Свидетельство о регистрации земельного участка. Как правильно оформить документы на землю. Выписку из егрн можно получить, следуя алгоритму

Если у человека в собственности есть любая недвижимость, то права на нее должны быть зарегистрированы официально. Требуется это для государственного учета материальных ценностей граждан. Все сведения о наличии у гражданина земельного надела хранятся в едином государственном Реестре. А документом, который подтверждает данный факт, становится .

В этой статье

Предназначение свидетельства

Наличие на земельный участок является подтверждением того, что у конкретного человека зарегистрированы права на данную недвижимость. То есть лицо, имеющее данный документ на свое имя, может распоряжаться имуществом по собственному усмотрению. Это означает, что его можно продавать, сдавать внаем, оформлять дарственную, завещать, возводить на территории постройки, делить и прочее.

Свидетельство о имеет отношение к документации, удостоверяющей право. Помимо этого, существуют и правоустанавливающие документы, которые свидетельствуют о возникновении такого права. То есть при совершении любых сделок предъявлять необходимо будет оба документа, в противном случае они просто не состоятся или будут признаны недействительными.

Свидетельство, наряду с правоустанавливающим документом, будет требоваться для осуществления таких действий:

  • приватизации участка;
  • совершения сделок купли-продажи надела;
  • подтверждения факта заключения таких сделок, как дарение, мена, наследование.

С самого начала регистрации прав в Росреестре данный документ был представлен в бумажном варианте. Данный бланк имел вид розового удостоверения с водяными знаками, гербом и другими отличительными особенностями. Начиная же с 2015 года произошли видоизменения, и стали выпускать удостоверения нового образца, выглядящего как обычный лист формата А4. С новыми правилами сократился период его действия: теперь выдаваемое удостоверение действительно всего один месяц.

Сокращение срока действия данной бумаги связано с тем, что при необходимость следует обращаться в подразделение Росреестра и получать новый документ, который будет содержать актуальную информацию на конкретный момент времени. В противном же случае данные могут просто устареть.

Все действия с государственной регистрацией прав регламентированы действующим законодательством (122-ФЗ). В Земельном кодексе содержатся все права граждан на наделы (глава 3 и 4). А в Гражданском кодексе можно найти определения, когда будут иметься основания для возникновения таких прав.

Получение свидетельства

Прежде чем оформить в индивидуальную собственность земельный участок, потребуется собрать определенный перечень необходимых бумаг. С ними же потом направляются в регистрационную палату. В список документов должны входить:

Регистрация проводится в местных органах исполнительной власти. Предоставленные документы проходят процедуру проверки и оценки их подлинности и достоверности специалистами отделения. Если будут обнаружены любые неточности, ошибки или выявлена подделка документов, то заявитель получит отказ в праве зарегистрировать землю на себя. Если же проблем не обнаружено, тогда готовое свидетельство выдается через десять календарных дней.

Чтобы получить требуемую бумагу, можно направиться непосредственно в подразделение Росреестра с собранными документами. А также можно воспользоваться услугами многофункциональных центров, которые выступают в качестве посредников при осуществлении подобных сделок. Стоит понимать, что, оформляя бумаги через МФЦ, времени вы затратите несколько больше, поскольку вся корреспонденция будет пересылаться по месту непосредственного назначения.

Что содержит в себе документ

По внешнему виду документ уже не имеет таких отличительных особенностей, которые были ранее, начиная с 1992 года. Теперь это лист обычной бумаги. Некоторые граждане с опаской относятся к таким новшествам, поскольку утрачиваются гарантии подлинности документа. Но государство, в целях обезопасить граждан, выдает такие удостоверения на ограниченный срок, который и указывается на самой бумаге. Делается это с целью предоставления достоверных данных в любой промежуток времени, поскольку в Реестр могут вноситься коррективы.

В свидетельстве имеются следующие сведения:

  • когда было выдано;
  • на основании чего образовались ;
  • дата получения документа;
  • информация о субъекте собственности с указанием его личных данных;
  • тип владения земельным наделом;
  • номер кадастрового учета;
  • с какой целью используется земля и какой вид деятельности на ней разрешен;
  • категория участка с указанием, для чего она предназначена (пример тому - земля сельскохозяйственного назначения);
  • при наличии обременений или ограничений указываются и они;
  • сведения о регистрирующей стороне и печать инстанции.

Когда документ заменятся новым, то на нем будет проставлена пометка о том, что он является повторным.

При наличии свидетельства с собственностью можно совершать различные имущественные сделки, проводя при этом государственную регистрацию. Лишь официально оформленный документ сможет служить доказательством прав конкретного лица на владение территорией.

Восстановление свидетельства

Могут возникнуть различные ситуации, когда человеку потребуется восстановить свое удостоверение прав собственности. Это может быть не только при окончании срока его действия, а также и при утере. Иногда в данных могут быть допущены ошибки, в таком случае документ также будет подлежать замене новым.

В некоторых ситуациях может быть выдан новый документ, когда произвести нужно межевание участка. Все сведения в обязательном порядке будут занесены в ЕГРН. После этого документация переоформляется, и собственник получает новое удостоверение.

Можно получить дубликат свидетельства, которое было выдано после 1998 года, для этого потребуется обратиться в регистрационную палату. Человек, которому требуется получение повторного свидетельства, составляет соответствующее заявление, оплачивает государственную пошлину и представляет личный паспорт сотруднику инстанции вместе с заявлением. Сотрудник службы, найдя в архиве информацию, сможет повторно выдать заявителю копию свидетельства.

При совершении любых сделок с недвижимостью требуется получать новую выписку из ЕГРН. Именно в ней будут содержаться точные данные о действующем положении вещей относительно имущества. Если при покупке участка продавец не представляет обновленный документ, то следует задуматься о необходимости заключения сделки с ним.

— это основной документ, подтверждающий право лица на определенный ее участок. Именно с момента получения такого документа можно считать завершенными сделки, направленные с одной стороны на отчуждение, а с другой — на приобретение земли.

Когда необходимо получение свидетельства о праве собственности на землю?

Свидетельство о праве собственности на землю должно быть у каждого собственника участка. Без его наличия вы не сможете осуществить никакие сделки с этим земельным участком, да и сам процесс доказывания принадлежности земли также будет непрост.

Таким образом, получение свидетельства о праве собственности необходимо всегда, когда у лица возникает такое право на земельный участок, вне зависимости от того, каким образом это право возникло. Так, например, оформление свидетельства может потребоваться при совершении сделок купли-продажи, дарения, обмена, при наследовании земли и т. п.

Где оформляется такое свидетельство ?

