Судебная практика заключения контракта 44 фз. Взыскали в пользу ГКУ "Управление строительства Ленинградской области" убытки за некачественные строительные работы

  • On 05.10.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, ФАС, Электронная подпись, Электронный аукцион

Закон 44-ФЗ - объемный и сложный документ, который постоянно меняется. Зачастую бывает непросто правильно трактовать его нормы. На помощь приходят решения ФАС и судов - они показывают, как будут действовать контролеры в той или иной ситуации. А это позволит избежать нарушений. В сегодняшнем материале - подборка некоторых решений за последние месяцы.

Если вы заказчик

Запасная ЭЦП

Без электронной подписи в госзакупках никуда, поэтому не стоит ограничиваться единственной ЭЦП на всю организацию. Может произойти такая неприятность: в последний день подписания документа лицо, на которого оформлена ЭЦП, отсутствует на работе. Даже если причина очень уважительная, контролеров это волновать не будет. В итоге сроки пропущены, а виноват заказчик.

Это подтверждается постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.07.2018 № Ф02-2565/2018. Заказчик не смог вовремя подписать контракт, поскольку отсутствовал специалист с электронной подписью. Победитель аукциона подал жалобу, и ФАС признала ее обоснованной. Суд поддержал победителя и Антимонопольную службу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Арбитры указали: обстоятельства, которые привели к неподписанию контракта, зависели от воли предприятия. Другими словами, никто не мешал заказчику иметь две ЭЦП - как раз на такой случай.

Штраф за ненадлежащее исполнение при замене товара

Если исполнитель контракта поставил товар, не соответствующий техническому заданию, . А если затягивает исполнение контракта - . При этом санкции налагаются и в том случае, если исполнитель заменил товар на подходящий.

Судебная практика в этом вопросе на стороне заказчика. Пример тому - постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.07.2018 № Ф01-1822/2018. Исполнитель поставил костюмы, которые не соответствовали ТЗ. Заказчик выписал штраф и потребовал заменить товар. Исполнитель товар заменил, но штраф уплачивать не пожелал.

Судьи признали: наложение штрафа правомерно, поскольку ненадлежащее исполнение контракта имело место.

В лицензии должен быть нужный адрес деятельности

Если от исполнителя требуется лицензия , нужно внимательно отнестись к ее параметрам. При указании в закупке места выполнения услуг важно проследить за тем, чтобы в лицензии был нужный адрес деятельности . И если его не будет, заявку необходимо отклонить.

Вывод подтверждается в определении ВС РФ от 10.08.2018 № 301-КГ18-2640 . В закупке медицинских услуг заказчик указал место их оказания. К участию был допущен исполнитель, в лицензии которого нужного адреса деятельности не значилось. В ФАС посчитали, что это нарушение.

Заказчик обратился в суд и поначалу выиграл. Судьи всех трех инстанций пришли к выводу, что отсутствие в лицензии нужного адреса деятельности не должно мешать участию исполнителя. Ведь можно либо переоформить документ, либо привлечь соисполнителя.

А вот Верховный суд с этим не согласился. В лицензии должны быть сведения о месте, где разрешено осуществлять указанную деятельность. Закон о лицензировании запрещает оказывать услуги по другим адресам. Заказчик должен был отклонить заявку с такой лицензией.

Если вы поставщик

Оказанные вне контракта услуги не оплатят

Если исполнитель хочет получить плату за свои услуги, то оказывать их следует строго в рамках контракта . А когда его срок истек, делать этого не следует, поскольку могут не заплатить. Даже если есть документ о принятии результата.

Поставщик по госконтракту оказывал заказчику услуги по предоставлению и эксплуатации строительной техники с экипажем. Срок контракта вышел, но поставщик продолжил оказание услуг. Заказчик их принял и подписал документы, но не оплатил.

Исполнитель обратился в суд, но его претензия была оставлена без удовлетворения. В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.06.2018 № Ф03-2428/2018 сказано, что плата за оказанные услуги для государственных нужд не может быть взыскана, если отсутствует госконтракт.

