Ст 24 фз о полиции с комментариями. Что понимается под вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением? Правовая суть закона

До настоящего времени в Московской области (МО) в отличие от столицы действовали одновременно две программы материнского семейного капитала (МСК) : , продолжающая действовать на всей территории нашей страны, и , действующая до 2017 года и распространяющаяся только на граждан, зарегистрированных на территории Московской области.

В 2017 году действие областной программы приостановлено. Сейчас ее положения распространяются только в отношении граждан, родивших или усыновивших второго или последующих детей в период с 01 января 2011 по 31 декабря 2016 года .

Между двумя видами программ много общего :

  • правовые основания для получения сертификата;
  • сроки использования денежных средств;
  • варианты направления капитала.

Но существуют и принципиальные отличия:

  • по срокам действия программ;
  • сумме капитала.

Размер региональной субсидии , предоставляемый в виде именного сертификата на материнский капитал, равен 100 тыс. рублей , в то время как федеральный капитал составляет 453 тыс. 26 рублей.

Демографическая ситуация в регионе

Население Московской области на протяжении последних трех лет начиная с 2014 года постоянно растет. Небольшое снижение численности было отмечено в 2012 году, но данное обстоятельство не сказывается на положительной динамике в настоящее время. На начало 2017 года этот показатель равен 7 млн. 423 тыс. 470 чел.

Основные демографические показатели также имеют положительные тенденции. Среди них можно отметить следующие:

  • увеличение рождаемости (данный коэффициент неуклонно растет с 2011 года, будучи равным в то время 11,0, к 2016 году он достиг отметки 12,9);
  • снижение смертности (в период с 2011 г. по 2015 г. ее уровень снизился на 2,4 и составил в 2016 году 13,0; при этом произошло резкое снижение младенческой смертности буквально за два последних года этот коэффициент упал с 6,8 в 2015 г. до 4,8 в 2016 г. при постепенном снижении данного показателя и в предыдущие годы).

Однако нельзя не отметить, что пока в Московской области наблюдается все же превышение смертности над уровнем рождаемости, хотя показатель естественной убыли населения постоянно снижается на протяжении последних нескольких лет. Минимальное значение данного коэффициента наблюдалось в 2016 году, он был равен всего 0,1.

Эффективность влияния программы материнского капитала на рождаемость в столичном регионе вряд ли можно переоценить, так как положительная динамика наметилась еще до выдачи сертификатов. Одно из самых популярных направлений применения маткапитала улучшение жилищных условий очень проблематично решить с помощью такой государственной поддержки. Однако для небогатых семей и такая помощь оказывается весьма кстати.

Реализация программы федерального материнского капитала

Федеральная программа материнского капитала реализуется на основе закона, принятого Госдумой и введенного в действие 29.12.2006, № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» .

Согласно данным Пенсионного фонда РФ, в ведении которого находится выдача государственных сертификатов, можно проследить в Московской области. Данные представлены по убыванию их популярности :

  • 90 132 семьи направили средства МСК на решение жилищного вопроса;
  • 38 393 сертификата направлено на получение образования детьми и содержание их в дошкольных образовательных учреждениях;
  • 145 человек воспользовались возможностью увеличить в будущем размер пенсии мамы за счет накопительной составляющей;
  • 2 сертификата было направлено на новое направление по реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Напомним, что размер капитала с момента старта программы в 2007 году значительно вырос и к настоящему времени составляет 453 тыс. 26 рублей против первоначальных 250 тыс. рублей.

Кроме того, по программе единовременной выдачи из средств материнского капитала, действовавшей в период с 1 июля по 30 ноября 2016 года, 251 698 семей подали соответствующее заявление в управления Москвы и Московской области. Денежные средства в размере 25 000 рублей эти семьи смогли потратить на текущие расходы.

