Обучение бжд в колледже лекции. Краткий курс лекций по

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Омский колледж профессиональных технологий»

З.В. Кислицина

О.В. Коленникова

Краткий курс лекций по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов 1, 2 курсов

Омск - 2008

Рецензенты:

Матвеева Р.Ф., заведующая кафедрой ТиМ преподавания БЖ СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент.

Курманбакова С.И., методист I кв. категории ФГОУ СПО «ОмКПТ».

Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.

Цель пособия – дать населению основные сведения и сформировать необходимые в чрезвычайных ситуациях навыки по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой помощи. Пособие рекомендовано как для преподавателей, так и для студентов ОмКПТ.

Предисловие…………………………………………………………………………6

Глава 1.Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………….7

Глава 2 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения……………………..................................................................14

2.1 Природные чрезвычайные ситуации………………………................14

2.1.1 Землетрясения…………………………………………………..14

2.1.2 Селевые потоки и оползни……………………………………..17

2.1.3 Снежные лавины……………………………………..................19

2.1.4 Ураганы, бури, смерчи…………………………………………20

2.1.5 Метели, снежные заносы………………………………………23

2.1.6 Наводнение……………………………………………………...24

2.1.7 Природные пожары…………………………………………….27

2.2 Техногенные чрезвычайные ситуации……………………………….30

2.2.1 Аварии на химически опасных объектах……………………..33

2.2.2 Аварии на радиационно-опасных объектах…………………..38

2.2.3 Пожары и взрывы………………………………………………40

2.3 Чрезвычайные ситуации социального характера……………....45

2.3.1 Аварии на железнодорожном транспорте…………………….45

2.3.2 Аварии в метрополитене……………………………………….45

2.3.3 Аварии на автомобильном транспорте………………………..46

2.3.4 Аварии на морском и речном транспорте…………………….47

2.3.5 Аварии на авиационном транспорте…………………………..48

2.4 Массовые заболевания………………………………………………...49

2.5 Экологическая и производственная безопасность технических систем технологических процессов…………………………………..54

2.6 Единая государственная система предупреждения

И ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)………………………55

Глава 3. Гражданская оборона – составная

часть обороноспособности страны…………………………………...67

3.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО……………………………………………………………………….67

3.2 Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика………75

3.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения…………………………………...90

3.3.1. Осколочные фугасные боеприпасы…………………………...90

3.3.2 Обычные боеприпасы повышенной мощности……………….90

3.3.3 Фугасно - осколочные мины…………………………………...92

3.3.4 Зажигательное оружие и защита от него……………………...93

3.3.5 Зажигательные смеси…………………………………………...94

3.3.6 Способы защиты от современных средств защиты…………..94


    1. Организация ГО на промышленном объекте……………………….93
3.5 Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени………………………………………………………97

3.5.1 Поражающие факторы химического оружия………………..101

3.5.2 Поражающие факторы биологического оружия…………….103

3.6 Способы массового заражения населения………………………….103

Глава 4. Оказание первой помощи……………………………………………109


    1. Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях………………………………………………………...109
4.1.1 Ушиб, первая помощь………………………………………...109

      1. Растяжение, первая помощь…………………………………109

      2. Вывих, первая помощь……………………………………….110

      3. Повреждение органов брюшной полости...............................110

      4. Переломы костей скелета…………………………………….111

      5. Травматический шок………………………………………….112
4.2 Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах…………………………………………………..113

4.2.1 Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания………………………………………..113

4.2.2 Первая помощь при ожогах…………………………………...115

4.2.3 Первая помощь при отморожениях…………………………..118

4.2.4 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе…………..119


      1. Виды ран, их характеристика………………………………...119
4.2.6 Кровотечения, их виды………………………………………..121

4.3 Первая помощь при массовых поражениях………………………...122

4.3.1 Заболевания и их возбудители………………………………..122

4.3.2 Эпидемия. Классификация…………………………………....124

4.3.3 Иммунитет……………………………………………………...126

4.3.4 Профилактика инфекционных заболеваний……………….....129

Глава 5. Основы здорового образа жизни……………………………………..131

5.1 Рациональное питание и его значение для здоровья человека……..133

5.1.1 Культура питания……………………………………………....133

5.1.2 Основные принципы рационального питания………………..135

5.1.3 Повышенная радиация и наиболее рациональное питание....135

5.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека……………..137

5.2.1 Алкоголь его воздействие на организм человека………………...138

5.2.2 Никотин, его воздействие на организм человека…………………………………………………………140

5.2.3 Наркомания, токсикомания его воздействие на организм человека…………………………………………………………142

