Подсудность и подведомственность судов по гражданскому процессу. Образовательный портал - все для студента юриста

Для того чтобы все правовые основы страны приносили нужный результат, каждый государственный орган обязан точно выполнять те обязанности, которые были на него возложены. Причем делать это нужно только в рамках предоставленных полномочий, без попыток вторжения в работу других органов. Подведомственность - это один из инструментов, использование которого обеспечивает реализацию данного принципа.

Суть понятия

Когда речь идет о различных общественных организациях и государственных органах, одним из основных критериев их работы является определение типов тех гражданских процессов, которые для них актуальны. Подведомственность - это тот элемент рассмотрения гражданского процесса, который выполняет задачу идентификации актуального круга дел для конкретного органа. Это эффективный способ разграничения юрисдикции, неоднократно доказавший свою актуальность.

В качестве примера можно привести судебные разбирательства. Перед тем как принять дело к производству, каждый суд должен, прежде всего, проверить, не относит ли закон рассмотрение конкретной ситуации к юрисдикции других органов. Именно такую проверку и можно назвать определением подведомственности.

Грани данного правового явления

Для того чтобы в полной мере понять суть процесса определения компетенции в отношении гражданских дел, стоит обратить внимание на различные направления деятельности, которые включают понятие и виды подведомственности.

Изначально нужно понимать, что подобный процесс правильно будет относить к исключительно производным юридическим фактам. Когда речь идет о выборе юрисдикции в рамках работы с конкретным делом, то решение принимается исходя из сведений, имеющих юридическое значение.

Устанавливается подведомственность каким-либо органам различными правовыми актами и законами, в которых зафиксированы общие правила, а также исключения из них. Именно с их помощью в каждом конкретном случае происходит разрешение вопроса относительно того, какой орган будет заниматься делом (исполнительная, судебная власть и др.).

Критерии подведомственности также включают также следующие элементы:

  • Субъектный состав (те, кто принимают участие в споре).
  • Характер спорного правоотношения. Здесь речь идет об основном взаимоположении субъектов в рамках спорного материального правоотношения.
  • Наличие договора, заключенного обеими сторонами, участвующими в споре.
  • Спорность права или же его бесспорность.
  • В качестве еще одного критерия выступает характер правового акта. В данном случае имеется в виду определение ненормативного или нормативного характера.
  • Важным является определение органа, принявшего упомянутый выше акт. Здесь есть смысл говорить о целой структуре, то есть всех инстанциях, участвовавших в процессе принятия документа.

На этом комплекс принципов не заканчивается. Другими словами, в зависимости от ситуации возможно использование в законодательстве и дополнительных критериев, позволяющих эффективно разграничить сферы компетенции.

Виды гражданской подведомственности

В зависимости от того факта, какой орган будет заниматься конкретным делом, можно разделить процесс выявления актуальной юрисдикции на несколько направлений:

  • подведомственность дел общественным организациям (сюда относится компетенция биржевых комиссий, третейского суда и др.);
  • судебная (арбитражный или общий);
  • административная.

На этом разграничения в процессе определения нужного органа для работы с конкретным делом не заканчиваются.

Множественная подведомственность

Если продолжать говорить о таком процессе, как разграничение подведомственности, то стоит отметить, что определение юрисдикции можно разделить также на исключительную и множественную. Вторая заслуживает больше внимания, поскольку имеет несколько видов:

  • Императивная. Данный термин используется для описания тех дел, которые рассматриваются несколькими органами, но при этом именно в той последовательности, которая определена законом. В качестве примера стоит привести прежний порядок рассмотрения трудовых споров: изначально ими занимались соответствующие комиссии и лишь потом суды, причем в порядке обжалования. Но современный ТК позволяет физическим лицам обращаться изначально в суд, не соприкасаясь с комиссией по трудовым спорам.
  • Договорная подведомственность. Это не что иное, как определение юрисдикционного органа посредством соглашения участвующих сторон.
  • Смешанная. В этом случае есть смысл говорить о сочетании императивного и альтернативного видов определения компетенции. Другими словами, лицо, являющееся инициатором спора, может принять решение относительно того, чтобы его дело рассматривали несколько органов. Но даже после того, как будет принято окончательное решение в рамках выбранной юрисдикции, всегда остается возможность его обжалования в суде.
  • Альтернативная. Имеется в виду возможность определения конкретного органа лицом, которое намерено получить защиту собственных прав. Раньше суть подобного права сводилась к разрешению делать выбор между судом арбитражным и общей юрисдикции (лишь по некоторым видам дел). Но по причине обновления процессуального кодекса и введения более четких принципов определения актуальной компетенции, данный вид подведомственности фактически исчерпал себя.

