Интересные исторические факты про русскую баню. Известные люди о русской бане

Во время банных процедур в одной из саун принято неспешно разговаривать (в какой именно – читайте другие наши публикации). Одной из тем для беседы может послужить несколько любопытных фактов о сауне.

1. Что такое париться влазнем. Большинству известно, что на Руси парились «по-черному», «по-белому», но тот факт, что существовал такой способ как «влезнем», знают не многие. Как это делалось что это означает? Дело в том, что русских домах печи были внушительных размеров. После приготовления пищи после того как печь немного остыла, из неё выгребали всю золу, внутренность выстилали сухой соломой или травой и лезли внутрь, париться – «влезнем». На горячие стены плескали воду и получали пар.

К такому необычному способу прибегали те наши предки, кто жил в засушливых степных или просто лишенных леса районах, где полноценную баню было построить проблематично.

2. В японскую сауну принято приходить чистым. Японская сауна, называемая фуро, представляет собой большую емкость с горячей водой, порядка 400 градусов Цельсия, и вода в ней может не меняться несколько дней, а вот посетители меняются. Поэтому, чтобы не загрязнять собою воду, нужно приходить изначально чистым и эту процедуру использовать для разогрева. При этом само помещение сауны в японских домах оформляется точно так, как сауна. Можно представить изумление иностранных гостей, что принимать ванну после кого-то, это в порядке вещей.

3. В Мексике, у мексиканских индейцев баня паровая, и называется она «темаскаль». Процесс парения в ней – очень приятная процедура. Происходит на специальной циновке, которая расстилается на полу. Купальщик ложиться на неё, а парит его, по специальному обычаю мексиканских индейцев, лицо противоположного пола.

4. В древней Греции вместо наших дубовых или берёзовых веников использовались веники из лавровых листьев. А знаменитой своей клятвой Гиппократ был сторонник чистоты и пара. Он открыл, что при высоких температурах и влажности, из организма вместе с потом выводиться шлаки и токсины. Современные учены подтвердили его выводы.

5. В Римских термах расход на одного римлянина был не меньше, чем на современного человека. Хотя воду в древние времена в таких количествах было достать гораздо сложнее, чем в современности. Для этой цели служили гигантские многокилометровые виадуки.

6. В некоторых европейских странах (Германии и Австрии) посещение общественных саун разрешено как для мужчин и для женщин. То есть быть обнаженными в одной сауне с как с незнакомцами, так и коллегами, например, по работе – обычное дело.

7. Баня из опилок Снова вернёмся в Японию о опишем разновидность сухой бани – «баня из опилок». Готовиться она следующим образом – в опилки, оставшиеся после распилки кедрового дерева, добавляются различные травы и сборы, перемешиваются, и разогреваются до 60 градусов. Далее в них закапывается человек так, что на поверхности остается лишь голова. Разогретые опилки, как и песок, отлично впитывают пот и другие кожные выделения. А человек, проходящий эту процедуру, поучает еще и чудесный сеанс ароматерапии.

8. Сауна в мешке

А теперь вернемся снова к нашим предкам. На Руси тоже была разновидность сухой бани – баня в мешке. И делалась она следующим образом. Брали мешок, набивали цветочным сеном или березовыми листьями, нагревали, а далее в мешок лез человек.

9. Песочная баня Ну и последняя в нашем списке – сауна в песке, которая делается следующим образом. Находиться место с чистым, прогретым песком, в который закапывается человек так, чтобы снаружи была одна голова. Разогретый на солнце песок разогревает тело, как в парилке, и прекрасно впитывает пот и другие выделения кожи. Дополнить эту процедуру лучше всего последующим купанием в море. Эту процедуру используют и в наше время против множества болезней.

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

***

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским ».

«Несомненно, что Ибн-Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу ».

***

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

«Портки последние продай, но после бани выпей ».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас ».

***

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».

***

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

***

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами ».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел... любил жарко париться ».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер... ».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ ». «Москва без бань — не Москва ».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби ».

***

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский ».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения ».

***

Оперный певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938):

«Любил я с отцом ходить в баню... Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала ».

«Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя... Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах... О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь? »

***

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) , который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях », где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней ».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага... »

***

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня ».

***

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда... у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля ».

***

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю... »

***

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души ».

***

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге «Путешествие по России », говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом ».

***

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом ».

***

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие ».

