Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности. И защита от них. Дополнительный материал к §20

Необходимость сохранения здоровья и жизни детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Мало знать закономерности развития той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или бедствий. Надо добиться, чтобы эти меры были приняты детьми и подростками, их родителями и педагогами, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека, достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).

Для разработки методических основ формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Высший уровень формирования КБЖ - общество и государство, а системообразующий фактор обеспечения безопасности - социальные и государственные ценности и приоритеты.

Ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России,



Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.

Когда же начинать формировать эту культуру? Кто должен это делать? Казалось бы, ответ прост - чем раньше, тем лучше. Прямо с колыбели, в семье, в детском саду, школе. По целому ряду причин, чаще всего именно школа становится отправной точкой в длительном и сложном пути формирования культуры безопасности личности. Введение в 1991 году в школах страны нового предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и как его продолжения курса «Безопасности жизнедеятельности» в средних специальных и высших учебных заведениях можно расценивать как факт осознания руководством страны жизненно важной проблемы формирования человека с другим типом мышления.

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Не случайно в письме Минобрнауки России от 30.08.05 г. № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях», имеющем важное концептуальное значение для повышения безопасности образовательного пространства, органам управления образованием предписано рассмотреть возможность введения дополнительных часов на изучение курса ОБЖ и усилить внимание к вопросам безопасности при изучении иных учебных предметов базисного учебного плана и занятий во внеурочное время. Также очередной этап модернизации общего образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил

безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся:

снижение количества происшествий в образовательном учреждении;

постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

воспитание сознательного отношения к безопасности;

популяризация новых средств обеспечения безопасности;

внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Главными методами и средствами воздействия на формирования КБЖ, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков.


Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков

По оценкам специалистов причинами более 80% аварий и техногенных катастроф являются ошибки персонала. При этом мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что для эффективных действий в области снижения рисков в настоящее время недостаточно простой совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен иметь всеобщий, непрерывный и комплексный характер. Всеобщность предполагает повышение культуры всех групп населения, не зависимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным воздействием на человека на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность характера заключается в привитии правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей современного мира.

Методами формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются воспитание, морально – психологическая подготовка, пропаганда знаний, оперативное информирование об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС и другие. При этом основой формирования культуры является обучение всех групп населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Так, для учащихся общеобразовательных учреждений нормы безопасного поведения в окружающей обстановке прививаются в ходе изучения курса ОБЖ, участия в соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель».

Развитие способностей принятия безопасных решений при управлении производством, формирование профессионально значимых (с позиций безопасности) качеств будущих специалистов выполняется в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины БЖД.

Для населения, занятого в сферах производства и обслуживания, формирование культуры связано, в основном, с выработкой осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины, а для неработающего населения – с привитием ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.

Опыт показывает, что в современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании культуры безопасности жизнедеятельности приобретает и применение современных технических средств массовой информации (теле и радиовещания, периодической печати и т.п.), а также информационно – телекоммуникационные технологии. Их высокая эффективность объясняется задействованием эмоционально – чувственной сферы человека, влиянием на адресное развитие долгосрочной памяти, подсознательным воздействием на мотивацию поступков.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности – достаточно новый и сложный вид деятельности. Для научно – методического обеспечения этого процесса в ЦСИ ГЗ МЧС России создано новое научное направление – «Оперативно – стратегических исследований в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности». Специалисты этого направления активно участвуют в создании широкого спектра такой востребованной продукции, как компьютерные обучающие программы, тесты, мультимедийные пособия, информационно - образовательные порталы и сайты, анимационные мультфильмы, учебные видеоролики, электронные плакаты и многие другие.

При этом следует учитывать, что в связи с большим количеством образовательных и культурно – просветительских учреждений в нашей стране данная продукция будет являться только инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности. В этой связи хочется обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, органов управления образованием, территориальных органов МЧС России - активно оказывать содействие в создании, распространении, внедрении новых средств, методов, технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Только такая - системная, регулярная и долгосрочная работа, от научной проработки вопроса до внедрения новых технологий в массовую образовательную практику, доведения до массового сознания людей, обеспечения влияния на общественное мнение, позволит значительно повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения, увеличить эффективность и экономичность мероприятий по снижению рисков.