Чем чреваты ошибки

Стоит понимать, что нарушение подведомственности - это достаточно серьезная проблема. Закон так определяет механизмы данных процессов, что в случае неверного выбора органа юрисдикции может быть отменено все дело.

Это означает, что все усилия, которые были приложены до момента выявления нарушения, фактически сводятся к нулю. Но подобная реакция возможна и в самом начале процесса. Скажем, если спор, инициированный конкретными гражданами, не относится к компетенции суда, то исковое заявление изначально не будет принято еще на стадии обсуждения. Во всяком случае, так должно быть. Итогом станет передача по подведомственности, которая позволит закончить дело в полном соответствии с требованиями закона.

Если же ошибку зафиксировали в процессе ведения дела, то этого будет достаточно для того, чтобы остановить процесс.

Юрисдикция и подведомственность в рамках суда

Изначально любые процедуры определения судебной компетентности можно разделить на несколько типов:

  • Альтернативная подведомственность. Имеется в виду возможность рассмотрения гражданских дел в различных юрисдикционных органах, а не только в суде;
  • Исключительная. В этом случае речь идет о проверке гражданских дел, которая в итоге исключает возможность обращаться куда-либо помимо суда с целью защиты собственных прав.
  • Договорная подведомственность - это процесс определения компетенции, в основании которого лежит соглашение сторон о том, что дело может быть рассмотрено в третейском суде.
  • Условная. Этот процесс требует урегулирования спора во внесудебном порядке перед тем, как будет начато официальное рассмотрение дела.

Разграничение, как можно заметить, достаточно грамотное, что позволяет быстро определять актуальный орган для конкретного процесса.

Какие дела рассматривает суд

Помня о том, что подведомственность, по сути, является определением наиболее подходящей юрисдикции, есть смысл рассмотреть ситуации, когда гражданам стоит обращаться именно в судебные органы.

Если обратить внимание на законодательство, то можно выделить следующие виды дел:

  • Споры, которые возникли по причине трудовых, семейных и гражданских правоотношений. При этом хотя бы один из участников должен быть гражданином.
  • Дела, которые на основании ст. 231 ГПК причисляются к судебной компетенции, хотя представляют собой результат административно-правовых отношений.
  • Разбирательства, касающиеся споров, которые возникли на основании договоров по доставке грузов посредством прямого воздушного и железнодорожного сообщения между различными компаниями, предприятиями с одной стороны, и органами воздушного, а также ж/д транспорта с другой. Подобные споры вытекают, как правило, из международных соглашений.
  • Зафиксированные в ст. 245 ГПК дела особого производства.

В некоторых случаях суды могут рассматривать и другие виды споров, которые были отображены в законодательстве РФ.

Изменение подсудности

Если рассматривать ситуации в рамках судебной ветви власти, то стоит отметить, что в том случае, когда было установлено несоответствие спора компетенции выбранного суда, передача дела другому органу не произойдет. То есть, если дело по своему типу относится к юрисдикции другого судебного органа, оно останется на рассмотрении у прежнего.

Изменение подведомственности в данном случае возможно лишь при допущенной ошибке, согласно второй части ст. 33 ГПК. При этом допускается подача частной жалобы с целью перевода дела в другой суд или же получения отказа передачи. Но если и было совершено перенаправление, то процесс должен продолжаться в любом случае. При этом инициировать споры о подсудности законодательство не позволяет.

Актуальность судебной юрисдикции

Очевидно, что права обычных граждан нуждаются в защите, причем надежной. Именно современное судопроизводство и выполняет такую функцию. Причем граждане могут рассчитывать на грамотные и объективные разбирательства не только в случаях, описанных в ст. 25 ГПК, но также и в любых конфликтных ситуациях. Речь идет об ущемлении свобод и прав вследствие действий каких-либо органов управления и государственной власти, организаций и физических лиц.

Следовательно, в процессе определения судебной компетенции, вне зависимости от того факта, какие правоотношения стали причиной спора, физическое лицо может рассчитывать на рассмотрение дела. В случае отсутствия иного порядка, установленного законом, свобода и право любого гражданина подлежит судебной защите.