Казалось бы, баня – что может быть обыденнее? Испокон веков жители нашей страны регулярно посещают это место: парятся, моются, общаются с друзьями. Но далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь баня – это не только отдельное строение для водных процедур, здесь в старину проводили магические ритуалы, совершали жертвоприношения духам, даже казнили людей. Рождение человека, вступление в брак и похоронные ритуалы – все это напрямую связано с баней.

Языческое святилище

Для язычников любое место, в котором сходятся все четыре природные стихии – огонь, вода, земля и воздух – является особенным. Издревле на Руси бани исполняли роль семейных святилищ, их почитали как место, где мир живых (явь) встречается с миром мертвых (навь). Считалось, что здесь обитают духи покойных предков.

Далеко не случайно сказочная Баба Яга должна добра молодца сначала выпарить в бане, а уж потом расспрашивать. Ведь именно через ритуальное омовение совершается переход человека из яви в навь.

Исследователь старинных традиций Андрей Дачник в своей книге «Баня. Очерки этнографии и медицины», которая была издана в 2015 году в Санкт-Петербурге, написал о том, что после принятия христианства на Руси в домах людей прочно обосновались иконы, а роль средоточия языческих сил стала играть именно баня. Постепенно люди начали воспринимать это отдельно стоящее здание, как место обитания чертей и совершения колдовских ритуалов.

Поэтому с баней связано много обрядовых запретов, среди них:

Нельзя мыться одному, кто так делает – тот колдун или ведьма.
Перед входом в баню нужно перекреститься, в самой бане креститься нельзя.
В баню иконы не вносят.
Нельзя мыться в бане во время православных праздников, это лучше сделать накануне.
Банную утварь (тазики, ковши, кочерги и т.п.) никогда не приносят в избу.
Запрещено строить дом на месте бани.
Нельзя мыться в банях по ночам.

Даже выражение «Пошел в баню!» означает предложение человеку очистить свои помыслы от всякой скверны, что и делается в языческом святилище.
Согласно поверьям древних славян, в бане можно было обрести магические способности, если пойти туда в полночь и громко отречься от Бога, сняв с себя православный крест.

Кто такой банник?

Язычники всегда одухотворяли не только свои дома, но и другие строения. Если в доме жил домовой, в овине – овинник, то в бане – банник. Иногда его еще называли «дедушка», что связано с почитанием культа предков. Так что банник мог быть и духом места, и кем-то из уважаемых пращуров конкретной семьи.

Поскольку физическое и духовное очищение в народном сознании неразрывны, в банях проводились ритуалы, направленные на освобождение людей от различного негатива, проблем, долгов, порчи и сглаза. Перед началом колдовства знахарь или ведьма обязательно просили помочь духа этого места.

Иногда баню топили, но никто в ней не мылся. Так делали во время языческих праздников, чтобы угодить баннику. Для него специально оставляли воду в шайке и веник.

Как правило, русские крестьяне побаивались духов, обитающих в бане. Ведь обиженный неуважением банник мог и убить человека, согласно поверьям. А некая баба-обдериха, вообще, была способна ободрать с живого человека всю кожу, если тот оставался в бане один и засыпал. Так люди объясняли многочисленные несчастные случаи, происходившие в этом месте.

Отравления угарным газом

Сейчас в России бани топят по-белому. В XVII – XVIII веках эти помещения в массовом порядке стали оборудовать специальными трубами, через которые выходит дым. А более тысячи лет до этого бани топили по-черному. Дым просто валил из всех щелей этих бревенчатых строений с каменными очагами, а стены и потолок были сильно закопчены.

Согласно нормам безопасности, такую баню необходимо часто проветривать, открывая дверь. Но многие люди слишком дорожили теплом, пренебрегали правилами. В результате, в банях образовывалась атмосфера с низким содержанием кислорода, а угарный газ в сочетании с высокой температурой и влажностью мог запросто привести к летальному исходу. В группе риска находились люди с заболеваниями легких и сердечнососудистой системы.

Характерный признак отравления угарным газом – румяная, порозовевшая кожа. Крестьяне считали, что это сердитый банник запарил несчастных до смерти. Если учесть, что в современных финских саунах ежегодно умирают около 50-60 человек, то можно предположить, как много несчастных случаев происходило на Руси.

Иногда сочетание угарного газа и теплового шока не приводило к летальному исходу, а вызывало у людей галлюцинации. Тогда они и видели в банях чертей, волосатых баб-обдерих, всякую другую нечисть. Порой в печах-каменках намеренно сжигали галлюциногенные травы (например, белену), чтобы войти в измененное состояние сознания. Этим приемом пользовались знахари.

