ЕКС: Социальный педагог

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.

  • Вопрос № 15. Роль игры в учебном процессе
  • Вопрос № 16. Урок как основная форма организации обучения в школе. Типы и структура урока
  • Вопрос № 17. История развития форм организации обучения
  • Вопрос № 18. Управление системой образования в рф. Система внутришкольного управления
  • Вопрос № 19. Приемы устного и письменного опроса по социологии в школе.
  • Вопрос № 20. Средства наглядности на занятиях по социологии.
  • Вопрос № 21. Методы диагностики знаний учащихся по социологии.
  • Вопрос № 22. Реферат, доклад и контрольная работа по социологии.
  • Вопрос № 23. Тесты, социологические турниры и учебные кроссворды: методика их применения.
  • Вопрос № 24. Организация домашней работы учащихся.
  • Вопрос № 25. Система образования в рф
  • Вопрос №27. Основные направления инновационной деятельности в современном образовании. Понятие пед эксперимента. Анализ реального опыта.
  • Вопрос № 28. Формы и методы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; ответственность общества за их воспитание.
  • Вопрос № 29. Тестирование в системе образования: сущность метода, его оценка и перспективы использования.
  • Вопрос № 30. Методы диагностики коллектива учащихся
  • Вопрос № 31. Основы социальной педагогики.
  • Вопрос № 32. Педагогическая диагностика: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 33. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи.
  • Тема 1. Моя жизнь, ее ценность и смысл (4 часа).
  • Тема 2. Кто меня окружает (4 часа)?
  • Тема 3. Общество, в котором я живу (4 часа).
  • Тема 4. Что я знаю о явлениях общественной жизни? (6 часов)
  • Тема 5. Что и как я делаю в обществе? (образ моей жизни) (4 часа)
  • Тема 6. Мои обязанности и права в обществе (2 часа).
  • Тема 7. Моя жизнь как арена творчества (6 часов).
  • Тема 8. Игровой практикум (6 часов).
  • Часть I. Социология о природе и дифференциации общества (10 класс)
  • Тема 5. Первое "погружение" социологии в реальность: общество в
  • Тема 27. Стратегия жизни в системе социального ориентирования
  • Тема 28. Модели жизнедеятельности людей в обществе (3 часа).
  • Тема 29. Социальные технологии как средства оптимизации жизнедеятельности людей (3 часа).
  • Тема 30. Социология в моей жизни (социологическая игра "социум-2") (6 часов).
  • Вопрос 34. Программа курса социологии: её роль, основные элементы и порядок составления (на примере одной из социологических дисциплин).
  • Вопрос 35. Культура речи. Особенности публичной речи преподавателя.
  • Вопрос 36. Лекция по социологии. Примерный план лекции по одной из социологических дисциплин.
  • Вопрос № 38 Социологический практикум.
  • Вопрос №39. Методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору)
  • Вопрос №40. Методы диагностики личности учащегося
  • Вопрос № 41. Дидактическая модель и структура содержания учебного предмета «Социология»
  • Вопрос № 43. Особенности и система социологического образования
  • Вопрос № 44. Роль образования в социализации личности
  • Вопрос № 45. Учебные игры и методика их проведения на занятиях по социологии
  • Вопрос № 47. Закон «Об образовании» и его значение для развития системы образования
  • 1. Государственные / Федеральные
  • 2. Ведомственные
  • 3. Региональные
  • 1. Основное среднее (9 классов)
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе
  • Вопрос № 50. Образовательные (учебные) технологии: понятие и виды
  • Вопрос № 52. Современные информационные технологии в образовании
  • Билет №53. Типология школьников: основания и психолого-педагогическое значение.
  • Билет №54. Сущность проблемного обучения.
  • Билет № 55. Роль сми в социализации подрастающего поколения.
  • Билет № 56. Социальная работа с людьми, освободившимися из мест лишения свободы.
  • Вопрос № 57. 1. Понятие и задачи практического занятия в несоц. Специальностях.
  • 2. Групповые и индивидуальные работы.
  • 3. Программа и занятие по социологии.
  • Вопрос № 58. Предмет и объект социальной педагогики.
  • 2. Сущность социализации.
  • 3. Механизмы и агенты социализации.
  • Вопрос № 59. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета
  • 2. Экзамен как форма контроля знаний.
  • Вопрос № 60. Роль религии в воспитании
  • 1. Роль и функции религии в воспитании.
  • 2. Религия как субъект социально – педагогической деятельности.
  • 3. Принципы соц. – пед. Деятельности в конфессии:
  • Вопрос 61. Контроль в структуре учебно-воспитательного процесса.
  • Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности.
  • Вопрос № 63. Особенности профессиональной деятельности учителя-преподавателя, его профессиональная карьера. Методы диагностики профессиональных качеств учителя (преподавателя).
  • Вопрос № 64: Формы и методы организации самостоятельной и факультативной работы студентов.
  • Вопрос № 49. Функции социального педагога в школе