Возможные исключения

Случаев, которые не подведомственны суду, не так уж и много. В качестве примера можно привести почти все коллективные трудовые споры между профсоюзом либо же работниками предприятия и администрацией компании. Такие дела не относятся к судебной юрисдикции и подлежат рассмотрению в особом порядке.

Если рассмотреть индивидуальные трудовые процессы, то в этом случае суды не могут разрешать споры руководящих лиц, которые были избраны, назначены или утверждены на свою должность высшим органом РФ или государственной власти. В эту исключительную категорию попадают прокуроры, судьи, а также их заместители и помощники.

Итоги

Рассмотрев систему разделения компетенции между различным органами, можно утверждать, что методы определения юрисдикции достаточно практичны. Тем не менее, во избежание недоразумений во время разрешения споров, есть смысл внимательно изучить описанные выше принципы и указанные в законе исключения.

Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Это тема, которой быть не должно потому, что есть вещи, которые должны регулироваться так просто, даже тупо, чтобы всё было предельно понятно. Открываешь, читаешь и всё понятно. Почему? Процесс – штука непростая. А что такое подведомственность и подсудность? Это ответ на вопрос о том, в какой суд идти. И если проблемы создать уже на этом уровне, то тогда процесс превращается в ад. Ранее Шварц читал лекции по 6 часов по подсудности. Теперь он хочет в 2 часа их уложить, так как современное нормативное регулирование подведомственности столь безобразно, что подведомственность из механизма, обеспечивающего доступ к судебной защите, превратилась в механизм физического воспрепятствования судебной защите. Просто надоело и противно обо всём этом говорить. Хотя можно в такие детали уйти, 6, 8 часов – просто сказка.

Подведомственность.

5 понятий подведомственности (для начала).

1. Это «пределы ведомства» («под ведомством»). Пределы власти. Компетенция. Отсюда подведомственность – это процессуальное наименование компетенции государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел (споров).

2. Подведомственность – это свойство дела, характеристика дела подлежать рассмотрению и разрешению в определённом юрисдикционном органе.

3. Подведомственность – это институт гражданского процессуального права (совокупность норм, определяющих: где, когда, в каком суде рассматриваются юридические дела).

4. может быть, это включить надо в первое? Одно и то же? Подведомственность – этоэлемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – это система процессуальных правоотношений. Что значит в них вступить? Найти предпосылки этих правоотношений. Так вот, подведомственность – этопервая предпосылка процессуальной правосубъектности. Элементами правосубъектности суда являются: 1. Подведомственность (базовый, широкий, основной элемент), 2. Подсудность (когда мы выберем суд, компетентный рассматривать дело, из числа видов судов РФ, потом нужно найти конкретный суд), 3. Личная правоспособность состава суда – это ни что иное, как законный состав суда (ст. 16, 17, которые мы читали). Во-первых, мы должны прийти в суд, которому дело подведомственно, подсудно, и судья в кресле сидеть должен законный.

5. Подведомственность – это рабочий механизм (инструмент) распределения дел между юрисдикционными органами. Американские учебники гражданского процесса начинаются с вопроса подведомственности (в какой суд идти?). Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но в современных условиях это высшая математика.

Виды подведомственности.

1. Исключительная (подведомственность «здесь и только здесь»). Исключается рассмотрение дела в другом юрисдикционном органе. Дела о восстановлении на работе только где? В суде. Дела о расторжении брака между супругами с детьми – только в суде. Это примеры исключительной подведомственности.

2. Смешанная . Что-то смешали. Что смешали? В наше время смешивается всё, что только можно. В данном случае: смешанные инструменты судебной и административной (общественной) юрисдикции. Примеры: трудовые споры помимо восстановления на работе. Можно в комиссию по трудовым спорам, можно в федеральную инспекцию труда, а можно в суд, по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. Если мы пошли в КТС, или в федеральную инспекцию труда, мы потом сможем пойти в суд. При отсутствии детей – расторжение брака либо в суде, либо в ЗАГС при взаимном согласии супругов.

