Высочайше утвержденные основные государственные законы

В соответствии с Основными законами императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь двумя положениями. Во-первых, законодательную власть она делила с Государственной Думой и Государственным Советом. Ст. 86 Основных законов гласила, что “ни один закон не может восприять законной силы без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета”. Императору принадлежало право законодательной инициативы, а что касается изменений в Основных законах, то они могли последовать только по инициативе царя. Ему принадлежало право абсолютного вето, т.к. без утверждения императора ни один закон не мог восприять законной силы.

Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым.

Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов.

Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета. Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва. Наконец, в соответствии со ст. 87 Основных законов во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов.

Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе, о чем речь впереди.

Правовой статус императора составляют его права, обязанностей у императора не было, он был безответственен перед народом и другими государственными органами.

Рассмотрим наиболее подробно права императора в различных сферах жизни государства и общества.

1) Права в области законодательства. Законодательство в Российской Империи обладало рядом особенностей. Конструкция неограниченной самодержавной власти исключала существование самостоятельной законодательной власти. В XIX веке, когда была разработана структура власти управления, состоящей из верховного управления и управления подчиненного, законодательство считалось материальным проявлением власти верховного управления - сферы государственной жизни, где Император действует "непосредственно". В результате анализа положения Сената при Петре I, Верховного Тайного Совета при Екатерине I и Петре II, Кабинета при Анне Иоанновне, Конференции при Елизавете Петровне, Совета под председательством монарха при Петре III делается вывод, что одной из отличительных черт государственного механизма первой половины XVIII в. является существование при Императоре органов, осуществляющих делегированное законодательство, при этом юридически не ограничивающих законодательных прав монарха. Остатки этой тенденции проявляются до 60-х гг. столетия. Причиной существования подобных органов, было, как правило, стремление государей организовать работоспособное правительство. Однако ввиду олигархических стремлений их членов реальное политическое влияние этих органов могло варьироваться в зависимости от силы монарха, находящегося у власти Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 24-25. . Необходимо отметить проблему смешения законодательных и административных актов Императора, которая является следствием соединения в лице монарха всех нитей управления государством. Первые попытки сформулировать различие между законом и административным распоряжением связаны с именем Екатерины II. В реализации Императором прав верховной власти М.М. Сперанский старался разделить законодательный порядок и порядок "верховного правления". Под законодательным порядком М.М. Сперанский понимал движение законопроекта через созданный в 1810 г. Государственный Совет. Совет мыслился Сперанским как единственный законосовещательный орган при Императоре. С Государственным Советом как законосовещательным органом конкурировали другие государственные учреждения. В качестве законосовещательного мог выступить любой государственный орган, если на то была высочайшая воля. Несмотря на многочисленные попытки провести разделение между законами и актами административного характера, в XIX веке сделать этого не удалось. Необходимо отметить, что решить проблему разграничения законов и административных распоряжений Императора можно было только одним путем - разделив порядок их принятия и установив различие в их юридической силе.

Единственная категория высочайших повелений, которая уступала по юридической силе иным актам Императора - это словесно объявляемые высочайшие указы. Не все акты российского Императора по своему внутреннему содержанию были законами, так как не все они создавали общие предписания. Однако формальных критериев для разделения законов и административных актов, исходящих от Императора, не существовало и не могло существовать, пока вся государственная власть сосредоточивалась в одном лице. Даже различие актов по юридической силе само по себе не обеспечивало разделения законодательных и административных полномочий государя, поэтому можно сделать вывод о том, что называть писаные акты законами, а словесные - административными распоряжениями, нельзя. Формирование в результате революции 1905 - 1907 гг. самостоятельной законодательной власти, не являющейся более проявлением власти верховного управления, привело к изменению понятия закона. Под законом стал пониматься акт, одобренный Государственной Думой и Государственным Советом и утвержденный Императором. Следовательно, "закон" являлся понятием формальным. Тем не менее, по итогам изучения положений ОГЗ 1906 г. можно сделать вывод о том, что четкого разграничения дел, которые должны рассматриваться в законодательном порядке и в порядке верховного управления, не устанавливалось. Не было установлено, какой из органов обладает исключительной, а какой - остаточной компетенцией. При этом элементы исключительной компетенции имелись как у законодательных учреждений, так и у Императора. В области, выходящей за пределы предметов ведения органов власти, конкретно указанных в законах, компетенция Императора и законодательных учреждений являлась конкурирующей. Такое положение осложнялось отсутствием четкой иерархии между актами, изданными в законодательном порядке и в порядке верховного управления. Это показано на примере дел, касающихся Императорской Фамилии и управления армией и флотом. Необходимо отметить, что и после реформы 1906 г. в области законодательства Император обладал определенными преимуществами перед законодательными учреждениями. Он являлся единственным государственным органом, способным своим утверждением придать законопроекту силу закона, а круг вопросов, по которым Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 27-28. Император обладал правом законодательной инициативы, был гораздо шире, чем у законодательных учреждений.

2. Права в области управления государственными органами и служащими. Абстрактная идея о том, что Император является главой всей административной организации в государстве, до XIX в. практически не имела отражения в писаном праве и была развита в основном усилиями М.М. Сперанского. В качестве наиболее важного права в области управления государственными органами рассматривается право монарха создавать государственные органы и определять их устройство. До начала XX в. этим правом монархи пользовались безраздельно. После создания законодательных учреждений оно получило новое преломление. В результате реформ 1905 - 1906 гг. за Императором сохранялось право участвовать в организации деятельности государственных органов. Что касается права определять их устройство, то, в отличие от дореформенного периода, оно предоставлялось Императору лишь частично, причем пределы этого права оказывались размытыми. Императору принадлежало служебное верховенство, или верховное должностное право. Император обладал правом назначать, перемещать и увольнять должностных лиц. Продолжая замысел Петра I, утвердившего Табель о рангах, Императоры стремились обеспечить соответствие порядка назначения чиновников на должности с рангами чинов по классам гражданской службы. Начало служебного верховенства нашло отражение в ст.17 ОГЗ 1906 г. Принципы замещения должностей при этом не изменились.

3. Права в области суда. На протяжении рассматриваемого периода основной тенденцией в области отправления правосудия являлось исходящее от самой верховной власти стремление освободить государя от непосредственного решения судебных дел, хотя реализовалось оно не всегда последовательно. Принципиально важным в этой связи было решение Петра I запретить подачу жалоб на решения Сената, принятое им в 1718 г. Впрочем, законодательство позволяло государю самостоятельно разрешать некоторые дела. Имелись и косвенные способы участия монарха в отправлении правосудия. До судебной реформы 1864 года Император не был полностью устранен от участия в судопроизводстве. Меры, направленные к устранению монарха от осуществления правосудия, никогда не были радикальными. По вопросу об обжаловании решений Сената наблюдались серьезные колебания. Органы, призванные рассматривать дела о наиболее тяжких государственных преступлениях, созывались по указам Императора и не были введены в общую систему судов. Тем не менее, логика развития судебных прав монарха никогда не отклонялась далеко от тенденции, намеченной Петром I. В результате судебной реформы 1864 года монарх также не был устранен от непосредственного участия в отправлении правосудия, и продемонстрировано, что при Александре II и при Александре III реформы, направленные на отделение верховной власти от судебной, продолжались. В условиях неограниченной монархии судебная власть не могла быть полностью отделена от верховной, поскольку Императору продолжало принадлежать судебное верховенство. По этой причине окончательного отделения судебной власти от власти монарха не произошло ни в 1864 году, ни вообще в XIX веке, хотя положительная роль судебной реформы в этом процессе не отрицается. В результате создания законодательных учреждений права Императора в области суда в начале XX века были немного ограничены. При этом полного устранения Императора от осуществления правосудия и отделения суда от законодательства и администрации добиться так и не удалось.

