Основные причины возникновения и живучести коррупции в вооруженных силах российской федерации. П. ХачикянПротиводействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации Основные направления противодействия коррупции в вооруженных силах

Объемы взяточничества в современной российской армии по-прежнему очень высоки. По словам полковника юстиции Константина Беляева, уровень преступлений, связанных с коррупцией в войсковых структурах не снижается, при этом отмечается рост числа взяток. Всего в 2010 году в вооруженных силах России было отмечено 2400 фактов коррупции, так почти в полтора раза возросло число взяток, корыстных должностных злоупотреблений, произошло увеличении числа мошенничеств. Все это происходит на фоне снижения в армии всех остальных видов преступлений. Борцы с коррупцией возлагают особые надежды на переход армии на систему безналичных расчетов и рассчитывают на положительный эффект.

В российской армии сегодня воруют миллионами. Так Николай Конон – начальник одного из НИИ Министерства обороны вместе с двумя своими подчиненными по фиктивным и подложным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. бюджетных средств. Теперь предприимчивый начальник проведет за решеткой 7 лет, где у него будет достаточно времени, для того чтобы осмыслить свои деяния.
По словам Константина Беляева, коррупционным преступлениям в армии способствуют упущения в контрольной и ревизионной работе, ослабление дисциплины, несовершенство российского законодательства, а порой и откровенные ошибки при подборе и последующей расстановке кадров. В прошлом году главная военная прокуратура уличила более 300 военных чиновников «забывчивости». Так они «забыли» указать в декларациях свои доходы и имущество. Все такие факты связаны с сокрытием сведений о своих доходах.

Так, один из руководителей управления главкомата ВВ МВД РФ оказался настолько «забывчивым», что не указал в декларации то, что у его неработающей супруги в собственности находится 11 земельных участков, квартиры в Москве, несколько загородных строений и счет в банке размером в 10-ки миллионов рублей. В настоящее время этой уже занимаются правоохранительные структуры.

В январе этого года Сергей Фридинский – главный военный прокурор, отвечая на вопросы по поводу коррупции в военной среде, признался, что масштабы проблемы «порой поражают». По словам прокурора, складывается впечатление, что люди уже потеряли чувство меры и совсем забыли про совесть, а суммы хищений иногда шокируют. В качестве примера прокурор привел дело, которое было возбуждено в отношении группы чиновников Управления государственного заказа Минобороны России и Главного военно-медицинского управления. Представители двух этих структурных подразделений министерства обороны заключили государственный контракт с некой коммерческой фирмой на приобретение медтехники на сумму, превышающую 26 млн. руб. Как выяснилось в дальнейшем, стоимость приобретенного медицинского оборудования была завышена почти втрое, а прямой ущерб государству составил более 17 миллионов рублей. Деньги удалось вернуть, но военным чиновникам, сотворившим эту сделку, все равно придется ответить перед законом. При этом данные организации не раз проверялись контролерами, которые нарушения эти проглядели. Видимо у них что-то с профпригодностью или зрение подводит, а может и с совестью плохо, отметил Сергей Фридинский.

Главные надежды с переломом сложившейся ситуации в министерстве обороны отождествляют с полным переходом на систему безналичных расчетов в вооруженных силах РФ в текущем году. Расчеты будут осуществляться через территориальные финансовые органы (ТФО) министерства. Данное нововведение вступило в силу с 1 января 2011 года и коснулось всех финансовых операций воинских частей и соединений армии и и осуществляется через ТФО министерства обороны. В связи с этим в течение года будут ликвидированы все воинские финансовые органы, финансово-экономические управления и службы (от уровня воинских частей до военных округов).

С использованием безналичных расчетов будет осуществляться вся повседневная деятельность армии и флота, в том числе закупка вооружения и военной техники, ее текущий ремонт, покупка запасных частей, организация боевой подготовки, приобретение продовольствия. Теперь все военнослужащие и гражданский персонал министерства обороны будут иметь дело с деньгами только через пластиковые карты, получая в банкоматах зарплату и денежное довольствие. Специалисты считают, что переход к безналичной форме расчетов сведет к минимуму проявления коррупции и воровству бюджетных средств. Помимо этого произойдет значительная экономия средств за счет сокращения штата военных финансовых органов, сокращения времени поступления денежных средств военных бюджетов до конечных получателей и т.д.

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) – часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция – самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина – заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов. Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский, действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу – хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей… за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн. рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников, работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов, военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов, начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов, заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман, начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России – около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности – 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска – 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий – 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля – 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды – 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты. Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы – координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации (П. П. Хачикян, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее – это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.

В начале 2000-х годов тема широкого распространения коррупции стала по-настоящему важной в мировых масштабах, в результате чего были усилены государственные и правовые функции по противодействую коррупции, увеличено внимание к вопросу со стороны общественности. Важнейшим юридическим шагом в данном вопросе можно отметить ратификацию Российской Федерацией в 2006 г. двух основополагающих международных антикоррупционных актов – Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ратификация конвенций послужила дальнейшим толчком для разработки в нашей стране «антикоррупционного пакета» законов, который успешно завершился в декабре 2008 г. принятием основополагающих законодательных актов:

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

В 2009 г. отечественное антикоррупционное законодательство пополнилось еще одним важным законодательным актом – Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В дальнейшем были разработаны и приняты национальные планы противодействия коррупции на ближайшие годы. Последний актуальный документ на сегодняшний момент – это «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», принятый указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы».