    Социальный педагог - это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая.

    Социальные педагоги осуществляют связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживают связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

    Основу их деятельности составляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей. Они оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

    Главной направленностью деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для активизации, развития и реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков.

    Социальный педагог включает клиентов (и детей, и взрослых) в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы. Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого подростка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать.

    Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. Решая эту задачу, социальный педагог содействует становлению и развитию у детей и взрослых общей системы интересов и ценностей. Социальный педагог заботится о возрождении, сохранении и развитии духовных ценностей старшего поколения, традиций народной педагогики, культуры. Его социальная активность, умение находить общий язык с детьми, людьми старшего поколения, людьми разных интересов и увлечений помогает создавать атмосферу внимательной и взаимной заботы.

    Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и “выводит” на их решение социальных работников, специалистов профессионального уровня различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к совместной деятельности, помогает детям и подросткам использовать личные ресурсы, возможности микросоциума для преодоления трудностей.

    Заботясь об укреплении семьи, развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала, социальный педагог направляет усилия на развитие, оздоровление и нормализацию отношений в семье, ее микросоциуме по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты и гуманизма, милосердия.

    Социальный педагог содействует организации различного вида социальных услуг семьям: психолого-педагогических, развивающих, оздоровительных, медицинских, реформаторского характера, информационно-справочных, благотворительных, социально-бытовых, юридических. Социальный педагог организует разнообразные формы поддержки семьи. Организует лекции, консультации по проблемам семейного воспитания, постоянно действующий семинар по семейной педагогике, проводит семинары, встречи, родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания. Социальный педагог разрабатывает сценарии праздников, значимых для семьи, организует выполнение заказов семей на их проведение. Организуя различные виды деятельности взрослых и детей в социуме, социальный педагог исходит из потребностей и интересов своих подопечных, их интеллектуальных и культурных возможностей, социокультурных возможностей среды.

    Оказывая профессиональную помощь подросткам и их родителям в решении личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы социальная помощь носила активный характер, включает в социальную работу самих же подростков и членов их семей. Представляя и защищая интересы подростков, например, во взаимоотношениях со школой и различными государственно-общественными структурами, в некоторых случаях с семьей, социальный педагог разворачивает навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных учреждений и организаций, интегрирует и устраняет разобщенность, обеспечивает педагогическую целесообразность их деятельности не вообще, а на конкретно-личностном уровне, обращая особое внимание на жизненный уклад, потребности и проблемы тех групп населения, которые оказались социально незащищенными в современных условиях.

    Разнообразие проблем в подростковой среде, социуме, в целом от социального педагога требует конкретных действий в конкретных ситуациях. В практике определились основные этапы практической деятельности социального педагога независимо от специализации.

    Первый (подготовительный): введение в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педагога – знакомство с подростками с девиантным поведением, подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию, их социумом, факторами среды, установление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности, а также выявляет уровень социальной активности различных групп подростков, состояние социальной работы с ними. В дальнейшем он создает карту диагностики социума, своеобразную характеристику семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности, возможности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога.

