2 предметом экологического права являются. Экологическое право

В теории права предмет правового регулирования считается основой выделения правовых норм в определенную отрасль права <15>. Предмет играет роль системообразующего фактора отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Обычная ошибка при ответе на вопрос о предмете экологического права - утверждение о том, что данное право регулирует отношения людей, общества к природе. Однако право регулирует общественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу определенного объекта. В нашей ситуации это - воды, атмосферный воздух, богатства недр и т.д., или природа.

За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Ранее мы определили основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

Какие же более конкретные общественные отношения регулируются правом окружающей среды? В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов) <16>.

Действительно, названные две группы отношений общепризнанны, и прежде всего они образуют предмет экологического права. Но как реакция на общественную потребность, формируемое экологическое право России регулирует некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения:


Собственности на природные объекты и ресурсы;

По природопользованию;

По охране окружающей среды от разных форм деградации;

По защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.


В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими.

Приведенная классификация видов экологических отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным, горным и др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.

При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

В контексте отношений собственности на природные ресурсы <17> в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

<17> Обратим внимание на то, что в законодательстве устанавливается право собственности на природные ресурсы, а не природные объекты. Так, согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Понятие природного объекта более широкое, оно включает в себя и соответствующий природный ресурс. По действующему законодательству отношения собственности распространяются на часть природы, которая используется или может быть использована человеком.

По поводу отношений собственности в контексте предмета водного законодательства О.С. Колбасов писал: "В той части, в какой отношения водного хозяйства являются по существу отношениями по использованию и охране вод, они являются предметом водного законодательства. К их числу принадлежат отношения исключительной государственной собственности на воды..."

С учетом юридического понятия категорий "собственность на природные ресурсы", "использование природных ресурсов" представляется, что по содержанию понятие собственности шире понятия использования природных ресурсов и поэтому отношения собственности не могут быть частью отношений по использованию. Отношения собственности на природные ресурсы целесообразно выделять в предмете законодательства и права в самостоятельную группу отношений.

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. "Природопользование и охрана природы - это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности" <18>. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание Н.И. Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства <19>.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть не что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.

Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.

Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.

Отношения по природопользованию <20> регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Посредством регулирования таких отношений обеспечивается решение ряда общественно значимых задач. Главная из них - двуединая задача: по удовлетворению материальных, а также в известной мере эстетических и других потребностей человека и по предупреждению разных форм деградации природы, включая истощение природных ресурсов, ее загрязнение; иначе говоря, это важнейшая задача по обеспечению сохранения экологического равновесия. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

<20> Под природопользованием понимается использование человеком природных ресурсов в целях удовлетворения его разнообразных потребностей - физиологических, экономических, эстетических, научных и др., а также использование природной среды для удаления отходов производства и потребления.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды <21> касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.

Охрана окружающей среды (природных комплексов, объектов, ресурсов) - деятельность, направленная на сохранение или восстановление благоприятного состояния природной среды, воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это регулирование охраны окружающей среды от:


Шума, создаваемого самолетами, производственными объектами;

Вибрации, создаваемой в процессе строительства или эксплуатации транспортных средств, к примеру метро;

Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники;

Радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие в форме облучения;

Чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;

Сброса теплых сточных вод в водоемы.


Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:


Переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;

Биотехнологий;

Поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);

Предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.


Правовое регулирование охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных нормативных правовых актах. В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.

В какой степени обоснованно выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства? Каково содержание понятия "обеспечение экологической безопасности"? В каком соотношении это понятие находится с понятием "охрана окружающей среды"? Каков практический смысл введения нового понятия и нового направления практической деятельности? Нельзя ли обеспечить так называемую экологическую безопасность в рамках охраны окружающей природной среды? Если нет, то почему? Что произошло в России в 90-е годы, в связи с чем появилось основание для выделения общественных отношений по обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по охране окружающей среды? И, наконец, с помощью каких правовых средств обеспечивается экологическая безопасность? Для ответа на некоторые поставленные вопросы обратимся к Федеральному закону "Об охране окружающей среды".

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думой РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.

В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня XXI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности.

