Счетчики горячей и холодной воды — как часто по закону их надо менять? Счетчики на воду: замена, установка по закону

Регулирующие правила, касающиеся установки и поверки приборов учёта воды в квартире и доме, в законодательстве, актуальном в 2016 году представлены:

  • Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» -- 102-ФЗ,
  • Федеральным Законом (№261-ФЗ) «Об энергосбережении», который в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку водосчётчиков холодной и горячей воды
  • Приказом от 02.07.2015 Министерства промышленности и торговли (№ 1815), отменяющим некоторые предыдущие приказы Госстандарта,
  • Постановлением правительства РФ 776, регламентирующим организацию коммерческого водоучёта,
  • Приказом Минстроя РФ 17-94 об утверждении правил пользования системами водоснабжения (в п. 3.1-3.21),
  • Постановлением № 354 Правительства России, регламентирующим правила поверки счётчиков.

Некоторые из документов - например, Постановление № 831 Правительства Москвы - рассматривались потребителями в трактовках, противоречащих другим нормативным документам. В результате могло сложиться впечатление, что один закон для приборов учёта воды не согласуется с другим законом.

Разъяснения по некоторым «спорным» законодательным вопросам

1. Вопрос об ответственных за установку общедомовых водосчётчиков горячей и холодной воды .

Согласно ФЗ № 261, обязательная установка общедомовых водомеров в многоквартирных домах возлагалась на собственников и управляющие организации. При этом статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляла обязанности жильцов на компенсацию затрат, связанных с обслуживанием общедомовой территории. Это означало, что все расходы на полив газонов или мытьё подъездов возлагались на жильцов, что никем не оспаривалось. Спорным здесь оказался вопрос о том, кого считать собственником многоквартирного дома и, соответственно, кто должен оплачивать покупку и монтаж общедомового расходомера. Если собственником многоквартирного дома является муниципалитет, то почему за домовой водосчётчик должны платить владельцы квартир?

Дилемма чаще всего решается разделением на два вида собственников:

  • владельцев помещений (жителей приватизированных квартир)
  • и муниципальные службы с правом собственности многоквартирных домов.

При этом оговаривается, что Управление муниципального имущества, осуществляющее управление домами, путём заключения договоров, делегирует право собственности управляющим компаниям и владельцам квартир. А, вместе с правом, – делегирует и обязанности по установке общедомовых расходомеров.

2. Вопрос об в квартире и законе, обязывающем это сделать .

После принятия ФЗ № 261собственники жилья обязаны были установить расходомеры воды, отопления и газа. Сомнения в необходимости водосчётчиков стали возникать после отмены в конце 2014-го нормы об обязательности монтажа газовых счётчиков. Общественное мнение ошибочно распространило эту отмену и на счётчики воды.

Ещё одной причиной сомневаться в законодательной обязательности водомеров стала реализация требований закона на практике. К моменту вступления законодательной нормы в силу только порядка 60 % населения выполнило требование. При этом применения административного наказания или штрафных санкций к лицам, отказавшимся устанавливать водомеры, предусмотрено не было.

Таким образом, требование к обязательной установке водомеров сохранило силу и, согласно законодательству, действует в 2016-ом году. Однако к лицам, не установившим водосчётчик, применяется ПП РФ № 306, регулирующее нормативы в сфере коммунальных услуг. Согласно ему, при оплате за ГВС и ХВС без счетчиков предусмотрены растущие каждые полгода коэффициенты:

  • 01.01.15 - 30.06.15: 1,1,
  • 01.07.15 - 31.12.15: 1,2,
  • 01.01.16 - 30.06.16: 1,4,
  • 01.07.16 - 31.12.16: 1,5,
  • с 01.01.17: 1,6.

При этом прогнозируется, что давление на таких жителей со стороны ТСЖ и управляющих компаний, ответственных за реализацию закона, будет увеличиваться. Вопрос о возможности монтажа водосчётчика вопреки согласию жильца с последующим взысканием с него через суд средств за установку уже сейчас поднимается правозащитниками.

3. Проблема законности использования экономящих устройств, влияющих на показания водосчётчиков .