    Второй (организационный): сбор и анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд, вживание в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определению приоритетов в создании системы социальной педагогики, организации разнообразной деятельности подростков в микросоциуме. Он определяет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных служб, формирует актив добровольных помощников, организует непосредственную деятельность среди населения с семьей. Он составляет перспективный план социально-педагогической работы, изучает применительно к своим подопечным возможности работы клубов, кружков, учреждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей; систематизирует результаты диагностических и социологических исследований; фиксирует наличие проблем и намечает пути их решения; ведет рабочий дневник.

    На третьем этапе совершенствует характер своей работы, различные ее компоненты (наблюдение, консультирование, помощь, методы “вмешательства”). Вместе с педагогическими работниками, психологами изучает и анализирует сложные ситуации.

    МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Диапазон методов работы социального педагога мно­гообразен; рассмотрим первостепенные.

    Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а об­щение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постарать­ся узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребя­тах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки по­могут обратить внимание и на пассивных.

    Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или ре­зультаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

    Поможет составить представление о ребенке изучение его био­графии, его поступков и мотивов.

    Исследователи выделяют еще метод социометрии, при ко­тором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состоя­ния ребенка.

    При изучении ребенка педагог не может обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследо­ватели называют «ядром ребенка».

    СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ (должностная инструкция)

    1. Общие положения

    1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по социальной защите и охране детства, старшего вожатого или классного руководителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы.

    1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.

    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по социальной защите и охране детства.

    1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются

    Классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.

    1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом РФ, указами Президента РФ, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы, трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

    2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

    2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

    2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

    2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

    3. Должностные обязанности

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует:

    Личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;

    Перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;

    Ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.

    3.2. Прогнозирует

    Последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;

    Тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.

    3.3. Планирует и организует

    Процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям;

    Мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;

    Сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;

    Систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;

    Систему контроля за ходом проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям.

    3.4. Координирует:

    Совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;

    Взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.

    3.5. Руководит:

    Деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;

    Созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    3.6. Контролирует

    Реализацию проектов и программ социальной адаптации; ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;

    Выполнение принятых решений в области социальной адаптации;

    Дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.

    3.7. Корректирует

    Ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    3.8. Разрабатывает

    Нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;

    Отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.

    3.9. Консультирует

    Родителей (законных представителей) и классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

    Лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой, по вопросам социальной адаптации.

    3.10. Содействует

    Созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;

    Установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Принимать участие:

    В разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;

    В разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;

    В разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

    В ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.

    4.2. Вносить предложения:

    О создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;

    О начале, прекращении иди приостановлении конкретных проектов н программ социальной адаптации.

    4.3. Устанавливать от имени школы

    Деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.

    4.4. Запрашивать

    Для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.

    4.5. Контролировать и оценивать

    Ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривают профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

    4.6. Требовать

    От участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер) социальной адаптации учащихся.

    4.7. Давать

    Обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу. классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу.

    4.8. Привлекать

    К дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.9. Повышать

    Свою квалификацию,

    5. Ответственность

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    Социальный педагог:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

    6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора по социальным вопросам и охране детства письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

    6.4. Получает от директора школы, заместителя директора по социальным вопросам и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.

    6.7. Исполняет обязанности заместителя директора школы по социальным вопросам и по воспитательной работе в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

    Педагогический коллектив МОУ СОШ №34

    Место работы, должность:

    МОУ СОШ №34, г. Владимир

    Владимирская область

    Характеристики ресурса

    Уровни образования:

    Начальное общее образование

    Основное общее образование

    Среднее (полное) общее образование

    Дополнительное образование детей

    Специальное (коррекционное) образование

    Школы-интернаты, детские дома

    Все классы

    Предмет(ы):

    Валеология (здоровый образ жизни)

    Педагогика

    Социология

    Целевая аудитория:

    Методист

    Педагог дополнительного образования

    Педагог-психолог

    Социальный педагог

    Учащийся (студент)

    Учитель (преподаватель)

    Тип ресурса:

    Методическая разработка

    Нормативный документ

    Краткое описание ресурса:

    Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Социальный педагог.

