Каждый имеет право медицинскую помощь. Права пациентов при получении медицинской помощи

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой… медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

ПРАВО НА ЗДОРОВЬЕ есть право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ предполагает государственные меры, направленные на устранение причин нездоровья, а именно: заботу о матерях и детях, включая акушерские услуги; предупреждение инфекционных заболеваний; предупреждение профессиональных заболеваний и несчастных случаев; медицинское просвещение, направленное на укрепление здоровья и здорового образа жизни, на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье; обеспечение общего доступа к медицинским специалистам и оборудованию; предотвращение загрязнения окружающей среды; санитарный контроль качества пищи, водоснабжения; профилактику алкоголизма, наркомании.

ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ предполагает оказание государством бесплатной медицинской помощи лицам, которые не в состоянии купить медикаменты или оплатить необходимые им медицинские услуги. Право на всеобщее "бесплатное медицинское обслуживание" является правом гражданина России, но не является "правом человека". В рамках концепции прав человека каждое государство само определяет соотношение платности и бесплатности медицинского обслуживания "в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства" (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека).

ПАЦИЕНТ имеет: право на качественную и безопасную медицинскую помощь; право свободно выбирать врача и медицинское учреждение; право на информированное согласие или отказ от медицинского вмешательства; право на полную информацию о характере медицинского вмешательства и состоянии своего здоровья; право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе; право на уважение человеческого достоинства, облегчение страданий, гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни; право воспользоваться духовной или моральной поддержкой, включая помощь служителя любой религиозной конфессии (права пациентов изложены в Лиссабонской декларации Всемирной медицинской ассоциации о правах пациентов 1981 года).

Добровольность медицинского вмешательства может ограничиваться: на основании судебного решения в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния; в случаях, когда оставление без медицинской помощи составляет угрозу жизни и здоровью больного; в случаях, когда заболевание представляет опасность для здоровья окружающих.

В исключительных случаях информация о состоянии здоровья пациента может быть скрыта от него. Для этого должны быть достаточные оснований предполагать, что такая информация создаст серьезную угрозу его жизни или здоровью.

Нарушение гарантий на бесплатные медицинские услуги и обеспечение лекарствами

По данным Пермского медицинского правозащитного центра, нарушения прав граждан в данной сфере имеются, но они не носят массовый характер. Отдельные граждане обращаются с жалобами на то, что при стационарном лечении их не обеспечивают медикаментами, которые гарантированно должны выдаваться бесплатно. Медицинские учреждения предлагают пациентам приобретать лекарства за свой счет. В дальнейшем затраты граждан возмещаются либо медицинскими учреждениями по жалобам бывших пациентов, либо страховыми компаниями. В последнем случае финансирование медицинских учреждений на следующий год сокращается на ту сумму, которая была израсходована страховой компанией на удовлетворение требований граждан.

В некоторых случаях администрация учреждения здравоохранения заблаговременно получает письменное согласие пациента на самостоятельное приобретение медикаментов. Тогда взимание платы за предоставление медицинских услуг, которые должны быть бесплатными, становится правомерным.

При проведении медицинского обследования с использованием высокотехнологичного оборудования в ряде случаев пациенты самостоятельно оплачивают расходный материал, несмотря на то, что указанные медицинские услуги включены в Программу государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год. Некоторые гарантированно бесплатные медицинские услуги оплачиваются гражданами, поскольку из-за недостатка оборудования возникают большие очереди на проведение обследования, а за отдельную плату медицинские учреждения готовы те же услуги оказывать вне очереди.

Организация предоставления медицинских услуг

Нередко организация предоставления медицинских услуг вызывает нарекания граждан. Врачи общей практики получили президентскую надбавку к окладу, которая значительно превосходит последний. Надбавка имеет в виду обслуживание врачом установленного количества граждан. В Ленинском районе краевого центра это привело к сокращению количества педиатров. Вряд ли это может быть связано с увеличением качества медицинской помощи, отвечает цели национальной программы в области здравоохранения. Кроме того, врачи утверждают, что значительно возрос объем отчетности, на которую не хватает времени. Многие заполняют медицинские карточки и работают над другой медицинской документацией в нерабочее время, выходные.