5.3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………………....145

5.3.1. Брак и семья………………………………………………………...145


      1. Культура взаимоотношения полов…………………………...146

      2. Венерические болезни и их профилактика…………………. 147
5.3.4 СПИД и его профилактика………………………………………...149

5.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………151

5.4.1 Виды наказаний несовершеннолетних………………………152

Литература………………………………………………………………………..155

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию это пособие, хотелось бы предварительно охарактеризовать его наиболее существенные особенности, чтобы облегчить Вам изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современной России сложна среда обитания, мы никогда не знаем, чего нам ожидать от каждого нового дня жизни, мы каждый день находимся под угрозой. Ведь не проходит дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара.

Данное пособие имеет четко разработанную структуру, направленную на последовательное изучение данной дисциплины и наилучшее усвоение материала. Предлагаемое учебное пособие предназначено для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

В данном пособии рассматриваются чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера. В нем также немаловажное значение отводится гражданской обороне, так как вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью российского реформирования.

Отдельная глава посвящена здоровому образу жизни, ведь ни для кого, ни секрет, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от самого человека, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живёт.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности пособие целенаправленно на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов ОмКПТ.




Глава 1

Чрезвычайные ситуации

и их классификация

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность - процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.

Ежегодно в Российской Федерации погибает:

В дорожно-транспортных происшествиях: более 30 тыс. чел;

На пожарах: 13 - 18 тыс. чел;

В водоемах: более 17 тыс. чел;

Вследствие суицида: до 30 тыс. чел;

Пищевые отравления: 50 тыс. чел;

Вследствие алкогольной интоксикации: 27 тыс. чел;

Травмы и увечья на производстве: более 70 тыс. чел.

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).


Чрезвычайные

ситуации


Природные

(стихийные бедствия)

Техногенные

Социальные

Экологические

Рис. 1.1

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-е гг. XX в. от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 чел из 62 проживающих на Земле, то в 90-е гг. - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС: пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4%. По тем же прогнозам, общемировой ущерб от ЧС в 2010г. может составить 150 млрд. долл.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.


Региональные

Трансграничные

1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

Природные факторы.

Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

Техногенные аварии и катастрофы.

Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

Внутренняя среда человека.

Особые психические состояния.

1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R 0 – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

1.3. Методы изучения опасностей технических систем

Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

1) природные;

2) техногенные;

3) антропогенные;

4) экологические;

5) биологические;

6) социальные.

По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

1) механические;

2) физические;

3) химические;

4) биологические;

5) психофизиологические.

Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство, непрерывность);

4) тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяется на компоненты.

2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправления ошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

1. Ориентирующие.

2. Технические.

3. Управленческие.

4. Организационные.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Омский колледж профессиональных технологий»


З.В. Кислицина

О.В. Коленникова

Краткий курс лекций по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов 1, 2 курсов

Рецензенты:

Матвеева Р.Ф., заведующая кафедрой ТиМ преподавания БЖ СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент.

Курманбакова С.И., методист I кв. категории ФГОУ СПО «ОмКПТ».

Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.

Цель пособия – дать населению основные сведения и сформировать необходимые в чрезвычайных ситуациях навыки по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой помощи. Пособие рекомендовано как для преподавателей, так и для студентов ОмКПТ.

Предисловие…………………………………………………………………………6

Глава 1.Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………….7

Глава 2 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения……………………..................................................................14

2.1 Природные чрезвычайные ситуации………………………................14

2.1.1 Землетрясения…………………………………………………..14

2.1.2 Селевые потоки и оползни……………………………………..17

2.1.3 Снежные лавины……………………………………..................19

2.1.4 Ураганы, бури, смерчи…………………………………………20

2.1.5 Метели, снежные заносы………………………………………23

2.1.6 Наводнение……………………………………………………...24

2.1.7 Природные пожары…………………………………………….27

2.2 Техногенные чрезвычайные ситуации……………………………….30

2.2.1 Аварии на химически опасных объектах……………………..33

2.2.2 Аварии на радиационно-опасных объектах…………………..38

2.2.3 Пожары и взрывы………………………………………………40

2.3 Чрезвычайные ситуации социального характера……………....45

2.3.1 Аварии на железнодорожном транспорте…………………….45

2.3.2 Аварии в метрополитене……………………………………….45

2.3.3 Аварии на автомобильном транспорте………………………..46

2.3.4 Аварии на морском и речном транспорте…………………….47

2.3.5 Аварии на авиационном транспорте…………………………..48

2.4 Массовые заболевания………………………………………………...49

2.5 Экологическая и производственная безопасность технических систем технологических процессов…………………………………..54

