Почему правоведы считают, что несмотря на формально провозглашенную смешанную республику, РФ фактически является президентской республикой? Правовая составляющая борьбы с венерическими болезнями

Наиболее близко к сравнительному правоведению находится теория государства и права . Одни правоведы считают возможным полностью охватить рамками теории государства и права предмет сравнитель­ного правоведения. Другие правоведы считают, что для ТГП ва­жен более высокий уровень абстракции, нормативной концен­трации. эти две науки обращаются к одним и тем же юридическим категориям и по­нятиям, акцентируют внимание на кодификации, правотворчестве, применении права, толковании права, правоотношении и т.д. в ТГП указанные категории являются основными объектами изучения в обобщенном виде при опоре на национальный материал. А в науке сравнитель­ного правоведения главным является раскрытие в обобщенном и цельном виде специфичности правовых систем мира, их типов (семей);

Рассматривая соотношение сравнительного правоведения и философии права Р. Давид отмечал: «Философия требует уни­версализма; нет нужды говорить об убожестве и узости филосо­фии права, базирующейся лишь на изучении своего национально­го права. Сравнительное право совершенно очевидно, способ­ствует тому, чтобы преодолевать подобного рода барьеры».

В.Е. Чиркин выделяет сравнительное госу­дарствоведение. сравнительного государствоведения и сравнительного правоведения , - каждая из этих двух дисциплин имеет свой предмет изучения, их нельзя отрывать друг от друга, как нельзя изучать государственность только через призму права

Следует разграничивать СП от изуче­ния зарубежного права. СП подразуме­вает анализ двух или более правовых систем путем сопоставления различных аспектов с целью выявления общих и отличительных свойств. Зарубежное же право изучает только одну зарубежную правовую систему, не сравнивая ее с другими системами. Исследования зарубежного права являются основой прове­дения сравнительно-правовых исследований.

СП и история государства и права - общетеоретичес­кие, обобщающие науки, имеющие один объект исследования в целом, но сравнительное правоведение не в такой степени уделя­ет внимание хронологии и детализации событий, как история го­сударства и права. сравнительное правоведение постоянно оперирует историко-правовым материалом.

сравнительно-правовые исследования занимают важ­ное место в изучении вопросов, входящих в сферу интересов международного частного права например, все системы разре­шения коллизий законом предусматривают применение в ряде случаев иностранного законодательства. нормы национального права сопоставляются с правовыми нормами других государств. Особую роль в применении достижений сравнительного право­ведения играют подготовка и принятие законодательных актов по МЧП. В таких случаях открываются возможности проведения развернутых сравнительно-правовых исследований по проблемам МЧП, которые должны быть кодифицированы. При ны­нешнем высоком уровне развития МО применение методов МЧП возможно в наши дни лишь с учетом выводов сравнительного права


Международное публичное право, является наднациональной, глобальной системой права активно взаимодействующей со СП. СП предоставляет в распоряжение МПП инструментарий, позволяющий изучить многие его научно-прикладные проблемы. Сравнительный метод широко применяется в МПП - в исследовании взаимодействия международной и внутригосударственной правовых систем при унификации международных материально-правовых норм, в образовании международно-правовых обычаев и общих принципов МПП и т.д. СП используется при толковании междуна­родных договоров, концепций и институтов, которые имеют непос­редственное отношение к МПП.

Сравнительное правоведение тесно связано и с отраслевыми юридическими науками. Если последние значительно расширяют проблематику сравнительного правоведения, то оно, в свою очередь, поставляет материал отраслевым юридическим наукам для теоретических обобщений на более высоком уровне. Об этом свидетельствует существование таких научных направлении, как сравнительное конституционное право, сравнительное гражданское право, сравнительное трудовое право и др., которые являются результатом взаимообогащения, взаимовлияния сравнительного правоведения и отраслевых юридических наук. Большая половина всех исследований, касающихся проблематики сравнительного правоведения, затрагивают и основы отраслевых наук.

Говоря о связи сравнительного правоведения с другими юридическими науками, нужно исходить из того, что взаимодействие между ними носит двусторонний характер, имеет, так сказать, прямую и обратную связь.

Таким образом, сравнительное правоведение как юридическая наука занимает самостоятельное место в системе юридических наук, активно взаимодействуя с ними.

Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих “правильный путь к цели” (шариат).

Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

Как и всякая религия, ислам содержит ряд положений, привлекательных для широких масс верующих. Мухаммед проповедовал религиозное единство арабов, братство верующих, необходимость соблюдать элементарные общепризнанные нормы морали. В некоторых мекканских сурах Корана осуждаются жадность и нечестность богатых и власть имущих. Кораном запрещено ростовщичество: “Аллах разрешил торговлю и запретил рост”; “уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню”. Одна из обязанностей мусульманина – уплата обязательного налога на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины, для помощи беднякам и малоимущим. Каждому состоятельному мусульманину предписана добровольная милостыня, пожертвования для нищих, бедняков, путешествующих, участников войны за веру, для выкупа мусульман, находящихся в неволе.

Вместе с тем Коран оправдывал социальное и имущественное неравенство. “Мы, – говорит Аллах устами пророка Мухаммеда, – разделили среди них (людей) их пропитание в жизни ближней и возвысили одних степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение”. Коран считал законным рабство. Порицая ненасытную жадность богачей, Коран осуждал и завистливость бедняков: “Не засматривайся очами твоими на те блага, какими наделяем мы некоторые семейства”. За посягательство на собственность Коран определил жестокое наказание: “Вору и воровке отсекайте руки за то, что сделали они, в назидание от бога”.

Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям: “Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику его и тем из вас, которые имеют власть”. Власть изображается как божественное установление: “Поистине Аллах дарует свою власть, кому пожелает”.

Теоретически признавалось, что власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направляющих поведение верующих на правильный путь. Все течения ислама смыслом и основой власти считают осуществление религиозных предписаний, а саму власть – чем-то второстепенным и производным по отношению к праву, источник которого – Коран и Сунна. Духовная и светская власти считаются едиными, хотя церковь и государство в мусульманских странах не во всем и не всегда совпадают, причем между ними порой возникали острые конфликты.

У мусульман нет иерархически организованного сословия духовенства, аналогичного католическому или православному, но есть “люди религии”. К ним относятся проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права, кади и муфтии, вершившие суд по шариату, служители мечетей, руководители общин, братств. “Люди религии” (мусульманское духовенство) имели громадное влияние на массу верующих, считали своим правом и обязанностью контролировать и направлять политику халифов, султанов, эмиров, других носителей светской власти.

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии. Тесная связь государства и общины верующих, богословия и права, религии и политики предопределила прямую зависимость большинства религиозных течений и сект ислама от политических раздоров и борьбы за власть. Политические перевороты нередко опирались на движения народных масс против угнетения; во главе этих движений чаще всего стояло мусульманское духовенство, придерживающееся одного из направлений ислама.

В процессе борьбы за власть в халифате уже в первые десятилетия существования ислама в нем произошли расколы и определилось несколько крупных направлений.

Сунниты считают, что халиф избран общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству.

Сунниты признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из четырех толков, различия между которыми – в методах толкования текстов Корана и Сунны при решениях вопросов шариата.

Поскольку эти тексты не содержат оценок и решений многих вопросов и ситуаций, возникающих в жизни, при разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самостоятельное суждение авторитетных правоведов, подчиненное определенным правилам и приемам, к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, считающееся мнением всей общины верующих).

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх – право и доктрина права) в суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ). Ханбалиты (наиболее строгий мазхаб) признают источником права только Коран и Сунну, отвергают все логико-рационалистические истолкования догматов веры и права. Ханафиты (самый распространенный мазхаб) признают Коран, Сунну, иджму, кияс, т.е. шире других школ допускают рационалистические методы формирования норм фикха-права. Еще два мазхаба (шафииты и маликиты) занимают промежуточное положение между названными.

В разных частях арабского мира действовали (и поныне действуют) разные доктрины, определяющие приемы толкования – применения права. В конце концов суннитские богословы решили, что число правовых школ достигло критической точки. После создания четырех толков и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие богословия, права, морали, социальных установлении. “Двери иджтихада были закрыты”. Люди религии строго стояли на страже таклида (традиция, подражание, недопущение новшеств). Это привело к длительному застою в культуре, экономике, науке тех областей и районов, где господствовал ислам.

Суннизм – преобладающее течение ислама, официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока. Теократическая трактовка власти в суннизме претерпевала изменения: если вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, то при Омейядах они были объявлены наместниками самого Аллаха, а затем в Аббасидском халифате сложилась концепция перепоручения светской власти султанам и эмирам (халиф – “прямой представитель Аллаха” – оставался мусульманским первосвященником); наконец, халифами стали именоваться султаны в Оттоманской империи.

