Калибровка измерительных приборов. Всё о поверке и калибровке средств измерений

Калибровка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и/или пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Под пригодностью средства измерения подразумевается соответствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться заказчиком. Вывод о пригодности делает калибровочная лаборатория.

Калибровка заменила ранее существовавшую в нашей стране ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений. В отличие от поверки, которую осуществляют органы государственной метрологической службы, калибровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы. Калибровка - добровольная операция и ее может выполнить также и метрологическая служба самого предприятия. Это еще одно отличие от поверки, которая, как уже сказано выше, обязательна и подвергается контролю со стороны органов ГМС.

Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимости соблюдать определенные требования. Главное из них - прослеживаемость, т.е. обязательная "привязка" рабочего средства измерений к национальному (государственному) эталону. Таким образом, функцию калибровки следует рассматривать как составную часть национальной системы обеспечения единства измерений. А если учесть, что принципы национальной системы обеспечения единства измерений гармонизованы с международными правилами и нормами, то калибровка" включается в мировую систему обеспечения единства измерений.

Выполнение указанного требования ("привязки" к эталону) важно и с другой точки зрения: измерения - это неотъемлемая часть технологических процессов, т.е. они непосредственно влияют на качество продукции. В этой связи результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государственных эталонов и соблюдением норм и правил законодательной метрологии. Доверие к продавцу продукции подкрепляется сертификатами о калибровке средств измерений, выданными от имени авторитетной национальной метрологической организации.

Внедрение калибровки в России имеет свои особенности. В Западных странах калибровочные работы расширялись и развивались, вырастая из потребностей повышения конкурентоспособности продукции, и при этом поверке (как обязательной функции) подлежала довольно ограниченная номенклатура средств измерений. В России же калибровка является продуктом разгосударствления процессов контроля за исправностью приборов. И, следовательно, отказ от всеобщей обязательности поверки вызвал к жизни функцию калибровки. Такой процесс либерализации метрологического контроля не всеми приветствуется и не проходит гладко. Метрологам как Государственной метрологической службы, так и метрологических служб предприятий приходится переходить от привычных, отработанных десятилетиями, форм взаимодействия к новым отношениям, что часто вызывает отрицательную .

Внедрению калибровки объективно мешает отсутствие конкуренции. Здесь проявляется определенное противоречие. С одной стороны, предприятия в соответствии с законом имеют право самостоятельно организовать у себя калибровку средств измерений и не заинтересованы (в отсутствие конкуренции) аккредитоваться у компетентных органов аккредитации на право проведения калибровочных работ. С другой стороны, предприятия понимают, что оторванность от государственной системы передачи размеров единиц от государственных эталонов по налаженной схеме рабочим средствам измерений может привести к потере точности и достоверности результатов измерений.

Возможны следующие варианты организации калибровочных работ:

Предприятие самостоятельно организует у себя проведение калибровочных работ и не аккредитуется ни в какой системе;

Предприятие, заинтересованное в повышении конкурентоспособности продукции, аккредитуется в Российской системе калибровки (РСК) на право проведения калибровочных работ от имени аккредитовавшей его организации;

Предприятие аккредитуется в РСК с целью выполнения калибровочных работ на коммерческой основе;

Предприятия, аккредитовавшиеся на право поверки средств измерений, одновременно получают аттестат аккредитации на право проведения калибровочных работ по тем же видам (областям) измерений;

Метрологические институты и органы Государственной метрологической службы регистрируются в РСК одновременно как органы аккредитации и как калибровочные организации;

Аккредитация предприятия в качестве калибровочной лаборатории в зарубежной калибровочной службе открытого типа.

На сегодняшний день еще не определились предпочтительные варианты организации калибровочного дела в России. Но о принципах организации РСК уже можно говорить. Российская система калибровки базируется на таких принципах, как добровольность вступления; обязательная передача размеров единиц от государственных эталонов рабочим средствам измерений; профессионализм и техническая компетентность субъектов РСК; самоокупаемость.

Основным стимулом вступления в РСК должно быть стремление к возрастанию степени доверия потребителей к показателям качества продукции. Стимулирует этот процесс и развивающаяся в стране система аккредитации испытательных лабораторий, которая охватывает и калибровочные организации. Кроме того, членство в РСК обеспечивает надлежащее информационное обеспечение калибровочной деятельности. Самоокупаемость РСК рассматривается как вполне реальный принцип, поскольку потребность в точных и достоверных результатах измерений возрастает. На рис. 31.1 представлена схема российской службы калибровки. Субъектами РСК являются:

Метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право калибровки средств измерений с использованием эталонов, подчиненных государственным эталонам единиц величин;

Государственные научные метрологические центры (метрологические институты Госстандарта России) и органы Государственной метрологической службы, зарегистрированные в РСК как аккредитующие органы, имеющие право аккредитовывать метрологические службы юридических лиц на право калибровки средств измерений;

Госстандарт России, являющийся центральным органом РСК, координирующим деятельность субъектов РСК;

■ ВНИИ метрологической службы, осуществляющий функции по организационному, методическому и информационному обеспечению деятельности РСК;

Совещательный орган РСК - Совет РСК, образованный Госстандартом России для формирования и обсуждения проектов решений центрального органа РСК по вопросам технической политики деятельности РСК.