4. Права в области помилования и дарования милостей. Император является источником милосердия Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 28-29. . Нормы о помиловании были впервые систематизированы в XIX веке при создании Свода Законов. Помилование, как правило, объявлялось высочайшим указом или общим милостивым манифестом. Милостивые манифесты приурочивались обычно к торжественным событиям государственного масштаба, тем самым помилование отражало традиционные взгляды народа на сущность царской власти как источника милостей. Указами чаще объявлялись милости в отношении отдельных подданных. Иногда право испрашивать помилование Императора особо предусматривалось законом. Хотя помилование в отношении отдельных лиц обычно производилось по указу Императора, соблюдение этой формы не было обязательным. Практика признавала роль индивидуальных актов о помиловании за высочайшими повелениями как таковыми, независимо от их формы. То же замечание относится и к милостивым манифестам. Они могли уточняться и дополняться высочайше утвержденными мнениями Государственного Совета, положениями Комитета Министров, именными и сенатскими указами и т.д. Случалось также, что групповые милости объявлялись не манифестами, а другими актами. Право милостей могло проявляться не только в помиловании. Милости очень часто были связаны с "диспенсацией", т.е. установлением в отдельных случаях исключений из действия законов. Помимо этого, в компетенцию Императора входило производство в чины, а также возведение в дворянство и пожалование титулов (княжеского, графского, баронского), пожалование орденов и других наград. Милость могла проявляться в назначении денежных пособий. Особым видом милости было покровительство в отношении некоторых учреждений, которым Император оказывал помощь и поддержку. В 1906 году наиболее распространенные способы помилования и дарования милостей были обобщены и сформулированы в ОГЗ. Несмотря на создание законодательных учреждений, помилование и дарование милостей оставалось в исключительной компетенции монарха.

5. Права в области международных отношений. До 1906 г. права монарха в сфере международных отношений не имели формального закрепления, но признавались обычным правом. Основное внимание необходимо уделить праву отправлять и принимать государственных представителей, праву заключать международные договоры и изменять территорию государства, праву оказывать международное покровительство, а также вопросам признания международно-правового статуса заграничных территорий и разграничения сфер влияния, объявления войны, заключения мира и сохранения нейтралитета. В ОГЗ 1906 г. впервые появились положения, формализующие верховенство Императора в сфере международных отношений. Полнота прав монарха в этой области ничуть не была поколеблена созданием законодательных учреждений. Особенно важным является тот факт, что заключаемые непосредственно Императором или с его соизволения международные договоры не требовали одобрения со стороны законодательных учреждений.

6. Права в области военного управления. Законодательное закрепление прав Императора в сфере военного управления за двести лет претерпело минимальные изменения. В законченном виде принцип военного верховенства был сформулирован в Положении о Военном Министерстве 1869 года. Императору принадлежало верховное начальствование над вооруженными силами. По инициативе Императора к его компетенции могло относиться также непосредственное командование войсками. Среди прав, не связанных с непосредственным командованием, в работе рассмотрены право Императора определять количество людей, необходимых для пополнения вооруженных сил, а также право издавать акты по военному и морскому ведомствам. В 1906 г. законодательное оформление принципа военного верховенства Императора получило новое развитие. В ОГЗ 1906 г. приводился обширный перечень дел военного управления, подлежащих разрешению в порядке верховного управления. За Императором было сохранено право непосредственно определять устройство армии и флота. Для соответствующих актов, даже самого общего характера, не требовалось рассмотрение в Государственной Думе и Государственном Совете. Права Императора в области военного управления были ограничены только в двух вопросах: в определении величины контингента новобранцев и в финансировании военного и морского ведомств Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 30-31. . В ОГЗ 1906 г. впервые появилась норма, согласно которой Император обладал правом объявлять местности на военном или исключительном положении. В работе показано, что институты военного и исключительного положений в отечественном праве к тому времени уже были разработаны - в "Общем учреждении губернском", а также в "Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". После издания ОГЗ 1906 г. проблемным вопросом стала возможность продления Императором действия "Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" без участия законодательных учреждений. Из текста ОГЗ следовало, что в будущем предполагается издание законов об исключительном и военном положениях. "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" продолжало продлеваться Императором единолично, и только издание законов, о которых упоминали ОГЗ 1906 г., могло снять все вопросы относительно применения упомянутого Положения. Тем не менее, эти законы никогда не были приняты. В 1906 г. за Императором была признана полнота власти в области объявления исключительного и военного положений, о которой умалчивали даже дореформенные законы. Что касается нормы ОГЗ 1906 г., свидетельствующей о необходимости издания специальных законов о военном и исключительном положениях, то в силу нереализованности она не расценивается как существенное ограничение прав монарха.

7. Права в области церковного управления. В 1721 г. незадолго до принятия императорского титула Петром I была проведена грандиозная реформа церковного управления. В результате было ликвидировано патриаршество и создана Духовная коллегия, переименованная вскоре в Святейший Правительствующий Синод. Учреждалась она как высший государственный, т.е. преимущественно светский, орган церковного управления. В работе рассмотрены положения "Регламента, или Устава Духовной коллегии" 1721 г. и выявлены новшества в положении монарха по отношению к Православной церкви. Права в области церковного управления, которыми обладал Император в XVIII в., были настолько серьезны, что Павел I в Акте о престолонаследии 1797 года не побоялся назвать российского монарха Главою Церкви. Однако государь не вторгался в область религиозных догматов. Синод не заменял собой церковных соборов, от которых, как и до ликвидации патриаршества, зависело определение основ вероучения. Впрочем, с момента создания Синода до 1917 года Поместный собор Русской Православной Церкви ни разу не созывался. Основные принципы управления Православной церковью, заложенные Петром I, сохранялись на протяжении всего периода империи. Наряду с этим, постепенное распространение идей веротерпимости привело к признанию за лицами неправославного исповедания права пользоваться свободой вероисповедания и отправления богослужений. В итоге, не только управление делами Православной церкви, но и управление делами других вероисповеданий стало рассматриваться как элемент компетенции государя. При пересмотре ОГЗ в 1906 г. управление церковью было оставлено в исключительной компетенции монарха.