    педагогический коллектив
    МОУ СОШ №34

    Г. Владимир

    Должностные инструкции участников
    ППМС сопровождения образовательного процесса

    Социальный педагог

    I. Общие положения

    1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики социального педагога, утверждённой Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ, согласованного с Минтруда РФ и в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
    1.2. Социальный педагог относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее - МОУ СОШ).
    1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется директору школы в рам-ках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Службы сопровождения), куратору Службы МОУ СОШ.
    1.4. Социальный педагог является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
    1.5. В должности социального педагога МОУ СОШ может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Социальная педагогика" или прошедший переподготовку по специальности в объеме не менее 1200 часов, без предъявления требований к стажу работы.

    1.6. В своей деятельности социальный педагог руководствуется

    • Конституцией РФ;
    • Декларацией прав и свобод человека;
    • Законом РФ "Об образовании";
    • Законодательством РФ по вопросам образования;
    • Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
    • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
    • решениями Правительства Российской Федерации;
    • "Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997, № 288 (в редакции от 23.12.2002);
    • Уставом, локальными правовыми актами МОУ СОШ;
    • Правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
    • Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос-ти и противопожарной защиты;
    • Настоящей инструкцией и трудовым договором;
    • Договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

    Предлагаемый перечень может быть дополнен
    нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.

    1.7. Социальный педагог должен знать

    • Конституцию РФ;
    • Конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Закон РФ "Об образовании";
    • Законодательство РФ по вопросам образования;
    • Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
    • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
    • Базисную программу обучения и воспитания детей;
    • Инновационные программы нового поколения, реализуемые в образовательном учреждении;
    • возрастную педагогику и психологию;
    • современные методы и приемы по оказанию различных видов социальной поддержки детям;
    • новейшие достижения социальной педагогики и практики.

    1.8. Оплата труда социального педагога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
    1.9. Социальный педагог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждён-ному директором МОУ СОШ.

    II. Функции

    2.1. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование социальных знаний, умений, навыков, социально-значимых качеств личности, способствующих успешной социализации ребёнка (профилактика явлений дезадаптации).
    2.2. Реализация мер социальной помощи учащимся, защита их прав на полноценное развитие и образование в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка.
    2.3. Практическое использование апробированных методик с целью выявления деформаций в социальном развитии ребёнка и своевременном оказании ему социальной помощи в конкретной жизненной ситуации.
    2.4. Установление сотрудничества с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, с органами социальной защиты, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы детей.
    2.5. Оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам по проблемам социального развития воспитанников.

    III. Должностные обязанности

    Социальный педагог обязан
    3.1. Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.
    3.2. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательно процесса.
    3.3. Изучать проблемы социального развития школьников и их ближайшего социального окружения; своевременно оказывать помощь в их преодолении. Обследовать учащихся, составлять по результатам обследования заключения, на их основе - создавать рекомендации для специалистов, педагогов и родителей по преодолению выявленных проблем в социально-личностном развитии ребенка.
    3.4. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимать меры по социальной защите и оказанию социальной помощи, реализации прав и свобод школьников.
    Организовывать различные виды социальноценной деятельности учащихся и взрослых, коррекционно-диагностическую и воспитательно-образовательную работу по определенной программе, направленной на развитие социальных инициатив, обеспечение дальнейшей готовности и социальной адап-тации учащихся к школьному обучению.
    3.5. Информировать администрацию МОУ СОШ и органы власти о нарушении прав детей.
    3.6. Выступать посредником между воспитанниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом) процесса сопровождения, а также семьей, социальной средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
    3.7. Взаимодействовать с педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников, специалистами социальных, семейных служб, с благотворительными и иными организациями в оказании помощи учащимся: нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, с девиантным поведением, попавшими в экстремальные и тяжелые жизненные ситуации.
    3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
    3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать

    • ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации школьников;
    • мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей по социальной адаптации детей;
    • сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;
    • систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по социальной адаптации учащихся;
    • систему контроля за реализацией программ социально-педагогической адаптации;
    • выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
    • дальнейшую социальную адаптацию учащихся МОУ СОШ.

