Отметка серия к проставляется. Смотреть страницы где упоминается термин гриф секретности

Государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).

Государственная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом.

Статья 17. Степени секретности

Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинен или может быть причинен в результате их разглашения или утраты, устанавливаются следующие степени секретности:

для государственной тайны - "Особой важности", "Совершенно секретно";

для служебной тайны - "Секретно".

Статья 18. Грифы секретности

На носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним в зависимости от степени секретности государственных секретов проставляются следующие грифы секретности:

на носителях государственной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Особой важности", "Совершенно секретно";

на носителях служебной тайны и (или) сопроводительной документации к ним - "Секретно".

Глава 6 отнесение сведений к государственным секретам. Засекречивание. Рассекречивание

Статья 19. Отнесение сведений к государственным секретам

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, с учетом перечня сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.

Государственные органы и иные организации, наделенные полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности разрабатывают и утверждают перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Сведения, полученные государственными органами и иными организациями, а также гражданами при осуществлении деятельности, не связанной с использованием государственных секретов, собственниками которых они являются, могут быть отнесены к государственным секретам после передачи их этими государственными органами и иными организациями, а также гражданами по договору государственному органу и иной организации, наделенным полномочием по отнесению сведений к государственным секретам. Договор о передаче таких сведений заключается в соответствии с Гражданским кодексомРеспублики Беларусь и должен содержать указание на условия передачи этих сведений.

До принятия решения об отнесении к государственным секретам сведений, указанных в части четвертойнастоящей статьи, государственными органами и иными организациями, а также гражданами осуществляется их защита.

Статья 20. Определение и изменение степени секретности

Определение и изменение степени секретности осуществляются государственными органами и иными организациями, наделенными полномочием по отнесению сведений к государственным секретам, в сфере своей деятельности.

Статья 21. Засекречивание

Засекречивание осуществляется на основании перечня сведений, подлежащих засекречиванию, посредством установления ограничений на распространение и (или) предоставление сведений и применения иных мер защиты в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

При засекречивании на носителе государственных секретов и (или) сопроводительной документации к нему проставляется гриф секретности.

Статья 22. Срок засекречивания, изменение срока засекречивания

Для государственных секретов, как правило, устанавливаются следующие сроки засекречивания:

для государственной тайны - до тридцати лет;

для служебной тайны - до десяти лет.

Срок засекречивания исчисляется с даты засекречивания.

Изменение срока засекречивания осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

Статья 23. Рассекречивание

Рассекречивание осуществляется посредством снятия ограничений на распространение и (или) предоставление государственных секретов и прекращения иных мер защиты.

Рассекречивание осуществляется на основании решений государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.

При рассекречивании на носителях государственных секретов и (или) сопроводительной документации к ним аннулируется гриф секретности.

1. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.

2. При повышении степени секретности изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту повышения степени секретности не завершено указанным федеральным органом, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

3. При рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки на изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, рассмотрение которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется указанным федеральным органом.

Комментарий к Ст. 1403 ГК РФ

1. По мере развития мировой науки и техники некоторые ранее секретные изобретения становятся общедоступными и де-факто перестают быть секретными по своему содержанию. Изменяется со временем и степень секретности таких изобретений. В подобных случаях в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, возможно как изменение степени секретности (в сторону ее понижения), так и рассекречивание отдельных изобретений. Кроме того, в том же порядке допускаются также изменение и снятие вообще грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение.

Закон о государственной тайне (разд. III и IV) и принятые в соответствии с этим Законом Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870) регламентируют вопросы изменения степени секретности и рассекречивания сведений. Указанные Правила являются обязательными для исполнения при разработке развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию, а также при подготовке предложений предприятиями, учреждениями и организациями о включении в перечень сведений, которые они разрабатывают. Нормы действующих Правил позволяют расширительно толковать содержание сведений, которые именно по этим Правилам квалифицируются как сведения, составляющие государственную тайну, и получают соответствующий гриф секретности. Степень секретности может быть изменена в связи с появлением объективных факторов, вызывающих необходимость ее корректировки (изменение международной обстановки, появление новых достижений науки и техники, снятие того или иного изделия с вооружения и т.д.).