Шииты (аш-шиа – “сторонники”) считают Али и его потомков единственно законными халифами – имамами, преемниками Мухаммеда. Они признают Коран и те части Сунны, которые относятся к Али. Шииты делятся на ряд ветвей, сект, течений. Одна из особенностей шиизма – вера в “скрытого имама” (им считается двенадцатый шиитский халиф, пропавший без вести в IX в.), который должен явиться как махди (аналогично иудеохристианскому мессии) и наполнить мир справедливостью (у суннитов явление махди знаменует конец света). Ряд шиитских сект наделяет людей религии правом говорить от имени “скрытого имама”; это придает шиитскому духовенству особый авторитет в глазах верующих.

В отличие от суннитов шиитские богословы-правоведы считают, что “врата иджтихада” всегда открыты. На основании Корана и ахбаров (так называются те хадисы Сунны, которые шииты признают достоверными) шиитские муджтахиды имеют право по запросу общины выносить фетву – предписание по правовому вопросу.

Во многих мусульманских странах шииты составляли меньшинство; оппозиционность шиитов господствующим династиям, культ “мучеников”, мессианские чаяния нередко делали их вдохновителями и руководителями народных движений. Под влиянием шиитов менялись династии, в разных концах мусульманского мира возникали теократические имаматы, возглавляемые потомками Али. Тесная связь религиозной и политико-правовой идеологий ислама средних веков, громадное влияние “людей религии” на массы верующих, бурная и нестабильная политическая жизнь Арабского Востока вели к тому, что в результате смен династий и правителей оппозиционные секты становились господствующими и, наоборот, ранее официальное исповедание объявлялось еретическим.

Политических успехов нередко добивалась тщательно законспирированная и хорошо организованная шиитская секта – “исмаилиты”, которая, возглавляя широкие народные движения, основала обширный Фатимидский халифат (Х–ХП вв.) и ряд других государственных образований. Возникавшие под лозунгами борьбы против несправедливости, угнетения и неравенства, эти государства в условиях господствовавшего феодализма неизбежно становились орудием угнетения и эксплуатации.

В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали, что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом может быть избран любой верующий. Некоторые выступления хариджитов, как и исмаилитов, приводили к успеху. Опираясь на широкие массовые движения, руководители сект захватывали власть и создавали длительно существующие государственные образования (государство Рустемидов в Северной Африке в VIII–Х вв.). Религиозный фанатизм и нетерпимость хариджитов, практикуемые ими “религиозные убийства” (вплоть до убийств женщин и детей) существенно ослабляли силу движений, которые они стремились возглавить, часто вели их к расколам на враждующие между собой секты.


Результаты выполнения работы по РК Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Урове нь % выпол- нения А 1Общество как система; общество и природаБ83,2 А 2Многообразие путей и форм общественного развития, взаимосвязь сфер общества, общественн. прогресс Б78,0 А3Общество и культураБ76,7 А 4Общество Духовная жизнь общества Наука, образование Б71,0 А5Общество. Культура и духовная жизнь общества. (Задание на анализ двух суждений) П67,9 А 6 Формы познания. Истина и ее критерии; многообразие форм знания; научное познание; науки о человеке и обществе. Б76,6 А 7Человек как продукт эволюции; Личность, ее социализация Б78,8 А8Деятельность человека; личность, ее социализация и воспитание Б71,4


А9Потребности и способности человека, деятельность (Задание на обращение к социальным реалиям) Б76,5 А10Человек. Познание, многообразие форм познания (Задание на анализ двух суждений) П68,2 А11Экономика: наука и хозяйство; экономическое содержание собственности Б67,1 А12Экономические системы; многообразие рынковБ69,5 А13Государственный бюджет; экономика потребителя; экономика производителя Б74,4 А14Экономическая сфера (Задание на обращение к социальным реалиям) Б50,0 А15Экономические системы, экономика производителя (Задание на анализ двух суждений) П47,9 А16Этнические общностиБ74,0 А17Социальные нормы; отклоняющееся поведение; социальный контроль и самоконтроль Б76,7 А18Семья; тенденции развития семьи;Б79,2


А19Неравенство и социальная стратификация; социальная мобильность, молодежь как социальная группа (Задание на обращение к социальным реалиям) Б86,5 А20Социальный контроль и самоконтроль (Задание на анализ двух суждений) П64,2 А21Политическая власть; признаки, функции, формы государства Б71,9 А22 Избирательные системы; политические партииБ64,9 А23Политические режимы; основные черты гражданского общества; правовое государство Б77,2 А24Политика (Задание на обращение к социальным реалиям) Б72,6 А25Политика (Задание на анализ двух суждений)П45,1 А26Право в системе социальных норм; основные понятия и нормы (по отраслям права); Конституция в иерархии правовых актов Б77,2 А27Правонарушения; юридическая ответственность и ее виды; правоохранительные органы Б79,5