    3.10. Разрабатывать и использовать

      нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах социальной адаптации учащихся;

      отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов;

    3.11. Проводить консультационную работу с воспитателями ГПД, классными руководителями, учителями, специалистами, родителями и лицами, привлекаемыми к сотрудничеству с образовательным учреждением, по задачам и специфике социального развития личности школьника в условиях МОУ СОШ и семьи.
    3.12. Участвовать

    • в деятельности методических объединений школы и города и других формах методической работы;
    • в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в школе;
    • в заседаниях Педагогического совета, Службы ППМС сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк);
    • в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

    3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения работы по социальному развитию школьников.
    3.14. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного социального сопровождения учащихся, педагогов и родителей).
    3.15. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
    3.16. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.

    IV. Права

    Социальный педагог имеет право
    4.1. Представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти.
    4.2. Информировать администрацию школы и органы власти о нарушении прав детей.
    4.3. Препятствовать принятию решений, ущемляющих права школьников.
    4.4. Требовать от администрации образовательного учреждения ока-зания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы и куратора Службы, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
    4.5. Устанавливать от имени МОУ СОШ деловые контакты с организациями, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
    4.6. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня социального развития школьников.
    4.7. Свободно выбирать и использовать оптимальные средства, формы и методы социально- педагогической работы, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские методики социального развития и оказания социальной помощи детям.
    4.8. Принимать участие

    1. в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
    2. в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
    3. в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
    4. в работе городских и областных семинаров, совещаний, конференций социальных педагогов.

    4.7. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.
    4.8. Защищать профессиональную честь, достоинство и свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисцип-линарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогической этики, на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
    4.9. Повышать профессиональную квалификацию, аттестовываться на соответствующую квалификационную категорию на добровольной основе и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.
    4.10. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях МОУ СОШ с родителями.

    V . Ответственность

    5.1. Социальный педагог в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ, распоряжений директора, куратора Службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей школы, установленных должностной инструкцией.
    За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
    5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.3. Социальный педагог несет персональную ответственность за

    • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;
    • за нарушение прав и свобод ребенка;
    • охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспитательного процесса;
    • виновное причинение школе ущерба в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей, сохранность материальных ценностей, выданных под расписку материально-ответственным лицом, имущества, находящегося в кабинете соци-ального педагога;
    • конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведе-ний;
    • необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего, результаты работы, проводимой по социальному сопровождению детей;
    • ведение документации и ее сохранность;
    • за реализацию не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

    VI. Взаимоотношения. Связи по должности

    6.1. Получает от директора школы и куратора Службы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
    6.2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, с родителями, представителями органов опеки, попечительства и социальной защиты, с общественными организациями и учреждениями.
    6.3. Социальный педагог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, классными руководителями и специалистами МОУ СОШ по реализации задач социального развития ребёнка и охране его прав.
    6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
    6.5. Информирует куратора Службы и директора школы о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
    6.6. Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы МОУ СОШ и Службы). Планы согласуются с руководителем и специалистами Службы и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода).
    6.7. Предоставляет директору школы и куратору Службы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года.
    6.8. Входит в состав методического объединения социальных педагогов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
    6.9. Передает администрации МОУ СОШ информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях и др.
    6.10. Подотчетен Совету педагогов, Координационно-методическому совету Службы.
    Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей, социальный педагог сотрудничает с другими педагогами и специалистами МОУ СОШ и регулярно обменивается следующей информацией.