Так, например, новации последнего времени привели к сокращению количества специалистов, к некоторым из них (офтальмологу, дерматологу, отоларингологу и другим) на прием можно попасть, записавшись в очередь за два месяца.

    Непродуманным, вызвавшим возмущение граждан, явилось решение о расформировании МСЧ №3. В связи с этим административным решением, СМЧ № 8, расположенная на первом этаже жилого 9-этажного здания, получила дополнительно 9 328 человек. Среднее количество посещений в смену увеличилось до 418, что на 28,2% выше нормы. Сами пациенты говорят о большой скученности, отсутствии достаточного количества мест для ожидания приема, толкание и цепляние за ноги сидящих в узких коридорах, об удаленности процедурных кабинетов (они находятся в другом помещении), о трудностях спуска и подъема туда пожилым людям. Ликвидировав МСЧ, административные органы сегодня обещают открыть филиал поликлиники.

    Жители микрорайона "Молодежный" г. Перми жалуются на труднопереносимые запахи, которые источают фекальные стоки под детской поликлиникой №2 и взрослой №3 МСЧ №6, которые находятся совсем близко друг от друга и занимают первые этажи жилых зданий. Несмотря на то, что эти поликлиники обслуживают 17 тысяч взрослых и юных жителей Орджоникидзевского района, несмотря на многочисленные обращения и обещания проведения необходимых работ, эта ситуация не меняется уже несколько лет.

    В Пермский региональный правозащитный центр обратилось руководство ОВД г. Верещагино с вопросом о правомерности действий администрации городской стоматологической поликлиники, которая отказывается заключать договор об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел на условии оплаты услуг по тарифам обязательного медицинского страхования. Оказание стоматологической помощи относится к видам медицинской помощи, которая в соответствии с действующим законодательством входит в перечень страховых услуг и предоставляется гражданам бесплатно. В связи с этим, отказ городской стоматполиклиники заключить договор на типовых условиях, неправомерен и нарушает интересы граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, на бесплатное медицинское обслуживание.

Немало претензий в связи с действующей системой заключения договоров на медицинское обслуживание возникает у сотрудников учреждений исполнения наказаний, особенно в части оказания услуг специалистами.

Выводы

Главной причиной нарушения прав человека в сфере прав на гарантированное минимальное медицинское обслуживания является ненадлежащее материальное обеспечение системы здравоохранения. Кроме того, нет надлежащего правового регулирования вопроса, касающегося медицинского обслуживания сотрудников правоохранительных органов. Последний факт вызван недопониманием учреждениями здравоохранения условий заключения договоров об оказании медицинской помощи сотрудникам правоохранительных органов.

  • Министерству здравоохранения Пермского края необходимо обеспечить меры по предотвращению наиболее типичных случаев нарушения прав граждан в сфере права на гарантированное медицинское обслуживание: восполнить недостаток медицинского персонала, в первую очередь, в сельских районах; выполнить строительные и ремонтные работы на объектах здравоохранения; выйти с запросом в Законодательное собрание с требованием о существенном повышении финансирования системы здравоохранения; обеспечить повышение правовой грамотности практикующих работников здравоохранения и управленческого аппарата в вопросах обеспечения прав граждан на медобслуживание.
  • Гражданскому сообществу нужно создавать организации по самозащите прав пациентов, изыскать средства для поддержания деятельности таких организаций.
  • Органами исполнительной власти федерального уровня - а именно, Минздравсоцразвития РФ, - требуется принятие нормативно-правового акта, который бы более детально регулировал порядок и условия заключения указанного договора о медицинском обслуживании.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за "чертой бедности"*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации"*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения - одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения - 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О предупреждении распространения туберкулеза", а также Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них - ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ - карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер "больничных" до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой - перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется "социальная поддержка" в области медицины (этими словами Закон заменил термины "льготы" и "меры защиты"). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но "изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения"*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд - Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа - 60% средней заработной платы, пять-восемь лет - 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни - 16 125 руб. (ранее - 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", в составе которой были семь подпрограмм ("Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика" и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность "врача общей практики". Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации"*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах , создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из важнейших юридических аспектов в российском законодательстве. О том, кто, в каких случаях и какие виды помощи в России оказываются бесплатно, а также все об ответственности за неоказание медицинских услуг – читайте в нашей статье.