Нарушение нереального срока можно оспорить

Если ввязаться в исполнении госконтракта с нереальными сроками, скорее всего, они будут нарушены. И заказчик будет обязан начислить пени. Конечно, лучше избегать таких условий. Но если это уже произошло, можно оспорить положение контракта в части сроков - доказать, что они нереальные.

Есть примеры, когда поставщикам это удавалось. В частности, арбитры поддержали исполнителя в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.07.2018 № Ф02-2720/2018. Заказчик начислил пени за нарушение сроков исполнения строительно-монтажных работ, но подрядчик не спешил их уплатить. Закачку пришлось обратиться в суд. И тогда исполнитель выставил встречное требование - отменить установленные в госконтракте сроки.

Была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила, что исполнить указанные работы в установленный заказчиком срок невозможно. Требования исполнителя об отмене этого срока удовлетворено, а начисление пени заказчиком признано неправомерным.

Если сделку признают раздробленной, могут взыскать весь доход

Иногда заказчики стараются уйти от конкурентной процедуры путем . Суть в том, чтобы вместо проведения, например, аукциона, заключить несколько контрактов стоимостью до 100 000 рублей каждый. Искусственное дробление считается нарушением, и участвовать в этом чревато не только для заказчика, но и для поставщика. ФАС такие сделки вычисляет и отменяет. И при их отмене с исполнителя может быть взыскан весь доход.

Подтверждением тому является Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2018 № 309-КГ18-8614. Антимонопольный орган доказал, что подрядчик и заказчик действовали согласовано и раздробили один заказ по перепланировке помещения на несколько отдельных сделок.

Требования уплаты по госконтракту можно уступить

С 1 июня 2018 года статья 448 Гражданского кодекса изложена в новой редакции. Теперь в ней сказано, что победитель торгов не вправе уступить свои права, которые возникли из заключенного договора, за исключением требований по денежному обязательству . Другими словами, право поставщика уступить требование оплаты по госконтракту теперь закреплено законодательно.

Судебная практика по госзакупкам 44-ФЗ - это решения судов по тематике госзаказа. Они используются как при доказывании своей позиции во время судебных споров заказчиков с поставщиками, так и при решении сложных вопросов во время проведения закупки и исполнения контракта. Изучать актуальную судебную практику по закону 44-ФЗ полезно: это помогает не допускать ошибок, за которые можно получить штраф.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Судебная практика по госзакупкам 44-ФЗ

Судебную практику по 44-ФЗ лучше всего смотреть в двух основных источниках: в обзорах, которые периодически готовит Верховный суд РФ, и на сайте с решениями арбитражных судов. На этом портале доступен поиск по следующим критериям:

  • ключевым словам;
  • виду спора;
  • участникам дела;
  • наименованию суда;
  • номеру дела;
  • дате разбирательства.

Наиболее предпочтительным вариантом при изучении правоприменительной практики являются выводы Верховного Суда (ВС) России. Правовым позициям, сформулированным ВС как наивысшей инстанцией по гражданским и имущественным делам следует придерживаться судам всех остальных звеньев судебной системы РФ.

Выделим четыре основных момента, привлекающих внимание при судебном разбирательстве:

1. Проблема соотношения норм Закона 44-ФЗ с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Примечательно, что позиция ВС РФ по этой проблеме поддерживает мнения большинства судей: если положения ГК РФ и Закона 44-ФЗ противоречат друг другу, то применяется принцип, известный из римского права "Lex specialis derogat lex generalis" (Специальный закон имеет приоритет над общим). Верховный Суд уточнял, что нормы Закона 44-ФЗ применяются во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Если отсутствуют подходящие специальные нормы Закона о контрактной системе, то в таком случае применяются положения ГК. Таким образом, иерархия выстраивается сверху вниз от Закона 44-ФЗ к ГК РФ.

Изменения 2018 года в закупках и обзоры судебной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Роман Семенов , заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Роман рассказывает об изменениях 2018 года, анализирует и приводит примеры судебной практики – для заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Обзор поможет исключить ошибки и избежать штрафов.

