Описываем различные свойства предметов»

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульчиках

2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

3 часть – сидя на стульчиках

4 часть – стоя полукругом

5 часть – сидя на стульчиках

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Дети: Радуга

Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

Дети: - Кукла и мишки.

Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети: - Они оба оранжевого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Дети: - Помидор и божья коровка красные.

Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

3) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети: Морковь

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

2) Игра «На что похоже?».

На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами : сравнимость, изменчивость и относительность.

Основным свойством величины является сравнимость . Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.

Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью . Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Свойство величины - изменчивость . Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность . Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета , которое нельзя представлять изолированно от предмета . Величина неотделима от него.

Сравниваемость, изменчивость, относительность - основные свойства величины могут быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме , в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема.

Величина предмета , т.е. размер предмета , определяется только на основе сравнения . Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие.

Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению . В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями о величине известных предметов.



Восприятие величины зависит:

От расстояния, с которого предмет воспринимается, а также

От величины предмета, с которым он сравнивается.

Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Для дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также отрасположения в пространстве . Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий ), то, как длинный (короткий).

Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы : зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину , становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета .

Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия . В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления . Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе , а с другой - опосредуется мышлением и речью.

Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

Адекватное восприятие величины зависит от:

Опыта практического оперирования предметами,

Развития глазомера,

Включения в процесс восприятия слова,

Участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза.

Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей .

Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер : признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста величина еще не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения . Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен .

Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.

Понятие величины предметов носит у младших дошкольников (детей 3-х лет) глобальный, недифференцированный характер , т.е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

- Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметовпо длине или ширине , но при условии, если длина предмета превосходит ширину.

Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины . Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову , обозначающему величину . С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.

Само слово величина непонятно детям, так как ониредко слышат его . Когда внимание детей обращается на размер предмета , воспитатели предпочитаютпользоватьсясловами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следуетдополнять словом, обозначающим признак , по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.).

Выделяя то или иное конкретное измерение , ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров . Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой - маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная).

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый.

И парадокса Греллинга-Нельсона.

По другому определению, свойство - сторона проявления качества . При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества : свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным.

Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта , например: если на яблоко смотреть - оно имеет цвет и форму; если его откусить - имеет твёрдость и вкус; если его взвешивать - имеет вес; если оценивать его габариты - имеет размеры, если трогать - имеет шероховатость. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом.

Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета (поглощаться обобщённым свойством). Например, «краснота» яблока - обобщённое свойство яблока, а процентные доли содержания отдельных химических веществ в кожице яблока (характеризующие эту «красноту» яблока) - частные свойства яблока; «динамика» автомобиля - обобщённое свойство автомобиля, а мощность двигателя, снаряжённая масса, отношение главной передачи и др. (характеризующие эту «динамику» автомобиля) - частные свойства автомобиля.

Свойство отличается от логического понятия класса тем, что не связано с понятием экстенсиональности, а от философского понятия класса - тем, что свойство рассматривается в качестве отличного (отделённого) от предмета, который обладает им.

В логике

В логике , основанной на булевой алгебре, понятие «свойство» совпадает с понятием «высказывание ».

В математике

В математике если дан любой элемент множества X, то определённое свойство p либо истинно, либо ложно, то есть понятие «свойство» совпадает с понятием «подмножество ». На формальном языке: свойство p: X → {истинно, ложно}(то есть отображение, функция из Х в множество из двух элементов). Всякое свойство естественным образом задаёт подмножество {x: x обладает свойством p} и соответствующую индикаторную функцию (англ. indicator function ). В некоторых разделах математики (например, теории искусственного интеллекта) применяется более сложное определение свойства как отношения эквивалентности на множестве Х. В этом случае p: X → {множество имен значений свойства}. Прообразы всех имен при этом отображении задают разбиение множества Х на непересекающиеся подмножества (значения свойства). Такое определение свойства позволяет единообразно рассматривать не только качественные, но и количественные характеристики объектов.

Применение

Свойства используются в науке для образования понятий . Свойства объектов и ситуаций широко применяются в теории решения задач, в процессах автоматизации производства, управления и поиска информации, при построении экспертных систем.