8. Права в области распоряжения материальными средствами государства. Монархи в Российской Империи рассматривались как хозяева всех материальных средств государства. Долгое время точного разделения понятий государева и государственного имущества не проводилось. За Императором законодательно признавалось право устанавливать, собирать и распределять источники государственного дохода. Предполагалось, что центральные учреждения не вправе определять источники доходов и назначение расходов своей властью. Однако состояние финансового управления даже после петровской реформы органов центрального управления было настолько плачевным, что отдельные коллегии на протяжении всего XVIII в. обладали практически неограниченными возможностями по распоряжению государственными финансами, подобно ранее существовавшим приказам. Не проводился и принцип единства кассы, отчего о доходах у верховной власти так же не могло быть полного представления Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 32-33. . До создания законодательных учреждений Император являлся единственным лицом, от которого зависело утверждение Общей государственной росписи доходов и расходов, и, следовательно, в вопросах распоряжения материальными средствами государства он был практически неограничен. Создание законодательных учреждений привело к необходимости вновь урегулировать вопрос о составлении бюджета, и 8 марта 1906 г. Императором были утверждены "Правила о порядке рассмотрения Государственной Росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, Росписью не предусмотренных". Права, предоставленные Государственной Думе и реформированному Государственного Совету, не были широки. Ограничения относительно законодательного обсуждения, сокращения или увеличения расходов придавали определенную самостоятельность решениям Императора в области финансов. Часть положений из Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов была внесена в текст ОГЗ 1906 г. и их изменение в обычном законодательном порядке стало невозможным. В результате реформ 1905-1906 гг. вопросы распоряжения материальными средствами государства стали преимущественно относиться к области законодательства. Однако Император сохранил за собой часть важных рычагов влияния в финансовой сфере, и его права оказались ограничены не так существенно, как это обычно бывает в государствах, где действуют законодательные учреждения.

9. Права в области управления делами Императорской Фамилии. В силу естественного положения вещей Император являлся не только главой государства, но и главой Императорской Фамилии. До Павла I права монархов по управлению Императорским Домом регулировались в основном традицией, т.е. обычным правом. Желая укрепить новый принцип престолонаследия и установить твердый порядок управления династией, 5 апреля 1797 г. Павел I утвердил "Учреждение об Императорской Фамилии", где изложил основные права монарха по отношению к царскому роду, вновь установленные или вытекающие из обычая. С некоторыми дополнениями павловское "Учреждение об Императорской Фамилии" стало позднее частью ОГЗ и, претерпев только одну существенную редакцию в 1886 году (с целью сокращения числа великих князей и великих княжон и снижения расходов на содержание Императорской Фамилии), сохраняло силу на протяжении всего периода империи. Создание законодательных учреждений не повлекло ограничения прав Императора в отношении управления делами Императорской Фамилии. В 1906 г. изменения и дополнения "Учреждения об Императорской Фамилии" были отнесены к исключительной компетенции Императора при условии, что они не затрагивают общих законов и не связаны с новыми государственными расходами. При этом за "Учреждением об Императорской Фамилии" была сохранена сила Основных законов Староверова Е.В. Правовой статус Императора Российской Империи, 1721 - 1917 гг: автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2009. - С. 34-35. .

Таким образом, права Императора зачастую формировались под влиянием традиции и регулировались обычным правом. Правовые нормы, касающиеся властных полномочий монарха, закрепленные в писаных актах, как правило, не носили системного характера. Обобщение положений о правах Императора произошло только при пересмотре ОГЗ в 1906 г. Свод Основных Государственных Законов от 23. 04.1906 г. // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2008. - С. 262. , когда возникла необходимость разграничения сфер законодательства и верховного управления, т.е. сфер, где Император разделял власть с законодательными учреждениями или действовал единолично. Создание в начале XX века законодательных учреждений повлекло за собой существенное ограничение прав Императора в некоторых областях государственной жизни, в первую очередь - в области законодательства и финансов. Права монарха продолжали оставаться исключительно широкими, обеспечивая ему доминирующее положение среди государственных органов практически в любой сфере. Фигура Императора олицетворяла высшую власть в государстве. Юридически он не мог иметь обязанностей, так как не существовало такого государственного органа, который мог его принудить к их исполнению. Вследствие того, что Император не являлся лицом обязанным, он был "безответствен", т.е. не нес ни перед кем отчета в своих действиях. Безответственность (неответственность) Императора являлась его привилегией. С историко-правовой точки зрения конструкция "правовой статус как права, обязанности и ответственность" к Императору не применима.

император юрисдикция российский законодательный

Раздел 1. Властные полномочия Императора.

Статья 11. Статус Императора.
1. Император глава государства, политический и моральный лидер нации.
2. Император должен быть Русским по национальности и Православным по вероисповеданию.
3. Император является гарантом Конституции, прав и вольностей человека и подданного.

Статья 12. Концепция отношений Императора-Самодержца и элиты.
1. Если российская элита не чувствует жесткой и твердой руки на своем горле, она вырождается в воровскую шайку.
2. Поэтому Императору-Самодержцу дается право карать и миловать элиту, по своему усмотрению, минуя судебно-следственные процедуры.

Статья 13. Ограничение на совмещение постов.
1. Император не должен занимать престол в каких-либо других государствах без согласия Собора.

Статья 14. Условия совмещения престолов.
1. Невозможность воцарения в Российской Империи представителя иностранной династии.
2. Невозможность использования денежных, технических, информационных, политических, военных, дипломатических и людских средств Российской Империи в интересах чужих стран.

Статья 15. Цивильный лист.
1. Цивильный лист Императора определяется ежегодно, в виде одного процента от ВВП, полученного в результате внедрения новейших технологий и производства продукции имеющей сбыт на внутреннем рынке.
2. При этом ВВП считается в соответствии с паритетом покупательской способности.
3. Указанная статья предусматривает также перечень тех замков, дворцов и иных объектов государственной собственности, которые передаются в распоряжение Императора.

Статья 16. Политические полномочия Императора.
1. Назначает проведение Земских Соборов и проведение референдума.
2. Император, имеет право, регулировать и менять персональный состав элиты России по своему усмотрению.
3. Если элитарии действуют против интересов страны или проявляют непокорность Императору, Император волен в методах и средствах усмирения, нейтрализации и замены элитариев.
4. Государь имеет право применить силовую ветвь власти для подавления, покорения, усмирения или замены элитариев.
5. Государь имеет право отдать приказ о физической ликвидации любого из элитариев.
6. Для реализации данного права, Спецкорпус по приказу Императора внедряет в охрану каждого элитария, не менее двух человек.
7. Один внедренный агент, не должен знать другого.
8. По первому приказу Императора, переданному через руководство Спецкорпуса, внедренный агент обязан произвести физическую ликвидацию элитария.

Статья 17. Территориальные полномочия Императора.
1. Император имеет право изменения административных центров территориальных единиц РИ.

Статья 18. Ограничение власти Императора.
1. Не может пригласить иностранные войска в страну и отдавать территории при отсутствии проигранной ядерной войны.