Рождение ребенка

Русские крестьянки традиционно рожали в бане, ведь именно это место было вратами из нави в явь. Новорожденного и его мать необходимо было очистить от влияния потусторонних сил, и занималась этим бабка-повитуха, заговаривавшая воду.

После рождения ребенка и чтения над ним особых молитв, малыша относили в дом, а его мать должна была пожить в бане еще какое-то время: от трех дней до недели. Этим она отдавала должное духам предков. Люди верили, что они хорошо относятся к процессу родов, радуются этому событию.

Целью обрядов, проводившихся над женщиной в бане, было появление на свет здорового малыша, который бы рос крепким и спокойным.
А если новорожденный умирал, что случалось довольно часто, или у него обнаруживались увечья, дефекты в развитии, то все эти несчастья объяснялись действиями рассерженного банника. Люди говорили, что роженица или бабка-повитуха чем-то прогневили нечистую силу или не были внимательны к ребенку, вот банник их и наказал.

Иногда крестьянки сами могли задушить нежеланного ребенка, свалив все на чертей. В бане некоторые женщины избавлялись от беременности, искусственно вызывая преждевременные роды.

Казни и убийства

Как известно из «Повести временных лет», памятника древнерусской письменности начала XII века, легендарная княгиня Ольга (около 920-969 гг.) поочередно казнила две группы послов. Они были представителями племени древлян, прибывшими сватать ее за своего правителя, которого звали Мал. Было это уже после гибели ее супруга – князя Игоря Рюриковича.

Первое посольство древлян было похоронено заживо, а второе – сожжено в бане. Традиция использовать это строение для казни неугодных существовала на Руси издревле. Данное место было очень удобным для убийства: достаточно лишь натопить печь пожарче, а снаружи дверь припереть чем-нибудь тяжелым. Утром там будут трупы, которые даже не надо обмывать.

Даже в XVIII веке историки зафиксировали случаи казни людей в банях. Подобными действиями «прославился» первый иркутский губернатор Карл Львович фон Фрауендорф (около 1710-1767 гг.). Этот царский чиновник, как написал о нем военный инженер и этнограф Иван Григорьевич Андреев, в 1762 году «… многие жестокости причиня разным честным людям и запытав одного солдата в присутствии своем в жарко натопленной бане».

Поскольку люди не только появлялись на свет и готовились к свадьбе в банях, но и уходили в мир иной через это мистическое помещение, оно прочно ассоциировалось у русских со смертью. Иногда старого или больного человека парили в бане и оставляли там умирать, предварительно разобрав часть крыши, чтобы душе было легче отправиться на небеса. Случалось, что после убийства покойного хоронили тут же, ведь зимой другая земля была промерзлой, и выкопать в ней могилу очень трудно.

Жертвоприношения

Перед строительством новой бани нужно было принести ритуальную жертву духам. Как правило, с этой целью убивали черную курицу или петуха, которого зарывали в землю под порогом будущего помещения.

Иногда в качестве жертвы выступала другая живность: ворона, кошка, небольшая собака. Бывало, что их живьем закапывали, чтобы получить большую поддержку со стороны духов, которые должны помогать строителям и одобрить возведение бани в потустороннем мире.

Правда, некоторые язычники на этом не останавливались. Порой при раскопках на месте старых, развалившихся бань находятся человеческие кости. Это могли быть как похороненные здесь родственники, так и случайные гости, которых по обычаю полагалось напоить, накормить, в бане выпарить. Убийство таких посторонних людей в банях тоже исполняло роль жертвоприношения духам.
В полицейских отчетах XIX века сохранились многочисленные жалобы людей, которым удалось спастись от таких язычников, пытавшихся уморить их в бане.

Современные джакузи и SPA салоны, к сожалению, вытесняют традиционные русские бани с полок истории. Но тем интереснее узнать интересные и необычные факты о бане из разных эпох и мест земного шарика. Вашему вниманию представляю калейдоскоп необычных сюжетов из истории разных бань. Бани привлекали к себе внимание не только возможностью расслабиться, но рассказать что то очень интересное в кругу друзей, поведать, то, чего многие не знают. Это возводит баню не только в ранг оздоровительных процедур, но и в место увлекательных рассказов и познания таинственных фактов.