См. также

Литература

  • Р. Бенерджи «Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта» - М .: Мир, 1972 г.
  • При создании этой статьи использован материал «PlanetMath», которая лицензирована GFDL

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Свойство" в других словарях:

    - (греч. idion; лат. proprium) то, что присуще к. л. предмету и характеризует его само по себе, а не говорит о его отношении с некоторыми др. объектами. В логике Аристотеля С. то, что присуще всем членам некоторого вида и специфично для них; в… … Философская энциклопедия

    См. качество … Словарь синонимов

    свойство - и свойство. В знач. «качество, признак, составляющий отличительную особенность кого, чего либо» свойство, род. свойства; мн. свойства (неправильно свойства), род. свойств. ҫимические свойства вещества. Обладать особыми свойствами. В знач.… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Толковый словарь Ушакова

    1. СВОЙСТВО, свойства, мн. нет, ср. Отношение близости между лицами, возникающее не по родству, а из брачного союза (отношения одного супруга с кровными родственниками другого, а также между родственниками супругов). Мы с ним в свойстве. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    Философская категория, выражающая отношение данной вещи к др. вещам, с которыми она вступает во взаимодействие. Свойство нередко рассматривается как внешнее выражение качества … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ожегова

    СВОЙСТВО, а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого чего н. Химические свойства вещества. Обладать особыми свойствами. Это дело деликатного свойства (особого рода, требует тонкого подхода). II. СВОЙСТВО, а, ср.… … Толковый словарь Ожегова

    Возникающее в результате брака отношение между одним супругом и родственниками другого или между родственниками обоих супргугов. В семейном праве РФ правовой роли не играет, за исключением С., возникающего между отчимом (мачехой) и пасынком… … Юридический словарь

    I св ойство ср. Отличительная особенность, черта, характерный признак кого либо, чего либо. II свойств о ср. Отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов, возникающие из брачного союза … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Сущность категории "свойство" , И. Ф. Лукьянов. В книге исследуются объективное содержание категории "свойство", ее роль и значение в качестве родового понятия в системе атрибутивных категорий, предпринимаетсяпопытка логического…

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.).

Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик.

Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими предметами. Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в различные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.


Сходства и различия свойств определяют существование качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами.

Люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по себе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме субъективных образов объективного мира". Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества.

Многочисленные свойства вещей (предметов потребления), имеющие определенные качественные и количественные структуры в процессе потребления проявляются многогранно. Эти проявления реализуют качество через многостороннюю взаимосвязь предметов и конкретных потребителей в соответствующей социальной и климатической среде.

Для установления фактической структуры свойств предметов потребления необходимо знать не только функцию вещей (материалов), но и специфические особенности условий их функционирования на этапах потребления.

Так, например, синтетические покрытия для полов могут использоваться как в помещениях первого, второго, третьего этажей, жилых зданий, так и в залах и кабинетах школ, в коридорах, в помещениях цехов и др. Интенсивность движения, направленность движения, эксплуатационные нагрузки в значительной степени будут определять не только значения, но и общую структуру потребительских свойств.

В товароведении, как правило, функционирование одежнообувных изделий рассматривается без выделения функциональных свойств в самостоятельную группу, хотя в реальной действительности их функциональные свойства очерчены достаточно четко.

При потреблении материалов и различных предметов потребления имеет место их эксплуатация, в процессе которой проявляются утилитарные или эксплуатационные свойства продукции, а также ее внешний вид (эстетические свойства). Принятое разделение свойств объясняется особенностью предметов и их проявлением в окружающей физической и социальной среде. Поэтому потребительские свойства продукции могут быть условно разделены на эксплуатационные и эстетические. Эксплуатационные свойства объединяют функциональные и эргономические свойства, безопасность и долговечность предметов потребления.

В свою очередь структура функциональных свойств определяется для конкретного предмета потребления, исходя из специфики его функции. Так, для пылесоса главным функциональным свойством будет пылеуборочная способность, а для бытового холодильника - способность сохранять пищевые продукты. Для ряда изделий и материалов функциональные свойства будут определяться их сопротивляемостью к действию внешних факторов (кислотостойкость, стойкость к истиранию, водостойкость и др.), а также непроницаемостью для тепла, воды и др. В связи со значительной спецификой функционирования многих предметов потребления нужно учитывать данную особенность для конкретных объектов исследования.