Статья 19. Арбитражные полномочия Императора.
1. Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи, а также между органами власти областей и национальных земель - автономий Российской Империи.
2. В случае невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение Конституционного Суда.
3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Статья 20. Юридические полномочия Императора.
1. Император вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти областей и земель Российской Империи в случае противоречия этих актов Конституции Российской Империи, имперским законам, международным обязательствам Российской Империи или нарушения прав и вольностей человека и подданного, до решения этого вопроса соответствующим судом.
2. Присваивает дворянское звание за заслуги перед страной.

Статья 21. Внешнеполитические полномочия Императора.
1. Представляет Российскую Империю в международных отношениях.
2. Император осуществляет руководство внешней политикой Российской Империи.
3. Ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Империи.
4. Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Империи в иностранных государствах и международных организациях.
5. Подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
6. Ратифицирует и денонсирует международные договора Российской Империи.
7. Император объявляет войну и мир.

Статья 22. Военные полномочия Императора.
1. Император является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Империи.
2. В случае агрессии против Российской империи или непосредственной угрозы агрессии Император вводит на территории Российской империи или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
3. Режим военного положения определяется Конституцией.
4. Император при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных имперским конституционным законом, вводит на территории Российской Империи или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Собору.
5. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Империи.
6. Присваивает высшие воинские и высшие специальные звания.
7. Принимает меры по охране суверенитета Российской Империи, ее независимости и государственной целостности.
8. Император определяет статус и меры защиты государственной границы Российской Империи.
9. Формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Империи, статус которого определяется имперским законом.
10. Утверждает военную доктрину Российской Империи.

Статья 23. Законодательные полномочия Императора.
1. Император издает указы.
2. Указы Императора обязательны для исполнения на всей территории Российской Империи.
3. Указы Императора не должны противоречить Конституции Российской Империи и имперским законам.

Статья 24. Административные полномочия Императора.
1. Император назначает Премьер-министра Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Кабинету Министров Российской Империи.
3. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Формирует собственную канцелярию.
5. Назначает и освобождает полномочных представителей Императора.
6. Обращается к Собору с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
7. Награждает государственными наградами Российской Империи, присваивает почетные звания Российской Империи.
8. Предоставляет подданство или гражданство Российской Империи.

Статья 25. Судебные полномочия Императора.
1. Объявляет амнистию.
2. Осуществляет помилование.
3. Предоставляет политическое убежище.

Статья 26. Неподсудность Императора.
1. Император неподсуден земному суду, ибо власть Императора от Бога.

Статья 27. Вступление Императора в должность.
1. Император приступает к исполнению полномочий с момента объявления о смерти предыдущего императора.

Статья 28. Выборы Императора.
1. Императора избирает национально-религиозное большинство Российской Империи путем всенародного голосования.
2. Представители национально-религиозных меньшинств, приглашаются на прием к вновь избранному Императору, для выражения своих пожеланий по вопросам разрешения проблем, которые затрагивают национально-религиозные меньшинства.

Статья 29. Присяга Императора.
1. При вступлении в должность Император приносит народу присягу.

Статья 30. Текст присяги Императора.
1. Клянусь при осуществлении своих императорских полномочий, уважать и охранять справедливость, права и вольности человека и подданного, защищать землю Русскую, Конституцию Российской Империю, независимость, безопасность и целостность государства. Клянусь защищать материальное благополучие подданных.

Статья 31. Представитель Императора.
1. В каждый город назначается Представитель Императора.

Статья 32. Полномочия Представителя Императора.
1. Требовать у местных властей любого уровня отчет во всех сферах деятельности.
2. Если местные власти с чем-либо не справляются, Представитель Императора берет власть на себя, отдает приказы от имени Императора.
3. Если местные власти, постоянно не справляются со своими обязанностями, то он снимает неспособных чиновников и сам заменяет их своими людьми, до следующих выборов глав местной власти.
4. Принимает заявления и жалобы от подданных и передает их Императору.
5. Лично контролирует все действия местных властей, не вмешиваясь без необходимости.
6. Отчитывается и отвечает только перед Императором.
7. Подчиняется только Императору.

Статья 33. Полномочия Императора в Соборе Всея Земли.
1. Если голоса Соборян разделились поровну, Император имеет право решающего голоса.

Статья 34. Полномочия Императора без Собора Всея Земли.
1. Пока Собор не созван, Император может издавать только судебные указы, восполняющие пробелы в праве, по письменному обращению любого подданного, или группы подданных, которым пробел в праве, наносит ущерб.

Статья 35. Другие полномочия Императора.
1. Далее по тексту Конституции, могут быть указаны другие, специальные полномочия Императора.

Статья 36. Императорские назначения.
1. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Империи.
2. Решает вопрос о доверии Правительству Российской Империи.
3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
4. Император назначает Конституционных Судей Российской Империи, Судей Верховного Суда Российской Империи, Судей Высшего Арбитражного Суда Российской Империи.
5. Император назначает губернаторов, Премьер-Министра, Министров Экономики, Финансов, Обороны, Транспорта, Путей Сообщения, Информации и Печати, Внутренних Дел, Природоохраны, Образования, Культуры, Соцзащиты, Здравоохранения, Иностранных Дел, Торговли.
6. Император назначает главу Внешторгбанка, Государственного Казначейства и Спецкорпуса.
7. Император назначает Верховного Судью, и Главу Центризбиркома.
8. Император может снять с должности весь личный состав аппарата всех министерств и всех губернских аппаратов, в один день разом, ни перед кем ни отчитываясь и заменить своими людьми.

Статья 37. Вето.
1. Если император наложил вето на законопроект Собора Всея Земли, законопроект возвращается в Собор для доработки.
2. После того, как император четвертый раз отверг законопроект Собора, Император вправе удалить из законопроекта те положения, которые его не устраивают.
3. Полученный таким образом законопроект, Император подписывает и опубликовывает как действующий закон.

Раздел 2. Престолонаследие.

Статья 38. Передача трона.
1. Трон передается по наследству или император назначает преемника.
2. В случае если передача трона по наследству или назначению невозможна, Собор всея земли избирает новую Династию.
3. Толкование требований к престолонаследию, не может противоречить требованиям к престолонаследию.

Статья 39. Порядок очередности при передаче трона.
1. Сыновья Императора – наследники первой очереди.
2. Внуки Императора – наследники второй очереди.
3. Братья Императора - наследники третьей очереди.
4. Племянники Императора – наследники четвертой очереди.
5. Дяди Императора – наследники пятой очереди.
6. Женщины, на трон Российской Империи не допускаются.
7. Если нет возможности передать трон наследникам в порядке очереди, Император имеет право сам назначить преемника.
8. Если вышеуказанные способы не применились, Патриарх имеет право созвать Учредительный Собор Всея Земля, для призвания новой династии на службу Российской Империи.

Статья 40. Метод передачи трона по наследству.
1. Сыновья Императора, публично сдают экзамены по экономике, социологии, философии управления, налогообложению, военному делу, дипломатии, праву, религиоведению, политологии, геополитике, геоэкономике, экологии, этнологии и этнографии, знание природы российской границы, знание роли казачества, речных и морских путей в истории России.
2. Сдача экзамена напрямую транслируется по телевидению и происходит в устном порядке.
3. После сдачи экзаменов, Собор всея Земли, избирает наследника.
4. Эти условия одинаковы для наследников любой очереди.
5. В случае провала экзамена, назначается пересдача 7 суток спустя.
6. В случае вторичного провала, кандидат теряет право на престолонаследие в общем порядке, но может быть призван к престолу в субсидиарном порядке.