2.6 Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)………………………55

Глава 3. Гражданская оборона – составная

часть обороноспособности страны…………………………………...67

3.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО……………………………………………………………………….67

3.2 Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика………75

3.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения…………………………………...90

3.3.1. Осколочные фугасные боеприпасы…………………………...90

3.3.2 Обычные боеприпасы повышенной мощности……………….90

3.3.3 Фугасно - осколочные мины…………………………………...92

3.3.4 Зажигательное оружие и защита от него……………………...93

3.3.5 Зажигательные смеси…………………………………………...94

3.3.6 Способы защиты от современных средств защиты…………..94

      Организация ГО на промышленном объекте……………………….93

3.5 Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени………………………………………………………97

3.5.1 Поражающие факторы химического оружия………………..101

3.5.2 Поражающие факторы биологического оружия…………….103

3.6 Способы массового заражения населения………………………….103

Глава 4. Оказание первой помощи……………………………………………109

      Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях………………………………………………………...109

4.1.1 Ушиб, первая помощь………………………………………...109

        Растяжение, первая помощь…………………………………109

        Вывих, первая помощь……………………………………….110

        Повреждение органов брюшной полости...............................110

        Переломы костей скелета…………………………………….111

        Травматический шок………………………………………….112

4.2 Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах…………………………………………………..113

4.2.1 Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания………………………………………..113

4.2.2 Первая помощь при ожогах…………………………………...115

4.2.3 Первая помощь при отморожениях…………………………..118

4.2.4 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе…………..119

        Виды ран, их характеристика………………………………...119

4.2.6 Кровотечения, их виды………………………………………..121

4.3 Первая помощь при массовых поражениях………………………...122

4.3.1 Заболевания и их возбудители………………………………..122

4.3.2 Эпидемия. Классификация…………………………………....124

4.3.3 Иммунитет……………………………………………………...126

4.3.4 Профилактика инфекционных заболеваний……………….....129

Глава 5. Основы здорового образа жизни……………………………………..131

5.1 Рациональное питание и его значение для здоровья человека……..133

5.1.1 Культура питания……………………………………………....133

5.1.2 Основные принципы рационального питания………………..135

5.1.3 Повышенная радиация и наиболее рациональное питание....135

5.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека……………..137

5.2.1 Алкоголь его воздействие на организм человека………………...138

5.2.2 Никотин, его воздействие на организм человека…………………………………………………………140

5.2.3 Наркомания, токсикомания его воздействие на организм человека…………………………………………………………142

5.3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………………....145

5.3.1. Брак и семья………………………………………………………...145

        Культура взаимоотношения полов…………………………...146

        Венерические болезни и их профилактика…………………. 147

5.3.4 СПИД и его профилактика………………………………………...149

5.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………151

5.4.1 Виды наказаний несовершеннолетних………………………152

Литература………………………………………………………………………..155

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию это пособие, хотелось бы предварительно охарактеризовать его наиболее существенные особенности, чтобы облегчить Вам изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современной России сложна среда обитания, мы никогда не знаем, чего нам ожидать от каждого нового дня жизни, мы каждый день находимся под угрозой. Ведь не проходит дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара.

Данное пособие имеет четко разработанную структуру, направленную на последовательное изучение данной дисциплины и наилучшее усвоение материала. Предлагаемое учебное пособие предназначено для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

В данном пособии рассматриваются чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера. В нем также немаловажное значение отводится гражданской обороне, так как вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью российского реформирования.

Отдельная глава посвящена здоровому образу жизни, ведь ни для кого, ни секрет, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от самого человека, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живёт.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности пособие целенаправленно на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов ОмКПТ.

Глава 1

Чрезвычайные ситуации

и их классификация

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность - процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.

Ежегодно в Российской Федерации погибает:

В дорожно-транспортных происшествиях: более 30 тыс. чел;

На пожарах: 13 - 18 тыс. чел;

В водоемах: более 17 тыс. чел;

Вследствие суицида: до 30 тыс. чел;

Пищевые отравления: 50 тыс. чел;

Вследствие алкогольной интоксикации: 27 тыс. чел;

Травмы и увечья на производстве: более 70 тыс. чел.

