Продажа имущества в банкротстве. Продажа имущества банкрота без торгов путем заключения прямого договора — это исключительный способ пополнения конкурсной массы Порядок проведения торгов по банкротству

Большинство мероприятий, которые проводятся в процессе банкротства , направлены на справедливое сформирование и распределение конкурсной массы среди всех участников дела. Что же такое конкурсная масса должника и как происходит ее формирование?

Понятие конкурсной массы

Конкурсную массу рассматривают в двух аспектах:

  • совокупность определенных активов организации-должника;
  • особый правовой режим, который применяется к активам должника.

Конкурсная масса представляет собой все активы должника, которые имеются на дату открытия конкурсного производства, или выявлены и приобретены в ходе конкурсного производства.

В ходе конкурсного производства в качестве активов необходимо учитывать любые материальные и нематериальные ценности, которые отвечают следующим признакам:

  • являются объектами административных или гражданских правоотношений
  • м огут быть преобразованы в денежные средства (проданы или преобразованы другим способом).

Конкурсная масса, как особый правовой режим, который должен применяться к активам должника: установление специальных правил для пользования и распоряжения активами в течение конкурсного производства.

Имущество должника, воплощенное в виде денежных средств, является наиболее стабильной формой конкурсной массы. Более того, окончанием процесса формирования конкурсной массы есть получение денежных средств от реализации имущества должника.

Имущество должника и денежные средства, которые поступили от его реализации, считаются конкурсной массой.

В соответствии с законом о банкротстве, с одной стороны, конкурсная масса – это совокупность имущества, а с другой стороны, требования кредиторов должны погашаться за счет конкурсной массы, т.е. денежными средствами с основного счета должника.

В течение конкурсного производства происходит формирование конкурсной массы и переход ее в денежные средства из состояния имущества и имущественных прав.

Кто формирует конкурсную массу

Формирование конкурсной массы осуществляется конкурсным управляющим. Это процесс выявления всего имущества должника, которое можно обратить в денежные средства.

Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, которое изъято из оборота, имущественные права, которые связаны с личностью должника, и другое имущество, предусмотренное Федеральным законом о банкротстве.

Отдельно должно учитываться и обязательно оценивается имущество должника, которое является предметом залога.

Основной способ выявления имущества для формирования конкурсной массы - является анализ бухгалтерских документов. Учет и бухгалтерская отчетность составляется на основе первичных документов. Их можно использовать и для доказательства права собственности, и для оспаривания финансовых сделок, а так же для реализации иных механизмов для увеличения конкурсной массы. Для правильного учета имущества должника, которое входит в конкурсную массу, конкурсный управляющий имеет право привлекать к работе бухгалтеров, аудиторов и других специалистов.

Наравне с другим имуществом в конкурсную массу должника включаются имущественные права должника, в том числе дебиторская задолженность.

Конкурсный управляющий законодательно наделен обязанностью выявлять и сохранять имущества должника. Он имеет права на реализацию этого имущества.

Согласно закону о банкротстве руководитель предприятия - должника в течение 3 дней от даты назначения конкурсного управляющего, обязан обеспечить передачу печатей, штампов, бухгалтерской и другой документации, а так же материальных и других ценностей конкурсному управляющему.

За невыполнение, руководитель должника будет привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Что же происходит на практике? Словосочетание «обязан обеспечить» чаще всего трактуется руководителем предприятия – должника, как запрещение препятствовать доступу конкурсного управляющего ко всему имуществу должника. Руководители достаточно формально подходят к выполнению этого требования, в лучшем случае выделяют из числа работников предприятия сотрудника, в лучшем случае бухгалтера, который должен сопровождать конкурсного управляющего в процессе анализа документов и проведения инвентаризации.

К сожалению , законодательно не закреплена обязанность руководства передавать документацию и имущество конкурсному управляющему.

Например, через оформление соответствующего акта приема-передачи.

