Закон приморского края о внесении изменений и дополнений в устав приморского края

03 Сен

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про то, как получить кредит для малого бизнеса от государства.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие существуют виды кредита от государства для бизнеса.
  2. Кто может получить государственную поддержку.
  3. В какие органы обращаться за помощью.
  4. Какие документы необходимо собрать.

Правительство предлагает альтернативу – государственную поддержку малого бизнеса. Но прежде чем обратиться к властям за помощью, следует понять, какой вид государственного кредита будет оптимальным для вас – именно с этого мы и начнем.

Виды кредитов от государства для бизнеса

В 2017 году правительство активно поддерживает начинающих предпринимателей и предоставляет помощь в виде таких форм материальной поддержки, как:

  • Микрофинансирование малого бизнеса;
  • Поручительство от государства;
  • (безвозмездный кредит);
  • Компенсационные выплаты;
  • Налоговые послабления.

Теперь мы рассмотрим каждый из видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства отдельно.

Микрофинансирование малого бизнеса

Каждый регион РФ имеет фонд микрокредитования малого и среднего бизнеса. Именно он и содействует выдаче заемных денежных средств предпринимателям на льготной основе.

Условия кредитования в каждом регионе различны. Существенным преимуществом данного вида кредитования является его доступность: деньги предоставляются вне зависимости от области занятости.

Существуют лишь некоторые ограничения, которые определяются каждым регионом самостоятельно. Например, для Москвы – это ограничение суммыкредита молодому предпринимателю.

Усредненные условия для получения льготного кредита:

  • или физического () на территории субъекта РФ, в котором будет получен заем;
  • От 50 тысяч до 1,5 миллиона рублей (могут быть наложены ограничения в сумме в зависимости от сферы деятельности организации);
  • Процентная ставка льготного займа составляет от 8 до 12% и будет зависеть от перспективности вашего дела, потребностей рынка, платежеспособности заемщика, количества заемных средств и срока кредитования, вида обеспечения;
  • Деньги предоставляются под обеспечение: имущественный залог, поручительство, залог продукта в обороте, другое;
  • Заем выдается в безналичной форме;
  • При несоблюдении условий предоставления денег предусмотрены штрафные санкции в форме повышенного процента;
  • Существует ограничение на количество займов;
  • Продолжительность рассмотрения документов на предоставление средств составляет от 5 до 10 дней в зависимости от региона.

Государственное поручительство

В этом случае деньги вам выдаст коммерческий банк, а государственный фонд в лице Федеральной нотариальной палаты выступит поручителем. Однако, следует учитывать, что в государственной программе участвуют далеко не все коммерческие банки. Их полный список в вашем регионе можно получить на официальном сайте правительства РФ.

В отличие от первого варианта, получение денежных средств под государственным поручительством не отличается по условиям от обычного займа. Рассмотрение заявки не будет быстрым. Также готовьтесь к тому, что фонд поручится не за всю сумму, а только лишь за часть.

Наибольшую вероятность получить поручительство фонда имеют предприятия социальной области по обслуживанию граждан, производство и промышленность, инновации. Особое внимание при рассмотрении заявки на получение поручительства фонд обращает на количество рабочих мест, создаваемых организацией.

Субсидии

Субсидия – самый желанный предпринимателями вид государственной поддержки. Все дело в том, что он предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе.

Однако, получить субсидию могут далеко не все предприниматели.

Бизнесменам необходимо соблюсти достаточно суровые условия для получения:

  • Необходимо стоять на учете в Центре занятости в качестве безработного;
  • Ответить на вопросы психологического теста в этом же Центре занятости;
  • Пройти обучение по направлению «предпринимательство»;

При этом все траты казенных денег должны соответствовать и подтверждаться документально. После того как предприниматель получает положительный ответ от Центра, он должен зарегистрировать свое предприятие. Только после этого деньги поступят на счет.

Очень часто бывает так, что в предоставлении субсидии предпринимателю отказывают. Грант может быть выделен на покупку или , оборудования или товара для продажи, нематериальных ресурсов. Это должно быть указано в вашем бизнес-плане.

Грант

Он также предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе. Недостатком грантов является то, что получить его может далеко не каждый.

На получение гранта имеют право:

  • Начинающие предприниматели (ведут деятельность не более 12 месяцев);
  • Предприниматели, не имеющие долгов по налогам, займам;
  • Предприятия, которые создают много рабочих мест.

Также для получения гранта имеет значение сфера, в которой функционирует организация. Каждый регион определяет эти области самостоятельно.

Компенсационные выплаты и налоговые послабления

В этом случае государство просто компенсирует предпринимателю часть денежных средств, которые тот потратил на развитие бизнеса.