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).

Чрезвычайные

ситуации

Природные

(стихийные бедствия)

Техногенные

Социальные

Экологические

Рис. 1.1

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-е гг. XX в. от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 чел из 62 проживающих на Земле, то в 90-е гг. - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС: пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4%. По тем же прогнозам, общемировой ущерб от ЧС в 2010г. может составить 150 млрд. долл.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094) (рис. 1.2).


Чрезвычайная

ситуация

Локальные

Территориальные

Региональные

Трансграничные

Рис. 1.2

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная (федеральная) - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 чел, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 1.3).

Документ
  • Краткий курс лекций по дисциплине «Общая риторика» Язык Коммутативная деятельность человека Функции языка и речи Семиотика

    Документ

    Язык – это естественная, непродуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных.

  • Краткий курс лекций по “информатике” для студентов специальности 100101 «сервис» тема 1 понятие информации общая характеристика процессов сбора передачи обработки и накопления информации

    Документ

    Информацией называют сведения о тех или иных объектах, явлениях или процессах в окружающей среде. Любая форма человеческой деятельности связана с передачей и обработкой информации.

  • Природные ЧС

    (стихийные бедствия)

    рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии со стандартом среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и примерной программой учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Федерального института развития образования для специальности среднего профессионального образования технического профиля СПО

    Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Миасский машиностроительный колледж»

    Разработчик:

    И.Г.Агарков - преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж»

    Рецензенты: _________________ ____________________________________

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1.1. Область применения программы

    Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной общеобразовательной программы и разработана в соответствии со стандартами среднего (полного) общего образования по специальности технического профиля СПО: для студентов 1 курса МиМК.

    1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся овладеть следующими видами учебной деятельности:

    Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

    Введение

    4. Основы медицинских знаний

    максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 час, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов

    самостоятельной работы обучающегося 30 часов

    2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    в том числе:

    лабораторные работы

    практические занятия

    контрольные работы

    курсовая работа (проект)

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    в том числе:

    индивидуальные задания

    внеаудиторная самостоятельная работа

    исследовательская работа

    Итоговая аттестация в форме в форме дифференцированного зачета

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности »

    Наименование разделов и тем

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

    Тема 1.1 Личная безопасность и здоровье нации.

    Введение Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

    Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.

    Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья.

    Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании

    Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации до­рожного движения.
    Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Феде­рации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка»

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки

    Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения

    Самостоятельная работа обучающихся

      Изготовление инструкционной карты по теме «Остановка кровотечений»

      Решение ситуационных задач

      Подготовка реферата по теме «Вредные привычки и их его влияние на здоровье»

      Подготовка доклада по теме «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества».

    Раздел 2. Государственная система безопасности обеспечения населения

    Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера

    Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

    РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

    Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной.

    Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения и сельскохозяйственных животных

    Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

    Организация инженерной защиты населения и сельскохозяйственных животных от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

    Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей и сельскохозяйственных животных после пребывания их в зонах заражения.

    Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения, сельскохозяйственных животных, и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населении и сельскохозяйственных животных, оказавшиеся на территории военных действий

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии

    Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте

    Изучение первичных средств пожаротушения

    Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих фак­торов в ЧС мирного и военного времени

    Тема 2.4 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

    МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся

      Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

      Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой.

      Организация гражданской обороны в сельскохозяйственном предприятии, ее предназначение.

      Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС по плану сельскохозяйственного предприятия.

      История создания (РСЧС).

      Составление рефератов. «Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации». « Организация защиты населения и сельскохозяйственных животных Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени». « Организация защиты населения и сельскохозяйственных животных Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций военного времени» «Служба скорой медицинской и ветеринарной помощи».

    Раздел 3 Основы обороны государства и воинская обязанность

    3 7

    Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил

    Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил

    Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.

    Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение

    Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

    Тема 3.3. Воинская обязанность.

    Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

    Добровольная подготовка граждан к военной службе.

    Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

    Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Прохождение военной службы по контракту.

    Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

    Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Соблюдение норм международного гуманитарного права.

    Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции

    Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки

    Контрольные работы

    Тема 3.4. Военнослужащий – защитник своего Отечества.

    Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся

      Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

      Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

      Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.

      Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.