3. Условная . Значит, дело подведомственно под условием. Какое имеется в виду условие? Условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно направить претензию. Какие споры приходят на ум? Перевозка или ст. 452 ГК (своего рода, генеральное правило условной подведомственности): прежде чем расторгнуть договор, нужно направить претензию противоположной стороне. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

4. Императивная . Родная сестра подведомственности условной. Тут тоже можно пойти в суд. Как и при условной, нужно выполнить некое действие. Разница в том, чтопри условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спормежду собой , апри императивной – обязаныпередать спор на разрешение внесудебной юрисдикции. Сначала внесудебная юрисдикция, а потом – в суд. Как правило, какая внесудебная юрисдикция? Административная. Императивная подведомственность имеет весьма драматическую историю. Было сначала её отрицание, затем – полное восстановление в нашем законодательстве. Речь идёт об административных делах. Сначала, перед жалобой в суд, была обязательна жалоба вышестоящему начальнику. Победила Конституция 1993 года, было сказано, что императивная подведомственность ей противоречит (доступ к правосудию) диссертации о том, что императивную подведомственность нужно упразднить. Подведомственность – не научная категория, это категория целесообразности, так какне бывает судов плохих и хороших (поэтому не может быть таких диссертаций). Не должны быть разговоры: одни умнее, а другие глупее. Говорили, что императивная подведомственность противоречит ст. 46 Конституции. Последним бастионом пал Таможенный Кодекс 1992 года, который последний отстаивал и сохранял императивную подведомственность. Потом мы про неё забыли. Потом она резко и неожиданно вернулась в НК. Ст. 101 НК, 108 НК, 109 НК – прежде чем подавать заявление в суд, сначала – обратиться в вышестоящий налоговый орган.История совершила круг на наших глазах. Шварц: никакого противоречия ст. 46 Конституции нет. Досудебное урегулирование возможно и необходимо. Товарные знаки, патенты – прежде чем подавать иск в суд, сначала нужно обратиться в Роспатент. Это примеры императивной подведомственности. Сначала во внесудебный юрисдикционный орган, и только потом – в суд. В этом разница с условной подведомственностью: там нужно попытаться урегулировать спор между собой.

5. Альтернативная . В отличие от смешанной подведомственности, а там смешанные виды общественной, административной и судебной компетенции, и можно обратиться в общественную или административную компетенцию, а потом в суд, или же сразу в суд (тут выбор, как и в альтернативной), выбор административной или общественной юрисдикции прекращает своё существование, альтернатива только до момента выбора существует. Но в суд всё равно можно пойти, судебная защита гарантирована Конституцией.В нашей действительности альтернативная подведомственность – это выбор между судами (арбитражным судом и судом общей юрисдикции). Почему не может быть альтернативной подведомственности? Потому что дублирование компетенций судов – нежелательное явление (два суда обладают одинаковой компетенцией, раз уж можно выбирать). Но сейчас и альтернативная подведомственность у нас есть. Ст. 122 ГПК. Вексельное требование может быть как коммерческим, так и некоммерческим. В арбитражном процессе судебного приказа нет. Дальше практика, размышляя над этим вопросом, породила постановление пленума 3/2 от 5 февраля 1998 года, где сказано, что коммерсанты по вексельному коммерческому требованию, могут выбирать: за судебным приказом – в суд общей юрисдикции, а с иском – в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование между одними и теми же субъектами альтернативно подведомственно в приказном производстве и в исковом соответственно суду и арбитражному суду. Конкурирующих и совпадающих компетенций быть не должно (Шварц).

6. Договорная . Возможность передать спор на разрешение третейского суда – об этом мы читаем в ч. 3 ст. 3 ГПК, а далее – в ст. 222 ГПК. Заявление остаётся без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда и от ответчика поступило возражение о рассмотрение спора в суде.

Чтобы спор возможно было решить в суде, необходимо составить исковое заявление и определить суд, который вправе рассматривать спор.

Зачастую даже опытные юристы ошибаются в выборе надлежащего суда. Определение органа судебной власти, куда нужно подать конкретное исковое заявление, зависит от подсудности и подведомственности спора.

Подведомственность - это разграничение компетенции между органами власти.

Споры могут быть подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции : мировой суд, районный суд, областной суд - рассматривают споры с участием граждан и юридических лиц по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ст. 22 ГПК РФ).

Арбитражные суды - рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Для выяснения подведомственности достаточно определить, является ли спор экономическим и связанным с предпринимательской деятельностью.

Внимание! Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если в исковом заявлении имеется нескольких взаимосвязанных требований, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду, то такое дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если требования не взаимосвязаны, то суд вправе их разделить и принять только подведомственное требование (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Определив подведомственность (в рассматриваемом случае пусть это будут суды общей юрисдикции), необходимо определить подсудность.

Подсудность - это совокупность признаков спора, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такой спор.

Подсудность делиться на два типа: родовая и территориальная.