Предмет экологического права складывается объективно, помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

3. Система и тенденции развития экологического законодательства России Концепцией развития экологического законодательства предусматриваются обновление (внесение изменений и дополнений, принятие новой редакции) Закона об охране окружающей среды, приведение в соответствие с реалиями природоресурсного законодательства, экологизация других отраслей законодательства России.

Контуры совершенствования законодательства об охране окружающий среды в основном определяются. Начата работа над проектом нового Закона РФ об охране окружающей среды. Основные изменения этого Закона видятся в следующем:


в усилении экологических прав граждан с расширением их возможностей контроляза экологической обстановкой и экологической деятельностью государственных органов и должностных лиц;

в расширении сферы свободы экологической и иной информации;

в создании стройной системы государственного управления качеством окружающей среды во главе с координирующим органом;

в усилении экономических механизмов воздействия на загрязнителей;

во введении в текст Закона нового для России явления и правового института в виде оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

в расширении экологических функций самоуправления.


По аналогичному пути должны развиваться и остальные акты собственно экологического законодательства – другие законы, а также указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств.

Наряду с продолжением экологизации природоресурсного законодательства должно осуществляться сочетание специфики природопользования с гражданско-правовыми установлениями, предусмотренными Гражданским кодексом.

Переход к признанию равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности исвободе договора, обеспечению восстановления нарушенных прав и их судебной защите означает коренной пересмотр устоявшихся взглядов на экологическое благополучие общества и методы его обеспечения, что обусловливает необходимость внесения дополнений в природоресурсное законодательство при сохранении исторических традиций и менталитета российского природопользователя.

Аналогично перестраиваются другие отрасли законодательства. В частности, Кодекс России об административных правонарушениях может быть дополнен:


а) рядом новых составов экологических проступков;

б) усилением административных, прежде всего штрафных, санкций, способных оказать воздействие на загрязнителя;

в) установлением в Кодексе порядка взыскания штрафа с юридических лиц.


Все больше возможностей у субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами Конституции и прежде всего со ст. 73. Но самые главные резервы совершенствования правовой системы находятся в сфере органов местного самоуправления. Строго говоря, их деятельность выходит за рамки создания, совершенствования законодательства. Однако если иметь в виду регулирование экологических отношений, установление местных правил вокруг них, реализацию экологического законодательства, повышение его эффективности, то роль местного самоуправления трудно переоценить.

Активизируется правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации, которые принимают в настоящее время уставы и иные основополагающие законы о своей деятельности и призваны восполнять пробелы в федеративном экологическом законодательстве по вопросам совместной компетенции, конкретизировать федеральные и свои собственные акты по вопросам окружающей среды, развивать собственную правовую экологическую систему в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подходы к совершенствованию природоресурсного законодательства формулируются следующим образом:


уравнение в правах различных форм собственности на природные ресурсы – в соответствии с Конституцией РФ;

большее придание природоресурсным отношениям характера гражданско-правовых при сохранении специфики природопользования и ресурсопотребления;

открытие или раскрытие природоресурсных отношений, т. е. вовлечение в их обсуждение, контроль, охрану, использование граждан, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

устранение монополизма в эксплуатации природоохранных сооружений, привлечение антимонопольных средств воздействия;

повышение роли судов в рассмотрении споров в связи с природными ресурсами;

учет и использование регионального, экосистемного принципа в управлении и контроле;

первоочередность использования природных ресурсов для рекреационных и иных гуманитарных целей.


Важно изучение опыта других стран, его творческое осмысление, перенимание с учетом национальной специфики. Можно констатировать, что и в других странах, например в США, весьма дифференцированно осуществляется пользование природными ресурсами – от востока к западу в зависимости от времени освоения, вхождения штатов в федерацию, заселенности, обводненности, засушливости территорий и т. п.

В природоресурсном законодательстве, может быть, как ни в каком другом, важна роль субъектов Российской Федерации, обладающих широкими правотворческими функциями как самостоятельно, так и вместе с Российской Федерацией. Последнее не менее важно, чем остальное, так как Россия систематически консультируется со своими субъектами: все проекты законодательных актов Российской Федерации направляются до принятия в субъекты Российской Федерации, проходят там экспертизу, получают оценку, учитываемую при обсуждении и принятии акта. Кроме того, представители субъектов Российской Федерации – по два от каждого – присутствуют в Совете Федерации – верхней палате российского парламента и имеют решающее слово при определении судьбы того или иного проекта.