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г., позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за . В соответствии со ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения - платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на ;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п. 19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или . Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС. Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС.

Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС - действует на всей территории РФ. Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС. В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь - лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;
Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.
  • специализированная медицинская помощь - оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением .
Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС - действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе. Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь. Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Ответственность за нарушение прав пациентов

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу . Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи. Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК). Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь. Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

    Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда").
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 г. № 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования.
  • Приказ Минздрава России от 15.05.2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
  • Приказ Минздрава России от 20.06.2013 г. № 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
Полисы ОМС, которые были выданы гражданам до вступления в силу Закона об обязательном медицинском страховании, имеют срок действия до их замены на полис ОМС нового образца.

Дарья

Добрый день) Интересует такой вопрос: хотела записаться на консультацию к врачу офтальмологу в г.Саратов на Вольскую12 , раньше лежала несколько раз, делали операции, состою на учете в этой больнице. Имею ли я право на бесплатную консультацию? (хотела просто провериться, узнать ли изменилось зрение? чтоб выписали новый рецепт. пришла записываться, мне сначала сказали 700 р прием, затем 1000,а затем сказали берите 2000.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Дарья! В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи граждане имеют право на первичную медико-социальную помощь в случае заболеваний глаза. Поэтому Вас должны принять бесплатно.

Анастасия

Добрый вечер.у меня такой вопрос.я сбила чел.лечение было 2 неделе.человеку всё выплатила, претензий ко мне не имеет....есть расписка и суд прошел, приписав штраф. Чел.попался понимаюий) спустя 1.5 года омс на меня подали в суд и просят выплатить всё что было по полису. Скажите имееют право? Разводят меня? Пути решения. Спасибо!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! К сожалению для Вас, такое право предоставлено страховой компании действующим гражданским законодательством, так как возмещение вреда должно быть осуществлено причинителем вреда. А если за него вред потерпевшему возмещается другим лицом, то данное лицо в порядке регресса вправе требовать компенсации причиненного ему ущерба в результате страховой выплаты.

Наталья

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста вот в таком вопросе. Я прописана в Брянской области,а прохожу лечение (у меня множественная миелома) по временной регистрации в Калуге. Если я поехала в Брянскую область (к себе домой) на несколько месяцев и заболела ОРЗ, имею ли я право на бесплатную медицинскую помощь в Брянской области. Полис я получала в Брянской области, когда поехала лечиться в Калугу, то в Калуге мне делали отметку в полисе ОМС по этой временной регистрации.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! Никаких препятствий для получения медицинской помощи в рамках ОМС на территории Брянской области нет, ведь Вы там прописаны и Вам обязаны по полису ОМС оказать медицинскую помощь.

Вячеслав

Здравствуйте, должен ли я покупать пластину для операции на ключице? В одной больнице мне написали купить даже перчатки.Гражданин России, полис есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вячеслав! Если операция входит в программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, то покупать все, что нужно для операции, Вы не обязаны. Но другое дело, что в этом случае по закону могут поставить пластину плохого качества и Вам рекомендуют купить пластину более лучшего качества. А соглашаться или нет, это уже Ваше личное дело.

Алексей

Добрый день! подскажите пожалуйста-есть ли какие-то льготы или законы о мед. обслуживании жителей юго-востока Украины? Жена беременна, попробовали стать на учет в женскую консультацию поликлиники, нам заявили, что в 2017 году постановка на учет платная-19000 рублей. В прошлом году по указу Путина была бесплатной, в этом уже "лафа для вас закончилась-платите!". Действительно ли был такой указ и действительно ли он уже не действует? Заранее благодарен за ответ!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алексей! Действующее законодательство об охране здоровья граждан не содержит исключений для граждан Украины в части получения ими бесплатной медицинской помощи, если они не постоянно проживают на территории России и у них нет полиса ОМС. В Вашей ситуации медицинские услуги (в части постановки на учет в женскую консультацию) оказываются на платной основе. Экстренная медицинская помощь (например, принятие родов) может быть оказан бесплатно.