Касательно системы Вооруженных Сил РФ, на базе национального плана противодействия коррупции разрабатывает и регулярно утверждает Министром обороны РФ свой ведомственный план – «План противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016-2017 годы» введенный в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 115 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016–2017 годы». (Рис. 1)


Рис. 1 – Антикоррупционное законодательство в ВС РФ


Принятие и введение в действие указанных законов вызывало широкий интерес в обществе и послужило благоприятной основной для изучения данной темы в научном юридическом сообществе.

Коррупция в Вооруженных силах РФ представляет особый интерес для изучения, так как закрытость военизированных организаций от широкой общественности, позволяет пользоваться коррупционерам отсутствием должного контроля и внимания, дольше оставаться незамеченными для контролирующих органов и общественности.

Для военной системы, коррупцию с использованием служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности можно классифицировать следующим образом, в соответствии с Рис. 2.


Рис. 2 – Основные коррупционные преступления в ВС РФ


Первая разновидность – завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Под данный вид попадают различные преступления в сфере имущества, чаще всего подпадающие под санкции части 3 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации – Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Наиболее распространенными случаями привлечения к ответственности являются преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (транспортные средства с консервации, питание, вещевое имущество и т. п.).

Вторая разновидность коррумпированного поведения должностного лица в системе ВС РФ – использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений). Наиболее часто, данные преступные деяния квалифицируются по статье 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Злоупотребление должностными полномочиями), а также по статье 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий). В военной среде подобные преступления связаны с введением командирами войсковых частей и начальниками учреждений дополнительных незаконных запретов для служащих или взимание какой-либо неофициальной, «на благо учреждения», платы, освобождения от несения службы или проставление табелей за фактически отсутствующего на службе служащего, различные незаконные схемы использования служащих для личных нужд (уборка территории в личном загородном доме, строительство и т. п.).

В качестве третьей разновидности коррумпированного поведения стоит выделить получение или передачу определенных материальных средств и ценностей лицу, имеющему властные полномочия от некого заинтересованного лица. Как правило, это чаще всего встречаемая разновидность коррумпированных взаимоотношений и заключается она в том, что некое заинтересованное лицо передает напрямую или через посредника (что встречается чаще) определенные материальные ценности, денежные средства или оказывает какие-либо услуги без взимания платы за них, некому лицу, обладающему властными полномочиями, с целью освобождения от каких-либо обязанностей, получения каких-либо прав в обход существующего и регулируемого законом порядка. По-простому такие действия называются подкупом или дачей взятки. Основная цель таких действий все же направлена на побуждение обладающего властными полномочиями лица к определенным действиям или бездействию. В действующем уголовном законодательстве данные преступления квалифицируются по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Получение взятки) и статьей 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Дача взятки).

Четвертой разновидностью коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации становится все более популярное с пришествием рыночного и экономического времени в нашей стране, преступление, ответственность за которое предусмотрена статья 289 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Незаконное участие в предпринимательской деятельности). Согласно статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливается запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Из этого вытекает факт, что военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях и в учреждениях в любых формах трудовых отношений. Стоит отметить, что закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью (Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания), но только в том случае, если это не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Стоит дополнительно отметить, что даже в случае, если военнослужащий не лично осуществлял коммерческую деятельность, а делал это через своих доверенных лиц (друзей, родственников, деловых партнеров), то в данном случае он также будет нести ответственность по ст.289 УК РФ, в случае, если будет доказана его личная заинтересованность и значимость в действиях какого-либо предприятия.

Рассматривая коррупционные преступления, стоит отдельно уделить внимание особенностям коррупции в органах военного управления Вооруженных Сил РФ, среди высших должностных лиц. Как правило, действия коррупционеров из высшего руководства, носят особо крупный размер и квалифицируются сразу по нескольким статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации, а в части их противоправной деятельности, которую сложно квалифицировать, стоит рассматривать следующие, сложно доказуемые виды преступных деяний, в соответствии с Рис. 3.


Рис. 3 – Сложно доказуемые коррупционные преступления в ВС РФ


– создание «карманных» коммерческих организаций, теневое руководство которыми осуществляют представители органов управления ВС РФ через законспирированную сеть фиктивных руководителей и посредников;

– использование коррупционерами схем и методов по искусственному созданию заинтересованности государственных органов в создании определенных групп товаров или услуг, удовлетворение спроса которых осуществляется аффилированными, «карманными» коммерческими структурами с целью освоения бюджетных ассигнований для фактического обналичивания и завладения государственными средствами;

– лоббирование интересов крупных коммерческих структур в части навязывания пользования их услугами теми или иными структурами ВС РФ.

– деятельность по передаче в пользование, собственность или аренду, имущественной базы военизированной организации по заниженной стоимости, а также в обход существующего установленного действующими нормативно-правовыми актами и законодательством порядка.

