Основы проведения спасательных и других неотложных работ. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных. Виды аварийно-спасательных работ

При получении команды на выезд спасатели действуют в соответствии со своими должностными обязанностями в составе смены и полученными распоряжениями. Водитель оперативного транспортного средства определяет оптимальный маршрут движения к месту ЧС. Личный состав дежурной смены должен иметь при себе удостоверения на право проведения АСР (личное удостоверение).

Данный документ определяет принадлежность сотрудника и позволяет ему осуществлять беспрепятственный проход через оцепление правоохранительных органов в зону или к месту ЧС. Спасатели резервной смены при получении команды о прибытии в АСФ должны немедленно следовать к заранее определенному месту сбора. По прибытии в расположение АСФ они действуют по распоряжению старшего должностного лица.

Алгоритм действий начальника

При получении сигнала от дежурного по АСО о приведении АСО в ГОТОВНОСТЬ № 1:

  • Доложить непосредственному руководителю о получении сигнала и уточнить полученную задачу.
  • Получить дополнительную информацию от старшего дежурной смены ЕДДС (оперативного дежурного).
  • Принять доклад от старшего дежурной смены АСО об обстановке, ходе оповещения сотрудников АСО и предложения для обоснованного решения.
  • Прибыть в расположение АСО или к месту сбора.
  • Отдать необходимые распоряжения прибывшим спасателям АСО по подготовке транспортных средств, оборудования, снаряжения к выезду.
  • Проверить готовность личного состава АСО, технических средств, оборудования, снаряжения.

Поставить задачу сотрудникам АСО и довести:

  • характер, местонахождение (район поиска), время ЧС;
  • время выезда на ЧС;
  • какой транспорт, спецавтомобили, плавсредства использовать;
  • порядок и маршрут движения;
  • , какое берётся оборудование, средства связи;
  • какие подразделения (представители) министерств, ведомств, предприятий, организаций и в каком количестве дополнительно привлекаются;
  • порядок взаимодействия с ними;
  • время выхода на связь, сигналы.

Доложить непосредственному руководителю и старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о готовности АСО к выдвижению в район ЧС.

Дать команду на выдвижение в район ЧС и ведение поисково-спасательных работ.

При следовании к месту ЧС:

  • поддерживать связь со старшим дежурной смены ЕДДС (оперативным дежурным) для получения дополнительной информации о ЧС;
  • взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД для обеспечения беспрепятственного проезда;
  • использовать различную сигнализацию;

При прибытии на место ЧС первым:

  1. принять доклад от старшего дежурной смены, уточнить обстановку и принять на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС.
  2. составить план проведения ПСР (скорректировать первоначальный план).
  3. принять решение о необходимости привлечения дополнительных сил и средств.
  4. сообщить старшему дежурной смены ЕДДС (оперативному дежурному) о прибытии АСО на место ЧС, начале ПСР, обстановке и потребности в силах и средствах.

Начать (продолжить) работы по поиску и эвакуации пострадавших:

  1. распределить силы и средства в соответствии с намеченным планом работ;
  2. поставить задачи прибывшему личному составу АСО;
  3. провести инструктаж по мерам безопасности;
  4. координировать действия спасателей;
  5. организовать взаимодействие с местными органами государственной власти, службами, организациями, предприятиями (при необходимости);
  6. принимать решения о временном или окончательном прекращении работ.
  7. организовать временный лагерь, обогрев, питание и обеспечить другие вопросы жизнедеятельности спасателей.

По прибытии на место ЧС, где уже организованы поисково-спасательные работы:

Разведывательные данные об обстановке добываются различными способами: наблюдение, непосредственный ос­мотр местности и объектов, поиск, лабораторные исследо­вания, фотографирование, кино- и видеодокументирование, изучение планов застройки городов (населенных пунктов) и технической документации сетей коммунально-технических служб, проектной документации зданий и сооружений, оп­рос местных жителей и производственного персонала, на­личие и техническое состояние средств ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение заключается в слежении за состоянием объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, рас­тительного покрова) и развитием обстановки в очагах по­ражения и районах бедствий, а также за действиями сил РСЧС при проведении работ. Основными видами наблюде­ний являются: визуальное наблюдение (ведется невоору­женным взглядом или с использованием оптических при­боров) и техническое наблюдение (ведется с помощью технических средств, выдающих экспресс-информацию об обстановке в очагах поражения и районах бедствий).

