Что такое рассредоточение и эвакуация населения. Контроль за своевременной подачи транспортных средств, организацией, отправки эваконаселения в загородную зону. Анализ действий проводимой эвакуации среди населения

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне(ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.

Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

По времени проведения эвакуация подразделяется на заблаговременную (упреждающую), и экстренную .

По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:

локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.

местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.

По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:



· общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);

· частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.

Принципы эвакуации :

Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:

· районные и объектовые эвакуационные комиссии;

· сборные эвакуационные пункты (СЭП);

· промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);

· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

· оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;

· пункты посадки (ПП);

· пункты высадки (ПВ),

· группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые - по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.

Задачи ЭК:

1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;

2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.

3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.

4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.

5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.

Состав эвакуационных комиссий:

председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования); Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.

Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.

Задачи СЭП:

1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации

2. Сбор населения и информации об обстановке.

3. Регистрация и учет эвакуируемых.

4. Контроль подготовки транспортных средств.

5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения

6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».

7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.

Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.

Примерный состав ППЭ: - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП: - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • 2.1 Эвакуация и ее виды
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список литературы

Введение

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов :

защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само управления;

при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности выше указанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также, при необходимости, силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Данная работа актуальна потому что, мы живем в мире, где может произойти любая из видов чрезвычайных ситуаций, чрезвычайных обстоятельств и другое. Население и сотрудники должны быть готовыми к любым возможным бедствиям. Все граждане Российской Федерации должны знать правила эвакуации и рассредоточения. Уметь применять эти знания на практике, если это потребуется.

Объект : рассредоточение и эвакуация.

Предмет : действия сотрудников ОВД при эвакуации и рассредоточения.

Цель : изучение рассредоточения и эвакуации.

Задачи :

1. Рассмотреть понятия "рассредоточение" и "эвакуация".

2. Анализ действий проводимой эвакуации среди населения.

3. Выявить способы защиты населения и пострадавших при эвакуационных действиях.

Структура курсовой работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.

В первой главе рассматривается организация эвакуации населения, а так же эвакуационные органы, их структура и задачи.

Вторая глава посвящена проведению эвакуации и рассредоточения, инженерной защите.

В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по рассредоточению и эвакуации.

эвакуация населения чрезвычайная ситуация

Глава 1. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.

1.1 Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Комплекс мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя :

оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

эвакуацию и рассредоточение;

инженерную защиту населения и территорий;

радиационную и химическую защиту;

медицинскую защиту;

обеспечение пожарной безопасности;

подготовку населения в области гражданской обороны (далее ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) и другие.

1.2 Защита пострадавших при чрезвычайных ситуациях

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС. Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

1.3 Оповещение и информирование населения при защитных мероприятиях

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее РСЧС), а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности "Внимание всем!". Услышав этот звук (сигнал), необходимо немедленно включить средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации по рациональным способам поведения в создавшихся условиях. Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения . Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до :

руководителей и персонала объекта,

объектовых сил и служб;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на задействование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю (лицу его замещающему).

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

1.4 Эвакуационные органы взаимодействующие с органами гражданской обороны при чрезвычайных ситуациях

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководителей ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГО и ЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно в мирное время формируются следующие эвакоорганы:

1. Эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

2. Эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

3. Сборные эвакуационные пункты (далее СЭП) - городские и объектовые;

4. Эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления;

5. Промежуточные пункты эвакуации (далее ППЭ);

6. Приемные эвакуационные пункты (далее ПЭП);

7. Оперативные группы (далее ОГ) - по организации вывоза эваконаселения;

8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

9. Администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики. В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администрации (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГО и ЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания в состав эвакуационных органов не назначаются.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются организация разработки и корректировки планов эвакуации, контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий, своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов, подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

СЭП предназначаются для сбора, учета эвакуированного населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения, организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000-5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения. В составе СЭП находится начальник и его заместитель; группа регистрации и учета; группа формирования эвакуационных эшелонов (пеших колонн); комната матери и ребенка; медицинский пункт; пост (группа) охраны общественного порядка; стол справок; группа связи и комендантская служба.