Валентина

Я, Марочек Валентина,россиянка, имею страховой медицинский полис. По стечению обстоятельств,я, в данный момент живу в сельской местности в Новоазовском районе Донецкой области. Страшная болезнь отобрала мое здоровье, испытывая страшные боли я лишена возможности самостоятельно передвигаться. Имею ли я право, проживая на территории Новоазовского района Донецкой области, воспользоваться моей страховкой и что для этого надо??? С уважением к ВАМ = Валентина.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Валентина! Страховой полис ОМС российского образца не действует на территории других государств. Поэтому использовать его там Вы не можете. Возможно, по законодательству ДНР Вы имеете право на бесплатную медицинскую помощь.

Вадим

Здравствуйте. После операции мне сложно передвигаться. Врач назначил ежедневно ставить уколы, как внутримышечно, так и внутривенно. Можно ли мне сделать так, чтобы медсестра из поликлиники приходила ко мне домой чтобы ставить необходимые уколы.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вадим! Если врач усмотрит для этого медицинские показания, то медицинская помощь в виде уколов может быть оказана и на дому.

Надежда Александровна

Ребёнку нужна срочная реабилитация после сломанного позвоночника,для поездки в клинику Рошаля, куда нас готов отослать Минздрав Удмуртии,нужна справка об инвалидности. Справку делают только через 3-5 месяцев ввиду того,что "дети встают", как сказала нам замглавврача поликлиники. Правомерно ли это? Там,где выдают справки,сказали,что надо заключение МСЭ. Врачи приходили на дом,запись сделали, и что? Без справки нужно оплатить билеты в оба конца.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Надежда Александровна! Вообще непонятно, зачем нужна справка об инвалидности, если ребенок признан инвалидом. В этом случае должно быть на руках заключение МСЭ и справка об инвалидности, она выдается всем инвалидам.

Игорь

Здравствуйте.Я гражданин России.На данный момент у меня нет регистрации.Могу я получить медицинскую помощь?Полюс ОМС есть.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Так как Вы имеете полис ОМС, то вправе рассчитывать на получение бесплатной медицинской помощи в рамках государственной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, право на экстренную и неотложную помощь гарантируется всем без исключения гражданам.

Александр

Здравствуйте. Имею ли я право на бесплатные медицинские услуги участкового терапевта при оформлении медицинской карты на посещение группы оздоровительного плавания. Я пенсионер, имею полис ОМС.

Права пациента ФЗ 323 статья «Об основах охраны здоровья граждан» выражаются в предоставлении бесплатной медицинской помощи в любом специализированном учреждении страны, при условии предоставления полиса ОМС. Исключение составляют лишь частные организации и услуги, предоставляемые на платной основе.

Права и обязанности пациента

Каждый пациент должен четко знать свои права и обязанности. Это позволит избежать возникновения спорных ситуаций, а также защитить свои интересы.

В число обязанностей пациента входит строгое соблюдение прописанной методики лечения (при согласии с ней), достоверное информирование медиков о самочувствии и появлении признаков болезни для постановки верного диагноза. Пациент также обязан общаться с медперсоналом сдержанно и лаконично, без повышения голоса и перехода на личности.

В перечень прав пациента включаются:

  • Бесплатное предоставление медицинской помощи.
  • Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинских работников.
  • Выбор лечащего врача и медицинского учреждения.
  • Проведение консилиума и консультаций.
  • Получение достоверной информации о состоянии своего здоровья.
  • Согласие или , лечение в стационаре.
  • Возмещение ущерба, вследствие ненадлежащего лечения или халатности лечащего врача.
  • Получение бесплатной юридической помощи в случае обращения в суд для разрешения медицинских споров.

Вышеперечисленные права относятся в любым пациентам, вне зависимости от места их лечения (государственная поликлиника, частная больница). Ниже предлагаем рассмотреть наиболее весомые права граждан более подробно.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Граждане РФ имеют право получить бесплатную помощь в любом муниципальном или государственном медицинском учреждении по полису ОМС. В случае его отсутствия, возможно оказание бесплатной экстренной помощи.

Здесь необходимо понимать, что медики не имеют права отказать гражданину при плохом самочувствии, они обязаны предоставить первую медицинскую помощь вне зависимости от наличия полиса.

В рамках бесплатного медицинского лечения осуществляются различные виды помощи:

  • профилактическая;
  • лечебно-оздоровительная;
  • зубопротезная;
  • гинекологическая;
  • стоматологическая;
  • реабилитационная;
  • лечебно-диагностическая.