Родовая подсудность зависит от характера спора, его цены и предмета. Определяет уровень суда, который должен рассматривать спор.

Родовая подсудность делится на четыре подтипа:

Подсудность мирового суда;

Подсудность районного суда (для жителей Истринского района - Истринский городской суд);

Подсудность Верховного суда республики, областного или краевого суда, городского суда города Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области, суда автономных округов (для жителей Истринского района - Московский областной суд);

Подсудность Верховного суда РФ.

Мировому суду подсудны следующие споры (ст. 23 ГПК РФ):

О выдаче судебного приказа;

О расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

О разделе совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Иные семейно-правовые дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

По имущественным спорам (за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности), при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Об определении порядка пользования имуществом.

Районному суду подсудны все оставшиеся споры, которые не отнесены к подсудности мирового, областного, военного и Верховного судов (ст. 24 ГПК РФ).

Военным судам подсудны споры с участием военнослужащих (ст. 7 ФЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие споры (ст. 26 ГПК РФ):

Связанные с государственной тайной;

О признании и исполнении решений иностранных судов.

Внимание! Московскому городскому суду подсудны дела по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, кроме прав на фотографии и аналогичные произведения. При рассмотрении спора Московским городским судом о защите авторских и смежных прав ему подсудно также рассмотрение вопроса о блокировке.

Верховному суду РФ подсудны следующие споры (ст. 27 ГПК РФ, ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»):

Об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;

Об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов;

О приостановлении, ликвидации деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

О прекращении деятельности средств массовой информации;

Об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

Об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов;

О прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы;

О расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

По разрешению споров между органами власти согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Интересно: в случае если подсудность дела изменяется в ходе его рассмотрения, то дело передается в соответствующий суд для его рассмотрения согласно новой подсудности.

Территориальная подсудность определяет конкретный и определённый суд, которой должен рассматривать спор. По общему правила территориальная подсудность определяется по месту жительства или нахождения ответчика по иску (ст. 28 ГПК РФ).

Истец имеет право выбрать другой суд по следующим правилам (ст. 29 ГПК РФ):

Если место жительства ответчика неизвестно или он его не имеет - по месту нахождения его имущества или по последнему месту жительства;

Иск к организации по спору в отношении действий её филиала может быть предъявлен по месту нахождения этого филиала;

Иски о защите прав потребителя могут быть предъявлены по месту жительства или месту нахождения истца, либо по месту заключения или исполнения договора;

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены по месту их исполнения;

Иски, связанные со столкновением судов, заработной платы экипажа суда, репатриации и взносов на социальное страхование, а также взысканием вознаграждения за помощь в спасении на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

По месту жительства истца могут быть предъявлены следующие иски:

О взыскании алиментов и установлении отцовства;

О расторжении брака, если истец имеет несовершеннолетнего ребенка или по состоянию здоровья невозможен его выезд к ответчику;

О возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья;

По восстановлению пенсионных и жилищных прав, возврата имущества и его стоимости, иски связанные с незаконным осуждением и привлечением к уголовной ответственности;

О защите персональных данных;

О прекращении оператором поисковой сети выдачи ссылок;

О восстановлении трудовых прав.

Исключением территориальной подсудности являются следующие споры (исключительная подсудность):

Иски о правах на объекты, прочно связанные с землёй, (здания, строения, сооружения), а также иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск направлен к нескольким ответчикам, то его можно предъявить по месту жительства одного из ответчиков (ст. 31 ГПК РФ).

Также территориальная подсудность может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, чтобы найти суд, в который необходимо подавать иск, следует сначала определить подведомственность (арбитражный суд или суд общей юрисдикции), после чего определить родовую подсудность (мировой суд, районный, областной или верховный), а затем - территориальную. В результате будет определён необходимый суд.

Кирилл Серёгин, юрист

Во-первых, подведомственность – это пределы ведомства, а пределы ведомства – это пределы власти, а пределы власти – это компетенция. То есть подведомственность – это процессуальная компетенция государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Во-вторых, подведомственность – это свойство дела (дело подведомственно…) подлежать рассмотрению и разрешению в определенном юрисдикционном органе.

В-третьих, подведомственность – это институт ГПП, то есть совокупность норм, которые определяют, в каких судах рассматривается конкретное дело.