      Составление рефератов. «Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. «Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной службы». «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите». «Железнодорожные войска Российской Федерации»

    Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

    1 4

    Тема 4.1. Основы здорового образа жизни

    Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.

    Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

    Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья

    Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Правила личной гигиены и здоровье

    Лабораторные работы

    Практические занятия

    Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотече­ниях

    Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания

    Контрольные работы

    Самостоятельная работа обучающихся

      Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленными преподавателем).

      Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Работа с текстом учебника и с дополнительной литературой. Составление рефератов.

      «Брак и семья. Культура брачных отношений». «Права и обязанности родителей»

    Примерная тематика курсовой работы (проекта)

    Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

    Всего:

    100

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда».

    Оборудование учебного кабинета:

    - посадочные места по количеству обучающихся;

    Рабочее место преподавателя;

    Комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «ОБЖ»

    Технические средства обучения:

    Интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Для студентов

      Айзман Р. И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалав­ров. - М., 2013.

      Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. - М., 2012.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. - М., 2015.

      Косолапова Н . В ., Прокопенко Н . А . Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. - М., 2015.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. - М., 2013.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. - М., 2014.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Косолапова Н . В ., Прокопенко Н . А ., Побежимова Е . Л . Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

      Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. об­разования. - М., 2014.

      Микрюков В. Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. - М., 2014.

      Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. - М., 2013.

    Для преподавателей

      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра­зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

      Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из­менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

      Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 32 (Ч. 1). - Ст. 3301.

      Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. - 1996. - № 5 (Ч. 2). - Ст.410.

      Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

      Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 5496.

      Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

      Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

      Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

      Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3648.

      Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3588.

      Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3030.

      Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.

      Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

      Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос­сийской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. - 2011. - N 48. - Ст. 6724.

      Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2010. - № 7. - Ст. 724.

      Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. - 2004. - № 2. - Ст. 121.

      Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. - М., 2012.

      Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. - М., 2013.

      Митяев А. Книга будущих командиров. - М., 2010.

      Назарова Е. Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2013.

      Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) - Ростов н/Д, 2013.

    Справочники, энциклопедии

      Изотова М. А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. - М., 2008.

      Ионина Н.А. 100 великих наград. - М., 2009.

      Каменев А.И. Энциклопедия русского офицера. - М., 2008.

      Каторин Ю. Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. - М., 2011.

      Лубченков Ю.Н. Русские полководцы. - М., 2009.

    Интернет-ресурсы

    www . mchs . gov . ru (сайт МЧС РФ). www . mvd . ru (сайт МВД РФ).

    www . mil . ru (сайт Минобороны).

    www . fsb . ru (сайт ФСБ РФ).

    Характеристика основных видов деятельности студентов

    Введение

    Различение основных понятий и теоретических положений основ безопасности жизнедеятельности, применение знаний дисциплины для обеспечения своей безопасности.

    Анализ влияния современного человека на окружающую среду, оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния окружающей среды; моделирование ситуаций по со­хранению биосферы и ее защите

    1. Обеспечение личной безопасности и сохране­ние здоровья населения

    Определение основных понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

    Усвоение факторов, влияющих на здоровье, выявление факто­ров, разрушающих здоровье, планирование режима дня, выяв­ление условий обеспечения рационального питания, объяснение случаев из собственной жизни и своих наблюдений по планиро­ванию режима труда и отдыха.

    Анализ влияния двигательной активности на здоровье человека, определение основных форм закаливания, их влияния на здоровье человека, обоснование последствий влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя. Анализ влияния неблагоприятной окружающей среды на здоро­вье человека.

    Моделирование социальных последствий пристрастия к нарко­тикам.

    Моделирование ситуаций по организации безопасности дорож­ного движения.

    Характеристика факторов, влияющих на репродуктивное здоро­вье человека.

    Моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья

    2. Государственная система обеспечения безопасности населения

    Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций, классифика­ция чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера по основным признакам, характеристика особенностей ЧС различного происхождения.

    Выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественно­го имущества при ЧС.

    Моделирование поведения населения при угрозе и возникнове­нии ЧС.

    Освоение моделей поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, характеристика основных функций системы по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС); объяснение основных правил эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций, оценка правильности выбора индивиду­альных средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие воз­можностей современных средств оповещения населения об опасно­стях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени; характеристика правил безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Определение мер безопасности населения, оказавшегося на тер­ритории военных действий.