2. В случае повышения степени секретности изобретения Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (п. 2 ст. 1403 ГК), который осуществляет дальнейшее делопроизводство. В комментируемом случае для обеспечения непрерывности и преемственности в рассмотрении заявки вместе с собственно документами заявки, перечень которых определен в п. 2 ст. 1375 ГК РФ, передаются и все материалы, содержащиеся в деле заявки на момент передачи (в частности, переписка между федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителем, представленные заявителем дополнительные материалы, отчет об информационном поиске и др.).

3. При понижении степени секретности изобретения документы заявки по-прежнему остаются секретными, и даже если изобретение и заявка стали иметь степень секретности «секретно» и согласно п. 2 ст. 1401 ГК РФ могли бы быть рассмотрены в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, такая заявка продолжает рассматриваться в уполномоченном органе.

4. При рассекречивании сведений следует руководствоваться требованиями ст. 13 Закона о государственной тайне, содержащей нормы, регламентирующие порядок рассекречивания сведений, и нормами ст. 14 указанного Закона, регламентирующими порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну. Рассекречивание сведений и их носителей — это снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основанием для рассекречивания сведений может явиться, например:

— принятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

В соответствии с установленным порядком органы государственной власти обязаны периодически, но не реже чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен. Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего перечня, на основании которых они были засекречены.

Закон о государственной тайне не содержит положений, касающихся порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, а также порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений. Рассекречивание изобретений возможно как после выдачи патента на секретное изобретение, так и в процессе рассмотрения заявки на выдачу такого патента.

В рамках комментируемой статьи нельзя не коснуться вопроса о рассекречивании секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или были поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР. Соглашением о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов в области правовой охраны изобретений, подписанным на заседании Совета глав правительств стран Содружества Независимых Государств в г. Минске 4 июня 1999 г. (ратифицировано Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 4-ФЗ), были утверждены Правила, предусматривающие порядок рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР или поданы заявки на выдачу авторских свидетельств или патентов СССР в соответствии с патентным законодательством СССР.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 2. Ст. 169.

В соответствии с указанными Правилами рассмотрение возможности рассекречивания секретных изобретений, на которые выданы авторские свидетельства СССР, может быть осуществлено по инициативе любой стороны (государства — участника данного Соглашения).

При этом решение о необходимости рассекречивания секретного изобретения принимается заинтересованной стороной в порядке, предусмотренном ее национальным законодательством, регулирующим рассекречивание сведений, относящихся к государственным секретам.

Рассекречивание сведений о секретных изобретениях с грифом «Совершенно секретно», на которые выданы авторские свидетельства СССР на основании решений министерств и ведомств СССР и сведения о которых распространялись в СССР в специальных отраслевых и межотраслевых изданиях, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В современном российском бизнесе в последнее время преимущественно говорили о коммерческих тайнах . Однако часто в рамках такой тайны нельзя оперировать государственной тайной . Различны и их уровни защиты. Некоторым специалистам известны функции "первых" (секретных) отделов. Эти подразделения при участии ФСБ и ФАПСИ обеспечивают передачу деловых и научно-технических документов или изделий с различными грифами секретности из одних производственных структур в другие и их пользование ответственными исполнителями для решения конкретных информационно-управленческих и производственных задач . Разумное наличие секретов в различных сферах управления, экономики, производства и науки это явление положительное, отвечает цивилизованной мировой практике и в ближайшем будущем должно получить особую значимость. В данном случае имеется в виду новая российская научно-техническая и промышленная политика.  


Закон РФ "О государственной тайне " (№ 131 ФЗ от 6 октября 1997 г.) содержит следующее ключевое определение "Государственная тайна -защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации ". К основным понятиям также относятся "носители сведений, составляющих государственную тайну " (сегодня это, например, и дискеты), "система защиты государственной тайны " (секретное делопроизводство и охрана со стороны ФСБ РФ), "допуск к государственной тайне " (кто и на какой основе допускает к секретам как отдельных граждан, так и целые организации или предприятия), "доступ к сведениям, составляющим государственную тайну " (процедура ознакомления), "гриф секретности" (степень секретности на самом документе или в сопроводительной документации), "средства защиты информации " (технические, криптографические, программные и т. д.).  

Первый вариант - исключение сведений из соответствующего перечня. При этом решение о рассекречивании принимается на том же уровне и в том же порядке, как утверждался перечень. На основании уже принятого решения вносятся изменения в грифы секретности конкретных документов.  