В этом акте должно быть описано все имущество и его состояние, признаки (характеристики) для идентификации имущества. Имущество, которое конкурсный управляющий не принимает, в конкурсную массу не включается.

Оно ляжет бременем недостачи на руководителя, который вынужден будет объяснить, куда и какое имущество выбыло, а так же подтвердить это документально.

Какое имущество входит в конкурсную массу при банкротстве граждан

Что из имущества включается в конкурсную массу

Конкурсная масса – это:

  • имущество, которое можно распределить между кредиторами;
  • денежные средства, полученные от реализации имущества;
  • неликвидное имущество.

В целях перехода конкурсной массы в имущественную массу конкурсный управляющий осуществляет определенные дополнения и изъятия.

Виды имущества, которые добавляются в имущественную массу:

  1. имущество должника, которое находится у третьих лиц без правовых оснований;
  2. имущество, полученное за реализацию дебиторской задолженности;
  3. денежные средства и имущество субъектов, которые своими действиями довели должника до банкротства;
  4. залоговое имущество;
  5. денежные средства, полученные управляющим на содержание определенных объектов, которые не были приняты третьими лицами.

Имущество должника, которое не включается в конкурсную массу

В конкурсную массу не включаются:

  • имущество, которое изъято из оборота;
  • имущественные права, которые связаны с личностью должника (права, основанные на разрешении (лицензии) на ведение определенных видов деятельности;
  • имущество третьих лиц, которое находится у должника без правовых оснований; - социально значимые объекты, а также объекты культурного наследия и иные, продажа которых осуществлена в соответствии законодательством путем проведения конкурсных торгов;
  • объекты коммунальной инфраструктуры и жилищный фонд.

Хотя такие объекты не входят в конкурсную массу должника, закон предусматривается их продажа в процедуре конкурсного производства;

Жилищный фонд социального использования продаже не подлежит.

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

После формирования конкурсной массы производят инвентаризацию и полную оценку имущества, которое будет реализовано для удовлетворения требований кредиторов. Основной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Материальный вопрос, чьи долги и в каком порядке будут погашены, какое имущество и кому будет продаваться, является главным.

Формирования конкурсной массы должника играет важнейшую роль в процессе банкротства.


Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Формированию конкурсной массы служат следующие действия, на совершение которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсного управляющего: инвентаризация и оценка имеющихся активов; предъявление к третьим лицам требований о взыскании задолженности перед должником;заявление отказов от исполнения договоров должника; поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящегося у третьих лиц; предъявление исков о признании недействительными сделок об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника лиц, обязанных нести такую ответственность; уведомление собственника имущества, изъятого из оборота, но находящегося при открытии конкурсного производства у должника, о необходимости его принятия или закрепления за другими лицами; передача объектов социальной и коммунальной инфраструктуры соответствующему муниципальному образованию

Оценка имущества должника

1. Арбитражный управляющий для проведения оценки предприятия должника, иного имущества должника привлекает оценщиков и производит оплату их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

2. Отчет оценщика направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков

3. В течение 30 дней со дня получения отчета об оценке орган, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

4. Отрицательное заключение органа, направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчет,

В течение четырнадцати дней с даты получения такого отрицательного заключения указанная саморегулируемая организация оценщиков обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия требованиям к данному отчету.

В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

В случае, если указанная саморегулируемая организация оценщиков представила экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету или отчет об оценке был переработан оценщиком с учетом полученного экспертного заключения, арбитражный управляющий направляет указанное экспертное заключение по отчету об оценке и (или) переработанный отчет об оценке в уполномоченный орган и собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия должника, иного имущества должника на основании рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

5. На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения оценщика.

Продажа имущества должника

1. В течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

В случае, если в течение 2 месяцев с даты представления предложения не утверждены управляющий вправе обратиться в АС с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества.

Продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме, за исключением имущества, продажа которого осуществляется путем проведения конкурса. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Конкурсная масса является источником средств для покрытия расходов, связанных с проведением конкурсного производства, и удовлетворения требований кредиторов. Величина средств от продажи конкурсной массы используется как база для расчета вознаграждения конкурсного управляющего. Возможное завышение размера сформированной конкурсной массы может быть связано с тем, чтобы получить большее вознаграждение. Сокрытие средств, составляющих конкурсную массу, приведет к уменьшению выплат кредиторам.

Источниками информации при проверке формирования конкурсной массы служат:

  • бухгалтерский баланс организации-банкрота на последнюю отчетную дату;
  • инвентаризационные описи, акты, протоколы, приказы и другие материалы инвентаризации имущества и дебиторской задолженности;
  • документы по оценке имущества;
  • промежуточный ликвидационный баланс;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • решения и определения арбитражного суда по делам, инициированным конкурсным управляющим;
  • отчеты о реализованной конкурсной массе, произведенных расходах, погашенных требованиях кредиторов;
  • расчет вознаграждения конкурсного управляющего;
  • первичные документы и справки, послужившие основанием для совершения бухгалтерских записей, учетные регистры хозяйственных операций;
  • бухгалтерская и налоговая отчетность.

В целях проверки полноты формирований конкурсной массы необходимо проследить движение имущества и дебиторской задолженности с момента назначения конкурсного управляющего до продажи или взыскания. Здесь можно выделить следующие направления работы:

  • 1. Проверка полноты проведения инвентаризации и достоверности ее результатов;
  • 2. Анализ предпринятых мер по поиску и возврату имущества в конкурсную массу и взысканию дебиторской задолженности;
  • 3. Проверка законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества;
  • 4. Проверка правильности исчисления реализованной конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества

При проверке материалов инвентаризации необходимо выяснить насколько добросовестным было ее проведение, участвовал ли конкурсный управляющий или его представители в инвентаризационной работе. Следует убедиться, осуществлялся ли надлежащий контроль при поручении этих операций работникам должника. Аудитору следует выяснить использовал ли конкурсный управляющий данные регистрирующих органов в целях выявления имущества должника и его движения. По результатам проверки достоверности инвентаризации аудитором могут быть составлены рабочие документы, характеризующие наличие имущества должника. В них следует указать не только принадлежащие должнику объекты недвижимости, а так же оспариваемые объекты, выделив их в отдельную группу. В ходе аудита объектов незавершенного строительства важно выяснить степень выполнения работ, давность консервации объекта и готовность его к продаже. При этом имеет значение фактический осмотр места строительства. Аудитор исследует источники финансирования работ, наличие и характер обязательств перед инвесторами. Под ограниченно оборотоспособным имуществом понимается имущество, предоставленное в залог. Этот раздел проверки должен быть увязан с аудитом задолженности перед кредиторами третьей очереди, обеспеченной залогом имущества должника. В отношении дебиторской задолженности следует указать на наличие и стадию судебного производства в ее отношении. Особое внимание уделяется аудиту сделок по продаже имущества в предбанкротный период.

При проверке законности порядка проведения и обоснованности результатов оценки имущества следует помнить, что квалифицированная независимая оценка имущества является одним из факторов эффективности проведения конкурсного производства. Оценка помогает определить ликвидность имущества должника для установления сроков его продажи, а также стоимость - для установления цены и составления промежуточного ликвидационного баланса. При проверке следует учитывать, что согласно ст. 12 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 г. стоимость, полученная в результате оценки, является рекомендуемой минимальной стартовой ценой в целях заключения сделок по отчуждению имущества. Таким образом, оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Принятие окончательного решения о стоимости отчуждаемого имущества относится к компетенции собрания кредиторов или комитета кредиторов должника. Данная позиция подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2006 г. по делу № КГ-А41/7076-06.