    Характеристика предназначения и основных функций полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфе­ре защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности

    3. Основы обороны государства и воинская обязанность

    Различение основных понятий военной и национальной безопас­ности, освоение функций и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, характеристика основных этапов создания Вооруженных Сил России.


    Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

    Анализ основных этапов проведения военной реформы Воору­женных Сил Российской Федерации на современном этапе, определение организационной структуры, видов и родов Воору­женных Сил Российской Федерации; формулирование общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих. Характеристика распределения времени и повседневного поряд­ка жизни воинской части, сопоставление порядка и условий про­хождения военной службы по призыву и по контракту; анализ условий прохождения альтернативной гражданской службы. Анализ качеств личности военнослужащего как защитника Отечества.

    Характеристика требований воинской деятельности, предъ­являемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина; характеристика понятий «воинская дисциплина» и «ответственность»; освоение основ строевой подготовки.

    Определение боевых традиций Вооруженных Сил России, объ­яснение основных понятий о ритуалах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации и символах воинской чести

    4. Основы медицинских знаний

    Освоение основных понятий о состояниях, при которых оказы­вается первая помощь; моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

    Характеристика основных признаков жизни.

    Освоение алгоритма идентификации основных видов кровотече­ний, идентификация основных признаков теплового удара. Определение основных средств планирования семьи. Определение особенностей образа жизни и рациона питания беременной женщины


    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Помещение кабинета основ безопасности жизнедеятельности должно удовлетво­рять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН178-02) 1 . Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техни­ческими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

    В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по основам безопасности жизнедеятельности, создавать презентации, видеоматериа­лы, иные документы.

    В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

      многофункциональный комплекс преподавателя;

      наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов, пор­третов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной жизнедеятель­ности населения и др.);

      информационно-коммуникативные средства;

      экранно-звуковые пособия;

      тренажеры для отработки навыков оказания сердечно-легочной и мозговой реа­нимации с индикацией правильности выполнения действий на экране компью­тера и пульте контроля управления - роботы-тренажеры типа «Гоша» и др.;

      тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;

      имитаторы ранений и поражений;

      образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, респиратор Р-2, защитный ко­стюм Л-1, общевойсковой защитный костюм, общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности);

      учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической опас­ности» для изучения факторов радиационной и химической опасности;

      образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный перевязоч­ный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий; аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый; индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная; носилки плащевые;

      образцы средств пожаротушения (СП);

      макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища, противорадиаци­онного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;

      макет автомата Калашникова;

      электронный стрелковый тренажер;

      обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;

      комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обу­чения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

      библиотечный фонд.

    В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятель­ности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об­разования.

    Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, на­учной и научно-популярной литературой и др.

    В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизне­деятельности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по основам безопасности жизнедеятельности, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам

    куРС ЛЕКЦИЙ 1

    ВВЕДЕНИЕ 2

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3

    1.1.Предмет и задачи учебной дисциплины 3

    1.2.Системный анализ безопасности жизнедеятельности 5

    Выводы 7

    2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

    2.1. Проблемы обоснования правового регулирования безопасности жизнедеятельности 7

    2.2. Основы правового регулирования безопасности 9

    жизнедеятельности 9

    Выводы 12

    3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

    3.1. Система работы руководителя по обеспечению 13

    безопасных условий жизнедеятельности 13

    3.2. Основы управленческой деятельности руководителя 15

    по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности 15

    3.3. Принятие управленческого решения на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности 16

    Выводы 17

    4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА 18

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 18

    4.1. Роль и задачи РСЧС 18

    4.2. Организационная структура и функционирование РСЧС 21

    Выводы 23

    5. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО 24

    И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА 24

    5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций 24

    5.2. ЧС природного характера, их сущность 26

    и классификация 26

    5.3. ЧС техногенного характера, их сущность 27

    и классификация 27

    5.4. Прогноз развития ЧС и их оценочная 28

    классификация 28

    Выводы 29

    6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29

    6.1. Экологические проблемы и их влияние 29

    на безопасность жизнедеятельности 29

    6.2. Задачи в области улучшения экологии 34

    Выводы 36

    Заключение 36

    Аннотация

    Курс лекций разработан в соответствии с требованиямиГосударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Основной акцент сделан на управленческие аспекты работы руководителей муниципальных образований и объектов экономики в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения.