Второй вариант - рассекречивание конкретных сведений, не требующих внесения изменений в соответствующие перечни. Решение в данном случае принимается руководителем организации или предприятия, а в министерстве или ведомстве - соответствующим руководителем. На основании принятого решения исполнители вносят изменения в гриф секретности документа (изделия).  

Не случайно и то, например, что много лет под грифом Секретно скрывались от глаз общественности доклад первого вице-премьера последнего кабинета министров СССР В. Щербакова, посланный Михаилу Горбачеву, где на фактах предсказывалась экономическая катастрофа к концу 1991 года, информация Внешэкономбанка СССР о фактическом валютном банкротстве страны и много других документов.  

Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 О государственной тайне установлены три степени секретности секретно, совершенно секретно и особой важности. Использование установленных грифов секретности на документах, не содержащих государственной тайны , не допускается.  

Уничтожение дел с истекшим сроком хранения , имеющих грифы Секретно, Для служебного пользования, Конфиденциально, производится в соответствии со специальными инструкциями.  

Гриф ограничения доступа к документу. Помещается в правой стороне верхней части первой страницы документа. Если указан гриф Для служебного пользования, этим документом можно пользоваться только на работе. Учет таких документов ведется отдельно от других. Если указан гриф Секретно, с этим докумен-  

Закон устанавливает полномочия государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать сохранение и защиту государственной тайны , перечень сведений, составляющих государственную тайну , порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну , порядок защиты государственной тайны , контроль и надзор за обеспечением государственной тайны и др. Законом установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну секретно, совершенно секретно, особой важности, - а также порядок проставления на документах грифа секретности.  

Такие грифы не являются грифами секретности, а лишь показывают, что право собственности на информацию, содержащуюся в документе, принадлежит предприятию и охраняется законодательно.  

Машина времени". Рассуждения из будущего о настоящем. Оригинальность идеи заключается в том, что читатели, высказывая свое мнение о настоящем событии (как будто им известны те государственные секреты, которые имеют гриф секретности 50 лет.)  

Работать с документами, имеющими гриф "Секретно" или "Конфиденциально".  

В документы, содержащие государственные секреты и имеющие в связи с этим соответствующий гриф секретности. Такое нарушение порядка обращения  

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.  

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне , не допускается.  

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, организации Гриф секретности - см.  

Грифы Секретно, Совершенно секретно проставляются на документах государственных предприятий , содержащих секретную информацию.  

Нет, это не случайно, как не случайно и то, например, что много лет под грифом Секретно скрывались от глаз общественности такие документы, как доклад вице-премьера последнего кабинета министров СССР В. Щербакова, посланный Михаилу Горбачеву, где на фактах предсказывалась экономическая катастрофа к концу 1991 г., как информация Внешэкономбанка СССР о фактическом валютном банкротстве страны и много других очень ценных для понимания ситуации того времени исторических источников.  

ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ - особая отметка, которая наносится на носитель секретной информации. Может также указываться в сопроводительных документах , соответствующих уровню засекречивания информации.  

Запрещается помещать без необходимости сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия , в документы, содержащие государственные секреты и имеющие в связи с этим соответствующий гриф секретности. Такое нарушение порядка обращения со сведениями, составляющими коммерческую тайну предприятия , рассматривается как их разглашение и влечет ответственность в соответствии с установленным порядком.  

Гриф ограничения доступа к документу (секретно, конфиденциально и др.) проставляют без кавычек на первом листе докумен-  

Гриф ограничения доступа к документу (секретно, конфиденциально и др.) проставляют без кавычек на первом листе документа, и его можно дополнять данными, предусмотренными законодательством об информации, отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной информации.  

Важнейшим фактором, определяющим характер организационной культуры и способствующим сохранению ценностей культуры бизнеса, является обмен информацией . Отсутствие ограничений на движение информации внутри компании - важнейший показатель демократичности и эгалитарности ее деловой культуры . И наоборот, ограничение доступа к информации, наличие большой доли материалов с грифом секретно - свидетельство ее тоталитарно-бюрократического характера.  