Членами Совета РСК могут быть руководители аккредитующих органов, руководители аккредитованных метрологических служб, представители отраслей народного хозяйства и предприятий, научно-исследовательских институтов и объединений, а также других заинтересованных в РСК обществ и объединений. Вся деятельность субъектов РСК осуществляется на договорной основе. Контроль выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам, осуществляет орган Государственной метрологической службы по месту расположения данной метрологической службы. Орган аккредитации также осуществляет внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия предъявляемым требованиям.

Правовые основы калибровки средств измерений определяются ст. 23 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений". Закон устанавливает границы применения калибровки: "средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате н продаже". Закон устанавливает, что заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитова-

ны на право проведения калибровочных работ. Порядок аккредитации устанавливается Госстандартом России. В целях реализации этого положения Закона разработан документ: "ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ". Документ создан на основе анализа организации национальных калибровочных служб Англии, США, ФРГ и других стран, а также в соответствии с руководствами /МЭК, стандартами EN 45001-45003 и Системой сертификации ГОСТ Р.

Указанный документ устанавливает:

Порядок регистрации аккредитующих органов, порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц и требования к ним;

Формы контроля за аккредитованными метрологическими службами, порядок аннулирования аттестата аккредитации, правила ведения Реестра РСК. Проблему в становлении и развитии российской калибровочной службы составляет ее нормативное обеспечение. Практически пока нет методик калибровки, не установлены межкалибровочные интервалы с учетом конкретных групп приборов, не разработаны нормативы по стоимости калибровочных работ. Но вместе с тем внедрение и развитие калибровочных работ в России начались с временного применения достаточно хорошо разработанной ранее нормативной базы метрологической аттестации и поверки.

Межкалибровочным интервалом называют календарный промежуток времени, по истечении которого средство измерения должно быть направлено на калибровку независимо от его технического состояния. Аналогично этому понятие межповерочного интервала. Различают три вида межкалибровочных (межповерочных) интервалов:

Первый вид - единый для всех средств измерений данного типа интервал, устанавливаемый на основе нормативных документов на этот вид средств измерений. В этом случае межповерочный (межкалибровочный) интервал определяется Госстандартом РФ при утверждении типа средства измерения по результатам испытаний. Величина интервала учитывает показатели метрологической безотказности и среднее значение времени использования средств измерений в нормальных условиях;

Второй вид- интервал, установленный в соответствии с конкретными условиями эксплуатации средств измерений данного типа в организациях и на предприятиях. Если назначенный интервал не совпадает с указанным в нормативных документах на данный тип средств измерений, его величину следует согласовать с Госстандартом или с аккредитированной им ведомственной метрологической службой. Для средств измерений, которые не подлежат госнадзору, межкалибровочный интервал определяется по решению метрологической службы юридического лица;

Третий вид - межповерочные (межкалибровочные) интервалы для средств измерений, предназначенных для ответственных измерительных операций, например, измерений, связанных с безаварийной работой атомных электростанций, газопроводов и т.п.

Индивидуальные интервалы предусмотрены также для вторичных и разрядных эталонов. Третий вид интервалов связан с учетом календарного времени эксплуатации средств измерений, так как из-за старения их деталей и узлов возрастают погрешности, что обусловило сокращение межповерочных интервалов. Согласование назначенных интервалов аналогично описанному для второго вида. Общим для всех видов межповерочных (межкалибровочных) интервалов является учет показателей метрологической безотказности средств измерений, в частности, такой ее составляющей, как средняя наработка на метрологический отказ. Этот показатель может быть определен в процессе испытаний средства измерения, по результатам которого рассчитывают время достижения наименьшего заданного значения вероятности отказа. Это время и служит основой для установления межповерочного (межкалибровочного) интервала.

КАЛИБРОВКА И ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

Российская система калибровки Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы

Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов

Стандартные справочные данные

1. Российская система калибровки (рск)

Калибровка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и/или пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Под пригодностью средства измерения подразумевается соответствие его метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться заказчиком. Вывод о пригодности делает калибровочная лаборатория.

Калибровка заменила ранее существовавшую в нашей стране ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений. В отличие от поверки, которую осуществляют органы государственной метрологической службы, калиб­ровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии надлежащих условий для квалифицированного выполнения этой работы. Калибровка - добровольная операция и ее может выполнить также и метрологическая служба самого предприятия. Это еще одно отличие от поверки, которая, как уже сказано выше, обязательна и подвергается контролю со стороны органов ГМС.

Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимости соблюдать определенные требования. Главное из них - прослеживаемость, т.е. обязательная «привязка» рабочего средства измерений к национальному (государственному) эталону. Таким образом, функцию калибровки следует рассматривать как составную часть национальной системы обеспечения единства измерений. А если учесть, что принципы национальной системы обеспече­ния единства измерений гармонизованы с международными правилами и нормами, то калибровка включается в мировую систему обеспечения единства измерений.

Выполнение указанного требования ("привязки" к эталону) важно и с другой точки зрения: измерения - это неотъемлемая часть технологических процессов, т.е. они непосредственно влияют на качество продукции. В этой связи результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государственных эталонов и соблюдением норм и правил законодательной метрологии. Доверие к продавцу продукции подкрепляется сертификатами о калибровке средств измерений, выданными от имени авторитетной национальной метрологической организации.

Внедрение калибровки в России имеет свои особенности. В Западных странах калибровочные работы расширялись и развивались, вырастая из потребностей повышения конкурентоспособности продукции, и при этом поверке (как обязательной функции) подлежала довольно ограниченная номенклатура средств измерений. В России же калибровка является продуктом разгосударствления процессов контроля за исправностью приборов. И, следовательно, отказ от всеобщей обязательности поверки вызвал к жизни функцию калибровки. Такой процесс либерализации метрологического контроля не всеми приветствуется и не проходит гладко. Метрологам как Государственной метрологической службы, так и метрологических служб предприятий приходится переходить от привычных, отработанных десятилетиями, форм взаимодействия к новым отношениям, что часто вызывает отрицательную реакцию.

Внедрению калибровки объективно мешает отсутствие конкуренции. Здесь проявляется определенное противоречие. С одной стороны, предприятия в соответствии с законом имеют право самостоятельно организовать у себя калибровку средств измерений и не заинтересованы (в отсутствие конкуренции) аккредитоваться у компетентных органов аккредитации на право проведения калибровочных работ. С другой стороны, предприятия понимают, что оторванность от государственной системы передачи размеров единиц от государственных эталонов по налаженной схеме рабочим средствам измерений может привести к потере точности и достоверности результатов измерений.

Возможны следующие варианты организации калибровочных работ:

Предприятие самостоятельно организует у себя проведение калибровочных работ и не аккредитуется ни в какой системе;

Предприятие, заинтересованное в повышении конкурентоспособности продукции, аккредитуется в Российской системе калибровки (РСК) на право проведения калибровочных работ от имени аккредитовавшей его организации;

Предприятие аккредитуется в РСК с целью выполнения калибровочных работ на коммерческой основе;

Предприятия, аккредитовавшиеся на право поверки средств измерений, одновременно получают аттестат аккредитации на право проведения калибровочных работ по тем же видам (областям) измерений;

Метрологические институты и органы Государственной метрологической службы регистрируются в РСК одновременно как органы аккредитации и как калибровочные организации;

Аккредитация предприятия в качестве калибровочной лаборатории в зарубежной калибровочной службе открытого типа.

На сегодняшний день еще не определились предпочтительные варианты организации калибровочного дела в России. Но о принципах организации РСК уже можно говорить. Российская система калибровки базируется на таких принци­пах, как добровольность вступления; обязательная передача размеров единиц от государственных эталонов рабочим средствам измерений; профессионализм и техническая компетентность субъектов РСК; самоокупаемость.

Основным стимулом вступления в РСК должно быть стремление к возрастанию степени доверия потребителей к показателям качества продукции. Стимулирует этот процесс и развивающаяся в стране система аккредитации испытательных ла­бораторий, которая охватывает и калибровочные организации. Кроме того, член­ство в РСК обеспечивает надлежащее информационное обеспечение калибровочной деятельности. Самоокупаемость РСК рассматривается как вполне реальный принцип, поскольку потребность в точных и достоверных результатах измерений возрастает. На рис. 1 представлена схема российской службы калибровки. Субъектами РСК являются:

Метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право калибровки средств измерений с использованием эталонов, подчиненных государственным эталонам единиц величин;

Государственные научные метрологические центры (метрологические институты Госстандарта России) и органы Государственной метрологической службы, зарегистрированные в РСК как аккредитующие органы, имеющие право аккредитовывать метрологические службы юридических лиц на право калибровки средств измерений;

Госстандарт России, являющийся центральным органом РСК, координирующим деятельность субъектов РСК;

ВНИИ метрологической службы, осуществляющий функции по организационному, методическому и информационному обеспечению деятельности РСК;

Совещательный орган РСК - Совет РСК, образованный Госстандартом России для формирования и обсуждения проектов решений центрального органа РСК по вопросам технической политики деятельности РСК.