На рис. 1.2 представлена структурная схема распределения групп потребительских свойств полимерных (синтетических) покрытий для пола (ПВХ - линолеумы, тафтинговые рулонные материалы). Из рисунка видно, что выделенные группы свойств безопасности и долговечности, функциональных и эргономических свойств отнесены к эксплуатационным свойствам, а свойство внешний вид проявляется через рисунок и рельеф материалов.

Как показывают результаты исследований, функциональные свойства полимерных синтетических материалов для полов проявляются через свойства сопротивляемости внешним факторам и непроницаемости (рис. 1.3). Свойство сопротивляемости материалов для полов объединяет в себе три основные группы свойств, которые проявляются посредством внешних воздействий, а именно: истираемость, деформируемость и раз- рушаемость. Истираемость оценивается через сопротивляемость (стойкость) покрытия истиранию по снижению массы образца

Рис. 1.2.

полимерных покрытий для пола или толщины его лицевого слоя. Деформируемость определяется упругостью, эластичностью, восстанавливаемостью и твердостью материала, а его разрушаемость: прочностью и стабильностью линейно-объемных размеров.

Химическая стойкость материалов пола проявляется как кислотостойкость, щелочестойкость, жиростойкость, водостойкость, топливостойкость (рис. 1.3). Определение степени воздействия химических веществ фиксируется как изменение стойкости образцов к истиранию до и после воздействия испытуемого вещества.

Биологическая стойкость полимерных материалов для полов определяется их стойкостью к действию плесеней (грибков), других микроорганизмов, а также моли. Очень важно установить степень молестойкости волокнистых подложек, которые изготовлены с применением смесей-волокон. Их стойкость к действию моли будет определять стабильность функционального свойства биологической сопротивляемости.

Теплозвукоизоляционные свойства материалов для полов будут определяться их теплозвукопроводностью и теплозву- коусвояемостью, которые зависят от наличия и вида подложки (основы), пористости полимерных слоев и их количества, от плотности, упругости и эластичности материала и некоторых других факторов (см. рис. 1.3). Оцениваются эти свойства соответствующими коэффициентами или абсолютными параметрами.

Эргономические свойства (рис. 1.4) материалов для полов объединяют гигиеничность и удобство пользования.

Гигиеничность материалов для полов определяется наличием и длительностью запаха, а также электризуемостью. Определение наличия и длительности запаха наиболее реально контролировать органолептическим методом, используя для этой цели экспертов, а электризуемость с помощью ряда приборов. Удобство пользования определяется очищаемостью и насти- лаемостью исследуемого материала. Очищаемость материалов зависит от многих факторов эксплуатации, типа уборки и характеризуется незагрязняемостыо и пористостью материала, а


Рис. 1.3. Структурная схема функциональных свойств его настилаемость определяется легкостью разрезания, прилегаемостью и легкостью соединения полотен покрытия (клеями, токами ВЧ, сваркой или пайкой тепловой).

Рис. 1.4.

Безопасность полимерных (синтетических) материалов характеризуется их потенциальным воздействием на человека и окружающую среду и проявляется через экологическую, биологическую, механическую и огнебезопасность (рис. 1.5).

Биологическая безопасность материалов определяется выпотевающими и летучими веществами, выделяющимися из полимерного слоя, которые характеризуются токсичностью, канцерогенностью, мутагенностью и эмбриогенностью. Степень воздействия выделяющихся из материалов летучих веществ на организм человека и окружающую среду будет зависеть от количественного и качественного состава выделяющихся компонентов (метод газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии или хроматомасс-спектрометрии).


Рис. 1.5.

Механическая и огненная безопасность материалов для полов объединяет в себе свойства негорючести и нескользско- сти. Негорючесть материалов связана с их воспламеняемостью и самозатухаемостью и характеризуется соответствующей температурой. Скользкость материалов оценивается коэффициентом скольжения пары: материал пола - материал подошвы обуви.

Экологическая безопасность оценивается возможностью повторного использования как технологических отходов производства, так и поливинилхлоридных материалов, которые вышли из эксплуатации. Безотходное производство полимерных покрытий для полов и их утилизация после завершения процесса эксплуатации обеспечивают свойство утилизируемость.

