Этап избирательного процесса который заключается в официальном. Список использованной литературы. Основные требования к схемам создания участков

  • § 3. Укрепление белорусской государственности
  • § 4. На пути к союзному государству
  • Литература
  • Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
  • § 2. Основные типы идеологии
  • Литература:
  • Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
  • § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
  • § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
  • § 4. Характеристика основ конституционного строя
  • Демократическое государство
  • Правовое государство
  • Социальное государство
  • Светское государство
  • Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
  • §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
  • §2. Проблемы формирования политической культуры
  • §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
  • §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература:
  • Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
  • §2.Идеологическая функция средств массовой информации
  • §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
  • Литература
  • Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
  • §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
  • §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
  • §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
  • §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
  • §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
  • §7. Социальное партнерство
  • Вопросы для самопроверки:
  • Литература:
  • Глава 9. Идеология избирательных кампаний
  • § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
  • § 2. Виды избирательных систем
  • § 3. Стадии избирательного процесса
  • Вопросы для самопроверки
  • Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
  • Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
  • § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
  • Вопросы для самоконтроля
  • Литература
  • Глава 11. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
  • § 2 Структура и функции Парламента
  • §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
  • Литература
  • Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
  • §2. Идеология экономической политики Правительства
  • §3. Основные приоритеты в работе Правительства
  • Аграрная политика
  • Жилищное строительство
  • §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
  • §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
  • Литература
  • Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
  • §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
  • §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
  • Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
  • §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
  • §2.Экономические платформы современных идеологических течений
  • §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
  • §4.Условия формирования белорусской экономической модели
  • §5.Экономическая политика Республики Беларусь
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
  • §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
  • §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
  • § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
  • § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
  • §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
  • § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
  • §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
  • Вопросы для самопроверки
  • Литература
  • Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
  • § 2. Приоритеты в сфере образования.
  • §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
  • § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
  • § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
  • Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • §1. Религия в современной Беларуси
  • §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
  • §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
  • Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
  • § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
  • §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
  • Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
  • § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
  • § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
  • § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
  • Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
  • Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
  • Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
  • Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
  • Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
  • Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  • Раздел II. Динамика идеологических процессов
  • Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
  • Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
  • Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
  • Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
  • Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
  • Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
  • Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
  • Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
  • Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
  • Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  • Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
  • Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
  • Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
  • Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
  • Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
  • Раздел I. Теория и методология идеологических процессов 7
  • § 3. Стадии избирательного процесса

    Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д. Это и есть избирательный процесс – комплекс разворачивающихся в стране событий, связанных с выборами. Частью единого избирательного процесса является избирательная кампания.

    Каждая избирательная кампания ведется в условиях острого соперничества за право обладать престижными позициями в политической иерархии, за доступ к ресурсам, за возможность влиять на массы. Чтобы соперничество не выливалось в противостояние и кризисы, в каждой стране создаются законодательные нормы, регламентирующие ход избирательного процесса. Создаются определенные правовые рамки, выход за которые влечет применение к нарушителю различных санкций.

    Избирательный процесс включает следующие стадии, которые регулируются конституцией и избирательным кодексом республики:

    Назначение выборов;

    Регистрацию избирателей в установленном законом порядке;

    Организацию избирательных округов, районов, участков;

    Регистрацию кандидатов;

    Предвыборную агитацию;

    В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс, принятый в 2000 году. Особое значение в законе придается открытости и прозрачности избирательного процесса. Законом предусматривается, что на заседаниях комиссий, заседаниях депутатов базового уровня во время выборов членов Совета Республики, при проведении досрочного голосования и голосования на дому, а в день проведения голосования в отведенных для него помещениях с момента опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели. В качестве наблюдателей могут быть представители политических партий, трудовых коллективов, общественных объединений, избирателей, средств массовой информации, депутаты всех уровней и члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций. Международные наблюдатели приглашаются в страну Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров, Министерством иностранных дел, Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов.