В-четвертых, подведомственность – это элемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – система процессуальных правоотношений. Вступить в процессуальные правоотношения – значит, найти предпосылки для вступления. Одна из предпосылок – правосубъектность. Подведомственность – аналог правосубъектности суда. Отметим, что элементами правосубъектности суда являются: (1) подведомственность, (2) подсудность, (3) личная правосубъектность состава суда (законность состава суда – ст.16 и 17 ГПК).

В-пятых, подведомственность – это рабочий механизм распределения дел между юрисдикционными органами. Куда идти? – на этот вопрос пятое определение подведомственности. Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но у нас это не так.

(i) Виды подведомственности.

Исключительная подведомственность: исключается рассмотрение дела в другом органе. Например, дела о восстановлении на работе только в суде. Дела о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, только в суде.

Смешанная подведомственность: смешиваются элементы судебной с одной стороны и административной (или общественной) юрисдикции. Трудовые споры можно в КТС, можно в Роструд, а можно в суд по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не лишает возможности пойти в суд впоследствии.

Условная подведомственность: дело подведомственно под условием. Это условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно предъявить претензию. Например, перевозка. Ст.452 ГК: некая общая норма о расторжении договора. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

Императивная подведомственность: родная сестра условной подведомственности. Здесь тоже можно пойти в суд, но прежде чем туда пойти, нужно тоже сделать определенное действие. А разница в том, что при условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спор между собой, а при императивной подведомственности стороны должны сначала в несудебную юрисдикцию пойти. Как правило, это административная юрисдикция. В советское время возобладало правило, что сначала жалобу вышестоящему начальнику, а только потом в суд. А когда приняли КРФ (ст.46), императивная подведомственность противоречит ст.46 КРФ. Подведомственность – не научная категория (диссертация на эту тему быть не может). Это категория целесообразности, ибо не бывает плохих и хороших судов. А теперь вернулась императивная подведомственность. Например, НК РФ. В патентных спорах сначала в Роспатент надо.

Альтернативная подведомственность.

Она, в отличие от смешанной подведомственности (в смешанной - смешаны виды общественной, административной и судебной компетенции). Альтернативная тоже означает выбор, но при смешанной подведомственности выбор общественной или административной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. А вот при альтернативной подведомственности выбор одной возможности прекращает возможность обратиться в другую инстанцию. Когда можно говорить о подобной подведомственности? Ведь у нас есть абсолютное право в суд. Это означает, что альтернативная подведомственность - это выбор между судами: между общей юрисдикцией и арбитражкой.

Выбор между судами означает, что у двух судов есть юрисдикция. А такого быть не должно. Следовательно альтернативной подведомственности быть не может.

Ст.122 - судебный приказ может быть выдан по вексельному требованию. Вексельное требование бывает коммерческим (два предпринимателя) и некоммерческим (нет предпринимателя). В арбитражке нет судебного приказа. И есть Постановление Пленума 3/2 1998 года: коммерсанты по коммерческому требованию могут выбирать: за приказом в СОЮ, а с иском - в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование альтернативно подведомственно в приказном производстве общей юрисдикции, а в исковом - арбитражному суду.

Договорная подведомственность.

Она представлена возможностью передать спор на разрешение третейского суда. Об этом мы читаем в статье 3 ГПК (часть 3): спор из гражданских правоотношений может быть передан на рассмотрение третейского суда. Продолжение этой мысли - в ст.222: заявление остается без рассмотрения, если имеется соглашение между сторон о передаче спора в третейский суд, и от ответчика поступило заявление о наличии такого соглашения.

А возможны ли споры о подведомственности? ст.33 ч.4 - споры о подведомственности формально не запрещены. Однако по-хорошему споры такие запрещены. А на практике у нас такое часто. Вот споры по подсудности точно не могут существовать.

Постепенно практика (в первую очередь ВАС) склонилась к тому, что если СОЮ прекратил производство по делу, то арбитражный суд обязан принять дело к производству, даже если он видит, что общий суд ошибся.

Сейчас также становиться и в СОЮ: если арбитражка прекратила производство по делу, то СОЮ должен принять дело.

Это всё по смыслу конституции.

Теперь к ст.22 ГПК. Правило подведомственности: судам общей юрисдикции подведомственно все, что не подведомственно другим суда. Тут подведомственность по остаточному принципу. Поэтому в ГПК особо регулировать-то и нечего. Акцент о подведомственности уходит в кодексы, посвященные специальной юрисдикции (там, где КС, Уставные суды, там, где арбитражные суды - там компетенция исчерпывающим образом описывается).