Свойство долговечность характеризуется износостойкостью материалов и их сопротивляемостью агрессивным средам в процессе эксплуатации, а также сохранностью материалов (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Износостойкость материала будет зависеть от состава полимерного слоя и вида износа (абразивный и усталостный), специфики увлажнения (с СМС), других факторов, проявляющихся в процессе эксплуатации. Сохраняемость полимерных материалов для полов оценивается стабильностью функциональных и эргономических свойств (см. рис. 1.6). Показателем сохраняемости является коэффициент старения материала, который характеризует степень снижения конкретных величин важнейших функциональных свойств за определенный промежуток времени.

Структура потребительских свойств большинства предметов потребления объединяет 14 групп свойств третьего уровня. Поэтому для экспериментального исследования качества нужно выявить наиболее значимые свойства предметов потребления. Определение значимых свойств позволит осуществить рациональные исследования качества предметов потребления.

Нами исследовалась структура потребительских свойств на примере ПВХ-линолеумов через анкетирование мнений товароведов, гигиенистов и технологов, работающих в области производства и потребления этих материалов. В анкетные листы были включены следующие свойства ПВХ-линолеумов, проявляющиеся в процессе эксплуатации (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Перечень потребительских свойств и их шифры

Наименование свойства

Биологическая безопасность

Биологическая сопротивляемость

Внешний вид

Износостойкость

Интенсивность запаха

Негорючесть

Незагрязняемость и очищаемость

Непроницаемость тепла

Непроницаемость звука

Сопротивляемость химическим воздействиям

Срок службы (долговечность)

Стабильность эксплуатационных свойств (сохраняемость)

Устойчивость к механическим воздействиям

Электризуемость

Перечень потребительских свойств ПВХ-линолеумов был составлен с учетом мнений экспертов. Специалисты при заполнении анкеты определяли место каждого из свойств по принципу предпочтений при парном сравнении выбранных 14 свойств. Результаты экспертной оценки, выполненной тремя группами специалистов, обрабатывались методом ранговой корреляции.

Преобразование матрицы рангов по анкетным данным выполняли с учетом принципа суммы рангов в каждой строке, которая должна соответствовать значению L(lLtl) = 105 Полученная нами матрица приведена в табл. 1.4.

Результаты ранжирования потребительских свойств

Ранги в R ; . свойств ПВХ-линолеумов

Гигиенисты

Технологи

Товароведы

На основе обобщенных данных табл. 1.4 рассчитывали коэффициент конкордации (W) :

где m = 3 (число групп специалистов); п = 14 (число переменных);

Фактическое значение коэффициента конкордации заметно отличается от нуля (W = 0,866), поэтому считают, что мнения специалистов относительно значимости свойств находятся в существенной связи. Нужно заметить, что специалисты ранжируют “факты” с некоторым различием, так как найденная величина W заметно отличается от единицы. В этой связи появилась необходимость проверить значимость коэффициента конкордации по X 2 критерию:

Табличное значение X 2 для 5%-ного уровня значимости составляет Хк Р = 22,362; а его расчетное значение - 33,774. Таким образом, полученные результаты подтверждают -- степень согласованности мнений достаточно велика.

Базируясь на данных расчета, построили среднюю априорную диаграмму значимости для оцениваемых свойств. Диаграмма значимости свойств помещена на рис. 1.7.


Рис. 1.7. Диаграмма значимости потребительских свойств Как видно из диаграммы, значимость потребительских свойств наиболее выделена экспертами для свойств долговечность, биологическая безопасность, незагрязняемость и очи- щаемость. Весьма близки параметры значимости для свойств интенсивность запаха, устойчивость к механическим воздействиям, непроницаемость тепла, стабильность эксплуатационных свойств и внешний вид. Свойства, имеющие суммарный балл

Весомость для значимых потребительских свойств устанавливали экспертным методом по принципу фиксированной суммы. Результаты оценки весомости наиболее значимых свойств представлены в табл. 1.5, в качестве экспертов выступали товароведы, гигиенисты и технологи.

Таблица 1.5

Сводные данные по экспертной оценке потребительских свойств

Наименование

свойства

Значимость

свойства

Весомость

свойства

Значимость свойств с учетом весомости

Долговечность (срок службы)

Биологическая

безопасность

Незагрязняе- мость и очищае- мость

Интенсивность

Устойчивость к

механическим

воздействиям

Непроницаемость тепла

Стабильность эксплуатационных свойств

Внешний вид

  • Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов. В 2 т. 2-е изд, испр. Т. 1: Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М., 2001. С. 301-306, 442-503.