Основные задачи СЭП:

1. Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону;

2. Контроль за своевременной подачи транспортных средств, организацией, отправки эваконаселения в загородную зону;

3. Ведение чета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выходимого пешим порядком, и представление в установленном порядке сроки донесений в эвакокомиссию города (района);

4. Оказание необходимой медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

5. Обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

ППЭ предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами зон возможных разрушений (загрязнений, заражений) в ближайших населенных пунктах загородной зоны.

Основные задачи ППЭ:

1 Организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуационных эшелонов и временное размещение прибывшего эваконаселения в ближайших населенных пунктах загородной зоны;

2. Согласование с эвакоприемными комиссиями районов загородной зоны графиков движения транспортных средств, организация посадки и отправки эваконаселения в конечные пункты его размещения в загородной зоне транспортом, а также пешим порядком;

3. Организация медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего населения;

4. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта и укрытия населения, находящегося на ППЭ, по сигналам гражданской обороны;

5. Своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления . В состав группы входят представители основных предприятий и организаций, персонал который выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

Основные задачи группы управления :

1 Организация движения пеших колонн на маршруте;

2. Подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

3. Регулирование движения и организация охраны общественного порядка;

4. Ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

5. Оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.

В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи. Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медицинские бригады на санитарных автомашинах. Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах. Эвакоприемные комиссии предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения в загородной зоне. В районе (городе) загородной зоны по решению администрации органов местного самоуправления создается районная (городская) эвакоприемная комиссия, возглавляемая заместителем главы администрации. В состав комиссии включаются начальники или заместители начальников отделов и служб администрации района, представители органов внутренних дел, а также другие работники, связанные с приемом, размещением и всесторонним обеспечением прибывающего эваконаселения.

В эвакоприемной комиссии создаются группы:

1. Учета эваконаселения и информации;

2. Приема и организации размещения эваконаселения;

3. Дорожного и транспортного обеспечения.

Основные задачи эвакоприемной комиссии:

1. Руководство работой эвакоприемных комиссий городов, и объектов про приему, размещению и обеспечения эваконаселения;

2. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты эваконаселения;

3. Уточнение численности эваконаселения, прибывающего на ППЭ и в пункты размещения, порядка подачи транспорта;

4. Оценка санитарно-эпидемологической, радиационной и химической обстановки на территории района и внесение изменений в план размещения эваконаселения;

5. Сбор и обобщение данных о ходе приема и размещения эваконаселения и доклад их начальнику ГО района и вышестоящей эвакомиссии.

6. Эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления создаются по аналогичной схеме и имеют в своем составе группы учета эваконаселения;

7. Приема и размещения эваконаселения;

8. Отправки эваконаселения в места постоянного размещения;

9. Первоочередного жизнеобеспечения и защиты эваконаселения.

ПЭП предназначаются для приема, учета и размещения прибывшего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов (станций, пристаней) высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.

Основные задачи ПЭП:

1. Встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и обеспечение высадки эваконаселения совместно с администрацией пункта высадки;

2. Во взаимодествии с автотранспортной службой района организация отправки эваконаселения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом или пешим порядком;

3. Доклады эвакоприемной комиссии района о времения прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в места расселения;

4. Организация оказания оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эваконаселения;

5. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки и укрытие эваконаселения по сигналам гражданской обороны.

В структуру ПЭП входят группы:

1 Встречи, приема и размещения эваконаселения;

2. Охраны общественного порядка;

3. Учета эваконаселения;

4. Отправки и сопровождения эваконаселения;

5. Комната матери и ребенка;

6. Комендантская служба;

7. Стол справок и медицинский пункт.

В случае локальных военных конфликтов с цель. Ускорения вывоза гражданского населения из пунктов приграничной зоны, задачи организации эвакомероприятий возлагаются на ОГ. Оперативные группы формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, офицеров органов управления ГОЧС и органов военного управления.