А28Конституция в иерархии правовых актов, основы конституционного строя РФ; институт президентства права человека Б67,1 А29Право (Задание на обращение к социал. реалиям)Б79,4 А30Право (Задание на анализ двух суждений)П59,2 В1Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание со схемой) П55,8 В2Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на обращение к понятиям) Б79,7 В3Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на установление соответствия) Б69,2 В4Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на выбор нескольких верных позиций из списка) П37,6 В5Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов) П68,9 В6Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на понимание текста) П35,9


С5Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задания на анализ источников) В21 С6Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на перечисление признаков, явлений или задание на использование понятия) В19,3 С7Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах) Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание-задача) В14,7 С1Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание-задача) Б79,2 С2П59,2 С3В25,3 С4В19,7 С8Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание) В1,4


Примеры заданий, вызвавших трудности у выпускников РК А14. В стране П. государственные расходы оказались выше, чем полученные доходы. Какое экономическое понятие используется для характеристики данного процесса? 1) национализация предприятия 2) приватизация 3) дефицит бюджета 4) инфляция




В6: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную(1). В настоящее время в связи с возрастанием роли судебной (2) в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии с(3) об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест сможет назначаться только районным и городским (4). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных (5), высказываются противоположные взгляды. Правоведы считают, что(6) включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем вам потребуется. А)власть Б)кодекс В)правосудие Г)милиция Д)суд Е)правонарушение Ж)цель 3)устав И)ответственность


С1. Назовите 3 элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором. Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы (а не фрагмент текста): 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей. Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций 2 Названы два элемента1 Назван один элемент, ИЛИ ответ неправильный0 Максимальный балл2


С2. Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте 3 других слова, которыми автор характеризует общество как систему. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БаллыБаллы Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система.Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БаллыБаллы Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Такой ответ не может быть засчитан как верный, т.к. операция раскрытия (выделения элементов, их конкретизации) не осуществлена. Ответ выпускника: «Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой… Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…».




С3. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые 3 функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано. Ответ: Функция социального развития и управления; Прогнозирование социального развития; Познавательно-объяснительная функция; Культурно-мировоззренческая функция. Могут быть и другие названы функции (макс. 3 б.). Неточный, неубедительный ответ может быть и не оценен как правильный.




С4. Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые 3 экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа. Ответ: Перераспределение доходов; Стабильность цен; Контроль и регулирование уровня занятости; Экономическая свобода; Баланс между экспортом и импортом. Макс. балл – 3. Если в ответе отсутствует опора на знания курса, используются лишь обыденные представления, то ответ может быть и не оценен как правильный.


Задание С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Часто в предложенных вариантах экзаменационной работы задания ориентированы на проверку умений не только раскрывать обществоведческие понятия, но и умение составить два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. Трудности возникли при определении понятий «конституционное право», «местное самоуправление», «политический плюрализм», «экономический рост», «правонарушение», «относительная истина» и составлении с ними предложений.


С5. Назовите любые 3 характерных признака массовой культуры. Баллы В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки: 1) коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания; 4) доступность. Могут быть названы другие признаки. Названы любые три признака при отсутствии неверных позиций 2 Названы любые два признака1 Назван один любой признак ИЛИ ответ неверный0 Максимальный балл2


Если указаны не основные факторы, элементы, признаки, а те, которые являются их более конкретным выражением, вытекают из них. ИЛИ Ответ дается через отдельные частные характеристики без прямого называния признаков, проявлений, факторов. Ответ выпускника: «С5. Массовая культура: не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных поисков народа; обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная; она быстро изменяется с течением времени». Специфика рассматриваемого понятия не утрачена. Ответ может быть оценен как частично верный.


Если ответ содержит позиции, напрямую не соответствующие заданию (например, вместо признаков – проявления и т.п.). Ответ выпускника: «С5. Массовая культура - это телесериалы, рекламные ролики, литература приключенческого и детективного жанров». Ответ признается неверным, выставляется 0 баллов.


