Разработка карточек пожаротушения. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК

ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ 1 , общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

2. В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара 2 и карточки тушения пожара 3 .

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара 4 информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения

план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

1. Организация, порядок разработки (корректировки)

и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации 6 .

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.6. Разрабатываются ПТП (КТП) на организации (объекты) не менее двух экземпляров. Первый экземпляр находится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

2. Утверждение и согласование, учет ПТП (КТП)

2.1. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) подразделением пожарной охраны, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения пожарной охраны охраняющего (обслуживающего) данную организацию (объект).

2.2. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) или находящийся в районе выезда подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

2.3. ПТП, разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и организаций (служб) привлекаемых для тушения пожара, утверждается руководителем организации (объекта) и начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России.

2.4. КТП, разработанная на организацию (объект), охраняемой (обслуживаемой) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителем организации (объекта) и со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждаются руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и органов управления объектовых, специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

2.5. После утверждения ПТП (КТП) руководящий состав пожарной охраны и заинтересованных служб организации (объекта) ознакамливается с их содержанием.

2.6. Учет ПТП (КТП) и работы с ними отражаться в журнале установленной формы (таблица 1, приложения 3).

3. Требования к оформлению и содержанию ПТП

3.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210297 мм. (А4 (М11)).

3.2. Графическая часть ПТП выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размерами, удобными для использования в оперативной обстановке.

генеральный план – А3 (М12);

поэтажные планировки и разрезы – А4 (М11) – А3 (М12).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 420 мм. формат А1 (М24).

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 150 – М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата.

3.3. Структурные элементы ПТП:

титульный лист;

основная часть;

приложения.

3.3.1. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска. На титульном листе приводят следующие сведения: наименование организации, на которую составлен ПТП, ведомственная принадлежность и адрес, номера телефонов руководства и диспетчерской службы организации, грифы утверждения и согласования (приложение 4).

В ПТП объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.3.3. Основная часть.

Основная часть состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает следующие основные разделы:

оперативно - тактическая характеристика организации (объекта);

прогноз развития пожара;

организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений;

организация проведения спасательных работ;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации (объекта), аварийными и аварийно-спасательными службами города, населенного пункта (района), закрытого административно-территориального образования 7 ;

оперативный раздел;

требования правил охраны труда и техники безопасности;

учет использования ПТП.

Раздел «Оперативно-тактическая характеристика организации» содержит информацию о данных, способных в той или иной степени повлиять на исход развития и тушения пожара и состоит из следующих подразделов:

общие сведения об организации, где указывается следующая информация: функциональное назначение организации (объекта организации), в т.ч. перечень организаций и учреждений, входящих в его состав; площадь территории; степень огнестойкости и этажность основных зданий и сооружений; вид строительных конструкций зданий (перекрытий, стен, перегородок и т.п.);

данные о пожарной нагрузке в помещениях, особенностях технологического процесса производства, о взрывопожароопасных производствах, сведения о веществах и материалах, обращающихся в производстве, с обязательным указанием наличия радиоактивных, химических веществ, веществ, вступающих в реакцию с водой и т.п.;

система противопожарной защиты организации,где должно быть изложено описание, вид, тактико-технические характеристики систем: автоматического обнаружения и извещения о пожаре, телевизионного наблюдения, автоматического оповещения и управления эвакуацией людей, водяного пожаротушения, автоматического пожаротушения, противодымной защитой и др.;

дополнительные сведения о характеристиках электроснабжения, отопления и вентиляции.

В разделе «Прогноз развития пожара» указываются:

обоснования возможных мест возникновения пожара, которые определяются исходя из реальной обстановки в организации (на объекте) и (или) требуется привлечение наибольшее количество сил и средств для его ликвидации;

пути возможного распространения пожара;

степень угрозы жизни и здоровью людям;

места возможных обрушений строительных конструкций и оборудования, границы растекания горючих веществ и материалов, взрывов аппаратов и сосудов, находящихся (работающих) под давлением;

возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения;

параметры возможной зоны теплового воздействия;

возможные параметры пожара.

В разделе «Организация проведения спасательных работ» приводится:

численность работающих (число мест) в организации, сведения о местах нахождения и физическое состояние людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения);

сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация: о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания медицинской помощи пострадавшим.

В разделе проводится расчет времени эвакуации людей из здания. Для определения необходимости проведения спасательных работ проводится сравнительный анализ времени эвакуации и времени прибытия первых подразделений пожарной охраны.

В разделе «Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны» приводятся:

расчет необходимого количества сил и средств;

организация тушения пожаров при различных вариантах его развития, определяется на основании раздела «Прогноза развития пожара» (приложение 7);

расчетные и справочные данные, необходимые для обеспечения управления действиями подразделений пожарной охраны при пожаре;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны при различных вариантах тушения пожара.

В разделе «Организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений», излагаются:

основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала (работников) организации при возникновении пожара (табель пожарного расчета, приложение 5).