Вывод: В данной главе была рассмотрена защита населения при чрезвычайных обстоятельствах, а так же были рассмотрены мероприятия, которые будут проводится при эвакуации.

Глава 2. Проведение эвакуации населения

2.1 Эвакуация и ее виды

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация . Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

В отдельных ситуациях (например, возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности) этот способ является наиболее эффективным.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;

по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная ) и экстренная (безотлагательная ).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация .

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

2.2 Рассредоточение сил и средств во время эвакуационных действий

Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточению подлежит персонал:

уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

Рассредоточиваемый персонал размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

2.3 Инженерная защита как один из видов защиты населения, когда эвакуация невозможна

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят и мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит важным направлением обеспечения защиты территорий. По некоторым оценкам рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе - и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

оценки характеристик возможной опасности;

учета категорий защищаемого населения;

результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;

схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);

учета особенностей использования территории.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);

использование в качестве жилья, мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ);

проведение защитных мероприятий путем возведения и эксплуатации инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Одним из наиболее эффективных среди указанных мероприятий является укрытие в защитных сооружениях ГО. Защитные сооружения гражданской обороны по своему назначению и защитным свойствам делятся на убежища и противорадиационные укрытия. Кроме того, для защиты людей могут применяться и простейшие укрытия. Убежища классифицируются по защитным свойствам, по вместимости, по месту расположения, по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, по времени возведения. По защитным свойствам (от воздействия ударной волны) убежища делятся на классы.

По вместимости (количеству укрывающихся) убежища подразделяют на: малые - до 600 человек, средние - от 600 до 2000 человек и большие - свыше 2000 человек.

По месту расположения убежища могут быть встроенные и отдельно стоящие. К встроенным относятся убежища, расположенные в подвальных и цокольных помещениях зданий, а к отдельно стоящим - расположенные вне зданий.

По времени возведения убежища бывают построенные заблаговременно еще в мирное время и быстровозводимые, строящиеся при угрозе или возникновении ЧС.

Убежища должны обеспечивать защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теплового воздействия при пожарах; строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению, иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи завала их - аварийные выходы, иметь свободные подходы, где не должно быть сгораемых и сильно дымящих материалов; кроме того, иметь основные помещения высотой не менее 2,2 м и уровень пола, лежащий выше уровня грунтовых вод не менее чем на 20 см.

Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них строится заблаговременно в мирное время, другие возводятся (приспосабливаются) только в предвидении чрезвычайных ситуаций или возникновении угрозы вооруженного конфликта. Особенно удобно устраивать их в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения - погребах, подпольях, овощехранилищах.

ПРУ должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опасных объектах, сохранить жизнь людям при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Поэтому располагать их надо вблизи мест проживания (работы) большинства укрываемых. Высота помещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

Вывод: В данной главе были рассмотрены понятия "эвакуация" и "рассредоточение", а так же всевозможная защита населения при невозможной эвакуации.

Заключение

Итак, эвакуационные мероприятия планируются, обеспечиваются и проводятся во взаимодействии с органами военного управления. Эвакуация населения в безопасные районы планируется, обеспечивается и проводится во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) и органами военного управления и согласовывается (увязывается) с мероприятиями (планами) по переводу экономики страны на работу в условиях военного времени, мобилизационного развертывания войск, воинских формирований и органов, специальных формирований здравоохранения в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансирования, а также решения вопросов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляются с учетом мероприятий по эвакуации населения (рассредоточению гражданского персонала организаций, продолжающих свою деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне) в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глоссарий

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Список литературы

Нормативные документы

1. Федеральный закон "Об утверждении Положения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" от 22.05.2004 № 303-ФЗ.

2. Федеральных закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 63-ФЗ.

3. Федеральных закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

Научная литература

4. Афанасьев Ю. Г, Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. / Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Издательство Алт. Гос. Техн. Ун-т, БТИ, Бийск, 2006-336с.

5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. КОЗЬЯКОВ и др.; под общ. ред. С.В. Белова. - Изд.3-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2007. - 377 с

6. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2006. - 336 с.