Сам вопрос возник после рекламной компании экономителей воды (http://water-save.com/ ), в которой делался акцент на законности применения данного устройства (видимо, в противовес использованию незаконных магнитов, останавливающих расходомер). Однако поскольку устройство накручивается на кран, то есть располагается после счётчика, и, следовательно, прямо не влияет на его показания, законодательство никак не запрещает его использования и вообще не затрагивает вопрос применения экономителя.

4. Вопрос об отмене обязательности поверок счётчиков .

С выходом Постановления № 831 Правительства Москвы стало популярным утверждение, что обязательная поверка водомеров отменена. Распространению этого мнения способствовало то, что в Постановлении действительно шла речь об отмене поверочных сроков. Однако отмена эта касалась единых сроков поверки, так как прежние правила не учитывали неравноценные технические особенности водомеров и их рабочий потенциал.

Идея нормативного документа состояла в том, чтобы в поверочных сроках «привязаться» к межповерочному интервалу, указанному в паспорте расходомера. Подобную трактовку закрепляет и Постановление № 354, где прямо указано, что поверочные сроки для общедомовых, индивидуальных, общеквартирных и комнатных счётчиков установлены в технической документации прибора учёта.

Максимально подробно о порядке поверочной процедуры, требованиях к знаку и содержании поверочного свидетельства говориться в Приказе № 1815 Министерства промышленности и торговли.

Положения Приказа № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки…»

В рамках действующего приказа счётчики:

  • до ввода в эксплуатацию и после ремонта подлежат первичной поверке, и периодической – в процессе эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
  • не предназначенные для сферы государственного регулирования, подвергаются поверочной процедуре в добровольном порядке,

Поверочную процедуру могут осуществлять аккредитованные в системе аккредитации РФ юрлица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст.13 N 102-ФЗ). Если средство измерения по результатам процедуры признано непригодным к использованию, свидетельство аннулируется и выписывается извещение о непригодности.

Положительные результаты удостоверяются знаком, свидетельством и/или записью в паспорте с подписью поверителя. Если конструкция водосчётчика не позволяют нанести знак прямо на средство измерения, он наносится на свидетельство или в паспорт.

Индивидуальные приборы учета (ИПУ) – это устройства, учитывающие личное использование коммунальных ресурсов. С 2015 года собственники недвижимости обязаны устанавливать такие приборы дома. Для тех, кто не выполнил установку устройств измерения расхода, в законе наказание не предусмотрено, но они вынуждены оплачивать стоимость воды по повышенному тарифу.

Что говорит закон об установке счётчиков на воду

Согласно федеральному закону №261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственникам недвижимого имущества до 01.07.2013 требуется выполнить установку устройств измерения расходования таких ресурсов, как:

  • вода;
  • электричество.

В домах и квартирах, где не установлены счётчики горячего и холодного водоснабжения, управляющие компании рассчитывают количество потребляемой воды, опираясь на нормы расхода. Каждый человек, официально зарегистрированный в жилом помещении, тратит по 100 литров горячей и 200 литров холодной воды в сутки.

Важно! И чтобы заставить жильцов устанавливать устройства измерения расхода, было разработано постановление Правительства № 306 от 2015 года. Согласно которому для расчёта стоимости воды, используя нормы потребления, вводится повышающий коэффициент. В постановление предусмотрено ежегодное повышение этого коэффициента вплоть до 1,6 в январе 2017 года.

Сейчас потребители без счётчиков вынуждены оплачивать нормативное количество воды (300 литров в день) за каждого проживающего человека по повышенной стоимости. Ведь цена для таких владельцев на 60% выше, чем для лиц, использующих измерительные приборы. Поэтому необходимость применения ИПУ не вызывает сомнений.

Установка счетчика на воду в квартире согласно закону

В соответствии с требованиями законодательства, установку индивидуальных приборов учета производит сотрудник управляющей компании. В законе не прописаны требования к организации, выполняющей данные работы. Установка измерителей для воды выполняется организацией или человеком, с соответствующей квалификацией. Собственник может самостоятельно установить приборы измерения количества воды, но ему необходимо поставить их на учет (зарегистрировать) в своей УК.