На сегодняшний день регистрация прав на недвижимое имущество, в т. ч. и земельные участки, квартиры, жилые дома и т. д., осуществляется Управлением федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии. Для получения свидетельства о праве собственности на землю , необходимо собрать предусмотренный для регистрации пакет документов и подать его в территориальное отделение Росреестра.

Однако это не единственный вариант, так как подать необходимые бумаги на регистрацию права собственности можно и через многофункциональный центр. Такой порядок подачи документов можно даже назвать более предпочтительным, так как он позволяет избежать как минимум длительного стояния в очередях.

Документы для оформления свидетельства

Для того чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо собрать и представить в Росреестр следующие документы:

  1. Паспорт гражданина РФ либо иной документ, заменяющий его (второе больше актуально для иностранцев).
  2. Бумаги, подтверждающие наличие у вас права на конкретный земельный участок. К таковым относятся различного рода договоры (купли-продажи, дарения, мены), свидетельства о праве на наследство и т. д.
  3. Выписку из кадастрового паспорта земельного участка и копию кадастрового плана.
  4. Документ, призванный подтвердить уплату госпошлины за оказание вам услуги по регистрации. В 2015 г. размер пошлины за регистрацию сделок с недвижимостью, в т. ч. и с земельными участками, согласно п. 22 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, составляет: для физ. лиц — 2 тысячи рублей, для юридических — 22 тысячи рублей.
  5. Личное заявление о совершении регистрационных действий (образец его написания вам будет предложен в Росреестре).

Сроки выдачи свидетельства о праве собственности на землю

Согласно действующему законодательству, срок регистрационных действий при переходе/возникновении/прекращении права на недвижимое имущество (в т. ч. и на земельный участок) равен 10 дням с момента подачи пакета документов. При этом исчисление срока начинается со дня, следующего за днем подачи.

В течение данного срока свидетельство о праве собственности на землю гражданину должно быть выдано. Факт получения свидетельствует о том, что с этого момента лицо приобретает полный объем правомочий собственника в отношении принадлежащего имущества, в том числе право за защиту, отчуждение, пользование и др.

Какие данные отражаются в свидетельстве ?

Помимо данных о владельце участка в документе, в частности, указываются такие данные, как:

  • целевое назначение участка или вид разрешенной деятельности на нем;
  • вид права на земельный надел;
  • категория земель.

Т. е. высока вероятность того, что землевладелец в результате оформления свидетельства может обнаружить некоторые препятствия в использовании участка (распоряжении таковым) по собственному усмотрению, обусловленные определенными видами права, категорией земли с назначением дозволенной деятельности и т. п.

Регистрация любого объекта недвижимого имущества – это официальная постановка участка или постройки на учет. На завершающей стадии граждане получали специальный документ – свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Бумага имеет огромное значение и зачастую выступает основным документом при совершении юридически значимых сделок в отношении этого имущества.

Сегодня мы поговорим о таком документе, о том, как его получить и какие права он закрепляет за конкретным лицом. Кроме того, несколько слов скажем о нововведения в действующем законодательстве и сегодняшнем статусе такой бумаги.

Прежде всего, следует отметить, что речь идет о правоустанавливающем документе, где четко прописан статус владельца конкретного надела. Именно в свидетельстве прописывается информация о том, кто является собственником имущества и какие права гражданин имеет в отношении такого участка.

Основанием для выдачи документа могут стать самые различные бумаги, также имеющие определенный юридический статус. Речь идет о документации, подтверждающей проведение правовой сделки, о договоре приватизации или о результате выкупа надела. Регулированием данного вопроса занимается ФЗ № 122 от 21.07.1997 года.

Именно закон о госкадастре недвижимости регламентирует все важные моменты, позволяющие установить право собственности на имущество для конкретного гражданина и выдать ему подтверждающий документ.

Зачем нужен документ?

Правильно оформленное свидетельство может потребоваться в самых различных ситуациях, однако основная роль его сводится к подтверждению права собственности гражданина на определенный земельный участок. Чаще всего свидетельство применяется при оформлении различных сделок имущественного характера, а также при составлении завещательных актов и вступлении наследников в право владения по закону.

Если земельный надел будет использован как залоговое имущество, то без такой бумаги точно не обойтись. Свидетельство станет для банковского заведения гарантией того, что имущество действительно есть и находится в полном владении заемщика.

Для оформления документа используется унифицированный бланк, в который включен стандартный набор данных. В число таких сведений входят:

  • сведения о правообладателе земли;
  • информация о наделе;
  • основания для возникновения права собственности на участок;
  • данные о ведомстве, совершившем регистрацию.

Непосредственно бланк утвержден специальным локальным актом местного муниципалитета. Внешне форма может различаться по цвету и другим моментам, однако содержание и порядок оформления для каждого случая, области и края является стандартным.

Важно отметить, что защитные знаки на бланке не являются обязательным и непременным требованием, поскольку на правоспособность бумаги не влияют. В верхней части формы прописывается административный округ, где располагается земельный надел, и вносятся все остальные данные.

Важным моментом является дата утверждения акта, которая мелким шрифтом прописывается внизу. Начиная с января 2015 года, форма документа была изменена, и сегодня используется уже этот вариант.

Порядок получения правоустанавливающего документа

Проведение любой правовой сделки, в результате которой происходит отчуждение имущества, предполагает обращение в определенное ведомство и получение специального документа. В частности, речь может идти о таких процедурах, как получение наследства, продажа, мена или дарение, решение судебной инстанции. При наличии документа, устанавливающего право собственности гражданина на имущество, можно приступать к регистрации сделки в Росреестре.

Чтобы получить свидетельство, от гражданина потребуется обратиться в Росреестр, МФЦ или к сторонним фирмам, осуществляющим оказание подобных услуг, и передать необходимые документы для подготовки стандартного обращения. На следующем этапе потребуется составить заявление стандартного образца, оплатить госпошлину и подать документ с приложениями в одном из указанных учреждений. Сотрудник должен выдать специальную расписку, подтверждающую, что документы приняты и находятся на проверке.

По срокам регистрация может занять не меньше месяца или 21 рабочий день. По завершении обязательной проверки заявитель получает уведомление о том, что можно получить готовое свидетельство.

В итоге гражданину остается только посетить заведение и забрать готовый документ. В целом, мероприятие можно отнести к разряду понятных и не очень сложных, поскольку для этого потребуется минимум документации и два визита в уполномоченный орган.