И вот, законодатель сначала пытается что-то здесь перечислять. Само правило подведомственности - в ч.3 ст.22 (если нет компетенции арбитражного суда, то СОЮ). Правда, в ч.3 ст.22 не сказано про конституционную юрисдикцию (в т.ч. с уставными судами). Это дефект, конечно.

На этом, обсуждение вопросов о подведомственности и заканчивается. Дальше нужно посмотреть на то, что в других ФЗ сказано.

Вот, посмотрим в АПК. В ст.27 АПК закреплено два классических критерия подведомственности дел арбитражному суду: субъектный состав и характер спора.

Спор должен быть экономическим, но что такое "экономический" - непонятно. Понятие предпринимательской деятельности у нас есть, а вот "экономической" нет. Что такое иная экономическая деятельности? Адвокатская деятельность - не предпринимательская деятельность (ст.1 закона об адвокатуре), а экономическая ли она? А деятельность по собиранию доходов бюджета в финансовом праве? Ну, главное слово российского законодателя - это "иная".

А еще есть субъектный критерий: организации (коммерческие и некоммерческие), ИП, и в случаях, предусмотренных законом, публично-правовые образования, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане.

В ст.28 - дела из гражданских правоотношений. И больше ничего не сказано, нет перечня. То есть любое дело из гражданских правоотношений, где участвуют указанные выше субъекты.

А в ст.29 - дела из административных правоотношений. Там перечень. Он открытый или закрытый? Закрытый. Потому что перечни открыты или закрыты не в статьях, а в законах. "Другие дела, отнесенные к компетенции арбитражки в случаях, предусмотренных федеральными законами". То есть перечень всегда исчерпывающий.

Дальше, ст.30 АПК - особое производство. А ст.33 АПК - специальная подведомственность (это термин, который заменяет в арбитражной процессе термин "исключительная подведомственность" - дела, который подведомственны только в арбитражных судах).

Например, дела о банкротстве (торговая и неторговая несостоятельность). Неторговая - это несостоятельность простых граждан, но этого пока еще нет. Еще, например, корпоративные споры (ст.225.1 АПК).

В чем состоит специальность указанной подведомственности? Ч.2 ст.33 - указанные дела рассматриваются в арбитражных судах независимо от субъектного критерия. Если ст.27 говорит о двух критериях (субъект и экономические споры), то дела специальной подведомственности требуют лишь наличие экономического спора, где могут участвовать и простые граждане.

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственно всё, кроме компетенции КС, арбитражных судов (ст.27, 28, 29, 33, 225.1 АПК).

Здесь надо было поставить точку.

Но регулирование у нас настолько отвратительно, что понять об этом невозможно.

Например, 31 декабря, две машины благотворительных организаций столкнулись. Деликт. СОЮ или арбитражные суды. По субъекту - организации, юридические лица, хотя и некоммерческие. А спор экономический? А черт знает. На практике, рассматривают в арбитражке, но деликты вообще не бывают экономическими (экономическая деятельность по причинению вреда:)). Практика смотрит: если субъектный состав есть, то арбитражка.

Другой пример: один ИП арендовал у другого ИП кафе для банкета. Потом он предъявил к ней иск о признании сделки недействительной по мотиву обмана. Спрашивается: банкет он заказывал как предприниматель или как простой гражданин. Арбитражка прекратила производство по делу, посылали их в СОЮ. А Президиум ВАС сказал: не факт, что он это делал в качестве простого гражданина. Поэтому дело арбитражному суду подведомственно. Конечно, почему бы человеку не нажраться в качестве индивидуального предпринимателя.

Третий пример: гражданка Филипас заключила договор долевого участия в строительстве. Дом не построили. Она расторгла договор, ей стали должны деньги. И она это требование уступило юридическому лицу. Цессионарий будет предъявлять иск к застройщику в арбитражный суд или в СОЮ. Субъекты - два юридических лица, но требование возникло из договора долевого участия в строительстве, который является потребительским. Президиум ВАС сказал: цель, которую преследовала Филипас, когда заключала договор, не перешла в правоотношения между новыми субъектами. Поэтому у новых субъектов уже другая цель, а та цель никуда не перешла. Возникает вопрос: что такое цель в правоотношениях? Не говоря уже о том, может ли цель переходить и ходить. Дело все в том, что при цессии никаких новых правоотношений не возникает, просто меняется субъектный состав. Поэтому переход цели в правоотношение между цессионарием и застройщиком невозможен, ибо к ним перешло само правоотношение. В итоге, ВАС сказал, что спор подведомственен арбитражному суду, хотя предыдущие суды отказывали в производстве по этому делу.