Коррупция в ВС РФ носит двойственный характер и имеет статус сложного социально-экономического и психологического явления. Двойственность характера коррупции проявляется в том, что в развитии самого коррупционного отношения заинтересованы две стороны – сторона, которая оказывает определенные услуги или принимает решения, а также сторона, которой нужно получить конкретный, положительный для себя результат. Заинтересованность одновременно двух сторон в положительном разрешении ситуации порождает обоюдную заинтересованность в сокрытии факта таких отношений, их непубличности, формирует дальнейшие коррупционные отношения, основанные на доверии. Сложный социальный-экономической подоплекой является то, что коррупция оправдывается сторонами, как некое вынужденное явление, на совершение преступления обе стороны в основном толкает не желание нарушить закон и обойти существующие порядки, а желание получить материальную выгоду или иные богатства, учитывая определенные оправдания своим действиям. «Оправдываются» подобные действия, как правило, вполне благими намерениями – это как и низкая зарплата военнослужащих и чиновников органов военного управления, так и невозможность получить какие-либо положенные по закону блага так, как они должны быть получены, в связи с несовершенством органов управления – например, размеры коррупции в сфере военного жилья превышают все разумные пределы, в связи с несовершенностью работы механизмов реализации прав на получение жилья военнослужащими, проблемами со сдачей госкомиссиям уже построенного для вселения жилья, ведением электронного реестра. Сложный психологический характер в коррупционном поведении заключается в том, что лицо, которое является достаточно честным и порядочным, возможно ранее и не было замечено в подобных отношениях, рано или поздно, сталкивается с определенным барьером, жизненной ситуацией, в которой данный индивидуум «сдается и проигрывает», возникает мысль получить то или иное в обход существующего официального установленного порядка, сэкономив определенные силы, время, а иногда получая и иную, большую изначально положенной по закону пользу и выгоду. С другой же стороны, на помощь отчаявшемуся военнослужащему приходит коррумпированный высокопоставленный чиновник ВС РФ, который вполне возможно разочаровался своей недостаточно высокой (возможно, недостаточной в силу своей личной «мерки») заработной платой или тем, что более высокое руководство просит или требует от него каких-либо отчислений (коллективное взяточничество и финансирование более высоких начальников), поэтому соглашается на коррупционные отношения или выступает их инициатором и каждая из сторон, в итоге, получает то, что желает.

Существует мнение, что коррупция является последствием несовершенства действующих в государстве механизмов, проявляется там, где наиболее несовершенны законы и порядки. По мнению автора, нельзя не согласиться с данным фактом. Так, самыми острыми и коррупционно-направленными вопросами для любого из военнослужащих являются вопросы денежных выплат, жилищные проблемы и вопросы карьерного роста. Первичный анализ этих основных причин дает нам однозначный ответ, что проблемы по-настоящему актуальны и часто решаются не в пользу военнослужащих и/или требуют для своего решения крайне длительного времени, в связи со сложными бюрократическими формальностями, при которых добросовестному и успешному офицеру может долго не находиться вышестоящей должности (а служить в отдаленных регионах и на крайнем севере не каждый готов), а будучи неугодным действующему командованию части, можно длительное время лишаться, казалось бы, вполне заслуженно положенных стимулирующих материальных выплат по приказам № 1010 и № 500. Органы управления ВС РФ совершенствуют нормативно-правовые акты в данных сферах, отлаживают механизмы взаимодействия системы командир – подчиненный, совершенствуют их, однако данные тенденции имеют долгосрочную перспективу, начало им положено в середине 2000-ых годов, тогда как целые десятилетия до этого, такие вопросы и проблемы практически никак не афишировались, не решались, что в итоге и породило нарастающую волну коррупции в армии.

1.2. История коррупционной преступности в РФ

Явление коррупции имеет тенденцию на искоренение и уменьшение в связи с общим развитием цивилизации, современного общества, форм и методов предупреждения и увеличения наказания за данные деяния. С годами меняются лишь формы, методы и условия коррупционных связей, тогда как сама основа и двойственный характер явления остаются неизменными на протяжении всего времени. В качестве исторического экскурса рассмотрим коррупцию в нашей стране в период с семнадцатого века по наши дни.

В 17-18 веках мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр I даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен. Однако опасаясь остаться вовсе без подданных, Петр I так и не издал такой указ, ограничившись приказом вешать только крупных взяточников.

На Руси бытовало мнение, что легче и дешевле чиновника накормить за счет народа, чем за счет царской казны. Действительно до 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.

Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением. Но из-за частых войн казна истощилась и не всегда могла выплачивать жалованье вовремя и в надлежащем размере. Лишившись главного и единственного на ту пору средства к существованию, многие чиновники вынуждены были возобновить традицию «кормлений». Несмотря на это, в положение обедневших канцелярских служащих никто не вошел, и взяточничество не перестали считать тяжким преступлением.

Во времена дворцовых переворотов, когда, понятное дело, было уже не до чиновников, жалование им отменили и «кормления от дел» легализовали. В это время честные служащие и вовсе исчезли с лица земли русской, так как подношение от взятки, даваемой за решение проблемы в обход закона, отделить стало просто невозможно. Верховная власть сознавала это, но лишь беспомощно сотрясала воздух, не в силах что-либо изменить. «Ненасытная жажда корысти, – возмущалась императрица Елизавета Петровна, – дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие – предводительством судей, а потворство и опущение – одобрением беззаконникам».