Важно! Чтобы выполнить монтаж счетчиков владелец жилья обращается в расположенную по месту жительства управляющую многоквартирным домом компанию или ТСЖ. Если УК не выполняет работы по установке счётчиков, то собственнику обязаны предоставить список организаций, предоставляющих эти услуги.

После монтажа измерительных устройств собственник вызывает представителя поставщика ресурсов (Водоканал). Сотрудник Водоканала не позднее 15 дней со дня подачи заявления обязан провести осмотр установленных приборов учета. После, составляется акт о введении счётчиков в эксплуатацию и ставятся пломбы. Эти работы выполняются бесплатно и входят в обязанности ресурсоснабжающей организации.

Стоимость установки прибора учёта

Чтобы поставить один счётчик требуется заплатить специализированной фирме от 400 до 1500 рублей, в зависимости от города. Соответственно выписанный заказчику счет после монтажа 4 устройств может колебаться от 1600 до 6000 рублей.


Для граждан со скромными финансовыми возможностями законодательством предусмотрена рассрочка на покупку и монтаж измерительных устройств. Для этого лицо обращается с заявлением в управляющую компанию, и там составляют договор с указанием сумм и сроков выплат для погашения задолженности.

В каких случаях можно бесплатно поставить счетчики на воду

Бесплатная установка счётчиков расхода воды согласно закону выполняется:

  1. Когда жильё находится в муниципальной собственности.
  2. Для граждан, получающих льготы в Российской Федерации.
  • малоимущие;
  • участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним (лица, работающие на военных объектах, жители блокадного Ленинграда и другие);
  • инвалиды первой и второй группы;
  • семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида.

Важно! Руководство в регионах может расширить этот перечень, лицами, относящимися к категории льготников. В Московской области на бесплатный монтаж расходомеров имеют право жители, получающие субсидии на оплату ЖКХ. А в нескольких регионах РФ сделали услугу монтажа приборов бесплатной для пенсионеров.

Лица, не относящиеся к категории льготников, оплачивают полную стоимость монтажа или замены ИПУ.

В каких случаях установка водяных счётчиков не требуется

Обязательная установка счётчиков, согласно закону, имеет свои исключения. Рассмотрим условия, при которых измерители расхода воды не ставятся. В этих случаях, в расчёте стоимости воды не применяются повышающие коэффициенты. Перечислим такие случаи:

  • жилье признано ветхим или подлежащим сносу;
  • высокий износ коммуникаций, трубопроводы требуют замены и ремонту не подлежат;
  • дом отнесён к категории низкоэнергетических;
  • конструктивные особенности трубопроводов водоснабжения искажают показания измерителей воды.

Если дом или квартира попадают под такие условия, то владелец, чтобы не платить за услуги подачи воды по повышенной стоимости, может запросить у УК документ, подтверждающий указанные выше обстоятельства. Если УК отказывает в выдаче справки о ветхом жилье или изношенных коммуникациях, собственник может обратиться в Роспотребнадзор. Эта контролирующая организация отвечает за освидетельствование ветхих жилищ и пришедших в негодность коммуникаций. По запросу, обязательно направят специалиста, который проведёт оценку состояния жилья или коммуникаций и составит экспертное заключение в соответствии с правилами.

Не требуется устанавливать счётчики учёта воды, в ветхом жилье или при высоком износе трубопроводов.

Порядок обслуживания и замены приборов учёта воды

В среднем раз в 4 года Управляющие компании проводят проверку счётчиков водоснабжения.


Дело в том, что со временем, механизм измерительного устройства изнашивается, и расходомер начинает показывать искажённые данные. Срок службы измерительного изделия прописан в его паспорте и составляет около 5-6 лет. Постановление Правительства РФ № 354 гласит, что проверка счётчиков проводится в не реже, чем по истечению срока службы, указанного в паспорте устройства.

Большинство изделий отечественного производства имеют срок службы:

  • 6 лет – для холодного водоснабжения;
  • 4 года – для горячей воды.

Известные зарубежные производители устанавливают сроки службы некоторых своих топовых изделий 12-15 лет.

Важно! Проверка счётчиков – весьма затратная услуга, стоимость проверки без снятия устройства составляет от 300 до 1100 рублей и сопоставима со стоимостью нового расходомера отечественного производства (500 рублей).

