Конституция как основной источник конституционного права в зарубежных странах. Конституция российской федерации как источник конституционного права российской федерации

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, Конституция содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.

Основываясь на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан. Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.

Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство), непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства; б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15).

Безусловно, положительную роль для становления системы нового законодательства о суде, судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст. 71-73); б) установления приоритета федеральных конституционных законов и федеральных законов, имеющих прямое действие на территории Российской Федерации; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов конституционным законам; г) провозглашения недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).

В Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности, предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).

Иное положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне зависимости от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не решены ни на момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после этого, приведенное нормативное установление (имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) действуют напрямую. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем законодательстве об уголовном судопроизводстве.

Приведенные конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные принципы международного права; б) общепринятые нормы международного права; в) нормы международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы указанные нормы и положения международного права включить в число источников законодательства о судопроизводстве и правосудии. Применение последнего из перечисленных источников, видимо, не встретит трудностей принципиального характера, хотя затруднения технического порядка весьма реальны.

Конституция - источник права

По мнению профессора Нерсесянца, наивысшая юридическая силой в системе нормативных правовых актов принадлежит Конституции. Она может быть принята особенным путем – при помощи референдума, представляемого всенародным голосованием, учредительным либо конституционным собранием, верховным представительным органом, то есть парламентом, в специальном, то есть усложненном, порядке.

Конституция РФ закрепила широчайший круг свобод и прав человека, который соответствует мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека современного периода. К числу этих свобод и прав человека относимы:

  • право любого человека на жизнь;
  • право личного достоинства;
  • право свободы и личной неприкосновенности;
  • право неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
  • право защиты своей чести и доброго имени;
  • свободы совести, вероисповедания, мысли и слова;
  • право на частную собственность;
  • право на свободное распоряжение своими способностями к труду;
  • право охраны здоровья и медицинской помощи;
  • право на получение образования;
  • свободы художественного, литературного, технического, научного и иных видов творчества, преподавания;
  • право участия в культурной жизни и использование учреждений культуры и пр.

Замечание 1

Конституция РФ в форме нормативно-правового акта имеет высшую юридическую силу в системе всех нормативных правовых актов государства, совместно с этим - главный правоустанавливающий нормативный акт, определяющий базисы системы источников существующего в государстве позитивного права.

Конституция Российской Федерации - главный источник права России. В Конституции РФ устанавливаются базисы конституционного строя и федеративного устройства государства, определены фундаментальные принципы государственной и общественной жизни, закрепляются свободы и права гражданина и человека, определяется система и правомочия органов государства, регламентируются главные вопросы местного самоуправления, предусматривается порядок по внесению поправок к действующей Конституции и принятия новой Конституции. Все нормативно-правовые акты, то есть законы и подзаконные акты, обязаны иметь соответствие Конституции РФ.

Важнейшую роль в плане выполнения такого требования выполняет Конституционный Суд РФ. В соответствии с частью 6 статьи 125 Конституции РФ, правовые акты либо их отдельные положения, которые признаны неконституционными, теряют силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не допускается введение в действие и применение.

Функции и свойства Конституции РФ

Конституция РФ исполняет следующие группы функций:

  • учредительная. Закрепляет в правовом контексте образование нового государства Российской Федерации со всеми его элементами - республиканская форма правления, федерализм, высокий статус личности, представляемый правами и свободами, демократический политический режим; устанавливает новую для России систему органов власти государства;
  • организационная. Упорядочивает отношения меж органами власти государства, отношения внутри федерации, переводит противоборство межвластными ветвями в конституционный контекст, задает импульс для обновления всей системы права.
  • идеологическая. Закрепляет в собственных нормах новые отношения общества, способствует перемене идеологии от марксистско-ленинской коммунистической, возносимой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективных рыночных отношений в экономической сфере, многообразию форм собственности, идеологическому и политическому плюрализму, демократии, признанию общечеловеческих ценностей, свобод и прав человека;
  • информационная. Дает российскому народу и внешнему миру сведения о РФ, ее экономической и политической системе, форма устройства государства и правления, статусе личности и т. п.;
  • стабилизирующая. Укрепляет формирующиеся новые отношения федерализма, собственности, идеологического и политического многообразия, парламентаризма и иных ранее не свойственных стране общественных отношений.

