Электронная библиотека гпнтб россии. Швецова-Водка Г. Архив учебных курсов

В 1991 году закончила экспериментальную литературную школу "Синяя птица", затем поступила на факультет педагогики и психологии МПГУ им.В.И. Ленина, который закончила в 1996 году с красным дипломом. ПО специальности педагогика и психология, квалификация - преподаватель педагогики и психологии, психолог-консультант.
В 1996 году поступила в очную аспирантуру МПГУ, обучение в которой завершилось защитой кандидатской диссертации.

Тема кандидатской диссертации

Соотношение самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся

Курсы текущего учебного года

Арт-терапевтические подходы в психологическом консультировании
Арт-терапия детей и подростков
Диагностика раннего развития

Диагностическая работа с замещающей семьей
Организация социально-психологического сопровождения замещающей семьи


Современные подходы к консультированию субъектов образования
Технологии работы с различными категориями детей

Публикации

За последние 5 лет:
Монография:
Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи. – М.: Прометей, 2013
Учебники:
Психология: учебник для бакалавров. Глава 3. – М.: Юрайт, 2013
Психология детей младшего школьного возраста. Глава 4, Глава6: 6.8. – М.: Юрайт, 2014
Статьи перечня ВАК:
Образ семьи в представлении подростков//Преподаватель XXI века. – Москва. №2, 2010
Родительская мотивация приема ребенка – сироты в замещающую семью//Казанская наука. -Казань, №7, 2013
Региональная образовательная политика в условиях реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»//Казанская наука. -Казань, №9, 2013
Взаимоотношения младшего школьника с миром взрослых: родителями, учителями//Начальная школа плюс до и после. – Москва, №2, 2014.

Повышение квалификации

2010 - ГОУ ВПО "МПГУ" программа "Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе" - 72 часа
2012 - АНО Центр развития социальных проектов. Краткосрочное обучение на курсах повышения квалификации специалистов, осуществляющих подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. - 40 часов. Правительство Москвы
2013
ФГБОУ ВПО "МПГУ" программа "История и философия науки" - 72 часа
ФГБОУ ВПО "МПГУ" программа "Соврешенствование образовательных программ путем из интеграции в сотвествии с требованиями ФГОС" - 72 часа
Министерство образования и науки РФ, Центр развития социальных проектов "Разработка и реализация модулей программ повышения квалификации и учебно-методических комплексов для специалистов, обеспечивающих реализацию моделей по профилактике социального сиротства и развитию форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" - 72 часа
ФГБОУ ВПО "МПГУ" программа "Бально-рейтинговая система оценивания результатов обучения в вузе" - 12 часов
ФГБОУ ДПО "Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования" Министерства здравоохранения Российской Федерации "Психиатрия раннего возраста" - 144 часа

Государственные и ведомственные награды

Благодарность Ученого Совета ФГБОУ ВПО "МПГУ" за многолетнюю плодотворную работу в системе высшего профессионального образования.

Достижения и поощрения

Диплом Государственного комитета СССР по народному образованию 2 степени, за победу во Всесоюзной заочной педагогической олимпиаде (1991 год)
Диплом лауреата 1 степени конкурса за лучшую научную работу студентов МПГУ им.В.И.Ленина (1996 год)
Грамота за активную работу в составе экспертной группы конкурса "Я - исследователь" (2012 год)
Диплом Лауреата конкурса на лучшую научную работу в области социально-экономических и общественных наук 3 место (2014 год)
Благодарность эксперту секции гуманитарного направления Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского (2006, 2009, 2010, 2011. 2012, 2013)
Благодарность за активное участие в организации и проведении конференции молодых ученых по результатам исследования в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии (2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014)
Благодарность за работу ведущей секции на 5 международной конференции молодых ученых "Психологи - наука будущего" Институт психологии РАН (2013 год)

Архив учебных курсов

Технологии работы с различными категориями детей
Диагностика и психологическое сопровождение ребенка
Методы активного социально-психологического обучения
Современные направления психологического консультирования в образовании
Психотерапия различных состояний детей и подростков

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Создана Концепция программно-целевого управления региональной системой образования, включающая цель, задачи, принципы, ресурсы (образовательный, кадровый, информационный, экономический), показатели и индикаторы оценки эффективности развития системы. Основной идеей Концепции обозначена необходимость реализации в управлении подсистемы целей, подсистемы программ, подсистемы реализации программно-целевого управления, подсистемы мониторинга развития региональной образовательной системы по ее целевому, содержательному, технологическому и результативному компонентам в соответствии с показателями и индикаторами эффективности. В ее основу положены ведущая роль целеполагания в управлении региональным образованием, многоуровневость целей развития.
  2. На основе системного анализа социологического, экономического и педагогического аспектов, объектов и моделей управления обоснованы содержательные компоненты, критериальный аппарат, организационно-педагогические условия и ресурсы, обеспечивающие эффективность программно-целевого управления образованием.
  3. Разработана система мониторинга развития региональной системы образования, включающая обеспечивающие службы , информационные базы данных по основным направлениям деятельности, комплекс автоматизированных систем сбора и обработки данных (программа мониторинга образовательных учреждений, программа сбора данных РЦП «Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 гг.»), протоколы взаимодействия (внедрение административных регламентов по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических работников).Определены показатели и индикаторы оценки эффективности управления региональной системой образования, отражающие соотношение общего, особенного и единичного в образовательной сфере как объекте программно-целевого управления образованием.
  4. Выявлены приоритетные направления оптимизации организационной структуры и содержания деятельности субъектов государственно-общественной системы управления образованием региона и способы повышения ее эффективности на основе реализации программно-целевого подхода.
  5. На основе анализа типов организационных решений при реализации общегосударственных, комплексных, комплексно-связанных и ведомственных целевых программ обоснован организационный механизм программно-целевого управления, максимально учитывающий сохранение единства образовательного пространства.
  6. Представлена типология финансовых, управленческих и ресурсных рисков в региональном образовании, позволяющая проектировать систему мер по их определению и преодолению (выявление и оценка рисков; определение проблемно-целевой или программной стратегии управления; обеспечение надежной обратной связи; научно-методическая и информационная поддержка проекта, обучение персонала, пилотное тестирование проектов, консультативное сопровождение).
  7. Разработан алгоритм формирования готовности образовательных структур к инновационной деятельности по определению подходов и приоритетов в разработке и реализации целевых программ.

Монографии, методические разработки

1.Швецова, Г. Н. Актуальные проблемы образования: монография / Г. Н. Швецова. – М. ; Йошкар-Ола: , 2000. – 317 с. – 11 п.л.

2.Швецова, Г. Н. Актуальные проблемы образования. 2-е. изд. мо-нография / Г. Н. Швецова – М. ; Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2002. – 304 с. – 19 п.л.