Заключение

В завершение стоит отметить, что процедура оформления свидетельства достаточно проста и стандартна. Сегодня такой документ действует наряду с выпиской из ЕГРП, где прописываются все обязательные данные о владельце и о самом наделе. Людям, оформившим свидетельство, нет необходимости менять его на выписку, поскольку они имеют одинаковый правовой статус, однако лица, только что подавшие обращение, будут получать уже выписку, а не свидетельство.

Сегодня мы узнаем, как можно получить свидетельство о праве собственности на землю. Довольно важный момент, который интересует граждан все больше и больше. Особенно тех, кто планирует отстроить собственный дом. Им просто необходимо получить данный документ. Иначе в процессе строительства и проживания начнут появляться огромные проблемы. Но особенностей у данного дела полно. О них предстоит узнать далее. Как можно закрепить за собой право собственности на землю? Закон указывает на то, что не во всех случаях у вас будет такая возможность. Но почему? Какие условия должны соблюдаться?

Когда есть право

Не все граждане способны овладеть земельным участком. В России действуют некоторые ограничения на этот счет. Какие именно? Стоит сразу отметить - они не слишком распространены. Поэтому зачастую население просто начинает готовиться к процессу посредством сбора соответствующих документов. А если выясняется невозможность получения земли в собственность, процесс приостанавливается.

Понять ограничения и запомнить их не очень трудно. Свидетельство о праве собственности на землю можно получить тогда, когда за вами закреплено право пожизненного наследования. Иными словами, если вы принимаете наследство, но никаких документов на недвижимость и землю не имеется.

Также имеет место право бессрочного пользования. В подобной ситуации население тоже способно осуществить поставленную задачу. Договор аренды тоже позволяет заняться оформлением. Но он должен быть заключен с администрацией района или города.

Наследство

Право собственности на земельный участок возможно оформить посредством нотариуса. Обычно такая возможность имеет место при вступлении в наследство. Причем до того, как истекли 6 месяцев после кончины наследодателя.

Чтобы получить землю, вы должны явиться к нотариусу с паспортом (иногда еще документами, подтверждающими родство) и написать заявление-согласие на принятие имущества. Далее от вас потребуется определенный перечень документов (о них немного позже), который необходимо предъявить. В обмен на них вы получите специальную выписку-свидетельство на участок. На ней будет нотариальное заверение. Данный документ дает возможность получить свидетельство о праве собственности на землю.

Придется пройти регистрацию. Для этого обратитесь в МФЦ или в Росреестр. Разумеется, с определенным пакетом документов. О них, как уже было сказано, чуть позже. После прохождения регистрации вам дадут свидетельство о собственности на участок. Основная проблема здесь - это сбор всех документов. И не более того.

От муниципалитета

Признание права собственности на земельный участок возможно и без наследства. В таком случае придется действовать несколько иначе. И общаться вам необходимо уже не с нотариусом, а с муниципалитетом. Причем если вы оформляете землю при бессрочном пользовании или по договору аренды, дополнительно на ваши плечи лягут некоторые манипуляции. Их вы проводите полностью за свой счет.

Первым делом необходимо получить геодезический план земли. Без него обращаться в муниципалитет бесполезно. Для выдачи оного существуют специальные центры. Они составляют соответствующие планы и выдают их. Приблизительная стоимость услуги - порядка 1 000 рублей.

Далее закажите генеральный план земли в БТИ. Право собственности на земельный участок можно зарегистрировать только после проведения межевания оного. В конце данной процедуры вам будет выдан кадастровый паспорт. С его помощью обратитесь в Росреестр и поставьте участок на учет, а затем зарегистрируйте за собой законные права.

Не бесплатно

Огромную роль играет так называемая цена земли. А точнее, то, во сколько в среднем обойдется оформление оной в собственность. Непосредственная стоимость участка роли здесь не играет.

Дело все в том, что вы обязаны и при получении наследства, и при владении бессрочными правами/наличии договора аренды с администрацией города уплатить так называемую государственную пошлину. Без нее нельзя получить свидетельство о праве собственности на землю.

При получении участка от наследодателя пошлина составит 1 000 рублей. В противном случае заплатить придется 2 000. Все чеки и платежные документы обязательно сохраните и снимите с них копии. Они пригодятся в обязательном порядке. Отсутствие оплаты пошлины является веским основанием для отказа в запросе.

Сроки

Некоторым интересно, как долго происходит осуществление поставленной перед нами сегодня задачи. Если не учитывать непосредственный сбор документов. В принципе, право собственности на земельный участок обычно отнимает около 7-10 дней. Но на практике обычно приходится ждать 2 недели.

Как видите, не слишком долго. Хотя многое зависит от загруженности регистрационной палаты и реестра. Иногда вы можете услышать, что ждать ответа придется до месяца. Но такое происходит крайне редко. Если же учитывать непосредственный сбор всех документов, то приблизительно через 2-2,5 месяца у вас на руках будет свидетельство о праве собственности на землю.

Не вся земля

Обратить внимание вы должны на то, что не все участки могут быть приватизированы. Ограничения действуют на практике не так часто, но имеют место. Даже если вы все документы принесете, невозможно будет осуществить задумку.

Если участок находится в ведении служб безопасности страны, в приватизации будет отказано. К примеру, если земля или пространство над ней имеет какое-то особое стратегическое значение. Также под ограничения попадают земли, которые могут оказаться под властью военных сил страны.

Право собственности на сельскохозяйственные земли (государственные) оформлено быть тоже не может. Только на частный участок, который будет использоваться для сельскохозяйственной деятельности. Заповедники, а также области, имеющие культурную или научную ценность, тоже не могут быть приватизированы. Больше никаких ограничений нет.

Документы

Разумеется, документы играют самую важную роль во всем процессе получения свидетельства о праве собственности. Причем не только на землю. Здесь обычно возникают проблемы - перечень необходимых "бумаг" очень большой. Вам потребуется подготовить, независимо от ситуации:

  • заявление на регистрацию;
  • кадастровый паспорт;
  • рыночную оценку (в ней указывается стоимость земли, чаще нужна для нотариуса);
  • документ-основание для подтверждения возможности регистрации (договор найма, выписка от нотариуса и так далее);
  • паспорт гражданский;
  • выписку из БТИ;
  • платежки об уплате госпошлины.

Это все. Казалось бы, не слишком много. Но этого обычно недостаточно. Да и достать перечисленные документы весьма проблематично. В тех или иных случаях дополнительно придется предъявить в регистрационную палату определенные "бумаги".

Частные случаи

Какие именно? Если речь идет о получении наследства, то нотариусу, помимо вышеперечисленных документов, необходимо предоставить:

  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • свидетельства о браке/разводе;
  • свидетельства о рождении детей (несовершеннолетних);
  • оценку стоимости наследства (цена земли);
  • справки, подтверждающие родство.