Замечание 2

Конституция представлена основным законом. Она регулирует основы государственного и общественного устройства, свободы и права граждан; полномочия, структуру, порядок образования верховных органов государства, их взаимное действие. Конституция принимается обычно в результате проведения референдума. Конституция представлена главным государственным законом, имеющим учредительный, основополагающий характер, обладающим верховной юридической силой, регулирующим основы взаимоотношений между обществом и человеком, между обществом и государством, а также основы организации самой страны.

Свойствами конституции являются:

  • ее верховенство;
  • ее прямое действие, так как конституция представлена правовым актом, действующим на всей территории и на всех лиц;
  • стабильность - принимается и изменяется в особенном порядке;
  • гарант конституции – президент РФ, имеющий обязанности исполнения, защиты конституции;
  • конституционный контроль от конституционных судов.

Способы принятия конституций:

  • октроированный способ принятия. Такой способ характерен для постфеодального периода, предоставление права осуществления властных полномочий;
  • референдум Согласован с понятием конституции в форме акта реализации учредительной власти, невозможным становится обсуждение, внесение поправок в ее проект;
  • утверждение парламентом. Этот способ является наиболее распространенным, Конституция представлена акт, при помощи которого все органы государственной власти наделены полномочиями, в таком случае нарушена аксиома «никто не может быть судьей в собственном деле», квалифицированная большая часть голосов, иные сложности процедуры принятия;
  • одобрениеконституантой. Это наиболее адекватный способ. Конституанта является представительным органом, хорошо функционирующим, позволяющим детальным образом обсудить проект. Иногда конституция может приниматься органом, создаваемым на базе парламента.

Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.

2. 1. Конституция РФ - как основной источник

конституционного права.

Конституция - основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.

В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.

Эта роль Конституции России обусловлена следующим:

· В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно - правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

· Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой - либо одной сферы отношений.

· Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).

· В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

· Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

· Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Его нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, т.е. без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений закона в виде Конституции.

Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., действуют конституции республик, входящих в состав РФ. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов РФ (ч.1 ст. 5 Конституции РФ).

2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы могут приниматься только по вопросам, предусмотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, обусловленный федеративным устройством государства, как договоры и соглашения.

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.

Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

К числе источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России. Такие акты, ещё не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союза России и Белоруссии и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

Конституция (от лат. constitutio – устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, “выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны .

Прежде всего, различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция (иногда ее называют еще и материальной) – это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве.

Юридическая конституция (или формальная) – это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Свойства:

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств. Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции – в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность .

Ф. Лассаль (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В.И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: “Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционно-правовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т.е. единый правовой акт – основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифицированные . Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны.


Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая – это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, – передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Третья тенденция – это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные.

В научной литературе можно найти еще и такое подразделение конституций, как демократические и недемократические, а также федеративные и унитарные. Думается, что такое деление не совсем корректно. Конституция закрепляет форму политико-территориального устройства государства, определенный государственный режим – демократический или недемократический, но сама она не может быть ни унитарной, ни федеративной, ни демократической или недемократической.

По форме конституции делятся на 2 группы: Писаные и Неписаные.

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом.

Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.

Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ

1.1. Понятие Конституции……………………………………….4

1.2. Классификация Конституций……………………………….6

2. КОНСТИТУЦИЯ РФ

2.1. Этапы конституционного развития России………………..8

2.2. Конституция РФ. Понятие и основные свойства………….12

2.3. Функции Конституции РФ………………………………….16

2.4. Структура Конституции РФ………………………………...18

2.5. Порядок пересмотра и изменения Конституции…………..19

2.6. Правовая охрана Конституции……………………………...21

2.7. Соотношение Конституции РФ с Конституциями

Республик в составе РФ……………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………..24

БИБЛИОГРАФИЯ.…………………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Основной целью данной работы является характеристика Конституции Российской Федерации. Для ознакомления с термином конституция в первой части курсовой работы рассматриваются общие характеристики конституций. Во второй части данной работы подробно рассматривается Конституция Российской Федерации, её структура, функции и другие характеристики.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ.

1.1. Понятие Конституции.