3.Швецова, Г. Н. Теоретические основы управления региональной образовательной системой: монография / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: Марийский филиал негосударственной автономной некоммерческой обра-зовательной организации «Московский открытый социальный университет (институт)», 2007. – Ч.1. - 200 с. – 2,5 п.л.

4.Швецова, Г. Н. Исследование проблем управления региональной образовательной системой: монография / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: Марийский филиал негосударственной автономной некоммерческой обра-зовательной организации «Московский открытый социальный университет (институт)», 2007. – Ч. 2. - 155 с. – 9,7 п.л.

5.Швецова, Г. Н. Образовательная политика в условиях модерниза-ции региональной образовательной системы: монография / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. – 172 с. – 10,8 п.л.

6.Швецова, Г. Н. Сельская школа: региональный аспект: моногра-фия. – Йошкар-Ола – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 67 с. – 3,8 п.л.

7.Швецова, Г. Н. Научно-исследовательская работа в совершенст-вовании учебного процесса: методическая разработка / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов – М; Йошкар-Ола, 1999. – 24 с. – 1,4 п.л./1,0 п.л.

8.Швецова, Г.Н. Историко-педагогические аспекты развития этно-регионального общего образования Республики Марий Эл/ Г.Н. Швецова. -

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК

9.Швецова, Г. Н. Тесные контакты с муниципальными органами управления обогащают августовский педсовет / Г. Н. Швецова // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 54 – 57. – 0,25 п.л.

10.Швецова, Г. Н. Приоритетный национальный проект «Образова-ние»: результаты и проблемы развития: взгляд из региона / Г. Н. Швецова // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 2 . – С. 95–108. – 0,87 п.л.

11.Швецова, Г. Н. Приоритетный национальный проект «Образова-ние» / Г. Н. Швецова // Народное образование. – 2007. – № 2 . – С. 24–27. – 0,25 п.л.

12.Швецова, Г. Н. Проблема совершенствования нормативно-правовой базы развития регионального образования / Г. Н. Швецова, Н.М. Швецов // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – С. 333–345. – 0,75 п.л./ 0,7 п.л.

13.Швецова, Г. Н. Региональное образование и социально-экономическая среда / Г. Н. Швецова // Сибирский педагогический жур-нал. – 2008. – № 5. – С. 327–333. – 0,38 п.л.

14.Швецова, Г. Н. Становление региональной системы оценки ка-чества образования / Г. Н. Швецова //Мир образования – образование в мире. – 2008. – № 3. – С. 42–56. – 0,94 п.л.

15.Швецова, Г. Н. Перспективы развития национальной школы / Г. Н. Швецова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 13. – С. 404 – 413. – 0,8 п.л.

Публикации в международных изданиях

16.Швецова, Г. Н., Превентивность в региональной образователь-ной политике / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов // Сб. Превантивната педаго-гика – теория и практика: Изд. ЕКС-ПРЕС, 2005. – С. 28–32 (Болгария). – 0,3 п.л./ 0,2 п.л.

17.Швецова, Г. Н. Проблемы проектной культуры в образовании / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов, М. Н. Швецов // Хуманизация и демократи-зация на педагогические процесс в условията на университетского образо-вание СУ «Св.Климент Охридски. – PRES, 2006. – С. 109–112 (Болгария). – 0,25 п.л./ 0,15 п.л.

18.Швецова, Г. Н. Реализация национального проекта «Образова-ние» как системы / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов // Хуманизация и демо-кратизация на педагогические процесс в условията на университетского образование. СУ «Св.Климент Охридски. – PRES, 2006. – С. 21–25. (Болга-рия). – 0,3 п.л./ 0,2 п.л.

19.Швецова, Г. Н. Национальный проект «Образование» как сред-ство демократизации образования в Марий Эл / Г. Н. Швецова // Хумани-зация и демократизация на университетского образование. СУ «Св. Кли-мент Охридски». – PRES, 2007. – С. 374–381. (Болгария). – 0,5 п.л.

20.Швецова, Г. Н. Регионализация образования как фактор гумани-зации / Г. Н. Швецова // Хуманизация и демократизация на университет-ского образование. СУ «Св. Климент Охридски», факультет педагогика. – ЕКС-ПРЕСС, 2008. – С. 321–327. (Болгария). – 0,44 п.л.

Другие научные публикации

21.Швецова, Г. Н. Возможности использования учебного кино в спецсеминаре по школоведению и основам работы классного руководителя / Г. Н. Швецова // Технические средства и программированное обучение в учебном процессе: материалы IV межвузовской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 1978. – С. 32–33. – 0,2 п.л.

22.Швецова, Г. Н. Использование ТСО в процессе педагогической практики / Г. Н. Швецова // Технические средства и программированное обучение в учебном процессе: материалы V межвузовской конференции. – Йошкар-Ола: , 1980. – С. 36–37. – 0,2 п.л.

23.Швецова, Г.Н. Адаптация студентов к работе классного руково-дителя / Г.Л. Гаврилова, Г. Н. Швецова // Оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе, способствующие профессиональному самоопределению будущих молодых специалистов: сборник материалов научно-методического семинара по проблеме адапта-ции студентов к вузу. – Йошкар-Ола: , 1981. – С. 41–42. – 0,4 п.л./0,2 п.л.

24.Швецова, Г. Н. Роль общественного поручения в формировании активной жизненной позиции студентов / Г. Н. Швецова // Оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе, способствующие профессиональному самоопределению будущих молодых специалистов: сборник материалов научно-методического семинара по проблеме адаптации студентов к вузу. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 1981. – С. 33–35. – 0,2 п.л.

25.Швецова, Г. Н. Динамика профессионально-педагогической ак-тивности у студентов университета в процессе педагогической практики / Г. Н. Швецова // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процес-са: научное сообщение к межвузовской конференции. – М.; Ленинград, 1987. – С. 211–216. – 0,3 п.л.

26.Швецова, Г. Н. Непрерывная педагогическая практика в универ-ситете как модель педагогической деятельности / Г. Н. Швецова // Психо-лого-педагогические основы интенсификации учебного процесса в различ-ных педагогических системах. – Ижевск: УдмГУ, 1987. – С. 3–20. – 0,1 п.л.

27.Швецова, Г. Н. К проблеме формирования творческой личности учителя / Г. Н. Швецова // Тезисы научно-методической конференции «Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования». – Казань: Эвристика, 1990. – Ч.II – С. 147–148.– 0,13 п.л.

28.Швецова, Г. Н. Вопросы формирования готовности учителя к взаимодействию с детьми / Г. Н. Швецова // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для XXI века» – Москва: , 1994. – Вып. II. – С. 143.– 0,06 п.л.