2. Верховный Суд не обошел стороной проблему установления заказчиком требований к приобретаемым товарам: поскольку одной из целей Закона 44-ФЗ было развитие свободной конкуренции в сфере закупок, требования не должны ущемлять права участников торгов, конкурсов или аукционов на равное положение в конкурентной борьбе. Заказчик должен привести обоснованные доводы к тому, почему он выставил именно такие требования.

К примеру, если заказчик укажет в числе ключевых требований новую версию операционной системы компьютера и обоснует ее необходимость обыкновенной новизной версии, этого может быть недостаточно. А вот объяснение такого требования через то, что программы, используемые в организации, не поддерживают прежние версии операционной версии, может стать достаточным для заявления такого требования.

3. Насущной проблемой для заказчика является составление документации к закупке расходных материалов к техническим средствам (таким как картриджи к принтерам или фильтры к кондиционерам). Четкой правовой позиции по этому вопросу в обзорах ВС РФ не вынесено, однако, как становится понятно из отдельных кассационных жалоб, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может встать на сторону участника закупок, которого не допустили к аукциону или конкурсу из-за формального несоответствия требованиям, которое ни коим образом не влияет на характеристики приобретаемой продукции (как, например, несоответствие наименованию товара). Судебные инстанции поддерживают такой подход ФАС. (см. определение ВС РФ от 24 июля 2018 г. N 310-КГ18-10323).

4. Немало головной боли приносит антимонопольному органу и судам случаи, которые напоминают картельный сговор. Картелем именуют соглашения (в устной или письменной формах) между хозяйствующими субъектами, конкурирующими друг с другом, которые могут привести к:

  • поддержанию цен или тарифов на рынке на выгодном им уровне или изменению цен на торгах;
  • дележу отраслевого рынка по территориальному или иным признакам;
  • отказу от заключения контрактов с конкретными участниками рынка и т.д.

Обзоры судебной практики по 44-ФЗ

Верховный суд периодически готовит обзоры судебной практики по отдельным законам и даже конкретным статьям. Касаемо госзаказа, приведем в пример Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Также существуют тематические обзоры. Например, Обзор судебной практики по делам, связанным с наличием между заказчиком и участником конфликта интересов. Напомним, что под ним понимают родство между должностными лицами заказчика и работниками компании-участника, которое может повлиять на исход закупки. Этот обзор был утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016 г. и собрал в себя 10 дел, объединенных одной темой.

Осуществление закупок в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обзор судебной практики

Постановление 13 Арбитражного Апелляционного суда от 27 июля 2017 г. по делу № А56-86970/2016


Комитет государственного заказа Ленинградской области (далее Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания 2 А56-86970/2016 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее Управление, УФАС) от 13.09.2016 по делу № 1241-03-6919-Р3/16.

Комитетом государственного заказа Ленинградской области, который является уполномоченным органом на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Ленинградской области, на основании обращения заказчиков - ГБУЗ ЛО «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко», ГБУЗ ЛО «Волосовская межрайонная больница», ГБУЗ ЛО «Гатчинская клиническая межрайонная больница» 01.07.2016 на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации (№ извещения 0145200000416001241).

На открытый конкурс было подано 2 заявки: ООО «Эффективная система здравоохранения» и ООО «Феникс-менеджмент».

Конкурсной комиссией Комитета заявка ООО «Феникс-менеджмент» была отклонена от участия в процедуре открытого конкурса в связи с фактом установления недостоверности сведений, представленных данным участником в составе заявки.

В пункте 13.11 раздела 2 конкурсной документации определен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема». В расчет принимаются исполненные (завершенные) контракты (договоры), контракты (договоры), находящиеся в процессе исполнения, предусматривающие полное или частичное (исполнение) оказание услуг в период с 01.01.2014 до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с объемом оказанных услуг за указанный период не менее 300 000 машино-часов. Оценка заявок по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» производится по объему машино-часов, отраженных в актах оказанных услуг по исполненных и находящимся в процессе исполнения у участников конкурса контрактов (договоров).