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Еще в начале своего правления столкнувшись с чиновничьим самоуправством, она была возмущена: «Сердце Наше содрогнулось, – писала Екатерина в своем указе, – когда Мы услышали… что какой-то регистратор Яков Ренберг, приводя ныне к присяге нам в верности бедных людей, брал и за это с каждого себе деньги, кто присягал. Этого Ренберга мы и повелели сослать на вечное житие в Сибирь на каторгу и поступили так только из милосердия, поскольку он за такое ужасное… преступление по справедливости должен быть лишен жизни».

Екатерина II понимала, что одними словами делу не поможешь, и действовать надо решительнее своих предшественников на Российском престоле, иначе страну разграбят вконец. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре I. В 1763 году годовой средний оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных издания 1845 г. предусматривало два вида взяткаполучательства: лихоимство и мздоимство. Ст. 372 Уложения под лихоимством понимала принятие чиновником подарков лично или через посредников без нарушений обязанностей по службе. От ст. 373-376 Уложения предусматривали ответственность за мздоимство, т. е. получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния.

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. Так, доподлинно известно, что помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И. И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».

Советское государство в 20 веке, дабы перестроить все сферы жизни на свой манер, наплодило большое количество чиновников, призванных перестройку эту контролировать. Наделенные чрезвычайными полномочиями товарищи госслужащие довольно часто их превышали, извлекая из этого немалую выгоду. Хотя большевики и не любили наказывать своих однопартийцев, в мае 1918 года Совету народных комиссаров все же пришлось издать декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.

Нарком путей и сообщения Феликс Дзержинский в циркулярном письме отмечал: «Всем известно, каких размеров достигло взяточничество во всех областях хозяйственной деятельности Республики и что особенно широкое распространение этого зла отмечается именно на транспорте. Мы должны отдавать себе отчет в том, что взятка имеет глубоко классовый характер, что она есть проявление мелкобуржуазной частнокапиталистической стихии, направленное против основ ныне существующего строя». По личным указаниям Железного Феликса, каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства, практически без суда и следствия подвергался расстрелу. Только так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок.

Позже, к концу 20-х годов, борьба с коррупцией приобретает характер массовых карательных кампаний. Так в одном из циркуляров Наркомата юстиции 1927 года значится: «В течение… месяца… повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании». Взятками стали считать любые подарки должностному лицу, работу по совместительству в двух и более учреждениях, находящихся между собой в товарообменных партнерских взаимоотношениях и т. п.

Так как коррупция считалась буржуазным пережитком, в СССР было принято говорить, что, по мере строительства социализма, это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает. «Взяточничество, – написано в вышедшей в 1957 году брошюре в помощь юристам, – в современных советских условиях стало относительно редким явлением».

Несмотря на, казалось бы, положительные методы и успехи в борьбе с коррупцией во времена СССР, нельзя сказать, что и тогда оно было полностью искоренено. Система пропаганды и контроль над СМИ со стороны государства, просто не позволял сильно афишировать подобные явления, а в целом страх граждан перед государством, создание органов ОБХСС и всесторонний контроль со стороны КГБ, заставляли людей лишний задуматься, перед тем, как вступить в коррупционные взаимоотношения.

Развал СССР в 1991 году повлек с собой не просто открытие новых возможностей для граждан и развитие рыночной экономики, но также и повлек всплеск коррупции во всех эшелонах власти. Новое государство не успевало справляться с растущей свободой и вседозволенностью. На период с конца 20 века приходится особенно много преступлений в сфере коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ситуация начала положительного меняться в конце 90-ых-начале 2000-ых годов и, в целом, можно сделать вывод, что противодействие коррупции достаточно эффективно продолжается в настоящее время.

1.3. Состояние преступности в ВС РФ

Коррупция и ее различные проявления плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Несмотря на общую тенденцию снижения уровня коррупции, укреплению контроля за государственными структурами, можно однозначно сделать вывод, что в той или иной форме коррупция если не прямо, то косвенно коснулась каждого человека. С целью проведения статистического исследования и наглядной демонстрации состояния коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, автором монографического исследования был проведен социологический опрос. В рамках опроса, на условиях анонимности, было опрошено 88 человек, офицеров, проходящих службу в системе ВС РФ в настоящее время, или уволенных с военной службы не более чем 5 лет назад (данное условие было введено автором с целью поддержания данных социологического исследования на актуальном, для нашего времени, уровне).

Социологический опрос был проведен следующим образом: автором был установлен круг анкетируемых, которым вручены анкетные листы с инструкцией (Приложение № 1 к монографии – Анкета опрашиваемого). После заполнения, листы были возвращены для накопления и обработки данных. В ходе получения заполненных анкетных листов, изначально было оговорено, что все они будут упакованы и запечатаны в одинаковые, изначально переданные опрашиваемым вместе с анкетными листами, белые непрозрачные конверты. Автор опроса не составлял записи о том, какие конверты были получены конкретно от кого из опрашиваемых, вскрытие конвертов проводилось после получения всех 88 штук одномоментно, в связи с чем был обеспечен должный уровень анонимности для всех участников опроса. После сбора и систематизации данных опроса, конверты и анкеты, поступившие от опрошенных лиц, были уничтожены методом сжигания.

Конец ознакомительного фрагмента.

После взрыва самолета министерства обороны в Сочи Московское территориальное управление антикоррупционной службы "КОБРА" начало сбор материала о коррупции и воровстве в этом стратегическом ведомстве.