29.Швецова, Г. Н. Аксиологические подходы к проблеме профес-сиональных и личностных качеств учителя в отечественной педагогике и психологии советского периода / Г. Н. Швецова // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность: тезисы докладов и выступлений на XVI сессии Научного Совета по проблемам ис-тории образования и педагогической науки. 17–18 мая 1995 г. – М.: , 1995. – Т.1, ч. 1 и 2. – С. 35–40. – 0,25 п.л.

30.Швецова, Г. Н. Ядро гуманистической концепции воспитания сельской школы / Г. Н. Швецова // Новые технологии обучения, воспита-ния, диагностики и творческого саморазвития личности: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: , 1995. – Ч.1. – С. 121 – 122. – 0,13 п.л.

31.Швецова, Г. Н. Социально-педагогические проблемы региональ-ной образовательной политики / Г. Н. Швецова. Н.М. Швецов // Диалог наук на рубеже XX–XXI веков и глобальные проблемы современности: Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей междисципли-нарной научной конференции. – Йошкар-Ола: , 1996. – С. 217–218. – 0,1 п.л./0,06 п.л.

32.Швецова, Г. Н. Некоторые аспекты мониторинговой оценки эф-фективности деятельности образовательных учреждений / Г. Н. Швецова, О.П. Скребкова // Актуальные проблемы науки и образования. – М. : , 1997. –Ч.1. – С. 60–62. – 0,3 п.л./0,2 п.л.

33.Швецова, Г. Н. Некоторые аспекты педагогического мониторин-га / Г. Н. Швецова, О. П. Скребкова // Субъект Федерации на рубеже веков. – М.: ,1998. – Ч. 2 . – С. 98–102. – 0,3 п.л./0,2 п.л.

34.Швецова, Г. Н. Социально-педагогические проблемы региональ-ной образовательной политики / Г. Н. Швецова, Н.М. Швецов // Совершен-ствование преподавания общеэкономических и гуманитарных дисциплин в вузах УМО: тезисы докладов и выступлений на Международной научно-методической конференции. – М.: , 1998. – Ч.2. – С. 85 - 100. – 0,2 п.л./0,1 п.л.

35.Швецова, Г. Н. Право на образование и его реализация на рубе-же веков в Республике Марий Эл / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов // Качест-во образования и управление по результатам: сборник научных трудов. – М.; Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2001. – С. 122 – 148. – 1,6 п.л./1,2 п.л.

36.Швецова, Г. Н.Правовые и организационно-педагогические ос-новы модернизации образования (на примере ЕГЭ) // Качество образова-ния и управления по результатам: Сборник научных трудов. – М. ; Йош-кар-Ола: МФ МОСУ, 2001. – С. 194 – 203. – 0,6 п.л.

37.Швецова, Г. Н. Состояние и основные тенденции обновления со-держания дошкольного образования республики / Г. Н. Швецова // Состоя-ние и основные тенденции обновления содержания дошкольного образо-вания Республики Марий Эл: материалы межведомственной научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Марийский институт образо-вания, 2002. – С. 3–12. – 0,8 п.л.

38.Швецова, Г. Н. Развитие национальной системы образования в Республике Марий Эл / Г. Н. Швецова // Вестник Марий Эл: Информаци-онно-аналитический сборник. – Йошкар-Ола: , 2002. – № 3. – С. 110 – 114. – 0,1 п.л.

39.Швецова, Г. Н. Богатое государство не станет жалеть денег на учителей / Г. Н. Швецова // Россия: власть на местах. – 2002. – № 10. – С. 17–20. – 0,25 п.л.

40.Швецова, Г. Н. Место и роль краеведения в системе образования Республике Марий Эл / Г. Н. Швецова // Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования Республики Марий Эл: материалы IX научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2003. – С. 50–54.– 0,1 п.л.

41.Швецова, Г. Н. Роль духовно-нравственного воспитания в обра-зовательном процессе на современном этапе / Г. Н. Швецова // Духовность и нравственность в современном образовательном процессе: материалы республиканской научно-практической конференции. 25 марта 2003 г. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – С. 3–10. – 0,5 п.л.

42.Швецова, Г. Н. Управление инновационными процессами в сис-теме образования Республики Марий Эл // Инновационные подходы в управлении качеством образования: Материалы II республиканского слета инновационных учреждений и творчески работающих педагогов Респуб-лики Марий Эл. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – С. 3–10. – 0,06 п.л.

43.Швецова, Г. Н. Модернизация системы образования Республики Марий Эл: опыт, проблемы, перспективы: материалы республиканской научно-практической конференции работников образования / Г. Н. Швецо-ва – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004. – С. 3–12. – 0,6 п.л.

44.Швецова, Г. Н. и др. Концептуальные основы психологии ме-неджмента // VIII Вавиловские чтения / Г. Н. Швецова. – М. ; Йошкар-Ола, 2004. – С. 348–349. – 0,13 п.л.

45.Швецова, Г. Н. Повышение проектной культуры педагога как одно из условий модернизации образования / Г. Н. Швецова // Вестник Марий Эл. 2005. – № 3–4. – С. 108–111. – 0,25 п.л.

46.Швецова, Г. Н. Проблемы взаимодействия: педагог – учащийся // Безопасность человека, общества, природы в условиях глобализации как феномен науки и практики / Г. Н. Швецова // Девятые Вавиловские чте-ния. – М. ; Йошкар-Ола: , 2005. – С. 273 – 276. – 0,25 п.л.

47.Швецова, Г. Н. Национальный проект как система // Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Ма-рий Эл: сборник научно-методических материалов / Г. Н. Швецова – Йош-кар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – С. 4–15. – 0,75 п.л.

48.Швецова, Г. Н. Национальный проект «Образование» как сис-тема //Сборник научно-методических материалов «Реализация приоритет-ного национального проекта «Образование» в Республике Марий Эл» / Г. Н. Швецова – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт об-разования», 2006. – С. 1–15. – 0,94 п.л.

49.Швецова, Г. Н. Программно-целевое развитие регионального об-разования Республики Марий Эл / Г. Н. Швецова // Образовательная поли-тика. – 2006. – №12. – С. 18 – 23. – 0,4 п.л.

50.Швецова, Г. Н. Влияние приоритетного национального проекта «Образование» на процесс модернизации региональных и муниципальных образовательных систем / Г. Н. Швецова // Вестник Марий Эл. – 2006. – №3. – С. 28 –38. – 0,7 п.л.

51.Швецова, Г. Н. Об обеспеченности законодательства в области образования в системе Министерства образования Республики Марий Эл // Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере образова-ния: состояние, проблемы, тенденции: Из опыта работы органов управле-ния образованием, образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (по итогам проведенных инспекционных проверок и межре-гиональных совещаний в 2004 – 2006 годах) / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». 2006. – Вы-пуск 1. – С.100 – 105. – 0,4 п.л.

