Виды прав человека и свобод. Личные права и свободы. Личные человеческие права

На протяжении всей своей истории люди пытались найти наиболее приемлемые формы социальной формации. Ведь изначально было понятно, что человек не может выжить в одиночку. Ему нужна помощь. Лишь только вместе, в группах люди способны преодолеть все трудности современного мира. Самой первой формацией стала Однако она не подтвердила ожидания, потому что власть вождя не всегда была правильной и грамотной. С течением времени подобные общины стали объединяться в большие социальные формации, что впоследствии привело к появлению государств. Последние, в свою очередь, не перестают эволюционировать до сих пор. Основные изменения производились с целью удовлетворения интересов абсолютно всех жителей той или иной страны. Однако осуществить это достаточно проблематично. Как мы знаем, существует несколько форм государственной власти. Учёные по сей день спорят, какая из них является более приемлемой для реализации интересов всех слоёв населения. Но ответ кроется не в формах власти, а в человеческих свобод. Другими словами, удовлетворить интересы абсолютно всех можно лишь в том случае, если люди в государстве наделены правомочиями и обязанностями, которые их не сковывают. Таким образом, в статье пойдёт речь о правах и и человека.

Общее понятие

Права и обязанности людей можно рассматривать с двух ключевых позиций: как общепринятые правомочия и как связь государства и конкретной личности. Последний вид ещё также называется термином «конституционные права». Первоначально основные права, свободы и обязанности человека нужно рассматривать с общей позиции. Согласно ей, представленная категория является совокупностью охраняемых и установленных международными, государственными актами правил и норм, которыми регулируются общественные отношения. В данном случае все существующие правомочия человека фактически образуют юридический статус каждой отдельно личности.

Соотношение конституционных и общих правомочий человека

Следует отметить, что закреплённые международными актами права, свободы и обязанности создают определённое ядро конституционных правомочий. Иными словами, государства не могут каким-либо образом сужать установленные в международном праве людские свободы. Этот принцип был выработан после Второй мировой войны, когда человечество увидело пагубное влияние процесса нарушения прав людей. Поэтому конституционные права и обязанности человека и гражданина во второй половине XX столетия стали активно рассматриваться учеными. Помимо этого, человечество понемногу начало вырабатывать механизм их непосредственной охраны и реализации.

Разные концепции понимания основных прав и обязанностей

Права свободы и обязанности человека и гражданина сегодня рассматриваются учёными с разных точек зрения. Наличие множества подходов свидетельствует о высоком уровне изучения данной проблематики. Правовая свобод и обязанностей людей была разработана еще в Древней Греции и Риме. Ведь именно в этих государствах раньше всего появилась республиканская форма власти, которая подразумевает демократизм общественных отношений и равенство граждан внутри страны. Однако, по мнению учёных, права и свободы исходят не от человека, а от государства, так как последнее своими законами обеспечивает круг юридических возможностей каждого индивида в отдельности. Но подобное утверждение является достаточно спорным. Ведь в данном случае остаётся непонятным факт существования основных, природных свободу слова и т.п.

С философско-правовой точки зрения, основные права и обязанности человека - это сугубо общественное явление. Подобным образом люди организовывают взаимодействие между собой и государством. Именно философы пояснили, как взаимодействует человек и общество. Права и обязанности конкретных личностей при этом являются гарантом возможности отстаивать свои интересы перед государством.

Идея равноправия

Теория прав, свобод и обязанностей человека во многом основана на принципе равноправия всех людей. Его медленная разработка началась много лет назад, однако потребовались целые столетия, чтобы полностью искоренить любые проявления дискриминации по каким-либо признакам. Но уже в Декларации прав человека и гражданина, которая была подписана в 1789 году, принцип равноправия был закреплён. Согласно ему, все люди рождаются полностью свободными и равными между собой в своих правах и достоинствах. По сути, представленный принцип запретил любого рода посягательства на свободу и честь индивида вследствие его каких-то личностных качеств.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, а точнее, теория этих правомочий, эволюционировала после провозглашения равноправия мужчин и женщин. Этот принцип был разработан и принят в некоторых европейских странах в середине XIX века. Наиболее яркое его развитие прослеживалось во Франции.

Демократизм и правовое государство

Конституционные права, свободы и обязанности человека существуют в каждом конкретном государстве. Но их появление обусловлено не только основным законом, о чём пойдёт речь далее в статье, но и иными факторами. Наиболее важными из них являются такие понятия, как «демократизм» и «правовое государство». Что касается демократии, то именно она обуславливает наличие у людей определённых свобод. Без демократического строя, по сути, не было бы равноправия. Вдобавок к этому, представленная категория во многом обуславливает широкий спектр легальных человеческих возможностей в конкретной стране.