списки должностных лиц, членов формирований добровольной пожарной охраны 8 , добровольной пожарной команды 9 , членов пожарного расчета с указанием мест их постоянной работы, домашних адресов и телефонов;

инструкции на случай пожара для должностных лиц организации;

данные о дислокации аварийно-спасательных служб организации, номера их телефонов, наличие другой связи с ними;

В виде приложений в данном разделе указываются следующие сведения:

наличие и порядок использования техники и средств связи организации;

организация обеспечения средствами индивидуальной защиты участников тушения пожара.

В разделе «Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации и города, населенного пункта (района), ЗАТО» указываются следующие сведения:

состав, дислокация, порядок и время сосредоточения сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения о пожаре;

организация привлечения и связи всех участников взаимодействия;

система взаимного обмена информацией;

порядок взаимодействия всех служб, принимающих участие в тушении пожара (приложение 6);

инструкции о порядке взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации города, населенного пункта (района), ЗАТО и другими организациями;

В «Оперативном разделе» излагается:

краткая оперативно–тактическая характеристика организации (объекта организации) (приложение 8);

сводные данные расчета необходимого количества сил и средств пожарной охраны при каждом варианте тушения пожара (приложение 9, табл.1);

сведения о количестве, сил и средств пожарной охраны, времени их прибытия, типах пожарных автомобилей и их укомплектованность личным составом и специальными техническими средствами (приложение 9, табл.2);

В разделе «Требования охраны труда и техники безопасности» указываются:

требования безопасности и техники безопасности при тушении пожаров в условиях особой опасности для личного состава (в непригодной для дыхания среде, при неблагоприятных климатических условиях, при радиоактивном или химическом загрязнении и т.д.).

В разделе «Учет использования ПТП» излагаются:

сведения о применении ПТП: на пожарах; при проведении занятий по пожарно-профилактической и тактической подготовке; учениях; отметки о корректировке.

В раздел «Приложения» включаются:

расчетные и справочные материалы;

схемы возможного развития пожара;

схемы организации взаимодействия на пожаре;

схемы организации связи на сложном объекте организации;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны с указанием количества пожарных стволов (ручных, стационарных), которые можно подать от пожарных автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках;

схемы организации заправочного пункта у водоема и снабжение водой пожарных автомобилей, осуществляющих тушение пожара, способами «перекачки» и (или) «подвоза»;

математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.

3.3.4. Графическая часть ПТП включает в себя:

план-схему организации (объекта организации) на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов, водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, вариантами рациональной расстановки пожарной техники;

ситуационный план-схему организации с указанием месторасположения пункта управления ответственного руководителя работ, места сбора работников служб жизнеобеспечения организации и сосредоточения техники организации, пункты сушки, обогрева, питания личного состава подразделений пожарной охраны и работников организации участвующих в тушении пожара, заправка горюче-смазочными материалами 1 0 пожарной техники и техники организации;

поэтажные планы, разрезы 11 основных зданий и сооружений организации на которых отражаются конструктивные, объемно–планировочные и технологические особенности организации (объекта), места расположения и управления системой противопожарной защиты, отключения электроэнергии, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений и т.д.

Планы тушения пожаров . 3. Контроль...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ

    ... пожаров в зданиях повышенной этажности. М., 2006. Методические рекомендации по проведению разборов пожаров . М., 2006. Методические рекомендации по изучению пожаров . М., 2007. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ

    Пермь. 2005 г. 60. Методические рекомендации по изучению пожаров . Москва. 2007 г. 61. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров . Москва 2005. Дополнительная...

  • Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов москва 2009

    Методические рекомендации

    ... планов тушения пожаров являются начальник территориального гарнизона пожарной охраны и начальник метрополитена. Планы тушения пожаров разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями составлению планов и карточек тушения пожара ...

  • Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школыIII ...V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.

    По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением, объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.

    Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.

    Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.

    В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках, не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке. На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.

    В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.

    На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники, вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.

    На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием.названий на сноске.

    На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм. Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.

    Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах, прибывающих на случай возможного пожара и т.д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе). Оперативные карточки хранят в плотном переплете.

    Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением.

    В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро- и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.

    Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно-тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств, используемых для спасания людей.

    Оперативная карточка тушения пожара в

    (название населенного пункта)

    Района

    _____________________________________________________________________________________

    Наименование сельского (поселкового района)

    Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________

    ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________

    Расстояние от райцентра км. Маршрут следования ППЧ райцентра

    Число жилых домов __________________________________

    Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

    Характеристика особо важных объектов

    п. п.

    Наимено­вание

    Номер телефона

    Степень огнестой­кости

    Этаж­ность

    Площадь в плане

    Вместимость

    1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее – Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

    1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее – ПТП) и карточки тушения пожара (далее – КТП).

