение; глава 33. Рента и пожизненное содержание с иждивением; глава 34. Аренда; глава 35. Наем жилого помещения; глава 36. Безвозмездное пользование; глава 37. Подряд; глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; глава 39. Возмездное оказание услуг; глава 40. Перевозка; глава 41. Транспортная экспедиция; глава 42. Заем и кредит; глава 43. Финансирование под уступку денежного требования; глава 44. Банковский вклад; глава 45. Банковский счет; глава 46. Расчеты; глава 47. Хранение; глава 48. Страхование; глава 49. Поручение; глава 50. Действия в чужом интересе без поручения; глава 51. Комиссия; глава 52. Агентирование; глава 53. Доверительное управление имуществом; глава 54. Коммерческая концессия; глава 55. Простое товарищество; глава 56. Публичное обещание награды; глава 57. Публичный конкурс; глава 58. Проведение игр и пари; глава 59. Обязательства вследствие причинения вреда; глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения).



Часть третья ГК РФ (Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ) принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она включает в себя два раздела и восемь глав.

Раздел V «Наследственное право » представлен пятью главами (глава 61. Общие положения о наследовании; глава 62. Наследование по завещанию; глава 63. Наследование по закону; глава 64. Приобретение наследства; глава 65. Наследование отдельных видов имущества).

Раздел VI «Международное частное право » имеет три главы (глава 66. Общие положения; глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц; глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям).

Значительное место среди источников гражданского права принадлежит федеральным законам . Принятие некоторых федеральных законов предусмотрено непосредственно в ГК РФ (ст. ст. 47, 107, 131 и др.). Как правило, это специальные законодательные нормативные акты, призванные регулировать определенную группу общественных отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирование (к примеру, Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» и др.).

Хотя в соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) и ГК РФ (п. 1 ст. 3) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, и, по общему правилу, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы, содержащие гражданско-правовые нормы, необходимо оговорить, что если нормы, являющиеся, по сути, нормами гражданского права, но вследствие специфики регулируемых ими общественных отношений входящие в комплексные по характеру отрасли законодательства (семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство), могут издаваться как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 76) и ГК РФ (п. 2 ст. 3) такие нормы, принимаемые на уровне субъекта Российской Федерации, должны соответствовать ГК РФ и иным федеральным законодательным актам.

Кроме того, Российская Федерация вправе делегировать субъектам РФ в одностороннем порядке или по договору право на принятие законов и иных нормативных актов по отдельным видам отношений, являющихся предметом гражданского права.

Отношения, подпадающие под гражданско-правовое регулирование, могут регулироваться также подзаконными нормативными актами , которые также являются источниками гражданского права. В частности, это указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. Указ Президента РФ может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда данный вопрос согласно ГК РФ или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. При этом в Указах Президента РФ могут содержаться две категории норм гражданского права: 1) нормы, направленные на конкретизацию федеральных законов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; 2) нормы, предназначенные непосредственно для регулирования отношений, по которым либо еще не приняты федеральные законы, либо и не предполагается их принятия (ввиду отсутствия такой необходимости).

На основании и во исполнение ГК РФ, иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие гражданско-правовые нормы. Правительство РФ в сфере хозяйственной деятельности принимает большое количество нормативных актов комплексного характера, содержащих нормы гражданского права.

Кроме того, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами.

В случае противоречия указа Президента РФ, постановления Правительства РФ или нормативного акты министерства или иного федерального органа исполнительной власти ГК РФ или иному федеральному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.

На сегодняшний день для регулирования отдельных видов отношений применяются нормативные акты СССР и РФ, принятые до введения в действие ГК РФ. Однако такие акты применяются лишь в части, не противоречащей гражданскому законодательству, принятому позднее, и лишь до принятия соответствующих нормативных актов.

Так, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и иные акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы» и от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ.

Изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью второй ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, в также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй ГК РФ.

Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

И, наконец, согласно статье 4 Федерального закона РФ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ.

Изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части третьей ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц . В соответствии с действующим законодательством любое юридическое лицо имеет право принимать нормативные акты, призванные регулировать соответствующие внутриорганизационные отношения. Такие акты применяются по вопросам создания и прекращения деятельности юридических лиц, управления в организации, компетенции ее органов управления ответственности участников и руководителей и пр.

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативно правовых актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одним и тем же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами и подзаконными актами.

Среди законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. В ст. 76 Конституции РФ выделяются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы иногда их называют законы текущего законодательствования. Конституция РФ (Основной Закон), как федеральный конституционный закон обладает в сравнении с другими наиболее высокой юридической силой, среди норм различных отраслей права в ст. 35,36 Конституции РФ содержатся нормы, составляющие основу гражданско-правового регулирования отношений собственности, а в ст.ст. 20-25 гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений граждан на территории Российской Федерации; Особое место в системе отраслевого законодательства занимает ГК РФ, являющийся базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории России. Гражданский кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Гражданский Кодекс, как основной отраслевой законодательный акт, призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественных и личных отношений; Специальные Основы, Кодексы и Законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права: "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде". "Кодекс торгового мореплавания Союза ССР", Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Закон РФ "О страховании", Патентный Закон РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и т.п. Источниками гражданского права являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, правила и т. п.). Указы Президента Российской Федерации. Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом. Постановления Правительства РФ. Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Нормативные акты министерств и ведомств - ведомственные нормативные акты. Такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.



Обычай как источник гп.

Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая.

В ст. 5 ГК дается определение обычая делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила гражданского процесса и способы доказывания. Однако обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.