    В Избирательном кодексе определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Предусматривается, что выборы президента, выборы и отзыв депутатов, голосование на референдуме обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и представителей граждан. Комиссии в пределах своих полномочий, установленных законодательством, независимы от государственных органов и органов общественного самоуправления. Возглавляет систему комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

    Так, в выборах депутатов Национального Собрания принимает участие Центральная комиссия, 110 окружных избирательных комиссий и участковые комиссии. Окружные комиссии формируются не позднее 75 дней до дня выборов в составе 9–13 членов совместным решением областных, Минского городского исполнительных комитетов и президиумами соответствующих местных Советов депутатов.

    Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 45 дней до выборов в составе 5–19 членов решением районного городского исполнительного комитета, а в городах с районным делением – районной администрацией. За пределами страны участковые избирательные комиссии образуются руководителями дипломатических учреждений Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

    Впервые законодательно урегулированы права и обязанности членов избирательных комиссий, а также предусмотрена возможность обжалования в суд решения органа, образовавшего комиссию, о прекращении полномочий ее члена. Следует отметить, что законом значительно расширена возможность судебного обжалования решений и действий избирательных комиссий, а также иных должностных лиц, на которых возложены полномочия по решению отдельных вопросов, относящихся к организации и проведению выборов, референдума и отзыва депутатов.

    Для подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь образуются следующие комиссии:

        Центральная комиссия;

        областные и Минская городская комиссия;

        районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах;

        участковые комиссии.

    Законодательством определен порядок формирования избирательных комиссий, гарантии и сроки их деятельности, подотчетность, подконтрольность и ответственность. Закон возлагает на избирательные комиссии не только процедуру проведения выборов, но и защиту избирательных прав граждан. В частности, комиссии рассматривают заявления о нарушении избирательных прав граждан и принимают решения по этим заявлениям. Вышестоящие избирательные комиссии могут отменить решения избирательных комиссий, противоречащие законам.

    В системе избирательных комиссий особое место отводится Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Она осуществляет контроль за исполнением избирательных законов на всей территории республики; направляет деятельность избирательных комиссий; распределяет денежные средства по избирательным комиссиям; устанавливает формы избирательных бюллетеней; подводит итоги выборов по республике, регистрирует избранных депутатов; решает ряд других вопросов в соответствии с законодательством.

    Своих представителей в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей по месту заявления. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты и их доверенные лица. Процедура выдвижения регулируется законом.

    Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной и участковой избирательных комиссий избираются на первом заседании соответствующей комиссии. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а в некоторых случаях – также в суд. Члены избирательных комиссий не имеют права принимать участие в агитации за или против кандидатов.

    Таким образом, избирательные комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей. Они знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

    Избирательные комиссии следят за тем, чтобы не было нарушений законодательства о выборах кандидатом в депутаты или его доверенными лицами, чтобы не применялись угрозы по отношению к избирателям, обман, шантаж, принуждение. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в течение трех дней. Заявления, поступившие в день выборов, рассматриваются немедленно.

    Список избирателей составляется по каждому избирательному участку. В список включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Один и тот же человек не может быть включен в списки избирателей на нескольких избирательных участках. Граждане имеют право ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии. В случае неправильного включения в список или исключения из него, допущения каких-либо неточностей в данных об избирателе гражданин имеет право обжаловать эти действия в установленном порядке.

    По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Кроме того, некоторые люди лишаются права голоса в силу житейских обстоятельств, скажем отсутствия прописки, жилья.

    Право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь принадлежит гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

    Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов депутатов принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Выдвинуть в депутаты Палаты представителей могут избиратели в количестве не менее 1000 человек, проживающих на территории данного округа, причем подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом в составе не менее 10 человек. Сохранено традиционно применяющееся в Республике Беларусь выдвижение от избирателей, работающих в одном трудовом коллективе. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Трудовые коллективы предприятий, где менее 300 работающих, вправе объединится при условии, что выдвижение будет произведено на собрании в присутствии более половины членов каждого трудового коллектива, а общее количество присутствующих составит не менее 300 человек.

    Наиболее широкими правами по выдвижению кандидатов в депутаты Палаты представителей наделены политические партии. Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандидата в депутаты Парламента и только в том избирательном округе, где расположено предприятие, организация. А политическая партия, в которой состоит одна тысяча граждан, вправе выдвинуть кандидатов во все 110 округов. При условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем за 6 месяцев до дня назначения выборов первичная партийная организация, да и сама партия должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее указанного срока.

    Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету.

    В законе содержатся определенные требования к лицам, выдвигаемым кандидатами в президенты, в депутаты, в члены Совета Республики. Так, Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

    Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет. Примечательно, что закон не устанавливает для кандидатов в депутаты Палаты представителей обязанности проживать или работать на территории того округа, по которому он намерен избираться. Это еще более подчеркивает статус Палаты представителей как органа общенародного представительства.

    В отношении кандидатов в депутаты местных Советов право выдвижения предполагает наличие связи с той территорией, в представительный орган которой он выдвигается. При этом подтверждается право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов наравне с белорусскими гражданами в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.

    Закон вводит ограничение возможности выдвижения кандидатами в депутаты, в президенты, в члены Совета Республики для граждан, имеющих судимость, не снятую и не погашенную в установленном законодательством порядке. Это является дополнительной мерой защиты права избирателей на выбор наиболее достойных представителей общества.

    Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению политических партий, избирательных блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты путем сбора подписей. Кандидаты на должность президента регистрируются Центральной избирательной комиссией при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

    Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Если кандидатом в депутаты выдвинут член какой-либо избирательной комиссии, то он освобождается от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.

    Организации, партии, избиратели, выдвинувшие кандидата в депутаты, имеют право не позднее чем за три дня до выборов отменить свое решение о его выдвижении. Это решение принимается ими в том же порядке, что и выдвижение кандидата. Избиратели, выдвинувшие кандидата путем сбора подписей, также имеют право снять свои подписи в подписных листах до того, как листы будут сданы в окружную избирательную комиссию. Кандидат в депутаты в любое время до выборов может снять свою кандидатуру. Для этого он должен написать заявление в окружную избирательную комиссию.

    Кандидат в депутаты может иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Доверенное лицо не может быть в составе избирательных комиссий.

    Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые справочные и информационные материалы.

    Государственные средства массовой информации бесплатно обнародуют материалы, представленные избирательными комиссиями, и предвыборные программы кандидатов. Государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения, оборудование и транспортные средства.

    Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов. Отказ окружной комиссии в регистрации кандидата в депутаты Палаты представителей может быть обжалован в трехдневный срок в Центральную комиссию, а решение последней – в Верховный Суд, который рассматривает жалобу в трехдневный срок и выносит окончательное решение.

    Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть в трехдневный срок обжалован в Верховный Суд, решение которого является окончательным.

    В соответствии со ст. 70 Конституции Республики Беларусь организация и проведение выборов и референдума осуществляются за счет государства, а также за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Стремясь максимально обеспечить равенство всех кандидатов в депутаты независимо от их служебного и имущественного положения, закон не предусматривает возможность формирования индивидуальных финансовых фондов кандидатов в депутаты. Определены условия создания только общего внебюджетного фонда, создаваемого при Центральной комиссии, средства которого поровну распределяются между всеми кандидатами в депутаты. Иная финансовая поддержка кандидатов в депутаты, кроме внесения средств в общий внебюджетный фонд, запрещается.

    Запрещено прямое или косвенное участие иностранных государств, предприятий и организаций с иностранными инвестициями в оказании материальной помощи и в финансировании мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдума. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, а также иная материальная помощь иностранных организаций и иностранных граждан.

    Важное значение в избирательном процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или иного кандидата. Кандидаты в президенты Республики Беларусь, в депутаты со времени их регистрации имеют равное право выступать на собраниях, совещаниях, в печати, по государственному радио, а кандидаты в Президенты, в депутаты Палаты представителей – и по государственному телевидению. Государственные органы, общественные объединения обязаны содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые для проведения избирательной кампании справочные и информационные материалы. В программах кандидатов, их выступлениях, листовках не должно быть пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, оскорблений и клеветы в адрес других кандидатов, должностных лиц. Помогают кандидату в проведении избирательной кампании его доверенные лица, которые ведут агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными объединениями, избирателями.