В ходе независимого антикоррупционного расследования сотрудники антикоррупционной службы "КОБРА" установили, что действительно в Министерстве обороны РФ процветают коррупция и воровство. Крадется все - от денег на баллистические ракеты до военных пайков. Подозрения падают и на главу ведомства Сергея Шойгу, который живет не по средствам роскошно.

Казалось бы, после того, как хорошо смотрящийся в военной форме Сергей Кужугетович Шойгу возглавил Минобороны, офицеры вздохнули спокойно. Но многие "прислужники" бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова не только остались, но и получили повышение.

К самому Шойгу тоже начали возникать вопросы. Например, федеральный министр пролоббировал инициативу, по которой без конкурса отслужившая военная техника (танки, самолеты и др.) отойдет частным компаниям - ООО НЭО и "Транслом". Первая связана с "Ростехом", где сейчас работает Анатолий Сердюков, вторая, как считается, с миллиардерами Борисом и Аркадием Ротенбергами.

Военная техника - это не только прибыльный металлолом, но и вызывающая интересы у иностранных спецслужб продукция. Самое важное, что ломом военные считают и "экологически опасные материалы". Что конкретно – ракеты для ядерных боеголовок или химоружие, не ясно. Но возникает вопрос: не отдаст ли частная компания этот "металлолом" заинтересованным лицам? Второй вопрос в том, что экологически-опасные материалы могут оказаться на заводах Ротенбергов.

Выбивал одобрение на бесконкурсную основу Шойгу лично перед Путиным.

"Транслом" на бумаге является собственностью помощника вышедшего в отставку министра транспорта Игоря Левитина - Алексея Золоторева. Но ряд экспертов говорят, что компанию контролируют Ротенберги, которые могут выполнять часть заказов через ООО НСК, занимающееся обработкой металлов всех видов.

"Транслом" смог заполучить в 2017 году контракт с РЖД на утилизацию вагонов, заработав на этом за год 15,5 млрд рублей. Как говорится, "связи решают все". Другая контора – НЭО, принадлежащая "Ростеху", вообще почти никому не известный игрок на рынке.

Она запомнилась конкурентам, когда проиграла в 2014 году конкурс на утилизацию драгметаллов арсенала ВМФ, предложив 250 млн рублей вместо 300 млн рублей, которые заплатили конкуренты. Но вскоре "дочка" "Ростеха" смогла аннулировать сделку! Как - одному Чемезову известно…

Как говорят участники процесса, недоволен был сам Шойгу и его зам Тимур Иванов. Господин Иванов, по данным информаторов антикоррупционной службы "КОБРА" - самый яркий коррупционер Министерства обороны России.

Родился в 1975 году в Москве.

В 1997 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

В 1999-2012 годах – работал на предприятиях топливно-энергетического комплекса страны, ковался как коммерсант и любитель денег.

В 2012 г. - заместитель председателя Правительства Московской области и доверенное лицо по проведению финансовых операций, освоил престижную жизнь и стал считать себя элитой общества, небожитель.

В 2013 – 2016 г. - генеральный директор АО «Оборонстрой» и хранитель общей кассы («общака») расхитителей бюджета министерства обороны, «казначей» наворованных денег.

В мае 2016 г. Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими медалями.

Липовый Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Заслуженный строитель Российской Федерации.

Почетный работник топливно-энергетического комплекса.

Кандидат экономических наук, диссертация куплена, понятия об экономических науках не имеет, но хорошо разбирается в расхищении военного бюджета.

В армии уважением не пользуется, считается приближенным вором, которого посадят при первой же возможности.

Это чиновник с пухленькими щечками попал в объективы фотокамер в 2016 году, когда отмечал 45-летний юбилей жены. Именно тогда стало понятно, что живет Иванов не по средствам. Жена Иванова, как отмечают информаторы из Министерства обороны, обожает яхты, сверхдорогие заграничные курорты и вообще все блестящее.

Праздник был организован в "Императорском яхт-клубе". Когда-то блистательное место теперь собрало сомнительных чиновников и их жен, обвешанных бриллиантами. Развлекали новую элиту Валерий Меладзе, Вячеслав Бутусов и другие звезды, которые берут за вечер 10-20 тысяч долларов.

Казалось бы, трудные времена, не все офицеры имеют жилье – нельзя такого человека брать своим замом. Но Сергей Кужугетович захотел, и Иванов стал к нему ближе. Надо сказать, что был "под крылышком" у Шойгу Иванов и раньше. В 2013-2016 годах он курировал АО "Оборонстрой" и "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ). Если судить по формуле "скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты", Тимуру Вадимовичу не стоит доверять. Так, хороший приятель Иванова - экс-глава ГУОВ Владимир Абраменко в конце 2015 года получил три года тюрьмы.

Абраменко "неправомерно реализовал сторонней организации земельный участок площадью более 22 тыс. кв. м и находящиеся на нем три объекта недвижимости по заниженной стоимости".

Бюджет потерял 114 млн рублей. Скрыть это не удалось, а если бы попытались Абраменко отмазать, могли бы возникнуть вопросы и к другим служащим… Что такое вообще этот ГУОВ?

ГУОВ берет контракты у Минобороны, а потом их отдает субподрядчикам, оставляя себе часть прибыли. Например, после проверки аудиторов стало известно, что 93% работ ГУОВ отдал субподрядчикам – сумма контрактов астрономическая, 10,7 млрд рублей.