Большую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должна сыграть и создаваемая в настоящее время Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Данная система предназначена подготовки населения к действиям в ЧС природного и техногенного характера, при террористических акциях, а также его оперативного информирования и оповещения. Внедрение этой системы позволит повысить подготовленность населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечить гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, увеличить действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально – опасных лиц. Кроме того, создание системы будет способствовать развитию передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданию новых рабочих мест.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности является, на наш взгляд, основным фактором снижения индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, неотъемлемой частью обеспечения стабильного социально – экономического развития России. Залогом успеха в достижении этой высокой цели является наша активная совместная работа.

Использованные источники:

1. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Издательства «Флинта», «Наука», 2003, - 87 стр.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь. М.: Издательский дом «Академия», 2005, - 176 стр.

3. Катастрофы и образование. Под редакцией Воробьева Ю.Л. М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 176 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Условия обеспечения формирования культуры безопасности учащихся в образовательной среде. Перспективы использования имитационных технологий как средство формирования культуры безопасности и знаний о ней у учащихся в общеобразовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 09.01.2015

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Образование в области безопасности жизнедеятельности. Обязанности руководителя производственного процесса. Задачи специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Перспективы развития в этой области. Здоровье человека и информационная стратегия.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Экономические последствия и материальные затраты обеспечения безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Международные финансовые организации по оказанию экономической взаимопомощи странам.

    реферат , добавлен 09.11.2012

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности как предмет изучения безопасности жизнедеятельности. Воздействие и нормирование негативных факторов.

    презентация , добавлен 03.09.2015

    Характеристика понятий, терминов и определений безопасности жизнедеятельности. Основы национальной безопасности, ее виды, правовое регулирование и органы обеспечения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций , степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

    Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий . Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

    Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

    МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества , Всероссийского студенческого корпуса спасателей , организацию и проведение тренировок и учений по вопросам , защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), и безопасности людей на водных объектах.

    В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. «Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

    Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

    Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа №7 города Белово»

    Формирование

    культуры безопасности жизнедеятельности

    Описание опыта работы

    Выполнила:

    Ичинская Татьяна Викторовна,

    учитель ОБЖ

    Введение

    В соответствии с требованиями федеральных государственных общеобразовательных стандартов личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлены на формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности школьника.

    Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира .

    Культура безопасности жизнедеятельности позволяет не только избежать опасностей, сохранить здоровье отдельного индивида, но и предотвратить чрезвычайные ситуации социального характера или ослабить их разрушительные последствия. Так, ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы, в 80% этих случаев причиной является невыполнение правил дорожного движения, как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Наблюдается рост заболеваний СПИДом, алкоголизмом, наркоманией, зависимость от табакокурения, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, - и все это следствие низкого уровня культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме.

    Курс ОБЖ в общеобразовательной школе следует считать ступенькой перехода от школы обучения к школе воспитания готовности к опасным ситуациям. Учениками должно быть усвоено понимание общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избежать её. При необходимости – действовать».

    Воспитание готовности к опасным ситуациям по мнению преподавателя В.Мошкина, предполагает формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях, опыта предупреждения критических ситуаций, эмоциональной готовности к опасности, системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях, практического опыта преодоления опасных ситуаций .

    Современные школьники и их родители не всегда понимают важность подготовки в рамках курса ОБЖ к разнообразным чрезвычайным ситуациям. Об этом свидетельствуют следующие показатели:


    • недостаточная мотивация на занятиях по этому предмету (учащиеся не всегда понимают, для чего им нужен этот курс, хотя он им интересен и ученики с удовольствием занимаются на уроках);

    • родители школьников считают предмет ОБЖ второстепенным, малополезным; такое отношение родителей передаётся к детям и, отсюда, как следствие, низкий уровень подготовленности школьников и неспособность к обеспечению элементарной безопасности, как личной, так и общественной.
    Формирование культуры безопасной жизнедеятельности детей целесообразно начинать с дошкольного или младшего школьного возраста: выступления агитбригад в дошкольных группах, занятия с родителями, внеурочная работа в начальной школе и урочная и внеурочная деятельность в основном звене.