Правовое государство - это категория, которая показывает непосредственную связь общества и власти, а также факт наличия механизма защиты людских свобод. В любом правовом государстве отлично развиты все социальные структуры. Поэтому конституционные права и обязанности человека в такой стране не только реализуются, но и охраняются законом.

Как классифицируются человеческие права

Следует помнить, что, как и многие социально-правовые категории, права и свободы людей также подлежат классификации. Как показывает практика, дифференциация всех правомочий осуществляется в научных школах совершенно по-разному. Например, большинство учёных придерживаются мнения о том, что права гражданина и человека - это две принципиально разные категории. Но, как уже было указано ранее, конституционные правомочия не могут существовать без общих, которые, по сути, создают их ядро. Таким образом, на сегодняшний день выделяют следующие группы прав: личные, политические, экологические, культурные, социальные и экономические.

Личные права и обязанности людей

Личные права являются неотъемлемой частью каждого без исключения индивида. Они определяют его правовой режим. Личные права даются всем независимо от пола, расы, цвета кожи, возраста, религиозной принадлежности и т.п. На сегодняшний день учёные относят к личным права следующие: право на жизнь, справедливое доказательство невиновности, неприкосновенность жилища и личности, честный и добровольный труд, достоинство и т.д. Следует отметить, что личные права подкрепляются личными обязанностями, которые соответствуют ряду представленных правомочий. Таким образом, человек обязан уважать жизнь других индивидов и их права, а также никоим образом не нарушать их.

Политические и социальные права

Конституционные права, свободы, и гражданина во многом основаны на общепризнанных социальных и политических правах. Ведь они наиболее полно показывают связь человека и государства. Что касается политических прав, то они максимально тесно связаны с процессом пребывания человека в том или ином государстве и его взаимодействия с органами власти. К ним относятся право на свободу слова, печати, собраний, совести, союзов, стачек, равенство всех перед законом и другое.

Социальные права и обязанности в некотором роде схожи с политическими, но их юридическая цель несколько иная. Они, прежде всего, созданы для реализации деятельности человека по обеспечению себя какими-либо материальными или духовными благами. К ним можно отнести право на труд, охрану семьи, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья и благоприятные условия труда.

Таким образом, человек, имеющий права и обязанности политического и социального типа, является обладателем своеобразного «щита», которое воздвигает ему государство.

Экономические, культурные и экологически права

Помимо уже представленных в статье групп человеческих правомочий, существуют также экологические, культурные и экономические права. Они, безусловно, имеют такую же юридическую силу и значимость, как, например, личные и политические. Однако их спектр деятельности достаточно специфичен. Так, экономические права регулируют финансовую деятельность человека, культурные обеспечивают свободу науки и морального развития, экологические предоставляют право на безопасную окружающую среду и т.п.

Следует отметить, что представленные юридические области также имеют соответствующий спектр обязанностей. Они, в свою очередь, во многом ограничивают субъектов в процессе реализации ими своих правомочий. Например, никто не может ограничивать человеческую свободу труда в угоду своим интересам.

Конституционные права и обязанности в России

Поддержание и обеспечение основных прав и свобод человека является ключевым принципом построения всей правовой системы в Российской Федерации. Следует отметить, что основные правомочия, закреплены в главном законе страны, а именно - в Конституции. Такая гуманистическая направленность была выработана РФ после развала Советского Союза, когда ей удалось искоренить тоталитаризм на своей территории. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Россия, является демократическим правовым государством XXI века, в котором люди не только материально обеспечены, но ещё и юридически защищены. Следует отметить, что население РФ имеет не только права и соответствующие обязанности, но также гарантии реализации этих категорий.

Общие сведения о правах человека в Конституции РФ

Как уже указывалось ранее, права и обязанности людей в нашей стране закреплены в российской Конституции - основном законе. Это позволяет государству в лице его органов власти более детально и полно регулировать, а также контролировать процесс исполнения механизма конституционных свобод. По своей сути Конституция РФ содержит все перечисленные выше общепринятые права и свободы человека, а именно: личные, политические, экономические и т.п. Что касается обязанностей, то они несколько дополнены. Ведь гражданин и государство находятся в неразрывной связи друг с другом. Таким образом, одной из специфических обязанностей является защита гражданами своего государства и его суверенитета. Это говорит о наличии призывной службы в РФ.