Непосредственный осмотр заключается в детальном изучении состояния определенных участков местности, зданий, сооружений, коммунальных сетей и других объек­тов с целью определения объемов работ и способов дей­ствий сил РСЧС при выдвижении в очаги поражения и районы бедствий, проведении спасательных и других неот­ложных работ. Осмотр проводится в сочетании с поиском.

Поиск – это основной способ действий разведыватель­ных подразделений и формирований по обнаружению мест нахождения людей, нуждающихся в помощи, опре­делению их состояния и порядка действий спасателей по оказанию им помощи, при этом ведущие поиск разведы­вательные подразделения и формирования должны осна­щаться специальными приборами.

Фотографирование (воздушное и наземное) районов и объектов в очагах поражения и зонах бедствий осуществ­ляется с целью быстрого получения документальных дан­ных (фотоснимков, фотопанорам, фотосхем) для наглядно­го представления о сложившейся обстановке. С этой же целью применяется кинодокументирование обстановки.

Недостатком фотографирования и кинодокументирова­ния является потеря времени на обработку полученных материалов. Для ведения разведки без потери времени на обработку материалов используется телевизионная аппа­ратура. Аппаратура может устанавливаться на самолетах, вертолетах, катерах, автомобилях и других средствах пере­движения.

Выбор способа разведки зависит от условий обстановки и характера выполняемых задач.

Используемые средства при ведении разведки

Технические средства при проведении разведки

Проведение разведывательных работ в первые часы после катастрофы затрудняется потерей управления, повреждением техники и оборудования, сложным морально-психологическим состоянием населения и рядом других факторов. Это вызывает многочисленные сложности при решении задач разведки.

Для определения состава используемых средств при проведении разведки в условиях землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов необходимо учитывать располо­жение в зоне возникновения ЧС предприятий ядерно-топ­ливных циклов (ЯТЦ) и химически опасных объектов (ХОО).

Обстановка в районе возникновения землетрясений, бурь, смерчей и тайфунов подчас не позволяет в кратчай­шие сроки обеспечить проведение разведывательных ра­бот. Это связано с большими разрушениями дорожного покрытия, подъездных путей на ж.-д. станциях, кабельных трасс энергоснабжения и т.п. В связи с этим важную роль отводят системе воздушной разведки, которая позволяет при необходимости быстрого предварительного обследова­ния, определить маршруты эвакуации, масштабы зон пора­жения, . Одним из на­иболее распространенных приборов, используемых при проведении воздушной разведки является аэрофотоаппарат (АФА).

АФА представляет собой оптико-электромеханическое устройство, предназначенное для фотографирования зем­ной поверхности с воздушного судна в целях фотограм­метрических измерений или для дешифрирования объектов съемки.

При проведении эвакуации пострадавших из завалов и заваленных помещений разрушенных зданий используются следующие способы транспортировки:

  • отволачивание, двигаясь на спине;
  • отволачивание при сложенных друг на друга или связанных запястьях рук пострадавшего;
  • отволачивание с помощью двух треугольных кус­ков ткани;
  • отволачивание пострадавшего при помощи куска ткани.

При этом для транспортировки применяются следующие средства:

  1. медицинские носилки;
  2. плащ-палатка;
  3. носилочная лямка;
  4. средства из подручных материалов;
  5. куски ткани.

Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

  • 3. Поражающие факторы современных видов оружия
  • Безопасность общества и личности план
  • 1. Опасности и их воздействие на организм
  • 2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов
  • 3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан
  • Чрезвычайные ситуации. Медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Основные понятия и определения чс
  • 2. Классификация чс
  • 3. Медицинские и медико-санитарные последствия чс
  • 4. Фазы развития чс и поражающие факторы
  • 5. Методы прогнозирования и оценка обстановки
  • Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций план
  • 1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс)
  • 2. Организационная структура рсчс
  • Органы повседневного управления рсчс
  • Органы непрерывного управления рсчс
  • 3. Режимы функционирования рсчс и порядок их введения
  • 4. Задачи и состав сил и средств рсчс
  • Функции Министерства Обороны рф
  • 5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций рсчс
  • 6. Всероссийская служба медицины катастроф
  • Основы организации и мероприятия защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения план
  • Введение
  • 1. Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 2. Средства и методы контроля и мониторинга вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 4.Технические средства индивидуальной защиты
  • 5. Индивидуальные медицинские средства защиты
  • 6. Санитарная и специальная обработка
  • Вредные и опасные факторы природного, антропогенного и техногенного происхождения. Классификация и краткая характеристика.
  • Мероприятия и методы защиты населения.
  • Классификация убежищ.
  • Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности план
  • 1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 2. Основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера
  • 3. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности
  • 1. В области обучения населения.
  • 2. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях.
  • 3. Основные мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • 4. Основные мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  • 5. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ.
  • 6. Основные мероприятия по обеспечению пострадавшего населения.
  • 7. Основные мероприятия по борьбе с пожарами.
  • 8. Основные мероприятия по обнаружению и обозначению зон радиоактивного, химического, биологического и иного загрязнения.
  • 9. Основные мероприятия по санитарной обработке населения и специальной обработке (очистке, обезвреживанию) зданий, сооружений, техники и территории.
  • 10. Основные мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах.
  • 11. Основные мероприятия по восстановлению функционирования коммунальных служб.
  • 12. Основные мероприятия по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
  • 13. Основные мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время.
  • 14. Основные мероприятия по обеспечению постоянной готовности сил и средств формирований гражданской обороны.
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях
  • Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях план
  • 1. Психотравмирующие факторы чс
  • 2. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения и спасателей в чс различного характера
  • 3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
  • Безопасность труда медицинского персонала план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников
  • 2. Система охраны труда и безопасности в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности труда врачебного состава
  • 5. При уколах и порезах во время медицинских манипуляций необходимо срочно
  • 6. При обслуживании пациентов врачу необходимо проявлять постоянную бдительность в отношении
  • 7. Стирку санитарно-гигиенической одежды медицинского персонала необходимо проводить
  • Безопасность медицинских услуг план
  • 1. Характеристика угроз жизни и здоровью пациентов при оказании медицинских услуг
  • 2. Система обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях
  • 3. Особенности обеспечения безопасности пациентов
  • - Выявлением у пациента артериальной гипертензии, фактов приема гипотензивных препаратов и назначением успокаивающих лекарственных препаратов;
  • 4. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при чрезвычайных ситуациях различного характера будут проводиться в сложной об­становке, в условиях полных и силь­ных разрушений, сплошных завалов, пожаров, заражения атмосферы и ме­стности и возможного затопления.

    Вначале напомним отдельные понятия и положения, рассмотренные в предыдущих разделах лекции.

    В системе общегосударственных оборонных мероприятий РФ важная роль принадлежит ГО, целью которой является защита населения, материальных и культурных ценностей и объектов от современных средств нападения противника, а также проведение АСДНР в очагах поражения (зонах ЧС) и зонах заражения.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

    Руководители ГО и РСЧС, исходя из современных требований, предъявляемых к их подготовке, должны уметь в короткие сроки организовать АСДНР и управлять подчиненными силами в сложной и экстремальной ситуации.