Закон обязывает потребителя коммунальных услуг сменить счётчик в течение 30 дней после возникновения следующих обстоятельств:

  • поломка устройства;
  • срыв пломбы;
  • превышение сроков службы установленных производителем;
  • нарушение целостности корпуса счётчика или другие механические повреждения;
  • прекращение отображения устройством результатов измерений.

Если жильцы в течение 30 дней не проведут поверку или замену таких счетчиков, ресурсоснабжающая компания будет рассчитывать количество воды по нормам среднемесячного потребления, и применять повышающие коэффициенты при расчёте цен на услуги.

К сожалению, многие собственники в многоквартирных жилых домах до сих пор толком не понимают, обязаны ли они устанавливать индивидуальные счетчики на воду по закону и какое наказание им грозит, если они эти счетчики не установят. Если честно, то эксперты признают, что данные положения в законодательстве прописаны не слишком четко. Согласно федеральному закону № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 13), владельцы жилых помещений обязаны были установить в них индивидуальные приборы учета воды до 1 июля 2012 года. При этом, административная ответственность сегодня не возложена ни на одного из участников процесса расчетов, а это значит, что собственника квартиры, отказавшегося установить счетчики на воду, наказать невозможно.

В настоящее время решение об установке приборов учета воды каждый собственник принимает самостоятельно. В Федеральном законе об энергосбережении говорится лишь о том, что оплачивать установку счетчиков граждане должны сами. Другими словами, кто не хочет, может счетчик не ставить – правда, платить за воду придется больше.

С 1 января 2015 года для квартир, где есть техническая возможность для установки прибора учета, но прибор учета не установлен, в качестве стимулирующей меры для установки счетчиков введены повышенные коэффициенты. Коэффициенты будут увеличиваться поэтапно, и будут равны:

Сейчас очень распространены приемы нечистых на руку фирмачей — одни звонят по телефону в квартиру от имени диспетчерской ДЭЗа, водоканала или даже городской администрации с настоятельной рекомендацией установить счетчик, другие закидывают листовками и развешивают объявления. Самые настойчивые и предприимчивые ходят по квартирам — заманивают низкими ценами. И многие граждане ведутся на дешевизну, не обращая внимания на качество работ. А, ведь, некачественная установка счетчиков на воду грозит, тем, что УК после проверки качества монтажа и соответствия установки требованиям изготовителя, откажется опломбировать приборы и составить Акт о вводе их в эксплуатацию или того хуже: можете затопить соседей снизу.

Все эти звонки жителям с угрозами, кипы листовок, хождение по квартирам — все это приемы грязного маркетинга. Просто не реагируйте на подобные звонки и визиты. Если вы устали от обилия навязчивой информации — обратитесь в управляющую компанию или полицию.

Если же необходимость установить счетчики воды все-таки есть, то попросите в ЖЭКе список добросовестных фирм, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке и которым в случае некачественной работы можно предъявить претензии.

В дополнение к вышесказанному можно добавить, что если к Вам пришел участковый, сотрудники снабжающей организации все вместе или по отдельности с целью установки счетчиков, Вы можете не открывать им дверь и никак не реагировать на их появление (статья 25 Конституции РФ, право на неприкосновенность жилища).
В конце концов, взламывать дверь в Ваше отсутствие никто не будет.

Еще одна распространенная ситуация, когда истек срок заводской поверки счётчиков воды, после которой требуется очередная поверка: через 4 года для горячей и через 6 лет - для холодной.

И вот в таких случаях бывает, что управляющие компании и ТСЖ упорно заставляют собственников заменять их фактически новые счётчики. При этом замалчивается, что согласно государственному стандарту России (ГОСТ Р 50601-93) регламентирован средний срок службы счётчика - 12 лет, и это только усреднённый показатель, т.е счётчик может работать и 12, и даже 20 лет. А вот, чтобы подтвердить, что счётчик спустя 4 или 6 лет исправен, в Федеральном законе № 102-ФЗ, и прописана необходимость периодически проверять исправность прибора — делать поверку через определённые межповерочные интервалы, которые указаны в паспорте на счётчик. После поверки срок службы счётчика будет продлён на 6 лет для холодной и на 4 года для горячей воды, и ничего менять не придётся!