В качестве подтверждения показателя «опыт оказания услуг сопоставимого характера и объема» ООО «Феникс-менеджмент» в заявке на участие в конкурсе представлены 27 контрактов (договоров), 25 из которых конкурсной комиссией не учитывались при определении значения данного показателя, поскольку по данным контрактам (договорам) объем оказанных услуг за указанный период составил менее чем 300 000 машино-часов, то есть не сопоставим по объему согласно конкурсной документации.

В соответствии с условиями представленных участником закупки договоров за период с 20.10.2014 по 31.12.2017 в 22 районах Пермского края оказываются услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации, на общую сумму 8 млрд. рублей.

С целью объективности осуществления оценки поступивших заявок для последующего заключения государственного контракта, а также подтверждения оказываемых ООО «Феникс-менеджмент» услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской эвакуации на территории Пермского края, конкурсная комиссия направила запрос в адрес Министерства здравоохранения Пермского края (исх. от 30.08.2016 № 01-17-541/16- 0-0). Из представленного ответа (исх. от 30.08.2016 № СЭД-34-01-10-3587) следует, что скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь в населенных пунктах Пермского края, указанных в договорах, представленных в составе заявки ООО «Феникс-менеджмент», осуществляется силами и средствами бюджетных учреждений здравоохранения Пермского края. Медицинские организации частной формы собственности и организации скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи не осуществляют и не обеспечивают деятельность выездных бригад.

Судом сделан вывод, что при проведении конкурса заказчик на основании ч. 3.1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ законно отклонил заявку участника конкурса, предоставившего недостоверные сведения в отношении своего опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2017 г. (дело № А33-24811/2016)


Красноярское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, которыми суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа о правомерности отклонения заявок АО «СОГАЗ» и ООО СК «Согласие» недействительным.

Заявитель утверждает, что заявки АО «СОГАЗ» и ООО «СК «Согласие» правомерно отклонены аукционной комиссией, поскольку не представлена необходимая информация в отношении главного бухгалтера; использованные в декларациях формулировки не позволяют однозначно определить лицо, в отношении которого декларируются сведения , формулировка пункта 13.2 документации указывает на необходимость конкретизировать в декларации, в отношении каких именно лиц она составлена.

Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки (№ 0119300019816000753) путем проведения электронного аукциона на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Учреждения.

Согласно пункту 5 раздела 3 документации об электронном аукционе к участникам закупки устанавливаются требования в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе «отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Пунктом 13.2 «Инструкция по заполнению заявки» предусмотрено условие о необходимости конкретизировать данные положения.

На участие в аукционе поданы заявки, в том числе АО «СОГАЗ» (порядковый номер 1) и ООО «СК «Согласие» (номер 2).

Заявки № 1 и № 2 признаны не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации заказчика.

Антимонопольный орган, в который обратились участники закупки, посчитал, что формулировки, использованные указанными участниками закупки, не позволяют однозначно определить лицо, в отношении которого декларируются сведения , предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Решением Красноярского УФАС России от 01.08.2016 № 1208, 1219 жалобы ООО «СК «Согласие» и АО «СОГАЗ» признаны необоснованными.

Суды первой и апелляционной инстанций решение антимонопольного органа, вынесенное в отношении АО «СОГАЗ», признали недействительным.

В документации заказчиком установлено требование об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также предусмотрено условие о конкретизации данного требования.

При этом не уточнено, каким образом необходимо его конкретизировать. Использованная участником закупки при заполнении декларации формулировка, копирующая нормы Закона № 44-ФЗ, подразумевает отсутствие судимости за преступления в сфере экономики в отношении всех перечисленных в ней лиц, - и руководителя, и членов коллегиального исполнительного органа, и главного бухгалтера.

Таким образом, основания для отклонения заявки отсутствовали.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

Решение Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2017 г. по делу № А76-22736/2016


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – управление, антимонопольный орган) была подана кассационная жалоба на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2016 по делу № А76-22736/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 по тому же делу.