Статья 41. Требования к назначенному наследнику.
1. В течении одного года, назначенный Императором наследник, изучает дисциплины названные в статье 41.
2. После чего следует сдача публичного экзамена, с прямой трансляцией по телевидению.
3. После успешной сдачи экзамена, Собор всея Земли утверждает назначенного наследника в качестве Императора.
4. В случае провала на экзамене назначается пересдача 3 суток спустя.
5. Если пересдача провалена, Патриарх, может отстранить неудачника и объявить выборы новой Династии.

Статья 42. Функции назначенного наследника до утверждения на троне.
1. Лицо, которое Император назначил своим наследником, до сдачи экзамена, исполняет функции регента.

Статья 43. Требования к престолонаследнику.
1. Принадлежность к Императорскому дому.
2. Первородство среди агнатов.
3. Пригодность к занятию престола с точки зрения уголовного законодательства.
4. Дача и соблюдение присяги на верность России и ее Императору.
5. Личное согласие на принятие трона.
6. Принадлежность и верность Православию.
7. Его право на престолонаследие не основывается на пробеле в праве.

Статья 44. Требования к невесте престолонаследника.
1. Невеста престолонаследника должна принять Православие до брака.
2. В биографии невесты престолонаследника, должен отсутствовать предыдущий брак.

Статья 45. Требования к браку лиц имеющих права на престол.
1. На брак лиц имеющих права на престол, требуется разрешение Императора.
2. Лица произошедшие от брака заключенного вопреки воле Императора, не могут наследовать престол.
3. Брак заключен в России, венчание совершено по обряду Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Статья 46. Брак Великих Княгинь.
1. Великие Княжны, выходя замуж за членов иностранных Владетельных Домов, принимают титулы и фамилии своих мужей.
2. Обратный порядок невозможен.
3. Княжны Русского Императорского Дома, могут быть выданы замуж только в те иностранные Владетельные Дома, члены которых могут в соответствии с их Конституцией, законом или давним устоявшимся традиционным обычаем, дать своим женам свой титул и фамилию.

Статья 47. Регулирование прав на престол для потомков
Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома.
1. Потомки Великих Княгинь, выданных замуж в иностранные Владетельные Дома, могут быть призваны на Русский престол только в резервном порядке, и только при совокупном наличии следующих условий:
а) принадлежность к мужскому полу,
б) рождение в России,
в) выросли в России,
г) получили русское воспитание,
д) свободно говорят на русском языке,
е) крещены в Русской Православной Церкви,
ж) соответствуют всем требованиям к престолонаследию, которые предъявляются членам Российского Императорского Дома, имеющим права на престол.

Статья 48. Основания лишения прав на престол.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, нарушив требования предъявляемые к престолонаследнику, лишаются личных прав на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта нарушения.
2. Император, имеет право и власть, своей волей объявить лишенным прав на престол лицо, которое нарушает требования престолонаследия.
3. Решение Императора о лишении кого бы то ни было прав на престол, подлежит немедленному опубликованию.
4. Факты нарушения требований престолонаследия кем-либо из лиц имеющих право на престол, должны быть немедленно опубликованы.

Статья 49. Иммунитетный статус требований к престолонаследию.
1. Отдельные акты монаршей милости, по отношению к нарушителям требования престолонаследия, лицам отрекшимся от престола или лицам не имеющим прав на престол, не устраняют требований престолонаследия.

Статья 50. Разность статуса лиц, принадлежащих к Императорскому Дому.
1. Члены Царствующего Дома делятся на две группы:
а) лица имеющие права на престол,
б) лица находящиеся на содержании в силу родства

Раздел 3. Регентство.

Статья 51. Субъект регентства.
1. Регентом, может быть только Цесаревич.
2. Если Цесаревич, является несовершеннолетним, Регентом, может быть назначено лицо, из членов Династии.

Статья 52. Досрочное прекращение полномочий.
1. Император прекращает исполнение полномочий досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.
2. Во всех случаях, когда Император не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Регент.
3. Регент исполняет обязанности монарха, если монарх: болен, наносит визит в другую страну или неспособен к правлению.

Статья 53. Ограничение полномочий Регента.
1. Регент не имеет права распускать Собор, Правительство, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Империи.
2. Регент не имеет права передавать трон по наследству, решать вопросы о совмещении престолов.
3. Правящий Регент, не может отречься от трона.

Раздел 4. Отречение от Трона.

Статья 54. Добровольное отречение от трона. Последствия отречения от трона.
1. Престолонаследник, или лицо имеющее права на престол, добровольно подписавши отречение от престола, утрачивает личное право на престол, независимо от факта опубликования или неопубликования факта отречения.
2. Отречение, будучи подписано не под принуждением, в здравом уме, трезвой памяти, не под влиянием алкогольного, токсического или наркотического опъянения, необратимо.
3. Факт отречения от престола, подлежит немедленному опубликованию.

Статья 55. Условия недействительности отречения от трона.
1. Отречение от трона недействительно, если было произнесено под угрозой применения насилия, как по отношению к монарху, так и по отношению к его родственникам.
2. Отречение недействительно, если монарх не отдавал себе отчета, что он делает, и какие будут последствия.
3. Отречение произнесено другим человеком от имени монарха.
4. Монарх в момент отречения находился под влиянием алкогольного или наркотического отравления.

Статья 56. Субъект действия отречения от трона.
1. Монарх отрекается от трона, только за себя.
2. Прочие прямые потомки Императора и члены боковых линий правящей династии, сохраняют свои права на престол, независимо от факта отречения монарха.
3. Монарх может отречься от престола, только путем пострижения в иноки.

Статья 57. Условия действенности отречения монарха.
1. Отречение действительно если: монарх в момент отречения находился в стране, имеющей монархическую форму правления, не волнуемой революцией или войной.
2. На процедуре, присутствовали в полном составе все лица, которым положено присутствовать.
3. Женитьба на разведенной или неправославной женщине.

Статья 58. Процедура отречения от трона.
1. Медицинская комиссия, должна установить в каком психическом состоянии находится отрекающийся монарх, и опубликовать результаты.
2. Врачи, должны взять анализы крови на предмет выявления алкогольного или наркотического опьянения, и опубликовать результат.
3. Если процедура отречения происходит за пределами России, в другом государстве, требуется публичное согласие Главы Государства, в котором происходит отречение.
4. Процедура отречения, должна быть показана по телевидению в прямой трансляции.

Статья 59. Список лиц, обязанных присутствовать при процедуре отречения в России.
1. Все родственники отрекающегося Императора, в полном составе, врачи: психиатры, наркологи и токсикологи.
2. Юристы: нотариусы и адвокаты, они помогают императору составить и заверить текст отречения.
3. Священники, Премьер–Министр, представители Генеральной Прокуратуры, Министерства Юстиции, Министерства Внутренних Дел, Министерства Иностранных Дел, руководитель Спецкорпуса, Председатель Конституционного Суда, Посольский Корпус, представители СМИ и партий.