Вот, теперь видно, что у нас просто идиотизм.

Или иски от ТСЖ. Когда ТСЖ заключает договоры на поставку воды, газа и т.д., а потом не платит по этим договорам, то тут можно согласиться, что споры подведомственны арбитражным судам: два юрлица, и деятельность вроде бы экономическая.

Но вот товарищество собственников жилья решается защитить общую долевую собственность (истребование чердака из чужого незаконного владения у юрлица). Тут ТСЖ виндицирует у юрлица в СОЮ или в арбитражных судах? Собственность тут у нас точно создана не для предпринимательской деятельности, а для обслуживающей дом деятельности, т.е. для потребительской деятельности. По практике у нас - арбитражный суд, но это далеко не очевидно.

Ст.33 АПК говорит в п.3 - дела по спорам о государственной регистрации юрлиц. Какие юридические лица? Ст.33 исключает субъектный состав как критерий подведомственности. Есть ППВАС от 9.12.2002 №11 и ППВС №2 от 20.01.2003. ВАС, пытаясь объяснить п.3 ст.33, говорит: сюда не попадают политические партии, религиозные объединения, общественные объединения, ибо они точно не предпринимательские. Тут, говорит ВАС, нужен СОЮ. Но есть некоммерческие организации, но которые немножко коммерческие (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, адвокатское бюро). Куда обжаловать отказ в регистрации таких организаций? Президиум сказал, что отказ в регистрации адвокатского бюро - это СОЮ, но налоговые споры адвокатского бюро с налоговыми инспекциями - это арбитражные суды. Арбитражным судам все-таки подлежат к их компетенции споры об отказе в регистрации тех некоммерческих организаций, которые хотя и не преследуют цель извлечения прибыли, но все-таки ею занимаются, - говорит ВАС.

Это все к тому, что регулирование подведомственности превращено в полное безобразие. А урегулировано оно должно быть так просто, так тупо, чтобы сразу было понятно.

Заключительный пример: корпоративный спор. Иск о признании права собственности на акции, если спорят два граждинина. Шварц говорит: в СОЮ, конечно. А СОЮ отказал в принятии иска. Шварц пишет частную жалобу. А там есть разъяснение ВС РФ: спор о праве собственности на акции - это обычный спор о праве собственности. Городской суд опять отказал. Оказывается, вышло разъяснение ВАС, где он сказал, что право собственности на акции - это контроль над корпорацией, а контроль над корпорацией - это арбитражный спор.

Поэтому, всё это антиконституционно, это диверсия против государства. В особенности, ст.27 АПК.

Не бывает судов плохих и хороших. Что рационального должно лежать в основе вопроса о подведомственности? Подведомственность - вопрос политики и целесообразности. Дело должно быть организовано здраво и рационально. В основе подведомственности должна лежать одна единственная мысль - специализация судов. Например, суд по интелектуальным спорам, арбитражные суды и т.д. Подведомственность - это отражение того, как мы видим специализацию.

Со специализацией происходит Бог знает что. Есть ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1-ой ГК). ИП в любой момент может сдать свидетельство в инспекцию налоговой и перестать быть предпринимателем. Спрашивается, его прошлые предпринимательские правоотношения где будут рассматриваться? Пленумы сказали, что в СОЮ, если он уже перестал быть ИП. А что, если гражданин занимается предпринимательством без регистрации. К нему применяются материальные правила о предпринимательстве. Суд сказал, что в СОЮ, хотя арбитражные суды больше шарят в предпринимательстве. Усугубим: иск предъявил ИП, а в течение производства по делу он перестал быть ИП. Тут Пленумы сказали, что продолжать надо, а не отправлять в СОЮ. Итог: чтобы подавать в арбитражку, в момент подачи дела гражданин должен быть зарегистрированным предпринимателем.

Например, предположим, ИП должен платить особенный налог. Он знает, что у него недоимка. Он пошел и прекратил быть предпринимателем. По Пленумам - в СОЮ надо идти, хотя они вообще не шарят в этих налогах для ИП. Тут специализация нарушается.

Ч.4 ст.22 - это правило преимущественной подведомственности: если несколько дел, где часть подведомственны СОЮ, а часть - арбитражке, то надо разделить. А если разделить невозможно, то в СОЮ все дела. СОЮ имеет преимущественную подведомственность.