КОНСТИТУЦИЯ имеет несколько значений.

1) В обычно понимаемом значении Конституция – система правовых норм, иногда называемых основным законом государства, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих важнейшие отношения, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, основ государственного строя, формы правления и территориального устройства, организации центральных и местных органов государственной власти и нередко регулирующих основы внешней политики своего государства. Различаются понятия Конституции в материальном и формальном смысле. В первом – Конституция – акт или совокупность актов или конституционных обычаев, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Конституция в формальном смысле – акт или совокупность актов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам, действующим в государстве, своего рода закон для законов . Конституция в формальном смысле не может быть изменена путем создания простого закона.

Политическая сущность каждой Конституции, отражающаяся в её содержании, определяется соотношением политических сил в момент её принятия, например, соотношением таких сил в учредительном собрании, вырабатывающем этот акт. Многие конституционные положения должны быть определены соотношением указанных сил; очевидно, что таким образом могут быть выработаны нормы о форме правления (монархии или республике или о видах каждой из них), поскольку они взаимоисключают друг друга. Структурно Конституция обычно включает преамбулу, основные положения, переходные и заключительные положения.

Поскольку Конституция находится на вершине правовой иерархии и все другие правовые нормы должны ей соответствовать, то создается специальный институт, наблюдающий за этим соответствием – конституционный контроль.

2) Во французском конституционном праве под Конституцией иногда понимают какое-либо заявление или решение, принятое в парламенте и повлекшее существенные изменения в существующем строе; в таких случаях обычно не затрагиваются действующие в то время формальные конституционные нормы.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.


2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Этапы конституционного развития России.

На изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Российское государство существовало много веков как самодержавное, в форме абсолютной монархии. Однако уже во второй половине XVII в. получили распространение идеи просвещенной монархии , а затем и идеи ограниченной конституцией монархии. Радикальное преобразование России предлагали декабристы. В своих политических программах и конституционных проектах они планировали учредить в России конституционную монархию. В середине XIX в. в России развивались либеральные движения и либеральная идеология. Настойчиво обсуждалось установление в стране конституционной монархии и разрабатывались принципы реализации этой идеи. Однако в законодательстве эти разработки были реализованы только после издания Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», ряда конституционных актов 1905 – 1906 гг. В частности, согласно Основным законам (1906), в России впервые учреждались представительные органы – Государственная дума и Государственный совет.

Февральская и Октябрьская революция 1917 г. изменили ход исторического и конституционного развития России.

К первым конституционным актам советского государства относятся декреты II и III Всероссийских съездов Советов: Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам», декреты «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», Декларация прав народов России, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.. Эти акты закрепляли установление диктатуры пролетариата и полновластие Советов, ликвидацию частной собственности, слом старого государственного аппарата, национализацию крупной промышленности, банков и помещичьих земель.

Первая Конституция советского государства была принята в 1918 г. Она вобрала в себя все основные положения первых декретов советской власти и характеризовалась тем, что:

1) юридически оформила диктатуру пролетариата

2) ограничила права лиц, принадлежащих к классу эксплуататоров

3) имела идеологизированную (классовую) направленность, что проявлялось в лишении избирательных прав непролетарских слоев населения и в том, что при формировании Советов рабочим предоставлялись преимущества по сравнению с крестьянством. Так, рабочие имели в составе Советов больше своих представителей, чем сельское население

4) закрепило федеративное устройство России

5) объявляла Советы единственными полновластными органами, все другие органы были производны от Советов

6) провозглашала равные права граждан независимо от их расовой или национальной принадлежности. В то же время не были конституционно закреплены неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, что объяснялось принятием Конституции в период гражданской войны.

Таким образом, первый этап в конституционном развитии России связан с принятием Конституции РСФСР 1918 г.

Всего в России во времена советской власти было принято четыре Конституции: в 1918, 1925, 1937 и 1978 гг. Каждая из них знаменовала существенные изменения в жизни общества и государства.

Второй этап характеризуется принятием Конституции РСФСР 1925 г. Принятая вслед за Конституцией СССР 1924 г., она юридически закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. По сравнению с Конституцией 1918 г. в ней более подробно регулировался механизм народовластия: полномочия Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, местных органов власти, избирательная процедура. Конституция 1925 г. устанавливала принципы общественного строя, права и свободы граждан. Как и Конституция 1918 г., она провозглашала диктатуру пролетариата, а главной задачей государства называла подавление буржуазии и построение коммунизма.