Реализация программы регионального материнского капитала в Московской области

Начало действия региональной программы МСК в Московской области приходится на апрель 2011 года . Основополагающими законопроектами в вопросах получения и реализации права на региональный материнский капитал являются следующие:

  • Закон Московской области № 1/2006-ОЗ от 12.01.2006 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» последними изменениями от 21.04.2017);
  • Постановление Правительства МО № 271/8 от 12.03.2012 «Об утверждении порядка распоряжения региональным материнским (семейным) капиталом на улучшение жилищных условий» (с изменениями от 18.07.2014);
  • Постановление Правительства Московской области № 2/1 от 24.01.2014 «Об утверждении порядка распоряжения средствами (частью средств) региональным материнским (семейным) капиталом на получение образования ребенком (детьми)» .

Денежные средства по региональной программе материнского капитала может получить семья с двумя и более детьми при соблюдении всех условий только один раз .

Кто имеет право на региональный семейный капитал

Право на получение и распоряжение средствами МСК в Московской области согласно ст. 20.3 Закона № 1/2006-ОЗ подтверждается именным . Этот документ выдается при соблюдении следующих требований :

  • в период с 01.01.2011 по 31.12.2016 в семье родился второй ребенок (или последующий в том случае, если на него не выдавался сертификат);
  • будущий владелец капитала зарегистрирован в Московской области (гражданство при этом не имеет значения);
  • ребенок, с рождением которого приобретается право на МСК, является гражданином России.

Получить региональную выплату могут следующие лица :

  • женщина, родившая (или усыновившая) ребенка в период с 01.01.2011 по 31.12.2016;
  • мужчина:
  • дети, оставшиеся без родителей в случае их смерти, лишения родительских прав или признания недееспособными (доли распределяются в равных частях между детьми).

Как можно распорядиться средствами регионального маткапитала

Средства регионального материнского капитала можно потратить по следующим направлениям :

  • :
  • (до достижения им 25-летнего возраста на дату начала обучения):
    • в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • в частных образовательных организациях, имеющих соответствующую лицензию, по аккредитованным направлениям реализуемых образовательных программ.

Стоит помнить, что воспользоваться правом распорядиться денежными средствами по существующим направлениям владельцы сертификата смогут только по достижении их ребенком трехлетнего возраста . Подать же документы на региональный материнский капитал можно в любое время после рождения ребенка, дающего на него право.

Что касается предоставляемой в Московской области суммы, равной 100 тыс. рублей , то данная величина является постоянной и не подлежит изменению в связи с ростом потребительских цен.

Куда обращаться за выплатой?

Для того, чтобы перевести денежные средства по выбранному направлению лицу, имеющему сертификат, необходимо написать заявление о распоряжении деньгами. Для этой цели гражданин может обратиться:

Для письменного обращения потребуется также представить необходимые документы :

  1. оригинал сертификата МСК;
  2. удостоверение личности владельца именного документа;
  3. страховое свидетельство СНИЛС.

Кроме того, в зависимости от выбранного направления использования средств необходимо будет дополнить перечисленный выше список дополнительными документами.

Срок рассмотрения обращений граждан зависит от цели и составляет:

  • 15 дней - по делам, связанным с получением образования;
  • 45 дней - по вопросам улучшения жилищных условий.

Непосредственное будет осуществляться в течение двух месяцев после принятия положительного решения только безналичным путем.

Каждая семья после рождения имеет право на получение дополнительной финансовой поддержки со стороны государства, которая заключается в перечислении им определенной .

При этом такая крупная финансовая операция достаточно серьезно регулируется действующим законодательством и предусматривает массу своих особенностей, которые нужно учитывать в процессе оформления различных документов и заполнения бумаг.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому перед получением соответствующего перевода лучше заранее разобраться в том, как данный вопрос регулируется законодательством в 2019 году и какие особенности предусматривает региональный материнский капитал.

Основная суть

В России правительство использует достаточно большое количество инструментов материальной поддержки семей с детьми, и осуществляется это путем предоставления соответствующего материнского капитала. Стоит отметить, что на сегодняшний день данная уже была использована более чем шестью миллионами семей, но предусматривается подобная поддержка только для тех родителей, которые усыновили или завели второго ребенка.