    Культура безопасности в содержании образования включает знания о безопасной жизнедеятельности, опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования безопасной жизнедеятельности, реализуемые в материальных объектах, информации, структурных компонентах духовной деятельности (науке, искусстве, идеологии), общественных отношениях и организациях школьников, деятельности и личности субъектов воспитания. Внутренними системообразующими факторами культуры безопасности в содержании школьного образования являются программы интегрированного обучения основам безопасности; учебные предметы комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология и др.), личность педагога, владеющего культурой безопасности.

    Шершнев Л.И. дает следующее определение личности безопасного типа: «Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей» .

    Целью моей работы является:


    • создание условий для формирования обучающегося - человека безопасного типа, личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

    1. Сформировать у обучающихся:


    • способность выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

    • ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережное отношение к окружающей среде, навыки взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности;

    • представление об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации.
    2. Ознакомить учеников с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучить и освоить методы и приемы защиты , позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски.

    3. Создать условия для формирования основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

    4. Развивать способности учеников анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.

    Работая в направлении реализации поставленных задач с воспитанниками дошкольных групп и обучающимися 1-9 классов, способствую созданию условий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

    Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебной и внеурочной деятельности


    Поставленные задачи по формированию культуры безопасности жизнедеятельности реализую в учебной и внеурочной деятельности с обучающимися, привлекаю к работе родителей, для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп организую занятия, семинары, тренинги.

    Применяю разнообразные формы и методы обучения.

    Считаю наиболее эффективной формой работы групповую: в малых (пары) и больших (4 - 5 человек) группах. Такая форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы формирую так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения (выполнив задание, соответствующее их подготовке, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у «слабой» группы. Группа должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.

    Индивидуальную форму работы обычно использую при проверке знаний. При работе над новым материалом, закреплении, повторении, обобщении предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.

    Цель и содержание урока определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Именно в использовании методов проявляются личность учителя и ученика, их взаимоотношения, определяется стиль работы учителя на уроке. Чаще всего использую метод ситуационного обучения . Положительным моментом данного метода является то, что, решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. При составлении ситуационных заданий придерживаюсь следующих принципов:


    • моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;

    • постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;

    • создание ситуации с элементами риска и опасности.
    Уроки провожу с применением мультимедийных средств обучения, позволяющими в действии показать ту или иную ситуацию, найти из неё выход. Результат своей работы обучающиеся демонстрируют в виде электронных презентаций, сыгранной сценки, комментариев, описания своих действий в определенной ситуации. Прорабатывается подробно каждая ситуация по разной тематике, например:

    Ваши действия, если:


    • вы попали в автомобильную аварию;

    • взрыв в школе, во дворе, на улице;

    • угрозы по телефону;

    • вы заблудились в лесу, и т. д.
    По всем ситуациям могут ставиться условия, предлагаться варианты решений.

    Таким образом, метод ситуационного обучения позволяет воспитывать у каждого школьника потребность предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, вырабатывать навыки анализа экстремальных ситуаций и адекватного поведения.

    Для формирования культуры безопасного поведения применяю в своей работе современные педагогические технологии:


    • игровые;

    • проектные;

    • информационно-коммуникационные.
    В учебном процессе применяю познавательные игры: «Юные путешественники», «Нам стихия нипочем», «Путешествие по Огненной стране». В игре ученики выступают активным преобразователем действительности. К организации игры на уроке выдвигаются следующие требования:

    • условия вырабатываются (усваиваются) всеми участниками и чётко всеми соблюдаются;

    • красочность, наглядность, элемент соревнования;

    • награждение победителей;

    • учёт возрастных особенностей;

    • игра должна вписываться в сюжет урока , составлять единое целое, а не быть просто его частью;

    • игра должна соответствовать теме, целям, задачам урока.
    Ценность игр в том, что она даёт ребёнку многообразные переживания, значимые для него. В игре нет расхождения между мотивом и прямой деятельностью ребёнка. Коллективные игры (а на уроке они именно таковы) способствуют развитию общительности, дружеских отношений, учат подчинению личных интересов интересам коллектива, дисциплине. Дисциплина – основное правило игры. Игры способствуют развитию творческих способностей детей, интеллекта, так как решают проблемы, связанные с творческим развитием:

    • игры дают «пищу» для творческого развития;

    • создают условия, опережающие развитие способностей;

    • ребёнок поднимается до своего «потолка» самостоятельно;

    • игры разнообразны, не терпят принуждения, поэтому создают атмосферу свободного и радостного творчества;

    • ребёнок учится размышлять и принимать решения, делать всё самостоятельно.
    В своей работе применяю разнообразные формы игр – игры-путешествия, ролевые игры, инсценировки, деловые игры, конференции, «суды» и т. д. При выборе игры обязательно учитываю возрастные особенности – деловые игры и конференции эффективны в 8- 9 классах: «Дети и компьютер», «Терроризм и безопасность человека», а в 5-7 классах более эффективны игры – путешествия («Путешествие по Огненной стране»), викторины («Уважай закон дорог»), ролевые игры («Заседание клуба юных спасателей»).