Членами Совета РСК могут быть руководители аккредитующих органов, руководители аккредитованных метрологических служб, представители отраслей народного хозяйства и предприятий, научно-исследовательских институтов и объ­единений, а также других заинтересованных в РСК обществ и объединений. Вся деятельность субъектов РСК осуществляется на договорной основе. Контроль выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам, осуществляет орган Государственной метрологической службы по месту расположения данной метрологической службы. Орган аккредитации также осуществляет внутренний аудит и периодические ревизии для проверки своего соответствия предъявляемым требованиям.

Правовые основы калибровки средств измерений определяются ст. 23 Зако­на РФ "Об обеспечении единства измерений". Закон устанавливает границы применения калибровки: "средства измерений, не подлежащие поверке, могут под­вергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже". Закон устанавливает, что заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. Порядок аккредитации устанавливается Госстандартом России. В целях реализации этого положения Закона разработан документ: «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ». Документ создан на основе анализа организации национальных калибровочных служб Англии, США, ФРГ и других стран, а также в соответствии с руководствами ИСО/МЭК, стандартами EN 45001-45003 и Системой сертификации ГОСТ Р.

Рис. 1. Схема российской службы калибровки

Указанный документ устанавливает:

Порядок регистрации аккредитующих органов, порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц и требования к ним;

Формы контроля за аккредитованными метрологическими службами, порядок аннулирования аттестата аккредитации, правила ведения Реестра РСК.

Проблему в становлении и развитии российской калибровочной службы составляет ее нормативное обеспечение. Практически пока нет методик калибровки, не установлены межкалибровочные интервалы с учетом конкретных групп прибо­ров, не разработаны нормативы по стоимости калибровочных работ. Но вместе с тем внедрение и развитие калибровочных работ в России начались с временного применения достаточно хорошо разработанной ранее нормативной базы метрологической аттестации и поверки.

Межкалибровочным интервалом называют календарный промежуток времени, по истечении которого средство измерения должно быть направлено на калибровку независимо от его технического состояния. Аналогично этому понятие межповерочного интервала. Различают три вида межкалибровочных (межповерочных) интервалов:

Первый вид- единый для всех средств измерений данного типа интервал, устанавливаемый на основе нормативных документов на этот вид средств измерений. В этом случае межповерочный (межкалибровочный) интервал определяется Госстандартом РФ при утверждении типа средства измерения по результатам испытаний. Величина интервала учитывает показатели метрологической безотказности и среднее значение времени использования средств измерений в нормальных условиях;

Второй вид- интервал, установленный в соответствии с конкретными условиями эксплуатации средств измерений данного типа в организациях и на предприятиях. Если назначенный интервал не совпадает с указанным в нормативных документах на данный тип средств измерений, его величину следует согласовать с Госстандартом или с аккредитированной им ведомственной метрологической службой. Для средств измерений, которые не подлежат госнадзору, межкалибровочный интервал определяется по решению метрологической службы юридического лица;

Третий вид - межповерочные (межкалибровочные) интервалы для средств измерений, предназначенных для ответственных измерительных операций, например, измерений, связанных с безаварийной работой атомных электростанций, газопроводов и т.п.

Индивидуальные интервалы предусмотрены также для вторичных и разрядных эталонов. Третий вид интервалов связан с учетом календарного времени эксплуатации средств измерений, так как из-за старения их деталей и узлов возрастают погрешности, что обусловило сокращение межповерочных интервалов. Согласование назначенных интервалов аналогично описанному для второго вида. Общим для всех видов межповерочных (межкалибровочных) интервалов является учет показателей метрологической безотказности средств измерений, в частности, такой ее составляющей, как средняя наработка на метрологический отказ. Этот показатель может быть определен в процессе испытаний средства измерения, по результатам которого рассчитывают время достижения наименьшего заданного значения вероятности отказа. Это время и служит основой для установления межповерочного (межкалибровочного) интервала.

Калибровка средств измерений -- это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. Под пригодностью средств измерения подразумевается соответствие их метрологических характеристик ранее установленным техническим требованиям, которые могут содержаться в нормативном документе или определяться заказчиком. Калибровку проводят калибровочные лаборатории, которые делают вывод о пригодности средств измерений.

В отличие от поверки, которую осуществляют органы государственной метрологической службы, калибровка может проводиться любой метрологической службой (или физическим лицом) при наличии условий для квалифицированного выполнения этой работы.

В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» калибровка носит добровольный характер, поскольку относится к средствам измерений, не подлежащим Государственному метрологическому контролю (ГМК). Предприятия вправе самостоятельно решать вопрос о выборе форм контроля состояния средств измерений, за исключением тех областей применения средств измерений, за которыми государства всего мира устанавливают свой контроль -- это здравоохранение, безопасность труда, экология и т. д.

Однако добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу предприятия от необходимо сти соблюдать определенные требования. Рабочее средство измерений должно быть обязательно привязано к национальному (государственному) эталону. Таким образом, функцию калибровки следует рассматривать как составную часть национальной системы обеспечения единства измерений. А так как принципы национальной системы обеспечения единства измерений гармонизированы с международными правилами и нормами, то калибровка включается в мировую систему обеспечения единства измерений.