В ходе аудита следует обратить внимание на правильность установления даты оценки. Целесообразно выбирать дату оценки исходя из дат, которым Закон о банкротстве придает особое юридическое значение. Аудитор обращает внимание на вид оцениваемой стоимости имущества: рыночная или ликвидационная. Аудитору необходимо проанализировать обоснованность выбора режима ликвидации. При ускоренном режиме уменьшаются затраты на содержание и хранение имущества, но есть вероятность получить меньшую выручку. Упорядоченный (обычный) - дает возможность получения большей выручки, но и влечет большие расходы.

При проверке правильности исчисления средств от продажи конкурсной массы и соблюдения порядка продажи имущества следует помнить, что в сумму реализованной конкурсной массы включается не балансовая стоимость, а фактическая цена продажи имущества. При проверке продажи имущества обращают внимание на следующие вопросы:

  • соответствие фактических цен реализации имущества и дисконта по дебиторской задолженности величинам, утвержденным кредиторами;
  • документальное оформление и отражение в учете операций по продаже имущества и взысканию дебиторской задолженности.

После проведения проверки обоснованности записей на счетах бухгалтерского учета по первичным документам представляется возможным осуществить проверку правильности составления учетных регистров. В свою очередь правильность их заполнения практически обеспечивает достоверность показателей ликвидационного баланса и отчета конкурсного управляющего.

Типичными недостатками документального оформления и учетного отражения операций по формированию конкурсной массы являются следующие:

  • формальный подход к проведению инвентаризации;
  • неполное и небрежное документальное оформление (отсутствие договоров, счетов, накладных, актов приема-передачи);
  • отсутствие актов списания имущества и дебиторской задолженности, нереальных ко взысканию или продаже, либо погрешности при их оформлении;
  • наличие нереализованных и неописанных активов в учете к моменту завершения конкурсного производства;
  • расхождение цен реализации с ценами, утвержденными собранием кредиторов;
  • включение в конкурсную массу дважды одного и того же актива (например, в счет погашения дебиторской задолженности получены материальные ценности, которые в последствии проданы);
  • включение в конкурсную массу векселей до оплаты их денежными средствами;
  • отступление от требований Закона о банкротстве и решений, принятых кредиторами при проведении торгов.

Конкурсная масса представляет собой источник средств для проведения расчетов с кредиторами. От эффективности работы конкурсного управляющего по формированию средств в конкурсной массе зависит результативность конкурсного производства и процент удовлетворения требований кредиторов.

Продажа имущества в процедурах банкротства является одним из важнейших мероприятий. Именно в результате продажи имущества происходит конвертация активов должника в денежные средства, что в последующем способствует достижению основной цели банкротства – соразмерному удовлетворению требований кредиторов. Продажа имущества в банкротстве – процесс довольно трудоемкий и ресурсоемкий, а нормы, регулирующие проведение данного мероприятия порой приходится искать в различных источниках. В данной статье систематизированы правила и порядок продажи имущества в банкротстве со ссылками на соответствующие нормы права.

Порядок формирования конкурсной массы

Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Так гласит п. 1 ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве, Закон). Вместе с тем законодатель устанавливает правило о том, что определенное имущество не подлежит включению в состав конкурсной массы. В соответствии с п. 2 ст. 131, ст. 132 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также социально значимые объекты.

Имущество, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Продажа имущества осуществляется в процедурах внешнего управления и конкурсного производства. Особый режим продажи предусмотрен также и для ограниченно оборотоспособного имущества, социально значимых объектов и объектов культурного наследия.

Независимо от процедуры банкротства, продажа имущества должника преимущественно регулируется ст. 110 Закона о банкротстве. В конкурсном производстве помимо этой нормы применяется еще и ст. 139 Закона. По общему правилу, все имущество должника, составляющее конкурсную массу, подлежит продаже путем проведения торгов в электронной форме. Исключение составляет лишь имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей (п. 5 ст. 139 Закона о банкротстве). Такое имущество подлежит продаже в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов (например, путем заключения прямого договора купли-продажи).