В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Наряду с обычаями во многих статьях ГК говорится об "обычно предъявляемых требованиях", которыми надлежит руководствоваться. В одних случаях этот термин дополняет отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992), в других употреблен самостоятельно (ст. 484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.

Однако обычай - это дополнительный источник права, когда он соответствует указанным в ст. 5 ГК признакам и в законе это прямо и ясно оговорено. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и не должны приравниваться к обычаям.

Вопрос о содержании и применении обычно предъявляемых требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора. На основании обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такая их трансформация должна быть признана юридической практикой, прежде всего судебной, и получить подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

Значение судебной практики.

Вопрос отнесения к числу источников гражданского права разъяснения Пленума Верховного Суда РФ является спорным. Некоторые авторы полагают, что Верховный Суд РФ может осуществлять только официальное толкование законодательства, но сам правотворчеством не занимается. В случае обнаружения пробелов в законодательстве он может воспользоваться правом законодательной инициативы, предусмотренной Конституцией РФ.

В какой-то мере с приведенным суждением согласиться можно, и все же его авторы смешивают сущее с должным. Жизнь чрезвычайно многообразна, практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании существующих норм права невозможно, но возникающие здесь проблемы имеют, как правило, частный характер, поэтому пользоваться правом законодательной инициативы просто нецелесообразно. В таких случаях обнаруженный пробел можно восполнить с помощью разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Практика порождает неразрешимые вопросы даже тогда, когда речь идет о применении норм новейшего законодательства.

Сущность и многообразие отношений, возникающих в сфере экономического оборота, приводят к тому, что законодатель, не имея возможности предусмотреть все возникающие здесь жизненные ситуации, формулирует правило об аналогии закона и аналогии права.

Гражданское законодательство постоянно совершенствуется, обновляется и улучшается, однако практика подчас выдвигает такие вопросы, которые решить на основании действующих норм права невозможно. И тогда судебно-арбитражные органы прибегают к аналогии закона или права.

Аналогия закона предполагает такую ситуацию, при которой возникший спор имеет типичный имущественный характер, однако норм права, рассчитанных на подобный казус, нет; правоприменительный орган рассматривает этот спор на основании правил, регулирующих сходные общественные отношения. А если их нет? Тогда используется аналогия права. Под аналогией права понимается закрепленная в законе возможность при рассмотрении гражданского правового спора исходить из общих начал и смысла законодательства. Аналогия в гражданском праве используется, таким образом, для восполнения возникших пробелов. Она не имеет широкого применения, ибо со временем пробел устраняется путем принятия необходимой нормы права.

Нормы гражданского законодательства нередко применяются при рассмотрении трудовых и семейных споров.

По общему правилу действие его норм не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, к таким отношениям после принятия нового ГК должны были применяться правила прежнего гражданского законодательства, в частности ГК 1964 г. Общее правило применено и к длящимся правоотношениям, т.е. к таким, которые возникли до принятия нового гражданского закона и продолжаются после вступления его в силу. Положения нового закона распространяются лишь на права и обязанности, возникшие после вступления в силу нового закона.

§ 2. нормативные акты гражданского права

Сущность, содержание и соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права». Права и обязанности юридического лица и ликвидационной комиссии, отличия их правосубъектности. Рубрика Государство и право Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 01.03.2012 Размер файла 22,3 K Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.


Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

Важно

Такие отношения должны быть урегулированы даже при отсутствии в законодательстве нормы, непосредственно к ним относящейся. Для восполнения таких пробелов в гражданско-правовом регулировании применяется аналогия. В зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различается аналогия гражданского закона и аналогия гражданского права.


Для применения аналогии закона характерно следующее (ст. 6 ГК РФ): 1) наличие пробела в законодательстве; 2) неурегулированность данного отношения соглашением сторон; 3) отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота; 4) наличие нормы закона, регулирующей сходные отношения и не противоречащей природе данного отношения, которая и будет правовой основой принятия решения. Аналогия гражданского права: 1. Применяется также при наличии условий, указанных в пп.

Гражданское законодательство

  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

Гражданско-правовые нормативные акты

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ. Гражданское законодательство Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.
2 ст. 3). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст.

Яркой иллюстрацией «иного порядка» является вступление в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 года. Во-первых, особенности вступления в силу первой части ГК РФ были определены отдельным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-вторых, основная часть разделов и глав ГК была введена в действие с 1 ян­варя 1995 года.

Гражданское право

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК). Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст.
12 ГК), т. е.

Источники гражданского права

Гражданский кодекс как основной источник гражданского права Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, которые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР).
Основными началами гражданского законодательства являются: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).

Гражданское законодательство это:

Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права. В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых Национальный банк Украины выступает не только как ссудодатель, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих банков и иных организаций.

Однако приведенный пример этого не подтверждает.

Гражданско правовые нормативные акты

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
  2. Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
  4. Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения.

Гражданско правовые нормативные акты и деловые обыкновения

Внимание

Поэтому оно включает в себя все нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения на началах равных правовых возможностей их участников, за исключением тех гражданско-правовых норм, которые решают специфические вопросы указанных отношений в соответствующих сферах общественной жизни (предпринимательство, труд, семья и др.) Последние вместе с рядом норм публичного права, действующими в этих же сферах общественной жизни, образуют самостоятельные отрасли законодательства. Однако содержащиеся в законодательстве определения права собственности, обязательства, сделки, исковой давности и другие являются отправными и для этих отраслей законодательства. ‘ См.: Влас И.И. Отношения в сфере предпринимательства как отношения гражданского права.


В кн: «Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин». Харьков, 1993. С.