Желание иметь конкурентоспособную продукцию побуждает предприятия иметь измерительные средства, дающие достоверные результаты.

Построение российской системы калибровки (РСК) (схема 2) основывается на следующих принципах: добровольность вступления; обязательность получения размеров единиц от государственных эталонов рабочим средством измерений; профессионализм и техническая компетентность субъектов РСК; самоокупаемость.

Субъектами РСК являются:

метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право калибровки средств измерений;

государственные научные метрологические центры (метрологические институты Госстандарта России) и органы Государственной метрологической службы, зарегистрированные в РСК как аккредитующие органы, имеющие право аккредитовать метрологические службы юридических лиц на право калибровки средств измерений;

Госстандарт России -- центральный орган РСК, координирующий деятельность субъектов РСК;

совещательный орган РСК -- Совет РСК, формирует и обсуждает проекты решений центрального органа РСК.

Вся деятельность субъектов РСК осуществляется на договорной основе. Основное звено РСК -- калибровочная лаборатория, которая должна быть аккредитована органом РСК.

Поверка средств измерений -- совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным обязательным требованиям. 18 июля 1994 г. вышел приказ Госстандарта «Об утверждении «Порядка проведения поверки средств измерений» (см. приложение 5).

Средства измерений, подлежащие метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при продаже и выдаче на прокат, а также при эксплуатации. Если средство измерений по результатам проверки признано пригодным к применению, то на него и техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и выдается «Свидетельство о поверке» (см. приложение 6).

Существуют следующие виды поверки:

Первичная поверка -- проводится для средств измерений утвержденных типов при выпуске их из производства, после ремонта.

Периодическая поверка проводится для средств измерений, находящихся в эксплуатации, через определенные межповерочные интервалы.

Внеочередная поверка проводится при необходимости подтверждения пригодности средства измерений к применению в случае повреждения клейма или утери свидетельства о поверке.

Экспертная поверка проводится при возникновении разногласий по вопросам, относящимся к метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

Инспекционная поверка выполняется в рамках государственного надзора или ведомственного контроля.

Руководители предприятий общественного питания несут ответственность за состояние весоизмерительного оборудования. Они обязаны постоянно следить за соблюдением правил его эксплуатации, сроками поверки и клеймения их в органах госнадзора. Весы и гири к ним поверяют ежегодно, меры объема и длины -- один раз в два года. Стеклянные мензурки и мерные кружки поверяют и клеймят только при выпуске из производства.

Поверка и клеймение измерительного оборудования проводится в лабораториях, куда его доставляют предприятия. Стационарные и громоздкие весы клеймят на месте. Клеймо наносится на металлическую пробку или на металлическую пломбу. На стеклянных мерах объема клеймо наносится краской или химическими реактивами, дающими несмываемое изображение. Клеймо, как правило, имеет форму круга, внутри которого изображена часть Государственного герба РФ, последние две цифры года клеймения, контрольные знаки (номер лаборатории, номер клейма, закрепленного поверителем). Поверка СИ проводится по заранее составленному графику (см. приложение 4).

Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы

Допускается применение четырех методов поверки (калибровки) средств измерений: непосредственное сличение с эталоном; сличение с помощью компаратора; прямые измерения величины, косвенные измерения величины.

Метод непосредственного сличения поверяемого (калибровочного) средства измерения с эталоном соответствующего разряда широко применяется для различных средств измерений. Достоинства этого метода в его простоте, наглядности.

Метод сличения с помощью компоратора основан на использовании прибора сравнения, с помощью которого сличаются поверяемое (калибруемое) и эталонное средства измерения.

Метод прямых измерений применяется, когда имеется возможность сличить испытуемый прибор с эталонным в определенных пределах измерений. В целом этот метод аналогичен методу непосредственного сличения, по методам прямых измерений производится сличение на всех числовых отметках диапазона.

Метод косвенных измерений применяется, когда действительные значения измеряемых величин невозможно определить прямыми измерениями. Метод косвенных измерений обычно применяют в установках автоматизированной поверки (калибровки).

Поверочные схемы

Для обеспечения правильной передачи размеров единиц измерений от эталонов к рабочим средствам измерения составляют поверочные схемы. Поверочная схема для средств измерений -- это нормативный документ, устанавливающий соподчинение средств измерений, участвующих в передаче размеров единицы от эталона рабочим средствам измерений (с указанием методов и погрешности при передаче).

Поверочные схемы разделяют на государственные и локальные. Государственные поверочные схемы распространяются на все средства измерений данного вида, применяемые в стране. Локальные поверочные схемы предназначены для метрологических органов министерств, распространяются они также и на средства измерений подчиненных предприятий. В каждой поверочной схеме регламентируется порядок (метод) передачи размера единицы.

Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений. Определение аналогично поверке, от которой калибровку отличает то, что она распространяется на средства измерений, которые не подлежат государственному метрологическому контролю и надзору, т.е. поверке. Калибровка объединяет функции, выполнявшиеся ранее при метрологической аттестации и ведомственной поверке средств измерений.
Если поверка является обязательной операцией, контролируемой органами Государственной метрологической службы, то калибровка - это добровольная функция, выполняемая либо метрологической службой предприятия, либо по его заявке любой другой организацией, способной выполнить работу.

1. Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений":

Статья 1. Основные понятия

ПОВЕРКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

. . . Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

2. Содружество Независимых Государств (СНГ). Закон "Об обеспечении единства измерений" (модельный) .

Статья 1. Основные понятия

КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ - совокупность операций, которые служат для установления при определенных условиях соотношения между показаниями измерительных приборов или измерительных систем или значениями величин, воспроизводимых материальной мерой или стандартным образцом, и соответствующими значениями величин, воспроизводимых эталоном. . .

Статья 23. Калибровка средств измерений

1. Средства измерений, не подлежащие обязательной поверке, калибруются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже в порядке, устанавливаемом владельцем или потребителем этих средств.

Калибровка средств измерений производится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или свидетельством (сертификатом) о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

2. На основе договоров, заключаемых с органами Государственной метрологической службы или государственными научными метрологическими центрами, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.

В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать свидетельства (сертификаты) о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали...

3. Закон Украины "О метрологии и метрологической деятельности"

Вопрос 1. Какая техническая процедура более объемная - поверка или калибровка?

Как ни удивительно, но на этот вопрос нет однозначного ответа, т. к. любой ответ будет правильным. А именно:

Техническое содержание процедуры калибровки может полностью соответствовать техническому содержанию поверки, если заказчика калибровочных работ устраивает методика поверки и его не интересуют действительные значения метрологических характеристик, а интересует только ответ на вопрос «соответствует ли средство измерений паспортным данным», иначе говоря, «годен ли прибор или не годен».

Техническое содержание процедуры калибровки может быть много меньше процедуры поверки, если заказчика интересуют характеристики средства измерений в каком-то узком диапазоне, в каком-то конкретном режиме и т. п., в то время как в процессе поверки исследования проводятся в более широком масштабе.

Наконец, калибровка может оказаться много объемнее поверки, если заказчика интересуют характеристики средства измерений, которые не охвачены процедурой поверки. Это может касаться работы средства измерений в нестандартных условиях, определение метрологической надежности средства измерений, детальное рассмотрение бюджета неопределенностей и т. д. Калибровка может оказаться целой научно-исследовательской работой, достойной диссертации на получение ученой степени.

Вопрос 2. Перечислите все отличия поверки и калибровки.

Первое отличие - это объект, который подлежит либо поверке, либо калибровке. Калибровке подлежат средства измерений, которые используются вне сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, а поверке - средства измерений, которые используются в сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.

Второе отличие - это субъект, который выполняет работу: поверку может выполнять только аккредитованное в национальной системе аккредитации юридическое лицо (индивидуальный предприниматель); калибровку может выполнять, грубо говоря, кто угодно. Для проведения калибровочных работ ни у кого никакого разрешения (лицензии, аккредитации и т. п.) получать не надо.

Третье отличие - процедура выполнения работ. При поверке эта процедура регламентируется документом, который называется методикой поверки. Это может быть межгосударственный стандарт (ГОСТ 8. ...), национальный стандарт (ГОСТ Р 8. ...), методика, разработанная государственным научным метрологическим институтом и занесенная в информационный банк данных (МИ...), раздел описания типа или эксплуатационной документации, представляемой разработчиком средства измерений для прохождения процедуры испытаний с целью утверждения типа. Иначе говоря, никакой «свободы творчества» у поверителя в выборе методики поверки и по внесению в неё каких-либо изменений нет. Поверка должна быть защищена от каких-либо субъективных влияний.

Разработчиком методики калибровки может быть разработчик средства измерений, калибровщик, пользователь средства измерений, заказчик калибровочных работ. При калибровке появляется субъект, которого нет и не может быть при поверке средств измерений, этот субъект - КЛИЕНТ, заказчик калибровочных работ. Методика калибровки должна удовлетворять его требованиям, должна позволять находить ответы на вопросы, связанные со средством измерений, которые интересуют заказчика.

Четвёртое отличие , заложенное в определениях этих понятий - результаты работ. В случае поверки это определение соответствия установленным требованиям, в случае калибровки это действительные значения метрологических характеристик калибруемого средства измерений.

Пятое отличие - это документ, который выдается по результатам работ. При поверке это Свидетельство о поверке, при калибровке это Сертификат о калибровке. Главное отличие, конечно, не в названии, а в том, что в Свидетельстве о поверке указывается «действительно до...», а в Сертификате о калибровке этой фразы нет и не должно быть. Наличие записи «действительно до...» должно означать, что поверитель, выполняя государственную функцию - поверку и устанавливая, что данное средство измерений «соответствует установленным требованиям», гарантирует, что при правильных условиях эксплуатации средства измерений, оно сохранит это свойство до указанного срока (так ли это, останется на совести поверителей и тех, кто устанавливал интервал между поверками).