Поверку имеют право производить только аккредитованные в установленном порядке метрологические службы.

Также стоит отметить, что навязывание гражданам замены счётчиков, вместо их поверки некоторыми управляющими компаниями, отрицание возможности их поверки в аккредитованных метрологических службах - это грубое нарушение законодательства РФ.
В соответствии со статьями 421 и 422 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Это означает, что для проведения работ по поверке счётчиков воды граждане вправе самостоятельно выбрать любую организацию, обладающую необходимыми разрешительными документами.

Но, если вам позвонили с предложением проверить счётчики, будьте в таких ситуациях очень внимательны и обязательно проверяйте документы, особенно если у вас возникают какие-то подозрения. Мошенники рассказывают, что прослуживший год прибор уже неисправен и требует замены. Выгода очевидна – поверка стоит в среднем 600-800 рублей, а замена — около 1500 рублей. В два раза больше, еще и счетчик продадут. Ради этих денег компании и идут на обман и угрозы.

Менять счетчик нужно только в том случае, если он неисправен. Например, завышает или занижает показатели или же пропускает воду.
Если у вас заключен договор с компанией- установщиком, и в нем оговорена поверка приборов, то осуществлять ее должна именно эта компания. В случае преждевременной замены фирма обязана выдать акт о непригодности прибора с указанием всех недочетов. Если к вам наведалась неизвестная компания с требованием предоставить счетчики для поверки, смело закрывайте дверь.

Не проходящие в обществе дискуссии и форумы о проведении - их законности, привели к недоверию многих граждан, к ведомствам, которые проводят диагностику оборудования. Очевиден вопрос, существует ли закон о поверке счетчиков воды в Москве ?

Деятельность организаций, которые осуществляют свою работу в названной области, основана на российском законодательстве. Главный стержень - закон «Об обеспечении единства измерений». В нем основы, опираясь на которые, идет диагностика ИПУ. Вывод, который можно из этого сделать: поверка обязательна.

Понятно, что в правовом акте оговариваются и сроки ее проведения. Правильнее, на его базе, утверждаются межповерочные интервалы для проверки горячих и холодных счетчиков воды. Для первых, это 4 года. Вторые необходимо диагностировать каждые 6 лет. Почему так разнятся периоды? Казалось бы, ИПУ имеют подобные механизмы. Смысл скрывается в различии агрессивности сред, которые через них проходят. Естественно, что горячая способна вывести агрегат из строя гораздо быстрее.

Объясняя проверочную необходимость в Москве, законодатели пришли к выводу, что отсутствие диагностирования может скрывать информацию о работоспособности самого измерителя. Неважно, испорчен ли он искусственно или вышел из строя самостоятельно, по причине заводского брака. Значит, если сверка не проводилась, установленные средства измерения можно рассматривать непригодными к эксплуатации.

Другими словами, будто бы их нет совсем. Таким образом, закон дает право управляющим компаниям именно так и считать. Получается, что они производят начисления не по счетчику, а по усредненному тарифу. Это довольно сильно ударяет по карману владельца учетного оборудования. Он в Москве начинает оплачивать ресурс, который полностью не использует.

Февраль 2004 года. Столичное правительство выпустило в свет постановление о поверке счетчиков воды в Москве . Оно регламентировало проверочные работы. В нем исполнительный орган власти, под предлогом экономии ресурсов, обозначил периоды проведения поверочных мероприятий. Ссылались на госстандарты, которые были у них в распоряжении. Там же публиковались и уже показанные нами выше инструкции по .

После непонимания законодательной инициативы со стороны рядовых потребителей, власти Москвы внесли изменения свое постановление. Особое внимание: не отменило. Способствовала этому прокуратура.

Главный надзорный орган не устроило то обстоятельство, что ссылки на госстандарты оказались некорректны. И прокуратура не отменяла. Росстандарт не смог подтвердить наличие у него таких данных. Но тоже не отменил.

Следствием этого стал другой регламентирующее документ. На него сейчас и делают ссылку в Москве поверочные организации: поверка счетчиков воды – постановление 831-ПП 2012. Выходило в Москве и постановление федерального кабинета министров под номером 354, которое тоже не разъясняло эксплуатационные периоды измерительной аппаратуры, но вносило изменения. Правительство не отменило ранее обозначенные инструкции.