Виды и формы торгов

Продажа имущества должника может осуществляться в форме аукциона и в форме конкурса. Конкурс подразумевает под собой торги, где покупатель должен не только предложить подходящую цену за имущество, но и взять на себя обязательство соблюдать определенные условия в отношении данного имущества (например, обеспечить определенные условия пользования, содержания и т. д.). Продаже посредством конкурса подлежат следующие категории имущества:

Продажа имущества в банкротстве проводится посредством проведения открытых торгов за исключением ограниченно оборотоспособного имущества, продажа которого осуществляется путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах могут принимать участие только те лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу (абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве).

Таким образом, законодателем были предусмотрены особые режимы продажи отдельных категорий имущества. Все остальные виды и категории имущества подлежат продаже на открытых торгах в форме аукциона. При участии в аукционе, в отличие от конкурса, покупателю нужно лишь предложить подходящую цену без необходимости соблюдения дополнительных условий. Суть, как аукциона, так и конкурса заключается в предложении участником наиболее высокой цены. Победителем аукциона становиться участник, предложивший наиболее высокую цену за имущество, а победителем конкурса – участник, предложивший наиболее высокую цену и гарантирующий обеспечение определенных условий в отношении имущества.

Кроме того, при проведении торгов может использоваться закрытая или открытая форма представления предложений о цене имущества. При применении закрытой формы предложения о цене представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов, а в случае с открытой формой – предложения о цене заявляются участниками открыто в ходе проведения торгов (п. 7 ст. 110 Закона о банкротстве).

Порядок определения цены

По общему правилу, имущество в банкротстве не подлежит обязательной оценке, за исключением имущества, находящегося в залоге. Обязательным мероприятием в отношении конкурсной массы является проведение ее инвентаризации арбитражным управляющим. Результаты такой инвентаризации подлежат размещению в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, при условии, что размер его требования превышает два процента общей суммы требований, вправе потребовать проведения оценки в отношении всего имущества либо части имущества (п. 5.1 ст. 110 Закона о банкротстве). В течение двух месяцев с даты поступления такого требования арбитражный управляющий обязан обеспечить проведение оценки указанного имущества. В случае отсутствия у должника денежных средств на проведение оценки, финансирование такой оценки осуществляет конкурсный кредитор или уполномоченный орган, заявивший требование, с последующей компенсацией таких расходов после продажи имущества. Отчет об оценке имущества должника также подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ. Повторная оценка того же имущества может быть проведена только за счет собственных средств конкурсного кредитора или уполномоченного органа без последующей компенсации.

Начальная цена продажи имущества в банкротстве определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. При этом учитывается рыночная цена такого имущества в соответствии с отчетом оценщика, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Начальная цена продажи отражается арбитражным управляющим в предложении о порядке продажи имущества, которое представляется на утверждение собрания кредиторов или комитета кредиторов. Помимо начальной цены продажи в таком предложении должны содержаться сведения об имуществе, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс) и т. д. (п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве). Разногласия между арбитражным управляющим и кредиторами о порядке продажи имущества разрешаются в судебном порядке.

Отдельное внимание стоит уделить продаже имущества, находящегося в залоге, которое в процедуре банкротства подлежит обязательной оценке. Начальная цена, а также порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются исключительно конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества. Кроме того, такие сведения подлежат размещению в ЕФРСБ. Разногласия между залоговым кредитором и арбитражным управляющим также разрешаются в судебном порядке. Расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах покрываются за счет средств, поступивших от реализации предмета залога (ст. 138 Закона о банкротстве).

Проведение торгов

Как правило, организатором торгов выступает арбитражный управляющий, однако, он вправе привлечь для этих целей специализированную организацию. Организатор торгов отвечает за выполнение таких задач, как публикация необходимых сведений о торгах, принятие заявок на участие в торгах, заключение договоров задатка и купли-продажи, определение участников и победителей торгов и т. д. Обязательными условиями участия в торгах являются внесение задатка (не более 20 % от начальной цены продажи) и предоставление организатору торгов необходимых документов, подтверждающих статус участника торгов.