В конце 2011 года президент обратился к соответствующим главам правительств отдельных регионов с предложением о введении дополнительной поддержки семьям с детьми, в связи с чем различные субъекты федерации разработали собственный проект обеспечения подобных граждан.

При этом стоит отметить, что подобная программа была введена не во всех регионах, но главным отличием региональных программ от федеральной является то, что материальное обеспечение региональных выплат осуществляется за счет бюджетов каждого субъекта.

Помимо этого, отличием от федеральной программы чаще всего является то, что материальная поддержка предусматривается после того, как семья заведет более трех детей, а не двух, как это было предусмотрено изначально.

В частности, к примеру, в Алтае материнский капитал в принципе предусмотрен только на четвертого ребенка, в то время как в Башкортостане он выделяется в принципе всем семьям, у которых есть хоть один ребенок.

Что говорит закон

В соответствии с Законом Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей» всем гражданам, которые имеют официальную регистрацию на территории Московской области, предоставляется право на получение материнского капитала. Данная редакция используется по отношению к тем семьям, которые родили или усыновили ребенка в промежуток времени 01.01.11-31.12.16.

Сертификат на получение регионального материнского капитала представляет собой именной документ, подтверждающий право семьи на получение дополнительной государственной поддержки для улучшения жилищных условий или предоставление ребенку качественного образования.

В соответствии со статьей 20.2 данного Закона:

  • Право на получение такого капитала предусматривается только в случае рождения ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, и предоставляется женщинам, родившим или усыновившим более двух детей, а также мужчинам, которые являются единственными усыновителями более двух детей и не использовали ранее данное право.
  • При оформлении материнского капитала не учитываются те дети, в отношении которых родители лишились родительских прав, а также если эти дети являются падчерицами или пасынками заявителя.
  • Право женщин на получение материнского капитала изымается и передается усыновителю ребенка вне зависимости от наличия гражданства России в том случае, если мать ребенка умерла или была лишена родительских прав.
  • Если отец получает право на оформление материнского капитала, но при этом также умирает или лишается родительских прав, то в таком случае данное право передается непосредственно самому ребенку.
  • Право на получение материнского капитала может быть предоставлено детям, если женщина потеряла его в связи с нормами действующего законодательства.
  • Право на оформление материальной поддержки от государства появляется в момент рождения второго и последующих детей вне зависимости от того промежутка времени, который прошел с момента рождения или усыновления предыдущего ребенка.

Что важно знать о региональном материнском капитале

Для того, чтобы оформить себе государственную финансовую поддержку для строительства собственного жилья или компенсации проведенных строительных работ, для начала лучше разобраться с тем, какие особенности и юридические тонкости скрывает в себя данная процедура оформления, и что нужно учитывать для того, чтобы в дальнейшем не столкнуться с различными проблемами.

Документация

Получение регионального материнского капитала осуществляется путем предоставления сертификата, который оформляется в специализированных отделах социальной защиты или же в районной администрации данного региона.

Полный пакет документов может подаваться не только лицом, имеющим право на оформление материнского капитала, но еще и его законным представителем. Помимо этого, если указанное лицо не хочет пользоваться услугами посторонних лиц, оно имеет право отправить все документы почтой.

Для получения государственной поддержки уполномоченным органам нужно предоставить следующий пакет документов:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении или усыновлении, оформленное на каждого ребенка;
  • справка, подтверждающая гражданство заявителя;
  • справка, подтверждающая факт проживания на территории конкретного региона на протяжении определенного промежутка времени;
  • другие документы, которые могут быть потребованы со стороны местных органов.