Третий этап конституционного развития России связан с принятием Конституции РСФСР 1937 г. Как и предшествующая Конституция 1925 г., она была принята после союзной Конституции 1936 г. и полностью ей соответствовала. Новая Конституция декларировала завершение строительства основ социализма, принадлежность власти трудящимся на базе союза рабочего класса с крестьянством и интеллигенцией. Экономической основой строя объявлялись социалистическая система народного хозяйства и социалистическая собственность на средства производства. Кроме того, закреплялось руководящее положение в обществе Коммунистической партии. Впервые были отменены ограничения в правах граждан в зависимости от социальной принадлежности, расширены права и свободы, вводились обязательное 8-классное образование, бесплатная медицинская помощь населению, 7-часовой рабочий день, всеобщее избирательное право.

Четвертый этап в конституционном развитии России характеризуется принятием Конституции РСФСР 1978 г. Будучи разработана в соответствии с Конституцией СССР 1977 г., она закрепляла идею построения нашей страной развитого социализма и общенародного социалистического государства. Однако эта идея не получила воплощения в реальной жизни, поэтому данная Конституция относится к числу декларативных: она закрепляла цели государства, которые не были реализованы и не могли быть осуществлены в тот период.

Существенные изменения в жизни общества потребовали многочисленных изменений конституционного текста, особенно после августовского путча 1991 г. Среди внесенных изменений были весьма серьёзные изменения. Изменилось и государственное устройство России: после распада СССР ряд автономных республик и автономных областей были преобразованы в республики – субъекты Российской Федерации. Таким образом, в конституционном развитии России наметился новый, пятый этап, который связан с Конституцией РФ, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

2.2. Конституция РФ. Понятие и основные свойства.

Конституция РФ – основной закон российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. Она появилась в переломный период развития России в результате отказа от социалистической модели развития общества и государства и составляет правовую основу демократизации и иных проводимых в стране реформ.

По содержанию Конституция РФ 1993 г. в значительной мере напоминает соответствующие акты послевоенного времени, принятые в Европе. Конституция 1993 г. коренным образом отличается от своих предшественниц – социалистических Конституций РСФСР 1918, 1937 и 1978 гг.. Это отличие проявляется в признании человека высшей ценностью, а его прав – естественными и неотчуждаемыми, в утверждении принципа разделения властей, в возрождении идеи местного самоуправления, в провозглашении таких характеристик государства, как правовое, социальное, светское, демократическое; в признании верховенства международного права; в установлении институтов президентства, конституционного контроля.

Поскольку Конституция занимает особое место среди других законов и иных нормативных правовых актов государства, она обладает специфическими чертами и свойствами. Чаще всего называют следующие из них: легитимность, реальность, верховенство, стабильность, преемственность, прямое действие, основа правовой системы.

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что конституция принята законным способом, т.е. её текст был вынесен на референдум по решению Президента РФ. За принятие конституции проголосовало большинство участников референдума. Предварительно проект конституции широко обсуждался населением, он был опубликован в средствах массовой информации, а внесенные поправки и дополнения обобщались и учитывались. Таким образом, конституционные нормы отражают волю народа.

Конституция соответствует общепринятым международным стандартам, так как закрепляет высшие человеческие ценности – демократию, свободу личности, неотчуждаемость её естественных прав, включенность в мировое сообщество.

Реальность означает, что конституционные положения соответствуют действительности, в них учитываются объективные закономерности развития общества на данном этапе, конкретные историко-политические, национальные, духовно-культурные и иные особенности нашего общества.

Реальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности, её прав и свобод от произвола и беззакония. Реальность конституции не устраняется тем, что в ней содержатся положения, которые не только констатируют уже достигнутое, но и определяют перспективы развития, некоторые программные направления деятельности государства, например формирование правового государства, развитие социального государства, утверждение демократического режима и т.д. Такого рода программные положения всегда присутствуют в конституциях, они ставят перед государством конкретные цели и задачи.