Фактически обыкновенная посредническая схема. ГУОВ входит в ОАО "Оборонстрой" и находился под контролем Тимура Вадимовича Иванова. Мог он не знать о 93%? Вряд ли.

Под чутким руководством Тимуровского "Оборонстроя" была контора с удивительным названием "Ремонтно-эксплуатационное управление" или сокращенно РЭУ. Родилось слово их трех заглавных букв после ликвидации ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".

РЭУ - монополист поставок тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и его организаций. Когда есть монополия, расхищения приобретают космический характер.

Вот, например, в 2014 году Следственный комитет России завел два уголовных дела "о крупном мошенничестве", и пришлось задавать неудобные вопросы. Дело в том, что под "предлогом дорогой логистики в 2012 году ООО "Трансстройинжиниринг" завышало цену на уголь для нужд Минобороны в десятки раз, а бывшее руководство ОАО "РЭУ" оплачивало эти контракты, из-за чего бюджет потерял более 400 млн рублей".

По сути, в десятки раз завышалась цена и высасывались бюджетные деньги. В России урезают финансирование на медицину, образование, культуру чтобы дать деньги военным, а их воруют!

Вот она, честь офицерская! Так не всегда было, но при Сердюкове и Шойгу это входит в норму.

Поэтому Тимур Иванов пошел на повышение. Он всегда был под "крышей" Шойгу. Например, он был замом губернатора Подмосковья при Сергее Кужугетовиче Шойгу.

Уже тогда Тимур Вадимович понравился Шойгу. Например, Тимур Иванов просто взял и продал принадлежащий региону "Мособлгаз" компании МОЭСК – учрежденной при 100-процентном участии областных властей ОАО "Московская областная энергосетевая компания". Для чего? А как же, с ГУОВом на посредничестве можно денежек заработать! Но все же больше всего сделал дел Тимур Иванов в "Оборонстрое". Одно из них заключается "в заключении договоров на поставку БТЗВС (передвижная зарядно-выпрямительная станция) по завышенной цене с ЗАО "Электротехаппарат-СПб". Цена была завышена на 100 млн рублей. Но самое интересное, это история с теми самыми 100 млн рублей.

ЗАО "Электротехаппарат-СПб", как сообщают осведомители, связано с холдингом "Союз", который принадлежит люксембургскому офшору Souz Holding SA (Luxembourg, Rue Jean L’Aveugle 166 Rue Guaillaume Schneider). Как же хорошо живется в Великом герцогстве Люксембург, и никакие российские силовики не интересуются деньгами! Тимур Вадимович понял, что "можно". Кроме всех этим коррупционных сделок, были и официально-сомнительные.

Например, покупка за счет "Оборонстроя" Toyota Land Cruiser 200. Надо же Тимура Иванова возить на хороший машине, не правда ли? "Оборонстрой" при Тимуре Иванове продолжал делать свое дело, например, захотел допэмиссию своих акций на 60 млрд рублей.

Купили ценные бумаги "нынешние акционеры - Минобороны и АО "Гарнизон" - бывший "Оборонсервис". Тот самый знаменитый "Оборонсервис". Вопрос только в том, для чего нужны дополнительные акции "Оборонстроя" "Гарнизону" и самому Минобороны, если контора и так принадлежит ведомству? Опять посредничество? Кстати, у Тимура Вадимовича кроме севшего тюрьму Абраменко есть и другие хорошие знакомые. Например, Александр Горшколепов и Даниил Суханов, которые входят в состав совета директоров ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" вместе с Глебом Капустниковым, которого назначил лично Сергей Кужугетович! Также входил в совет Сергей Дробыш, муж сестры Александра Горшколепова. Только отметим, что господин Дробыш является подсудимым по "делу Горшколепова" и обвиняется в получении взяток.

Это "ПЭУ" подконтрольно "Оборонстрою", и без своего "предполагаемого покровителя" (Иванова) Дробыш "не мог принимать ни одно из тех решений, за которые получал взятки". "Через структуру Сергея Дробыша Тимуром Ивановым выводились значительные средства из государственного бюджета. ОАО "ПЭУ" за 2012-2014 годы оформило государственных заказов по мебельным закупкам на сумму более 1,8 млрд рублей". Господин Дробыш, надо сказать, еще подписал контракт "на поставку мебели и инвентаря для Военной академии связи им. С.М. Буденного в Санкт-Петербурге".

Следственные органы пресекают потенциальные властные амбиции главы Минобороны РФ.

Генерал-полковник МЧС Владимир Артамонов и генерал-майор МЧС Валерий Акимов осуждены за крупную растрату. Акимов считался одним из близких друзей Сергея Шойгу. Процесс можно рассматривать как подготовке к большой атаке на семью Шойгу, который рассчитывает якобы стать преемником Владимира Путина. Старые сотрудники МЧС располагают достаточным объемом компрометирующей информации, способной навсегда поставить крест на этих планах. Наилучший способ получить нужные сведения - припугнуть тюрьмой.

Уголовное дело в отношении статс-секретарь МЧС Артамонова, его супруги Галии Артамоновой и бывшего начальника ФГБУ «ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) Валерия Акимова Хамовнический райсуд столицы рассмотрел в самые сжатые сроки. Два генерала и юрист являлись фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое главное следственное управление СКР возбудило по результатам проверок, проведенных год назад контрольными службами в ФГБУ ВНИИ ГОЧС.