Задание С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Большая часть выпускников, выполняющая это задание, не смогли проиллюстрировать примерами теоретические положения. Примеры заданий С6: На примере конкретного преступления покажите два обстоятельства, отягчающих наказание. В своих ответах на данный вопрос выпускники путались в определении отягчающих и смягчающих обстоятельств, понятий «преступление» и «административный проступок». Другой пример С6


Засчитываются только прокомментированные уместные примеры, но оценка не снижается из-за наличия ошибочных позиций в том случае, если они не искажают сути рассматриваемого объекта. Ответ выпускника: «С6. Кандидат в депутаты парламента активно посещал концерты и дискотеки своего города, где пел и танцевал вместе с потенциальными избирателями, стремясь их привлечь на свою сторону. Это говорит о возможном влиянии деятелей культуры на выбор избирателей. Можно также привести в пример участие популярных исполнителей в митингах в поддержку кандидатов в депутаты парламента». С6. Раскройте на 2 примерах воздействие культуры на политическую сферу. Макс. балл - 3


Задание С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. 39,8% получили за его выполнение 0 баллов (макс. балл - 3). Пример задания С7: Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? Если ответ не соответствует вопросу, то он оценивается в 0 б. Ответ выпускника: «С7. К информации о кандидатах, публикуемой СМИ, избиратель должен относиться очень осторожно, потому что штабы кандидатов часто используют так называемый «черный пиар», поэтому не всегда возможно отличить правдивую информацию от лживой».


С7 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены графически. Каковы представления россиян о приоритетах молодого возраста? Чем отличаются взгляды мужчин и женщин? Назовите два отличия. Ответ: Чаще всего в качестве приоритетов молодого возраста россияне указывают два мнения: «создать семью» и «сделать карьеру» (хотя немногие считают, что важнее всего в молодости – «пожить в свое удовольствие»); 2 отличия, например: для женщин, в отличие от мужчин, наиболее важно «создать семью»; мужчины считают, что важнее всего «сделать карьеру».


С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, по которому вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - полнота отражение основного содержания в плане; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2)Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами. 3) Чем вызван экологический кризис? а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей; б) потребительское отношение к природе. 4) Проявления и последствия экологического кризиса. 5) Пути преодоления экологического кризиса: а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) международное сотрудничество в решении экологических проблем. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


Продолжение Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные позиции, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1 План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. 0 Максимальный балл2


Если отдельные формулировки плана некорректны. Ответ: «С8. План, в соответствии с которым я буду освещать тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». 1) Глобальные проблемы: кто виноват? 2) Кто породил экологический кризис? 3) а)загрязнение почв; б) загрязнение атмосферы; в) выброс вредных веществ в воду; г) последствия различных экспериментов; д) незаконная вырубка лесов; 4) Что делать (как преодолеть последствия экологического кризиса): а) отказаться от господства потребительского отношения к природе; б) расширение международного сотрудничества; в) развитие и использование нанотехнологий в защите природы. Ответ выпускника эмоционален. В нем присутствуют существенные изъяны. Во-первых, упоминание в п.1) глобальных проблем не связано с их общими признаками – выпускник лишь задает риторический вопрос. Не совсем корректной представляется и формулировка второго пункта плана, в котором выпускник, вероятно хотел сказать о причинах экологического кризиса. Название третьего пункта плана отсутствует, хотя и понятно по контексту приведенных подпунктов. Но в совокупности пункты плана охватывают значимые аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Ответ можно оценить 1 баллом.


План не раскрывает предложенной темы. «С8. «Экологический кризис как глобальная проблема современности». план 1) вступление, где можно рассказать о сути проблемы; 2) основная часть, где можно рассказать о сути вопроса подробнее: а)причинно-следственные связи, б)взаимообъясняющие обстоятельства; в) не забыть всё проиллюстрировать примерами; 3) заключение: а) выводы; б) итоги; возможные пути решения проблемы В этом ответе выпускник в общем виде раскрывает логику ответа, но не конкретизирует ее применительно к обозначенной теме. Такой ответ не засчитывается как правильный и оценивается 0 баллов.


Действия при составлении плана ответа 1.Представьте содержание курса, раскрывающее предложенную тему. 2.Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. 3.Озаглавьте каждую часть. 4.В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 5.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. 6.В случае необходимости внесите коррективы. 7.Помните, план должен охватывать основное содержание темы. 8.В заголовках нежелательно повторять сходные формулировки.


С9 (был С8). 22,5% выпускников, приступивших к выполнению этого задания, не получили результативного балла. В их эссе отсутствуют суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания; или раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов; или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 41,4% получили 1 балл, в них смысл высказывания в явном виде не раскрыт, собственная же точка зрения (позиция, отношение) представлена с аргументацией на уровне обыденного сознания (или смысл высказывания раскрыт и представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации). Только 1,4% получили максимальный балл. Максимальный балл (4) выставлялся, если смысл высказывания раскрыт, представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.