Главным в налаживании эффективного, рационального и цивилизованного использования природных ресурсов является не только совершенствование федерального, масштабного регулирования природопользования, хотя и это с учетом сказанного необходимо, но и организация надлежащего применения законодательства, реализация возможностей, имеющихся у субъекта Российской Федерации, у органа местного самоуправления. Перенос центра тяжести в подобном ракурсе составляет суть правовой реформы в России вообще и в экологии в частности.

Общие принципы реформирования экологических норм российского законодательства сводятся к следующему:


к признанию приоритетности экологии перед экономикой (хотя это и трудно в период экономического кризиса);

к полному открытию экологической информации, причем не только формальному: необходим комплекс мер по ее доведению до граждан, обучению их обращению с ней;

к созданию экономического механизма охраны окружающей природной среды (сохранение в то же время государственных мер воздействияна загрязнителей, как это практикуется и в достаточной степени в других странах, например, в США);

к комплектованию системы государственных органов, уполномоченных на охрану окружающей среды, во главе с координирующим органом;

к соединению всех звеньев организации, контроля и наложения взысканий без каких-либо пробелов в этом механизме охраны окружающей среды;

к публичности осуществления основных властных и контрольных полномочий;

к признанию реалий, например, разных видов собственности на природные ресурсы, что порождает известные правовые последствия в осуществлении управления и контроля в области охраны окружающей среды;

к законодательному размежеванию исполнительной и судебной властей, обеспечению их самостоятельности и независимости.


Немаловажны проблемы организации законодательного процесса, которые имеют довольно общий (не только экологический) характер.

Коротко перечислим их, это:


недостаточная проработанность законопроектов, выносимых для обсуждения в российском парламенте – Федеральном Собрании РФ;

ведомственность и лоббирование законопроектов, что является само по себе нормальным явлением, распространенным и в других странах, но накладывается на отсутствие длительных парламентских традиций, устоявшихся обычаев и процедур;

множественность противоречивых проектов и точек зрения по одному и тому же вопросу;

отсутствие, как правило, квалифицированных правовых экспертиз законопроектов, иных способов получения компетентных заключений;

погоня за множественностью принятия законов в ущерб их качеству.


Отсюда появление противоречий, пробелов, нестыковок в законодательстве.

Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

Законодательство об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности, относятся:

Федеральный закон "Об экологической экспертизе";

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Законодательство о природных комплексах , также новая структурная часть российского законодательства, включает:

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";

Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";

Федеральный закон "Об охране озера Байкал";

Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство . В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

Федеральный закон "О мелиорации земель";

Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

Федеральный закон "О землеустройстве";

Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

Водный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

Лесной кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

Федеральный закон "О животном мире";

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

Здесь нами только названы акты без какой-либо их характеристики. В дальнейшем их содержание будет раскрыто применительно к конкретным вопросам. Об их объекте сказано в названии того или иного закона. Достаточно отметить, что эти законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

6. История развития российского права окружающей среды

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе.

а) Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа*. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. («Засека» – преграда из срубленных в наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков, предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, «бить ботогами нещадно» («батог» – палка, прут, трость), «бити кнутом без всякой пощады», отсечение кисти левой руки. При наказании принимался во внимание факт повторности нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью ботогами, во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

Предмет является основным атрибутом отрасли, имеющей специализацию.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения (т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу объектов материального мира, составных частей природной среды и природы в целом).

Предметом экологического права является не взаимодействие между обществом и природой, а именно общественные отношения.

За данными отношениями (в сфере взаимодействия общества и природы) находятся разнообразные интересы и потребности человека: в частности это

    экологические (т.е. связанные с природной средой)

    экономические (связанные с использованием ресурсов)

    научные (связаны с познанием законов природы)

    рекреационные и иные.

Поскольку потребности разнообразны, а сфера взаимодействия широка и необъятна предметом экологического права являются те отношения, о которых говорится в

части 3 Преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» - это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Характеристика отношений:

1) это отношения в сфере взаимодействия общества и природы

2) это отношения, возникающие при осуществлении человеком деятельности, которая воздействует на окружающую природную среду

3) территориальное ограничение.