Пациент также вправе обратится за бесплатной помощью в некоторые частные клиники , при условии предоставления медицинского полиса. Узнать на какие учреждения распространяется данное право можно позвонив в страховую компанию или просмотрев одноименный реестр.

Полис ОМС выдается бесплатно всем гражданам РФ сразу после рождения. Право на его получение также имеют беженцы и иностранные граждане, проживающие в РФ по временной регистрации.

Полис выдается на бессрочной основе . Однако, если гражданин другой страны покинет РФ, действие документа прекращается досрочно.

Какие виды медицинской помощи можно получить бесплатно?

В системе медицинского страхования предусмотрены базовые и территориальные программы. Они распространяются на всех жителей страны, при этом напрямую зависят от характера заболевания или необходимости проведения профилактического осмотра.

Базовая программа позволяет получить бесплатную медпомощь в любом уголке РФ, вне зависимости от постоянного места жительства или регистрации граждан . Так, если человек поедет на отдых или в командировку в другой город, он вправе обратится в любую поликлинику за оказанием бесплатной помощи. Ему не смогут отказать на законных основаниях.

Базовая программа предусматривает оказание скорой, первичной и специализированной медицинской помощи. Таким образом, гражданин вправе вызвать скорую, обратится в медучреждение за постановкой диагноза, назначения лечения и прочих целей.

Территориальные программы действуют исключительно на территории региона, выдавшего полис. В них входит широкий перечень медицинских услуг.

Если говорить более подробно о видах медпомощи, граждане имеют право на бесплатной основе обратится к любому специалисту: терапевт, окулист, невропатолог, гинеколог, педиатр и прочие. Обратная ситуация – когда в городе (поселке) нет необходимого врача. В таком случае, пациент направляется в региональную или районную клинику.

Право на получение достоверной информации о поставленном диагнозе

Обращаясь за медицинской помощью, гражданин имеет право узнать полную информацию о состоянии своего здоровья, включая:

  • диагноз;
  • результаты анализов;
  • выбранную методику лечения;
  • список назначенных медикаментов;
  • результаты лечения.

Данная информация должна быть предоставлена лечащим врачом. Он не имеет права скрывать какие-либо факты, оглашать заведомо ложные сведения, обманывать. Даже при постановке неизлечимого диагноза, медик обязан уведомить пациента, вне зависимости от всей сложности ситуации и просьб родственников.

  • недееспособные лица;
  • несовершеннолетние дети;
  • наркозависимые.

Получение информации о диагнозе не является обязанностью пациента. Это значит, что врачу может быть запрещено его оглашение. Возможен вариант получения информации официальным представителем больного (родственникам).

Отдельно стоит отметить необходимость сохранения врачебной тайны. Медик не может передать информацию о поставленном диагнозе или методике лечения, постороннему лицу. Это повлечет наложение административного или дисциплинарного наказания.

Право на возмещение ущерба

К сожалению, но в отечественной медицине врачебные ошибки встречаются довольно часто. Больной или его родственники вправе затребовать возмещения морального и материального ущерба в судебном порядке, в случае:

  • причинения вреда здоровью пациента, вследствие назначения несоответствующего лечения;
  • летального исхода, при условии доказательств вины медиков.

К подобным случаям также относится неквалифицированное или несвоевременное предоставление помощи, халатность и прочие действия, результат которых негативно отразился на состоянии пациента.

Требовать возмещения ущерба можно с медика или медицинского учреждения. Это сугубо индивидуально, зависит от факторов, повлекших за собой вред здоровью.

Право отказа от госпитализации и хирургического вмешательства

Граждане вправе самостоятельно решать . Никто не сможет заставить пациента лечь в больницу по принуждению. Задача медика – поставить правильный диагноз и назначить лечение, если его обязательным условием является пребывание в стационаре, он обязан донести до пациента всю серьезность ситуации и объяснить возможное возникновение осложнений.

Отказ можно написать для любого медучреждения, это касается отделений педиатрии, гинекологии, родильного дома, терапии, хирургии и прочих. Назначенное лечение пациент должен осуществлять в домашнем режиме.