52.Швецова, Г. Н. О подходах к реализации приоритетного нацио-нального проекта «Образование» на муниципальном уровне / Г. Н. Швецо-ва // Национальные проекты. – 2007. – № 6. – С. 66 – 68. – 0,19 п.л.

53.Швецова, Г. Н. Опыт, достойный распространения / Г. Н. Шве-цова // Администратор образования. – 2007. – №14. – С. 4 – 7. – 0,25 п.л.

54.Швецова, Г. Н. Система образования в социально-экономическом развитии региона / Г. Н. Швецова // Сборник статей «Шко-ла в условиях модернизации образования: от идеи к результату». – Йош-кар-Ола: Марийский государственный университет, 2007. – С. 5–12. – 0,5 п.л.

55.Швецова, Г. Н. Приоритетный национальный проект «Образо-вание» в Республике Марий Эл: результаты и перспективы реализации // Влияние приоритетного национального проекта «Образование» на разви-тие личности учителя / Г. Н. Швецова – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007. – С.3–12. – 0,9 п.л.

56.Швецова, Г. Н. Региональная история как фактор гуманизации поликультурного образования Республики Марий Эл // Воспитательный потенциал национальной культуры: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства». – 24 – 25 октября 2007 г.: В 2-х ч. / Г. Н. Швецова – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. – Ч.1. – С. 82–89. – 0,5 п.л.

57.Швецова, Г. Н. Особенности управления системой образования в Республике Марий Эл / С. А. Домрачева, Г. Н. Швецова // Справочник ру-ководителя образовательного учреждения. – 2007. – №12. – С. 10–15. – 0,38 п.л./0,3 п.л.

58.Швецова, Г. Н. Методология исследования программно-целевого управления региональной образовательной системой / Г. Н. Швецова /Материалы III Международной научно-практической конференции «На-чальная школа: проблемы и перспективы». – Йошкар-Ола: Марийский го-сударственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, 2007. – С. 3–28. – 1,7 п.л.

59.Швецова, Г. Н. Стратегия управления непрерывным образовани-ем педагогов // Материалы XIV научно-практической конференции «Пси-холого-педагогические проблемы повышения квалификации» в 2 ч. / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образо-вания», 2008. Ч.2. – С. 3–9. – 0,44 п.л.

60.Швецова, Г. Н. Современные аспекты региональной образова-тельной политики / Г. Н. Швецова // Одиннадцатые Вавиловские чтения «Национальные проекты России как фактор безопасности и устойчивого развития в глобальном мире: материалы постояннодействующей Всерос-сийской междисциплинарной научной конференции с международным участием. – Йошкар-Ола: Марийский Государственный технический уни-верситет, 2008. – Ч.1. – С. 195 – 198. – 0,19 п.л. (в соавторстве).

61.Швецова, Г. Н. Национальные проекты России как фактор ее безопасности и устойчивого развития в глобальном мире. Социальная си-нергетика и актуальная наука: национальные проекты России как фактор ее безопасности и устойчивого развития в глобальном мире: сборник на-учных трудов / Г. Н. Швецова. – Йошкар-Ола: Марийский государствен-ный технический университет, 2008. – С.274-281. – 0,44 п.л.

Председатель Союза предпринимателей Башкортостана Николай Швецов и доктор исторических наук Дамир Исхаков планируют 10 августа в 12.00 провести открытую презентацию (во Всемирном конгрессе татар) нашумевших книг, посвященных 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России, вхождению Уфимской губернии в Башкортостан в 20-х годах и др. Книги будут переданы всем журналистам, которые приглашены на презентацию и которым интересна данная проблема. Николай Швецов установил памятник воеводе Нагому, основателю Уфы. Власти Уфы попытались снести памятник (памятник создал лучший скульптор Башкортостана). Вокруг памятника в настоящее время идет общественная борьба. Презентацию поддерживает отделение федеральной автономии татар в Башкортостане.

Человек-паровоз

Николай Швецов - личность яркая, если ве сказать легендарная, В его активе - первый строительный кооператив в Башкирии, первый торговый дом, первая биржа. Про таких с восхищением говорят: «Человек-паровоз»! И все же золотые девяностые оста­лись позади - В наше время даже торговым комплексом никого не удивить. А Николай Анатольевич продолжает шокировать.
На этот раз не домохозяек с коммерсантами, а научную общественность и руководство Башкирии. Именно благодаря ему уфимцы узнали, что основателем столицы является воевода Михаил Нагой. Власти до той поры склонялись к башкирской версии происхождения Уфы. Мало того, так и не найдя взаимопонимания с мэрией, Швецов, возглавив инициативную группу, установил Михаилу Нагому памятник в пригороде Уфы. Случай в России беспрецедентный! Именно он и свел нашего журналиста с героем последних новостей.

Михаил Осокин: Про памятник спрашивать не буду, о нем уже достаточно написано. Николай Анатольевич, откуда у вас взялась любовь к истории?

Николай Швецов: Она всегда была, только времени на нее не было. Сейчас погрузился с головой. У меня в библиотеке три тысячи книг, главным образом исторических: от Птолемея до маршала Нея. Но Россию люблю особенно. Семнадцатый год ее так поломал - по сей день плюхаемся.

Вы, говорят, что-то написали? Кого-то из официальных историков задели?

Написал. Сейчас можно писать, не выходя из дома. Все главные архивы и библиотеки компьютеризированы, имеют свои сайты. Пожалуйста, только заказывай! Любой том, любое дело (в копиях, разумеется). Работая таким образом, я выпустил сборник «Критические заметки об одном «юбилее». .0 450-летии «добровольного вхождения Башкирии в состав России»... Да, да, о нем самом. В итоге весь тираж остался у меня. Директора книжных магазинов в страхе отмахиваются, но, переходя на шепот, просят почитать - для себя. Оно понятно, не привыкли в Башкирии к критике.

Где же можно достать?

Только в Интернете, хвала ему. На историческом сайте «Уфа губернская», администрация которого по моей просьбе согласилась разместить их электронные варианты.

Обидно?

Я не из тех, кто распускает сопли. Сейчас загорелся

другой темой. Недавно один энтузиаст копнул под Салавата Юлаева. Читали Орлова «Пирамида Салавата»? Волосы дыбом встают! А ведь он только краешком коснулся. Тоже, кстати, с тиражом на руках сейчас. Пугачевской темой я давно болею. Это же была самая настоящая гражданская братоубийственная война. Разве могут быть там герои? Я намерен написать крупную исследовательскую работу о пугачевщине, как говорится, невзирая на лица. Пора нам освобождаться от советских штампов...

Не боитесь?

- (Смеясь.) Пусть страховая компания боится. Я даже памятник основателю Уфы застраховал. Его существованию неоднократно угрожали республиканские власти и поддерживаемые ими экстремисты.