С учётом направлений взаимодействия общества и природы и видов экономически значимой деятельности человека можно выделить следующие экологические отношения:

1) отношения по рациональному использованию природных ресурсов

2) по охране природной среды

3) по обеспечению экологической безопасности – выделение этой группы отношений производится представителями кафедры экологии МГУ, Бринчук с этим мнением не согласен.

Первые две группы отношений называются как исключительный предмет отрасли экологического права . Данная позиция выражена и в природноресурстном законодательстве (ст.3 Земельного кодекса, ст.5 Водного кодекса и т.д.).

1)

2) отношения по защите экологических прав и законных интересов человека.

Представители кафедры МГУ последнюю группу отношений включают в отношения по обеспечению экологической безопасности.

Учитывая сказанное и разнообразные точки зрения,

вывод: экологическим правом регулируются:

1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по использованию ресурсов это исключительный предмет

3) отношения по охране природной среды экологического права

от разных форм деградации

4) отношения по обеспечению экологической безопасности.

Особенности отношений, регулируемых экологическим правом:

1) поскольку данные отношения возникают по поводу природной среды и составляющих её элементов в этих отношениях проявляются экологические взаимосвязи между данными элементами

2) отношения, связанные с производством материальных благ (т.е. отношения в сфере природопользования) имеют экономический характер (это вид производственных отношений)

3) поскольку большинство компонентов природной среды могут быть объектами права собственности или иных прав (как вещных, так и обязательственных) => данные отношения имеют имущественный характер. Исключение составляет такой объект как атмосферный воздух – он не может быть объектом присвоения.

4) данные отношения являются публичными, т.к. в них проявляется интерес неограниченного круга лиц как настоящего, так и будущих поколений людей

5) данные отношения должны быть гласными (открытыми).

Существует точка зрения, связанная с пониманием предмета экологического права в узком смысле, т.е. как общественных отношений, возникающих исключительно в связи с охраной природной среды от различных форм деградации (это природоохранные отношения). Это мнение неверно.

Метод ЭП

Метод – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.

Особенность метода – он в себе сочетает оба вида приёмов и способов.

Степень сочетания зависит от конкретного вида экологического отношения.

Например, в отношениях по использованию природных ресурсов применяется совокупность гражданско-правовых приёмов и способов; это диспозитивный метод (способ). Т.к. это горизонтальные отношения и субъекты признаются равными.

В данных отношениях всегда незримо присутствует государство в лице своих органов, которые в определённых случаях могут вмешаться в отношения по использованию ресурсов по своей воле.

К экологическим отношениям применяется формула: не всё разрешено, что прямо не запрещено законом . Поскольку экологические права являются неотъемлемыми, и человек не может отказаться от них по собственному желанию.

Роль правового регулирования экологических отношений заключается в подробной регламентации всех полномочий, которыми наделяются органы гос. власти или органы местного самоуправления в данных отношениях. Здесь аналогии неприменимы даже при наличии пробелов в законодательстве.

Понятие ЭП

Определение понятия ЭП как отрасли права зависит от понимания и специфики предмета.

Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей:

    земельное право

    горное (недреное) право

    водное право

    лесное право

    фаунистическое право (фауна)

    воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер ЭП обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно ЭП и его источниками

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).

Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле (Крассов): экологическое право – это природоохранная отрасль.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым- биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение). Любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования . И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права , прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды », интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования. Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Предмет экологического права - общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом; иные отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых университетов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права , уголовного права , нормы международного права).

Методы экологического права

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права. Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

  • экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
  • административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
  • историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Субъекты, объекты экологических отношений

Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено ст. 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории , при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона .

Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации . Так, в п. «д» статьи 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры. Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Поэтому субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственное правовое регулирование (ст. 76 Конституции РФ). Но законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают: экологические права и обязанности граждан РФ (ст. 42, 58); право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, 36); компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. 71, 72, 114). Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду; экономического механизма охраны окружающей среды; нормирования качества окружающей среды; государственной экологической экспертизы; экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий , сооружений и иных объектов; чрезвычайных экологических ситуаций; особо охраняемых природных территорий и объектов; экологического контроля ; экологического воспитания, образования, научных исследований и др. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К первым относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся упомянутый закон «Об охране окружающей среды», Федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы , затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об

?Экологическое право относится к числу:
*самостоятельных отраслей российского права
!неосновных отраслей
!институтов административного права
!подотрасли конституционного права
?Предметом экологического права являются отношения по:
*природопользованию
*охране окружающей среды
!взаимодействию общества и государства
!использованию земельных участков различных категорий
?Общая часть экологического права включает в себя правовые институты, определяющие:
!охрану земель и недр
!правовой режим лесопользования
*экологический контроль
*экологическую экспертизу
!правовой режим особо охраняемых природных территорий
?Методы эколого-правового регулирования - это:
!сравнительно-правовые методы
*императивные предписания, разрешения и запреты на совершение определенных действий
!формально-юридические методы
!убеждение и принуждение
!гипотеза, диспозиция, санкция
?Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, - это:
*антропогенный объект
!искусственный ландшафт
!природный ландшафт
!природно-антропогенный объект
?Основным конституционным правом человека является право:
*каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
!граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность
!граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды
!на обеспечение экологической безопасности, охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
?Установите соответствие между понятиями по различным методам (объектам).
*Средство (метод) эколого-правового регулирования:вариант = Дозволение, предписание, запрет
*Метод правового регулирования:вариант = Императивный и диспозитивный
*Метод научного познания:вариант = Гносеология, статистический, сравнительно-правовой
*Объекты охраны окружающей среды:вариант = Земля, вода, недра
?Экологические правоотношения могут возникнуть между:
!органом исполнительной власти и окружающей средой
*органом исполнительной власти и гражданином
!политическими партиями
!предприятием и окружающей природной средой
*гражданином и общественным объединением
?Субъектом экологического права выступают:
*общественные объединения
*граждане
*государственные органы исполнительной власти
!чрезвычайная ситуация природного характера
!земля, животный и растительный мир
?Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права:
!Гражданский кодекс РФ
!Федеральный закон «О проведении экологической экспертизы»
!Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
!Конституция РФ
*Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
?Граждане и юридические лица могут иметь в собственности:
!реки и озера
!недра
!леса, расположенные на землях лесного фонда
!животный мир в естественной среде обитания
*земельные участки
?Природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны РФ отнесены к:
!граждан
!собственности Федерации и субъектов РФ
!государственной и муниципальной собственности
!юридических лиц
*федеральной собственности
?… - это изъятие у собственника имущества с выплатой ему его стоимости в интересах общества по решению государственных органов при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
*Реквизиция
!Приватизация
!Национализация
!Конфискация
?Комплексное природопользование является формой:
!особого водопользования
*специального природопользования
!общего природопользования
!коллективного природопользования
?Субъектами специального природопользования могут выступать:
!только юридические лица
!субъекты РФ
!любые физические и юридические лица
*юридические лица и индивидуальные предприниматели
?Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это:
*не нарушает прав и законных интересов иных лиц
!не вредит интересам других лиц
!не нарушает интересов государства
*не наносит ущерба окружающей среде
?Совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде, рационального природопользования представляет собой:
*управление
!аудит
!экспертизу
!мониторинг
!наблюдение
?Орган специальной компетенции в сфере управления природопользованием - это:
*Министерство природных ресурсов и экологии РФ
!Министерство охраны окружающей среды
!Государственный комитет экологии
!Федеральное Собрание РФ
!Правительство РФ
?Целью Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды как официального документа является:
!оценка особых видов воздействия на окружающую среду с учетом климатических особенностей года, природных катастроф и стихийных бедствий
!разработка плана действий для улучшения состояния окружающей природной среды и повышения качества жизни населения на территории Российской Федерации
!нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды
*обеспечение государственных органов управления и населения объективной систематизированной информацией о качестве окружающей природной среды
?Санитарно-гигиеническое нормирование относится к задачам:
*Министерства здравоохранения и социального развития РФ
!Министерства природных ресурсов РФ
!Министерства сельского и лесного хозяйства
!Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности

Одной из основных функций государства на современном этапе является охрана природы. Право на безопасную окружающую среду и благоприятные условия проживания закреплены конституционно. В связи с этим требуется особый механизм регулирования экологических отношений. Данным вопросом занимается отдельная отрасль. Рассмотрим вопрос о том, каково место экологического права в системе права, его понятие, предмет и объект, структуру и источники. Человек, безусловно, есть частью природы, и существовать отдельно, изолированно от нее, без использования ресурсов, он просто не может.