На такое послабление могут рассчитывать: компании, производящие инновационную продукцию, предприятия, производящие импортозамещающие товары, а также производители услуг.

Что касается налоговых послаблений, то в 2017 году начинающий предприниматель имеет возможность взять так называемые . Заключаются они в освобождении бизнесмена от уплаты налогов в течение двух налоговых периодов.

Воспользоваться каникулами можно, если:

Требования к заемщикам

Давайте более подробно рассмотрим, какие требования к заявителям на получение государственной поддержки предъявляются для получения той или иной льготы. Информация приведена в таблице.

Условия получения Важные особенности
Микрофинансирование — зарегистрирован в регионе получения средств;

— заем должен быть обеспечен имуществом

— цель: развитие малого и среднего бизнеса;

— срок кредитования –
не более года

Государственное поручительство — банк должен участвовать в государственной программе;

— вы должны быть действующей организацией не менее 6 месяцев;

— обязательна регистрация в регионе получения займа;

— вы не имеете проблем с кредиторами и налоговыми;

— необходимо погасить определенный процент от кредита собственными средствами (устанавливается в каждом регионе)

— Приоритетными видами деятельности для финансирования являются: производство, инновационная деятельность, строительство, деятельность по оказанию услуг, транспортные перевозки, туризм (по РФ), образование, медицина, ЖКХ.

— Не распространяется на добычу и реализацию ископаемых, игорную область, банковскую и страховую деятельность, фонды ценных бумаг, ломбарды

Субсидия — значимость бизнеса для субъекта РФ. В каждом субъекте свои значимые направления (узнать приоритетные области деятельности для вашего региона можно на правительственных ресурсах);

— наличие бизнес-плана, который должен соответствовать определенным критериям (также устанавливаются в каждом регионе);

— предприниматель должен вложить определенное количество собственных средств (зависит от программы)

Средства выдаются на приобретение:

— сырья и материалов;

производственного оборудования;

— нематериальных ресурсов.

Срок пользования денежными средствами ограничен. Как правило, составляет 1-2 года

Грант — предпринимательская деятельность ведется менее года;

— у бизнесмена нет и не было проблем с кредитами и займами («чистая» кредитная история);

— предприятие создает определенное количество рабочих мест;

— вы не получали других государственных льгот;

— наличие собственных денежных средств

Средства выделяютсяна развитие среднего и малого бизнеса
Компенсационные выплаты

Заемщиками могут стать:

— производители и разработчики инновационного продукта;

— продавцы импортозамещающего товара;

— организации, занятые в области предоставления услуг

Цели трат: развитие среднего и малого предпринимательства
Налоговые льготы — занятость предпринимательской деятельностью не более года;

— вы состоите на системе налогообложения: ПСН или УСН;

— помощь предоставляется фирмам, занятым в науке, производстве, оказывающим услуги населению.

Подводя итог, можно сказать, что правительственная помощь доступна для:

  • Начинающих бизнесменов ();
  • Организаций, занятых в области производства продукции, разработкой инновационного товара;
  • Предприятий, оказывающих услуги населению;
  • Предпринимателям без проблем по кредитам.

Куда обращаться

За каждую материальную льготу отвечает определенный государственный орган, к которому и должен обратиться предприниматель.

Микрофинансированием занимается Фонд поддержки предпринимательства в вашем регионе. Чтобы получить кредит на льготных условиях, необходимо собрать пакет документов (он отличается для ИП и юридических лиц).

Более подробно с этим вопросом вы можете ознакомиться на официальном сайте фонда в вашем регионе, мы назовем лишь основные общепринятые документы:

  • Заявление и анкета заявителя, а также поручителя;
  • Данные предпринимателя;
  • Учредительные документы;
  • Выписка из реестра малого и среднего предпринимательства;
  • Свидетельство о внесении в / и выписка оттуда;
  • Копия паспорта заявителя;
  • Копия СНИЛС;
  • Лицензии на деятельность;
  • Бухгалтерские и налоговые отчеты.

После того как вы собрали все документы, следует подать заявление на получение кредита в Фонд поддержки. Скачать такое заявление вы также можете на официальном сайте Фонда по вашему региону.

За государственным поручительством вы должны обратиться со всеми необходимыми документами в банк, который участвует в партнерской программе с фондом содействия предпринимательства.

Уже сам банк оценит возможность государственной поддержки и передаст заявление в фонд, который рассматривает его в течение трех дней. К стандартному пакету документов, требуемых для получения кредита, следует приложить заявку на поручительство.

Субсидию или грант можно получить от биржи труда. Для этого вы должны соблюсти ряд условия, о которых мы уже рассказывали выше. В пакет документов на получение субсидии входит заявка и бизнес-план.