Стало известно, что Вы сейчас судитесь с ведущим башкортостанским археологом Н.А. Мажитовым...

Да, когда мы решили ставить памятник, то обратились к вице-премьеру, министру культуры и национальной политики Башкирии Ильдусу Илишеву с просьбой дать заключение о художественной ценности скульптуры (кстати, выполненной ведущим скульптором нашей республики). А Илишев переправил мое письмо вице-президенту АН РБ Н.А. Мажитову. И что мы получили? Вместо заключения о художественной ценности академик обозвал меня невежественным человеком, якобы подкупившим каких-то историков-экстремистов. Я вынужден был обратиться в суд, и он принял мои иск о том, что уважаемый ученый «письменно распространил клеветнические сведения, оскорбляющие честь и достоинство Н.А. Швецова».

Кстати, недавно Мажитов написал жалобу М. Шаймиеву на Академию наук Татарстана, которая надает якобы провокационные работы (в том числе и Ваши) во истории Башкирии.

Я знаю об этом и полагаю, что президент М. Шаймиев гораздо мудрее лидера нашей республики и не станет чинить препятствий выявлению исторической истины, какой бы неприглядной для кого-то она ни была. А уж как в Башкортостане третируют татарскую культуру и язык, читатели вашей газеты знают неплохо.

И подводя итоги, расскажите немного о Ваших хобби.

В свободное от бизнеса время я, как уже сказал, люблю читать, преимущественно историческую литературу. Люблю посидеть на берегу озера с удочкой. Рыбалка успокаивает, позволяет спокойно обдумать какую-то проблему. Нередко именно в тихой заводи, вдали от городской суеты у меня рождаются творческие планы.

P.S. Уже после интервью стало известно, что Николай Швецов представил публике свою новую работу «История одной авантюры: раз­мышления о том, кто и зачем создал Башкирскую автономию и Республику Башкортостан».

Михаил ОСОКИН.. «Звезда Поволжья»

Семья Швецовых, в том числе нынешний министр образования, до прихода в государственную власть бывшая ректором богатейшего негосударственного вуза, ассоциируется в Республике Марий Эл прежде всего с платной образовательной деятельностью и «сколачиванием» большого капитала за счет родителей студентов и неких государственных вливаний...

Приход к Г.Н. Швецовой к государственной власти не умерил интересы этой семьи к личному обогащению, а наоборот, усилил в ней страсть к деньгам, наживе, собственности, безмерному властвованию над людьми, их умами и душами. Сегодня уже отчетливо видно, какой вред образованию республики принесен и приносится Г.Н. Швецовой и ее родственниками (мужем Н.М. Швецовым, детьми, братьями-сестрами и т.д.)…

Итак, каков он, этот вред. Перечислим по пунктам:

1) Налицо сращение негосударственной сферы образования и действующей власти . Власть поддерживает и помогает Швецовым, а не государственной системе образования республики, а Швецовы берут все, что разрешает им власть, нагло, не оглядываясь и не стыдясь никого и ничего: деньги, власть, недвижимость… А власть получает от них подачки через МОСУ, устраивает на учебу в Москву жену президента и т.д. Теперь уже никто не отделяет друг от друга такие фамилии, как Швецовы, Гаранины, Ушаковы и, очевидно, Маркеловы.

2) Швецовское время управления образованием – это время коммерциализации образования . О крене в сторону негосударственных образовательных учреждений и говорить не надо – всем уже ясно. При этом на первом месте – выгода для Швецовых. Создается новый негосударственный вуз, руководимый сыном Г.Н.Швецовой, одновременно идет атака на старейший и на все 200 % оправдавший себя государственный вуз – Марийский пединститут. Швецовы-Гаранины при активной поддержке президента Маркелова готовы всем перегрызть горло, лишь бы его уничтожить, чтоб открыть дорогу для негосударственных вузов. Между тем юристов, экономистов, психологов, бухгалтеров и т.д., которых готовят негосударственные вузы, стоит на бирже больше, чем педагогов, несмотря на массовое высвобождение последних в связи с оптимизацией системы образования…

При широком интересе власти к негосударственному образованию муниципальные школы брошены на произвол судьбы. Сегодня министр заставляет их самих зарабатывать на собственную жизнь, призывая к организации платных дополнительных услуг. Налицо наглый уход государства из образования.

3) Поражают попытки юридического обоснования своей вредоносной деятельности . Поэтому трудно сразу понять их уловки, их организационные шаги, сделки с собственностью… Ни одна правоохранительная структура не проявит интерес к тому, как здания государственных, муниципальных организаций и учреждений переходят в руки Швецовых. Причина? Либо не хватает ума и профессионализма, либо кресло важнее, либо просто не умеют свободно и смело мыслить… Напомним: в руках Швецовых теперь уже не только бывшее здание школы № 25, но уже и ПУ № 12, а также, говорят, здание самого министерства образования, что в центре города, рядом с МарГТУ (не прошедших по конкурсу в государственный вуз можно будет ловить прямо на улице, рядом, и тащить в свой негосударственный!). Швецовские вузы занимают помещения уже и в ОПЦ при Президенте РМЭ (интересно, за какую плату?). Продано здание музея народного образования. Кому? Не им же ли через третье лицо?

Не мешало бы проверить, за сколько и как все это сделано, кто этому содействует из государственных чиновников «серого дома».

Швецовская мафия внедрилась и в диссертационный совет Марпединститута, который гласно и негласно управляется ими же, Швецовыми. Потакают своим («защищают» своих детей, «зятьев», откуда-то взявшихся своих аспирантов и пр.) и фильтруют чужих, неугодных. И деньги там крутятся немалые, куда и кому они идут, через какую официальную кассу? Куда смотрит ректор В.Е. Егоров, ведь при его институте этот совет?

6) Г.Н.Швецова целенаправленно и настойчиво, несмотря на сопротивление марийского национального движения, проводит политику «выдавливания» национальных школ и национального компонента из Базисного учебного плана РМЭ . Свидетельство этому – десятки уже закрытых сельских школ, почти все из которых являются марийскими национальными. Такая процедура проводится даже в середине учебного года, что запрещено законодательством. В других регионах РФ обучают, сохраняя сельскую школу, даже 4 учеников, чтобы сохранить деревню и сельское население, которое пока еще кормит страну и вас тоже, господа Швецовы. Форсированная работа по закрытию сельских школ – это не только усложнение и без того трудных условий существования сельского марийского населения республики, но и целенаправленная работа по развалу экономики республики и государства. А осуществляется это под флагом оптимизации образовательных учреждений, провозглашенной на уровне РФ. Но как понимают ее местные реформаторы образования? Конечно, не как реструктуризацию сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, как то прописано в российских документах; понимают они прежде всего как возможность их закрытия и экономии финансов на нищем нашем образовании. А для чего экономятся скудные деньги образования? Не на обогащение ли и без того богатой власти?