Их же желательно при регистрации иметь при себе. А вот если свидетельство будет получено при праве бессрочного пользования участком или при наличии договора найма, к перечню документов нужно приложить:

Вот так происходит признание права собственности на землю. Как видите, если не учитывать бумажной волокиты, процесс не слишком трудный. Но подходить к нему следует с особой ответственностью.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

К доброму старому всегда возвращаются, но с другого конца.

Д.С. Лихачёв - филолог, искусствовед, академик РАН

Эта страница является логическим продолжением статьи " ". Но после изучения этого материала у вас однозначно возникнет желание снова вернуться к названной статье с целью проверки всех сведений о вашей недвижимости, заложенных в Свидетельство на право собственности на землю, и идентичных им сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости . Речь пойдёт о так называемых в народе "розовых" и "синих" свидетельствах о праве собственности на землю. Такие свидетельства выдавались гражданам РФ в период, начиная с 1992 по 1999 годы включительно.

Разбор легитимности и действительности старых свидетельств на право собственности на землю необходим потому, что один из видных экспертов, комментирующий реалии, с к-ми сталкиваются сегодняшние садоводческие объединения и, прежде всего, сами садоводы, явно заблуждается, пытаясь неверно истолковать нормы ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", а именно статей 69 " " и 70 " ". За его пояснениями, типа "Караул, грабят" стоит неглубокое знание норм, что очевидно связано с таким же неглубоким анализом текста и его увязыванием с нормами других близких по теме законов. Эта основная причина ошибки налицо, а глубинные нам неведомы.

При подготовке содержания статьи, на первый взгляд показалось, что она уже почти готова: всего-то, напечатать текст нормативного правового акта и ведомственного документа. Но, когда пошёл отсчёт времени, изложение норм законодательства и их закрученность вокруг "синих" и "розовых" свидетельств на право собственности на землю , то тогда пришло понимание того факта, что неделя на эту статью - это провал всей задуманной инициативы. Времени нужно больше, чтобы основательно не только разъяснить всё то, что связано со старыми свидетельствами на право собственности на землю, но и увязать это с сегодняшними требованиями новых законов. И при этом всем нам необходимо найти ответы на следующие вопросы:

На основании каких нормативных правовых актов выдавались свидетельства на право собственности, др. вещных правах на землю до 2000 года?
Каким образом в Едином государственном реестре недвижимости учитываются сведения о правах на земельные участки, оформленные до 2000 года?
Какие нормы законодательства подтверждают легитимность старых свидетельств на право собственности на землю, выданные до 2000 года?
Есть ли необходимость смены старых свидетельств на право собственности на землю на новые, когда они будут заменены и в каких случаях?

Давайте начнём разбираться. Времени до даты 01.01.2018 года , о которой шла речь на предыдущей странице, осталось мало.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
НА ЗЕМЛЮ ОБРАЗЦА 1992 г.

1. Порядок выдачи свидетельства о праве собственности на землю
образца 1992 года, его содержание и связь с ЕГРН.

Для начала давайте определимся, о каких документах вообще идёт речь, чтобы не обсуждать то, о чём у отдельных новых садоводов нет понятия. Ниже представлены два образца "синих" свидетельств на право собственности на землю (представленным документам уже много лет и поэтому, к сожалению, качество картинки оставляет желать лучшего).

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для физлица

"Синее" свидетельство о праве
собственности на землю для с/т

Не следует пренебрегать изучением данного материала по причине того, что у вас новое свидетельство о регистрации права собственности на землю, на другую недвижимость. Все документы, которые вы имеете, даже полученные вчера, имеют ноги. А ноги растут из 1992 года. Именно в это время у вас или теперь уже ваших предшественников появились основания для регистрации права собственности или другого вещного права на земельный участок. Эти основания и сейчас необходимо хранить вместе с остальными новыми документами. Страна большая. Мало ли что может произойти. Чиновников много, президент один, земельный участок у вас тоже один.

Обратите внимание на следующие реквизиты:

Во-первых, документ называется "Свидетельство о праве собственности на землю ". Такое свидетельство имеет одну страницу и все необходимые сведения указаны на ней. Никаких приложений и дополнительных страниц для этих документов не предусматривалось.

Во-вторых, в документе, чуть выше круглой печати мелким шрифтом написано: "Свидетельство является временным документом и действует до выдачи соответствующего государственного акта установленной формы" . Что это за форма и с чем её едят, увидим ниже, а также в связи с временностью документа не будем разбирать его подробно. Но на детали посмотрим:

Очень интересно само содержание документа, к-й слева. При увеличении (щелчок мышкой на снимке экрана) видно, что свидетельство является подтверждающим документом для Садоводческого товарищества "Здоровье" о том, что товарищество на основании решения Администрации Ногинского района получило в коллективную совместную собственность землю общего пользования в садоводческом объединении. Первый экземпляр выдан товариществу, а второй хранится в Комитете по земельной реформе. Ну и что?


Постановление мэрии Калининграда 334 от 07.03.1995 г. о предоставлении
в общую совместную собственность ЗОП и в собственность гражданам -
членам товарищества занимаемых ими земельных участков

А вот что: в многочисленных письмах, поступающих на почтовый ящик сайта, садоводы очень часто полагают, что земля общего пользования принадлежит им на праве собственности (общей, долевой, совместной - это вопрос второй). Как доказательство предъявляется постановление администрации того или иного органа самоуправления граждан. Это ошибочное мнение, к-е не подтверждается нормами права. Рассмотрим снимок слева. Это одно из таких постановлений № 334 от 07.03.1995 г. мэрии г. Калининграда. Нам очень интересны пункты 4 и 9 постановления. Согласно первому С/т "Пищевик" предоставлена бесплатно в общую совместную собственность ЗОП без выделения доли каждого члена товарищества в натуре. А в пункте 9 правлению предписывается получить в Комитете по земельным ресурсам Свидетельство на право общей совместной собственности на земли общего пользования и обеспечить его хранение. История Пищевика не отвечает на вопрос: почему никто не удосужился получить свидетельство о праве собственности на ЗОП? Несомненно одно: документ - основание был, а реализован он в процессе чьего-то неразумного царствования в с/т не был.