Статья 60. Отречение за границей России.
1. Если процедура отречения, происходит за пределами России, необходимо (дополнительно ко всем прочим условиям отречения), присутствие следующих лиц, представляющих страну, в которой производится процедура отречения:
а) Глава Государства,
б) представители Генеральной Прокуратуры,
в) Министерства Юстиции,
г) Министерства Внутренних Дел,
д) Министерства Иностранных Дел,
е) Председатель Конституционного Суда,
ж) Посольский Корпус,
з) Премьер – Министр,
и) представители СМИ.
2. Без документально выраженного согласия Главы другого государства, отречение состояться на территории другого государства не может.
3. Данная статья, не должна рассматриваться как распространение российского права на суверенную территорию других государств, она всего лишь является критерием рассмотрения внутри России, легитимности действий Главы Российского Государства за границей.

Раздел 5. Характер Власти.

Статья 61. Власть национально-религиозного большинства.
1. Носителем и единственным источником власти в Российской Империи, является национально-религиозное большинство.
2. Национально-религиозное большинство осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 62. Субъекты государственной власти.
1. Государственную власть в Российской Империи осуществляют Император, Собор, Кабинет Министров, и Суды Российской Империи.

Статья 63. Органы власти в национальных землях-автономиях Империи.
1. Органы власти в национальных землях–автономиях Российской Империи, комплектуются путем выборов местным населением.

Статья 64. Разграничение властных полномочий.
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Империи и органами власти национальных земель-автономий Российской Империи, осуществляется настоящей Конституцией, Имперскими законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 65. Предметы ведения Империи.
В ведении Российской Империи находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Империи и имперских законов, контроль за их соблюдением,
б) унитарное устройство и территория Российской Империи,
в) регулирование и защита прав и свобод подданного (гражданина), подданство (гражданство) в Российской Империи, регулирование и защита прав национальных меньшинств,
г) установление системы имперских органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование областных и земельных органов государственной власти,
д) имперская государственная собственность и управление ею,
е) установление основ внутренней политики и имперские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Империи,
ж) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, имперские экономические службы, включая имперские банки,
з) имперский бюджет, имперские налоги и сборы, имперские фонды регионального развития,
и) имперские энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, имперские транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе,
к) внешняя политика и международные отношения Российской Империи, международные договоры Российской Империи; вопросы войны и мира,
л) внешнеэкономические отношения Российской Империи,
м) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования,
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Империи,
о) трудоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности,
п) имперское коллизионное право,
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет,
с) государственные награды и почетные звания Российской Империи,
т) имперская государственная служба.

Статья 66. Законодательное оформление предметов ведения Империи.
1. По предметам ведения Российской Империи принимаются имперские конституционные законы и имперские законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Империи.

Статья 67. Недопустимость присвоения власти.
1. Никакая часть российского народа, никакая социальная группа, сословие, община или организация, никакое лицо не может присвоить полномочие по осуществлению власти.
2. Присвоение власти является тягчайшим преступлением против народа.

Раздел 6. Недопустимость вакуума власти.

Статья 68. Условия отставки императора.
1. Наличие квалифицированного наследника или преемника.

Статья 69. Условия роспуска Собора Всея Земли.
1. Между роспуском одного Собора и первым заседанием Собора в новом составе, может пройти не более одних суток.

Статья 70. Условия отставки Кабинета министров или Премьер-министра.
1. Наличие квалифицированного преемника-специалиста.
2. Отставка министра или Премьера и вступление преемника в должность происходят в один день.

Свод основных государственных законов

О существе Верховной Самодержавной Власти 1

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной Думой.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего свершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть Его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от его, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 2

12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучен ия их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства...

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельным и частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебного против них преследования и освобождение их от суда и наказания, а также сложение, в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

См. также раздел III. Основные законы об участии монарха. Государственного Совета и Государственной Думы в законодательстве.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Изд. 1906 г. Т. 1. 4.1. СПб., б. г.

Основные государственные законы (Основные законы) - законодательный акт, который фиксировал важнейшие принципы общественного и государственного устройства Российской империи, права и обязанности граждан и т.п. Являлся юридической базой для текущего законодательства. Действовавшие в 1913 г. Основные законы были утверждены Николаем II 23 апреля 1906 г.

2 Ст. 11 во многих случаях фактически позволяла императору законодательствовать в обход Государственного совета и Государственной Думы, поскольку указы, издававшиеся царем "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления", зачастую по своей значимости ничем не отличались от законов.

Государственный совет

"Учреждение Государственного Совета "

1. Государственный Совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящие к Верховной Самодержавной Власти по силе Основных Государственных Законов и в порядке, установленном в сем Учрежде нии и в Учреждении Государственной Думы. В Государственном Совете образуются также Департаменты и Особые Присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных. 2

2. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам.

6. В Государственный Совет воспрещается являться депутациям, а также представлять словесные или письменные заявлен ия и просьбы.

9. Общее число Членов Государственного Совета, призываемых Высочайшей Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете Членов по Высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих Членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по Высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

10. Состав Членов Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов (ст. 18) по указу Императорского Величества, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

12. Члены Государственного Совета по выборам избираются: 1) от духовенства Православной Российской Церкви; 2) от Губернских Земских Собраний; 3) от Дворянских общ еств 3 ; 4) от Императорской Академии Наук и Императорских Российских 1 Университетов; 5) от Совета Торговли и Мануфактур, Московского его Отделения, местных Комитетов Торговли и Мануфактур, Биржевых Комитетов и Купеческих Управ 4 и 6) от населения Великого Княжества Финляндского. 5

13. От духовенства Православной Российской Церкви избираются Святейшим Синодом в порядке, им с Высочайше го утверждения определяемом, шесть Членов Государственного Совета: трос из монашествующего православного духовенства и трое из белого православного духовенства.

14. Каждое Губернское Земское Собрание избирает по одному Члену Государственного Совета.

15. Дворянские общества в губерниях и областях, в которых производятся дворянские выборы, избирают из своей среды, каждое, по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать Членов Государственного Совета.

16. Императорская Академия Наук и каждый Императорский Российский Университет избираю т по три выборщика: Академия, в полном Академическом Собрании, избирает их из числа Ординарных Академиков, а Сов ет каждого Университета - из числа Ординарных его Проф ессоров. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и выбирает, из своей среды, шесть Членов Государственного Совета.