Сандуновские бани (Сандуны) знаковое место. Оно популярно не только самой процедурой мытья, но и как заведение в залах которого любил петь знаменитый певец Шаляпин. Он ходил баню в санитарный день — нерабочий для простых граждан. Он в такой необычный способ старался избежать встреч со своими поклонниками. Но, не смотря на это, его голосистое пение собирало на этаже весь персонал бань в Сандунах.

2 февраля 2014 года состоится необычный Европейский Банный Марафон в Эстонии, который обязывает участников посетить максимальное количество бань города Отепяэ за самое короткое время. Время нахождения в бане — не меньше 3 минут. Окунание в проруби, как в биатлоне меткое попадание, добавляет бонус в виде сокращении зачетного времени. Участвуют команды — добровольцы. Они перемещаясь по городу между банями должны сделать отметки в максимальном числе банных заведений. Участие — бесплатное!

Необычные факты о бане — историческое наследие

Императрица Екатерина II стала героиней интересного исторического факта: она была увлечена талантом одной из воспитанниц театрального училища Елизаветы Урановой. Она патронировала эту артистку. Во время ее бракосочетания с придворным актером Силой Николаевичем Сандуновым она пожалована шкатулку с драгоценностями в честь этого события. На деньги, вырученные от продажи императрициных бриллиантов, предприниматель Сандунов и построил знаменитые каменные бани на участок земли на берегу речки Неглинная. Эти бани и сегодня — воплощение роскоши и красоты.

Не секрет, что в банях больше шансов достичь успеха в различного рода переговорах и соглашениях. Такие факты интересны тем, что имеют медицинское обоснование. Алкоголь здесь не причем. Воздействие высокой температуры и пара на тело приводит к временному торможению психических процессов. Человек расслабляется и погружается в особое необычное созерцательное состояние, при котором он склонен соглашаться со всем.

В Тбилиси в квартале Абанотубани (Банный квартал) в банях «Чрели абано» (серные бани) купался Александр Сергеевич Пушкин, направлявшийся в Арзрум (по Пушкину) в 1829 году.

Японские бани — необычные не только расположением и происхождением. Они в некоторых своих проявлениях даже не напоминают русские бани. Жители Японии парятся (не моются) в деревянном ящике (офуро). Многие некорректно называют этим словом бочки из кедра. Но эти простые ящики наполнены нагретыми до 50–70°С кедровыми и липовыми опилками. Именно горячие опилки и создают оздоровительный эффект, а не вода бочки, как ошибочно некоторые думают.

Интересные исторические факты , донесли до нас древнеримские рукописи о термах — прародителях бани. Существовали в Риме термы-бани, которые могли одновременно принять до 2500 человек. Такая терма представляла собой целый город. Этот комплекс сооружений занимал площадь до 10-12 гектаров. В знаменитых в древности термах императора Каракаллы есть целая галерея помещений для бани: два вестибюля, два гимнастических зала, один зал для потения, который назывался тепидариумом, бассейн с холодной водой, семь парилок сухого жара, три бассейна с горячей водой, два спортивных зала, две площадки для игры в мяч, библиотека, буфет и стадион.

Традиционная турецкая баня хаммам — одна из самых сложных в строительстве бань. Она строится по «принципу ладони», согласно которому пальцы – это отдельные купальни разной температуры. Ладонь ассоциируется с большим залом многоугольной или круглой формы с широким каменным лежаком для массажа. Массажная скамья устанавливается по центру комнаты в традиционной турецкой парной. Хаммам — не просто температурный режим, но и знаменитые банщики, которые делают тонизирующий, расслабляющий, оздоровительный и омолаживающий.

Куда катится этот мир?! Вот выдержки из требований 2010 года действующих правил Роспотребнадзора к современным баням:

«…относительная влажность воздуха в парильных должна составлять 85%, в помещениях купально-плавательных бассейнов, мыльных, а также душевых ванных кабинах – 75%, в залах ванн бассейна – 67%. Во всех помещениях должна поддерживаться постоянная температура, которую следует контролировать обслуживающему персоналу; в каждом помещении должен висеть настенный термометр. В вестибюлях бань температура воздуха не должна превышать 18°С, в раздевальных – 25°С, в парильных – 40°С, в саунах температура воздуха в парильной сухого жара должна достигать 80−90°С, в душевой – 24−25°С…»

Те, кто ходит в баню, понимает, что такие ограничения превратят бани в публичные мойки. Вот такие печальные, но необычные факты о бане