Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Иерархия нормативных актов россии Иерархическая структура НПА

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются локальные акты субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств. Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся. Именно об иерархии правовых актов, а также общих положениях правовой системы пойдёт речь далее в статье.

Понятие правовой системы

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой. Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации. Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга. Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества. Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. Иерархия нормативно-правовых актов РФ напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Правовая система Российской Федерации

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами. Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. Иерархия нормативно-правовых актов РФ выстроена от существующей конституции, демократического режима, а также некоторых исторических аспектов. Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни. Более того, структурированность норм помогает гражданам глубже осознавать и понимать суть юридической деятельности, а также пользоваться своими свободами.

История формирования современной правовой системы в РФ

Современная правовая система России начала свое формировании в 1980-х годах. Ещё в 1978 году были созданы поправки к Конституции РСФСР, которые утверждали принципы многопартийности, плюрализма, разделения властей, свободы предпринимательской деятельности и частной собственности. Однако приведены в действие они были только в 1990 году с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Правовая система также была дополнена принятой Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года.

Что такое иерархия НПА?

Иерархия нормативно-правовых актов это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры. При этом существует несколько направлений построения структурированной системы НПА. Различие состоит в том, что одно направление берт за основу по большей части территориальный и ведомственный принцип деления нормативных актов, а другой – юридическую силу в зависимости от принципа разделения властей и существующих органов в государстве. Немаловажную роль играет исторический процесс развития государства. Например, иерархия нормативно-правовых актов РБ (Республики Беларусь) существенно отличается от Российской. Этот факт по большей части зависит от тех политических процессов, которые происходили в Беларуси после распада СССР.

Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

  1. Вертикальное – это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств. Помимо этого, существует территориальный принцип, который формирует суть вертикального направления. Согласно ему, все нормативные акты делятся на федеральные (действуют на территории всего государства) и региональные.
  2. Горизонтальное, когда акты равны по своей юридической силе, но имеют совершенно разный приоритет в момент применения. Подобное случается, когда два нормативных акта субъекта Российской Федерации равной юридической силы, но их применение ограничено территориями регионов. Другая ситуация возможна с федеральными законами. Каждый из них наделён равной юридической силой без исключения, однако тот или иной закон применим в отдельной юридической сфере. Наглядно описанное различие прослеживает между процессуальными и материальными актами.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов в государстве существует за счёт таких факторов: их юридической силы, отраслевого и территориального деления, а также общего регулятора правовой системы – конституции. Каждый уровень системы НПА несет уникальное значение для государства и общества, о чём будет сказано далее. Необходимо также разбираться в дефиниции самого термина «нормативно-правовой акт». На сегодняшний день в теории государства и права это понятие расшифровывается следующим образом, а именно: установленной формы документ, официального характера, который имеет правовую природу. Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Конституция Российской Федерации

Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции.
Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России. Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами - тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения. При детальном анализе основного закона РФ можно выделить следующие конституционные принципы государственного управления:

  1. Демократизм в государстве как основной политический режим власти. Богатый опыт России показал, что тоталитаризм не достигает тех целей, которых могло бы добиться государство со столь великим потенциалом. Поэтому в XXI веке решили «попробовать» что-то новое, а именно демократию. Нужно отметить, этот выбор пока что оправдал абсолютно все надежды.
  2. РФ – это очень большая страна. Чтобы обеспечить грамотный процесс регулирования, в конституцию внесли принцип федерального устройства территории страны.
  3. Верховенство права и законность живут благодаря принципу правового государства.
  4. Принцип социального государства гласит о том, что вся политика органов власти направлена, прежде всего, на повышение благополучия граждан и их уровня жизни.
  5. Наивысшей ценностью в государстве является человек и его жизнь, что проявляется в принципе гуманизма.
  6. Форма правления в России – республиканская.
  7. Религия полностью отделена от власти. Ни одна религиозная конфессия не имеет влияния на органы исполнительной, судебной или законодательной власти, а также права издавать нормативные акты или каким-либо образом влиять на социальную жизнь людей.