Очень странно, что наши садоводы очень хорошо понимают весь процесс приватизации своего земельного участка, но не понимают аналогичный процесс в отношении земли общего пользования . Справа внизу вам предоставлена копия с оригинала выписки из Постановления мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г., к-я выдавалась каждому члену садоводческого товарищества для того, чтобы он мог оформить своё право собственности на занимаемый им к моменту выхода постановления садовый земельный участок. В этом же постановлении имеется приложение № 1, включающее в себя весь полный список членов с/т по состоянию на 7 марта 1995 г. Выписка сделана согласно этому приложению. Тогда фактически все садоводы Пищевика, исключая единицы, оформили в Комитете земельных ресурсов Московского района г. Калининграда свои первые свидетельства на право собственности на землю.

Выписка из постановления мэрии
№ 334 от 07.03.95 г.
- основание для приватизации

А потом настали другие времена. На месте с/т чудесными, волшебными действиями председателя с/т, точно также не обладающему знанием права, никогда не заглядывающему в нормы ст. 39 "Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66 от 15.04.98 г. и аналогичными действиями налоговой службы в декабре 2001 года вдруг нарисовалось СНТ. А это уже совсем другая песня и другое юридическое лицо, с другими правами и обязанностями отличными от с/т. Поэтому получить ЗОП в собственность по постановлению 1995 года невозможно. Всю эту работу теперь закон взвалил на садоводов. Вот только никто не может объяснить необходимость, нужность, а главное, выгоду от приватизации ЗОП в СНТ. Ничего кроме дополнительных расходов, ответственности и обязанностей по содержанию земля общего пользования не несёт. Ну, а если всё же появляется собственник в лице СНТ, то тогда тут же нарисовываются чиновники с желанием построить в одну шеренгу, заставить, оштрафовать, запретить и другие любители применять на практике прочие отрицательные глаголы. Двигаемся дальше.

Что имеем на выходе почти повсеместно:

1. У с/т, как правило, есть (вернее было) основание для получения свидетельства на право собственности на ЗОП. Др. словами был документ, по которому можно было оформить право собственности. Само постановление право собственности на землю общего пользования, как и право собственности на садовый земельный участок не даёт.
2. У с/т мог бы быть, но нет право подтверждающего документа на ЗОП, к-м является только свидетельство на право собственности на землю.

Подытожим. Постановление органа самоуправления граждан являлось основанием для регистрации права собственности с/т на ЗОП. Нет документа о зарегистрированных правах - нет и права собственности. В настоящее время ничего не изменилось. Для регистрации права собственности на землю общего пользования орган самоуправления точно также издаёт постановление, на основании к-го СНТ может зарегистрировать права за ЗОП в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вторая страница документа
с основными сведениями

Лицевая сторона документа,
(красным подчеркнуты; серия, номер)

Вернёмся к образцам документов. В 1995 году, по крайней мере в Калининграде точно, Комитеты по земельным ресурсам органов самоуправления граждан начали выдавать розовые свидетельства на право собственности на землю. Бланки таких свидетельств состояли из двух листов, где на основных двух внутренних страницах записывались почти все сведения, к-е вносятся и сейчас в новые свидетельства о регистрации права. От "синих" свидетельств "розовые" отличались тем, что в сведения были дополнительно включены:

  • паспортные данные собственника (в "синих" только Ф.И.О.);
  • реестровый номер земельного участка (потом этот номер трансформируется в кадастровый номер);
  • раздел с ограничениями и обременениями участка земли;
  • регистрационный номер и дата записи в реестре;
  • план на участок, передаваемый в собственность, выполненный в масштабе и в окружении других участков земли (является приложением к свидетельству);
  • раздел о совершении сделок и иных действий по распоряжению земельным участком;
  • бланк свидетельства являлся документом строгой отчётности и имел свой порядковый номер, серию и различные степени защиты.

Таким образом, свидетельство на право собственности на землю, было первым документом в РФ после распада СССР, к-е подтверждало право собственности физического лица на земельный участок. Других документов не было. Вернее они были, но права на землю не подтверждали. В этих случаях в 90-х годах при притязании физического или юридического лица на земельный участок необходимо было доказывать свои права и получать этот новый документ, к-м являлось свидетельство на право собственности на землю.

3-я внутренняя сторона документа
(важен текст напечатанный вверху)

Приложение к Свидетельству
на право собственности на землю

Порядок притязаний и способы доказательств своих прав подробно рассмотрен в Части 1 Гражданского кодекса, содержащей в себе специальный Раздел II "Право собственности и другие вещные права". Гражданский кодекс в новой редакции, уже новой России, вступил в силу 30.11.1994 года (ФЗ-51). Кодекс детально раскрывает все понятия, права и обязанности физических и юридических лиц, связанные с собственностью, в т.ч. с недвижимостью . Судя по дате вступления в силу, Гражданский кодекс не случайно был принят Государственной Думой в это время.

Чтобы перекинуть мостик в наш сегодняшний день, в 2016 год и дальше, нам обязательно нужно точно знать, как и каким образом выдавались свидетельства о праве собственности, где, кроме сундуков граждан, хранится вся информация об акте органа, принявшем решение о передаче земельного участка в собственность гражданина, как осуществлялся учёт земельных участков до 2000 г. и, наконец, можно ли найти эту информацию и подтвердить свои права в случае утери документов? Важно также знать и понимать весь процесс передачи в собственность земельных участков до 2000 г., чтобы иметь железобетонные основания для отстаивания своих прав на землю в случае игнорирования ваших старых документов или ссылок чиновников на отсутствие в архивах и недрах Государственного кадастрового учёта сведений о вашем участке, а как следствие, снятие его учёта или появления др. неприятностей, о к-х идёт речь на странице "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Используя эти знания и само содержание старого бланка свидетельства на право собственности на землю, вы всегда сможете доказать свои права и выиграть любой суд. Двигаемся дальше.

17.09.1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление № 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей " (проследовав по ссылке, вы откроете для себя полный текст документа, скачанного с системы Консультант+ с изменениями внесёнными 25.01.1999 г. В конце текста постановления есть ссылка, по к-й можно вернуться к этому месту статьи).

Содержание Постановления СМ РСФСР № 493 от 17.09.1991 г. (только текст без приложений):

    Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

    Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в месячный срок утвердить инструкцию о порядке выдачи указанных государственных актов.

  2. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований обеспечить издание бланков государственного акта.

    Министерству печати и массовой информации РСФСР предоставить в 1991-1993 годах полиграфическую базу для этих целей. Министерству по экономике РСФСР выделить по заявке Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств необходимое количество офсетной бумаги N 1.

  3. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краёв, областей и автономных образований, Государственному комитету РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств обеспечить проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей государственных актов.

    Министерству экологии и природопользования РСФСР, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР, Государственному комитету РСФСР по архитектуре и строительству, Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР принять участие в выполнении указанных работ.