    Кандидаты в депутаты с момента регистрации должны быть освобождены от выполнения служебных обязанностей, оформив очередной отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы. На оплату расходов по изготовлению предвыборных материалов (плакатов, призывов, листовок и др.) кандидату в президенты выделяются средства из бюджета в размере 2300 минимальных зарплат, кандидату в депутаты Палаты представителей – 50, кандидату в депутаты областного, минского городского Совета депутатов – 8, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – 4 минимальных зарплаты. Государственные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для выступлений кандидатов, обнародования их программ. Избиратели имеют право свободного и всестороннего обсуждения программ, деловых и личных качеств кандидатов, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в печати, во время встреч и т.д. В последние 10 дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. Запрещается агитация в день голосования. Кандидаты и те, кто агитирует на их избрание, не вправе раздавать гражданам денежные средства, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять товары и услуги.

    Лица, препятствующие путем насилия, угроз, обмана, подкупа свободному волеизъявлению граждан, ведению предвыборной агитации, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов и другие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В случае распространения ложных сведений о кандидате соответствующая избирательная комиссия вправе предоставить кандидату возможность выступить публично с опровержением ложных сведений. Лица, нарушившие правила ведения предвыборной агитации и пропаганды, привлекаются к установленной законом ответственности. Одной из мер является отмена регистрации кандидата без предварительного предупреждения.

    Ответственность за организацию голосования, обеспечения тайны волеизъявления, поддержание порядка несет участковая комиссия. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель вправе проголосовать досрочно, но не ранее пяти дней до выборов, не объясняя причин, в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. По просьбе избирателей, которые не могут прийти в день выборов на избирательные участки, участковая комиссия должна организовать голосование по месту нахождения этих лиц.

    Подсчет голосов избирателей должен проводится членами участковой комиссии. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются заявления доверенных лиц кандидатов или других граждан о нарушениях, если они имеются, и принятые по ним решения комиссии.

    В Республике Беларусь возможно проведение повторных выборов, если в первом или втором туре выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, а также в иных случаях (выбытие всех кандидатов; не было набрано необходимое количество голосов одним или двумя кандидатами). Повторные выборы проводятся в срок, установленный территориальной избирательной комиссией, и в соответствии с Избирательным кодексом.

    Выборы бывают свободными и обязательными. При свободных выборах гражданин, обладающий избирательным правом, лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Свободные выборы закреплены в законодательствах многих стран, например, в Беларуси, России, США, Англии, Франции. При этом в ряде стран, в том числе и в Беларуси, устанавливается нижний предел принявших участие в голосовании, при несоблюдении которого выборы считаются несостоявшимися. Это ведет к повторным выборам, к дополнительным финансовым затратам.

    В ряде государств существуют обязательные выборы (Австрия, Австралия, Бельгия, Голландия). Участие в выборах рассматривается как гражданский долг избирателя, за нарушение которого предусматриваются наказания от административных до уголовных (денежные штрафы, моральное осуждение, тюремное заключение). Такие меры способствуют активности избирателей.

    Вместе с тем в различных странах существует проблема абсентеизма – равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонения от участия в голосовании на выборах разного уровня.

    Трудно говорить о "всенародном избрании", если за кандидата голосует в лучшем случае около одной четверти избирателей. Интересы людей, не участвующих в голосовании, не представлены в органах власти. Это не может расцениваться как проявление демократии, хотя эти люди и имели право голоса.

    Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные. Западные специалисты считают, что интерес населения к выборам падает потому, что снижается роль парламентов в политической жизни. Важное значение имеют тяжелые экономические, политические условия жизни в стране, разочарование деятельностью властей, низкий образовательный, культурный уровень населения. Во всем мире наибольшее число абсентеистов насчитывается среди беднейших слоев населения.

    Некоторые избиратели не приходят на выборы из-за своей аполитичности, безразличия к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

    Таким образом, избирательная система призвана выражать и защищать интересы граждан своей страны, их демократические права, важнейшее из которых право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил. Выражая доверие или недоверие, избиратели воздействуют на содержание государственной политики, партийных программ, корректируя ее в том или ином направлении.

    Определим понятие избирательного процесса , а также рассмотрим стадии данного процесса .

    Понятие избирательного процесса

    Избирательный процесс как политико-правовая категория - это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.

    Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права , которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.

    В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий , которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).

    Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права . Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.

    Стадии избирательного процесса

    Выборы - это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

    Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса .

    1. Назначение выборов : проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.

    2. Формирование избирательных округов . Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов : общегосударственные, одномандатные, многомандатные.

    3. Создание избирательных участков . Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.

    4. Избирательные органы . Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий : центральные, территориальные, окружные, участковые.

    5. Регистрация избирателей . Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.

    6. Выдвижение и регистрация кандидатов . На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.

    7. Предвыборная агитация . В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации : встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.

    8. Голосование . Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).

    9. Подсчет голосов и установление результатов выборов . Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.

    Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

    Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Они подразделяются на две больших групп ы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

    К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

    1) граждане Российской Федерации;

    2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

    3) избиратели;

    4) кандидаты;

    5) зарегистрированные кандидаты;

    6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

    7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

    8) наблюдатели;

    9) международные (иностранные) наблюдатели;

    10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

    11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

    12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

    Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

    1) избирательные объединения;

    2) избирательные блоки;

    3) политические общественные объединения;

    4) избирательные комиссии;

    5) государственные органы;

    6) органы местного самоуправления;

    7) средства массовой информации;

    8) фракции в представительных (законодательных) органах.

    Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса :

    · назначение выборов;

    · образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

    · выдвижение кандидатов;

    · предвыборная агитация;

    Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

    Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

    Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

    Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

    Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

    В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

    Стадия образования избирательных округов и избирательных участков . Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

    Стадия формирования избирательных комиссий .. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

    Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов . Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

    Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

    Сбор подписей . В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

    Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

    Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

    Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

    Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса

    1. Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования.

    2. Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса. Избирательный округ - это территория, от которой избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). В основе образования избирательных округов лежит территориальный принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

    3. Составление списков избирателей. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе. а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей. Списки избирателей составляются по избирательным участкам.

    4. Формирование избирательных комиссий. Избирательные комиссии - это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Все избирательные комиссии делятся на две большие группы:

    1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК Российской федерации), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, а также муниципальными органами -избирательная комиссия муниципального образования;

    2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса.

    Избирательные комиссии в различных выборах могут выступать в трех качествах: окружной, территориальной и участковой комиссии. Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы избирательных комиссий в любом избирательном процессе. Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации, а также административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.

    5. После образования избирательных округов и участков, избирательных комиссий начинается стадия выдвижения кандидатов, которая является начальным этапом реализации пассивного избирательного права.

    Выделяются две группы субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатов:

    1) непосредственно избиратели : избиратели соответствующего избирательного округа и самовыдвижение. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов;

    2) избирательные объединения, избирательные блоки .

    Избирательным объединением признается политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения.

    Для того, чтобы выдвинутый кандидат (список кандидатов) был зарегистрирован избирательной комиссией, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано определенное количество подписей избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

    Для регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию представляются:

    1) письменное заявление кандидата о самовыдвижении или представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений (блоков), выдвинувших кандидатов (списки кандидатов);

    2) заявление кандидата (кандидатов) о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу;

    3) необходимое количество подписей избирателей.

    6. Предвыборная агитация законодательно определяется как деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:

    1) через СМИ;

    2) проведение массовых мероприятий;

    3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов;

    4) иные установленные законом формы.

    Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 20 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.



    Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

    На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица), определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

    8. Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется соответствующей избирательной комиссией в срок, определенный федеральными или региональными законами, но не позднее одного месяца со дня голосования.

    Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс, как форма реализации субъективного политического права, отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности, они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии 1 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 767 с..

    Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.

    Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избирании выборного должного лица. Только совокупность юридически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий, как элементов избирательного процесса, может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов 2 «Иванченко А. В. Указ. Соч. С. 260-261»..

    Основными стадиями избирательного процесса являются:

    • 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
    • 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей;
    • 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
    • 4) предвыборная агитация;
    • 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

    При этом факультативными стадиями являются: проведение, в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, новых выборов. Так же стоит отметить факультативную но при этом не менее важную стадию - финансирование выборов.

    Под финансированием выборов следует понимать действия, направленные на прямое и косвенное финансирование и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов.