Разделение власти

Иерархия в системе нормативных правовых актов во многом зависит от принципа разделения властей. Во-первых, законодательные органы издают наиболее важные НПА, имеющие наибольшую юридическую силу на всей территории России. Исполнительные органы также наделены правом выдавать определённого рода НПА, которые действуют исключительно в сфере работы того или иного ведомства. Что касается судебных органов, то они не выдают нормативные акты, но имеют право толковать суть федеральных законов и конституционных норм, если возникла проблема в процессе правоприменения. Большую роль играют международно-правовые акты. Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Вторая ступень иерархии – федеральные законы

Законы являются вторым «звеном», на основе которого строится иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это ключевые НПА в системе общественного регулирования. Они издаются исключительно законодательными органами России.
Предметом регулирования может быть практически любой вопрос федерального или территориального значения. Законы всегда обязательны для исполнения во всей РФ. Они наделены высшей юридической силой. Все остальные государственные акты должны отвечать законам и не противоречить им. Ответственность за нарушение федеральных законов возможно только в том случае, если она прописана в них самих либо регламентирована иными нормативными актами. Таким образом, иерархия федеральных нормативных правовых актов возглавляется конституцией, а ключевую роль играют законы. Следует также отметить ряд вопросов, которые чаще всего становятся предметом законодательного регулирования, например:

  • Изменение, принятие и соблюдение Конституции РФ и законов государства.
  • Территориальное и федеральное устройство России.
  • Нормативное регулирование в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина.
  • Обеспечение государственной безопасности и правопорядка на территории страны.
  • Регулирование деятельности системы органов государственной власти (исполнительных, законодательных, судебных, отдельных служб и ведомств).
  • Организация и контроль за экономической деятельностью и финансовым положением державы.
  • Внешнеполитическая деятельность РФ.

Это неполный список всех вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения законодательного регулирования в России. С каждым годом социально-политические отношения приобретают все новый и новый характер, что ведёт к изменению приоритетов в органах власти.

Акты президента России

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов возглавляется указами и распоряжениями президента РФ. Данные документы не могут противоречить федеральным законам и Конституции. Основным предметом НПА президента являются вопросы ведения федерации, другими словами, сфера управления страной. Как и законы, они обязательны для применения на территории всей Российской Федерации без исключения.
В конституции описаны следующие НПА, издаваемые президентом: указы и распоряжения. Хотя особых отличий в них нет, учёные-правоведы разделяют данные термины следующим образом:

  • Указами называются решения президента России нормативного характера. Как правило, они многократного или постоянного действия. Также решениями называются документы, которыми освобождаются или назначаются лица на государственные должности, даётся политическое убежище, присваиваются государственные награды, чины, почётные звания и т. п.
  • Распоряжения – это президентские решения, имеющие оперативный характер. Они не могут содержать нормативные предписания. Чаще всего предметом является работа Администрации президента РФ.

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Правительственные НПА

Согласно компетенции правительства России, нормативно-правовые акты данного органа могут выдаваться по ряду чётко выделенных вопросов:

  • Для разработки федерального бюджета.
  • Проведения кредитной и финансовой политики.
  • С целью проведения политических программ в области культуры.
  • Реализация мер по обеспечению неприкосновенности границ, правопорядка, законности, борьбы с преступностью и т. п.

Помимо представленного списка, именно правительство отвечает за реализацию конституционных норм и федеральных законов. Иерархия соподчинения нормативно-правовых актов в РФ наглядно прослеживается во взаимосвязи законов и подзаконных актов правительства. Благодаря последним, законодательство реализуется в повседневной жизни граждан, проще говоря, нормы права действуют должным образом. Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается. Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА

Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти. Они регулируют отношения по определённым вопросам и в отдельной сфере. Стоит отметить, что круг лиц, на который распространено действие ведомственных актов, строго определён, поэтому сфера их правореализации достаточно узкая. Эти документы издаются для организации деятельности политической программы определённого вида. Акты вступают в действие лишь после прохождения регистрации в органах Министерства Юстиции Российской Федерации. Этот этап является ключевым, потому что акты проходят строгую проверку, прежде чем их допускают к действию и фактическому регулированию тех отношений, для которых они созданы. Структурные подразделения органов исполнительной власти не могут издавать ведомственные акты. Что касается видов ведомственных актов, то на сегодняшний день выделяют следующие: приказы, постановления, распоряжения, правила и инструкции.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Акты субъектов РФ выдаются исключительно по вопросам, возникающим в процессе территориального управления тем или иным регионом. Они не могут противоречить федеральным законам или конституции. Подобные акты не являются новыми в современной России. Территориальные органы активно используют «собственные» акты для более эффективной организации власти на местах. Их юридическая сила ограничена исключительно территорией субъекта РФ. К основным видам подобных актов относятся законы субъектов федерации, региональные подзаконные акты и НПА органов местного самоуправления. Нужно отметить тот факт, что иерархия нормативных правовых актов в РК (Республики Казахстан) на территориальном уровне сильно схожа с Российской, хотя в некоторых вопросах прослеживаются незначительные различия.

В заключение нужно отметить, что существующая система НПА в России доказала свою эффективность и целесообразность в процессе управления государством. Иерархию нормативно-правовых актов а России возглавляет конституция, что во многом подчёркивает главенствующую роль принципов демократизма и законности в стране.

Нормативно - правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно - правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно - правовых документов

Законы субъектов РФ

документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.