Заявитель жалобы указывает на то, что заказчик не вправе устанавливать обязанность представлять иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по контракту на тех же условиях и в том же размере в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение.

Арбитражный суд Уральского округа при рассмотрении дела пришел к следующим выводам.

Можно выделить 2 группы решений ФАС :

  1. Решения, принимаемые на основании жалоб, поступивших в порядке, предусмотренном гл. 6 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). При этом антимонопольный орган может одновременно:
    • вынести предписание об устранении нарушения;
    • возбудить дело об административном правонарушении.

    Как правило, жалобы подают участники закупки, интересы которых были нарушены.

    Жалоба может быть подана одновременно по 2 закупкам (см. постановление 9-го ААС от 11.03.2016 № 09АП-3899/2016).

    В случае нарушения срока подачи жалобы она возвращается без рассмотрения. Неправомерный возврат жалобы может быть обжалован в судебном порядке (см. постановление АС ВСО от 09.03.2016 по делу № А19-10283/2015).

  2. Решения о включении сведений о контрагенте, уклонившемся от заключения контракта или нарушившем контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ).

    Данное решение вправе обжаловать поставщик (см. Постановление 20-го ААС от 14.11.2014 по делу № А54-2314/201) . Заказчик же имеет право обжаловать отказ ФАС России включить сведения об участниках закупки в такой реестр (п. 42 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).

Практика по организационному этапу закупки

Основные виды нарушений, по которым принимаются решения и выдаются предписания на этом этапе, можно сгруппировать следующим образом:

  • Нарушение требований к закупочной документации (описанию предмета, условиям проекта договора и др.). Например, постановлением АС ЗСО от 22.03.2016 по делу № А46-5839/2015 признано незаконным решение ФАС по всем 3 указанным в нем несоответствиям закупочной документации.
  • Нарушение правил установления требований к участникам закупки. Например, необоснованное требование о наличии лицензии или неуказание требования о ее наличии.
  • Неопределенность нестоимостных критериев, ограничивающая число участников закупки (об этом идет речь в постановлении АС ПО от 02.02.2016 № Ф06-4967/2015).
  • Несвоевременное размещение информации о закупке.

Практика по последующим этапам

На этапе отбора заявок и подведения итогов в судебной практике ФАС по проверке решений известны такие наиболее распространенные примеры:

  • необоснованное отклонение заявки или необоснованный допуск (подобная претензия антимонопольного органа была отклонена постановлением АС УО от 23.05.2016 № Ф09-4479/16, о необоснованном допуске говорится в постановлении АС СКО от 18.05.2016 № Ф08-2930/2016);
  • нарушения при оценке соответствия заявок установленным критериям, выявление которых иногда представляет сложность (см. постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-3500/2016);
  • неполнота протокола конкурсной или аукционной комиссии.

На последующих этапах возможно уклонение победителя от заключения договора (см. постановление АС МО от 18.01.2016 по делу № А40-21126/15).

Некоторые особенности практики ФАС по 44-ФЗ

Отметим некоторые особенности, которые имеют решения ФАС по 44-ФЗ :

  • при проведении внеплановой проверки, проведенной по жалобе заинтересованного лица ФАС может обнаружить нарушение, на которое не ссылается заявитель жалобы, и вынести решение и предписание на основании этого найденного нарушения (см. постановление АС ПО от 18.03.2016 по делу № А65-14159/2015);
  • при вынесении решения ФАС должна оценивать не только правомерность действий, но и перспективы выполнения решения с точки зрения целесообразности, чтобы выполнение решения не могло привести к нарушению публичных интересов (см. определение ВС РФ № 309-ЭС16-11318 от 26.09.2016 по делу № А76-17272/2014).

Таким образом, ФАС России формирует самостоятельную практику по проверке соблюдения закона № 44-ФЗ. При обжаловании в суде решения антимонопольных органов проходят независимую судебную проверку, результатом которой может быть признание решения недействительным ввиду его незаконности или необоснованности.