Исключением для отказа является лишь предоставление экстренной помощи. Также стоит учитывать, что ответственность за несовершеннолетних детей и недееспособных лиц лежит на официальных представителях. Если врач видит несоответствующее отношение к больному, либо считает госпитализацию крайне необходимой, он может созвать консилиум для вынесения принудительных мер.

В основном это касается несовершеннолетних детей, родители которых по религиозным соображениям не дают проводить медицинские мероприятия, направленные на излечение.

Пациент вправе отказаться и от хирургического вмешательства. Однако, на практике это может стоять жизни. Также, как и в случае с отказом от госпитализации, врач может созвать консилиум или воспользоваться экстренной ситуацией.

Уважительное отношение со стороны медицинских работников


Право на уважительное и гуманное отношение – одно из самых значимых для пациентов.
Оно не зря было выделено отдельно. К сожалению, но не все медицинские работники, включая средний и младший персонал, ведут себя с больными достойно.

Гражданин должен быть полностью уверен в том, что ему не только окажут квалифицированную медицинскую помощь, но и отнесутся с уважением. От врачей и прочего персонала не должны звучать угрозы, грубости, хамские выражения. Запрещено даже незначительное повышение голоса.

Несоответствующее поведение медработников многие оправдывают низким уровнем заработной платы. Однако, пациент не виноват в финансовых сложностях лечащего врача или его медсестры. Любая грубость может повлечь за собой наложение дисциплинарного наказания.

Больной вправе обратится с соответствующей жалобой напрямую к руководству поликлиники, которое обязано наказать виновное лицо. Как правило, медика лишают поощрений или изымается часть заработной платы в качестве штрафа.

Выбор лечащего врача и медицинского учреждения

Внедрение полиса ОМС дало возможность пациентам самостоятельно выбирать лечащего врача и медицинское учреждение на бесплатной основе. Гражданин может написать заявление об отказе от услуг педиатра или терапевта, попросив направить его на участок к другому специалисту. Тоже касается и других врачей.

Например, женщина изъявила желание встать на учет по беременности к гинекологу, прикрепленному к другому району. Свою просьбу она аргументировала предыдущим положительным опытом обращения к данному специалисту.

Несмотря на то, что смена врача разрешена законом, здесь можно столкнуться с неоднозначной ситуацией. Она касается вызова специалиста на дом. Этот вопрос стоит заранее обговорить с медиком. Тут стоит понимать, что все районы разделены на участки, к которым прикреплены определенные врачи. Специалист с другого участка вряд ли придет на вызов, разве что на платной основе.

Смена лечащего врача, как правило, требует прямого обращения к заведующему поликлиники. Именно он дает соответствующее разрешение, а также принимает заявления граждан.

Выбор медицинского учреждения может быть ограничен условиями территориальных программ. В связи с этим, стоит заранее узнать информацию о клинике и возможности обслуживания в ней на бесплатной основе по полису.

Защита прав пациентов

Нарушение прав пациента вызывает массу споров. Каждая ситуация имеет свои индивидуальные особенности и последствия. К примеру, кто-то готов идти в суд с жалобами на хамское отношение врача, а кто-то звонит на горячую линию в случае ненадлежащего лечения.

Для решения вопросов пациенту необходимо обратиться в Минздрав. Все принятые жалобы, включая электронные варианты, перенаправляются к администрации лечебного учреждения с целью дальнейшего решения. Помимо этого, можно написать жалобу:

  • напрямую к главному врачу или заведующему поликлиникой;
  • в городскую администрацию;
  • прокуратуру или полицию;
  • территориальное отделение страховой компании;
  • Роспотребнадзор или Росздравнадзор.

Перед подачей любой жалобы стоит посетить квалифицированного юриста. Он поможет разобраться в сути проблемы, обоснует ее с юридической точки зрения и поможет составить текст документа.

Результатом жалобы может быть присуждение выплаты материальной или моральной компенсации, наложение дисциплинарного наказания, административные штрафы, лишение права на оказание медицинской деятельности, лишение или ограничение свободы.

Тяжесть наказания зависит исключительно от величины нанесенного пациенту ущерба и нарушения его прав. В случае клеветы врач или медицинское учреждение могут подать встречный иск в отношении нерадивого пациента, что повлечет за собой административную или уголовную ответственность.