7. Раско, С.Л., Овчаренко А.Г. Введение в курс "Безопасность жизнедеятельности": метод, рекомендации по выполнению практических занятий по курсу "Безопасность жизнедеятельности" / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006. - 41 с.

Интернет источники

8. О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных ситуациях - URL: www/allmedia.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации населения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Организация инженерной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Рассредоточение и эвакуация населения как важнейший способ защиты жителей крупных городов. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации населения, требования, предъявляемые к данному процессу. Прием и размещение рассредоточиваемого населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Классификация чрезвычайных ситуаций. Защита населения путём эвакуации. Организация радиационной и химической защиты населения. Организация медико-биологической защиты населения. Инженерная защита населения. Оповещение населения при чрезвычайной ситуации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Основные способы и мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях. Информация и оповещение, инженерная, медицинская, биологическая, радиационная и химическая защита. Укрытие населения в защитных сооружениях и эвакуационные мероприятия.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2011

    Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

    реферат , добавлен 20.09.2014

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    Эвакуация - способ защиты населения. Сущность и способы эвакуации, особенности ее организации. Мероприятия по обеспечению эвакуируемого населения. Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Основные задачи, направления, формы, методы и порядок подготовки всех категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Организация обучения работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время.

Рабочие и служащие после рассредоточения посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Эвакуация представляет собой организованный вывоз или вывод из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне остального населения, не занятого на производстве. Возвращение - после ликвидации угрозы нападения.

Загородная зона представляет собой территорию, расположенную за пределами зон возможных разрушений в городах. Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению города в загородной зоне назначается район размещения населения, благодаря чему резко снижается плотность населения, а следовательно, и потери.

Рассредоточение и эвакуация организуются и проводятся по производственному принципу, т.е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу - месту жительства, через домоуправления, ДЭЗ... Дети эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственной организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы гражданской обороны объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (районах города).

Для проведения рассредоточения и эвакуации используются все виды транспорта, не занятые военными и неотложными перевозками.

Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком, особенно при реальной угрозе нападения противника.

Важно вывести население за пределы зон возможных разрушений, а затем, по мере возможности, используется транспорт для продолжения эвакуации.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией на объекте создается эвакуационная комиссия. Сборные эвакуационные пункты (СЭП), на которых работают специально созданные комиссии, располагаются в школах, клубах и других общественных зданиях, непосредственно примыкающих к железнодорожным платформам, пристаням, непосредственно к выводящим в район рассредоточения шоссейным дорогам.

На территории СЭП готовятся убежища и укрытия с расчетом укрытия всех людей, которые могут одновременно находиться на пункте.

О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, ДЭЗ, милицию, а также радиотрансляционную сеть и местное телевидение.

Получив извещение, население должно немедленно подготовить и взять с собою документы, деньги, необходимые вещи, запас продуктов и прибыть на сборный пункт в установленное время.

На сборном эвакуационном пункте людей регистрируют, группируют по вагонам или автомашинам (судам) и в назначенное время выводят на посадку в назначенный транспорт.

На каждый эшелон (судно) назначается начальник эшелона (судна), на автомобильную колонну - старший колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам. Переход не должен превышать 10-12 часов движения в сутки. Численность пеших колонн может колебаться в пределах 500-1000 человек. Колонна разбивается на группы по 50-100 человек, а во главе группы назначается старший. Скорость движения колонны 4-5 км/час. Через каждые 1-1,5 часа движения - привал на 10-15 минут, а во второй части перехода устраивается большой привал на 1-2 часа, как правило, за зоной возможных разрушений.

Для организации приема и размещения эвакуируемых, а также снабжения всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. На них возлагается разработка и исполнение плана ГО по приему и размещению прибывающего населения, организуются приемные эвакуационные пункты (ПЭП).

На ПЭП возлагается: встреча прибывающего населения, распределение его по населенным пунктам, оказание первой медицинской помощи, организованная отправка людей к местам расквартирования.

Снабжение населения продуктами питания, а также коммунально-бытовые услуги оказываются службой торговли и местными службами коммунально-бытовых учреждений.