Генерал Акимов в качестве научного сотрудника фиктивно трудоустроил во ВНИИ супругу. Доктор юридических наук, профессор Артамонова, не появляясь в ФГБУ, в течение трех лет получала оттуда зарплату на карточку. При этом общая сумма выплат составила немногим более 1,3 млн рублей. В суде, куда дело поступило уже по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере), участники зарплатной аферы признали вину. Артамонов до назначения заместителем главы МЧС Владимира Пучкова (член команды Шойгу) работал начальником Санкт-Петербургского института, ставшего затем университетом Государственной противопожарной службы МЧС России. Валерий Акимов - личный выдвиженец Сергея Шойгу, начинал службу в МЧС вместе с ним в 1994 году.

Должность начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, являющийся также крупным ученым в области междисциплинарных исследований и создания методологии анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, занимал по протекции Шойгу с 2008 года. Сергей Шойгу сделал его членом научных советов Совета безопасности РФ, ВПК при правительстве РФ, ОАО «Газпром» и МЧС, а также заместителем председателя экспертного совета МЧС. Все трое обвиняемых получили по три года условно.

У супругов Артамоновых испытательный срок составил три года, а у их подельника - два с половиной. Получить комментарии осужденных или представителей их защиты "Ъ" не удалось. В обмен на условный срок Акимов и Артамонов активно сотрудничают с оперативниками ФСБ, которых интересуют сведения о семье Сергея Шойгу. По родственникам министра обороны есть большой массив информации. На имя свояченицы Шойгу Елены Антипиной записан дворец на Рублевке, где для министра оборудована буддистская пагода.

В 1990-е годы Елена Антипина работала вместе с Валерием Акимовым в МЧС, которым тогда командовал Шойгу. После этого Антипина устроилась на работу в туристические фирмы своей сестры Ирины Шойгу, супруги министра. Потом вместе с министерской дочкой Ксенией Шойгу была соучредителем инвесткомпании «Барвиха, 4». А четыре года назад стала совладельцем сразу четырех рекреационных комплексов на Рублевке. Один из них – «Кедр» – в мае 2012 года удосужился особого почтения со стороны тогдашнего губернатора Бориса Громова, который за несколько дней до отставки срочно отдал «Кедру» 60 га леса рыночной стоимостью более $1 млрд в аренду до 2060 года.

Когда Сергей Шойгу сменил Громова на посту губернатора Подмосковья, в число владельцев рекреационных комплексов вошла его свояченица, так что сомнительный договор пересматривать не стали. Затем информация о дворце в Раздорах стала публичной, что прервало полосу везения Антипиной. Согласно ЕГРЮЛ, три из четырех ее комплексов на сегодняшний день уже закрыты. Только «Кедр» пока продолжает стоять в рублевском лесу, но и он уже начинает крениться. Судя по публичным бухгалтерским отчетностям, пока от него собственникам – только убытки.

28 июня 2017 года Арбитражный суд Московской области принял к рассмотрению иск регионального управления Росимущества с требованием взыскать с «Кедра» 9.923.750 рублей 21 копейку задолженности по договору аренды. На обустройство дворца в буддистском стиле в Раздорах должны были уйти миллионы долларов. Впрочем, если что, с деньгами родственники помогут. В прошлом году Сергей Шойгу с супругой сумели заработать только официально более 20 млн рублей. Согласно выписке из Росреестра, Елена Антипина осталась не только без части фирм, но и без тех самых пагод на Рублевке.

Обитель в Раздорах, окончательно достроенную для семьи Шойгу только этой весной, женщина по договору купли продажи еще летом прошлого года уступила неизвестной фирме «Элтонс» с уставным капиталом в 21 тыс рублей, минусовой прибылью и нулевыми активами. Эта компания напоминает подставную фирму-пустышку. Юридический адрес находится в промзоне, а официальный телефон «не существует». Кто стоит за владельцем особняка - догадаться несложно.

Финансы академия дала огромные - 500 000 млн рублей. Обязательство по контракту взяло на себя "Главное управление обустройства войск" Тимура Иванова. Деньги были похищены. Можно добавить пару слов и про Даниила Суханова, он заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Его изюминка - это недвижимость в стране-члене НАТО Испании. В этом прекрасном королевстве есть у служащего Минобороны вид на жительство! Кирилл Журавлев, лично знавший Суханова, говорил, что служащий "занимался взиманием крупных долгов, мог "вывезти" человека в лес и, как он говорил, "закопать". Более того, Журавлев сообщал о том, что Суханов "в середине 90-х работал с чеченскими боевиками".

В 2012 году, когда Суханов возглавлял ГУ "Бюро экономического анализа экологических проектов" Москвы, его подозревали в воровстве 204,7 млн рублей! Тогда-то Суханов решил уединиться на своей испанской вилле. Но после того, как "патрон" Суханова Дмитрий Куракин по протекции Шойгу возглавил Департамент имущественных отношений Минобороны, Суханов вернулся в Россию и стал его замом! Нет, не кажется ли вам, что Евгения Васильева с Сердюковым - меньшее зло? Суханов, надо сказать, в 2015 году давал показания по делу – о махинации с вырубкой лесного массива в подмосковном Монино в 2013 году.