Постановление 831-ПП, принятое в декабре 2012, лишь утвердило то обстоятельство, что проверки определяет производитель агрегатов, указывая их в техпаспорте. Они оказались теми же, что и регламентировались ранее. То есть, в периоды - 4 и 6 лет. Отмены не произошло.

Но до появления, подписанного Сергеем Собяниным, документа от декабря 2012 года под номером 831-ПП, действовали те же нормы. Но производители водосчетчиков признали, что отмена постановления не отменяет проверочных работ до 2016. Те же действия не нашли отмены и по сей день.

Законна ли поверка счетчиков воды?

Даже после этих разъяснений, дискуссии не утихают. Постоянно в общество вбрасывается тезис, что поверка счетчиков воды в Москве незаконна , ссылаясь на Собянина. В городском центре учета и экономии ресурсов приходится пояснять, что, якобы, отмена поверок 831-ПП постановлением не сделала их ненужной операцией. Отменена была бывшая методика, которая указывалась до введения правового акта под номером 831-ПП. Теперь межповерочные интервалы указываются в технической документации каждого прибора.

Законность поверки счетчиков воды в Москве определило, прежде всего, федеральное законодательство. Об этом есть информация выше. Те постановления, которые здесь упоминаются (354 и 831-ПП), служат для внесения изменений и выступают подзаконными актами, которые запускают в действие механизм, обеспечивающий главный закон. Правительство Москвы лишь запускает этот механизм.

Специалистам ГЦУиЭР приходится постоянно повторять и разъяснять такие особенности юридической казуистики. Уже тринадцать лет назад правительство Москвы своим решением 77-ПП пыталось убедить жителей региона, что для улучшения и экономии потребления воды, горячие водосчетчики, по Госстандарстам, проверяются не реже одного раза в 4 года. А холодные водосчетчики – не реже 6 лет.

Со временем, в Москве это стало нормой, пока в очередной раз надзорники не захотели проверить законность поверки водосчетчиков . Началось межведомственное «соревнование» в написании и опровержении вышедших документов.

Поверка счетчиков постановление №354

Нельзя путать, подписанное Собяниным, правительственное постановление Москвы, с номером 831-ПП и 354 постановление государственного правительства. Появилось на свет в 2011 году. В нем популяризируется предоставление услуг владельцам помещений в жилых домах. Этот правовой акт тоже является подзаконным. Обеспечивает функционал федеральным законам.

В нем представлены правила, которые говорят о передаче ЖКХ-услуг владельцам помещений. Уже здесь дается формулировка о квартирном учетном приборе. Здесь же указывается на подачу водоснабжения. Как оно должно проводиться.

В поправках к министерским постановлениям оговаривается периодичность проверок измерительных элементов. Их техническое содержание. О них мы уже рассказали. Эта информация есть на сайте ГЦУиЭР - обоснования по закону, 831-ПП. Они служат и ответом для людей, которые и обращаются в городской центр. И звучит он, как поверка счетчиков воды – постановление правительства 354 . В том канцелярском повествовании, в нескольких пунктах показан смысл поверочных работ:

  • Вы должны требовать от, проводящей работы организации, действий по обслуживанию ИПУ;
  • Она, в свою очередь, обеспечивает проведение поверочных мероприятий за ваш счет. В сроки, которые отмечены в технических документах на прибор учета.

Как оговаривается в постановлении, это делается для выполнения российских законов об обеспечении единства измерений. На это и опираются сотрудники городского центра в Москве, чтобы решать задачи, указанные российскими законодателями. Об этом же говорят гражданам, терпеливо разъясняя их суть. Несут ответственность за их исполнение, выдвигая справедливые требования.

Запросы от граждан всегда будут поступать. Это нормальный процесс. Например, многие спрашивают про постановление о замене счетчиков воды в Москве 2018 года. На что мы отвечаем, такого постановления пока не существует. Правильное понимание законодательства – действительно большой труд. Им нужно терпеливо заниматься.