    Получает информацию

    от директора образовательного учреждения о контингенте детей при комплектовании групп, задачах годового плана работы МОУ СОШ на каждый учебный год, нормативных документах (в том числе и должностной инструкции), состоянии учебно-воспитательной работы школы, и правилах внутреннего трудового распорядка.
    От заместителя директора по УВР о состоянии учебно-воспитательной работы МОУ СОШ, ежемесячном и перспективном планировании работы, расписании занятий.
    От куратора Службы о плане работы Службы на каждый учебный год, о количестве детей, нуждающихся в социальном сопровождении, заявках на ПМПк.
    От медицинских работников о состоянии здоровья детей.
    От педагога-психолога о психологических особенностях развития детей, методические рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии.
    От учителя-логопеда об уровне речевого развития, специфических рече-вых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.


    От учителя-дефектолога об уровне интеллектуального и сенсорного развития, специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
    От классных руководителей, педагогов, воспитателей ГПД об усвоении программного материала, индивидуальных особенностях детей, взаимоотношениях между детьми и их родителями.
    От учителя по физической культуре об особенностях физического развития детей и их поведении на занятиях.

    Передает информацию

    директору МОУ СОШ о перспективном планировании работы, отчёт о выполнении плана работы, циклограмму рабочего времени.
    Заместителю директора по УВР результаты диагностики социального развития детей в начале и в конце учебного года (о количестве детей (семей), нуждающихся в индивидуальном социальном сопровождении), циклограмму работы на учебный год, перспективное и календарное планирование, отчёт о выполнении плана работы.
    Куратору Службы представления-характеристики на детей, взятых на ППМС сопровождение, списки детей с деформациями в социальном развитии.
    Медицинским работникам о детях, нуждающихся в дополнительном медицинском обследовании, состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии.
    Педагогу-психологу списки детей с деформациями в социальном развитии.
    Учителю-логопеду
    Учителю-дефектологу рекомендации по работе с детьми с нарушением в социальном развитии.
    Воспитателю ГПД, классному руководителю, педагогам об особенностях организации учебно-воспитательной работы с детьми, взятых на социальное сопровождение, рекомендации по работе с детьми с нарушением в социальном развитии и их родителями.

    Документация

    • Перспективный план работы на учебный год.
    • Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми, родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
    • Циклограмма рабочего времени.
    • Учет диагностических обследований детей и родителей.
    • Учет посещаемости детьми занятий социального педагога.
    • Анализ работы за год.

    Обычно в школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации (директором и его заместителями по учебной части). Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный, в школе еще есть психолог, социальный педагог, инженер по технике безопасности и завуч по воспитательной работе. Часто родители даже не знают, что входит в их должностные обязанности и с какими вопросами они могут к ним обращаться за помощью.

    В этой статье рассмотрим, что делает социальный педагог и какие у него обязанности в школе.

    Кто такой социальный педагог в школе?

    Социальный педагог – это человек, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.

    Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей.

    Работа социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

    Должностные обязанности социального педагога в школе

    Основными функциями, от которых зависит, чем занимается социальный педагог, являются:

    • создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
    • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
    • осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»
    • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости
    • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
    • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
    • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
    • организация профилактики употребления психоактивных веществ.

    Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

    Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

    Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

    Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, детям очень нужна социально-психологическая помощь.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога его обязанности могут быть возложены на классного руководителя из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.

    1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

    1.4. Социальному педагогу непосредственно подчиняются:

    • классные руководители (по социальным вопросам, по вопросам, бесплатного питания).

    1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым
    положением об общеобразовательном учреждении», Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства
    Российской Федерации, и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся:
    административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также
    Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    2. ФУНКЦИИ

    Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

    2.1. организация и осуществление комплекса мероприятий по развитию и социальной защите личности обучающихся в школе и по месту жительства;

    2.2. изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся *^ и ее микросреды, условий жизни;

    2.3. выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи:

    2.4. установление и обеспечение сотрудничества с органами социальной защиты.

    2.5. организация в школе социальных проектов и программ, руководство ими и
    контроль над их развитием;

    2.6. организация и контроль качества горячего питания в школе.