Кроме традиционных государственных заказчиков, профинансировавших работы по созданию , право распоряжения результатами интеллектуальной собственности возложено также на Минюст РФ и его специальное Федеральное агентство. Последним также предоставлено право согласования государственных заказчиков "решений об ограничении доступа к сведениям, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности " (п. 2 постановления). Очевидно, что это право может включать согласование оценки грифа секретности полученных результатов НИОКР. Усиление контроля за соблюдением режима секретности со стороны специального Федерального агентства, на наш взгляд, своевременная мера. При этом решение ряда конкретных вопросов подпадает под юрисдикцию Минюста РФ.  

Российская нефть - это и история человеческих судеб, изобретений, открытий и потерь. Многие события выводятся на сцену впервые огромная часть повествования основана на малодоступных печатных источниках и архивных документах, до недавнего времени имевших гриф Секретно. Хорошо известные исторические факты на страницах книги приобретают совсем иное звучание. Некоторые же эпизоды (как, например, нефтяная империя Нобелей, горящие фонтаны Грозного, таинственная Алгемба, Рапалльский договор 1922 года) могли бы послужить основой для остросюжетных романов. Мы хотели, чтобы рассказ о взлетах и падениях русской нефти позволил всем нам лучше понять, что происходило в докоммунисти-ческой России, что - в первые годы большевистской власти, и, возможно, разобраться во многих сегодняшних проблемах.  

По утверждению П. А. Вознесенского, за первые два с половиной года войны советские ресурсы броневой стали возросли на 350 тыс. т., а в 1942 г. производство броневой стали в восточных районах в 1,8 раза превзошло производство стали на всей территории страны в 1940 г. (в 1942 г. броневая сталь производилась только на Востоке) 46 . Эти данные противоречат сведениям о производстве броневой стали, содержащимся в справочнике "Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.м, где динамика производства броневой стали представлена следующим образом (в тыс. т.) 1940- 75, 1941- 294, 1942- 527, 1943- 446, 1944- 588, 1945 - 510(47 . Однако здесь мы склонны доверять лишь данным о производстве в 1940 г. Дело в том, что указанный справочник, подготовленный еще в 1959 г. под грифом "секретно", включал также данные о производстве вооружения и боевой техники, согласно которым производство танков и САУ, на изготовление которых и шел главным образом броневой лист, составило с июля 1941 г. по август 1945 г. 102,8 тыс. единиц 48 . Скорее всего, несоответствие между первичными данными о производстве броневой стали и производстве танков бросилось в глаза либо составителям справочника, либо кому-то из их предшественников, и данные о производстве броневой стали были скорректированы в сторону увеличения. В работе же П. А. Вознесенского данных о годовом или общем объеме производства танков или самолетов не приводилось. Кроме того, если бы он хотел исказить данные о производстве броневой стали в СССР, то в своей, во многом пропагандистской, книге скорее всего сделал бы это в сторону завышения, а не занижения. Если же принять производство броневой стали в 1940 г. в 75 тыс. т., то данные П. А. Вознесенского прекрасно согласуются с этим числом. Тогда в 1942 г. производство бронестали можно определить путем умножения уровня производства 1940 г. на 1,8, т.е. в 135 тыс. т. В этом случае производство за вторую половину 1941 г. и за весь 1943 г. должно в сумме составить 215 тыс. т. Поскольку во втором полугодии 1941 г. из-за остановки и эвакуации заводов производство броневой стали значительно сократилось, оно наверняка было меньше среднего полугодового про-  

Гриф секретности снят. И. Воениздат, 1993. С. 357, 359.  

А. Паперно - единственная журналистка последнего времени, писавшая специально о проблемах ленд-лиза. Во многом это объясняется трудоемкостью разработки самой темы, скудостью источников, а зачастую их прежней закрытостью в архивах, хотя формально гриф секретности с этой темы снят. Но в феномене ленд-лиза столько загадок и интересных поворотов, столько ждет нас еще открытий, что А. Паперно, конечно же, не последняя, кто об этом пишет.  

В 1990-е годы ряд документов советской эпохи, ранее находившихся под грифом «совершенно секретно», начали предавать огласке, однако, спохватившись, власти снова закрыли к ним доступ. Видимо, многие тайны СССР так и останутся недоступными.

Под грифом «совершенно секретно»

Гриф секретности накладывается по двум причинам. Первая и главная – большинство хранящихся в архивах документов является государственной тайной. Вторая причина связана с материалами, касающимися известных личностей прошлого, чьи наследники не хотят огласки подробностей их жизни.