После сбора необходимого пакета документов достаточно отправиться в соответствующее отделение, расположенное по месту официальной регистрации заявителя

Стоит отметить, что для использования материнского капитала нужно оформлять обращение в то учреждение, которое выдает данную сумму, предоставив следующий пакет бумаг:

  • гражданский паспорт держателя сертификата;
  • сам сертификат;
  • определенный пакет документов, подтверждающих правомерность использования полученной суммы средств;
  • другой перечень документов, предусмотренный местным законодательством.

Размер суммы

Правила получения материнского капитала, а также его сумма и назначение, которое предусматривается для траты полученных средств, устанавливается индивидуально в каждом отдельном регионе. В данном случае мы перечислим только несколько регионов, поэтому в случае необходимости стоит обратиться в местное отделение Пенсионного фонда, и уже там узнать особенности оформления и траты этой государственной поддержки.

Область На каких условиях выдается Куда можно потратить
Московская Предоставляется семьям, в которых родился или был усыновлен второй и последующий ребенок. Сумма составляет 100 000 рублей и не может быть индексирована. Обеспечение детей более качественным образованием или жилищными условиями. Также может быть потрачено на пенсионные отчисления матери.
Ленинградская Предоставляется только после рождения и усыновления более трех детей. Сумма составляет 100 000 рублей . Обеспечение детей образованием или новым жильем.
Алтайский край Предоставляется после рождения и усыновления более трех детей. Сумма составляет 50 000 рублей . Материнский капитал выплачивается только тем семьям, которые живут на территории региона более десяти лет. Обеспечение детей образованием или новым жильем
Кемеровская Предоставления после рождения или усыновления более трех детей. Сумма составляет 100 000 рублей . Материнский капитал выплачивается лицам, живущим на территории Кемеровской области более одного года Покупка или строительство новой недвижимости.
Новосибирская 100 000 рублей . Выплачивается только при условии проживания в регионе более трех лет. Может использоваться для гашения ипотеки, строительства и покупки жилья, а также приобретения нового автомобиля. При необходимости сумма тратится на пенсионные отчисления матери или обеспечение детям более качественного образования.
Самарская Предоставляется после рождения или усыновления более трех детей. Сумма составляет 100 000 рублей . Единственным условием является наличие официальной регистрации в данной области. Лечение или обучение детей, покупка или ремонт квартиры (включая возможность гашения ипотеки), а также покупка нового автомобиля.
Сахалинская Выплачивается семьям, в которых было рождено или усыновлено более двух детей. Сумма капитала регулярно индексируется, и на данный момент составляет приблизительно 200 000 рублей . До появления второго ребенка родители должны жить в регионе более года. Приобретение новой недвижимости или внесение взноса по ипотеке, а также обучение и лечение детей.
Свердловская Выплачивается семьям с тремя и более детьми. Сумма составляет 150 000 рублей . Родители должны жить в региона более года Приобретение новой недвижимости или ее ремонт, покупка земельных участков, а также лечение и обучение детей.
Хабаровский край Выплачивается семьям с тремя и более детьми. Сумма капитала составляет 200 000 рублей . Родители должны иметь официальную регистрацию на территории региона. Улучшение жилищных условий, а также лечение и обучение детей. При необходимости тратится на лечение родителей.

Как получить

Оформление материнского капитала осуществляется через Пенсионный фонд, в который нужно подать следующие документы:

  • гражданский паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • заявление на получение материнского капитала;
  • свидетельство, подтверждающее гражданство России у ребенка;
  • документальное подтверждение полномочий законного представителя.

Стоит отметить, что данная процедура предусматривает необходимость предоставления только копий перечисленных бумаг, в то время как их оригиналы остаются у родителей.

Использование

Использование материнского капитала предусматривается только на определенный перечень целей, установленных действующим законодательством, а именно:

Помощь в содержании 2 ребенка

Помимо непосредственно самого материнского капитала, действующее законодательство предусматривает также единоразовое пособие при рождении ребенка, которое в принципе никоим образом не зависит от того, какой он по чету в семье. На состояние 2019 года сумма данного пособия составляла 15 512 рублей , и получить его мог любой из родителей или опекунов указанного ребенка.