Заключение

Итак, в данной статье было рассказано о том, что собой представляют права и обязанности людей и граждан, а также о том, в чем заключается их отличие. Следует отметить, что представленный теоретический вопрос все еще требует значительной проработки со стороны ученых. Ведь во многих государствах пока не выработан механизм обеспечения человека его правами. Этот факт в будущем может достаточно негативно сказаться на положении этих стран и мировой политике гуманизма в целом.

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Например, такие права, как право на социальное обеспечение , на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания , выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний.

Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни; в связи с вступлением в Совет Европы Россия должна будет подписать в течение одного и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров . В настоящее время в РФ смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона , реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.). Указанное право должно быть обеспечено в равной степени всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием "достоинство человека". Достоинство - это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами . Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально- экомических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. В развитие конституционных норм, достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права , вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений, как против чести и достоинства, клевета и оскорбление.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1) индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению; 2) физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия — физического или психического. Однако существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относятся: арест , заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная "изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т. п. В демократическом государстве ограничение свободы во всех этих случаях допускается, как уже отмечалось, на основе закона и только по судебному решению. Гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальиым, уголовным правом .

Следует остановиться и на праве на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны . Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свободы. Это право означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений частного, интимного характера.

В содержание рассматриваемого права входит также охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение которых оно по тем или иным причинам считает нежелательным (тайна завещания, усыновление, врачебные диагнозы, дневниковых записей и пр. Личные тайны, доверенные представителям ряда профессий для защиты прав и законных интересов граждан, следует рассматривать как тайны профессиональные. К ним относят медицинская, адвокатская тайны, тайна предварительного следствия, нотариальных действий, тайна исповеди и др. Субъекты профессиональных тайн несут юридическую ответственность за их разглашение.

Большую роль в уяснении природы рассматриваемого права играет защита чести и доброго имени гражданина. Конституционное право на защиту чести и доброго имени конкретизируется в гражданско-процессуальном и уголовно- процессуальном законодательстве. Это возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность воздерживаться от вмешательства против воли человека в его частную жизнь, в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств. Поэтому гражданин вправе требовать по суду наряду с опровержением порочащих сведений возмещения убытков и морального вреда , причиненных их распространением. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреплено почти во всех современных конституциях, включая Конституцию РФ (и. 2 ст. 23). Ограничение этого права допускается только на основании закона и судебного решения. Как правило, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным законом РФ от 5 июля 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности ". За нарушение тайны переписки устанавливается уголовная ответственность , которой подлежат не только должностные лица, но и граждане. Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни. Очевидно, что соответствующее законодательство требует достаточно детальной регламентации. В частности, к органам, занятым сбором и обработкой информации о гражданах, должны предъявляться четкие требования, закрепленные в Законе. По общему правилу нельзя ограничить права граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и пр. принадлежности. Гарантируется это субъективное право судебной защитой.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Таким образом, неприкосновенность жилища фигурирует в качестве одного из аспектов свободы личности. По закону нарушение иеприкосновенностн жилища (незаконный обыск , незаконное выселение, вселение и переселение и др.) влечет уголовную или административную ответствениость. В РФ указанное право принадлежит всем гражданам, проживающим на любой жилой площади независимо от ее правового режима.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютной и беспредельной: во всех странах этот принцип сопровождается ограничительными оговорками. В отдельных случаях, предусмотренных уголовпо-процессуальным законодательством, Законом об оперативно-розыскной деятельности допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например в целях раскрытия преступления и установления истины по уголовному делу, пресечения правонарушений , борьбы со стихийными бедствиями и т. п.

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью. В этом праве объективно обосновывается понимание нации как "согражданства", поэтому указание своей национальной принадлежности — это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий и не может явиться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий.

Сюда же примыкает право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну, признается международным сообществом и зафиксировано во всех основополагающих международно-правовых актах о правах человека. Указанное право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст. 27) гарантирует это право.

Понятие места жительства раскрывается, например, в ст. 20 ГК РФ: это место постоянного или преимущественного проживания гражданина. Как известно, действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала свободу передвижения, ставила каждого гражданина под гласный надзор государственных органов . В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер. Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение .

Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В то же время исторически свобода совести приобрела более узкое понимание — свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношений церкви и государства, а не только свободы мысли. Достижение свободы совести — обязательная предпосылка создания демократического общественного строя, ибо демократия предполагает защиту гражданина от идеологического господства любых учений как материалистического, так и идеалистического толка.

Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных гарантий, обеспечивающих это право.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают 1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии не допускающее ограничений прав граждан по мотиву конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве; 2) отделение религиозных, атеистических объединений от государства; 3) светский характер системы государственного образования; 4) равенство религии, религиозных объединении перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Каждый гражданин может свободно высказывать; распространять религиозные взгляды и убеждения в устной, печатной или любой другой форме. Граждане, пожелав сообща проповедовать определенную религию, объединяются в религиозные общества на основе разработанных уставов осуществляют свою деятельность, не спрашивая на это санкции властей, а лишь зарегистрировав свое объединение.

В соответствии с общепризнанными международными стандартами право на свободу совести связано с обязанностью уважать права и свободы других лиц, законы государства, требования морали и общественного порядка. Например, в РФ воспрепятствование принятию религиозных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное сообщество или выходу из него, равно как и применение в этих целях мер принуждения, наказывается по закону. В уголовно- правовом порядке наказуемо возбуждение вражды и ненависти вследствие религиозных или атеистических убеждений, причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современные демократические государства отказались от существовавших ранее цензов (имущественного, оседлости, и др.). Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию политическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарной власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2) право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: "...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли".

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода мысли и слова, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский указывал, что "свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова".

Поскольку общество никогда не образует интеллектуального единства и не может выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода мысли и слова является по существу дела существенным фактором раскрытия человеческой индивидуальности, утверждения своеобразия и уникальности каждой личности. Какое-либо насильственное воздействие на человека с целью принудить его к выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.

Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично отражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнения. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.

Хотя в большинстве современных конституций содержится запрет цензуры, это не означает, что свобода выражать мнения является безграничной и абсолютной. Как правило, запрещается использовать свободу слова для призывов к насильственному свержению легитимной государственной власти, разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны , подстрекательства к преступлениям , разжигания национальной, расовой, религиозной и иной розни, оскорбления и клеветы на других лиц, посягательства на общественную мораль и нравственность. Иными словами, использование свободы мнений налагает особые обязанности и ответственность и сопряжено с определенными законными ограничениями, призванными исключить злоупотребление рассматриваемым правом.

Большинство современных конституций закрепляют такие формы политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех видов: право на личные положительные действия (организация публичного мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных зданий, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения массовых публичных мероприятий); право притязания (юридическая возможность в случае необходимости прибегнуть к помощи государственного принуждения и государственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме реализации общеправового принципа — разрешено все, что не запрещено законом (разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонстраций, как правило, вводится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, при котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о предстоящем мероприятии. Причем последние вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия его проведения представляют угрозу общественному порядку.

В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы личности по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод других лиц нередко таит в себе угрозу, если и не злоупотреблений, то принятие несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер, в законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна противоречить Конституции и текущему законодательству. Например, по российскому законодательству публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведение публичных мероприятий не допускается "на общественном пути", т. е. в местах функционирования городского транспорта. Российское законодательство предусматривает уголовные и административные санкции за нарушение установленного порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Право на объединение в общественные организации в числе других политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в общественно- политической жизни. Это право, известное также под названием свобода союзов и ассоциаций, представляет собой право образовывать любой союз в рамках требования закона. Общественные объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей. Обычно это право предполагает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправие. По общему правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации, порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных объединений нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их числу относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законодательство РФ закрепляет право создавать общественные объединения в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. В качестве основных каналов, фокусирующих политическую активность граждан, выступают политические партии , профсоюзы , женские и молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко установленных законом случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое еще правом петиции. Посылаемые в государственные органы и органы местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяет закон.

Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в компетентные государственные органы. Обращения, имеющие форму жалобы , чаще всего сводятся к требованию устранить нарушение субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (или бездействия) властей. Поэтому анализируемому праву соответствует обязанность должностных лиц в установленном порядке и в установленные сроки принять по ним обоснованные и законные решения. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.

Экономические и социальные права

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся на попечения родителей ", от 14 января 1997 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты .

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения продуктов питания, более эффективного использования природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни включает в себя также право на наивысший достижимый, уровень психического и физического здоровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождаемости и детской смертности;

улучшения всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни является предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан жилым помещением , его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство , обеспечивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и Дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников жилья (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми актами и федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления , предприятий , учреждений и организаций независимо от форм собственности , должностных лиц за необеспечение прав граждан в о6ласти охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, условиям экономического и социального прогресса и развития, разрешению международных проблем в экономической, социальной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в области защиты социально-экономических прав и основной координатор экономической и социальной деятельности ООН и ее специализированных учреждений.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; 6) обеспечить во всех государственных заведениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ , которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях . Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в редакции Закона от 13 января 1996 г.), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью . Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах ", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы , является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.


Правовая норма определяет, каким должно быть поведение человека, регулирует его деятельность путем предоставления прав, свобод и обязанностей. Но следует обратить внимание на то, что права и свободы граждан - это не «милость» и «добрая воля» государства или кого-либо другого, а продукт социальной природы прав людей, продукт самого строя, а задача правового регулирования - в полной мере законодательно выразить обусловленные нашим строем возможности человека, юридически закрепить, гарантировать их.
Между тем до недавнего времени, говоря о правах гражданина, этот момент обычно обходили. Этому во многом способствовало критическое отношение нашей теоретической мысли к самой формулировке «права человека».
Получив распространение в буржуазном обществе, указанная формулировка первоначально обрела там сугубо буржуазную, эгоистическую трактовку. Она свя-зывалась с идеей «прирожденной» частной собственности, противопоставлением человека обществу, требованием неограниченных свобод, неконтролируемых действий.
Однако в последние десятилетия в мировом демо-кратическом обществе произошли существенные сдвиги в понимании прав человека, в их трактовке. Формула «права человека» стала утрачивать натуралистическую, эгоистическую окраску и наполняться все более и более общедемократическим, общечеловеческим содержанием. Наша же теоретическая мысль не уловила или, скорее всего, не желала улавливать этих перемен.
Сегодня идет переосмысливание понятия «права человека», и оно стало приобретать свою действительную значимость. Отказавшись от классового подхода к правам и свободам людей, наше общество поставило на первое место общечеловеческие интересы. Личная свобода человека провозглашена главной жизненной ценностью.
Новая конституция Республики наделяет человека практически всеми теми правами и свободами, которые предусматриваются Всеобщей декларацией прав и свобод человека, Международным пактом о социальных, экономических и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и более содержательна в этом плане, чем предыдущая консти-туция.
Права и свободы, закрепленные в конституции, подлежат судебной защите.
Как права, так и обязанности выражают отвечаемое нормам права поведение. Однако право означает возможность действовать, а обязанность - необходимость. Выполняя обязанности, гражданин должен делать, поступать гак, как ему предписано законом, а осуществляя право, он выбирает, действовать или не действовать. Право человека - это дозволенность определенного поведения, известный простор для действий по собственному усмотрению, мера свободного действия.
Вот почему установленные законом возможности в одних случаях именуют правами, а в других - свободами. Между этими понятиями трудно провести строгую грань, ибо одну и ту же правовую возможность можно характеризовать и как право, и как свободу.
Необходимо иметь в виду, что право, предоставляя через права широкую свободу выбора действий, определяет и четкие границы их использования. И не правы те, кто считает, что закон и свобода несовместимы. Реальной базирующейся на разумных нравственных началах свободы не может быть вне закона и тем более в противовес ему.
Правовое положение человека определяется всей совокупностью юридических прав и свобод, а также и обязанностей. Однако есть группа прав и обязанностей, которая имеет главное значение для определения правового положения человека. Эта группа прав и обязанностей называется основными или конституционными, так как они определяются конституцией. Кроме того основные права и обязанности выражают отношения между государством и личностью, осуществление их происходит в результате взаимодействия гражданина с государственными органами, коллективами трудящихся.
Основные права и обязанности от остальных элементов правового положения гражданина отличаются следующими свойствами:
они возникают непосредственно из конституции, которая определяет их содержание и объем;
они выражают прежде всего отношения и связи гражданина и государства;
они не прекращаются и не возникают вновь и действуют, пока лицо является гражданином Республики;
содержание и объем конституционных прав и обязанностей для всех граждан одинаковы;
реальность основных прав и обязанностей обес- печивается всем государственным и общественным строем; на охрану их поставлены соответствующие нормы всех отраслей права.
Система и виды основных прав, свобод и обязанностей. Совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение гражданина в обществе и государстве, образует систему, которой свойственны единство и внутренняя согласованность. Но это не исключает их группировки по одному или нескольким основаниям.
Общепризнанным делением прав и свобод является деление на права и свободы в области социально-экономической жизни, в области государственной и общественно-политической жизни и в области личной жизни граждан.