Экологическое право: предмет

Основанием для выделения определенной совокупности правовых норм в отдельную отрасль теория права считает предмет их регулирования. Он является системообразующим фактором. Предмет регулирования норм права определяется как конкретно определенная сфера (область) общественных отношений, отличающихся от иных. Необходимо при их определении учитывать объект рассматриваемой сферы, в данном случае – это природа, или, иными словами, окружающая среда и составляющие ее отдельные элементы. Предмет и система экологического права находятся в прямой взаимосвязи. Принимая во внимание все сказанное, можно сделать следующее определение.

В экологическом праве предметом являются определенные общественные отношения, которые возникли по поводу окружающей среды или природы. А именно по конкретному объекту – водные ресурсы, недра и т. д. Другими словами, это интересы людей, их потребности, которые удовлетворяются за счет окружающей среды. Не стоит путать с отношением общества или отдельного человека к самой природе. Это предмет в традиционном понимании, кроме того, в него включаются иные отношения. В их число входит право собственности на ресурсы и природные объекты и защита прав, а также законных интересов.

Таким образом, система экологического права в данный момент под предметом понимает комплекс отношений:

  • по природопользованию;
  • по приобретению и прекращению прав собственности на отдельные ресурсы или природные объекты;
  • по охране окружающей среды от разрушения;
  • по защите законных интересов и экологических прав не только отдельных граждан, но и юридических лиц.

Теория права определяет объект данной сферы как определенные природные ценности, значимые для общества, и по поводу которых складываются отношения, регулируемые правом. Современное законодательство выделяет их в такие: окружающая среда, природные комплексы, отдельные ресурсы и природные объекты. Рассмотрим каждый более подробно.

Природная окружающая среда, или природа

С точки зрения естественных наук под природой понимается совокупность определенных объектов и систем в материальном мире в их исходном состоянии, не представляющем собой результат трудовой деятельности людей. В юридическом смысле в понятие обоснованно включено и то, что создано человеком, например, лесные насаждения, выращенная на специальных фермах и отпущенная в водоемы рыба или животные. Природа в естественном своем состоянии – вся Вселенная, включающая и космос, и Землю. Однако как объект отношений, попадающих в сферу регулирования экологического права, она определена границами использования в практической деятельности человека и его антропогенного воздействия на нее. Из современного законодательства в чистом своем виде термин «природа» практически вытеснен и заменен на «окружающую среду». Система экологического права данное понятие позаимствовала у зарубежных коллег, где оно имеет более широкое и полное содержание. В него наряду с элементами естественного мира включены объекты из социальной среды, например, исторические и культурные памятники.

Природные комплексы

Под каждым из них стоит понимать естественную экологическую систему (экосистему) и другие совокупности ресурсов и природных элементов. Они являются самостоятельным объектом отношений, регулируемых рассматриваемой отраслью права. К природным комплексам относятся территории, находящиеся под особой охраной (национальные парки, заповедники, курорты и т. д.), специальные зоны и охраняемые территории (санитарно-защитная, водоохранная и т. д.), континентальный шельф, внутреннее море и проч.

Отдельные ресурсы природы и объекты

Можно сказать, что понятие и система экологического права базируются отчасти на этих элементах. Отдельные ресурсы природы и объекты включают в себя: почву, землю, недра, воду, воздух атмосферы, растительный и животный мир, леса, околоземное космическое пространство. Также стоит отметить самостоятельные объекты регулирования в праве и законодательстве. К ним относят озоновый слой, виды животных и растений, имеющих статус редких либо подверженных угрозе исчезновения, климат в качестве режима погоды для конкретной местности.

Соотношение понятий

Если говорить об определении, то природный объект подразумевает всю совокупность однородных (одного вида) веществ природы – это недра, земля, вода, лес и т. д. Причем может быть как в глобальном, так и в национальном масштабе.