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

Полиция является органом, наделенным особыми полномочиями. Сотрудники этой структуры обеспечивают порядок, следят за соблюдением предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, пресекают и предупреждают преступления, задерживают нарушителей. Исполнение обязанностей часто сопряжено с риском. В этой связи служащие имеют право носить и использовать оружие. Нормативное регулирование его применения осуществляется ст. 22, 23, 24 Закона "О полиции ". Рассмотрим далее некоторые моменты, касающиеся использования служащими спецсредств.

Актуальность вопроса

Особое практическое значение для служащих правоохранительных органов имеют положения ст. 23, 24 Закона "О полиции ". В соответствии с предписаниями нормативного акта, применение оружия осуществляется строго в установленных случаях. Реализация полномочий сотрудниками не должна причинять вред гражданам или имуществу, за исключением ситуаций, когда возникает крайняя необходимость. За невыполнение инструкций служащие могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной. Ст. 23, 24 Закона "О полиции " устанавливают основания применения оружия, а также определяют допустимые действия сотрудников.

Права служащих

В соответствии со ст. 24 Закона "О полиции РФ", сотрудник может обнажить и привести в готовность оружие. Для этого в обстановке, в которой находится служащий, должны существовать факторы, способные создать основания для применения спецсредства. Совершить выстрел сотрудник может, если лицо, которое он задерживает, приблизится к нему или прикоснется к оружию.

Риски

При исполнении обязанностей служащие правоохранительных органов могут использовать достаточно серьезное средство воздействия на нарушителей. Им является оружие. Однако при этом сотрудники обязаны по возможности не допускать ранений или гибели лиц. Ст. 24 Закона "О полиции " разрешает применять оружие. На практике же такие случаи должны сводиться к минимуму. Между тем ст. 24 "Закона о полиции " фиксирует определенные гарантии для служащих, исполняющих свой долг. В норме допускаются действия, направленные на обезвреживание лица, создающего угрозу. Безусловно, служащий не может просто стоять и ждать, когда нападающий причинит ему вред. Сотрудник также не может допустить ситуации, когда лицо получит возможность забрать у него оружие. Для предотвращения неправомерных действий нападающего и предусмотрены положения ст. 24 Закона "О полиции".


Пояснения

При анализе 23 статьи Закона, регулирующего деятельность служащих МВД, можно сформулировать основные ситуации, в которых разрешено применение оружия. Между тем использование спецсредств допускается и при иных объективных обстоятельствах. О них говорится в гл. 5 нормативного акта. Ст. 24 Закона "О полиции" позволяет служащему самостоятельно оценить ситуацию и принять соответствующее решение. Зачастую приходится быстро ориентироваться в обстановке. Стоит обратить внимание на формулировки ст. 24. В ней допускается сначала обнажение оружия при наличии соответствующих предпосылок. То есть норма допускает ситуацию, когда такое действие может остановить нападающего. Выстрел разрешается сделать только в случае, когда лицо приблизится или прикоснется к оружию. При этом служащий, как правило, предупреждает субъекта о действиях, которые он может совершить. В частности, сотрудник может сказать, что будет стрелять, обозначив словами расстояние, на котором лицо должно оставаться и не приближаться ближе.

Ответственность

Как выше было сказано, нарушение правил и инструкций по применению оружия влечет ответственность. За незаконное использование спецсредств или физических методов служащему грозит в первую очередь дисциплинарное взыскание. Если в его поведении будут присутствовать признаки преступления, то применению подлежат нормы УК. В этой связи, прежде чем использовать оружие, физическую силу, необходимо по возможности обдумать решение и предположить последствия таких действий. Разумеется, в условиях крайней необходимости, когда существует угроза для других граждан, применение спецсредств более чем оправданно. Но и здесь необходимо стараться сводить ущерб здоровью нарушителя к минимуму.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3)для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 , 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7 , 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.