Сертификат о калибровке, фиксирующий действительные значения метрологических характеристик калибруемого средства измерений на момент проведения калибровки в определенных условиях, не имеет ограничения срока действия, т. к. данная информация не изменится по прошествии любого времени. Если заказчиком калибровочных работ ставится задача определения метрологической надежности средства измерений, то, выполняя эту задачу, калибровщик может указать в Сертификате о калибровке рекомендуемый срок проведения повторной калибровки, исходя из собственных экспериментальных исследований, информации об интервале между поверками аналогичных средств измерений или ставя перед собой задачу получения статистических данных для определения метрологической надежности при конкретных условиях эксплуатации.

Шестое отличие - это пресловутое противопоставление «погрешности» и «неопределенности». Якобы, при поверке определяется соответствие погрешности средства измерений требованиям, установленным в паспорте или в описании типа, а при калибровке надо непременно определять неопределенность...чего? Воттутне все так ясно и определенно. Если речь идет о неопределенности результата измерений, получаемого с помощью данного средства измерений, то далеко не во всех случаях неопределенность результата измерений зависит только от средства измерений. Существует масса факторов, влияние которых ограничивается требованиями методики измерений, наконец, следует учитывать различное влияние объектов измерений. Т. е. результат измерений, получаемый в сравнении со значением эталона, характеризуется скорее, на мой взгляд, погрешностью средства измерений, чем неопределенностью результата измерений. Кстати, в самом ГОСТ ИСО/МЭК 17025 говорится о неопределенности «результатов калибровки», т. е. то, что мы раньше называли «погрешность определения погрешности». Тоже немаловажный параметр методики калибровки, определяющий объем экспериментальных исследований, осуществляемых в процессе калибровки. Тем не менее, как бы то ни было, Я общепринятым в настоящий момент мнением считается, что в результате калибровки должна оцениваться «неопределенность», по всей видимости, измерения.

Вопрос 3. Всегда ли поверка может заменить калибровку?

Ответ на этот вопрос уже заложен в ответах на предыдущие вопросы, Отсутствие информации о действительных значениях метрологических характеристик средства измерений может существенно снизить доверие к результату измерения, и в каких-то случаях это может быть критично. Методика калибровки может быть приспособлена к конкретным измерительным задачам, которые пользователь средства измерений ставит перед средством измерений, а методика поверки устанавливается раз и навсегда.

Вопрос 4. Может ли калибровка выполняться по методике поверки?

Казалось бы, из логики всех предыдущих ответов, ответ очевиден: если пользователю средства измерений надо знать, соответствует ли средство измерений установленным к данному типу средств измерений требованиям, то, естественно, калибровку надо делать по методике поверки. Тем более, если в дальнейшем предполагается, что результаты калибровки должны послужить основанием для выдачи Свидетельства о поверке.

Вторым аргументом является практика последних 22 лет: в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» появилось понятие «калибровка», которое полностью совпадало с понятием «ведомственная поверка» и отличие заключалось только в том, что калибровка оказалась вне сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора. В большинстве случаев на предприятиях такое отношение к калибровке вполне устраивало и сейчас устраивает. Такое положение не устраивает и не должно устраивать науку, инновационные технологии, измерения, на основании которых могут приниматься решения, связанные с большим риском. Но процент таких измерений по отношению ко всем измерениям, очень низкий. Поэтому, возникающая сейчас тенденция «запретить» осуществлять калибровку по методикам поверки, абсолютно бессмысленная и вредная, на наш взгляд. Заставить предприятия перепечатывать методики поверки, заменяя слово «поверка» на «калибровка», а «погрешность» на «неопределенность», это значит нанести ещё один удар, причём
«в спину», метрологам на предприятиях, которые и так находятся в постоянной борьбе за существование.

Вопрос 5. Кто может быть разработчиком методики калибровки?

Здесь надо обязательно вспомнить «новый завет» калибровщиков -ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к испытательным и калибровочным лабораториям», в соответствии с которым разработчик или изготовитель средства измерений, калибровщик, заказчик калибровочных работ, наконец, стороннее компетентное лицо, к которому вышеперечисленные лица могли обратиться с этой задачей, могут быть разработчиками методики калибровки. Главное условие - заказчик калибровки должен быть уведомлен, по какой методике будет проводиться калибровка, а в каких-то случаях, должен согласовать её. Здесь следует имеет в виду, что при наличии разных методик калибровки, результаты калибровки могут не совпадать, что может привести к конфликтным ситуациям. Таких случаев лучше не допускать, а следовать принципу: одна группа (тип) средств измерений - одна методика калибровки.