Верховенство выражается в том, что конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. В случае же противоречия конституционным предписаниям такого рода акты должны быть изменены или отменены. Контроль за соответствием актов конституции РФ возложен на Конституционный Суд РФ.

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая порядок и закон в стране. В тоже время стабильность не означает неизменности текста Конституции во все времена и независимо от изменений в жизни общества. Она может изменяться, если этого требуют новые условия. Однако эти изменения должны быть продиктованы существенными преобразованиями общества, а не случайными, временными факторами.

Преемственность проявляется в том, что каждая новая конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода. Преемственность также состоит в том, что сохраняется статус Конституции как Основного закона страны и акта высшей юридической силы, соблюдаются конституционно-правовые устои страны, уважаются её исторические традиции.

Прямое действие Конституции относится к её ключевым свойствам и свидетельствует о её прогрессивной роли. Непосредственное действие конституционных норм означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы. Кроме того, при создании новых нормативных правовых актов государственные органы и должностные лица обязаны руководствоваться непосредственно Конституцией и следовать её установлениям.

Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России. Она закрепляет исходные начала этой системы и служит ориентиром всей правовой деятельности в государстве. Конституция координирует, объединяет все законодательство и другую юридическую значимую деятельность в единую систему, придавая им целостность, взаимосвязанность и определенную стабильность. Детальная регламентация отдельных видов общественных отношений может осуществляться только на основе Конституции и в строгом соответствии с ней. И хотя в Конституции РФ провозглашается приоритет международного договора перед внутригосударственным законодательством, нормы Конституции имеют приоритет перед любыми международными нормами и принципами в случае их противоречия.


2.3. Функции Конституции РФ.

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т. д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В Конституции РФ провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.


2.4. Структура Конституции РФ.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Первый раздел Конституции не имеет названия и представляет собой основную её часть, поскольку именно в нем сосредоточен главный массив нормативного регулирования. Раздел состоит из 9 глав, главы делятся на 137 статей, статьи – на части и пункты. Первая глава «Основы конституционного строя» формулирует принципы, развиваемые в последующих главах (ст. 1-16). Вторая глава «Права и свободы человека и гражданина» посвящена определению основ правового статуса человека и гражданина (ст. 17-64). В третьей главе «Федеративное устройство» зафиксированы главные черты федеративного устройства РФ (ст. 65-79) Четыре следующих главы определяют основы организации и деятельности государственного механизма: статуса Президента (ст. 80-93 гл. 5 «Президент Российской Федерации»), Федерального Собрания и его палат (ст. 94-109 гл. 6 «Федеральное Собрание»), Правительства РФ (ст. 110-117 гл. 6 «Правительство РФ») и судебной системы (ст. 118-129 гл.7 «Судебная власть»). Восьмая глава «Местное самоуправление» посвящена регламентации основ местного самоуправления в субъектах Федерации (ст. 130-133). Последняя глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регулирует процедуру внесения поправок и пересмотра Конституции (ст. 134-137).

Второй раздел Конституции «заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов и посвящен проблемам обеспечения соответствия Конституции РФ 1993 г. действующего на момент её принятия законодательства.

2.5. Порядок пересмотра и изменения Конституции.

Порядок пересмотра Конституции и внесения в неё измененийзакреплен в главе 9 Конституции РФ. Он довольно сложен, что обусловлено необходимостью придать основополагающим конституционным устоям наибольшую стабильность. Как известно, в предшествующую Конституцию РСФСР 1978 г. было внесено свыше 500 разнообразных поправок. В тексте такой Конституции трудно ориентироваться, к тому же там могут быть противоречия.

В главе 9 установлено, что главы 1,2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для этой цели созывается специальное Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции. Иными словами, если данные главы требуют пересмотра, то это означает, что должен быть изменен весь текст Конституции.

Проект новой Конституции принимается квалифицированным большинством Конституционного Собрания или путем проведения референдума. Предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при такой поддержке возможен созыв Конституционного Собрания, которое и решает судьбу Конституции.

Главы же 3-8 Конституции РФ могут пересматриваться Федеральным Собранием, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания (2/3 голосов). Кроме того, не менее 2/3 субъектов Федерации должно одобрить это решение в лице органов законодательной власти. Названные главы касаются федеративного устройства России, правового статуса Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти и местного самоуправления.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент, Правительство, обе палаты Федерального Собрания, законодательные органы субъектов РФ и группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.