    К основным принципам финансирования можно отнести: гласность, отчетность, ответственность при финансировании и гарантированность финансового обеспечения подготовки и проведения выборов.

    Принцип гласности и открытости в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях» ст. 59 п. 8 проявляется в том, что комиссия, соответствующая уровню выборов до дня голосования на выборах, периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения.

    Таким образом, проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Все стадии избирательного процесса жестко регулируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса 1 Баглай М. В. «Конституционное право РФ». - М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998. С. 352-353.

    Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведение выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях» выборы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления или выборы депутатов указанных органов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты. В случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы государственной власти субъекта РФ - не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней; в органы местного самоуправления - не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов 1 Федеральный закон от 22.05.2002 (ред. от 03.06.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской федерации».

    Порядок назначения выборов в федеральные органы государственной власти включает в себя порядок назначения общих и досрочных выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ, которые определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами о выборах Президента, о выборах депутатов Государственной Думы.

    В соответствии с Конституцией РФ выборы главы государства осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании2 «Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ соч. С. 344»..

    Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они назначаются и проводятся ЦИК РФ во третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах. При прекращении Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ (отставки, стойкой неспособности осуществлять свои полномочия или отрешения от должности) 3 «часть 2 статьи 92 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основной для досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Если одно из указанных обстоятельств наступает. Это означает, что Президент уже не может вернуться к исполнению полномочий в период текущей регистратуры, то есть до выборов нового Президента РФ» // Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Отв. Ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. И перераб. - М.: Спарк. 2001. С. 460., Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы Президента, и днем голосования является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом.

    В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент.

    Днем голосования является второе воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Исчисление срока начинается со дня ее избрания, а днем избрания является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Если Президент не назначит выборы в срок, то они назначаются и проводятся ЦИК в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При роспуске Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов нового созыва, и днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекает три месяца со дня роспуска Государственной Думы. В случае если Президент, распустив Думу, не назначит выборы, то они проводятся ЦИК, и в этих двух последних случаях сроки осуществления избирательных действий сокращаются на четверть. Следует отметить, что избирательным законодательством предусмотрено, что голосование может быть назначено только на выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

    Таким образом, при назначении выборов используются следующие основные механизмы: институт общих и досрочных выборов, общих и ротационных выборов; право проведения выборов избирательной комиссией в случае пропуска сроков их назначения; наличие в законодательстве фиксированной даты проведения выборов либо интервального срока со дня назначения выборов до дня их проведения; сокращенные сроки избирательных действий при проведении досрочных выборов; Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с. возможность совмещения выборов с федеральными и иными видами выборов; специфический институт в виде ротационных выборов части депутатского состава регионального законодательного (представительного) органа государственной власти.

    Как быть, если выборы игнорируют все, включая избирательную комиссию? Прежде такие выборы назначались судом общей юрисдикции по заявлению прокурора, избирателей, избирательных объединений, органов власти. На этот счет существовала соответствующая судебная практика.

    Гражданин В.В.Казанцев, реализуя указанные требования закона, обратился с заявлением, в котором просил назначить дату выборов представительного органа г. Уссурийска и Уссурийского района в судебном порядке. Две судебные инстанции удовлетворили требования заявителя.

    Изменения, произошедшие в избирательном законодательстве, обусловили другой подход. Законодатель решил, что назначение выборов не дело суда, а вот побудить к этому тех, кто обязан их назначить, суд может.

    Полагаю, что данная формулировка законодателя не является корректной, так как при этом толковании данной нормы за судом остается право либо обязать соответствующий уполномоченный на то орган назначить дату выборов, либо назначить эту дату самому, что является таким же пробелом как при избирательном законодательстве до внесения данных изменений.

    Федеральное избирательное законодательство оставляет открытым вопрос о том, кто назначает повторные и дополнительные выборы. Он передает на решение субъектов РФ. Я разделяю точку зрения с теми законодателями, которые наделяют этим правом соответствующие избирательные комиссии (субъектов Федерации, муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии), считаю, что проведение повторных и дополнительных выборов должно быть закреплено за определенной избирательной комиссией.