Тогда под чутким руководством Суханова был заключен контракт на вырубку леса в санитарных целях. Проблема в том, что вырубили не только необходимый участок, но и соседний! Участок потом облагородили за счет Минобороны, и Суханов передал его местным властям для дальнейшей перепродажи на условиях «отката».

Говоря о сомнительных назначениях Шойгу, стоит упомянуть, что в 2015 году стало известно - глава холдинга "Красная Звезда" Владислав Федотов дал деньги в размере трех миллионов рублей за назначение. «Общак» Шойгу хранится у Тимура Иванова.

Кроме ситуации с "Ростехом" надо сказать, что Шойгу специально создал монополиста по оказанию услуг ЖКХ для военных городков, чтобы отдавать контракты без конкурса: "Инициатором наделения ГУ ЖКХ статусом единственного поставщика выступил также господин Шойгу, направивший 31 марта соответствующее предложение Владимиру Путину. В специальном письме для Владимира Владимировича под номером N205/1226 Сергей Кужугетович сообщает, что целью создания новой структуры является "объединение функций энерго- и ресурсоснабжения, обслуживания казарменно-жилищного фонда". Так был создана монополист.

При Шойгу друзья его семьи получили миллиардный контракт на поставку рыбы в армию. Это компания "Русское море", которая переименовалась в "Русскую аквакультуру". Компания принадлежит Максиму Воробьеву (брат нынешнего подмосковного губернатора).

Оба "брата-акробата" являются сыновьями сенатора Юрия Воробьева, который считается самым близким другом Шойгу. Да они даже живут рядом. Точнее, их рублевские виллы раскинулись по соседству. Да, у Шойгу на Рублевке есть настоящий замок в японском стиле. Сергей Кужугетович из далекой республики Тувы и любит традиционную восточную архитектуру. "Японский замок" Шойгу стоит свыше 1 млрд рублей! "Роскошный дом записан на сестру жены Шойгу".

Всплыла и еще одна покупка – супруга Шойгу купила в 2012 году квартиру 217,6 квадратных метров в элитном жилом комплексе "Воробьевы горы". Стоимость жилплощади 200 млн рублей! Сергей Кужугетович, ну откуда же у вас такие средства?

На этот законный вопрос - молчание и даже замалчивание…

Когда начальство себе такое позволяет, что происходит с подчиненными? Воруют на мебели в Генштабе, воруют деньги для хранилища баллистических ракет, воруют даже пайки для офицеров! Такого не было даже при Анатолии Сердюкове, а при Шойгу - есть.

Может, Президенту России стоит подумать о том, что армией должен управлять кадровый военный. Разве не осталось в стране порядочных офицеров, которые не будут плодить коррупцию в Минобороны?

Союзники России традиционно одни и те же – армия и флот. Остальные – партнеры, временные попутчики. Коррупция в армии и на флоте ликвидирует единственную опору государственности в России – ее армию и флот, делает ее небоеспособной. Офицеры видят, как появился новый класс военных олигархов, надевших мундиры и звезды, но и дня не служивших в армии. Как называется такая ситуация – национальная катастрофа. Ее результаты будут очевидны при любой серьезной военной агрессии силами профессиональной бригады НАТО. Трагедия лета 1941 года повторится. Произойдет полная утрата боевого управления, массовое дезертирство и предательство, отдельные точки героического сопротивления, организованные силами чудом сохранившихся порядочных и грамотных младших и старших офицеров.

Воевать – не воровать!

Если страна в кольце врагов, то не пора ли изменить кадровую политику – убрать криминал из армии, сделать ее не только внеполитичной, но и некриминальной структурой страны.

4 000 000 армия СССР не встала на защиту СССР в 1991 году. Новая армия России приобрела серьезное заболевание – криминализация военного руководства, смещение интереса со службы к решению экономических задач разворовывания военного бюджета.

Диагноз современной армии поставлен как обществом, так и специальными службами.

Теперь настало время отдачи команды на декриминализацию армии.

Верховный Главнокомандующий вооруженными силами Российской Федерации с 2018 года начинает эту работу, и если своевременные отставки и добровольные уходы лиц, измаранных криминалом, не приключиться, то начнется компания по публичному изгнанию коррупции из министерства обороны.

Очистка от коррупции военного ведомства началась. Вначале информационный шум, потоки правды, потом неожиданные разоблачения и долгожданные аресты, сотрудничество со следствием и различные сроки тюремного заключения для удивленных лиц по сценарию Улюкаева.

Если товарищ Сталин расстреливал некоторых своих маршалов, генералов и офицеров для очистки армии от потенциальных предателей, то товарищ Путин будет более гуманным. Труд в исправительных колониях и на свободу с чистой совестью через 5,10 или 15 лет.

Все запросы удивленных «друзей Володи» будут удовлетворены по Путински – на 50%.

Понятно, что привычка воровать мешает остановиться. Только неприятные встречи с людьми в масках и часто мелькающими лицами разных следователей вернут чувство реальности – Россия меняется, Владимир Владимирович Путин – это надолго. А вы временно и пора перестать воровать, иначе будут сажать. Не «на кол», а на уголовное дело, которое уже заготовлено на каждого вора и спокойным образом неожиданно обеспокоит каждого «зеленого воришку» невзирая на воинский погон и купленный ударным грабежом бюджета воинский чин.

Московское территориальное управление

Антикоррупционной службы «КОБРА»

Советник IV ранга

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.