Есть вопросы по поверке счётчиков?
Пишите! Мы перезвоним

В 2016 году тарифы за услуги ЖКХ очень высокие и у людей большая часть бюджета уходит на покрытие коммунальных счетов. Каждый собственник жилья хочет сэкономить, поэтому многие устанавливают приборы учета на воду. Это действительно выгодно, ведь платить нужно только за потребляемые объемы, а не за те, что прописаны по умолчанию. Но в процессе эксплуатации они обязательно должны проходить такую процедуру, как поверка счетчиков воды.

Нормативно-правовая база в отношении счетчиков воды

На данный момент существуют определенные законодательные акты, которые приняло Правительство РФ. Они касаются того как и каким образом производится измерение.

Федеральный закон № 102

Название этого Федерального закона звучит так: «Об обеспечении единства средств измерений». Данный законодательный акт определяет обязательность поверки устройств измерения.

Целью этого закона является защита от тех последствий, которые могут произойти из-за недостоверных сведений от приборов учета. Также закон регламентирует то время, когда прибор сможет работать правильно, а также, с каким интервалом можно проводить поверки счетчикам холодной и горячей воды.

Федеральный закон №261

Он имеет название «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он заставляет всех собственников квартир и дачных домиков устанавливать устройства учета, путем составления договора между потребителем и поставщиком услуг.

Закон «Об энергопотреблении» обязывает вести учет природных ресурсов, который даст возможность знать о потребляемых объемах и учесть потери.

Постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2015

Данное Постановление указывает, сколько должны платить потребители коммунальных услуг, а также определяет, по каким правилам предоставляются коммунальные услуги.

Это Постановление дает возможность населению знать, каков размер платы за воду при наличии индивидуального устройства учета и без него.

Что такое поверка и для чего она нужна

Поверка - процесс проверки на точность определения объемов расходуемого ресурса. Если она дает положительный результат, то такой прибор признается годным к использованию. Счетчики, не прошедшие ее, не могут быть действительными и их показания не принимаются в расчет.

Она проводится с определенной периодичностью, которая прописана в вышеназванных законах.

Счетчик воды - это довольно сложный прибор, который в любой момент может дать сбой и станет давать неверные показания. Они не устроят ни поставщика, ни потребителя. Поэтому и проводится поверка.

Существует несколько причин дачи неверных показаний устройства измерения. Это:

  • Вода низкого качества с большим содержанием твердых частиц, которая способна вывести счетчик из строя.
  • Системы коммуникаций неисправного типа, например, с засоренным фильтром.
  • Технический износ счетчика.
  • Порча счетчика потребителем в результате прикрепления магнитов или иного замедления его работы.
  • Ссыхание механизма счетчика изнутри во время летнего отключения водоснабжения горячей воды.

Срок поверки счетчиков различается, так как горячая вода отличается более высоким содержанием добавок, к тому же температура отрицательно влияют на счетчик. Именно поэтому устройства учета горячей воды подлежат поверке чаще, чем их аналоги для другой температуры воды.

Законом устанавливаются сроки поверки 4 и 6 лет. Первый показатель для горячей воды, второй - для счетчиков холодной.

Если дома стоит сразу несколько приборов учета на разные температуры воды, то сделать их поверку реально одновременно. Единственное, что она должна производиться по сроку, который соответствует времени проверки счетчика горячей воды.

По истечению этого срока показания устройства считаются недействительными, поэтому, если подходит время поверки, нужно пригласить специалистов, которые проведут процедуру и сделают заключение. Многие считают, что по истечении 6 или 4 лет, нужно менять приборы, но это не так. Замене подлежат только те, которые не работают или показывают неверные данные.

Важно! Обычный срок службы устройства, учитывающего расход воды, составляет 12 лет.

Зачем тогда нужна поверка, если производитель указывает срок службы счетчика? По практике можно сказать, что наиболее распространенные крыльчатые приборы учета перестают правильно работать именно тогда, когда поверочные сроки истекают.

Этот вопрос следует решить заранее, за несколько месяцев до истечения срока. Забыть будет сложно, так как компания, ведущая учет, пришлет уведомление.

Иногда может быть организована досрочная поверка и замена. Это происходит в следующих случаях:

  1. Если хозяин квартиры хочет сменить старую модель прибора учета на другую, более современную.
  2. Если крыльчатка вращается без использования воды или объемы потребленной воды по квитанциям намного больше тех, что были обычно при условии, что потребление было в тех же объемах.
  3. Если совсем новый счетчик неисправен. Это может случиться при нарушениях хранения и транспортировки.
  4. Если хозяин потерял технический паспорт счетчика воды.