Первый этап торгов проводится путем повышения начальной цены на "шаг аукциона", который устанавливается организатором торгов в размере от 5 до 10 % от начальной цены. Повышение цены производится за счет заявок участников торгов. Участник, предложивший наиболее высокую цену, признается победителем торгов. Организатор торгов подписывает с победителем договор купли-продажи и возвращает суммы задатков прочим участникам торгов. В случае отказа или уклонения победителя торгов от заключения договора купли-продажи, организатор торгов вправе предложить заключить договор купли-продажи участнику торгов, предложившему наиболее высокую цену за имущество после победителя торгов (п. 16 ст. 110 Закона о банкротстве). В случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися (п. 17 ст. 110 Закона о банкротстве).

В случае признания первых торгов несостоявшимися по тем или иным причинам, организатор торгов принимает решение о проведении повторных торгов. Повторные торги проводятся аналогичным образом, что и первые с той лишь разницей, что начальная цена продажи имущества на повторных торгах меньше на 10 % (п. 18 ст. 110 Закона о банкротстве).

Если первые и повторные торги не состоялись, имущество подлежит продаже посредством публичного предложения. Порядок продажи имущества посредством публичного предложения изложен в ст. 139 Закона о банкротстве. Публичное предложение содержит предложение продавца неограниченному кругу лиц заключить договор купли-продажи с любым лицом, кто примет данное предложение. Кроме того, торги посредством публичного предложения подразумевают последовательное снижение цены по истечении определенного срока. Таких этапов снижения цены может быть несколько, при этом начальная цена берется равной начальной цене продажи на повторных торгах. Рассмотрим на примере:

Лот № 1 Гараж.

Начальная цена продажи 300 000 рублей.

1 этап (снижение цены на 10 % от начальной): 270 000 рублей.

2 этап (снижение цены на 30 % от начальной): 210 000 рублей.

4 этап (снижение цены на 70 % от начальной): 90 000 рублей.

5 этап (снижение цены на 90 % от начальной): 30 000 рублей.

Цена на 5 этапе называется ценой отсечения, то есть ниже данной цены, согласно условиям конкретного публичного предложения, имущество продано быть не может. До 22 июня 2015 г. победителем торгов посредством публичного предложения признавался участник, первым подавшим заявку на приобретение имущества на конкретном интервале.

Однако с 22 июня 2015 г. данная процедура была несколько усложнена. Победителем торгов посредством публичного предложения теперь признается участник, предложивший наиболее высокую цену (не ниже, установленной для конкретного интервала). Если же несколько участников предложили одну и ту же цену для конкретного интервала, то победителем признается участник, заявка которого была подана ранее. Таким образом, законодателем были введены элементы аукциона для каждого интервала снижения цены публичного предложения. Обратимся к нашему примеру:

3 этап (снижение цены на 50 % от начальной): 150 000 рублей.

Заявки участников торгов:

Участник 1 – 150 000 рублей (заявка подана в 13:42)

Участник 2 – 155 000 рублей (заявка подана в 14:02)

Участник 3 – 160 000 рублей (заявка подана в 14:15)

Участник 4 – 160 000 рублей (заявка подана в 14:16)

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что продажа имущества – ключевой момент любой процедуры банкротства, а также широкое поле для злоупотреблений. Во избежание нарушений, лицам, имеющим право на определение кандидатуры арбитражного управляющего, следует отнестись к выбору его кандидатуры со всей тщательностью. Именно ответственный и грамотный арбитражный управляющий сможет обеспечить наибольшую экономическую выгоду от продажи имущества в банкротстве как самостоятельно, так и делегировав свои полномочия другим специалистам.