17. Совет Торговли и Мануфактур избирает четырех выборщиков, в том числе двух от торговли и двух от промышленности. Московское Отделение сего Совета, а также Иваново-Вознесенский, Костромской и Лодзинский Комитеты Торговли и Мануфактур - по два выборщика от промышленности, прочие Комитеты Торговли и Мануфактур - по одному выборщику от промышленности, Биржевые Комитеты: С.-Петербургский и Московский (общих бирж) - по четыре выборщика, в том числе по два от промышленности и по два от торговли, Варшавский, Одесский, Киевский, Нижегородский, Рижский, Ростовский на Дону, Харьковский (общей биржи), Самарский, Саратовский, Лодзинский, Либавский, Бакинский, Екатеринбургский, Пермский, Томский и Омский - по два выборщика, в том числе по одному от промышленности и по одному от торговли, Комитет Харьковской Каменноугольной Биржи - одного выборщика от промышленности, все же прочие Биржевые Комитеты, а также Купеческие Управы - по одному выборщику от торговли. Съезд сих выборщиков собирается в С.-Петербурге и избирает из своей среды двенадцать Членов Государственного Совета, в том числе шесть от промышленности и шесть от торговли.

18. Члены Государственного Совета по выборам избираются сроком на девять лет, с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих Членов выбывала в очередном порядке...

26. Члены Государственного Совета по выборам не обязаны отчетом перед своими избирателями и, в отношении свободы суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Совета, подчиняются соответствующим правилам, постановленным для Членов Государственной Думы.

29. Законопроекты поступают в Государственный Совет из Государственной Думы (Учр. Гос. Думы, ст.49). Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета, вносятся в Совет либо Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, либо Комиссиями, образованными из Членов Государственного Совета (ст. 56 сего Учр.).

36. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых им дел. Министры и Главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Совету разъяснений по таким предметам, кои, по соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению. Равным образом Министры и Главноуправляющие должны быть выслушаны в собрании Государственного Совета каждый раз, когда они о том заявят.

44. Государственный Совет может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст.57-59).

46. Постановлением Государственного Совета по рассмотренным им делам почитается мнение, принятое в Общем его Собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну, производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Совета дает перевес. Постановление Совета об отмене выборов в Члены Совета, по неправильности этих выборов, получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных Членов Совета.

54. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Государственного Совета.

56. Если Государственный Совет разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Государственный Совет подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Государственным Советом может быть образована для его выработки Комиссия из своей среды.

57. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, Члены Государственного Совета подают письменное заявление Председателю Государственного Совета. Если заявление подписано не менее, чем тридцатью Членами, то Председатель вносит его на обсуждение Государственного Совета.

58. Принятое большинством Членов Государственного Совета заявление (ст.57) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью, которые, не далее одного месяца со дня передачи им заявления, либо сообщают Государственному Совету надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Совет о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

59. Если Государственный Совет большинством двух третей Членов не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельной частью (ст. 58), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

Примечания:

1 Свод законов Российской Империи. Издание 1906 г. Т. 1. Ч. 2. СПб., б. г.

Учреждение Государственного Совета" (т.е. закон о Государственном Совете), действовавшее в 1913 г., было утверждено Николаем П 23 апреля 1906 г. в ходе проведенной тогда реформы Государственного Совета.

2 "Учреждение Государственного Совета" установило новую структуру Совета: Общее собрание, два Особых присутствия (одно - по делам о принудитель ном отчуждении недвижимых имуществ и вознаграждении их владельцев, другое - для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения Департаментов Правительствующего Сената) и два номерных Департамента (в компетенцию 1 Департамента входили разнообразные дела, в частности, о привлечении к ответственности высших должностных лиц, об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и пр.; во 2 Департаменте рассматривался кассовый отчет Министерства финансов, годовые отчеты Государственного, Дворянского и Крестьянского банков и др.).

3 Дворянство каждой губернии объединялось в особую корпорацию - губернское дворянское общество.

4 Совет торговли и мануфактур - совещательный орган при Министерстве торговли и промышленности. Членами Совета являлись представители ведомств и торгово-промышленных кругов, которые назначались министром торговли и промышленности. В составе Московского отделения Совета входили представители делового мира Москвы, также приглашавшиеся министром торговли и промышленности. В различных городах "для содействия правительству в изыскании мер на пользу торговой и мануфактурной промышленности" могли создаваться Комитеты торговли и мануфактур, члены которых выбирались купечеством, городскими думами или всем городским обществом.

Биржевые комитеты - предпринимательские организации, образовывавшиеся теми или иными биржевыми обществами, т.е. обществами членов соответствующей биржи для руководства биржевой деятельностью и защиты их интересов перед правительственными и общественными учреждениями.

Купеческие управы - органы купеческого сословного самоуправления, которые создавались городскими купеческими обществами (т.е. купеческими корпорациями) в Петербурге, Москве и Одессе для заведования капиталами, имуществами и учреждениями данного общества, для ведения списков членов общества, раскладки и взимания с них пошлин, сборов и пр.

5 Население Великого княжества Финляндского получило право участвовать в выборах членов Государственного Совета после появления закона 17 июня 1910 г. о порядке издания касающихся Финляндии законов общеимперского значения. В результате ст.12 "Учреждения Государственного Совета" подверглась соответствующим изменениям, которые были зафиксированы в "Продолжении" Свода законов за 1910 год.

Источники:

Приложение к стенографическим отчетам Государственного Совета. Сессия VIII. 1912-1913 гг. СПб., 1913. Общий список Членов Государственного Совета со времени его преобразования (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 14. С.1-16).

Члены Государственного Совета с 1801 г. (Энциклопедический словарь Гранат. Т. 23. Стб.642-735).

Левенсон М.Л. Государственный Совет. Изд. 2-е. Пг., 1915.

Списки гражданским чинам первых четырех классов, исправленные по 1 марта 1913 и по 1 марта 1914 гг. СПб., 1913, 1914.

Альманах современных русских государстве нных деятелей. СПб., 1897. Формулярные списки Членов Государственного Совета (ф. 1162. Оп. 6.)

Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. (Вопросы и стории. 1977. М 2. С.56-66).

Состав Членов Государственного Совета на 1913 г.

Таблица 1

Государственный Совет 1913 г. Сословное происхождение

Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Итого
Сословия:
Дворяне
Дети чиновников и офицеров
Духовенство
Потомственные почетные граждане
Купцы
Мещане
Казаки
Крестьяне
Нет сведений
Всего членов

Таблица 2

Государственный Совет 1913. Наличие чинов

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Чины и придворные звания:
Военные и морские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
в том числе:
Генерал-адъютанты и флигель-адъютанты
Граждан ские чины II-IV
V-VIII
X-XIV
Придворные чины II-IV
V
в том числе:
Статс-секретари --
Камергеры и в звании камергеров -
Камер-юнкеры -
Всего имели чины 161 член Государственного Совета

Таблица 3

Государственный Совет 1913 г. Вероисповедание. Возраст

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Вероисповедание:
Православное
Лютеранское
Римско-католическое
Нет сведений
Возрастные группы
до 30 лет
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61-65
старше 65
Всего членов

Таблица 4

Государственный Совет 1913 г. Образование

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Уровень и вид образования:
Высшее
гражданское
военное
всего
в том числе имели ученые степени и звания
Среднее
гражданское
военное
всего
Низшее, включая домашнее
Нет сведений
Всего членов