7) Приметой политики Г.Н. Швецовой, собственно, как и Президента Л.И. Маркелова, является безжалостная и последовательная расправа с инакомыслящими и вообще умными людьми, т.е. самостоятельными и потому опасными . Министр активно участвовала в «охоте на ведьм» после выборов президента РМЭ и потому имеет самое прямое отношение к тому, что после выборов были уволены с работы десятки профессионалов-мари – руководителей и педагогов школ – за то, что реализовывали свое конституционное право свободного волеизъявления, засветившись в связях с ненавистным власти оппозиционным кандидатом (Долговым или Коротковым). Исковерканная судьба этих уволенных – на Вашей совести, Галина Николаевна!

8) Вся политика в образовании, диктуемая сегодня Швецовыми, основана на воспитании в людях ненормальных чувств и качеств : нетерпимости к людям иных взглядов и иной национальности, страха, лицемерия, раболепия, нездорового прагматизма… То есть тех качеств, которые никогда не приведут нас к гражданскому обществу, где каждый человек интересен тем, что он личность, индивидуален, свободен в мыслях. Политика нынешнего министра в корне противоречит законам демократического государства.

Широко практикуется и поощряется министром институт доносчиков, дежурная команда кляузников, критиков из сферы образования (команда для расправы с неугодными) и показных лидеров образования, защищающих все действия министра с пеной у рта и подписывающих все «подстроенные» ею бумаги (начальник Оршанского РОО, директор Верх-Ушнурской школы и др.).

Отсюда доверять таким людям, как Швецова, руководство отраслью, связанной с воспитанием молодежи, - это просто антигосударственно и антигуманно.

9) Страшный вред образованию приносит показуха и мишура, которой прикрывается бездействие Швецовой в решении реальных проблем образования. Последнее, вкупе с корыстными интересами, и рождают эту показуху, столь полюбившуюся и Президенту РМЭ. Например, нежелание решать реальные проблемы марийского национального образования и желание во что бы то ни стало исключить из образовательного процесса марийский государственный язык рождают показушный 18-вариантный Базисный учебный план. Желание как-то прикрыть массовое закрытие сельских национальных школ рождает показушный план открытия национального ДОУ и национальной школы, который утверждается в начале октября на совещании в Министерстве образования. А протаскивание ЕГЭ оказывается в реальности солидным дополнительным заработком для верхушки министерства и массой почестей, российских наград, которые заготавливаются впрок на трудные времена, когда нужно будет, очевидно, держать ответ перед обществом за вред, нанесенный образованию.

Еще о показухе. Во время визитов заморских гостей, экспертов, проверяющих всякого ранга всегда показывают одни и те же районы, школы, руководителей – надежных, обласканных, преданных министру; строят «потемкинские деревни». Послов финно-угорских государств, прибывших узнать о реальном положении марийцев в республике, их языка и школ, повезли в одну из таких «дежурных» школ - Верх-Ушнурскую. Накануне их приезда репетировали каждое движение и каждое слово каждого учителя и ученика; пирожки для демонстрации национальной кулинарии привезли аж из Йошкар-Олы.

Вывод следующий : образовательная сфера республики с поддержки Маркеловых и Гараниных стала не чем иным, как вотчиной Швецовых . Это ли не вред? Еще какой!!!

Независимый источник


Г. Н.ШВЕЦОВА-ВОДКА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ

ДОКУМЕНТА и КНИГИ

Учебное пособие

Москва Киев

«Рыбари» «Знання»

УДК 002.2(075.8)

Рецензенты:

С.Г. Кулешов, заведующий отделом документоведения Укра­инского научно-исследовательского института архивного дела и документоведения, доктор исторических наук, профессор;

^ II.П. Кушнаренко, проректор но научной работе Харьков­ской государственной академии культуры, доктор педагоги­ческих наук, профессор;

Г.В. Силкова, заведующая кафедрой документальных коммуникаций Ровепского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических паук, доцент

^ Швецова-Водка Г.Н.

Ш35 Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. - М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. - 487 с.

ISBN 978-5-93763-008-7 ("Рыбари", Россия) ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

В пособии раскрываются основные теоретические вопросы общего документоведения - от определения "документа" до клас­сификации печатных изданий. Изложение учебного материала отражает авторскую концепцию, согласованную с распространен­ными представлениями о документе и книге, а также с исследова­ниями разных ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие содержит теоретические материалы, соответствующие программе курса "Документоведение". Учебное пособие состоит из двух частей: "Основы теории документа" и "Книга как вид документа".

Пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям документоведческих, книговедческих и библиотековедческих специальностей университетов и академий, библиоточно-информационных факультетов вузов культуры и искусств.

ББК 73.031+76.110я73

© Издательство Знания

ISBN 978-966-346-518-0 ("Знания", Украина)

Предисловие..................................................................9

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА.....................13

Тема 1. Понятие "документ": историческое развитие его значений ........14

1.1. Эмпирические представления о документе......... 14

1.2. Значения понятия "документ"..........................17

1.3. Происхождение термина "документ" и развитие его значений..............37

Выводы.......................................................................41

.41

Тема 2. Функциональная сущность понятия "документ" 43

2.1. Понятие "информация" с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы..44

2.2. Структура процесса социальной коммуникации 48

2.3. Понятие "социальной информации". Соотноше­ние информации и знания 49

2.4. Функциональное определение понятия "документ".............................52

Выводы.......................................................................56

Вопросы и задания для самоконтроля..............................57

Тема 3. Определение Документа IV..............................58

3.1. Определение документа в стандартах и словарях

По делопроизводству и архивному делу..............58

3.2. Современные определения документа в инфор­матике (в разных сферах информационной деятельности). Документ IV как "записанная информация".................................................66

3.3. Определение документа в библиотековедении. Документ как объект библиотечного дела......74

Выводы.......................................................................80

Вопросы и задания для самоконтроля..............................81

Тема 4. Функции, свойства и признаки документа.........82

4.1. Понятие "функции документа". Главная (сущ­ностная) функция документа и производные от нее.........................................................83

4.2. Другие общие функции документа. Понятие специальных и конкретных функций доку­ментов.............................................................87

4.3. Свойства документа........................................99

4.4. Признаки документа......................................113

Выводы......................................................................115

Вопросы и задания для самоконтроля.............................116

Тема 5. Информационная составляющая документа.....117

5.1. Концепция социальной информации................118

5.2. Структура и свойства социальной информации... 12 4

5.3. Требования к социальной информации.............130

5.4. Классификация социальной информации (ее виды) ......................133

Выводы......................................................................143

Вопросы и задания для самоконтроля.............................143

Тема 6. Знаковая и материальная составляющие

Документа IV................................................145

6.1. Знаковая составляющая Документа IV.............146

6.2. Вещественная (физическая) основа Документа IV 153

6.3. Форма (конструкция) носителя информации

У Документа IV..............................................156

6.4. Структура документа.....................................158

Выводы......................................................................160

Вопросы и задания для самоконтроля.............................161

Тема 7. Классификация Документа IV........................163

7.1. Задачи и особенности классифицирования документов...................165

7.2. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим знаковую систему записи информации...........................................168