При оценке выполнения задания С8 (теперь С9) учитывались следующие аспекты: 1.раскрытие смысла высказывания; 2.представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт); 3.уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). Согласно условию задания, следует определить и зафиксировать свое отношение к мнению автора высказывания и аргументировать его. (алгоритм действий, составленный Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. (Программа «Эксперт ЕГЭ»: обществознание /


С9 За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов. При неполном правильном ответе, в зависимости от глубины и полноты раскрытия вопроса – 4; 3, 2 или 1 балл. Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям. Критерий 1 – Раскрытие смысла высказывания Критерий 2 – Представление и пояснение собственной позиции Критерий 3 – Уровень приводимых суждений и аргументов Критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 - 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.


Решающее значение при оценивании задания С9 придается правильному использованию обществоведческих понятий и терминов; владению полученными при изучении курса теоретическими знаниями, а также умениями выявлять проблему, вписывать ее в контекст соответствующей области обществознания.


Методика «Шаговых приемов» при написании эссе 1. Предложение учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности к.-либо конкретного несложного умозаключения: «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите два аргумента, подтверждающие эту точку зрения.» 2. Предложение учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами (можно в табл.). Суждениеаргументыпримеры Формулирование суждения-умозаключения, которым в этой ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность/неверность суждения, являвшегося темой эссе. 4. Написание связного текста, где будут объединены все элементы.


ЗаданиеПроцент не выполнивших задание С1, С220 % С363 % С473 % С571 % С670 % С777 % С892 % Таким образом, большинство учащихся, пересказывая на хорошую оценку содержание, не могут, когда нужно применить полученные знания. Их обществоведческие знания носят формальный характер, усвоены на вербальном уровне и не стали инструментом социализации, ни условием обеспечивающим возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня.


Типы ошибок, устойчиво повторяющихся 1.Ошибки в операциях с понятиями (его сужение или расширение значения, подмена понятий); 2.Ошибки в работе с информацией: - несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной; - Недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить данные с поставленными требованиями; 3. Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом (из-за чего примеры, приводимые учениками с опорой на собственный опыт, часто слабо связаны с рассматриваемым положением (связи или нет, или она поверхностна)); 4. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (могут путать, например, «факт и мнение»)


Продолжение 5. Некритическое восприятие социальной информации из СМИ, Интернета (из-за чего непроверенные факты, провокационные утверждения могут встречаться в работе); 6. Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, выявлять и описывать противоречия общественной жизни (следует особо отметить неспособность развернуть афористическое высказывание в актуальную проблему); 7. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями).

1)В нашей стране 80% женщин и 60% мужчин считают,что домашние дела должны выполняться совместно обоими супругами,17% женщин и 31% мужчин придерживаются

традиционных взглядов. Наиболее часто мужья оказывают помощь в мытье посуды (57%), уборке квартиры(57%), покупке продуктов и оплате счетов в сбербанке(67%). Но лишь в 7-10% семей они полностью освобождают женщину от всех видов этих работ.
Правильно ли считать,что равноправие, на которое ориентировано более половины супругов, является подлинным, а не формальным? Аргументируйте ответ.

В нашей стране 80% женщин и 60% мужчин считают, что домашние дела должны выполняться совместно обоими супругами, 17% женщин и 31% мужчин придерживаются

традиционных взглядов. Наиболее часто мужья оказывают помощь в мытье посуды 57% семей., уборка квартиры 57%, покупке продуктов и в оплате счетов в сбербанке67%.Но лишь в 7-10% семей они полностью освобождают женщину от всех видов этих работ.

принято считать что одним из показателей взрослости к которой так стремятся многие подростки является самостоятельноность Запиши свои аргументы за

ипротив в споре с теми кто считает что самостоятельность -это хорошо

Помогите пожалуйста.Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу

эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.- А когда бывает человек похож на скотину?- Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.- А когда он похож на дикого зверя?- Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.
Эпиктет. В чем наше благо//Римские сто¬ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.- М., 1995.- С. 249-250.
Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное ка¬чество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями, приведенными в учебнике. Постарайтесь объяснить, в чем при¬чина расхождений. Если затрудняетесь ответить, еще раз обратитесь к учебнику.

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «О ветеранах» вызвал положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О ветеранах» началось лишь в 1998 г.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объем этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценное ти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определенное психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания ин дивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

Давайте разберемся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. Так, например, согласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.