    1.3. ПТП и КТП предназначены для:

    обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

    предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

    планирования основных действий по тушению пожаров;

    повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

    информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

    1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

    2. Разработка и корректировка Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

    2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении № 1 к Методическим рекомендациям, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

    Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

    2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее – Перечень) (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

    2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

    2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

    2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

    2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

    2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

    2.8. Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

    3. Составление и корректировка ПТП и КТП.

    3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

    3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

    3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

    3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

    изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

    изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

    прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

    изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

    3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС (ЕДДС) местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр – у руководства (собственника) объекта.

    3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр – у руководства (собственника) объекта (администрации сельского населенного пункта).

    3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение № 4 к Методическим рекомендациям).

    3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

    обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

    обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

    простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

    защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

    3.9. ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения (обнаружения) изменений.

    При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

    3.9. На строящиеся объекты ПТП и КТП составляются на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

    3.10. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой (собственником) объекта.

    Для более рационального использования пожарной техники можно содержать в пожарном расчете основные и специальные автомобили с возможностью пересадки пожарных расчетов.

    Для сбора свободных от дежурства работников пожарной охраны, а также членов ДПФ объекта заранее разрабатывают документы их оповещения. Лица, прибывающие по тревоге, заполняют пожарные расчеты резервных пожарных автомобилей и выезжают на тушение пожаров.

    Расписание выезда на пожары вводится в действие приказом начальника УВД, ГПС, отряда или начальника гарнизона пожарной охраны. В приказе определяется порядок выезда на пожары начальствующего состава гарнизона, а также порядок выезда за пределы охраняемого города (населенного пункта).

    В связи с широким развитием строительства крупных объектов народного хозяйства, добычи и хранения горючих жидкостей и газов, а также учитывая, какие крупные пожары могут произойти на данных объектах, требующих привлечение большого количества сил и средств, разрабатываются планы совместных действий нескольких соседних гарнизонов пожарной охраны.

    Расписание выезда на пожары находится в распоряжении единой дежурной диспетчерской службы (ЕДДС) гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЕДДС.

    4.2. Планы и карточки тушения пожаров

    В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров - планы тушения пожара (ПТП) и карточки тушения пожара (КТП).

    Планы и карточки тушения пожаров являются важными оперативными документами, составляемыми заблаговременно. Они должны быть продуманными, конкретными, удобными в пользовании, полезными и способствующими организации тушения пожаров.

    ПТП и КТП предназначены:

    для определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

    обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

    повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и органов их управления;

    информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

    4.2.1. Организация, порядок разработки и практической отработки ПТП и КТП

    ПТП и КТП разрабатываются по согласованию с собственником имущества на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

    ПТП и КТП разрабатываются на следующие типы объектов:

    1. Организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей

    и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резерву-

    арных парков 10 тыс. м3 и более; газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы;

    сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе;

    нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков

    20 тыс. м 3 и более; станции хранения газа;

    объекты добычи и подготовки нефти и газа.

    2. Организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности, а именно предприятия:

    по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных

    веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий;

    по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; по производству минеральных удобрений.

    3. Организации (объекты организаций) электроэнергетической промышленности:

    тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные ус-

    тановки мощностью 10 МВт и выше; подстанции мощностью 500 КВт и выше;

    районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Гкал;

    резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

    4. Организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности.

    5. Отдельно стоящие технологические установки и терминалы, где используется взрывопожароопасная технология производства.

    6. Производственные корпуса промышленных предприятий и здания непроизводственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более.

    7. Предприятия по хранению, переработке древесины и произ-

    водству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины 50 тыс. м3 в год и более; по производству целлюлозы и бумаги 100 тыс. т в год и более.

    8. Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств), в тои числе многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационнотехнические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    9. Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебнопрофилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    10. Общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского

    назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки

    с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест

    и более; повышенной этажности (более девяти этажей);

    культовые сооружения.

    11. Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на

    100 мест и более.

    12. Культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    13. Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    14. Организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

    15. Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    16. Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы производительностью 300 т/сут и более;

    мельницы производительностью 200 т/сут и более; элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота 2000 голов и более; свиней 12 000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15 000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500 000 птиц и более.

    17. Строящиеся крупные и уникальные объекты.

    18. Жилые дома высотой более 70 м.

    Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

    Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП, или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

    Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

    Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники), ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

    Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны

    и органы их управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

    Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения Федеральной противопожарной службы.

    Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации.

    Разработка ПТП (КТП) также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию

    и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и т. д.).

    Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового плана-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП). Он составляется подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Образец составления плана-графика разработки ПТП и КТП приведен в прил. 3.

    ПТП и КТП, разработанные на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленному порядку по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

    Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия: изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о ее (его) противопожарной защите; изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту); прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов

    последствий; изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам

    в организации (объекте) и аналогичных организациях (объектах). ПТП и КТП разрабатываются на организации (объекты) в коли-

    честве не менее двух экземпляров. Первый экземпляр хранится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

    При разработке ПТП и КТП необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

    ПТП и КТП подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарнотактической подготовке.