7.3. Классификация Документа IV по признакам, характеризующим материальный носитель документа......................................181

7.4. Классификация документа по его информационной составляющей...184

7.4.1. Виды документа по сфере возникновения информации и объекту отражения..186

7.4.2. Представление о первичных и вторичных документах...................188

7.5. Классификация Документа IV по обстоятельст­вам его существования во внешней среде.......193

7.5.2. Документы - оригиналы и копии...................200

7.5.3. Аутентичный (подлинный) и фальшивый (поддельный) документы....202

Выводы......................................................................203

Вопросы и задания для самоконтроля.............................206

Тема 8. Документоведений как наука..........................208

8.1. Основные этапы развития и главные концепции документоведения........208

8.2. Объект, предмет и структура документоведения 215

8.3. Место документоведения в системе наук..........227

8.4. Методы документоведения..............................236

Выводы......................................................................245

Вопросы и задания для самоконтроля.............................246

^ ЧАСТЬП. КНИГА КАК ВИД ДОКУМЕНТА .....................247

Тема 9. Определение книги ........................................248

9.1. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям материального носителя информации....249

9.2. Дифференциация понятия "книга" по особен­ностям знаковой формы и способа восприятия человеком....................................................252

9.3. Место книги в социальном коммуникационно-информационном процессе..............................255

9.4. Соотношение книги с документами первоначаль­ными и архивными........................................259

9.5. Соотношение понятий "документ", "книга", "издание", "произведение печати", "литература", "публикация"...............................................260

Выводы......................................................................265

Вопросы и задания для самоконтроля.............................266

Тема 10. Функции и свойства книги ..............................267

10.1. Сравнение функций документа и книги............268

10.2. Сравнение свойств документа и книги..............272

10.3. Специфические функции и свойства книги.......281

Выводы......................................................................291

Вопросы и задания для самоконтроля.............................294

Тема 11. Общие понятия типологии книги .....................295

11.1. Понятие типологии книги..............................295

11.2. Способы типологического познания книги........299

11.5. Принципы типологии книги...........................316

Выводы......................................................................317

Вопросы и задания для самоконтроля.............................318

Тема 12. Типы и жанры литературы .............................319

12.1. Понятие "типы литературы"...........................319

12.2. Типы литературы по социальному назначению..............................322

12.3. Типы литературы по дополнительным при­знакам...........................333

12.4. Жанры литературных произведений: общая характеристика..........337

12.5. Жанры политических первоисточников...........345

12.6. Жанры правовых первоисточников.................346

12.7. Жанры художественной литературы...............354

12.8. Жанры публицистической литературы............358

12.9. Жанры массово-информационной литературы... 364

12.10. Жанры мемуарной литературы.......................368

12.11. Жанры научно-исследовательской литературы... 372

12.12. Жанры научно-популярной литературы...........376

12.13. Жанры учебной литературы...........................376

12.14. Жанры производственной литературы.............376

12.16. Жанры научно-информационной литературы...383

12.17. Жанры справочной литературы......................392

12.18. Типы и жанры религиозной (духовной) литературы....................393

12.19. Жанры развлекательной литературы...............396

Выводы......................................................................398

Вопросы и задания для самоконтроля.............................399

Тема 13. Виды печатных изданий .................................400

13.1. Классификация всех печатных изданий

По определенным признакам...........................403

13.2. Виды непериодических изданий......................420

13.3. Виды периодических и продолжающихся изданий...........................425

13.4. Пересмотр стандартов на виды изданий............431

Выводы......................................................................445

Вопросы и задания для самоконтроля.............................446

Список литературы в помощь изучению курса.................447

Приложение. Возможные пути развития терминосистемы документоведения……………………457

Именной указатель......................................................472

Предметный указатель .................................................475

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие "документ" является одним из наиболее распро­страненных в профессиональной деятельности специалистов документально-информационной сферы общества. О нем идет речь, когда рассматривают основные процессы, из которых со­стоит труд библиотекаря, библиографа, сотрудника научно-информационного учреждения, архива, музея и многих других социальных институтов документально-информационного обеспечения общества.

Определение и классификация документов приобретают не только научное, но и сугубо практическое значение. Обычные, бытовые представления о документе и его видах оказываются недостаточными для организации деятельности информацион­ных учреждений. Необходим научный анализ как самого по­нятия "документ", так и тесно связанных с ним понятий, обо­значающих процессы и операции создания, обработки и использования документов в разных сферах общественной де­ятельности.

Поэтому в наше время большое значение уделяется разви­тию и преподаванию работникам сферы социальных информа­ционных коммуникаций общепрофессиональной дисциплины

"Документоведение", способной обеспечить единство в реше­нии многих вопросов, связанных с определением, классифика­цией и характеристикой документов.

Обязательной вводной частью документоведения должен быть раздел "Основы теории документа". Общая теория доку­мента активно развивается в настоящее время, существуют разнообразные подходы и взгляды относительно многих науч­ных понятий, терминов, концепций документоведения. Одна из задач учебной дисциплины "Документоведение" - познако­мить с ними студентов, помочь определить наиболее приемле­мые, обоснованные концепции, сделать соответствующие вы­воды. Именно основы теории документа являются наиболее общим содержанием данной дисциплины, необходимым для обучения не только библиотекарей-библиографов, но и студен­тов других специальностей.

Весомой составляющей основ теории документа является типология документа. Типология - это "учение о типах", а также об определении главных понятий (категорий), которые касаются документа и его видов; о разных способах классифи­кации документов; о соотношении между разными видами до­кумента и др.

Для библиотековедения и библиографоведения важно так­же определить соотношение категорий "документ" и "книга", возможности их применения относительно явлений, с которы­ми имеет дело библиотекарь или библиограф. Поэтому второй частью курса является раздел "Книга как вид документа". По­строение второй части курса в известной степени соответствует построению первой части - от общего к частному.

Следует отметить, что характеристика книги с позиций до­кументоведения нужна также всем работникам, связанным с информационным обеспечением общества, потому что именно в книге (согласно ее трактовке, принятой в данном пособии) находится наибольший объем общедоступной информации.