Для нас важным является первый пункт постановления. Согласно ему Роскомземом 09.03.1992 г. была утверждена "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй " (полный текст инструкции вынесен на отдельную страницу, ссылка для возвращения к этому месту статьи имеется). Для ленивых и ограниченных временем приводим краткое содержание данного документа:

    Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй от 09.03.1992 г.
  • Настоящая Инструкция заменила действовавшую с 1976 г. "Инструкцию о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землёй " Министерства сельского хозяйства.
  • Обратите внимание: "право пользования землёй" - не есть "право собственности на землю". Между понятиями есть большая разница!

  • Согласно нормам Постановления СМ № 493 от 17.09.1991 г. на всей территории РСФСР действует и выдаётся единый документ о праве собственности на землю, другом вещном праве, к-й подтверждается Государственным актом.
  • Разработаны основы и условия передачи земли, утверждены органы, имеющие право распоряжаться земельными ресурсами.
  • Определены вид, размер и прочие атрибуты для государственных актов на право собственности на землю.
  • Установлены порядок и перечень мероприятий по подготовке государственного акта о передаче земли в собственность, на другом вещном праве гражданам и юридическим лицам, участие всех заинтересованных лиц в данных мероприятиях.
  • Разработан состав, наименование и содержание всех документов, входящих в государственный акт на право собственности на землю.
  • Определён порядок выдачи государственного акта о праве собственности на землю гражданам, другим лицам на другом вещном праве, порядок учёта всех сведений о выдаче актов и производства всех регистрационных записей, органы, осуществляющие данные функции.
  • Ответственными за хранение государственных актов о праве собственности на землю определены главы местных администраций (определены также лица, имеющие право доступа к таким документам) и собственники земли.

Нижеизложенный текст страницы до второй части статьи написан в соавторстве с экспертом в области СНТ и прочих объединений, связанных с землёй, Андреем Францевым.

"Что даёт нам эта Инструкция?" - может возникнуть вопрос. А вот что:

Данная инструкция подтверждает факт того, что выданные свидетельства на право собственности прошли:

  • государственную регистрацию права в полномочном государственном органе;
  • в ходе подготовки документов были определены границы участка;
  • согласно установленному порядку земельный участок поставлен на кадастровый учёт .
  • Отсутствие отметок в свидетельстве на право собственности на землю говорит о том, что все операции пункта выполнены в полном объёме.

Отсюда следует то, что в Архивах районного (городского) комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам или в Архивах сельской, поселковой, городской администрации находятся книги записей государственных актов и вторые экземпляры государственных актов на право собственности на землю. Это палочка-выручалочка на случай потери документов. Далее нам необходимо проследить факт преемственности государственных организаций с 1991 по 2016 годы, а именно, историю преобразований комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в управления государственной регистрации, кадастра и картографии по областям РФ:

1. Во времена Советского Союза центральным органом управления в сфере земельных отношений являлось Главное управление по землеустройству Министерства сельского хозяйства СССР. В государстве был установлен порядок, согласно которому все министерства и ведомства контролируют использование земли подведомственными им предприятиями и организациями. Так, к примеру, Садоводческое товарищество "Пищевик" и земля, на к-й располагались все садовые участки и земля общего пользования, относилась к Калининградскому мясокомбинату. Учёт и контроль пользования участками комбинат осуществлял через профсоюзную организацию. На всех документах товарищества стояла печать профсоюза.

2. В 90-х годах возникла необходимость перехода к рыночной экономике. Это привело к созданию Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ (Роскомзем). Роскомзем являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов в стране. В таком статусе Комитет просуществовал около пяти лет, после чего были совершены кардинальные преобразования.

3. Согласно Указу Президента РФ в апреле 1998 г. было образовано Министерство Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Минземстрой России). Создание данной структуры было осуществлено посредством слияния нескольких ведомств.

В соответствии с Указом Президента РФ в сентябре 1998 г. вновь был создан Государственный земельный комитет Российской Федерации (Госкомзем России). Госкомзем России с этого времени осуществлял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений, а также функциональное регулирование в данной сфере, включая ведение государственного учёта, оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной земельных ресурсов.

4. Очередная реорганизация Госкомзема была произведена в 2000 г. Во исполнение Указа Президента РФ Правительство РФ создало Федеральную службу земельного кадастра Российской Федерации (Росземкадастр России). Росземкадастр являлся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними; а также по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

5. В результате административной реформы в 2004 году Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (уже знакомую нам - Роснедвижимость). Однако на этом реформирование не закончилось.

6. С 1 марта 2009 г Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, а его функции переданы Федеральной регистрационной службе Министерства экономического развития РФ (Росреестр). Это произошло в ходе выполнения Указа Президента № 1847, подписанного 25 декабря 2008 г., согласно которому Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, исполнение функции по государственному земельному контролю возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории субъектов РФ созданы территориальные органы - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Вывод: Свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй однозначно и безусловно подтверждают:
- право собственности (др вещного права) на земельный участок;
- наличие факта государственной регистрации права, оформленного документально;
- надлежащее установление и документальную фиксацию границ земельного участка.

Что всё это значит? Можно ли спать спокойно, зная о том, что все документы находятся в надёжном хранилище в двух разных независимых друг от друга местах? Можно ли надеяться на то, что органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сами, без посторонней помощи, согласно требованиям действующих федеральных законов 122-ФЗ от 21.07.1997 г., 221-ФЗ от 24.07.2007 г. и вступающего в силу 218-ФЗ от 13.07.2015 г. приведут все учёты и внесут все необходимые сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Конечно, можно, если не вспоминать: один из факторов нашей истории, который с одной стороны всегда мешает развитию страны, а с другой не даёт врагам правильно оценить резервы России. Этот фактор является героем многих анекдотов и имя ему: разгильдяйство.

Разгильдяйству подвержены все и собственники, и чиновники. Но между первыми и вторыми есть разница. Собственники от невыполненных обязанностей чиновниками могут потерять участок и пуститься во все тяжкие грехи в своём стремлении доказать свои права на земельный участок. А чиновник в лучшем случае получит только лёгкое внушение от своего начальника. Поэтому садоводам нужно использовать народную мудрость: "На бога надейся, а сам не плошай" . Что из этого следует:

Важный совет: Имея на руках Свидетельство на право собственности на землю, выданное с 1992 и до 1999 г. включительно, собственнику садового земельного участка, не откладывая в долгий ящик, желательно до 01.01.2017 г. проверить все сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав, а с 01.01.2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости.