    Основные законодательные акты по организации проведения АСДНР :

    Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)определил, что в числе основных задач в области ГО являются: проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; ведение разведки, организация и проведение санитарной обработки населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

    В соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.), под ликвидацией ЧС понимаются аварийно-спасательные и другие неотложные работы , проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, предотвращение действия характерных для них опасных факторов.

    Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (№ 151 от 22.08.1995 г.) определяет составные части этих работ раздельно:

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных, оказания им первой помощи и эвакуации их в безопасные районы.

    Они включают:

      Разведку маршрутов выдвижения и участков (объектов) работ.

      Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ.

      Розыск и извлечение пострадавших из-под завалов и других опасных мест.

      Вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей.

      Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденными фильтрационными системами.

      Оказание первой помощи пораженным и доставка их в лечебные учреждения.

      Эвакуацию населения из опасных зон (районов).

      Санитарную обработку людей, специальную обработку техники, территорий, сооружений и др.

    Спасательные работы организуются в сжатые сроки и проводятся непрерывно.

    Они считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им необходимой помощи и ликвидации угрозы новых ЧС.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС имеют целью создать условия для проведения спасательных работ, обеспечения жизнедеятельности населения.

    Они включают:

      Прокладывание колонных путей, устройство проездов (проходов) в завалах.

      Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, технологических сетях.

      Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения аварийно-спасательных работ.

      Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению аварийно-спасательных работ.

      Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

      Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

      Поиск, опознание и социальная защита пострадавших.

    В законе даны и другие понятия:

    Аварийно-спасательные формирования – это структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, оснащенная специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

    Аварийно-спасательные средства – это техническая продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, имущество и материалы, методические видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

    Силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность ведения АСДНР.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС и в планах ГО и защиты населения предусматривается создание группировки сил и средств для ликвидации ЧС, а также при ведении военных действий.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности общего назначения, а также специальные формирования для обеспечения АСДНР.

    Основу группировки сил составляют аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, специально предназначенные для решения задач в области ГО и ЧС (докладывались в предыдущих разделах лекции).

    Командир формирования и его штаб заблаговременно разрабатывают план приведения формирования в готовность. В плане предусматривается:

      порядок оповещения формирования в рабочее и нерабочее время;

      место и сроки сбора личного состава, выдачи ему табельного имущества и др. средств;

      порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора или проведения работ;

      порядок управления формированием в период сбора, приведения его в полную готовность и выдвижения в район сбора или район работ;

      организация комендантской службы;

      порядок материального и технического обеспечения.

    Обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведения АСДНР – это комплекс мероприятий организуемых и осуществляемых с целью создания условий для успешного выполнения поставленных задач.

    Основными видами обеспечения являются : разведка, радиационная и химическая защита; инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение; комендантская служба и охрана общественного порядка.

    Разведка – комплекс мероприятий проводимый органами управления ГО и РСЧС по сбору, обобщению и изучению данных о состоянии природной среды и обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также на участках и объектах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Радиационно-химическая защита организуется с целью максимального снижения потерь населения и обеспечения безопасного выполнения задач силами ГО и РСЧС в условиях радиационного и химического заражения.

    Инженерное обеспечение – это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение разрушений, защиту населения и обеспечение действий сил ГО и РСЧС при проведении ими спасательных и других неотложных работ.

    Противопожарное обеспечение действий сил организуется и осуществляется в целях создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ сопровождаемых пожарами.

    Дорожное обеспечение организуется в целях создания условий для беспрепятственного маневра силами и средствами при ликвидации аварий. Своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавшего населения.

    Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, оценки их возможного влияния на действия сил ГО и РСЧС и проведению мероприятий по защите населения.

    Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации ЧС.

    Метрологическое обеспечение проводится с целью поддержания в постоянной готовности техники и различных видов аппаратуры и приборов состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС.

    Материальное обеспечение действия сил ГО и РСЧС организуется в целях бесперебойного снабжения их материальными средствами, необходимыми для проведения спасательных работ, жизнеобеспечения личного состава, пострадавшего и эвакуируемого населения.

    Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого населения, доставки сил и средств ГО и РСЧС к местам работы и размещения, вывоза из районов материальных ценностей.

    Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения среди личного состава аварийно-спасательных подразделений и населения инфекционных заболеваний.

    Задачами медицинского обеспечения являются:

    Организация медицинской разведки, лабораторного контроля за зараженностью радиоактивными отравляющими веществами, бактериальными средствами объектов внешней среды, продовольствия, воды.

    Проведение санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди личного состава сил ГО и РСЧС и населения в районах ЧС.

    Выявление и изоляция инфекционных больных, организация карантина в очагах бактериального заражения и эпидемий.

    Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

    Подготовка формирований лечебных учреждений к действиям в ЧС.

    Снабжение аварийно-спасательных подразделений и населения медикаментами, медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

    Организация комендантской службы. Комендантская служба организуется в целях обеспечения организованного и своевременного развертывания органов управления и сил ГО и РСЧС, выдвижения их в исходные районы и к местам проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Организация охраны общественного порядка. Охрана общественного порядка организуется начальниками ГО и РСЧС с целью поддержания дисциплины и организованности при возникновении ЧС. Непосредственным организатором охраны общественного порядка является начальник службы охраны общественного порядка.

    По всем видам обеспечения разрабатываются планы, которые согласовываются с начальниками органов управления ГОЧС, служб ГО и другими начальниками. При ведении АСДНР в планы вносятся необходимые изменения, уточняются задачи, которые своевременно доводятся до исполнителей.

    Подводя итог по данному вопросу лекции, следует отметить, что организация и ведение АСДНР в очагах поражения и районах ЧС является одной из основных и трудных задач, особенно в условиях внезапности. Сложность мероприятий ГО и РСЧС, необходимость их планирования и осуществления еще в мирное время, требует повседневного внимания со стороны руководителей ГО, органов управления ГОЧС всех уровней вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО и РСЧС к проведению АСДНР, принятию своевременных и обоснованных решений на их проведение (применение), а также всестороннего обеспечения и управления их действиями в очагах поражения и районах ЧС.

    Заключение

    В современных геополитических, экономических и военно - стратегических условиях проблемы защиты населения и территорий от опасно­стей и угроз как мирного, так и военного времени являются весьма актуальны­ми, ибо чрезвычайные ситуации природного, техногенного и террористического характера - это повседневные реалии, а военные опасности - потенциально воз­можны.

    Это требует постоянного внимания к такого рода проблемам, дальнейше­го совершенствования и развития защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций мирного и военного времени, уточнения государственной по­литики в этой области, основной целью которой является обеспечение гаранти­рованного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

    Одним из наиболее реальных путей решения этих проблем является даль­нейшее развитие гражданской обороны и РСЧС, их интеграция в единую госу­дарственную систему защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ), предназначенную для реализации государственной политики в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций различного характера, в том числе от опасно­стей, возникающих при ведении военных действий и террористических актах или вследствие этих действий и актов.

    Следует отметить, что процесс постепенной интеграции РСЧС и граждан­ской обороны в РСГЗ имеет место уже длительное время. В ходе процесса их интеграции были объединены органы управления. Используются единые систе­мы связи, оповещения и информационного обеспечения. Спасательные воинские формирования МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в мирное время.

    Создание Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны не потребует значительных материальных затрат, ибо большинство мероприятий (разработка новой нормативной правовой базы, перегруппировка сил, совершен­ствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) бу­дет носить, в основном, организационный характер.

    В отличие от РСЧС, основные усилия которой сосредоточены на решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и тех­ногенного характера, РСГЗ должна стать комплексной системой, реализующей весь комплекс мероприятий гражданской защиты.

    Российская система гражданской защиты должна представлять действительно единую государственную сис­тему, которая будет решать задачи, как гражданской обороны, так и РСЧС и ко­торой не потребуется время для перехода с мирного на военное время.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Аветисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И. и др. Организация медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2002.