Более узким является понятие природный ресурс. Он является частью объекта, используемого человеком для удовлетворения своих нужд. Например, животный мир стоит рассматривать как единое целое, а вот отдельных промысловых животных или птиц, рыб как его отдельную часть. Это природный объект и ресурс соответственно.

Экологические отношения: методы регулирования

Под ними следует понимать совокупность способов, приемов и форм правового воздействия на образ действий всех участников экологических отношений. В науке различают метод императивный, стимулирования, диспозитивный и т. д. Система отрасли экологического права использует их не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом.

  1. Административно-правовой. В данном случае участником отношений, с одной стороны, является уполномоченный государственный орган. Суть метода в установлении предписаний, запретов, дозволений и обеспечении мер государственного принуждения к соответствующему поведению и исполнению правовых указаний.
  2. Гражданско-правовой. Для него характерно равенство сторон, участники выступают как независимые друг от друга, равноправные субъекты.
  3. Метод стимулирования. Его суть заключена в принятии законодателем таких положений, которые направлены на заинтересованность и побуждение субъектов в инициативном, добровольном порядке принимать и реализовывать меры по результативному исполнению законодательства в сфере экологического права.

Что такое источники экологического права?

Это нормативно-правовые акты, которые осуществляют регулирование отношений и взаимодействие природы и общества (иными словами, экологические). Чтобы обладать таким статусом, они должны соответствовать ряду требований:

  • объективно выраженная форма – указ президента, закон, постановление правительства, приказ (либо инструкция) министерства, решение местных органов самоуправления;
  • принятие только уполномоченным соответствующим органом;
  • определенная законом форма;
  • официальное опубликование в соответствии с Конституцией РФ.

Вопрос изучения источников экологического права создает некоторую трудность, так как их издается достаточно большое количество. В связи с этим проводится систематизация по различным основаниям. Так, в зависимости от юридической силы различают законы и подзаконные акты. Согласно предмету регулирования источники могут быть общие (Конституция и т. д.) и специальные (например, ФЗ «О животном мире»). В зависимости от характера правового регулирования они делятся на процессуальные и материальные.

Система источников экологического права

Она представляет собой пирамиду, на вершине которой стоит Конституция РФ, имеющая высшую силу. Она содержит две отличные группы норм: общего характера и специфические (экологические). Вторую ступень занимают федеративные и международные договоры и нормы права. По сути, они не стоят выше или ниже Конституции, но все же являются приоритетными над нормами отечественного законодательства, и данная формулировка содержится во многих федеральных законах.

Далее по ступеням располагаются нормативно-правовые акты, издаваемые президентом РФ, правительством РФ, федеральными министерствами и отдельными ведомствами. Целой категорией ниже стоят законы и конституции субъектов страны, нормативно- правовые акты органов местного самоуправления. Завершают систему локальные НПА и судебные решения.

Система экологического права

Она складывается из отдельных структурных элементов, основных частей – подотраслей, институтов и норм. Экологическое право рассматривается с трех позиций: как отрасль права, учебная и научная дисциплина. Поэтому важно изучить структуру с точки зрения подхода к каждому элементу отдельно. Давая характеристику экологическому праву как комплексной отрасли, нужно принимать во внимание наличие в его структуре признанных и сформированных подотраслей (земельное, горное, водное, лесное и т. д.). Их развитие по отдельности и в целом реализует дифференцированный подход к правовому регулированию в обществе отношений по природопользованию, охране окружающей среды относительно отдельных природных объектов. Все части системы экологического права (подотрасли) обладают собственной структурой.

Структура права в качестве научной либо учебной дисциплины несколько отличается и может включать три части. Во-первых, общую. Она, как правило, обосновывает наличие экологического права в качестве отрасли своими положениями. Во-вторых, особенная часть. Она определяет отдельные правовые меры, обеспечивающие рациональное использование и охрану вод, лесов, земель и т. д., правовой режим территорий с особым статусом, вопросы регулирования обращения с химическими другими веществами, отходами и т. д. В-третьих, специальная часть. В ней содержится информация о международном праве окружающей среды и таковом в отдельных зарубежных государствах.