Вопрос 6. Есть ли какая-то связь и зависимость между калибровкой средств измерений и испытаниями в целях утверждения типа, аттестацией методик измерений, поверкой средств измерений?

Прямая связь и прямая зависимость. Что такое испытание средств измерений с целью утверждения типа как не определение действительных значений метрологических характеристик средства измерений при различных значениях влияющих факторов? Т. е. многократная калибровка средства измерений при вариации условий проведения калибровки. Как определять погрешность методики измерений, если не выделить из неё погрешность средства измерений? Т. е. не осуществить калибровку средства измерений? Как определить, соответствует ли средство измерений установленным требованиям,если не определить действительные значения его метрологических характеристик? Иначе говоря, в основе любого вида метрологического контроля лежит калибровка средств измерений.

Вопрос 7. С какой целью создаются национальные калибровочные службы?

Всем известно, что измерения - это вид деятельности, требующий времени, квалифицированного персонала, дорогостоящего оборудования, но при этом, как правило, не увеличивающий количество производимой продукции, а скорее удорожающий её. Поэтому перед изготовителями продукции всегда стоит задача минимизации измерительных процедур, особенно повторных и дублирующих. К таким процедурам относится входной контроля сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, при условии, что они прошли выходной контроль на предприятии-поставщике. Чтобы не осуществлять входной контроль, надо доверять результатам чужого выходного контроля. Так появилась потребность наличия третьего, независимого, компетентного лица, которое, во-первых, установит общие правила осуществления деятельности по калибровке средств измерений, а, во-вторых, оценит и подтвердит компетентность в выполнении этих работ. С этой целью создавались национальные калибровочные службы, чтобы обеспечить взаимное доверие к результатам измерений, а, следовательно, и результатам калибровки средств измерений, в чём были заинтересованы изготовители и потребители любой продукции, продавцы и покупатели товаров. Иначе говоря, субъекты, у которых могут быть противоположные интересы сточки зрения результатов измерений. И именно общие требования и наличие «третейского», независимого судьи обеспечивает доверие к результатам их деятельности.

С этой точки зрения становится ясно, почему любые ведомственные (отраслевые) системы калибровки не выполняют поставленной задачи. Они в лучшем случае решают задачу унификации деятельности по калибровке средств измерений и обеспечения доверия «внутри» ведомства. Но никак не вне его. Интересы потребителя деятельности этого ведомства могут не только не приниматься в расчет, но и могут быть ущемлены.

Вопрос 8. Когда и в связи с чем была создана Российская система калибровки?

В Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» №4871-1 от 27 апреля 1993 г. появилась статься «Калибровка средств измерений», где было сказано, что средства измерений, не подлежащие поверке, «могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже». В следующем пункте данной статьи говорилось: «На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали».

В рамках этой статьи Закона ВНИИМС разработал ПР 50.2.016 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.017 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.018 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», которые утвердил Госстандарт, а затем они прошли регистрацию с Минюсте России и стали нормативными правовыми актами. Так в Российской системе калибровки появилось более сотни равноправных аккредитующих органов, координацию деятельности которых осуществлял ВНИИМС. Так было до 2007 г., до введения в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», в котором было сказано, что орган, подтверждающий соответствие калибровочной лаборатории установленным требованиям, должен быть один. И эти функции, в тот момент и до настоящего времени, взял на себя ВНИИМС, т. к. его основная задача, исходя из его наименования, организация деятельности метрологических служб юридических лиц.

Вопрос 9. Какова основная цель функционирования Российской системы калибровки в настоящий момент?

Российская система калибровки - совокупность добровольно объединившихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых в части организации и выполнения калибровочных работ направлена на обеспечение единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений и осуществляется в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.

Основная цель функционирования РСК -это создание условий для международного признания результатов калибровки и обеспечения доверия к качеству выполнения калибровочных работ со стороны клиентов и партнеров юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РСК и осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.

Вопрос 10. Является ли деятельность Российской системы калибровки дублированием деятельности Росаккредитации по аккредитации на техническую компетентность в выполнении калибровочных работ? Деятельность Российской системы калибровки ни в коей мере не дублирует деятельность Росаккредитации по аккредитации на техническую компетентность в выполнении калибровочных работ. Основная задача Росаккредитации - констатация соответствия калибровочной лаборатории критериям аккредитации, основная задача РСК - оказание помощи в достижении соответствия требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Эксперты органов по аккредитации в соответствии с международными правилами не имеют права консультировать аккредитуемые лаборатории, должны быть морально и материально независимы от субъекта аккредитации (индифферентны к нему). Эксперты РСК применяют все свои знания и опыт, чтобы оказать максимальную помощь калибровочным лабораториям в организации их калибровочной деятельности с целью достижения соответствия установленным в РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 требованиям. Причём это делается не только во время процедуры оценки и подтверждения компетентности, но и на всём протяжении действия Свидетельства о регистрации в РСК.