Обратите внимание: Вы всегда можете заменить старое свидетельство на право собственности на землю на новое свидетельство о регистрации права, но данные документы не подтвержают факт того, что сведения о вашей недвижимости, содержащиеся в ЕГРН, соответствуют нормам федерального законодательства.

Какие сведения нужно проверять? Как это сделать, не выходя из дома? Ответы на эти вопросы вы найдёте на странице: "Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость ". Если вы не найдёте сведений о своём участке в недрах управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то пользуясь знаниями этой и второй страниц примите меры к внесению чиновниками сведений о вашей недвижимости в государственные реестры. Для этого ещё есть время.

И всё же, если вы обладаете необходимыми юридическими знаниями, опытом борьбы с нашим неповоротливым чиновничьим аппаратом, то даже в случае наличия на руках старого "розового" свидетельства на право собственности на землю можно продолжать спать спокойно. Может вам в удовольствие повоевать с местными администрациями, органами государственного кадастра, отстоять свои права в суде, а никто об этом пока не знает. Тогда вперёд, победа гарантирована. Просто она несколько передвинется в некоторое отдалённое будущее.

2. Связь свидетельства на право собственности на землю образца 1992 г.
с современным законодательством

Как уже говорилось, одной из главных задач органов государственной регистрации, кадастра и картографии является точное и скрупулёзное перенесение всех данных о правах на недвижимость из различных источников в формируемый Единый государственный реестр недвижимости , вступающий в действие с 1 января 2017 г. согласно нормам ФЗ-218 от 15.07.2015 г. Как будет выполнена эта сложная задача нам с вами неведомо. Механизм для нас не виден под скрытыми от посторонних глаз внутриведомственными инструкциями. Причём, часть таких инструкций можно увидеть и прочитать, если они утверждены и зарегистрированы в установленном порядке через Министерство юстиции РФ, а др. часть внутренних приказов, служебных указаний и распоряжений до нас никогда не будет доведена. Но необходимости их читать нет. Почему? А потому что все эти документы основываются на требованиях нормативных правовых актов государства. А ими являются законы, принятые Государственной Думой и постановления, распоряжения правительства Российской Федерации. Следовательно, в действиях каждого собственника земельного участка, другого объекта недвижимости должны быть использованы только нормы указанных документов. И только при этих условиях вы всегда сможете отстоять свои права, в том числе, и в суде любой инстанции.

Сейчас нам нужно по идее внимательно проанализировать все три федеральных закона, касающихся в той или иной степени объектов недвижимости, документальному оформлению прав и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав (с 01.01.2017 г. в ЕГРН). Но такое длинное и утомительное путешествие по нормам законов мы проводить не станем. Ограничимся их упоминанием, а разберём только последний из законов, к-й чётко всё расставляет на свои места: обязанности и работу государственных органов с одной стороны, обязанности и права собственников недвижимости с другой стороны.

Итак, на сегодняшний день существует три основных действующих федеральных закона:

  • ФЗ-122 от 21.07.1992 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (редакция 29.12.2015);
  • ФЗ-221 от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" (редакция 13.07.2015 г.);
  • ФЗ-218 от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Обратите внимание на то, что первые два закона обновлены в 2015 году, что связано с новыми требованиями и нормами 218-фз от 13.07.2015 г.

Может возникнуть вопрос о цели принятия последнего 218-фз. А целью на наш взгляд являются два повода:

Во-первых, завершается планомерное реформирование всей системы государственного учёта недвижимости, к-е проводится на основе

Во-вторых, с 1 января 2017 года начинает действовать Единый государственный реестр недвижимости (под него и создан закон). До этой даты существует две параллельные системы, одна из которых занимается кадастровым учётом недвижимости, а вторая - реестром прав на эту недвижимость.

Чтобы не допускать иносказаний, перевёртывания норм закона наизнанку, трактовки отдельных положений с целью набивания себе популистского рейтинга попробуем разобрать прямой текст, к-й напрямую связывает старые свидетельства на право собственности на землю и текущее законодательство:

  • В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
    1. имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
    2. Т.е., в случае поступления запроса от физического или юридического лица на предоставление сведений из ЕГРН, орган регистрации обязан внести сведения на основе того, что у него имеется о ранее учтённом объекте недвижимости, несмотря на то, что на момент запроса сведений нет.

    3. документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации " и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

      Как раз здесь идёт речь о том, что собственник в ходе проверки сведений, содержащихся в реестре (ЕГРН), выясняет то, что информация фактически отсутствует. В целях предотвращения неприятностей в будущем собственник обращается в органы регистрации с заявлением, прикладывая копии имеющихся в его распоряжении документов на недвижимость. Орган регистрации обрабатывает заявление и вносит сведения из документов в ЕГРН. На выходе собственник получает кадастровую выписку об объекте недвижимости и внесённые в неё сведения, что и подтверждает проведённую органом работу.

      Внимательно смотрим на норму ФЗ-137 от 25.10.2001 г. Это очень важно для связывания воедино старых свидетельств образца 1992 г., новых свидетельств о регистрации права и ЕГРН:

      Статья 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

      1. Государственные акты , свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

        Из этого количества слов мы выуживаем то, что нам необходимо. Свидетельства на право собственности на землю (это старые свидетельства образца 1992 г. утвержденные постановлением 493 от 17.09.91 г. и временные свидетельства, утвержденные постановлением 177 от 19.03.92 г.) действительны, если они были выданы уже после введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 года и до начала выдачи новых свидетельств о регистрации права, утвержденных постановлением правительства 219 от 18.02.1998 г.

        Свидетельства на право собственности, выданные до введения в действие ФЗ-122 от 21.07.1997 г., исходя из норм первого абзаца п. 9, признаются юридически действительными наряду с другими документами без условий и оговорок. Важно только то, чтобы они были на руках у собственника.

      2. 1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Можно и нужно воспользоваться этим правом и оформить права собственности, пока государство не передумало.

        В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Государство и здесь идёт навстречу при условии, что гражданин обрабатывает землю и хочет это делать в дальнейшем. Важно иметь хоть что-то, хоть какой-то документ о принадлежности к садоводческому объединению, членскую книжку, лицевой счёт члена СНТ, справку от председателя и можно оформить права собственности на участок. Следует подчеркнуть, что данный номер не пройдет, если участок заброшен и никто на нём не появляется уже много лет. Маловероятно, что СНТ пойдет навстречу и будет ходатайствовать о предоставлении такого заброшенного участка в собственность бездельнику. А без СНТ и его ходатайства тут не обойтись.

        Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

        Это случаи, когда участок, к примеру, находится в природоохранной зоне, на территории объекта культурного наследия и в др. случаях предусмотренных законом.

        Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

        В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

        (п. 9.1 в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 268-ФЗ)

    4. документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
  • Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
  • А вот в этом пункте указан механизм, к-й предусматривает направление запроса из органа регистрации права в органы местной (городской, поселковой) администрации или федерального БТИ на предоставление сведений о правах собственности (др. вещных правах) или сведениях технического характера об объекте недвижимости, в отношении к-го был сделан запрос. Собственник в этом процессе участия не принимает.

  • В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
    1. в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
    2. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
    3. в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
    4. С 1 января 2015 года в случае выдачи уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу заинтересованного лица о предоставлении сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета обязан самостоятельно сделать запросы в органы, организации, осуществляющие государственный технический учёт, а в случае получения указанных сведений обеспечить их внесение в ГКН и предоставить их заинтересованному лицу без дополнительных запросов и платы. Т.е., фактически ответить два раза на запрос.

  • Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
    1. имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
    2. в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
    3. сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
    4. ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
    5. Закон предусматривает всего 4 случая, когда орган регистрации прав может отказать во включении сведений в учёт. Если ваши документы подделаны или не соотвествуют образцам, если вы никогда не обращались в органы БТИ для осуществления технического учёта, если сведения уже содержатся в реестре и, если вы не обращались в органы регистрации с заявлением о внесении сведений о недвижимости, или, если органы местного самоуправления (администрация) не могут подтвердить ваши права на земельный участок или объект недвижимости, то вы можете получить отказ. Но все эти случаи можно обойти, исправив документы.

  • Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
  • Особенность данной нормы в том, что сведения о недвижимости вносятся в ЕГРН при условии обращения с данной просьбой самого собственника, получившего первичные документы образца 1992 г.

  • В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
  • В данном пункте идёт речь о том, что если объект недвижимости был ранее учтён, имеет кадастровый номер, но в течение 5 лет хитро мудрые владельцы не хотят регистрировать права на свою недвижимость. К примеру, не хотят регистрировать право собственности на основании свидетельства о праве на наследство, не хотят регистрировать права на участок после совершения сделки: купли - продажи, дарения, решения суда и др., не хотят достраивать объект недвижимости и т. д. Однако такие люди продолжают пользоваться недвижимостью, умудряясь ни за что не платить. Так вот на эту хитро мудрость государством придуман свой болт с резьбой.

    К сожалению, не учтены случаи, когда сведения о недвижимости должны быть в органе регистрации прав, а их нет по причинам часто не зависящим от исполнителей. Ну, к примеру, сгорела поселковая администрация вместе с вашими документами (вернее вторыми экземплярами свидетельств на право собственности на землю и всеми приложениями). В этом случае пока вы не побеспокоитесь, никто никаких сведений в ЕГРН не предоставит.

    Результатом направления сведений из органа регистрации прав об отсутствии чьих-либо прав будет инициализация администрацией органа самоуправления обращения в суд с иском о признании судом такого объекта недвижимости бесхозным с последующей продажей на торгах другому собственнику.

    Справка: 01.03.2008 г. - дата вступления в силу ФЗ-221 от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

    3. Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Впору снова кричать: "Караул! Землю отбирают!", - если не разобраться о чём собственно речь. Не секрет, но во многих СНТ, Пищевик не исключение, существуют участки, к-е до сих пор никем не приватизированы. Как так? Разберём на примере. В СНТ "Пищевик" существует несколько участков, в пределах 10, к-е согласно Государственному акту (постановление мэрии № 334 от 07.03.95 г.) о передаче земли в собственность по разным причинам до сих пор не обрели своих владельцев. Соответственно перед принятием постановления и передачей земельных участков гражданам, мэрией были произведены: отвод земли, межевание границ инд. участков, подготовлены списки членов с/т и др. документы согласно закону. Дальше необходимо было: гражданам получить свидетельства на право собственности на землю, а правлению свидетельство на право собственности на землю общего пользования. Эти 10 граждан и само СНТ не получили завершающего документа: свидетельства о праве собственности на землю. А всучить насильно земельный участок в собственность закон не позволяет.

    Прошло время с момента вступления постановления в силу. За получением свидетельства на право собственности на землю пользователи данных десяти участков в Комитет по земельным ресурсам мэрии не пришли. Многих из них уже нет, и теперь у наследников нет права на приватизацию таких участков (согласно ГК, ст. 17 правоспособность возникает с рождением гражданина и заканчивается смертью). Участки зависли.

    Что получается по факту? Все документы мэрией г. Калининграда подготовлены, все индивидуальные садовые участки поставлены на кадастровый учёт. А десять из них, как не имели собственников, так и не имеют. Как не платился земельный налог в 95 году, так и сейчас не платится. Как не платились членские взносы такими пользователями, так и не платятся. Как выход из ситуации: согласно нормам 218-фз от 13.07.2015 г. земельные участки, не имеющие собственников, будут сниматься с учёта и органы самоуправления смогут ими распоряжаться по своему разумению. Наиболее вероятно то, что мэрия в дальнейшем продаст участки с торгов или передаст их нуждающимся льготникам.

    Подытожим:

      Выводы действии свидетельства на право собственности на землю образца 1992 года:
    1. Связь между старыми свидетельствами на право собственности на землю, отменёнными нормативными правовыми актами прослеживается и подтверждается нормами нового ФЗ-218 от 13.07.2015 г.
    2. Закон признаёт старые документы действительными и юридически значимыми, подтверждающими права собственности и осуществление государственного кадастрового учёта земельных участков в установленном порядке, не зависящих от желания собственника.
    3. Наличие сведений в Государственном кадастре (ГКН) о вашей недвижимости неоднозначно и не гарантируется, несмотря на нормы закона, что объясняется в т.ч. изменившимися требованиями к определению границ земельных участков (объектов) на местности.
    4. Актуальность проверки сведений содержащихся в ЕГРН о вашем объекте недвижимости и внесение в реестр недостающих сведений зависит от желания собственника и предоставлено ему в силу закона.
    5. Внесение всех необходимых актуальных сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, в т.ч. по заявлению правообладателя, гарантирует владение, распоряжение и пользование недвижимостью в полном объёме прав предоставленных законом.

    теперь, когда вы имеете полную картину по действующим нормам законодательства и разобрались в них, можно задать вопрос: "Есть ли противоречия в законодательстве или нет?" Ответьте на вопрос сами и не слушайте страшилки, выскакивающие из уст спецов и экспертов про ограбление народа негодяями - чиновниками. Всё в ваших руках. Держите нос по ветру, и тогда вас никто, никогда, даже на пьяной козе не объедет.