В 1918 году произошло то, что сегодня не позволяет нам в полном объеме ознакомиться с документами советского прошлого. В тот год Ленин получил сообщение, в котором его информировали, как красноармейцы без разбора уничтожают рукописи и переписку известных писателей. Вождь немедленно позвонил публицисту Бонч-Бруевичу с просьбой написать брошюру под заглавием «Сохраняйте архивы». Брошюра, разошедшаяся тиражом в 50 тысяч экземпляров, принесла свои плоды.

Однако очень скоро советские чиновники поняли, что важно не только сохранять архивы, но и ограничивать к ним доступ рядовых граждан ввиду конфиденциальности информации, содержащейся в некоторых источниках.

В 1938 году управление всеми архивными делами перешло в ведение НКВД СССР, которое засекретило огромный массив информации, насчитывающий десятки тысяч дел. С 1946 года полномочия этого ведомства получило МВД СССР, а с 1995 года – ФСБ России. С 2016 года все архивы были переподчинены непосредственно президенту России.

Сталинские дела

Несмотря на то что многие документы сталинской эпохи давно рассекречены, некоторые их них до сих пор спрятаны подальше от любопытных взоров в Российском государственном архиве социально-политической истории. В частности, порядка 200 дел из фонда Сталина относятся к категории секретных. Немалый интерес для исследователей представляют дела Ежова и Берии, которые публиковались лишь частями, а полной информации по делам палачей, ставших врагами народа, до сих пор нет.

Сегодня много россиян запрашивают следственные дела незаконно репрессированных граждан, хранящихся в архивах ФСБ и в ГАРФе. Доступ к следственным делам репрессированных разрешен законодательством для родственников, а также для прочих заинтересованных лиц. Правда, последние могут получить искомые документы только по истечении 75-летнего срока со дня вынесения приговора. Зачастую посетители архивов получают неполноценные копии, в частности, с вымаранными фамилиями сотрудников НКВД.

Некоторые исследователи уверены, что дела НКВД в полном объеме не будут рассекречены никогда. В марте 2014 года межведомственная Комиссия по защите государственной тайны продлила срок секретности для документов ВЧК-КГБ за 1917-1991 годы на следующие 30 лет. Под действие этого решения попал и большой массив документов, касающихся Большого террора 1937-1938 годов, чрезвычайно востребованных историками и родственниками жертв репрессий.

Архивы ВОВ

Много тайн на сегодняшний день еще скрывает период Великой Отечественной войны. К примеру, до сих пор в открытом доступе нет сводного труда по операциям РККА в годы войны с приложением карт. С момента выхода в 1998 году в свет сборника архивных материалов «1941 год» новые подлинные документы публикуются очень дозировано. Более того, исследователи не имеют права даже ознакомиться с названиями дел в описях секретного хранения.

Историк Игорь Иевлев по этому поводу замечает: «Видимо, исследователи уже приблизились к барьеру, за которым, если его преодолеть, могут открыться совершенно неудобные и, наверное, даже стыдные и позорные страницы реальной истории страны».

Также современные историки не могут ознакомиться и с подлинными документами учета численности призванных и мобилизованных в военное время и по-прежнему вынуждены основываться на данных сохраненных книг призыва – второстепенном источнике. К сожалению, призывные карты новобранцев, учетные карточки военнообязанных запаса и рядового состава РККА почти все уничтожены.

Не так давно на форуме одного из сайтов, посвященных солдатам Великой Отечественной, один из читателей поделился интересной информацией. По его словам, в одной из бесед бывший работник военкомата поведал ему давнюю историю о поголовном уничтожении в 1953 году после смерти Сталина всех учетно-послужных и прочих первичных документов на рядовой состав с довоенных времен вплоть до окончания войны.

С чем же связано желание руководства СССР спрятать данные, касающиеся мобилизации накануне и во время ВОВ? Исследователи уверены: для того чтобы скрыть реальные потери СССР в первые месяцы войны.

Архивы КГБ

КГБ в СССР, как и ЦРУ в США, – разведывательная служба, которая за время своего существования провела огромное количество секретных операций по всему миру. Любой сотрудник госбезопасности подтвердит, что деловые бумаги КГБ редко рассекречиваются в первоначальном виде. Их предварительно «вычищают», убирая сведения, которые ведомство не желает обнародовать по тем или иным соображениям.