Права пациентов: подведем итоги

Права пациентов прописаны в действующем законодательстве РФ. Их нарушение приводит к наказанию медицинского персонала: административному, дисциплинарному, уголовному.

Гражданин имеет право получить квалифицированные лечебные, оздоровительные или профилактические процедуры на бесплатной основе. Пациент вправе выбирать лечащего врача, медицинское учреждение, писать отказ от хирургического вмешательства или госпитализации.

Обязанность посетителя поликлиники или любого другого медицинского учреждения – предоставление полиса ОМС . Он оформляется, сразу после рождения ребенка или оформления человеком гражданства РФ. Полис дает право на получение бесплатных медицинских услуг не только в государственных, но и некоторых частных клиниках.

В случае нарушения прав, пациент или его представитель может обратится с соответствующей жалобой в вышестоящие инстанции.

Бесплатный вопрос юристу

Информация на сайте предоставлена для ознакомления. Каждая ситуация уникальна и требует личной консультации с опытным юристом. В этой форме вы можете задать вопрос нашим юристам по медицине.

Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), являясь составной частью государственного социального страхования, участвует в выполнении обязательств государства по обеспечению конституционных прав граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи.

Основные права и обязанности застрахованных граждан при получении ими медицинской помощи в системе ОМС регламентируют:

Конституция Российской Федерации

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Федеральный закон

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В статье 16 данного Федерального закона отражены права и обязанности застрахованных лиц.

Федеральный закон

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Это основополагающий документ, который регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, устанавливает основные принципы охраны здоровья, разъясняет права и обязанности всех участников системы здравоохранения. Большое внимание в нем уделено правам граждан.

Вашему вниманию предлагается краткий обзор глав, которые могут ответить на вопросы, возникающие у граждан при получении медицинской помощи.

Глава 2. Основные принципы охраны здоровья.

В данной главе определены и раскрыты основные принципы охраны здоровья, а именно: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, соблюдение врачебной тайны и другие.

Глава 4. Права и обязанности граждан в области охраны здоровья.

В этой главе разъясняются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на охрану здоровья и медицинскую помощь, на выбор врача и медицинской организации, на получение информации о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье. Определены права на охрану здоровья работников, занятых на отдельных видах работ, военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим. Установлено право на получение медицинской помощи задержанных лиц, а также заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.

Статьей 20 определено, как необходимое предварительное условие медицинского вмешательства, наличие информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.

В статье 27 впервые на законодательном уровне обозначены обязанности граждан в сфере охраны здоровья.

Глава 5. Организация охраны здоровья.

В главе обозначены организационные вопросы обеспечения охраны здоровья, в том числе государственное регулирование этой сферы. Затронута тема профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни у граждан. Приведена классификация медицинской помощи по видам, условиям и форме ее оказания. Даны определения понятиям «медицинское изделие», «лечебное питание», «медицинская реабилитация». Кроме того в главе освещены вопросы:

  • организации и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • оказания медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями;
  • диспансеризации;
  • донорства органов и тканей;
  • народной медицины.

Четко обозначен запрет на эвтаназию.

Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка. Вопросы семьи и репродуктивного здоровья.

В главе разъясняются права семьи, беременных женщин, матерей и несовершеннолетних в сфере охраны здоровья. Затронуты темы применения вспомогательных репродуктивных технологий, искусственного прерывания беременности и медицинской стерилизации.

Глава 13. Ответственность в сфере охраны здоровья.

Этой главой определены основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, вследствие недобросовестного выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, и то, что виновные обязаны возместить ущерб потерпевшим.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи

Программа устанавливает единый механизм реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества, а также определяет условия предоставления бесплатной помощи населению.

Специальные законы о правах граждан в области охраны здоровья

Существует ряд специальных законов, которые предусматривают права граждан при оказании специализированных видов помощи. На сегодняшний день это:

Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Федеральный закон «О лекарственных средствах»;

Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Правила предоставления платных медицинских услуг

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определил условия оказания платных медицинских услуг гражданам (статья 84). Кроме того, статьей 80 данного закона установлен перечень услуг, за которые гражданин не должен платить, когда помощь ему оказывается по Программе госгарантий бесплатной медицинской помощи.

Правила предоставления платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

При получении платных медицинских услуг граждане имеют право на защиту своих интересов в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».