Советский Союз, в который входил и Узбекистан, был первой страной, конституция которой закрепляла социально-экономические права. Но из-за отсутствия гарантий, юридических механизмов их выполнения эти конституционные положения оказались простой декларацией. Жизненный уровень людей из года в год падал. В результате в Узбекистане, как и в других республиках, входивших ранее в Союз, не хватает элементарных продуктов питания, рост заработной платы не поспевает за ростом цен на самое необходимое.
Узкоклассовый подход к оценке исторического и культурного наследия, господство метода социалисти-ческого реализма, способствовали процветанию едино-образия, нивелированию национальных культур. Под знаком борьбы с мнимой враждебной идеологией из жизни общества вытеснялись исторически сложившиеся традиции и обычаи. Только в 1989 году был принят Закон о государственном языке Республики Узбекистан и лишь в 1992 г. - Закон об образовании, определяющие механизм реализации права на пользование родным языком и на образование.
Если социально-экономические права и свободы имели определенное конституционное развитие, то социально-политические и личные права и свободы широкого развития до последнего времени не имели, только теперь человек получил реальную возможность пользо-ваться ими.
К личным правам и свободам действующий Основной закон государства относит:
Право на жизнь. Посягательство на нее признается тягчайшим преступлением.
Право на неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона. Каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена в законном порядке, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению. Никто не может подвергаться медицинским или научным опытам без его согласия.
Право на защиту от посягательства на честь и достоинство человека, от вмешательства в его частную жизнь.
Право на неприкосновенность жилища, тайну переписки и телефонных разговоров. Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренном законом.
Право на свободное передвижение по территории республики, въезжать в Республику Узбекистан и выезжать из нее, за исключением ограничений, установленных законом.
Право на свободу мысли и убеждений.
Право на поиск, получение, распространение любой информации за исключением направленной против конституционного строя. Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам личной, коммерческой, а также государственной тайны. Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Свобода совести, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
К политическим правам относятся:
1. Право участвовать в управлении делами государства и общества, которое осуществляется как непосредственно через референдумы и самоуправление, так и через представительные органы, формируемые на демо-кратических началах.
Право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций.
Право на объединение в профессиональные союзы, партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях.
Право на подачу просьб и жалоб в компетентные органы, учреждения, народному представителю.
К социально-экономическим правам конституция относит:
Право на собственность, тайну банковских вкладов и наследование.
Право на труд, на свободный выбор работы, справедливые условия труда и на защиту от безработицы. Принудительный труд допускается лишь в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других предусмотренных законом случаях (альтернативная воинская служба).
Право на оплачиваемый отдых.
Право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях.
Право на квалифицированное медицинское обслуживание.
Право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного образования.
Обязанности граждан. Наряду с правами и свободами конституция определяет и обязанности гражданина. К ним относятся:
обязанность соблюдать конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей;
обязанность оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Республики;
обязанность бережно относиться к окружающей природе;
обязанность платить установленные законом налоги и местные сборы;
обязанность нести воинскую или альтернативную службу.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом. К ним относят право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них наиболее важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности. В данную группу входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания, право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

Исторический опыт совместного проживания людей позволяет выявить закономерности развития прав человека, общие и специфические принципы их формирования и реализации. В данном случае представляется возможным обратить внимание на следующие положения.

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XV (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США.

В-третьих, права человека – это не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

    Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

    Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

    Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

1) Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом

К основным правам и свободам в России относятся личные права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и возвращения в РФ;

Свободы совести и вероисповедания;

На неприкосновенность частной жизни;

На неприкосновенность жилища;

На тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

Свободы информации;

Свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

Право на объединение;

Право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет.

Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

    21 год для избрания депутатом Государственной Думы;

    30 лет для избрания главой субъекта РФ;

    35 лет для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено только в двух случаях:

Признания лица решением суда недееспособным;

Лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:

Право частной собственности (в том числе на землю);

Право на предпринимательскую деятельность;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий газовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника).

Трудовые права включают в себя:

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д.

К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на жилище (в том числе бесплатное);

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя:

Право на образование (в том числе бесплатное);

Право на участие в культурной жизни;

Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

    право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;

Право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав).

В России это:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Право на юридическую помощь;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

    по времени возникновения (поколения прав человека);

    сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

    По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма - это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) - на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

личные (гражданские);

политические;

социально-экономические, культурные.