Практически все известные на сегодняшний день тайны советских спецслужб были опубликованы в Лондоне в 1996 году благодаря бывшему сотруднику архивного отдела Первого Главного управления КГБ СССР Василию Митрохину.Объем архива секретных материалов КГБ, которые Митрохин передал Великобритании, составлял 25 тысяч страниц.

В опубликованных материалах содержатся такие сведения, которые в обозримом будущем вряд ли могли быть опубликованы в России. В частности, на всеобщее обозрение было вынесено, как в период с 1959-го по 1972 годы КГБ собирал информацию об американских электростанциях, плотинах, нефтепроводах и прочих объектах инфраструктуры в рамках подготовки к операции, которая могла привести к нарушению электроснабжения всего Нью-Йорка.

Есть там информация, в подробностях описывающая планы КГБ тайного приобретения трех американских банков в Северной Калифорнии в рамках секретной операции, созданной с целью получения сведений о высокотехнологичных компаниях в регионе. Банки были выбраны не случайно, так как все они ранее предоставляли кредиты интересующим КГБ корпорациям. Подставным лицом, на чье имя покупались банки, должен был выступить сингапурский бизнесмен, однако американским спецслужбам удалось раскусить планы КГБ.

Даже этих двух фактов вполне достаточно, чтобы понять, почему КГБ бережно охраняет свои секреты.

Совершенно лично

Для широкой публики закрыты также многие личные фонды, относящиеся к жизни известных персон. Немало того, чего не следует знать, сокрыто в личном архиве Сталина. Но, по крайней мере, известны названия этих материалов. Здесь есть, в частности, исходящие шифротелеграммы Сталина за период 1930-х годов, переписка генсека с Наркоматом обороны СССР и Министерством Вооруженных сил СССР за 1920–1950-е годы, письма граждан и иностранцев, адресованных Сталину, документы о поездке Молотова в Лондон и Вашингтон в 1942 году.

Кроме этого, мы вероятно никогда не узнаем подробности личной жизни Марины Влади и Владимира Высоцкого. Нам не откроет государственные тайны бывший советский премьер Николай Рыжков, и не поведает о своих сокровенных мыслях Александр Солженицын. Личные архивы публичных лиц чаще всего закрывают от открытого доступа их наследники.

Например, личный фонд Александра Солженицына, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства, находится в закрытом доступе, потому что наследник – жена писателя Наталья Дмитриевна - сама решает, предавать документы огласке или нет. Свое решение она мотивировала тем, что нередко в документах встречаются стихи Солженицына, которые не особенно хороши, а ей бы не хотелось, чтобы об этом знали другие.

Сложности рассекречивания

В 1991 году был образован архив президента Российской Федерации, который объединил в себе документы из бывшего архива президента СССР Михаила Горбачева, а позднее и первого президента России Бориса Ельцина. За первые 10 лет существования фонда многие материалы были рассекречены, однако в начале 2000-х этот процесс приостановили, а документы, которые уже успели предать огласке, снова засекретили.

Руководитель Росархива Андрей Артизов в одном из своих интервью отметил: «Мы рассекречиваем документы в соответствии с нашими национальными интересами. Есть план рассекречивания. Чтобы принять решение о рассекречивании, нужны три-четыре эксперта со знанием иностранных языков, исторического контекста, законодательства о государственной тайне».

Чего же боятся руководители страны, рассекречивая документы, многие из которых уже перешагнули полувековой рубеж? Исследователи называют целый ряд причин: В их числе, к примеру, очень непростой вопрос сотрудничества СССР с фашистской Германией накануне Великой Отечественной войны, отраженный в многочисленных документах.

Среди других причин называются: реальный масштаб репрессий сталинской власти против своего народа; дестабилизация мировой обстановки со стороны СССР; факты, разрушающие миф об экономической помощи СССР другим государствам; растранжиривание государственных средств на подкуп правительств стран третьего мира с целью получения поддержки в ООН.

По сути, все запретные материалы могут быть сведены в две основные категории: документы, которые выставляют советский режим в крайне негативном свете, и документы, которые каким-либо образом касаются предков современных политиков, о чем хотелось бы умолчать. Это вполне объяснимо, так как и то, и другое может серьезно пошатнуть репутацию современной России – правопреемницы СССР – в глазах всего мира.