Содержание пособия ограничено главными теоретическими вопросами документоведения: от определения документа до классификации печатных изданий. Безусловно, за пределами пособия остается множество проблем, как теоретических, так и сугубо практических, касающихся характеристики отдельных видов, типов, жанров документов. Автор осознает, что данное пособие освещает далеко не все вопросы документоведе­ния. Даже характеристика книги здесь не полна, поскольку в пособии отсутствует характеристика нетекстовых произведе­ний печати и других видов изданий, кроме печатных (в част­ности, электронных, аудиальных, экранных). Но общая тео­рия документа и книги, представленная в пособии, дает возможность правильно сориентироваться во всем многообра­зии существующих документов, используя разные источники для ознакомления с ними.

Предлагаемое пособие ставит целью быть теоретическим введением к документоведению и книговедению, обеспечить единый подход к классификации документов вообще и книг в частности. Оно отражает авторскую концепцию, основанную на собственных научных исследованиях и согласованную с рас­пространенными представлениями о документе и книге, а так­же с исследованиями многих ученых, изучавших проблемы документоведения и книговедения. Пособие знакомит с дости­жениями современного документоведения, дискуссиями по до-кументоведческим проблемам, предлагает альтернативные подходы к их решению, которые должны стимулировать само­стоятельную творческую деятельность студентов. Дидактичес­кий потенциал пособия заложен в последовательности изложе­ния материала (от общих вопросов к частным), его делении на конкретные темы, наличии выводов, вопросов и заданий для самоконтроля по каждой теме.

Данное издание представляет собой перевод учебного посо­бия "Документоведение", вышедшего на украинском языке, с некоторыми изменениями и дополнениями. Измененное на­звание больше соответствует его содержанию, в котором отра­жено не все документоведение, а только его вводная часть. От­сутствие детальной характеристики отдельных видов докумен­тов в данном пособии объясняется необходимостью создания системы документоведческих учебных дисциплин и их соот­ветствующего учебно-методического обеспечения. На самосто­ятельный статус заслуживают такие учебные дисциплины, как "Управленческое документоведение", "Электронное доку­ментоведение", "Кинофотофонодокументоведение" и другие, посвященные разным видам документов. Кроме перечислен­ных, в этой системе должны быть и такие учебные дисципли­ны, как "Социальные коммуникации", "Документный ресурс", "Документные потоки и массивы" и т. п.

^ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДОКУМЕНТА

ПОНЯТИЕ "ДОКУМЕНТ": ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЕГО ЗНАЧЕНИЙ

Понятие "документ" в наше время является наиболее рас­пространенным в науках, изучающих разные способы хране­ния и передачи в обществе знания (или информации). Сущест­вует множество определений документа, которые зафикси­ровали представления о нем.

Прежде всего, считаем нужным рассмотреть эмпирические представления о документе, исторические корни термина "до­кумент" и постепенное развитие его значений до XX в.; обоб­щить имеющиеся в литературе определения документа; пока­зать соотношение между существующими в наше время значениями понятия "документ".

1.1. Эмпирические представления о документе

Эмпирические представления возникли как следствие или как итог наблюдений, как обобщение многих реальных явле­ний, но не как следствие теоретического познания, для которо­го нужны определенные методологические принципы, теория, которая бы объясняла смысл и происхождение явления.

Эмпирически документ представляется, во-первых, как оп­ределенная вещь, как "материальный объект" или "субстанци­альный" (вещественный, в отличие от энергетического) носи­тель информации. Иначе говоря, документ - это вещь, которую можно увидеть, к которой можно прикоснуться или ощутить другими органами чувств.

Во-вторых, документ - это такая вещь, которая несет в себе некую информацию, то есть может что-то (какие-то сведения, знания) передать тому, кто будет знакомиться с документом, изучать его, читать или иным образом "потреблять информа­цию". Документ прежде всего нужен человеку именно для того, чтобы ознакомиться с этой информацией.

С другой стороны, документ создается человеком (точнее - об­ществом) для того, чтобы сохранить определенное знание во вре­мени и передать его другим людям (потребителям информации).

Для того, чтобы передать информацию с помощью докумен­та, человек использует разные средства. Во-первых, выбирает материальные объекты, вещи, которые могут быть "вещест­венным носителем" информации. Во-вторых, устанавливает, каким способом можно "закрепить информацию" на данном носителе. В-третьих, разрабатывает способы извлечения ин­формации из этого носителя.

Все эти свойства документа отражаются в его определениях. Например, в таких: "документ - материальный объект, содер­жащий информацию в закрепленном виде"; "документ - ма­териальный объект, содержащий закрепленную информацию, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени и используемый в общественной практике"; "доку­мент - материальный объект, содержащий информацию в за­фиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве"; "документ - матери­альный объект, содержащий закрепленную информацию и специально предназначенный для ее передачи и использова­ния" 1 ; "документалистика толкует документ в широком плане как информацию, зафиксированную на материальном носите­ле..."; документ - это "информация, закрепленная на носите­ле, позволяющем осуществлять ее передачу.... Документ - это воплощенная в физической форме информация".

Некоторые ученые в определениях документа подчеркива­ли, что он создается и используется именно человеком, то есть обществом, и поэтому содержит не любую информацию, а именно "социальную", или "нооинформацию". Например: "до­кумент - это любой материальный носитель, на котором чело­веком зафиксирована (закреплена) социальная информация" 4 ; "документом считается любая зафиксированная в пространс­тве и во времени нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом; в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях природы, биологии и т. п.)" 5 ; "документом считается любая нооинформация (информация, созданная че­ловеческим разумом, в отличие от информации, зафиксиро­ванной в явлениях неживой природы, или биологии), зафикси­рованная на специальном вещественном носителе в целях ее использования, передачи и хранения. Форма и способ фиксации здесь допускаются любые, то есть на бумаге, пленке, в виде ко­декса, ленты, диска и т. п." 6 (Выделено автором). По отноше­нию к двум последним определениям следует заметить: социальная или нооинформация, которая передается в обществе, то есть от человека к человеку, может быть зафиксирована не только "на специальном вещественном носителе", но и на пред­метах, принадлежащих к сфере неживой природы (например, камнях в минералогическом музее), и даже на представителях живой природы (животных в зоопарке). Утверждение о том, что "форма и способ фиксации здесь допускаются любые", оп­ровергается следующим перечнем, который свидетельствует о том, что имеются в виду материалы и формы носителя инфор­мации, приспособленные только для записи информации.

Безусловно, уточнения относительно того, что документом передается социальная или нооинформация, верны, но в дейс­твительности они ничего не меняют в упомянутой выше трак­товке документа, потому что в любом случае имеются в виду именно такие материальные объекты, которые используются для передачи нооинформации (как информации, доступной только человеческому разуму) или "социальной информации", если ее понимать как любую информацию, которая создается и передается в человеческом обществе.

Наряду с такими определениями "документа", которые охва­тывают очень широкий круг явлений, существуют и другие толкования, связывающие понятие "документ" с определен­ными ограничениями его материальной или знаковой формы, а также функций.