Медицинское обеспечение возлагается на существующую сеть лечебных учреждений.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне(ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.

Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

По времени проведения эвакуация подразделяется назаблаговременную (упреждающую), иэкстренную .

По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:

локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.

местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.

По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:

    общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);

    частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.

Принципы эвакуации :

Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.

Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:

    районные и объектовые эвакуационные комиссии;

    сборные эвакуационные пункты (СЭП);

    промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

    оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;

    пункты посадки (ПП);

    пункты высадки (ПВ),

    группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые - по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.

Задачи ЭК:

1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;

2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.

3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.

4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.

5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.

Состав эвакуационных комиссий:

председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования); Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.

Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, - вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.

Задачи СЭП:

1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации

2. Сбор населения и информации об обстановке.

3. Регистрация и учет эвакуируемых.

4. Контроль подготовки транспортных средств.

5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения

6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».

7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.

Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.

Примерный состав ППЭ: - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП: - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)

Организация эвакуации населения пешим порядком.

В целях проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые сроки, часть населения организованно выводится загородную зону пешим порядком по заранее установленным маршрутам, как правило, на расстояние одного суточного перехода, совершаемого за 10--12 часов движения.

Для руководства движением колонн на марше по решению администрации района из числа ответственных работников района и объектов назначаются начальники пешеходных маршрутов с группой управления на маршрутах пешей эвакуации.

Рабочие, служащие и члены их семей, подлежащие эвакуации пешим порядком, прибывают на свои объекты, а неработающее население - в жилищно-эксплуатационные конторы (домоуправления) по месту жительства.

Для обеспечения организованного совершения марша пеших колонн штаб ГО района совместно со штабами сельских районов в мирное время разрабатывает схемы марша по каждому маршруту, в которых указываются:

    перечень, состав и нумерация колонн:

    маршрут движения,

    исходный пункт и пункты регулирования,

    время их прохождения каждой колонной,

    районы и продолжительность привалов,

    медицинские пункты с приданым транспортом,

    пункты обогрева на маршруте,

    промежуточные пункты эвакуации

    сигналы управления и оповещения,

    связь с вышестоящим начальником, эвакуационными органами и постами регулирования.

Режим движения колонн численностью 500-1000 человек: средняя скорость 4-5 км/ч, дистанция между колоннами до 500 м, через каждые 1 -1,5 часа движения - малые привалы на 10-15 минут; в начале второй половины суточного перехода - большой привал на 1-2 часа (как правило, за пределами зоны возможных сильных разрушений).

Медицинская помощь населению при рассредоточении и эвакуации организуется медицинской службой района (объекта). В этих целях на сборных эвакуационных пунктах, станциях (портах, пристанях) посадки и высадки, промежуточных пунктах эвакуации, а также на объектах, продолжающих производственную деятельность в городе, развертываются медицинские пункты.

На каждый поезд или крупное судно назначаются один - два средних медицинских работника, а в состав колонн населения, эвакуируемого пешим порядком, включаются одна - две сандружинницы.

При отсутствии на маршрутах эвакуации лечебных учреждений, на каждый маршрут выделяется подвижная медицинская бригада на санитарной машине, организующая временный медицинский пункт .

Медицинские пункты на маршрутах эвакуации пешим порядком и автомобильным транспортом, на промежуточных пунктах эвакуации, на станциях (в портах, на пристанях) высадки развертываются силами медицинской службы ГО сельских районов.

Для эффективной защиты, как эвакуируемого населения, так и формирований МС ГО, проводящих свои мероприятия в очаге поражения, в сфере деятельности штабов ГО предусматривается такой раздел, как организация дозиметрического, химического и бактериологического контроля, и по его завершении при выявлении показаний, проведение специальной обработки.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из районов ЧС и размещению его в загородной зоне. Она осуществляется с целью заблаговременного вывоза (вывода) населения из опасных районов в случае возникновения ЧС как мирного, так и военного времени

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне (ЗЗ) для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах. Рассредоточение рабочих и служащих проводится путем вывоза их всеми видами транспорта, независимо от его принадлежности, в районы загородной зоны.