1. Требование к упаковке лекарственного препарата. Заказчик имеет право установить требование к упаковке – флакон или эквивалент - , обеспечи вающей герметичность упаковки после вскрытия.

​Н а участие в аукционе подано семь заявок, в которых поставщики предлагали поставить препарат во флаконах двух производителей. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

Требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку, не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства.

5. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

О тсутствие проектной документации в полном объеме не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

9. Стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.

Проведение аукционов на условиях выполнения работ в срок до 1 ноября 2013 года с последующим продлением для их победителя этого срока до 31 августа 2014 года ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа, что могло повлиять на цену контрактов.

10. При несовершении заказчиком действий, до совершения которых исполнитель контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязатель ств пр одлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Задержка выполнения работ была вызвана несвоевременным выполнением контрагентом заказчика работ по переносу газопровода среднего давления, нахождение которого в зоне строительства препятствовало выполнению работ. Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.

14. Отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ. Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

16. Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю .

20. По общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом о контрактной системе, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного закона, общество не могло не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства. Следовательно, в силу пункта 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.

23. Не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при истечении срока действия государственного (муниципального) контракта или превышении его максимальной цены в случаях, когда из существа обязательства (например, договор хранения) следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение после истечения срока действия государственного (муниципального) контракта или при превышении его максимальной цены .

Государственным заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт, по которому последний обязался оказывать услуги по приему и хранению обращенного в собственность государства либо изъятого лома цветных и черных металлов и иного имущества. Несмотря на прекращение срока действия государственного контракта на складе у исполнителя фактически в течение трех последующих месяцев оставалось имущество, принятое на хранение в рамках государственного контракта. Поскольку предложение общества определить дальнейшую судьбу хранимого имущества оставлено без ответа, а оплата услуг за период после истечения срока действия контракта не произведена, исполнитель обратился в суд. Истечение срока действия государственного (муниципального) контракта при наличии неисполненных обязательств не может влечь их прекращение (статья 425 ГК РФ). Поклажедатель обязан оплатить услуги хранения имущества, оказанные по истечении срока действия государственного (муниципального) контракта (пункт 4 статьи 896 ГК РФ), в соответствии с порядком расчета стоимости хранения, предусмотренным договором, в том числе если это повлечет за собой увеличение предельной цены контракта.

26. Непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе является по общему правилу основанием для признания заключённого контракта ничтожным.

Общество - участник аукциона, занявшее второе место по результатам подведения итогов аукциона, обратилось в суд с иском к заказчику и победителю торгов о признании недействительным государственного контракта, заключённого между ними, и применении последствий его недействительности. В обоснование заявленных требований истец указал на отсутствие в реестре банковских гарантий банковской гарантии, представленной победителем при подписании контракта. Действия заказчика по заключению контракта в отсутствие представленного обеспечения его исполнения являются нарушением прямого законодательного запрета, установленного пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и в силу части 4 статьи 17 названного закона, пункта 2 статьи 168 ГК РФ соответствующие торги и заключённый по их результатам договор признаются ничтожными.

27. Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязатель ств вз амен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части .

Общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. В рассмотренном деле возможность исполнения обязательства по частям в контракте отсутствует: поставка оборудования считается совершённой в момент подписания сторонами акта приёма-передачи продукции.

28. Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. При этом правовой режим данных денежных средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 главы 23 ГК РФ об обеспечительном платеже.

Суд отказал в удовлетворении требования о возврате обеспечительного платежа, указав, что по условиям контракта данный платёж подлежит возврату по истечении гарантийного срока на результат работ, и данный срок к моменту рассмотрения требования не истёк.

35. Условие государственного (муниципального) контракта об уплате заказчиком и (или) исполнителем неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1063, является действительным.

Заказчиком и обществом (подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания, в соответствии с которым в случае просрочки исполнения обязательства подрядчиком за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1%. Согласно статье 332 ГК РФ размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает. Закон о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1063 устанавливают только нижний предел ответственности подрядчика в виде пени - "не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" и не содержат запрета на увеличение соглашением сторон размера пени.

36. Пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

Неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом заказчика от него.