    Курс лекций может использоваться как в практической работе руководителей объектов экономики независимо от их форм собственности, так и в обучении студентов и слушателей в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

    Введение

    Одна из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории как в мирное, так и в военное время. Нельзя сказать, что в нашей стране данными вопросами не занимались, но в этой сфере деятельности органов управления, да и в науке проявлялась инертность подходов и оценок объективно складывающихся современных условий опасности для человека. К сожалению, следует признать, что наше поколение живет в окружении постоянных угроз – глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и проходящих. На смену одним приходят другие. Ослабла опасность мировой ядерной войны, появились криминальные, террористические, экономические и другие угрозы.

    Техногенные риски. Стало очевидным, что научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния общества, но и приводит к возрастанию риска аварий сложных технических систем.

    Если говорить о самых массовых и распространенных чрезвычайных ситуациях (пожары, дорожно-транспортные происшествия), то есть основания серьезно задуматься. Ведь они в России ежегодно уносят более 50 тыс. жизней и наносят увечья более чем 250 тыс. человек.

    Сегодня разрушительный потенциал отдельных крупных технологических катастроф становится угрозой национального характера. Достаточно сказать, что Чернобыль, по мнению некоторых экспертов, явился одной из причин распада СССР.

    В перспективе следует ожидать обострения обстановки в сфере техногенной безопасности. Сегодня риск ЧС от старения производственных фондов и технологий в какой-то мере компенсируется спадом промышленного производства. Однако с подъемом экономики фактор старения технологий и оборудования может стать определяющим в росте ЧС. Так, за последние 10 лет количество ЧС в западных странах уменьшилось в 8 раз, в России же возросло в 6 раз. В 2000 г. только на АЭС произошло 68 аварийных ситуаций, в том числе в сентябре – на Белоярской АЭС. 97 аварий произошло на химически опасных объектах.

    Природные катаклизмы . И здесь утешительного мало. Природа мстит человеку за пренебрежительное к ней отношение. В среднем за пятилетие количество ЧС природного характера выросло примерно в 2 раза. Это обусловлено рядом причин и прежде всего антропогенным воздействием, а также наблюдающимся глобальным изменением климата Земли. Следует отметить, что эта тенденция характерна для всех стран нашей планеты.

    Вооруженные конфликты. Нельзя не отметить еще одну наболевшую во всем мире тенденцию – рост количества военных столкновений. Частота войн в 20 веке превысила среднюю частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине века – в 2,5 раза. В 90-х годах в мире ежегодно происходило порядка 35 крупных вооруженных конфликтов.

    После второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибли 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавших в мировых войнах. Растет доля потерь среди мирного населения.

    Все это свидетельствует о том, что защита населения и территорий от ЧС природного, техногенного и военного характера является глобальной проблемой на многие годы и относится к сфере национальной безопасности России.

    В связи с тем, что эта проблема затрагивает интересы всего общества, ее масштабы слишком велики и многогранны, она решается на уровне государственной политики. Основные ее направления следующие:

    1. Создание и совершенствование соответствующих организационных структур для противодействия угрозам. В настоящее время существуют система гражданской обороны для решения задач в военное время и новая система РСЧС (Российская система предупреждения и ликвидации ЧС), ориентированная на решение задач мирного времени. В перспективе возможен переход к единой государственной системе – системе Гражданской защиты, которая бы решала задачи как мирного, так и военного времени.

    2. Дальнейшая работа по созданию нормативно-правовой базы.

    3. Создание механизма экономического регулирования предупреждения ЧС: декларирование, лицензирование и страхование опасных производств.

    4. Создание научно-фундаментальной базы для решения крупных стратегических проектов в области предупреждения и ликвидации ЧС.

    5. Усиление региональных и местных органов РСЧС для решения задач предупреждения и ликвидации ЧС.

    6. Создание системы таких сил, которые бы эффективно противостояли стихиям и катастрофам (развитие поисково-спасательных служб в регионах, разработка системы использования в случае необходимости сил и средств других министерств и ведомств, привлечение добровольцев и общественных организаций).

    Изложенный спектр проблем показывает актуальность задачи и подчеркивает необходимость дальнейшего развития и совершенствования мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера как в мирное, так и в военное время.

    В образовательных учреждениях создаются условия для поэтапного обучения молодежи: изучаются особенности воздействия того или иного вредного (поражающего) фактора и возможные способы защиты от него. При этом система подготовки является пролонгированной с первого класса до подготовки (переподготовки) в рамках послевузовского профессионального и дополнительного образования.