Загородная зона (ЗЗ) - это территория в пределах границ субъектов РФ, расположенных вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне пограничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

По времени проведения эвакуация подразделяется на заблаговременную (упреждающую), и экстренную .

По масштабам проведения эвакуация подразделяется на:

- локальную - проводимую в случае, когда зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских районов или сельских населенных пунктов. Численность эваконаселения не превышает несколько тысяч человек.

- местную - когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность эваконаселения - от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

- региональную - проводится при воздействии поражающих факторов на значительной площади, захватывающей территорию одного или нескольких субъектов РФ, включая крупные города.

По охвату эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, может проводиться:

Общая эвакуация - вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС в загородную зону (33);

Частичная эвакуация - вывоз (вывод) из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ и т. д.

Принципы эвакуации :

Она проводится по территориально-производственному принципу по предприятиям, учреждениям, организациям; остальное население - по территориальному принципу, через жилищно-эксплуатационные организации по месту жительства.

Основным способом проведения эвакуации является комбинированный: вывод населения из городов пешим порядком в сочетании с вывозом его всеми видами имеющегося транспорта (применимо к населению, неспособному передвигаться пешим порядком). Рассредоточение и эвакуация населения района осуществляются с максимальным использованием всех видов транспорта.


Для руководства рассредоточением и эвакуацией населения создаются эвакуационные органы:

Районные и объектовые эвакуационные комиссии;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП);

Промежуточные пункты эвакуационные (ППЭ);

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;

Пункты посадки (ПП);

Пункты высадки (ПВ),

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации.

Районные эвакуационные комиссии создаются по решению Администрации района, а объектовые — по приказу начальника гражданской обороны объекта. Они предназначаются для планирования, организации и проведения мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих и эвакуации населения.

Задачи ЭК:

1. Учет населения, подлежащего эвакуации и рассредоточению;

2. Определение порядка (последовательности) проведения рассредоточения и эвакуации.

3. Организация материально-технического, медицинского, транспортного и других видов обеспечения.

4. Подготовка маршрутов эвакуации пешим порядком и транспортом.

5. Организация связи и взаимодействие с приемно-эвакуационными комиссиями сельских районов по вопросам приёма, размещения, трудоустройства, материального и медицинского обеспечения.

Состав эвакуационных комиссий:

Председатель ЭК (Зам. главы администрации территориального образования);

Членами ЭК назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, УВД, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.

Сборные эвакуационные пункты создаются по решению начальника гражданской обороны района. Они предназначаются для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а пеших колонн на исходные пункты пешего движения. СЭПы организуются вблизи железнодорожных станций, платформ, портов, пристаней и на объектах, а для населения, выводимого пешим порядком, — вблизи маршрутов выхода в назначенные районы.

Задачи СЭП:

1 Оповещение населения различными способами о начале рассредоточения и эвакуации

2. Сбор населения и информации об обстановке.

3. Регистрация и учет эвакуируемых.

4. Контроль подготовки транспортных средств.

5. Организация посадки на транспорт, формирование пеших колонн и отправка в пункты назначения

6 Укрытие эвакуируемого населения по сигналу «Воздушная тревога».

7 Предоставление сведений в ЭК района о ходе эвакуации.

Районы размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения в загородной зоне выделяются заблаговременно в соответствии с планом ГО старшего начальника.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) предназначены для временного размещения населения и последующей отправки.

Примерный состав ППЭ : - начальник ППЭ, зам начальника ППЭ, группа по приему, учету и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа, группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребенка, пост охраны общественного порядка (ООП).

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП ) создаются и развертываются в сельских районах для непосредственного приема населения. На ПЭП организуют встречу прибывших людей, их учет и отправку в конечные пункты размещения транспортом сельского района или пешим порядком.

Примерный состав ПЭП : - начальник ПЭП, зам. начальника ПЭП, группа встречи и приема эвакуируемых, группа учета и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуируемых к месту расселения, группа питания и снабжения, стол справок, медпункт, комната матери и ребенка, комендант, пост охраны общественного порядка (ООП)