Компенсационные выплаты вы можете получить в центре занятости. Для этого предоставьте бизнес-план и соответствующее заявление.

За получением налоговых льгот следует обращаться в налоговую инспекцию, там вы получите информацию и о документах, которые будет необходимо собрать.

Негосударственная поддержка малого бизнеса

Если вы не проходите по каким-либо параметрам для получения государственной помощи, вы можете обратиться за негосударственной помощью малому бизнесу.

Такую помощь оказывают негосударственные фонды при банковских организациях, выражается она в виде гранта. При этом негосударственный грант может выдаваться как с возвратом, так и на безвозмездной основе.

Получение гранта происходит на конкурсной основе. При этом членами комиссии будет оцениваться именно экономическая выгода проекта.

К стандартному пакету документов на получение гранта, вы должны будете приложить , в которой будет описан товар и его стоимость.

Ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита : внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов , в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования , определения уровня и . и государственный кредит — следствие . При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает , и привлечением заемных ресурсов от , данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения .

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул в .

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту , то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний до лг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:
  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:
  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты доходов займы могут делиться на:
  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
по методам размещения делятся на:
  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Виды государственных кредитов и займов

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости государство привлекает , а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется .

Условиями кредитного договора непременно являются:
  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление . Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются . Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет .

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Структура и формы внутреннего госкредита. Классификация государственных ценных бумаг

Государственный внутренний кредит состоит из займов государства у:

Внутренний госкредит представлен следующими формами :

  • госзаймы путем эмиссии ;
  • кредиты центрального банка;
  • кредиты коммерческих банков и предприятий.

Государственные внутренние займы классифицируются по следующим признакам :

  • по праву эмиссии или по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами власти;
  • по признаку держателей ценных бумаг на: реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные;
  • в зависимости от характера или формы выплачиваемого дохода на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном;
  • по срокам погашения займы подразделяются на: краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
  • в зависимости от обеспечения гособязательства делятся на закладные и беззакладные;
  • в зависимости от метода определения дохода гособлигации делятся на облигации с твердым и переменным доходом;
  • в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа гособлигации могут быть обязательствами с правом долгосрочного погашения и без права долгосрочного погашения;
  • в зависимости от обращения на открытом рынке государственные долговые бумаги делятся на рыночные и нерыночные.

Государственные долговые обязательства или ценные бумаги формируют госдолг страны и составляют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг . Существенная особенность государственных ценных бумаг — сочетание в них всех свойств инструментов фондового рынка с одновременными характеристиками, присущими государственному регулирующему макроэкономическому инструменту. Государственные долговые бумаги представлены в основном облигациями. В целом на фондовом рынке соотношение обращающихся акций и облигаций составляет 1:0,9 (рис. 3).

Рис. 3. Структура фондового рынка по видам ценных бумаг

Государственные ценные бумаги подразделяются на группы в зависимости от следующих факторов (критериев):

  • эмитент: центральное правительство; муниципалитеты; госпредприятия; правительственные финансовые корпорации;
  • срочность: краткосрочные казначейские векселя; среднесрочные ноты; долгосрочные облигации );
  • держатель: предъявительские и именные;
  • метод выпуска: документарные (наличная форма); бездокументарные (безналичная форма);
  • цель выпуска: покрытие дефицита госбюджета соответствующего уровня; финансирование инвестиционных проектов; финансирование социальных программ;
  • формы выплаты дохода: выигрышные, процентные, дисконтные;

способ размещения: проведение аукционов; открытая продажа; индивидуальное размещение.

Закладные облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом

Рыночные гособлигации обращаются на фондовой бирже

Ценные бумаги , эмитируемые правительством с целью покрытия дефицита госбюджета и финансирования расходной части бюджета, называются государственными ценными бумагами

Облигация — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

    фискальная (распределительная).

    регулирующая.

    контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

    целевое использование средств.

    соблюдение сроков возврата.

    выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей (на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

    Срок (кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

    По методу выплаты дохода (процентные - купонные, дисконтные - продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые)

    По методу размещения (добровольные, принудительные – з/п выдается займами).

2) Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3) Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно (не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4) Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5) Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Самые тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание внутреннего долга всегда менее опасно, наравне с внешним долгом. Государству легче договориться с собственными физическими и юридическими лицами о рефинансировании. Когда идет возврат внешнего долга НД «утекает» в другую страну.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

    уменьшается потребление, сбережения.

    рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

    выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.

Характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже - как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

По субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

  • централизованные
  • децентрализованные;

По месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

По сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг - это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.

5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.