Узнать подробнее о процедуре можно из видео:

Порядок поверки счетчиков на воду

Поверка в 2016 году выполняется с помощью специального оборудования на месте. Собственник квартиры сам вправе выбрать ту компанию, которая произведет ее, но она должна иметь определенные разрешительные документы. Это регламентирует Постановление и законы

Алгоритм замены счетчика на воду:

  1. Отключение воды по согласованию с ЖЭКом.
  2. Обеспечение беспрепятственного доступа к трубам водоснабжения.
  3. Перекрытие воды кранами и вентилями.
  4. Поверка производится со снятием прибора учета или непосредственно на месте без снятия.

Если хозяин решил, что проверку будет производить фирма, специализирующаяся на этом, то нужно обязательно пригласить сантехника с управляющей компании, чтобы он снял счетчик. Прибор в этом случае относят в компанию и выдают акт об изъятии, в котором подробно указывают серийные номера и марку счетчика. С собой обязательно должен быть паспорт на устройство и документ, удостоверяющий личность.

Поверка проводится в течение нескольких часов, иногда срок составляет до нескольких суток. По окончанию процесса выдадут пакет документов, содержащий акты о работе и возможности использования устройства, договор об установке и гарантийном обслуживании и паспорта.

Если прибор признан неисправным, то его нужно сменить. Если же процедура пройдена хорошо, то проверенный прибор учета устанавливают на место и пользуются им дальше.

Вариант поверки в аккредитованной фирме самый удачный, так как после процесса поверки фирма сама свяжется с поставщиком услуг и сообщит данные о поверке.

Потребителю в этом случае не нужно будет переживать за то, чтобы данные дошли до поставщика. Может производиться и поверка счетчика воды на дому. В этом случае снимать прибор не нужно.

Но для более точных результатов, через прибор учета обязательно должно пройти не менее 250 литров воды, за которые потребитель должен будет обязательно заплатить.

Не обязательно производить поверку до того, как истечет межповерочный интервал. Так как многие счетчики за это время теряют свои технические характеристики или вовсе приходят в негодность, их придется ремонтировать или менять на новые.

Замена счетчика на новый будет намного дешевле, чем ремонт и поверка старого.

Санкции на собственника, который вовремя не произвел поверку

По не поверенным приборам учета нельзя снимать показания, они считаются непригодными для работы. Собственник, который не произвел проверку вовремя, будет оплачивать счета по тем нормам, которые приняты для жильцов, не имеющих приборов учета. В таком случае сумма в квитанциях станет намного больше, чем была при их наличии.

Существуют такие случаи, когда собственники получали квитанции с некими штрафными санкциями по истечении срока. Таким образом, управляющие компании просто хотят сказать, что кубические метры воды начислены и посчитаны альтернативным способом. В отношении коммунальных услуг нет такого понятия, как штраф.

В любом случае, необходимо именно в управляющей компании узнавать какими нормативно-правовыми актами она руководствуется при расчете норм потребления. Критерии в региональных и муниципальных законах различаются. Обычно используется такой норматив, как 7 кубометров холодной воды и 5 кубометров горячей. Этот расчет идет только на прописанных в квартире людей. Стоимость в 2016 году регламентирует Постановление Правительства.

Все граждане, обязаны подвергать поверке счетчиков воды приборы учета регулярно и в установленные сроки. В разных регионах Российской Федерации в 2016 году за эту услугу взимают разную плату, приблизительно поверка одного счетчика обойдется в сумму до 1000 рублей.

Цены за разный процесс, то есть при снятии и без снятия прибора учета, почти не различаются.

Из данной статьи ясно, что поверка устройства учета холодной и горячей воды - необходимая процедура в 2016 году, которая обязательна к исполнению, ведь она регламентирована законами. Ее должно производить только аккредитованное лицо, которое потом передает данные в управляющую компанию. Прибор, не прошедший вовремя процесс, выясняющий его правильную работоспособность, считается неисправным, а его показания — ошибочными.