    На занятиях по ОБЖ использую метод проектов . Разрабатывая и реализуя учебные проекты, школьники учатся проводить исследования, самостоятельно и совместно решать проблемы, применять знания из разных образовательных областей и получать конкретный результат. Оформляя проект, обучающиеся учатся четко излагать свои мысли в письменном виде, обрабатывать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать её. Созданные проекты обучающиеся представляют на школьных и городских научно - практических конференциях, презентуют на практических занятиях для учащихся начальной школы и воспитанников дошкольных групп.

    Специфика предмета ОБЖ позволяет эффективно формировать ИКТ-компетентность обучающихся – умения обучающихся самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии. Для этого активно использую электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеурочной работе:


    • составляю собственные и использую готовые электронные ресурсы: электронные презентации («Правила безопасного поведения при техногенных авариях и катастрофах», «Оказание первой доврачебной помощи при переломах и ушибах», «Наркомания – чума 20 века»), видеоролики, графические модели, обучающее тестирование;

    • разрабатываю раздаточный дидактический материал с помощью текстового редактора Word и Excel;

    • использую Интернет-ресурсы при подготовке к урокам и в методической работе;

    • использую интерактивные тесты при подготовке к ГИА.
    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом помимо урочной деятельности обучающихся предусмотрена внеурочная деятельность. Мной разработаны рабочие программы внеурочной деятельности социального направления для обучающихся начальной школы: «Юные инспекторы дорожного движения», «Юный эколог». Реализация программ внеурочной деятельности позволяет формировать у обучающихся безопасное поведение на дорогах и улицах, основы экологической грамотности.

    Наибольший интерес в начальной школе вызывают формы внеурочных занятий:


    • путешествие («Путешествие в страну Светофорию»);

    • викторина («Уважай закон дорог»);

    • театрализация («Приключения Бабы-Яги в стране дорожных знаков»);

    • ролевая игра («Дом, в котором мы живем»);

    • соревнование («Безопасное колесо»).
    Для придания положительной эмоциональной окраски деятельности по изучению Правил дорожного движения и экологии родного края предлагаю рисование, инсценировки, просмотр мультфильмов («Уроки тетушки Совы», «ПДД для детей младшего школьного возраста»).

    Использую продуктивные задания для обучающихся, которые направлены на формирование положительной мотивации к изучению школьниками курса, способствуют формированию универсальных учебных действий (см. таблицу 1).

    Таблица 1

    Формирование универсальных учебных действий


    Класс

    Задания

    Универсальные учебные действия

    1

    Нарисуйте рисунок на тему «Дети и дорога». Представьте перед классом.

    Личностные: ориентироваться на нравственное содержание поступков окружающих людей.

    Познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.



    2

    Поднимите карточки с дорожными знаками, которые встречаются в прозвучавшем стихотворении.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебною задачу.

    1

    Работая в группе, соберите пазл. Отгадайте, какое растение на нем изображено. Расскажите о нем все, что вы знаете.

    Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль по результатам.

    Познавательные: строить сообщения в устной форме, составлять целое из частей.

    Коммуникативные: учитывать разные мнения при работе в сотрудничестве , уметь договариваться и приходить к общему решению.


    2

    Представьте волшебную страну «Светофорию». Вместе с родителями выполните макет этой страны, которую вы представили. Покажите всевозможных участников дорожного движения. Продемонстрируйте классу.

    Личностные: осознавать принадлежность к семье, развивать эстетические чувства.

    Коммуникативные: учитывать разные мнения, сотрудничать при выполнении заданий, уметь приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Познавательные: развивать творческое воображение.


    1

    Нарисуйте все то, что вы услышите:

    «Лето. Солнце. Свежий воздух. Дети купаются в реке.»