    Алтунин А. Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. Москва, 2008.

    Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М., 2009.

    Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - М.: Высшая школа, 2010.

    Винничук Н.Н., Давыдова В.В. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2009.

    Михайлов В.И. Основы организации и тактики медицинской службы гражданской обороны. Москва, 2007.

    Сахно В.И., Захаров Г.И., Карлин Н.Е., Пильник Н.М. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Санкт-Петербург, 2008.

    Конституция РФ от 12.12.1993 г.

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

    Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

    Федеральный закон РФ от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    Федеральный закон РФ от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

    Федеральный закон РФот 28.12.2010 г.№ 390-ФЗ«О безопасности».

    Указ Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1256 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

    Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».

    Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований».

    Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 03.07. 2000 г. № 242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны».

    Вопросы для самоконтроля знаний студентов

    1. Какие основные нормативно-правовые документы определяют принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера?

    2. Перечислите основные принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

    3. Каково предназначение гражданской обороны?

    4. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

    5. Назовите структуру и органы управления гражданской обороны.

    6. Какие задачи решает спасательная медицинская служба гражданской обороны?

    7. Перечислите основные направления деятельности в области гражданской обороны.

    8. Какие основные задачи стоят перед спасательной медицинской службой гражданской обороны во время организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях?

    Тестовые задания

    Выберите один или несколько правильных ответов

    1. Для России защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций актуальная по ряду причин

    1) возрастание риска технических аварий из-за научно-технического прогресса

    2) увеличение плотности населения

    3) снижение профессионализма рабочих, падение производственной дисциплины, изношенность производственных фондов

    4) урбанизация, рост последствий антропогенного воздействия и глобального изменения климата

    2. Определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз дано в

    1) Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.121994 г.)

    2) Федеральном законе РФ «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)

    3) Федеральном законе РФ «Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей» (№ 151-ФЗ от 22.08.1995 г.)

    4) Федеральном законе РФ «О безопасности» (№ 390-ФЗ от 28.12.2010 г.)

    3. Гражданская оборона это:

    1) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

    2) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    3) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    4) система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации

    4. Систему гражданской обороны составляют

    1) органы повседневного управления по обеспечению защиты населения

    2) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны

    3) фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации

    4) системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения

    5. Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляют

    1) руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций

    2) Пра­вительство Российской Федерации

    3) главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    4) руководители объектов экономики, учреждений и организаций

    6. Силы гражданской обороны включают:

    1) спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны

    2) подразделения федеральной противопожарной службы

    3) аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

    4) создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования

    7. Основные мероприятия по оповещению населения об опасностях включают

    1) строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию, техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации

    3) приспособление заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения

    4) установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей

    8. Основные мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ это

    1) создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий

    2) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств

    3) восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны

    4) организация взаимодействия сил гражданской обороны с вооруженными силами, воинскими формированиями и другими специальными формированиями, создаваемыми в военное время

    9. Аварийно-спасательные работы это

    1) действия по спасению людей;

    2) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей;

    3) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

    4) действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций.

    10. Основными видами обеспечения действий сил гражданской обороны при проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) являются

    1) разведка

    2) радиационная и химическая защита

    3) инженерное, противопожарное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное, транспортное и медицинское обеспечение

    4) комендантская служба и охрана общественного порядка

    Правильные ответы:

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

    Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

    розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

    вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

    В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

    Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

    Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

    Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

    ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

    Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

    В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

    Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

    В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

    В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

    Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

    Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

    Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

    Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

    Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

    Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

    ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

    Успешное проведение АСДНР достигается:

    своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

    знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

    заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

    непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

    Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

    чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

    Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

    подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

    проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

    поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

    создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

    осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране (регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

    Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

    В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

    В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

    Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

    федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

    спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

    военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

    штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

    противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

    специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

    подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

    Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

    чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

    формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

    соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

    Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

    Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

    восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

    Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

    При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

    На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

    Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.