2.6. Правовая охрана Конституции.

Правовая охрана конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля.

Важную роль в укрепление конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции и федеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает из текста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Конституционного суда РФ.

Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (президенты) республик.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России, который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).

Законы Российской Федерации, акты Правительства, признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению.

Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конституционный Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

Важную роль в обеспечении конституционности издаваемых в России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФ Конституционным Судом.


2.7. Соотношение Конституции РФ с Конституциями республик в составе РФ.

В российской правовой системе действуют как Конституция РФ, так и Конституции республик в составе РФ, что является важнейшим отличием республик от иных субъектов РФ.

Конституции республик РФ – основные правовые акты учредительного характера и высшей юридической силы, принимаемые республиками в составе РФ и обладающие на их территории высшей юридической силой. Конституция РФ 1993 г. только за республиками признает право принимать собственные конституции. Остальные субъекты Федерации принимают свои уставы. Тем самым федеральная Конституция подчеркивает более высокий статус республик. Конституция каждой республики закрепляет основы её конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике, основы правового статуса республики, её административно-территориальное деление, основы статуса органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.

Юридическое соотношение конституций республик и федеральной конституции выражается формулой последней о необходимости соответствия ей первых. Причем обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции РФ и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции РФ 1993 г.). Разрешение споров о соответствии по запросам уполномоченных на это органов возложено на Конституционный Суд РФ. Положения конституции республики, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция РФ появилась в переходный период развития России. Одной из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции являлось создание механизмов, обеспечивающих устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода.

Для конституции РФ характерна двойственность содержания: с одной стороны, она последовательно воплощает международные стандарты в области прав человека, идеи гражданского общества и ценности западной либеральной демократии, с другой – устанавливает режим сверхсильной президентской власти, не имеющий аналогов ни в одной из современных западных конституций. Поэтому конституция РФ может быть названа одновременно и либеральной и авторитарной.

Со временем проявятся как сильные, так и слабые стороны самой Конституции. Но, несомненно, одним из самых больших плюсов данной Конституции можно считать признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.


БИБЛИОГРАФИЯ

1) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по спец. «Юриспруденция». М.: Норма, 2006

2) Борисов В.И., Ильюков А.А., Кажанов О.А. Словарь по конституционному праву Российской Федерации. М.:Экономика,2003

3) Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2005

4) Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юрид литература, 1996

5) Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2000

6) Дамдинов Б.Д. Конституционно-правовой статус автономных округов РФ: история, современность, перспективы (на материалах Агинского, Бурятского и Усть-Ордынского округов). Иркутск: ИркутГУ, 2005

7) Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие для ВУЗов. М.

8) Ковалев А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М., 1994

9) Козлова Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 1998

10) Коваленко А. И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 1997

11) Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М.: Артания, 1995

12) Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: краткий курс лекций. М.: Норма, 2000

13) Конституционное право России. Учебник. - Под ред. Стрекозова В.Г., Казанчева Ю.Д.. - М.: Новый Юрист, 1997

14) Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2005

15) Конституция РФ: Научно-практический комментарий. /Под ред. акад. Топорина Б.Н.. - М.: Юристъ, 1997

16) Конституционное право.: Словарь. отв. ред. Маклаков В.В. М.: Юристь, 2001

17) Конституционное право. Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998

18) Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Авт. Кол. Мальцев Г.В., Кузнецов М.Н. и др. М.: РАГС, 2004

19) Морозова Л.А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы. М.: Юристъ, 2000

20) Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид.ВУЗов. Ростов-на-Дону: МарТ, 2003

21) Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник. М.: Спарк, 2002

22) Угольникова Н.В., Скворцова С.А. Конституционное право Российской Федерации: курс лекций. М.:Инфра-М, 2002

23) Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2003

24) В. Е. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996

25) Юридический энциклопедический словарь. Под ред. Крутских В.Е., М.: Инфра-М, 2003


Конституционное право: Словарь / отв. ред.В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001.

Морозова Л.А. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в юрид.ВУЗЫ.М.,2000, с.116 Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) ст. 2