    Личностные: ориентироваться на здоровый образ жизни.

    Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.



    1

    Изготовьте коллаж «Идеальная семья – моя». Покажите, чем занимается каждый член вашей семьи, и подпишите. Представьте свою работу одноклассникам и дайте возможность прочитать.

    Личностные: осознавать принадлежность к семье.

    Коммуникативные: уметь договариваться в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание.


    Внеурочная деятельность в начальной школе способствует осознанию ценности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности.

    Формируя культуру безопасности жизнедеятельности школьников на уроках ОБЖ, добилась следующих положительных результатов:


    • у обучающихся 5-9 классов наблюдается высокий уровень внутренней и внешней мотивации;

    • качество знаний по Основам безопасности жизнедеятельности среди обучающихся 5-9 классов увеличилось до 82%.

    Полученные умения практического применения безопасности жизнедеятельности школьники демонстрируют, участвуя во внеклассных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.

    На протяжении четырех лет обучающиеся являются участниками и лауреатами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ. Предлагаемая система работы позволяет интегрировать урочную, внеурочную деятельность обучающихся и воспитанников дошкольных групп. Подтверждением тому является отсутствие: дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине обучающихся нашего образовательного учреждения, детей, состоящих на учете в ОДН (по вопросам наркомании, поджогов, террористических актов, воровства, мошенничества); снижение числа детей, подверженных ОРВИ и ОРЗ на 23% по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом (по данным школьного фельдшера). И как следствие всего вышесказанного – повышение посещаемости уроков.

    Заключение


    Все очевиднее становится тот факт, что управление безопасностью человека, общества, государства следует осуществлять через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения. Важно, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достичь путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

    Эффективность реализации современных технологий обучения по формированию культуры безопасности жизнедеятельности позволяет:


    • повысить количество обучающихся с высоким уровнем осведомленности о здоровом образе жизни;

    • поднять значимость занятий спортом, увеличить количество учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

    • вовлечь родителей в совместную со школой и дошкольными группами деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей;

    • создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

    • привить обучающимся школы и дошкольникам навыки личной гигиены, здорового образа жизни и понимания необходимости его пропаганды;

    • сформировать навыки безопасного поведения, необходимые для сохранения жизни собственной и окружающих во время природных и техногенных чрезвычайных ситуациях;

    • воспитывать патриотически-нравственную личность, готовую к защите Родины.
    Таким образом, представленная система работы по обучению детей дошкольного и школьного возраста позволяет формировать и развивать культуру безопасности жизнедеятельности, воспитать личность безопасного типа.

    Список литературы


    1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / С.В. Белов и др. - М.: Высшая школа, 1999 г.

    2. Иванов, Ю. Образовательной области ОБЖ быть! [Текст] / Ю. Иванов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 18.

    3. Крючек, Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №8. – С. 19-23.

    4. Крючек, Н. Цели и задачи, проблемы преподавания курса ОБЖ [Текст] / Н. Крючек // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2002г. - №7. – С. 15-18.

    5. Мошкин, В. Подготовка к опасным ситуациям [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. – С. 20.

    6. Мошкин, В. Преодоление страхов [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №2. С. 9.

    7. Мошкин, В. Ситуации реального риска [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008 г. - №3. С. 21.

    8. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000 г. - №3- 4. – С. 12.

    9. Понятие «риск» и обучение школьников [Текст] // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000 г. - №1. С. 13.

    10. Репин, Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ [Текст] / Ю. Репин // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2003 г. - №2. – С. 27-31.

    11. Рудаков, Д.П. Современные взгляды на предметную область «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / Д.П. Рудаков // ОБЖ. - 2011. - № 12. - С. 7-8.

    12. Сапрунов, В. К вопросу о концепции образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» [Текст] / В. Сапрунов // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - 2004 г. - №2. - С. 30-32.

    13. Улахович, В. Е. Чернобыль слово, которое хотят забыть [Текст] / В.Е. Улахович // ОБЖ. - 2011. - №4. - С 36-38.

    14. Шершнев, Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека [Текст] / Л.И. Шершнев // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет.

    15. Шульман, Р.Л. Моя педагогическая философия [Текст] /Р.Л. Шульман // ОБЖ. - 2012. - №2. - С.24-26.