Таблица 5

Государственный Совет 1913 г. Профессиональная принадлежность до получения членства в ГС

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Профессии:
Землевладельцы
Предводители дворянства
Бывшие высшие должностные лица местного управления
Бывшие высшие должностные лица центрального управления
Генералитет
Государственные служащие
Священнослужители
Руководители земских и городских органов управления
Предприниматели
Преподаватели в учебных заведениях, профессура
Публицисты и литераторы
Нет сведений
Всего членов

Таблица 6

Государственный Совет 1913 г. Наличие недвижимого имущества

Группы Государственного Совета: Академическая Группа центра Правый центр Правые Беспартийные Неустановленной партийной принадлежности Итого
Наличие земельной собственности:
Имели до 10 дес. земли
от 11 до 50 дес.
от 51 до 100 дес.
от 101 до 500 дес.
от 501 до 1000 дес.
от 1001 до 5000 дес.
свыше 5000 дес.
Без ука зания размера
Нет земли
Служащие частных предприятий
Всего членов
Виды другого недвижимого имущества:
Дома
Типографии, газеты
Торговые предприятия
Заводы, фабрики
Дачи
Нет сведений

Таблица 7

Политическая ориентация членов Государственного Совета (1906-1914 гг.)

Число членов

Правые
Умеренно-правые
Левое крыло группы правых
Центр
Правое крыло группы центр
Националисты
Левые (прогрессивная академическая группы)
Внепартийные
Беспартийные
Неизвестно
Всего

Власть императора – это государственная власть в России. Еще в 1721 году царская власть приобретает новый титул- императорский.

Права и преимущества императорской власти относительно 1832 и 1906 года различны. Под именем прав мы различаем совокупность коренных атрибутов верховной власти вообще, независимо от данной формы правления. Преимущества (прерогативы), суть, личные привилегии императора, как представителя верховной власти; следовательно, существование этих преимуществ и их объем зависят от условий формы правления, существующей в России.

Составление свода законов 1832 г. По мысли Сперанского и Николая I, свод должен был усовершенствовать разные части законодательства.

В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения, ни один закон не приобретает силы.

Согласно ст.I Свода Основных Государственных Законов 1832 года, права государственной власти, во всем их объеме, принадлежат государю императору. Нет той сферы управления, которая бы не была подчинена его самодержавию.

В ст. I. Основных законов 1832 была сформулирована идея самодержавной власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.

Ст. I основных законов признает русского императора монархом неограниченным и самодержавным. - Название "неограниченный" показывает, что воля императора не стеснена известными юридическими нормами. Выражение "самодержавный" означает, что русский Император не разделяет своих верховных прав ни с каким установлением или сословием в государстве, т. е. что каждый акт его воли получает обязательную силу независимо от согласия другого установления.

Монарх есть источник всех почестей и привилегий, даваемых отдельным лицам или обществам.



Самодержавная власть проявляет свои права в области правосудия: Монарху принадлежит право утверждения некоторых судебных приговоров, особенно важных, причем эти приговоры не могут быть приведены в исполнение, впредь до исполнения высочайшего разрешения.

- Отличительное свойство монархической власти состоит в том, что она действует в силу собственного своего права, ни от кого не заимствованного. Поэтому монархи пишутся "Божиею милостью", для указания, что они в своих правах не зависят ни от кого на земле.

Избрание главы государства есть отличительная черта республиканского образа правления. И действительно, избирательные монархии были монархиями только по имени; старая польская монархия, в сущности была республикою с пожизненным главою; она даже официально носила это название.

Власть императора действует непосредственно, прежде всего, в законодательстве. Это вытекает из ст. LI Основных законов: "Никакое место или правительство в государстве не может само собою установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти». Сосредоточивая законодательную власть исключительно в особе императора, законодательство делает все остальные власти подзаконными, из-за чего власть их ограничивается пределами известной компетенции, вне которой их требования не имеют обязательной силы.

Монарх представляет государство во внешних отношениях, что означает объявление войны, заключение мира, конвенций и трактатов с иностранными государствами зависят от него.

Подписание Манифеста от 17 октября 1905 года стало важным шагом на пути реформирования самодержавного строя Российской империи. Манифест и законодательные акты, конкретизирующие его содержание, изменили государственный строй Российской империи.

Из новой редакции Основных законов, принятой 23 апреля 1906 года, исчезло определение самодержавия как «неограниченного», вместо чего было сказано, что отныне царь осуществляет свою власть «в единении» с Государственной Думой и Государственным советом. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Законодательная власть разделялась между Государственной Думой, Государственным советом и самодержцем.

В Своде 1906 года, ст.I говорится, что императору принадлежит Верховная Самодержавная Власть, но из этого не следует, что император осуществлял все свои права непосредственно.

В ст.VII вышеуказанного свода уточняется, что государь Император должен осуществлять свою власть в единении с государственной думой и государственным советом.

Лев Александрович Тихомиров, общественный деятель XX века, в своей книге «О недостатках конституции 1906г» критиковал сложившийся государственный строй:

Государственный строй, введенный у нас в 1906 году, не способен ни к действию, ни к существованию. Это зависит от того, что конституция, поглощенная заботой ограничить власть Монарха, в конце концов, дает нам государство совсем без Верховной власти. Это нечто столь абсурдное, что я считаю необходимым напомнить свидетельства научных авторитетов о том, что Верховная власть и государство неотделимы, так что если у нас исчезает Верховная власть, то невозможно становится и государство. Значение Верховной власти превосходно развито у нас в учении Чичерина, но я нарочно сошлюсь на научные авторитеты европейского парламентаризма».

- « Императору дано одно лишь наименование Верховной власти, но права его ограничены со всех сторон - в законодательстве, в управлении, в суде. Как я упоминал выше, имелось в виду, вероятно, создать у нас сложную Верховную власть из Императора и двух палат. Но в действительности и этого не сделано».

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Дума и Совет не имеют права возбуждать вопросов об изменении некоторой части законов, так что в этом отношении имеют меньше прав, чем даже частный гражданин. Однако же и Император не может изменять никаких законов без согласия этих подчиненных учреждений, он ограничен ими.

Принятие Свода Основных Государственных законов – значительное событие в истории отечественного государства и права. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные Государственные законы были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, т.к. дело не в названии, а в сути, в назначении закона.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от существовавшего ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

Пределы единоличной власти императора сузились. Но по Конституции 1906 г. только царю принадлежала учредительная власть, право абсолютного вето.


Уральская Государственная Юридическая Академия; Институт Государственного и Международного Права.

История Отечественного государства и права: хрестоматия; Часть 2 .- Екатеринбург; 2009; С.37

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 29 С.5

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 1 С.1

Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I ; 1883; С.3

Свод Законов Российской Империи т.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1830; ст. 37 С.8

Свод Законов Российской Империи т.I ч.I Свод Основных Государственных Законов; СПб; 1906; ст. 12 С.1

Тихомиров Л.А. «О недостатках Конституции 1906»; СПб; 1917; С.10

Градовский А.Д. Начала русского государственного права, 3 тома; СПб; т.I; 1883; С.11