    3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

    Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. анализирует:

    • личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
    • перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
    • ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся, а так же социальных проектов;
    • условия жизни, трудности, потребности учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
    • деятельность учащихся в социальных проектах и программах;

    3.2. прогнозирует:

    • последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;
    • тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы;

    3.3. планирует и организует:

    • процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, а так же социальных проектов и программ;
    • мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;
    • сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, а так же имеющих проблемы по социальной адаптации;
    • бесплатное, льготное питание учащихся;
    • систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления социальных проектов и программ;
    • работу классных руководителей выпускных классов по сбору информации о трудоустройстве выпускников;

    3.4. руководит:

    • деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся;
    • созданием установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
    • деятельностью участников социальных проектов и программ;
    • работой общешкольных коллегиальных органов, курирующих проблемы социальной зашиты (совет профилактики, наркопост, соответствующих комиссий Управляющего совета и т.п.);
    • созданием благоприятной обстановки в школе по отношению к детям из многодетных и социально незащищенных семей;

    3.5. контролирует:

    • реализацию проектов и программ социальной адаптации учащихся;
    • ресурсное обеспечение школьных проектов и программ социальной адаптации учащихся;
    • выполнение принятых решений в области социальной адаптации и защиты;
    • деятельность участников социальных проектов и программ;
    • полное и рациональное использование средств на питание;
    • всеобуч в рамках обязательного основного общего образования;
    • дальнейшее получение образования, трудоустройство и социальную адаптацию выпускников школы;
    • согласование по бесплатному (льготному) питанию с классными руководителями, школьной столовой и с УО;

    3.6. разрабатывает и оформляет:

    • нормативные документы для участников школьных проектов и программ социальной адаптации учащихся;
    • социальный паспорт школы, отдельные фрагменты программы развития школы и других стратегических документов;
    • образцы документов необходимых для оформления бесплатного и льготного питания, пособий и т. п.;
    • приказы и другую документацию по питанию и оказанию материальной помощи;

    3.7. консультирует:

    • родителей (законных представителей), классных руководителей по вопросам социальной адаптации учащихся;

    4. ПРАВА

    Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. присутствовать:

    • на любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, предупредив об этом педагога не позднее, чем накануне (без права входить в помещение после начала мероприятия и делать педагогу замечания);

    4.2. давать:

    • обязательные распоряжения классным руководителям;

    4.3. привлекать:

    • к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

    4.4. принимать участие в:

    • разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
    • разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;
    • разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
    • ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся;
    • в принятии решений Педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления;

    4.5. вносить предложения: I

    • о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;
    • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ социальной адаптации учащихся;

    4.6. устанавливать от имени школы:

    • деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся;

    4.7. запрашивать:

    4.8. приглашать:

    • от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об особенностях социальной адаптации их детей;

    4.9. контролировать и оценивать:

    • ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето нате из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий;

    4.10. требовать:

    • от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ социальной адаптации учащихся (носящих обязательный характер);

    4.11. повышать:

    • свою квалификацию.

    5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей Инструкцией, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, связи по ДОЛЖНОСТИ
    Социальный педагог:

    6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

    6.2. планирует свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль под руководством своего непосредственного руководителя. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

    6.3. представляет своему непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля;

    6.4. получает от директора школы, заместителя директора (социальная защита) и заместителя директора (воспитательная работа) информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

    6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы;

    6.6. информирует администрацию школы о трудностях, возникших на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся;

    6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы (социальная защита), классных воспитателей, классных руководителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.

    Примечания:

    1. Название должности «Социальный педагог» соответствует названию должности в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)» и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости». Именно эта должность и должна быть вписана в трудовую книжку сотрудника.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПО РАЗРЯДАМ ОПЛАТЫ.

    7 разряд - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

    8 разряд - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

    9 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

    10 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или среднее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 10 лет;

    11 разряд - высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;